Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Набор заданий для проверки достижения




Методические указания для студентов по самостоятельной подготовке к практическому занятию по коммунальной гигиене

 

«Вода как фактор передачи инфекционных

И неинфекционных заболеваний»

 

Для студентов 6 курса медицинского факультета,

Специальность – медико-профилактическое дело

 

 

Донецк – 2011 г.

 

 

Тема: «Вода как фактор передачи инфекционных

И неинфекционных заболеваний»

 

Актуальность темы

 

Обеспечение населения достаточным количеством и хорошего качества водой для оптимального удовлетворения физиологических и гигиенических нужд стало актуальной проблемой в результате антропогенного загрязнения источников водоснабжения. Эти загрязнения во многих случаях являются причиной возникновения и распространения среди населения ряда инфекционных, паразитарных заболеваний, а также заболеваний неинфекционной этиологии, связанных с поступлением в водоисточники различных химических соединений техногенного происхождения.

Чем разнообразнее характер и выше степень загрязнения источника водоснабжения, тем сложнее получить доброкачественную питьевую воду, труднее решать вопросы о допустимых уровнях ее загрязнения. В этой связи санитарному врачу, специалисту в области коммунальной гигиены, очень важно знать новейшие требования к качеству питьевой воды и воды источников водоснабжения, правильно и грамотно использовать эти требования в процессе предупредительного и текущего санитарного надзора за централизованным и децентрализованным водоснабжением населенных мест.

 

                                 Цели обучения.

Общая цель. Уметь оценить качество питьевой воды при централизованном и децентрализованном водоснабжении, определить роль качества воды в возникновении инфекционных и неинфекционных заболеваний.

 

 

Конкретные цели: Цели исходного уровня знаний-умений:

Уметь:

1. Оценить качество поды при централизованном и децентрализованном водоснабжении по результатам ее лабораторного исследования. 1. Использовать нормативные документы по оценке качества питьевой воды (кафедры гигиены, экологии и безопасности жизнедеятельности, 3 курс).
2. Выделить факторы риска для здоровья населения при употреблении недоброкачественной воды. 2. Трактовать термин «доброкачественная вода» (кафедры гигиены, экологии и безопасности жизнедеятельности, 3 курс).
3. Определить инфекционные заболевания, фактором передачи которых является вода. 3. Интерпретировать патогенез кишечных заболеваний (кафедры гигиены, экологии и безопасности жизнедеятельности, 3 курс).
4. Определить неинфекционные заболевания, фактором передачи которых является вода. 4. Интерпретировать патогенез заболеваний, связанных с химическим загрязнением питьевой воды (кафедры гигиены, экологии и безопасности жизнедеятельности, 3 курс).
5. Оценить правильность размещения и оборудования колодца и каптажа родника.  

 

Для того чтобы уяснить соответствует ли исходный уровень Ваших знаний-умений необходимому, выполните следующие задания. Правильность решения заданий сверьте с эталонами ответов.

 

Задания для самопроверки исходного

Уровня знаний-умений

Задание 1. Санитарному врачу необходимо оценить качество воды на водопроводной сети населенного пункта.

Укажите нормативный документ, который он должен использовать в данном случае.

А. ГСанПиН № 383.

В. ГСанПиН 2.2.4-400-10 .

С. Положение «О порядке проектирования и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения» № 2640-82.

D. ГОСТ 2761-84.

Е. СанПиН 5179-90.

 

Задание 2.  Доброкачественной для питьевых целей считается вода безопасная в эпидемическом, токсическом, радиационном отношении, имеющая приятные органолептические свойства.

Какие показатели не учтены в данном определении?

А. Общая минерализация.

В. Общее микробное число.

С. Показатели физиологической полноценности.

D. Содержание нитратов.

Е. Мутностью

 

Задание 3. При оценке эпидемической обстановки в населенном пункте необходимо учитывать также роль водного фактора в распространении кишечных инфекционных заболеваний.

