Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Традиционная система профессиональной подготовки рабочих




В годы Советской власти учебные заведения профессионального образования - ПТУ и техникумы строились отраслевыми министерствами и ведомствами в первую очередь при крупных предприятиях - заводах, фабриках, стройках. Обеспечивать кадрами рабочих и специалистов эти предприятия и были призваны профессиональные образовательные учреждения. А учащиеся в них набирались зачастую из самых различных территорий страны. В административно-командной системе финансирование профессиональных учебных заведений осуществлялось в этой же логике: техникумы получали средства напрямую от отраслевых министерств, которым эти средства выделялись Минфином (за исключением педагогических училищ и медицинских училищ, которые всегда финансировались регионами).

Профтехучилища финансировались тем же Минфином, но по более «длинной» цепочке: средства выделялись Госпрофобрам союзных республик, те перечисляли их в региональные - республиканские, краевые, областные управления профессионально-технического образования, а уже оттуда они поступали в каждое конкретное училище. Традиционно складывалось понятие региональной сети профессиональных образовательных учреждений. При этом под регионом подразумевались республики, края, области. На этом строилась структура управления в среднем профессиональном образовании - отраслевая (союзных министерств); в профессионально-техническом образовании -региональная - республиканские, краевые, областные управления профессионального образования, впоследствии объединенные во многих случаях с региональными органами управления другими ветвями народного образования.

Такие структуры управления соответствовали всей логике командно-административной системы. Хотя, конечно, и тогда уже невольно возникал естественный вопрос - а почему структуры управления профессионально-


техническим (начальным профессиональным) образованием и средним специальным (средним профессиональным) образованием разные: в первом случае - региональная, во втором - отраслевая. Аналогично естественно, выстраивалась и инфраструктура профессионального образования - те организации, которые сегодня принято называть «ресурсными центрами»: учебно-методические кабинеты (научно-методические центры), организации по снабжению учебных заведений учебниками, материалами, оборудованием и т.п. Этот традиционный подход действует по инерции и сегодня практически без изменений.


Профессионально-технические училища

В Украине основное звено системы профессионально-технического

образования. Создано в 1959. Ведут подготовку квалифицированных рабочих кадров для отраслей народного хозяйства на базе общеобразовательной, неполной и полной средней школы. Срок обучения 1-3 года в зависимости от уровня общеобразовательной подготовки, полученной до поступления в училище.

Учебные заведения системы профессионально-технического образования специализированы по группам родственных профессий (металлисты, химики, строители, металлурги, горняки, нефтяники, работники железнодорожного транспорта, сельского хозяйства, коммунально-бытовых предприятий и др.— всего, около 1100 профессий). Специализация училищ позволяет повышать качество обучения, оптимально использовать учебно-производственное оборудование, рационально комплектовать училища педагогами-специалистами.

Теоретическое обучение включает цикл специальных и общеобразовательных (в т. ч. общественно-политических) дисциплин, необ­ходимых для овладения изучаемой профессии. В процессе производственного обучения учащиеся овладевают профессиональными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения всех операций по специальности, учатся работать, используя современную технику и передовые методы труда.


Производственное обучение чередуется с теоретическим. Для каждой группы специальностей устанавливается наиболее рациональное соотношение между теоретическим и практическим обучением. В средних ПТУ на изучение общеобразовательных дисциплин отводится около 40% учебного времени, спе­циальных— около 20%, на производственное обучение — 40%, в технических училищах и обычных ПТУ (для окончивших ср. школу) соответственно — 10% , 20%, 70%.

Характерная черта традиционной системы профессиональной подготовки рабочих — органическая связь учебных заведений с предприятиями. Базовые предприятия выделяют училищам оборудование, материалы и инструменты, предоставляют места для проведения производственной практики в цехах предприятия и др. Окончившие училища направляются, как правило, на предприятия, где они прошли производственную практику.

Для молодёжи, поступающей на производство после окончания общеобразовательной школы, и для лиц, работающих на производстве и желающих получить новую профессию или повысить квалификацию, организуются вечерние (сменные) ПТУ, курсы, учебно-курсовые комбинаты и другие формы курсового и индивидуально-бригадного обучения непосредственно на производстве.

В воспитании и профессиональном обучении рабочей молодёжи активно участвуют высококвалифицированные кадровые рабочие-наставники, в 70-е гг. наставничество стало  массовым движением.

Мастера производстводственного обучения один раз в 5 лет проходят стажировку на предприятиях.


Техникумы

Среднее специальное образование одно из форм профессионального

образования и имеет целью подготовку непосредственных организаторов и

руководителей первичных звеньев на производстве, помощников специалистов


высшей квалификации, самостоятельных исполнителей определённой квалифицированной работы, требующей не только профессиональных умений и навыков, но и соответствующей теоретической подготовки,— техников, агрономов и др. Для ряда специальностей среднее специальное образование— высшая ступень профессиональной подготовки (фрезеровщик и др.).

