Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 4. Что такое деструктивная секта




 

Не играйте с масками реальности, пока не научились обращаться с

реальностью масок.

Р. А. Уилсон

Заглянув в толковый словарь, можно узнать, что "секта" -- это

религиозная община, или группа, отколовшаяся от господствующей церкви и

отправляющая специфический культ, а "культ" -- это религиозное служение

божеству и связанные с  этим обряды, то есть некая религиозная практика

поклонения и обожествления. Секты как общины, более или менее радикально

порвавшие с официальными, или государственными, церквями, весьма часто

расходятся с ними не только в метафизических, но и в этических вопросах.

Везде, где в той или иной форме существует официальная религия или в основу

государственных (общественных) отношений положены определенные этические

принципы, этика неотделима от политики. Поэтому секты часто бывают

оппозиционны не только по отношению к церкви, но и по отношению к

государственному и социальному порядку. В том же толковом словаре читаем,

что сектой может называться и вполне светская группа лиц со своим

собственным культом. Согласно второму определению, "секта" -- это узкий круг

людей, которые обособились от общества и замкнулись на узком круге

интересов, поклоняясь определенной эстетической или интеллектуальной

программе, тенденции или харизматической личности.

Итак, секта -- это группа, которая характеризуется специфическим

ритуалом поклонения богу или личности, изоляцией от "враждебной" социальной

среды и наличием харизматического лидера.

Хотя странные убеждения и ритуалы секты еще не свидетельствуют о ее

деструктивном характере, в современном мире слово "секта" приобрело крайне

негативный оттенок и ассоциируется с опасной группой людей, возглавляемой

"пророком", психопатом, шарлатаном, или бандитом.

Как уже говорилось, в деструктивных сектах к последователям

систематически применяются современные методы психологической обработки и

приемы воздействия на сознание, активно используются техники модификации

поведения, эксплуатируется внутренне присущий человеку групповой конформизм

и подсознательная потребность подчиняться авторитету. Кроме того, в

деструктивных сектах широко практикуется обман, фальсификация и запугивание.

Это позволяет поэтапно разрушить личность и, манипулируя мыслями, чувствами

и поведением последователей, реформировать их сознание. В деструктивной

секте нарушаются права человека. Активно воздействуя на сознание и

подсознание людей с помощью ряда специальных техник, о которых мы будем

подробно рассказывать, им прививаются фобии и зависимости, лишающие

последователей возможности покинуть секту.

На сегодняшний день существует множество техник воздействия на нервную

систему и мозг человека, то есть на человеческую нейрологию.

Все, что человек думает, помнит, осознает, чувствует и узнает, -- это

результат деятельности мозга. Каждый человек обучается и чувствует

по-своему, потому что в процессе развития нервной системы в его памяти

запечатлевается определенная информация (импринт). Каждый импринт определяет

позитивный или негативный фокус для последующего формирования условных

рефлексов (обуславливания). Именно импринты и условные рефлексы определяют,

как человек воспринимает реальность. С помощью специальных техник человека

можно ввести в состояние так называемой импринтной уязвимости, когда он

становится повышенно внушаемым, и полностью его перепрограммировать.

Создавая новые импринты и новые условные рефлексы, можно изменить систему

представлений, сознание, восприятие реальности и модели мышления. Мозг как

бы "переключается" и начинает работать иначе. Сознание человека изменяется и

человек воспринимает лишь ту реальность, которую ему навязали. Начинается

процесс автоматической фильтрации: сигналы, которые не вписываются в его

новый туннель реальности, экранируются, а информация, которая хорошо

увязывается с навязанной ему системой представлений, воспринимается как

единственно верная. Применяя к людям методы нейрологического воздействия,

секта "стирает" истинную личность и создает "новую" с "новым"

сознанием.

Когда человек долгое время живет в "искусственной" реальности

деструктивной секты, он теряет индивидуальность и живет  в скорлупе

"искусственной" личности, созданной сектой. Каждая личность характеризуется

определенным набором убеждений, моделей поведения, стилем мышления и

эмоциональными реакциями. В условиях психологической обработки и

колоссального социального воздействия реальная личность человека,

сформированная родителями, воспитанием, образованием, друзьями и его

свободой выбора, насильно подменяется новой сектантской личностью. Человека

погружают в такую социальную среду, где он вынужден отказаться от прежнего

"Я". Чтобы функционировать в новой групповой реальности, он должен принять

новый облик, который одобряется группой. Любая реальность, которая может

напомнить ему о его прежней личности и вернуть прежнее представление о себе,

искусственно устраняется. Даже если поначалу человек умышленно подыгрывает

окружению, чтобы остаться в группе, со временем он неизбежно пропитывается

тоталитарной идеологией, которая меняет его предыдущую систему

представлений. Такой процесс изменения можно запустить в течение нескольких

часов, но для его стабилизации, как правило, необходимо несколько недель.

