Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Содержание разделов и тем лекционного курса




Раздел 1. Философия, её определение и сущность

 

Тема 1. Предмет философии. Место и роль философии в культуре – 14 часов (2 аудиторных, 12 самостоятельно)

Становление философии как духовной формы бытия. Разнообразие определений философии, философский плюрализм. Мировоззренческая направленность и критичность философии. Философия и наука. Философия и религия. Философия и искусство. Универсальный характер философского познания. Функции философии в обществе.

Раздел 2. Основные направления, школы философии

Тема 2. Античная философия – 4 часа (2 аудиторных, 2 самостоятельно)

    Милетская школа. Проблема первоначала бытия. Диалектика Гераклита. Учение о бытии Парменида. Атомизм Демокрита. Софисты и Сократ. Учение Платона об идеях. Аристотель - вершина научной мысли античности.

Тема 3. Средневековая философия – 4 часа (4 самостоятельно)

Основные идеи и принципы средневековой философии. Апологетика и ранняя патристика. Аврелий Августин и его сочинение «О граде Божьем». Проблема соотношения разума и веры. Философская схоластика. Фома Аквинский. Спор об универсалиях. Борьба реализма и номинализма.

Тема 4. Философия Нового времени – 4 часа (4 самостоятельно)

   Философское осмысление научной революции XVI - XVII века. Проблема научного метода в познании действительности. Эмпирическая философия Ф.Бэкона. Рационализм Р.Декарта. Монадология Г.Лейбница.

Тема 5. Классическая немецкая философия – 4 часа (4 самостоятельно)

    Особенности классической немецкой философии. Человек в мире культуры. И.Кант и его критика предшествующей философии. Проблема познания в философии Канта. Объективный идеализм Г.Гегеля. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

Тема 6. Философия марксизма – 4 часа (4 самостоятельно)

Социально - экономические, политические и научные предпосылки возникновения марксистской философии. Три источника и три составные части марксизма. Диалектический материализм и его основные черты. Диалектика К.Маркса и Ф.Энгельса, её коренное отличие от диалектики Г.Гегеля. Материалистическое понимание истории. Исторический материализм – социальная философия марксизма. Учение об общественно - экономической формации.

Тема 7. Иррационалистические течения в западноевропейской философии второй половины XIX - первой половины XX века – 4 часа (4 самостоятельно)

Духовный кризис западной цивилизации. Серён Кьеркегор – предтеча экзистенциализма ХХ века. Мир как воля и представление в философии А.Шопенгауэра. «Воля к власти» Ф.Ницше. Идея сверхчеловека – носителя новой системы ценностей. Философия истории О.Шпенглера.

Тема 8. Русская религиозная философия XIX - первой половины ХХ века

– 4 часа (4 самостоятельно)

    Русская философия как философия предупреждения. Проблемы исторической судьбы России в философии Петра Чаадаева. Русская идея: западники и славянофилы. Материализм А.Герцена. Н.Чернышевского и Г.Плеханова. Русская религиозная философия В.Соловьёва и Н.Бердяева.

Тема 9. Современная западная философия – 4 часа (4 самостоятельно)

Позитивизм и его четыре разновидности. Позитивистская критика философии, проблема демаркации научного и вне научного знания. Принципы верификации и фальсификации в научном познании. Прагматизм как философия успеха. Проблема человека и смысла его существования в персонализме и экзистенциализме. Постмодернизм.

 

Раздел 3. Учение о бытии

 

Тема 10. Понятие «бытие». Различные концепции бытия, его атрибуты – 12 часов (2 аудиторных, 10 самостоятельно)

Понятие «бытие» и его сущность. Представления о сущности бытия в истории философской мысли. Монистические и дуалистические концепции. Движение, пространство-время как атрибуты бытия. Проблема единства и многообразия мира, его целостности.

 

Раздел 4. Человек, общество, культура

Тема 11. Философское понимание человека – 11 часов (2 аудиторных, 9 самостоятельно)

    Соотношение природного и социального в историческом развитии человека. Определение человека как личности, её характерные черты. Человек и исторический процесс. Свобода и необходимость. Проблема жизни, смерти и бессмертия человека. Человек и современность – биологический (экологический), психологический, нравственный и социальный аспект.

Тема 12. Общество и его структура – 10 часов (10 самостоятельно)

    Естественные и общественно - материальные (производственные) факторы как основные условия существования и развития человеческого общества. Развитие представлений об обществе в истории философской мысли. Классы и слои в социальном пространстве. Многообразие социальных общностей людей. Гражданское общество и правовое государство.

