Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Современное состояние и проблемы системы профессиональной подготовки рабочих кадров




Профессионально-техническое образование Украины остается еще мощной системой, хотя за последние 15 лет произошло сокращение сети почти на 300 государственных учебных заведений ПТО. Существенно за это время сократился и контингент учеников: с 647 тысяч в 1992 году до 450 тысяч в 2006 году. На сегодня функционирует 930 профессионально-технических учебных заведений, которые подчинены Министерству образования и науки Украины. Среди них 170 высших профессиональных училищ, 24 центра профессионально-технического образования, 497 профессиональных лицеев и 239 профессионально-технических училищ. Кроме этого, работают свыше 1500 учебных заведений первого аттестационного уровня негосударственной формы собственности.

В Украине внедрено трехступенчатое профессиональное образование. Каждая ступень обучения определяется теоретической и практической завершенностью и сопровождается присвоением выпускникам ПТУЗ соответствующей квалификации. К тому же профтехобразование в нашем государстве не является тупиковым. Выпускники учебных заведений системы ПТО имеют возможность работать как по избранной профессии, так и продолжить обучение в высших учебных заведениях.

Исследования современных научных работников свидетельствуют о том, что двое из трех работодателей считают уровень подготовки квалифицированных рабочих в государственных профессионально-технических учебных заведениях низким и не отвечающим потребностям производства. Их не удовлетворяет не только качество подготовки, но также и уровень квалификации. Например, предприятия машиностроения нуждаются в рабочих по профессиям металлообработки 5 — 6-го разрядов, а не 3-го, как это в массовом порядке делается в профессионально-технических училищах. Обеспечить такой уровень подготовки могут только высшие профессиональные училища и центры


профессионально-технического образования. Логическим кажется и в дальнейшем развивать эти типы учебных заведений.

Кроме того, работодатели жалуются на то, что профтехобразование осуществляет подготовку кадров без учета требований рынка труда. Подавляющее большинство учеников ПТУЗ овладевают профессиями сферы услуг, тогда как увеличилась потребность в производственных профессиях, в частности токаря, фрезеровщика, слесаря-инструментальщика, литейщика и т.п. Это свидетельствует об отсутствии механизма взаимодействия между рынком образовательных услуг и рынком труда.

В соответствии с действующим законодательством государственный заказ на подготовку рабочих кадров формируется Министерством экономики Украины вместе с Министерством труда и социальной политики Украины и Министерством образования и науки Украины, другими государственными заказчиками, исходя из реальных потребностей государства в рабочих определенных профессий с учетом региональных рынков труда. Но механизма, который бы регулировал отношения между социальными партнерами, в нашем государстве нет. Минэкономики не в состоянии сейчас определить, сколько квалифицированных рабочих, по каким профессиям и какого уровня квалификации необходимо на ближайший год, по регионам государства. В Украине до сих пор не разработан научно обоснованный прогноз развития рынка труда с учетом тенденций развития экономики. Отсюда перекосы в формировании трудовых ресурсов государства, их профессиональной подготовке.

По данным Государственной службы занятости, в профессионально-технических учебных заведениях сейчас готовят в 3,5 раза меньше кадров из расчета на 10 тысяч населения, чем в высших учебных заведениях, тогда как рынок труда на 80 процентов заинтересован в рабочих профессиях и менее чем на 20 процентов — в специалистах с дипломами вуза I—II и III—ГУ уровней аккредитации. Пположительный фактор, что в 2006 году трудоустройство по


профессиям выпускников учебных заведений профтехобразования в среднем по Украине составило 85 процентов. Это достаточно высокий показатель.

Предприятия и организации вправе самостоятельно осуществлять подготовку рабочих кадров и законодательство предусматривает такую возможность. Для этого необходимо в установленном порядке пройти процедуру лицензирования. Многие предприятия успешно этим занимаются, создавая достойную конкуренцию государственным учреждениям профтехобразования.