Любая тоталитарная система, и, в частности, деструктивная секта, стремится

разрушить индивидуальную целостность человека и его самостоятельность в

принятии решений.

Конституция гарантирует права на свободу совести и вероисповедания, на

личные и гражданские свободы. Группа людей обладает правами на свободу

религиозного сознания и беспрепятственное отправление обрядов, какими бы

странными они ни казались обществу. Если люди хотят верить в то, что

Махараджи Джи, Виссарион, Мария Дэви Христос, Элизабет Профет, Сан Мюн Мун,

Махариши Махеш, Ошо, Джим Джонс, Чарльз Мэнсон или Дэвид Кореш -- мессия,

это их право. Но (и это главное!) никто не имеет права вводить в их

подсознание деструктивные установки, внушая веру в то, что указанный

господин (или госпожа) -- мессия. Никто не имеет права посягать на их

свободы и деструктивно воздействовать на их личность с помощью

психологического программирования и техник манипуляции сознанием.

После окончания второй мировой войны спецслужбы всего мира активно

приступили к экспериментам в области нейропрограммирования личности и

направленного изменения группового и индивидуального сознания. По признанию

ЦРУ, уже в начале пятидесятых годов проводились секретные эксперименты под

кодовым названием MK-ULTRA по исследованию влияния психоделиков, наркотиков,

электрошока и гипнотических техник на человеческую психику.

Особый вклад в психологию внесли работы Курта Левина, который

эмигрировал из нацистской Германии в США. Левин заложил основы такого

направления, как групповая динамика, и занимался активным ее исследованием,

ибо справедливо полагал, что основные изменения личности происходят не в

индивидуальном, а групповом контексте. Он считал группу динамическим целым

"со свойствами, отличными от свойств ее слагаемых или суммы этих слагаемых".

В шестидесятые годы в гарвардском университете под руководством проф.

Тимоти Лири, одного из создателей теории трансакционного анализа и концепции

групповой терапии, проводились исследования в области модификации поведения.

Еще до войны Адлер говорил о значении социального окружения для личности и о

том, что группа позволяет сформировать и модифицировать взгляды и суждения

личностей, которые переживают кризис ценностей и целей. Но проф. Лири

исходил из предположения, что мозг -- это биохимическая электрическая

система, которая обладает способностью воспринимать и конструировать разные

реальности! Чтобы изменить сознание, нужно найти и грамотно использовать

специальный "ключ". Этот ключ "открывает" нервную систему для исследования,

а мозг для перепрограммирования. Он избавляет от обусловленности восприятия,

помогает активизировать новые контуры нервной системы и расширяет сознание.

Справедливость теории проверялась в серии экспериментов по психологической

реабилитации и изменению поведения заключенных. Именно Тимоти Лири был

автором призыва "turn on, tune in, drop out", который переводится как

"включись, настройся, отстранись". "Включись" -- активизируй свои нервные

способности и генетические задатки, "настройся" -- гармонично взаимодействуй

с окружающим тебя миром, а "отстранись" -- активно, избирательно и тонко

"отслаивай" рефлекторные и подсознательные убеждения.

В конце шестидесятых психологи проявили интерес   к возможности

модификации поведения отдельных личностей и групп при проведении сеансов

групповой психотерапии, основанных на методе свободных дискуссий. Групповая

дискуссия, роль которой экспериментально и последовательно исследовалась все

тем же Куртом Левином, позволяла столкнуть оппозиционные мнения, помогая

участникам увидеть разные стороны проблемы, и уменьшала их сопротивление

новой информации. Экспериментальные техники, которые разрабатывались из

лучших побуждений, были призваны заставить людей отказаться от привычных

схем поведения и мышления, развивать потенциальные возможности, скрытые

резервы и выводить на уровень самоактуализации. На таких сеансах людей

побуждали "раскрепощаться", избавляться от комплексов, рассказывать группе о

самых интимных личных проблемах. Широкое распространение получила

психотехника, в которой члена группы усаживали в центр круга, а каждый из

присутствующих по очереди указывал ему на его недостатки и проблемы. Нет

необходимости говорить, что без консультации опытного психотерапевта такая

техника может глубоко травмировать человеческую психику и спровоцировать

тяжелые психологические проблемы.