Раздел 5. Смысл человеческого бытия. Мораль, справедливость, право

 

Тема 13. Мораль, справедливость, право – 10 часов (10 самостоятельно)

    Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность.

 

Раздел 6. Сознание и познание

Тема 14. Постановка проблемы сознания в философии – 10 часов (10 самостоятельно)

    Понятие «сознание». Сознание как высшая форма отражения действительности в истории философской мысли. Психика и сознание. Сознательное и бессознательное. Естественнонаучные представления о сознании как свойстве мозга. Структура сознания. Сознание и самосознание. Сознание и язык.

Тема 15. Проблема познания в философии – 10 часов (10 самостоятельно)

    Сознание и познание. Вера и знание. Чувственное и рациональное познание, его формы. Проблема истины в познании. Научное и ненаучное знание. Критерии научности. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

 

Раздел  7.Глобальные проблемы и будущее человечества

 

Тема 16. Новое мировидение и будущее человечества – 10 часов (10 самостоятельно)

    Кризис сознания как основополагающая причина глобальных проблем человечества. Смена мировоззренческих и научных парадигм. Взаимодействие цивилизаций и культур, сценарии будущего.

 

 

Практические занятия

Практические занятия проводятся для расширения, закрепления и углубления знаний, приобретенных студентами на лекциях и при самостоятельной работе. Практические занятия должны способствовать выработке у студентов умений и навыков в работе с философской литературой, публичных выступлений и дискуссий, логики мышления и правильной речи, оказать помощь в формировании мировоззрения, закреплять в сознании ценности морали и должного поведения.

 

Таблица 4. Перечень практических занятий

№ п/п Наименование разделов Тематика практических занятий, объем в часах
1 Раздел 1. Философия, ее определение и сущность  Практическое занятие № 1 Философия и предмет ее изучения – 2 часа
2 Раздел 2. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития Практическое занятие № 2 Античная философия – 2 часа  
3 Раздел 3. Учение о бытии Практическое занятие № 3 Проблема бытия в философии – 2 часа
4 Раздел 4. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Практическое занятие № 4 Философское понимание человека – 2 часа

Лабораторные занятия

Учебным планом не предусмотрено.

Самостоятельная работа

    Самостоятельная работа студентов регламентируется графиком учебного процесса. По дисциплине учебным планом предусмотрено 112 часов на самостоятельную работу. Из них на изучение теоретического курса – 112 часов. Каждая тема имеет свою трудоемкость дополнительного изучения материалов рассматриваемых на лекциях. Тема 1 – 12 часов; тема 2 – 2 часа; тема 3 – 4 часа; тема 4 – 4 часа; тема 5 – 4 часа; тема 6 – 4 часа; тема 7 – 4 часа; тема 8 – 4 часа; тема 9 – 4 часа; тема 10 – 10 часов; тема 11 – 9 часов; тема 12 – 10 часов; тема 13 – 10 часов; тема 14 – 10 часов; тема 15 – 10 часов; тема 16 – 10 часов.

Ссылки на литературу, используемую для самостоятельного изучения теоретического материала, приведены в пункте 4.1 настоящей программы. В соответствии со списком рекомендуемой литературы студент самостоятельно изучает перечисленные темы и составляет краткий конспект в произвольном объеме и в произвольной форме. В результате проведения самостоятельной работы студент дополнительно закрепляет лекционный курс. Вопросы, выносимые на самостоятельную работу, входят в экзаменационные вопросы и контролируются на экзамене.

Контрольная работа

Контрольная работа должна быть грамотно оформлена, воспроизводить структуру и последовательность заданий; содержать список использованной литературы (приводится в конце работы), ссылки на цитируемые источники, а также дату, подпись, нумерацию страниц. В работе необходимо оставлять поля для замечаний преподавателя и дальнейшей подготовки к собеседованию.

 

Вариант 1

1. Философия, ее роль в жизни человека и общества.

1.1. Что такое мировоззрение? Назовите исторические типы мировоззрения. Как соотносятся мировоззрение и философия?

1.2. «В наше время физик вынужден заниматься философскими проблемами в гораздо большей степени, чем это приходилось делать физикам предыдущих поколений. К этому физиков вынуждают трудности в их собственной науке: наука без теории познания становится примитивной и путаной», - писал А. Эйнштейн. О какой функции философии идет речь в этом высказывании? Назовите и кратко охарактеризуйте другие функции философии. Чем обусловлено возрастание роли философии в развитии современной физики?