В Украине нет закона или иного нормативного акта, регулировавшего бы вопрос расчетов предприятий с учебными заведениями за подготовку рабочих кадров. Между тем известно, что каждый товар имеет свою стоимость, в том числе и такой, как квалифицированные кадры, подготовленные за государственные средства. Из этого следует и вывод: в рыночных условиях за все надо платить. Но для этого нужны четкие правила, которые должны базироваться на взаимном интересе и ответственности.

В частности, статья 29 Закона Украины "О профессионально-техническом образовании" обязывает предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности предоставлять ученикам, слушателям профессионально-технических учебных заведений оплачиваемые рабочие места или учебно-производственные участки для прохождения производственного обучения или производственной практики. Более того, заказчики подготовки квалифицированных рабочих обязаны в соответствии с заключенными соглашениями перечислять средства на укрепление учебно-производственной базы, бесплатно передавать для учебных целей профессионально-техническим учебным заведениям помещения, сооружения, оборудование, технику, инструменты, материалы, энергоносители, научно-техническую информацию, новые технологии производства и т.п.

По этим же принципам был создан и утвержден постановлением Кабинета Министров Украины «Порядок предоставления рабочих мест для прохождения


учениками, слушателями профессионально-технических учебных заведений производственного обучения и производственной практики».

При этом для работодателей не предусматривалось никаких гарантий по количеству и качеству подготовки рабочих кадров по их заказу, а также эффективному использованию вложенных ими финансовых и материальных ресурсов. В результате вместо ожидаемых инвестиций во многих случаях получили дополнительное напряжение во взаимоотношениях между потенциальными социальными партнерами. Именно поэтому работодатели, центральные органы исполнительной власти, занимающиеся вопросами экономики, не спешат включаться в решение проблем профтехобразования.

Необходимо срочно разрабатывать и внедрять правовые и экономические механизмы стимулирования работодателей и инвесторов для участия в развитии учреждений профтехобразования и восстановлении трудовых ресурсов государства. Первые шаги в этом направлении на законодательном уровне были сделаны в 2004 году, когда Верховная Рада Украины приняла ряд законов, направленных на то, чтобы заинтересовать производственников заниматься профтехобразованием. Это Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (в сфере высшего образования)», определяющий, что средства, которые направляются предприятием на подготовку кадров и создание необходимой учебно-материальной базы, включаются в валовые расходы предприятия, а также Закон Украины «Об обеспечении молодежи, получившей высшее или профессионально-техническое образование, первым рабочим местом с предоставлением дотации работодателю». К сожалению, действие последнего приостановлено Законом Украины «О государственном бюджете Украины на 2007 год». Именно поэтому чрезвычайно актуальной сегодня является подготовка такого законопроекта, который не фрагментарно, а системно, с учетом реалий рыночной экономики урегулировал бы взаимоотношения предприятий с учебными заведениями.


К тому, что уже было сказано, можно добавить еще несколько факторов, сдерживающих, а во многих случаях и делающих невозможным развитие профессионально-технического образования в Украине.

Первое. Модернизация системы ПТО невозможна без современной материально-технической базы, которая в значительной мере обеспечивает качество подготовки квалифицированных рабочих. Сегодня же учебная база в подавляющем большинстве ПТУЗ находится в неудовлетворительном состоянии. В последние 15 лет почти не осуществлялся, кроме компьютеризации, процесс восстановления основных фондов. Прекратилось строительство объектов профтехобразования. Оборудование и учебная техника на 80 процентов морально и физически устарели или вообще вышли из строя. Ожидать, что эту проблему общегосударственного значения учебные заведения решат собственными силами, — это сознательно довести профессионально-техническое образование до полного коллапса. Поэтому одной из первоочередных задач правительства должно стать глубокое изучение реального положения дел и обсуждение на заседании Кабинета Министров Украины проблем профтехобразования с выходом на утверждение целевой комплексной Государственной программы развития профессионально-технического образования Украины хотя бы на ближайшие 5 лет с определением источников и объемов финансирования как из государственного, так и из местных бюджетов всех уровней, привлечением финансовых и материальных ресурсов заказчиков рабочих кадров.