Кроме того, в результате развития системы нейролингвистического

программирования (НЛП) большое количество людей познакомилось с техниками

погружения в гипнотический транс, не имея ни малейшего представления об

этической стороне работы с подсознанием. Ричард Бэндлер и Джон Гриндер,

создатели модели НЛП, активно популяризировали эту технологию в качестве

инструмента для расширения человеческих способностей. Эта модель была

построена на основе модели стратегической психотерапии Мильтона Эриксона, в

которой широко использовались трансовые и гипнотические состояния. Феномен

гипнотического транса (или эриксонианского гипноза) вызывал измененное

состояние сознания, в котором человек становился повышенно внушаемым и

получал установки, вызывающие изменения его личности.

 

 

Если вначале групповые и индивидуальные методики испытывались только на

добровольцах, многие из которых, кстати, положительно оценили этот опыт, то

со временем некоторые техники просочились в массовую культуру и популярную

психологию, став общедоступными. Их бесконтрольно применяли разные люди в

самых разных целях. С помощью этих техник недобросовестные "гуру", жаждавшие

богатства и власти, научились манипулировать последователями. Лидеры самых

разных сект начали понимать, какие преимущества сулит использование новых

методик воздействия на личность. Начала развиваться так называемая

технология "культового менеджмента", на базе которой формировались

современные деструктивные секты нового типа. В таких сектах к последователям

применяется комплекс психологических мероприятий, позволяющих поддерживать у

них определенное состояние сознания, формировать у них настройку на новый,

культовый туннель реальности, а также полностью контролировать их эмоции,

мысли, поведение, деятельность и связи с внешним миром.

В России и Украине разгул деятельности деструктивных сект начался в

начале девяностых, когда пал тоталитарный режим и охранявший его "железный

занавес". Именно тогда население лишилось пропагандистской идеологии,

которая активно формировала общественное сознание и общественный туннель

реальности на протяжении последних семидесяти лет. Тогда же был

расформирован специальный отдел КГБ, который занимался проблемами

психологического и религиозного терроризма и контролировал духовные

потребности сограждан. Свято место пусто не бывает, и территорию России и

Украины наводнили новые идеологи местного и заморского происхождения. Толпы

на стадионах рукоплескали евангелистам и иеговистам, вступали в "Аум

Синрике", объединялись вокруг Марии Дэви Христос, ехали в сибирскую тайгу за

"последнезаветчиком"-Виссарионом, превозносили дианетиков-сайентологов,

обретали "сознание" Кришны", становились крестоносцами-мунистами, слушали

речи американских телевизионных проповедников и зачитывались откровениями в

переводных книгах "божественной дуады" Профетов. Все эти "пророки" новой

эпохи успешно "ловили души" неопытных сограждан, рекламируя и тиражируя

простые рецепты выживания, которые оказались весьма востребованными.

Новоявленные мессии продавали карты "новой реальности" с "маршрутами"

самореализации и достижения гармонии, причем все пути однозначно вели к

просветлению и спасению.

В США секты и "новые религиозные движения" расцвели пышным цветом во

время культурной революции шестидесятых. Миллионы молодых людей, к которым

примкнули и некоторые не догматически настроенные представители старшего

поколения, оказались в этическом вакууме. Заполнять этот вакуум ринулись

духовные "пастыри" и морализирующие мафиози -- так называемые ловцы

человеческих душ. Появился телевизионный евангелизм, популяризированный

буддизм и хипповый индуизм. Пессимистические, полные ностальгии верования

намеренно гасили взрывную волну расширения сознания, сопровождавшую

десятилетие культурной революции. Дивергенция, индивидуализм и утопический

оптимизм шестидесятых были насильственно уничтожены. Духовный бандитизм

приобрел масштабы настоящей эпидемии, а Америка превратилась в дикий

"духовный" Запад. За власть над душами жестоко конкурировали лидеры

религиозных банд и идейно вооруженные пророки. Откуда-то всплыли гуру и

свами, мастера и учителя, наставники и пророки, живые боги и богини. Но о

реальном существовании деструктивных сект и об опасности, которую они

представляют для личности, население Америки узнало только в семидесятые.