1.3. Назовите философские понятия, содержание которых раскрывается в следующих определениях:

а) Философское учение о том, что источником движения и развития является взаимодействие противоположностей, -

б) Направление в теории познания, согласно которому чувственное познание является главной формой достоверного знания, -

в) Философское мировоззрение, утверждающее человека центром, сущностью и целью мироздания, -

г) Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие категории сущего, -

д) Философское учение, признающее только одну субстанцию, -

 

2. Исторические типы философии

2.1. Дайте краткую характеристику философских учений Аристотеля, Пиррона, Н. Кузанского, Ф. Бэкона, И. Канта, А. Шопенгауэра, Э. Гуссерля, заполнив таблицу по образцу:

          

Философ, направление или течение Основные труды Основные идеи и концепции Афоризм
Рене Декарт (1596 – 1650) рационализм «Рассуждение о методе», «Начала философии» Ведущая роль разума в познании. Теория «врождённых идей». Дуализм. «Мыслю, следовательно, существую»

                      

2.2. Сравните философское учение о субстанции Демокрита, Платона, Лейбница.

2.3. Выявите сходство и различие в учениях Дж. Беркли и Дж. Локка по вопросу о соотношении чувственного и рационального в познании.

2.4. Кто ввел в философию термин «вещь в себе»? Что он обозначает?

2.5. Назовите черты, характеризующие своеобразие русской философии. Приведите примеры.

2.6. Прокомментируйте высказывание А. Шопенгауэра: «...обладание расширяет меру необходимого, а с нею способность чувствовать страдание. Часы протекают тем быстрее, чем они приятнее; и тем медленнее, чем они мучительнее, ибо страдание, а не наслаждение – вот то положительное, наличность чего нами ощущается. Точно так же, скучая, мы замечаем время, а развлекаясь - нет. Это показывает, что наше существование счастливее всего тогда, когда мы его меньше всего замечаем: отсюда следует, что лучше было бы совсем не существовать».

 

3. Картины мира в культуре человечества Специфика философской картины мира.

3.1. Что такое «картина мира»? Зачем человек создает картины мира? Назовите основные виды картин мира. Каким в каждой из них предстает мир?

3.2. Как Вы думаете: мир-иллюзия или реальность? Согласны ли Вы с утверждением: «Обыкновенно думают, что если бы исчезли из мира все чувствующие существа, мир все-таки остался бы тем, что он есть, со всеми красками и звуками. Но это очевидная ошибка: что значит звук без слуха? Свет и цвет без зрения?» Аргументируйте свой ответ.

 

4. Философские проблемы сознания.

4.1. Какие философские подходы к объяснению сущности сознания выражены в следующих тезисах?

а) Поскольку мы воспринимаем мир при помощи ощущений, то все явления есть комплексы этих ощущений.

б) Свойство сознания есть у всего живого.

в) Сознание – вещественное выделение человеческого мозга.

г) Сознание и материя равноправны и существуют независимо друг от друга.

4.2. Как связаны сознание и язык? Назовите основные виды языков. Чем обусловлено их многообразие?

 

5. Диалектика как философская система. 5.1. В чем сущность диалектики?

а) в признании первичности материи по отношению к сознанию;

б) в признании развития, движения действительности;

в) в признании познаваемости мира;

г) в признании абсолютного, неизменного характера материи. Аргументируйте свой ответ.

5.2. Назовите основные законы диалектики, раскройте их взаимосвязь, объясните, какие стороны развития они выражают.

 

6. Познание. Научное познание.

6.1.Назовите основные проблемы гносеологии.

6.2. Какие критерии истины предлагают авторы следующих высказываний? Согласны ли Вы с их трактовкой проблемы критериев истины?

а) «В тот момент, когда, сообразно воспринимаемым нами свойствам какой-либо вещи, мы употребляем ее для себя, мы в этот самый момент подвергаем безошибочному испытанию истинность или ложность наших чувственных восприятий» (Ф. Энгельс).

б) «Мы полагаем, что во всякой истине всегда есть нечто ложное и что сходство между истиной и ложью столь велико, что нет такого отличительного признака, на основании которого можно было бы судить наверняка» (Цицерон).

6.3. Как соотносятся эмпирический и теоретический уровни научного познания? В каких науках уделяется преимущественное внимание дедуктивному, а в каких – индуктивному методам познания?