Укажите, в передаче какого инфекционного заболевания вода играет роль фактора передачи.

А. Трихинеллеза.

В. Вирусный гепатит А.

С. Вирусный гепатит В.

D. Микотоксикозы.

Е. Ботулизм

 

Задание 4. Районной СЭС проведено лабораторное исследование питьевой воды из шахтного колодца, расположенного на окраине села. Получены следующие результаты показателей солевого и микроэлементного состава воды: хлориды – 96 мг/дм3, сульфаты – 128 мг/дм3, фтор – 1,2 мг/дм3, нитраты – 84 мг/дм3.

Выберите показатель токсической опасности питьевой воды.

А. Содержание хлоридов.

В. Содержание сульфатов.

С. Содержание фтора.

D. Содержание нитратов.

Е. Содержание фтора и нитратов.

 

Эталоны ответов:  1 – В, 2 – С. Задания 3, 4 выполните самостоятельно.

 

Информацию, необходимую для формирования исходного уровня знаний-умений, можно найти в следующих источниках литературы:

1. І.І Даценко, Р.Д.Габович. Профілактична медицина. Загальна гігієна з основами екології. – К.: Здоров’я, 1999. – С. 150-159, 209-220.

2. Загальна гігієна: Посібник для практичних занять / За загальною редакцією Даценко І.І. – Львів: Світ, 2001. – С. 104-127.

 

Содержание обучения

Теоретические вопросы, на основании которых возможно

Выполнение целевых видов деятельности

 

1. Гигиеническое и физиологическое значение воды.

2. Виды водоснабжения, гигиеническое обоснование норм водопотребления в населенных пунктах.

3. Гигиенические требования к качеству воды при централизованном и децентрализованном водоснабжении.

4. Методика «чтения» лабораторных анализов питьевой воды.

5. Значение воды и условий водоснабжения в распространении инфекционных заболеваний.

6. Роль водного фактора в возникновении заболеваний неинфекционной этиологии.

7. Централизованное горячее водоснабжение. Основные требования к качеству воды.

8. Гигиенические требования к размещению, оборудованию, содержанию и эксплуатации колодцев и каптажей родников.

9. Особенности водоснабжения в полевых условиях.

 

После усвоения вышеуказанных вопросов ознакомьтесь с графом логической структуры темы занятия (Приложение 1).

 

Источники информации, необходимые

для реализации целей обучения

 

1. Комунальна гігієна / Е.Г. Гончарук, В.Г. Бардов, С.І. Гаркавий, О.П. Яворовський та ін. / За ред. Є.Г. Гончарука. – К.: Здоров׳я, 2003. – С. 37-96, 115-120, 177-185.

2. Гігієна та екологія. Підручник / За ред. В.Г.Бардова. – Вынниця: Нова Книга, 2006. – С. 192-210.

3. Руководство к лабораторным занятиям по коммунальной гигиене / Под ред. Е.И.Гончарука. – М.: Медицина, 1990, С. 89-97.

 

5. Військова гігієна з гігієною надзвичайних ситуаціях. Підручник / За ред. К.О.Пашка. – Тернопіль: Укрмедкнига, 2005. – С. 109-152.

 

Дополнительная литература

1. Закон Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения», утв. Постановлением Верховного Совета Украины № 4004-XII от 24.02.1994 г.

2. СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий».

3. СНиП 2.04.02-84. «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения».

4. Водний кодекс України. Затверджений Постановою Верховної Ради України від 06.06.1995 р.

5. Закон України «Про питну воду та питне водопостачання». Затверджений Постановою Верховної Ради України від 10.01.2002 р.

6. Коммунальная гигиена / Под. ред. К.И.Акулова, К.А.Буштуевой. – М.: Медицина, 1986. – С. 109-112.

7. Коммунальная гигиена / Под ред. К.И.Акулова, К.А.Буштуевой. – М.: Медицина, 1986, С. 32-75.

