Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 14. Технология реформирования сознания




 

Из всех вещей, виденных в мире, один ум действует по собственному

усмотрению; схватывая формы в зависимости от истолкования, он впадает в

заблуждение, искажая действительность. Все философии в мире -- подделки

разума; не было никогда ни одного учения, сумевшего проникнуть в истинную

суть вещей.

"Сутра ожерелья", 10.

Господин Махавира сказал Гаутаме Будде: "Когда провидец не видит дхарму

непосредственно, он видит ее через сеть слов. Догадка -- сеть слов,

закрывающая окно. От этого косвенного наблюдения происходят секты и системы.

Путь, предложенный тебе, Гаутама, -- прямой путь. Будь бдителен и будь

провидцем".

"Уттарадхьяяна-сутра", 10.31.

Условия тоталитарного режима, идет ли речь о религиозной секте или

идеологии государства, позволяют эффективно обрабатывать, менять и

контролировать индивидуальное (и массовое) сознание. Бытует мнение, что

психологическое воздействие на человека можно оказать лишь во время пыток и

допросов с пристрастием в темных мрачных подвалах, когда жертву ослепляет

свет яркой лампочки. Однако автор книги "Реформирование сознания и

психология тоталитаризма" Роберт Джей Лифтон в главе "Культы: религиозный

тоталитаризм и гражданские свободы" опровергает это ошибочное мнение. Изучая

методы обращения в коммунистичекую идеологию, применяемую в Китае в

пятидесятые годы, он подробно описал соответствующую технологию обработки

сознания.

Эта технология включала в себя специальные приемы воздействия (в том

числе и создание благоприятных условий для такого воздействия) для

насаждения нужных взглядов. В элементах данной технологии не было ничего

мистического -- просто хорошее знание человеческой психологии. Поэтому,

какой бы чудесной ни казалась группа во главе с ее харизматическим лидером,

если она использует технологию реформирования сознания, о которой говорил

Лифтон, значит, она представляет собой деструктивную секту и манипулирует

сознанием рядовых членов. Каковы же элементы такой технологии?

Коммуникационный контроль;

Манипуляция мистическими чувствами;

Борьба за чистоту души и рядов;

Культ исповеди;

"Научное обоснование" доктрины;

Лингвистическое моделирование реальности;

Доминирование доктрины над личностью;

Право на жизнь и право на смерть.

Рассмотрим подробно каждый из этих элементов. Как пишет Лифтон,

коммуникационный контроль, или контроль социальной среды, подразумевает

контроль всех контактов и связей членов секты с внешним миром. Когда

контроль становится слишком жестким, он перерастает в попытку контролировать

внутренние диалоги субъекта. Каждому члену группы внушается убеждение, что

реальность -- это собственность, которая находится в исключительном ведении

группы. В такой обстановке любое стремление к личной независимости

пресекается, ибо угрожает стабильному осуществлению абсолютного контроля. В

сектах контроль социальной среды поддерживается и сохраняется при помощи

группового процесса, изоляции от других людей, психологического давления,

географической удаленности (или невозможности перемещения), и даже

физического прессинга. Контроль может насаждаться в процессе

последовательного чередования таких мероприятий, как семинары, лекции и

групповые встречи, которые становятся все более интенсивными и все больше

отрывают человека от привычной реальности. Такое физическое и

психологическое воздействие крайне мешает человеку трезво оценить обстановку

и уйти. Секты -- это островки тоталитаризма в огромном океане общества,

которое настроено антагонистично по отношению к тоталитарному режиму.

Поэтому для сохранения структуры секты лидер должен применять жесткий

пограничный контроль и методично усиливать контроль групповой среды.

Интенсивный контроль среды тесно связан с процессом изменения личности.

Это частично объясняет, почему у человека, который в течение определенного

периода времени находился в секте и внезапно стал объектом внешнего,

альтернативного влияния, на первый план выходит и доминирует сектантская

личность. Это особо заметно на молодых людях, у которых при погружении в

групповую систему убеждений и групповую структуру радикально меняется

"реальная" личность. Происходит что-то вроде дублирования: формируется

вторая, так называемая "сектантская личность",  которая живет бок о бок с

"реальной" и отчасти от нее независима. Очевидно, существует некий связующий

элемент, позволяющий человеку интегрировать вторую личность -- иначе он не

смог бы полноценно функционировать, -- но автономия каждой из личностей

впечатляет. Когда человек добровольно или принудительно выходит из-под

контроля тоталитарной социальной среды, в нем кое-что появляется от прежней,

досектантской личности. Оба "я" могут существовать одновременно и долгое

время заявлять о себе самым непредсказуемым образом. Такое раздвоение

личности существенно травмирует психику.