Второе. Срочно нуждаются в законодательном урегулировании вопросы налаживания взаимоотношений между учреждениями профтехобразования и органами исполнительной власти на местах, разработки четкого механизма многоканального и разноуровневого финансирования профессионально-технических учебных заведений, создания новой методики расчетов стоимости подготовки квалифицированных рабочих с учетом сложности, наукоемкости и материалоемкости профессий. Сегодня областные государственные администрации, ссылаясь на то, что ПТУЗ находятся в подчинении центральных


органов власти, продолжают придерживаться политики наблюдения за таким важным звеном, как профтехобразование, хотя должны быть наиболее заинтересованной стороной, поскольку речь идет собственно о развитии их конкретных регионов. Прежде всего это касается модернизации материально-технической базы и обеспечения жизнедеятельности ПТУЗ. Сейчас даже при том, что действующее законодательство позволяет направлять на нужды профессионально-технических учебных заведений средства из бюджетов разных уровней, органы местной власти в большинстве своем этого не делают, ожидая мизерных поступлений из госбюджета.

Третье. Невозможно достичь качественной подготовки рабочих кадров без обновления содержания профессионально-технического образования. Это направление должно стать приоритетным в деятельности Министерства образования и науки Украины и созданного им год назад Института инновационных технологий и содержания образования.

Положительным является тот факт, что сотрудники института с первых дней его существования направили усилия на научно-методическое сопровождение, организацию разработки, апробации и внедрения Государственных стандартов профессионально-технического образования по конкретным профессиям. Сейчас на разных стадиях обрабатываются уже 213 стандартов, из которых 65 в 2006 году утверждены коллегией Минобразования. К сожалению, утвержденные стандарты до сих пор не опубликованы из-за отсутствия финансирования. Не финансируется также и работа творческих групп из числа практических работников профтехобразования, которые занимаются их разработкой и апробацией, что существенно снижает мотивацию специалистов и отрицательно влияет на качество работы.

Об опережающем профессионально-техническом образовании при таких тенденциях не может быть и речи. И не только из-за нехватки финансирования. Ни научные работники, ни управленцы до сих пор не определились, каким должно быть профтехобразование в Украине через 10—15—20 лет. Не


разработана методология прогнозирования развития ПТО. Отсутствуют концептуальные принципы развития новой экономики профессионально-технического образования. Нет научного обоснования интегрирования профтехобразования в европейское образовательное пространство в рамках Копенгагенского процесса.









ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, по курсовой можно сделать следующие выводы.

Система профессионально-технического образования, пройдя большой исторический путь, стала мощным фактором повышения образовательного и культурно-технического уровня рабочего класса, всестороннего совершенствования образа жизни, одним из путей осуществления социальной политики государства на современном этапе.

Традиционная система подготовки рабочих кадров состоит из двух основных звеньев - профессионально-технических училищ и техникумов.

Профессионально-технические училища в Украине - это основное звено системы профессионально-технического образования. Создано в 1959. Ведут подготовку квалифицированных рабочих кадров для отраслей народного хозяйства на базе общеобразовательной, неполной и полной средней школы. Срок обучения 1-3 года в зависимости от уровня общеобразовательной подготовки, полученной до поступления в училище.

Техникумы как одна из форм профессионального образования имеют целью подготовку непосредственных организаторов и руководителей первичных звеньев на производстве, помощников специалистов высшей квалификации, самостоятельных исполнителей определённой квалифицированной работы, требующей не только профессиональных умений и навыков, но и соответствующей теоретической подготовки,— техников, агрономов и др.

Основные проблемы современной системы подготовки рабочих кадров: а) необходима модернизация современной материально-технической базы, которая в значительной мере обеспечивает качество подготовки квалифицированных рабочих; б) налаживания взаимоотношений между учреждениями профтехобразования и органами исполнительной власти на местах, разработки четкого механизма многоканального и разноуровневого финансирования профессионально-технических учебных заведений; в) обновление содержания профессионально-технического образования рабочих.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 176.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...