Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Разделы дисциплины и виды занятий в часах




Цели и задачи изучения дисциплины

Цель преподавания дисциплины

    Изучение философии в рамках блока «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» призвано вооружить будущего дипломированного специалиста знаниями, имеющими большое мировоззренческое значение. Философия вводит студента в круг вопросов, объясняющих происхождение мира в целом, его строение, человека в его отношении к миру и т.д.

Дисциплина «Философия» имеет целью дать студентам базовые знания, отражающие нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания, выработку универсальных принципов духовно-нравственной жизни. Эта воспитательная работа философии направлена на формирование современного мировоззрения, активной гражданской позиции, ответственности за принимаемые решения, чувства сопричастности к происходящим в России и мире событиям Философия – это теоретическое мировоззрение и учебная дисциплина, обобщающая опыт и закономерности общественного развития и опирающаяся на понятия и суждения, связанные друг с другом по определённым логическим законам.

Согласно основным требованиям Государственного образовательного стандарта в обязательный минимум содержания дисциплины «Философия» входит следующее.     

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы в философии и этапы её исторического развития. Структура философского знания.

Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятие материального и идеального. Пространство и время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.

Человек, общество, культура. Человека и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепция общественного развития.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Сознание и познание. Сознание, самосознание, личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

 

Задачи изучения дисциплины

     

Задачами при изучении дисциплины «философия» являются:

- ознакомить студентов с основными этапами исторического развития философии;

- ознакомить с всеобщими диалектическими законами, действующими в природе и обществе;

- дать знание о философии как едином целом;

- дать методы и знания для познания и понимания жизненных проблем

Выпускник по направлению подготовки 140211.65 «Электроснабжение» с квалификацией «специалист» в соответствии с целями основной образовательной программы, указанными в ГОС ВПО, должен:

Знатьосновные разделы и направления философии, методы и приёмы философского анализа проблем, основные закономерности исторического процесса, место и роль России в истории человечества и в современном мире.    

Уметь самостоятельно анализировать философскую, социально-политическую и научную литературу; планировать и осуществлять свою деятельность с учётом результата этого анализа.   

Владеть навыками аргументированного письменного изложения собственной точки зрения; навыками публичной речи; аргументации; ведения дискуссии и полемики; практического анализа логики различного рода рассуждений; навыками критического восприятия информации.

Межпредметная связь

Философия как тип человеческой деятельности и познания изучается с привлечением данных естественных, гуманитарных и социальных наук. Наиболее тесно она связана с такими дисциплинами как история, культурология, социология, политология, правоведение.

Таблица 1. Межпредметная связь

 

Наименование дисциплины Разделы Темы
1 2 3
История Востока. Проблемы теории государства и права Закономерности формирования государства. Форма государства Особенности и основные этапы развития государства. Политические режимы
Культурология Онтология культуры Культура: ценности и нормы. Культура и общество. Историческая типология культур и цивилизаций
Экономика Теория общественно-экономических формаций. Информационное общество Формационный и цивилизационный подходы в понимании природы и общественных процессов
Социология Общество и культура Структура общества. Классы и сословия. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса
Политология История политических и правовых учений Политическая система общества. Общество и власть. Политическое сознание

 

Рекомендуемая литература для восполнения знаний по предыдущим дисциплинам:

1. Васильев, Л.С. История Востока. В 2-х т. Т. I. – 2-е изд. – м.: Высш. шк., 2001. Глава IV.

2. Проблемы теории государства и права. Учебное пособие / Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Юристъ, 2002. Глава IV, VII.

3. Культурология. Учебное пособие / под науч. ред. Г.В. Драча. – Ростов н/ Дону, 1993. Раздел I.

4. Экономика: учебник для вузов /под ред. А.С. Булатова. – М.: Экономист, 2006. Введение

5. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.– 512 с.: ил. Глава 6, 11.

6. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник М.: Юристъ, 2002. – 511 с. Глава.7, 8.

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Трудоемкость дисциплины «Философия» составляет 128 часов. Изучается в течение одного семестра.

 

Таблица 2. Структура дисциплины

 

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр
4
Общая трудоемкость дисциплины 128 128
Аудиторные занятия 16 16
- лекции 8 8
- практические занятия (ПЗ) 8 8
- семинарские занятия (СЗ)    
- лабораторные занятия (ЛЗ)    
- другие виды аудиторных занятий    
- промежуточный контроль (контрольная работа) 1 1
Самостоятельная работа 111 111
- изучение теоретического курса (ТО) 111 111
- курсовой проект (работа)    
- расчетно-графические задания (РГЗ)    
- реферат    
- задачи    
- задания    
- другие виды самостоятельной работы    
Вид итогового контроля (зачет, экзамен)   экзамен

 

Содержание дисциплины

Разделы дисциплины и виды занятий в часах

Дисциплина разбита на 7 разделов: в 1, 3, 4, 5, 6, 7 разделах представлены общетеоретические вопросы. Во втором разделе – история философской мысли.

 

Таблица 3. Структура и содержание разделов

№ п/п Разделы дисциплины Лекции часов ПЗ часов Самост. работа часов
1 Раздел 1.Философия, ее определение и сущность 2 2 12
2 Раздел 2. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития 2 2 30
3 Раздел 3.Учение о бытии 2 2 10
4 Раздел 4. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура 2 2 19
5 Раздел 5. Смысл человеческого бытия. Мораль, справедливость, право. Учение о ценностях - - 10
6 Раздел 6. Сознание и познание. Вера и знание. Научное и вненаучное знание - - 20
7 Раздел 7. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарий будущего. - - 10
  Итого 8 8 112

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 162.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...