Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 7. Почему люди вступают в секты?




 

Немного об этологии и социобиологии

В секты уходят абсолютно непохожие друг на друга люди. У них разный

темперамент, воспитание, образование, социальное положение и возраст. Хотя

некоторые перед вступлением в секту проявляли повышенную эмоциональную

возбудимость, в подавляющем большинстве это были абсолютно нормальные,

уравновешенные и психически здоровые люди. Зачастую новообращенные молоды,

то есть их установки и ценности еще не успели оформиться и стать

устойчивыми. Но обычно контингент сект состоит из интеллигентных,

воспитанных, интеллектуально развитых, хорошо образованных, тяготеющих к

знаниям, идеалистически настроенных, любознательных и стремящихся к

духовному развитию и бескорыстному служению людей. Было бы неправильно

назвать их неудачниками или мечтателями, потому что среди них много

предприимчивых и способных людей.

   Секта -- это бизнес, поэтому туда пытаются завербовать и

квалифицированных специалистов, которые способны возглавить различные

службы, придать организации должную респектабельность и успешно вести дела,

не получая денежного вознаграждения за свой труд.

Проблема "неблагополучных семей", из которых молодые люди уходят в

секты, сильно преувеличена. Дело не столько в семье, сколько в уровне

мастерства вербовщика, сумевшего проявить талант психолога, дар убеждения и

интуитивно почувствовать, как подойти к человеку и его проблеме.

Попадая в секту, некоторые люди думают, что получат возможность

выразить себя и найти применение способностям, которые не были востребованы

в семье или в общественной жизни. Как правило, это коллективисты, которые

испытывают непреодолимое желание жить и работать в команде. Когда человек не

удовлетворяется существующим положением дел и ищет в отношениях с людьми

большей глубины и содержательности, он становится более уязвимым, что делает

его легкой добычей вербовщика.

Но на практике эти идеалистически настроенные люди редко получают

возможность реализовать себя в секте. Жизнь в секте лишь предполагает

коллективные действия и потенциальную возможность созидательной

деятельности, она лишь демонстрирует внешние преимущества "сплоченности",

возникающей при интенсивном групповом опыте.

Среди завербованных в секты можно также встретить молодых идеалистов,

которые стремятся доказать собственную независимость, проявить

индивидуальность и отстоять право на собственное мнение в семье. Восставая

против семейных и общественных ценностей, они пытаются самоутвердиться через

уход в секту. Но парадокс заключается в том, что, эти оппозиционеры и

бунтари лишаются в секте индивидуальности, так как их генетическая семья

подменяется суррогатной семьей в лице лидера и руководства секты, от которых

они становятся еще более зависимыми.

Некоторые люди вступают в секты в результате длительных поисков

собственного Пути, завершив искания приемлемого для них вероисповедания.

Активный поиск всеобъемлющего туннеля реальности часто свидетельствует о

желании разрешить глубокий внутренний конфликт, связанный с попыткой найти

смысл, место и предназначение в жизни. Такие люди могут из пятидесятников

стать сайентологами, потом саньясинами Ошо, резко перейти в стан агностиков,

затем обратиться в неоиндуизм, увлечься шаманизмом, стать убежденным

поклонником трансцендентальной медитации, "миссионером Божественного Света"

или мунистом. При этом для многих искателей выбор секты, в которую они

вступают, зависит не столько от особенностей ее идеологии, сколько от

случайного стечения обстоятельств. Их внимание может привлечь любая секта,

если они в нужное время и в нужном месте встретят людей, представляющих эту

секту.

Ряд людей принимает систему идеалистических убеждений секты, пытаясь

отождествиться с кумиром, знаковой фигурой или идеалом, который разделяет

похожие убеждения.

Чтобы ответить на вопрос, почему люди вступают в секты, давайте

разберемся, почему люди вообще склонны объединяться в группы (о чем

свидетельствуют наблюдения за общественной жизнью в самых разных культурах).