"Знакомство" произошло благодаря средствам массовой информации, которые

забили тревогу и тем самым привлекли внимание общественности к этому

феномену. Сначала Америку потрясло известие о похищении Патти Херст, дочери

магната Уильяма Рэндольфа Херста III, которая вдруг стала "Таней" и членом

Симбионской Армии Освобождения -- левоэкстремистской террористической

группировки. Потом стало известно о массовом суициде членов секты "Народный

храм" в Джонстауне. Это заставило общество взглянуть на секты другими

глазами. Над "престолом" лидера "Народного храма" Джонса висел плакат с

лозунгом: "К тому, кто не помнит прошлого, оно приходит снова и снова". Хотя

никто не знает, почему Джонс выбрал в качестве девиза именно это

высказывание Джорджа Сантаяны, полезно задуматься о смысле этой фразы

применительно к современным деструктивным сектам.

Глава 5. Не только религия

 

Хотя массовый суицид в Джонстауне потряс мир, в конце семидесятых мало

кто понимал, что такое деструктивные секты и какую роль в разыгравшейся

трагедии играл психологический контроль и манипуляция индивидуальным и

групповым сознанием. А тем временем количество деструктивных сект и их

членов продолжало непрерывно увеличиваться. На сегодняшний день существуют

не только религиозные секты, но и секты, деятельность которых связана с

политикой, психотерапией и коммерцией. Во всех этих сектах применяется

психологическая обработка и контроль сознания, поэтому они попадают под

определение деструктивных сект.

Наиболее известны и многочисленны религиозные секты, в основу

вероучения которых положена некая религиозная или оккультная догма. Она

может быть взята из Библии, синтезирована из восточных религий, заимствована

из оккультных учений или же создана лидером секты. Такие  секты создаются

"живым богом" или его непосредственным "пророком", на которого снизошло

"божественное откровение". На основе полученного "откровения" он начинает

по-своему интерпретировать "Божью волю", а любая аргументированная критика

не только не способна образумить "пророка", но, напротив, объявляется

происками Сатаны. Иногда эти "живые боги" и "пророки" страдают психическими

отклонениями и искренне верят в реальность собственных видений и

галлюцинаций, которые описаны в любом учебнике по психиатрии. Как писал

Уильям Джеймс, материалистическая медицина "приканчивает святого Павла,

называя его эпилептиком, а видения по дороге в Дамаск -- поражением нервного

центра затылочного отдела коры головного мозга, вызывающим внезапное

образование двигательных импульсов, объявляет святую Терезу Авилльскую

истеричкой, а святого Франциска Ассизского -- наследственным дегенератом".

Впрочем, давайте вспомним, что мнение психиатров -- лишь одно из многих

других мнений, и не стоит относиться к нему как к истине в последней

инстанции.

Самозваные "пророки" всегда заявляют, что посланы на землю с "особой"

духовной миссией. Мы не знаем, что в действительности побуждает "пророков"

заняться активной  харизматической деятельностью: то ли искренняя и

фанатичная вера в собственную пророческую миссию, то ли гордое прельщение и

ложный духовный опыт, то ли желание удовлетворить личные амбиции и

обогатиться. Но даже невооруженным глазом можно увидеть, насколько немощен

их дух и слаба плоть.

О привязанности к "грубому материальному миру" этих "пророков"

свидетельствует их роскошный образ жизни, недвижимость, в которую они

вкладывают миллионы долларов и крупные предприятия, чьи акции они активно

скупают.

Например, автопарк известного "динамического коммунара" Ошо состоял из

девяноста двух роллс-ройсов, а доход его коммуны в Орегоне составлял более

100 млн. долларов. На счетах финансовой империи "преподобного" Сан Мюн Муна,

в состав которой входила транснациональная промышленная компания, тысячи

гектаров земельной собственности и недвижимость на всех широтах планеты,

завод по производству оружия в Южной Корее, две влиятельные американские

газеты "Нью-Йорк трибюн" и "Вашингтон таймc", хранилось более миллиарда

долларов. Как выяснилось, организация Муна была основной силой,

поддерживавшей деньгами и оружием силы "контрас" в Никарагуа. Мун вложил от

семидесяти до ста миллионов долларов в экономику Уругвая, возможно, планируя

превратить эту страну в первое культовое теократическое государство, откуда

он начал бы двигаться к провозглашенной им цели: "завоевать и подчинить весь

мир".