 

 

Вариант 2

1. Философия, ее роль в жизни человека и общества.

1.1. Что является объектом философского знания?

а) Сфера художественной деятельности человека;

б) Нравственность;

в) Политико-правовое регулирование общественной жизни;

г) Человек и его отношение к миру.

В чем сущность философских проблем?

1.2. В каком разделе философии изучается природа и сущность человеческой деятельности, ее активно-преобразующий характер, виды и формы общественной практики?

а) онтология;

б) гносеология;

в) праксеология;

г) антропология.

Что изучают другие разделы?

1.3. Назовите философские понятия, содержание которых раскрывается в следующих определениях:

а) Способ объяснения мира, согласно которому Бог - это весь мир во всех его проявлениях, -

б) Философское учение, согласно которому достоверное знание дает только разум, -

в) Абстрактный, односторонний подход к действительности, познание явлений вне связи и вне развития, -

г) Философское учение о человеке, -

д) Философское учение, одушевляющее всю материю, -

 

2. Исторические типы философии.

2.1. Дайте краткую характеристику философских учений Гераклита, Сенеки, П. Абеляра, П. Гольбаха, К. Маркса, Ж.-П. Сартра, К. Поппера, заполнив таблицу по образцу:

 

Философ, направление или течение Основные труды Основные идеи и концепции Афоризм
Рене Декарт (1596 – 1650) рационализм «Рассуждение о методе», «Начала философии» Ведущая роль разума в познании. Теория «врождённых идей». Дуализм. «Мыслю, следовательно, существую»

 

2.2. Сравните философские учения о субстанции Пифагора, Плотина, Гегеля .

2.3. В чем наиболее ярко проявляется оппозиция Бэкон – Декарт? Сформулируйте основные принципы разработанных ими методов.

2.4. Кто ввел в философию термин “воля к власти”? Что он обозначает?

2.5. Раскройте основное отличие русской философии от западной. Проиллюстрируйте его на примере.

2.6. Прокомментируйте высказывание Карла Ясперса: «Путь мыслящего человека – это жизнь в философствовании. Поэтому философствование присуще человеку как таковому. Человек – единственное существо в мире, которому в его наличном бытии открывается бытие. Он не может выразить себя в наличном бытии как таковом, не может удовлетвориться наслаждением наличным бытием. Он прорывает всю как будто завершенную в мире действительность наличного бытия. Он действительно знает себя как человека только тогда, когда, будучи открыт для бытия в целом, живет внутри мира в присутствии трансценденции. Принимая свое наличное бытие, он все же настойчиво стремится к бытию. Ибо он не может понять себя в мире просто как результат мирового процесса. Поэтому он преступает пределы своего наличного бытия и мира, достигая их основ, стремясь туда, где он становится уверенным в своих истоках, как бы соучаствуя в творении. Он не защищен в истоках и не достигает цели. Он ищет в своей жизни вечное между истоками и целью».

 

3. Картины мира в культуре человечества. Специфика философской картины мира.

3.1. Дайте сравнительный анализ религиозной, научной, обыденной и философской картин мира (в форме таблицы).

Сравните два высказывания. Какой подход кажется Вам более глубоким? Аргументируйте ответ.

а) «… В мире не существует ничего, кроме ума, пространства, материи и движения»;

б) «В мире нет ничего, кроме движущейся материи, и движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и времени».

 

4. Философские проблемы сознания.

4.1. Сравните точки зрения гилозоизма, диалектического материализма, вульгарного материализма, субъективного идеализма на природу и сущность сознания.

4.2. Что такое идеальность сознания? В каком смысле оно является идеальным? Приведите примеры.

 

5. Диалектика как философская система.

5.1 Что такое диалектика? Кратко охарактеризуйте исторические формы диалектики.

5.2. Раскройте сущность концепции детерминизма и покажите взаимосвязь основных категорий и понятий диалектики, которые в себя включает эта концепция.

 

6. Познание. Научное познание.

6.1. В чем состоит проблема соотношения веры и знания в философии? Каким может быть соотношение веры и знания? Приведите примеры.

6.2. Что такое истина и заблуждение? Как они соотносятся? Актуально ли, по-вашему, учение Ф. Бэкона об «идолах»?

6.3. В истории познания сложились две крайних позиции по вопросу о соотношении эмпирического и теоретического уровней познания. Охарактеризуйте их.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 161.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...