Без сомнения, инстинктивная потребность объединяться в группы свойственна

людям от рождения, потому что все члены группы, в том числе и

харизматической, по сравнению с индивидуалистами-одиночками получают ряд

эволюционных преимуществ, особенно перед лицом опасности, внешней угрозы и в

кризисных ситуациях. Человек испытывает потребность в отношениях, постоянно

обеспечивающих позитивные взаимодействия. Тесные взаимоотношения,

позволяющие нам чувствовать, что нас эмоционально поддерживают, любят,

одобряют и признают, создают ощущение счастья и здоровья.

В то же время пребывание в группе часто противоречит личным интересам

индивидуума и порой даже может угрожать личному выживанию. Но тогда почему в

процессе эволюции у людей сохранилась эта потенциально губительная для

личности черта?

Оказывается, многие аспекты человеческого поведения хорошо объясняются

социобиологией, развитой на основе теории эволюции Дарвина Эдвардом

Уилсоном. Социобиология применяет принципы эволюции, этологии (науки о

поведении животных) и генетики к изучению социальных взаимодействий. С

социобиологической точки зрения, сохранение такой черты объясняется тем, что

в группе шансы на выживание всех носителей определенного признака

увеличиваются по сравнению с шансами на выживание каждого индивидуума в

отдельности. Другими словами, совокупная приспособленность дает больше

преимуществ, чем приспособленность индивидуальная. Если некоторый признак в

рассматриваемой популяции способствует выживанию популяции в целом, мы

говорим, что совокупная приспособленность популяции повышается, хотя шансы

на выживание любого конкретного индивидуума как носителя этого признака

снижаются. Это значит, что вступление в группу способствует повышению

совокупной приспособленности. Отдельные личности могут пострадать,

пожертвовав собой, но группа в целом, состоящая из носителей этого признака,

получает больше шансов на выживание.

Какой психологический механизм определяет склонность присоединяться к

харизматической группе и, в частности, вступать в деструктивные секты? Что

побуждает людей не только вступать, но и оставаться в них, зачастую

пренебрегая личными интересами? Чтобы это понять, мы должны установить

механизм, который привязывает индивида к группе, механизм, заложенный в

человеческой физиологии.

Как уже говорилось, чаще всего вербовка оказывается удачной в тот

момент, когда человек находится в состоянии импринтной уязвимости, стресса и

эмоциональной нестабильности. Стресс стал характерной приметой нашего

времени. Люди испытывают стресс на работе и в школе, из-за семейных проблем,

проблем со здоровьем, личных переживаний, при переходе на новую работу,

смене местожительства, из-за финансовых неурядиц, хронического "безденежья",

потери близких или в состоянии полной неопределенности. Обычно наши защитные

механизмы помогают нам справляться со стрессом, но бывают периоды особенной

уязвимости, когда мы можем подпасть под чье-то влияние. В такие моменты мы

способны принять систему убеждений, которая обещает дать нам новый взгляд на

мир, придать смысл жизни и поставить перед нами новые цели.

Когда люди вступают в харизматическую группу, они избавляются от

стресса, причем, чем ближе они ощущают себя к группе, тем сильнее эффект

облегчения и тем меньше стресс, который они испытывали до вступления в

группу. Отдаляясь от группы, они снова начинают чувствовать себя несчастными

и состояние стресса возвращается. Каждый такой эпизод служит эффективным

обучающим "экспериментом".

Человек начинает видеть в группе защиту от житейских бурь. В то же

время группа действует как психологические клещи: с одной стороны, она

оказывает сильное давление, а с другой стороны, избавляет от стресса.

Например, нормы группового поведения, которым должен следовать член группы,

могут спровоцировать у него стресс. Поскольку он привык считать, что его

эмоциональное благополучие зависит от близости к группе, ему ясно: только

сохраняя верность группе, он сумеет избавиться от стресса. Это, в свою

очередь, делает его более послушным групповым требованиям и воле лидера.

Интересно, что избавление от стресса, которое происходит при вступлении

в группу, порождает некий снобизм по отношению к людям, которые в эту группу

не входят и, как следствие, -- деление людей на "своих" и "чужих". Это

значит, что вступление в группу, сопряженное со значительным

самопожертвованием, обеспечило их рядом преимуществ, которыми они не

намерены делиться с "чужими". Таков способ самозащиты, к которому всегда

прибегает истинная харизматическая группа.

Глава 8. Наши иллюзии о человеческой разумности, неуязвимости и немного










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 252.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...