8. Державні санітарні норми та правила «Гыгыэнычны вимоги до води питноъ, призначеноъ для споживання людиною» (ДсанПыН 2.2.4-400-10). – Наказ МОЗ України № 400 від 12.05.2010 р.- Зареэстровано Міністерстві юстиції України 1 липня 2010 р. за № 452/17747.

 

ориентировочная основа деятельности

 

После изучения источников литературы ознакомьтесь с алгоритмом, который определяет последовательность и характер Ваших действия при выполнении самостоятельной работы (Приложение 2).

 

Набор заданий для проверки достижения

Конкретных целей обучения

 

Для проверки усвоения материала Вам предлагается выполнить следующие задания:

Задание 1. Из водопроводной сети города отобрана проба воды. Получены следующие результаты лабораторного исследования отобранной пробы:

  1. Мутность, НЕМ                                         - 0,4

  2. Цветность, град.                                        - 15

  3. Запах, вкус и привкус, баллы                   - 2

  4. Фтор, мг/дм3                                                                                 - 1,0

  5. Общая жесткость воды, мг экв/дм3           - 5,6

  6. Нитраты, мг/дм3                                               - 60

  7. Хлориды, мг/дм3                                                   - 200

  8. Сульфаты, мг/дм3                                      - 240

  Дайте гигиеническую оценку качества воды в водопроводной сети.

А. По всем показателям вода соответствует гигиеническим нормативам.

В. Жесткость воды  не соответствует гигиеническому нормативу.

С. Вода не соответствует нормативу по содержанию нитратов.

D. Вода не соответствует нормативу по органолептическим показателям.

Е. Вода не соответствует нормативу по содержанию фтора.

Задание 2. Для организации водоснабжения население поселка используется межпластовый водоносный горизонт с содержанием меди – 0,3 мг/м3, сульфатов – 141 мг/м3, хлоридов – 96 мг/м3, нитратов – 22 мг/м3, фтора – 2,7 мг/м3.

Выделите факторы риска для здоровья людей, употребляющих воду данного качества.

A. Концентрация меди.

B. Концентрация сульфатов.        

C. Концентрация хлоридов.

D. Концентрация фтора.

E. Концентрация нитратов.

 

Задание 3. При оценке качества воды из водопроводной сети населенного пункта установлено, что в отобранных пробах коли-индекс составляет 5.

Укажите развитие какого заболевания может наступить у жителей, употребляющих воду данного качества для питьевых целей.

А. Трихинеллеза.

В. Вирусный гепатит А.

С. Вирусный гепатит В.

D. Микотоксикозы.

Е. Ботулизм

 

Задание 4. В районном центре с централизованным водоснабжением участились случаи образования желтовато-коричневых пятен на зубах, потери гладкости зубов, а у людей среднего и старшего возраста отмечаются еще боли и ограничение подвижности в суставах, деформация скелета.

Эти нарушения в состоянии здоровья населения вероятнее всего связаны с повышенным содержанием в подземной воде:

А. Ннитратов.

В. Железа.

С. Ффтора.

D. Свинца.

Е. Молибдена.

 

Задание 5. В качестве источника децентрализованного водоснабжения сельских домов служит шахтный колодец, расположенный на территории одной усадьбы. На расстоянии 35 от колодца ниже по рельефу местности находится уборная с проницаемым выгребом.

Оцените правильность расположения колодца на территории усадьбы.

А. Место расположения для колодца выбрано правильно.

В. Колодец расположен правильно, так как необходимо удаление от уборных не менее чем 30 м.

С. Расстояние от источника загрязнения до колодца не должно быть менее 40 м.

D. Место размещения колодца выбрано неправильно, так как удаление от уборных должно быть не менее 50 м.

Е. Колодец расположен неправильно, так как необходимо удаление от уборных не менее чем 100 м.

Эталоны ответов на задания: 1 - С, 2 – D. Задания 3-5 решите самостоятельно.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 185.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...