Вторым элементом технологии воздействия на сознание в условиях

тоталитарного окружения выступает мистическое манипулирование, или

запланированный экспромт. По мнению Лифтона, это систематический процесс,

который тщательно планируется и контролируется "сверху" (руководством), хотя

внешне кажется, что он происходит стихийно в рамках данной среды. Он не

должен восприниматься как "хорошо отрепетированный спектакль", иначе у

"зрителей" могут возникнуть сомнения. На протяжении столетий существуют

разные религиозные группы, в которых традиционно практикуются посты,

ограничения сна и чтение молитв, но феномен "избранности" характерен только

для сект. Только в сектах существует фигура "избранника", который

провозглашает себя "спасителем" или "мессией". Возможности мистического

манипулирования в сектах безгранично расширяются, поскольку лидеры объявляют

себя посредниками Бога. Только через "спасителя" "спускаются" (и

принудительно навязываются) принципы, "установленные Богом", поэтому секта с

ее верованиями воспринимается как единственный истинный путь к спасению. Это

усиливает возможности мистического манипулирования и оправдывает все

действия "спасителя", а иногда и его последователей.

В том, что функции "спасителя" (и, по совместительству, манипулятора)

исполняет реальный человек, есть преимущества и недостатки. С одной стороны,

он более реален, чем абстрактный бог, и поэтому более привлекателен для

последователей. С другой стороны, он может стать источником глубокого

разочарования, если, например, последователи узнают, что он уличен в связях

со спецслужбами (такое обвинение выдвигалось против Сан Мюн Муна, основателя

Церкви Объединения).

Вследствие мистической манипуляции у членов сект формируется психология

"пешек". Мало того, мистическая манипуляция оправдывает обман по отношению к

"чужакам" из "внешнего мира". Если "чужак" не видит Свет, то он пребывает в

царстве тьмы и зла, и поэтому его не грешно обмануть ради "высокой цели".

Например, когда члены некоторых сект занимаются сбором денежных

пожертвований, им велят отрицать их принадлежность к секте, то есть лгать.

Во многих учебных центрах от новобранцев долгое время скрывают

принадлежность к определенной секте или "церкви". Тоталитарная идеология

всегда оправдывает такую манипуляцию.

К следующим элементам технологии реформирования сознания относятся

требование чистоты и культ исповеди. С точки зрения Лифтона, требование

"чистоты" придает сектам, а также религиозным и политическим группам черты

манихейства, поскольку призывает к радикальному отделению чистого от

нечистого, добра от зла. Это призыв к чистоте рядов и чистоте души каждого

отдельного его члена. Абсолютное очищение -- процесс непрерывный; зачастую

он регламентируется определенными правилами. Поскольку он стимулирует

чувство вины и стыда, то тесно связан с процессом исповеди. Идеологические

движения манипулируют механизмами индивидуальной вины и стыда для подавления

личности. Исповедь, во время которой человек признается в грехах и

занимается самокритикой, происходит в небольшой группе и сопровождается

критикой в его адрес со стороны членов группы с определенной целью: активно

и динамично способствовать изменению его личности.

По поводу сложного, весьма неоднозначного и небезобидного процесса

"признания в грехах" А. Камю как-то заметил, что "авторы признаний пишут их

главным образом для того, чтобы избежать признания и ничего не сказать о

том, что они в действительности знают". Возможно, Камю преувеличил, но он

прав, полагая, что исповедь -- это хитроумная смесь откровения и утаивания.

Человек, который признается в разнообразных многочисленных грехах

досектантской жизни, может верить в эти "грехи", и в то же время скрывать

другие, которые либо не осознает, либо не хочет обсуждать. Чем чаще человек

кается в грехах, которые отождествляются с досектантской жизнью и ее

"распятием", тем больше превозносится его нынешняя жизнь в секте. Выходит,

что под маской явного унижения скрывается крайнее высокомерие.

И снова цитата из Камю: "Ныне я каюсь, дабы затем стать судьей... Чем

больше я обвиняю себя, тем больше у меня права судить других". Это

центральная тема нескончаемого процесса исповеди, особенно когда он

происходит в замкнутой группе.

Следующие элементы технологии воздействия на сознание -- это "научное

обоснование" доктрины, лингвистическое моделирование реальности и

доминирование доктрины над личностью.

Чтобы увлечь за собой людей в современном мире, любое "духовное" учение

должно быть "научно обосновано". Духовная наука кажется спасением для многих

людей, так как существенно упрощает мир. Например, секта мунистов уловила

эту современную потребность людей в научном обосновании свода догматических

духовных принципов и создала подобие науки о человеческом поведении и

человеческой психологии. Чтобы доказать справедливость претензии на

научность, эта секта проводит крупные симпозиумы, приглашая на них

выдающихся ученых (которым платит неслыханно высокие гонорары). Тем самым

демонстрируется "единство взглядов" мунистов и ученых, а сама доктрина

приобретает интеллектуально-правовой статус.