"Религиозные" деструктивные секты бывают "библейскими" и

"сатанистскими". В последние годы СМИ привлекают внимание общественности к

деятельности групп cатанистов, в которые активно затягивают подростков.

Впечатлительные и жадно воспринимающие все новое и необычное молодые ребята,

поклонники "тяжелого рока", фильмов ужасов и научной фантастики, пытаются

найти свое место в жизни. В поисках силы и самоутверждения они попадают в

секты, которые служат дьяволу, надеясь обрести в них власть и могущество.

Чаще всего их затягивают в секту обманом, например, приглашают на

специально организованные вечеринки, где угощают галлюциногенными

наркотиками, которые делают их более внушаемыми и уступчивыми при

прохождении сексуальных обрядов посвящения в сатанисты.

Шаг за шагом вербовщик обретает власть над вербуемым, втираясь к нему в

доверие и проверяя его лояльность. Только когда подросток считается

"подготовленным", его непосредственно знакомят с ритуалами поклонения

Сатане. На этом этапе он уже не может уйти, так как принимал участие во

многих противозаконных действиях, то есть слишком много видел и знает. А

если он был свидетелем или участником ритуала человеческого

жертвоприношения, то даже если он сбежит, группа его найдет и убьет.

Часто в сводках международных новостей фигурируют так называемые

"экстремистские организации". В сущности, это самые настоящие

политико-террористические секты. Большинство людей даже не догадывается,

какими изощренными методами туда вербуют людей и под каким нейрологическим

контролем находятся их члены, что, собственно говоря, и отличает такие

группы от групп обычных фанатиков-фундаменталистов. Эти группы формируются

на основе определенной политической догмы. Группа, "Арийская Нация" муштрует

бойцов в учебных "лагерях выживания", поддерживая доктрину превосходства

белого большинства и планируя в перспективе захватить власть в США. Группа

"Мув" была обстреляна гранатами со слезоточивым газом полицией Филадельфии

после того, как в ее "закромах" обнаружили огромный арсенал оружия.

Ранним мартовским утром 1995 года 10 членов секты "Аум Сенрике"

принесли на станцию токийского метро пластиковые пакеты с отравляющим газом

зарин, который впервые синтезировали немецкие ученые в нацистской Германии.

[Зарин поражает центральную нервную систему и даже в малых дозах смертелен

для человека.]

В результате газовой атаки двенадцать человек погибло, а множество

людей временно ослепло и было парализовано. Во время обыска на тайных

складах секты полиция обнаружила пятьсот металлических барабанов, в которых

хранился цианид натрия, как известно, смертельный яд. В процессе

расследования деятельности "Аум Сенрике" выяснилось, что секте принадлежат

огромные арсеналы различного оружия и компьютерные лаборатории с

дистанционно управляемой аппаратурой для автоматического запечатывания

ядовитого содержимого в пластиковые мешки. Секта завербовала массу

выпускников университетов, которые занимались исследованиями и разработками

биологического оружия. Полиция обнаружила следы выращивания различных

вирусных культур. "Аум" управляла тремя компаниями по закупке химического

сырья. Находясь в Москве, руководство секты проявляло интерес к приобретению

ядерного оружия. Есть также данные о том, что "Аум" купила крупный

российский вертолет и приценивалась к российским танкам, подводным лодкам и

военным самолетам.

Существует множество психотерапевтических и "просветительских" сект,

называющих себя школами, движениями и фондами. Семинары и конференции они,

как правило, проводят в актовых залах дворцов молодежи, университетов или

залах для деловых встреч фешенебельных отелей. Участие в таких семинарах,

обещающих "инсайты" и "просветления", может быть бесплатным, проводиться за

символическую плату или же стоить сотни долларов. Такие секты активно

используют техники манипуляции сознанием и психологического

программирования, благодаря чему участники переживают "пиковые" ощущения.

Большинство участников на этом останавливается, но всегда находится ряд

людей, которых удается "обработать". Таких людей уговаривают записаться на

курсы более высокого уровня, которые оплачиваются по более высокому тарифу.

Выпускников таких курсов чаще всего втягивают в сеть школы, вернее, секты.

После этого им велят приводить в нее друзей, родственников, сотрудников, не

распространяясь о деятельности и программе группы, а тем, кто не справится,

грозят изгнанием. Деятельность таких групп стала причиной нервных

расстройств, исковерканных судеб, разрушенных семей, краха карьеры у их

последователей, а также самоубийств и летальных исходов в результате

"несчастного случая". У людей, возглавляющих такие группы, обычно весьма

сомнительное, а иногда и криминальное, прошлое.