Среднее специальное образование как самостоятельная ступень профессионального и общего образования сформировалось (в принятом в ряде стран значении этого термина) в 1-й пол. XX в., хотя отдельные средние специальные учебные заведения появились уже в начале XVIII в., когда социально-экономические условия определили необходимость подготовки специалистов так называемой средней квалификации.

Среднее специальное образование — органическая часть системы профессионального образования, один из основных путей осуществления всеобщего среднего образования.

Среднее специальное образование складывается из общего среднего образования, полученного учащимися в средней общеобразовательной школе или получаемого окончившими 9 классов школы в средних специальных учебных заведениях, и комплекса теоретических и практических знаний, профессиональных умений и навыков по специальности.

Среднее специальное образование осуществляется более чем по 450 различным специальностям, объединённым в отраслевые группы: геологические, горные, энергетические, металлургические, машиностроительные, приборостроительные, электротехнические, радиотехнические, лесотехнические, химические, строительные, геодезические и картографические, гидрометеорологические, сельскохозяйственные, транспортные, полиграфические и др.

Основные типы учебных заведений в системе среднего специального образования — техникумы (промышленные, строительные, транспорта   и


связи, сельскохозяйственные, экономические, индустриально-педагогические и

др.)

Для каждой специальности установлен определённый комплекс и объём учебных дисциплин, изучение которых в сочетании с учебной практикой и производственной практикой вооружает учащихся знаниями, умениями и навыками, необходимыми для овладения специальностью.

Учебные предметы, как правило, разделены на три цикла: общеобразовательный, общетехнический и специальный. К предметам общеобразовательного цикла (групп из выпускников 8-х классов) относятся литература, математика, история, физика, химия, иностранный язык и общество­ведение. Общее среднее образование, получаемое учащимися техникумов по содержанию несколько отличается от того, которое даёт средняя общеобразовательная школа. Так, в техникумах предметы гуманитарного цикла (литература, история и др.) изучаются в меньшем объёме, а математика, физика, черчение — в большем. Предметы специального цикла определяют профиль подготовки специалиста. Так, в специальный цикл подготовки техника-механика по тракторостроению включены: технология горячей обработки металлов; резание металлов; гидравлика; основы стандартизации; допуски и технические измерения; технология тракторостроения; основы автоматизации производства; техническое нормирование; охрана труда и др. дисциплины.

Комплекс и объём учебных дисциплин, сроки обучения для каждой специальности определяются учебными планами, утверждаемыми для всей системы среднего специального образования. Срок дневного обучения для окончивших 8-летнюю школу — от 3 до 4 лет, для выпускников средней школы

— 2—3 года (в вечерней и заочной системах обучения обычно на один год
больше). Объём обязательных учебных занятий в неделю на дневных отделениях
не свыше 36 ч; на вечерних — до 16 ч; занятия с учащимися заочных отделений

— главным образом в период лабораторно-экзаменационных сессий: на 1-ми 2-м


курсах — до 4 недель (120—140 ч.), на 3—5-м курсах — до 6 недель (200—220 ч).

Занятия проводятся в группах постоянного состава (25—30 чел.)- Основные организационные формы учебного процесса — урок, лекция (на старших курсах, вовремя лабораторно-экзаменационных сессий для заочников и др.), лабораторные занятия, практика, курсовые и дипломные проекты (дипломные работы). Получают распространение факультативные курсы, на вечерних отделениях и в группах на базе средней школы — семинары.

Учебные планы предусматривают непрерывность и тесную взаимосвязь теоретических и практических занятий в течение всего периода обучения. Для обучения рабочим профессиям организуются учебно-производственные мас­терские, где учащиеся приобретают профессиональные навыки (как правило, в процессе изготовления полезной продукции — инструментов, приборов, различных станков и др.). Учебные планы сельскохозяйственных, геологических и ряда других специальностей, связанных с сезонными работами, строятся таким образом, что все виды практических занятий проводятся во время развёртывания этих работ.

Учащиеся техникумов выполняют 2—3 курсовых проекта по профилирующим предметам специального цикла (обычно по оборудованию и технологии производства), по ряду специальностей — дополнительный проект по деталям машин. По многим промышленным специальностям предусматривается вы­полнение расчётной курсовой работы по экономике и организации производства. Проверка знаний — в течение всего учебного года, экзамены — по окончании семестра, учебного года (в заочной системе — по всем изучаемым предметам, в дневной и вечерней — по основным, профилирующим).

Заключительный этап обучения в техникумах — период дипломного проектирования, в течение которого проверяется готовность будущего


специалиста к самостоятельному решению технических вопросов по избранной специальности.

Среднее специальное образование без отрыва от производства осуществляется по сокращённому перечню специальностей. Так, вечерняя подготовка не проводится по сельскохозяйственным, геологическим, гидрометеорологическим, геодезическим и некоторым др. специальностям. Все виды практики учащиеся вечерних и заочных техникумов проходят по месту работы; к моменту окончания обучения они должны иметь не менее года стажа работы по специальности










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 122.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...