Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Черно-белая реальность: Добро против Зла




 

Даже самые сложные доктрины в конце концов сводят реальность к двум

полюсам: черное и белое, добро и зло, духовный мир и физический мир, мы и

они.

Плюрализма нет и быть не может. Согласно доктрине, ни одна другая

группа не может считаться истинной (хорошей, религиозной, реальной), ибо это

угрожает монополии секты на истину. Вольные интерпретации и отклонения от

общего курса доктрины недопустимы. Если доктрина не отвечает на вопрос

прямо, последователь должен обратиться за разъяснением к лидеру. Если лидер

не в состоянии ответить на вопрос, он всегда может его отклонить как

несущественный и неуместный.

У каждой группы есть свои "враги", большие и малые, открытые и

законспирированные. Врагами могут быть психиатры и психотерапевты,

политические и экономические системы вместе с их представителями, например,

коммунизм и коммунисты, капитализм и капиталисты, метафизические сущности

вроде Сатаны, злых духов и инопланетян, а также жестокие законы природы. К

врагам причисляют родителей, друзей,  бывших членов секты, представителей

прессы, социологов, психологов и всех, кто критикует группу. Существует

"всемирный заговор" против группы, который стремится помешать ее

деятельности. Это лишний раз доказывает, насколько важна ее миссия.

В некоторых группах последователи начинают страдать фобиями и даже

становятся параноиками, ибо им постоянно внушают, что духи за ними наблюдают

и даже завладевают ими, если они чувствуют и думают не так, как положено в

секте.

Представление об избранности

 

Членам секты внушают, что они входят в элитные бригады человечества.

Ощущение особенности, причастности к спасению мира, принадлежности к

передовому отряду истинных верующих, которые направляют историю

человечества, служит сильным эмоциональным стимулом для самопожертвования и

тяжелой работы.

Как сообщество, сектанты чувствуют, что избраны Богом, или неведомой

силой, чтобы вывести человечество из тьмы неведения в новую эру

просветления. У членов секты активно формируют представление, что на них

возложена великая миссия и они призваны сыграть особую роль в истории,

которую по достоинству оценят потомки.

По иронии судьбы, члены одной секты быстро распознают принадлежность

человека к "другой" и считают последователей другой секты людьми "с

промытыми мозгами", но при этом не способны объективно посмотреть на себя со

стороны и оценить собственные действия.

Ощущение избранности сопровождается чувством огромной ответственности.

Членам сект внушают, что их нерадивость ставит под удар все человечество.

Им внушают, что они лучше, умнее и могущественнее тех, кто не входит в

группу. В результате они ощущают больше ответственности, чем когда-либо

прежде. Им кажется, что на их плечах покоится весь мир. Поэтому они не

понимают, когда люди на улице им говорят, что, уйдя в секту, они прячутся от

реальности и избегают ответственности.

Доминирование групповой воли над индивидуальной

 

Во всех деструктивных сектах личность подчиняется группе. Главное --

это "коллективная цель", все "личные цели" должны ей подчиниться. Думать о

себе и думать самому нельзя. На первом месте всегда интересы группы.

Индивидуализм -- плохо, групповой конформизм -- хорошо. Существует

непреложное требование абсолютного повиновения руководству.

Ощущение реальности искажается: член секты учится игнорировать

внутреннее "я" и доверять внешним авторитетам, которые олицетворяют власть.

Он привыкает искать указаний и разъяснений не в себе, а в других. Он

отвыкает самостоятельно принимать решения. В таком состоянии крайней

зависимости последователям секты просто необходим лидер, указывающий, что им

думать, чувствовать и делать.

Существуют приемы, которыми активно пользуются лидеры сект, чтобы

укреплять эту зависимость. Они часто переводят людей в новые незнакомые

места, переключают с одних видов деятельности на другие, повышают и понижают

их статус в группе, не позволяя им расслабиться. Кроме того, широко

применяется еще одна техника: перед последователями ставятся недостижимые

цели, но их убеждают, что если они будут "чисты", то могут этих целей

достичь. Когда цели не достигаются, людей принуждают публично признаваться в

"пороках".

Строгое повиновение и подражание лидеру

 

Образцом для подражания всех членов секты служит лидер. Ему следует

подражать во всем, в манере разговаривать, одеваться, причесываться. Для

этого создаются специальные условия. Когда новичок попадает в группу, за ним

закрепляют "ветерана", которому он обязан во всем подражать. Он должен стать

точной копией напарника. Все члены секты должны быть точной копией друг

друга и личности лидера как модели.

Счастье в исполнении миссии

 

Одним из самых привлекательных аспектов жизни в секте непосвященному

кажется возникающее там чувство общности. Поначалу новичков бомбардируют

безусловной и неограниченной любовью, и они наслаждаются вниманием,

похвалами, лестью и одобрением. Но через несколько месяцев, когда они уже

застревают в сетях секты, их лишают внимания и переключаются на очередную

партию новичков. Так новоиспеченные члены секты узнают, что любовь не

безусловна, но ее можно заслужить хорошим поведением и добросовестным

выполнением обязанностей.

Для активизации деятельности последователей широко используется

политика кнута и пряника. Если дела идут плохо, например, не набрана

вербовочная квота или к группе привлечено внимание СМИ, это считается

персональной виной последователя. Пока ситуация не улучшится и проблема не

будет решена, его "порция счастья" урезается. В некоторых группах

последователей заставляют признаваться в "грехах", гарантируя в обмен

бесплатную "раздачу счастья" из общей кормушки. Если человек не может

припомнить грехи, он должен их придумать, а затем в них поверить.

Настоящая дружба в секте не поощряется, так как дружеские отношения

между членами секты (горизонталь) служат препятствием для проявления

эмоциональной преданности лидеру (вертикаль). Друзья опасны: если один из

друзей покинет группу, он может увести за собой и остальных. Когда человек

уходит из секты, "любовь" к нему перерастает в ненависть и презрение.

В сектах отношения между людьми, как правило, очень поверхностны,

поскольку глубокие личные чувства, особенно негативные, не одобряются. Даже

если человек ощущает эмоциональную близость к товарищам по группе, он не

должен это показывать. Когда члены секты проходят через испытания, собирая

денежные средства на лютом морозе, под проливным дождем или в дикую жару,

когда они подвергаются преследованиям, когда их арестовывают за нарушение

закона или когда над ними издеваются прохожие, у них развивается

исключительно глубокое чувство товарищества и коллективного мученичества. Но

поскольку единственная реальная привязанность должна быть адресована лидеру,

эти товарищеские узы в действительности поверхностны и даже порой

воображаемы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 225.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...