Все наши представления о реальности опосредованы системой устойчивых

метафор, интерпретация которых определяется степенью интеграции в культуру и

владения языком. Таким образом, с помощью языка с его закономерностями в

назывании объектов реальности (номинациях) и в организации их значений

(семантике) можно воспроизвести, или  заново создать, реальность. Под

лингвистическим моделированием следует понимать намеренное использование

процессов, которые неоправданно упрощают представления о реальности. Это

достигается с помощью искусной лингвистической манипуляции  на основе

введения обобщений, искажений и игнорирования важных свойств явлений и

событий. Язык сводится к набору штампов, а каждой фразе придается статус

значимости и божественный смысл. Крайне упрощенная лингвистика таит в себе

очарование и  способна оказывать колоссальное нейрологическое воздействие на

сознание: поскольку любую проблему в жизни человека легко свести к общему

набору внутренне согласованных принципов, человек считает, что познает и

ощущает истину. Ему все ясно и понятно, на все вопросы всегда есть ответы.

Лайонел Триллинг называет это "языком безмыслия", поскольку самые трудные

вопросы сводятся к готовым штампам и примитивным лозунгам. При этом человек

не осознает, каким образом он моделирует реальность, и считает свое

восприятие и представление о реальности объективными.

Элемент доминирования доктрины над личностью начинает работать в тот

момент, когда возникает конфликт между тем, что человек ощущает на

собственном опыте, и тем, что предписывает ему ощущать доктрина или догма. В

тоталитарном окружении истинна только догма, поэтому человек должен признать

ее и привести собственные ощущения в соответствие с догматической истиной.

Внутреннее ощущение несоответствия действительных и желаемых ощущений

порождает комплекс вины. Порой группа намеренно провоцирует у человека

комплекс вины, внушая ему, что все сомнения отражают его греховность.

Последний и самый важный элемент технологии воздействия на сознание --

это угроза лишиться жизни, хотя чаще всего это метафорическая угроза. Но

если "спаситель" обладает знанием абсолютной истины и видит свет, то все те,

кто этот свет не видит и живет во тьме неведения, связаны с тьмой и не имеют

права на существование. Принцип "бытие против небытия" позволяет делить

членов группы на людей первого и второго сорта. "Второсортники" живут под

угрозой смерти. Иногда смерть может стать реальностью, как это произошло с

членами "Народного храма": Джим Джонс, лидер этой секты, манипулируя

суицидальной мистикой, которую сделал частью групповой идеологии, принял

решение о необходимости добровольного ухода из жизни членов группы.

(Впрочем, в ходе судебно-медицинской экспертизы, проведенной после массового

суицида в Джонстауне, выяснилось, что не все члены группы ушли из жизни

"добровольно", многие из них были убиты.) Тоталитарное желание провести

четкую границу между теми, кто имеет право жить, и теми, кто такого права не

имеет, может стать страшным способом решения фундаментальных проблем

человечества. Такие тоталитарные, или фундаменталистские, подходы вдвойне

опасны в век ядерной угрозы и терроризма.

Однако описанные выше элементы технологии, позволяющей активно

манипулировать человеческим сознанием, не имеют отношения к промыванию

мозгов. Промывание мозгов -- это совершенно другой процесс, который

происходит принудительно, когда человек, например, военнопленный, с самого

начала знает, что находится в руках врага. Применение пыток и жестокое

обращение, сопровождающее четкое разделение ролей на "своих" и "врагов", не

оставляет жертве права выбора. Манипулируя инстинктом самосохранения жертвы,

промыватели мозгов могут заставить ее согласиться с определенными

требованиями, например, подписать ложные признания или выступить с

клеветническими заявлениями. При этом жертва пытается внутренне оправдать

свои действия. Но как только она выходит из этой среды и ее инстинкту

самосохранения ничего не угрожает, к ней возвращаются прежние убеждения.

Принудительный подход редко является успешным, о чем красноречиво

свидетельствует статистика. Как только люди возвращаются в привычную

атмосферу, эффект "промывания мозгов" потихоньку рассеивается.

Процесс непринудительного психологического программирования с помощью

технологии реформирования сознания осуществляется более тонко и изощренно. В

этом процессе жертва менее защищена и более подвержена постороннему влиянию,

поскольку считает "реформаторов" друзьями. Это дает "реформаторам"

карт-бланш, и они исподволь формируют новую структуру личности и новую

систему убеждений. Жертва добровольно идет на сотрудничество с

"реформаторами", сообщая им глубоко личную информацию, которая впоследствии

используется против нее. При этом явного физического принуждения нет! Чаще

всего реформирование сознания происходит на основе внушения новых установок.

Это внушение осуществляется в процессе применения гипнотических техник и

техник групповой динамики. Человек не ощущает угрозы, но становится жертвой

обмана и манипуляций, которые заставляют его сделать предписанный выбор и

положительно реагировать на все, что с ним происходит.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 229.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...