В девяностые годы широкую популярность приобрели сеансы психотренинга,

на которых людей обучали методикам "расширения сознания". Группа "Форум",

организованная Вернером Эрхардом, умело проводила рекламную кампанию,

зазывая людей на сеансы психотренинга по созданию "новой реальности".

Синтезировав популярные философии, от восточных религий до психоанализа,

Эрхард разработал программу, которая якобы пробуждала у участников

потребность встретиться лицом к лицу с их внутренними конфликтами,

социальными проблемами и отказаться от застарелых иллюзий. Тренировочная

программа длилась девять дней, и на протяжении этого срока людей

эмоционально унижали, призывая дойти до состояния, в котором они, наконец,

"все поймут", -- состояния, напоминающего катарсис. Эрхард не пыл

специалистом в области психиатрии, целительства или религии, но у него была

хватка опытного торговца. За пять лет ему удалось протащить через свои

семинары более восьмидесяти трех тысяч состоятельных и хорошо образованных

людей, обещая "трансформировать их жизненную позицию и восприятие жизни".

Впрочем, по оценкам самого Эрхарда, семинары "Форума" посетило более семисот

пятидесяти тысяч человек, а более пяти миллионов человек финансировало его

виртуальный проект "Всемирной борьбы с голодом". Эрхард утверждал, что если

достаточно много людей "представит реальность, в которой нет болезней,

голода и войн", то они исчезнут. Многие слушатели его семинаров становились

"сессионными наркоманами" и соглашались заниматься неоплачиваемой

вербовочной деятельностью в "Форум".

Во время тренингов в сознании людей происходили определенные изменения.

На протяжении долгих часов их заставляли подчиняться странным и жестким

требованиям, что якобы, помогало содрать с них оболочки психологической

стабильности, которые обычно укрепляют нормальное состояние сознания. Им

запрещалось иметь часы, общаться друг с другом, вставать с места, курить,

есть и выходить в туалет. На протяжении целого дня поди сидели с закрытыми

глазами и слушали оскорбления, обличения и непристойную брань из уст

инструктора. Они находились в комнатах, куда не проникал дневной свет и где

поддерживалась температура более сорока градусов по Цельсию. Кроме того, в

группу специально "подсаживали" кликуш и людей, страдавших истерическими

припадками, которые неожиданно начинали брызгать слюной и истошно визжать.

Участники программы находились в состоянии крайнего физиологического и

эмоционального дискомфорта.

Когда одна из слушательниц семинара, интеллигентная сорокапятилетняя

женщина, во время семинара задала руководителю вопрос, он ответил: "Ну

конечно, откуда же вам это знать! Вы же сидите среди жертв!" В ответ на

вопрос, почему она там сидит, она объяснила, что страдает диабетом. Он тут

же обвинил ее в том, что еще маленькой девочкой она "придумала" себе диабет,

чтобы привлечь к себе внимание отца. Если бы она хотела избавиться от

диабета, который сама себе "создала", то давно бы о нем забыла, потому что,

подобно всем людям, обладает способностью "создавать новую реальность". Он

унижал ее перед залом, но она пережила это унижение, потому что верила его

словам. Она хотела жить без инсулина, поэтому отказалась от лекарства и

начала создавать новую реальность... Из диабетической комы ее вывели врачи

"скорой помощи".

У многих людей после сеансов психотренинга появились психические

расстройства. Манипулируя человеческим стремлением познать другие измерения

сознания, не уходя от реальной жизни, Эрхард выбросил на "духовный рынок"

суррогатный "товар", обещавший "мгновенное просветление". Вызывая у

аудитории ощущение расширения сознания, в действительности Эрхард прибегал к

гипнотическим тактикам управления сознанием. Он обретал контроль над людьми,

которые верили, что он и его семинары помогут им достичь просветления, и

использовал их в качестве вербовщиков новых слушателей семинаров.

К концу семинара инструктор всегда спрашивал людей, "поняли" ли они.

Одни слушатели говорили "да" и аплодировали. Другие говорили, что не

уверены. Инструктор с ними беседовал, и они говорили, что "поняли". И,

наконец, находились несколько человек, уверенные в том, что "не поняли". На

это инструктор отвечал: "Прекрасно, именно вы как раз все и поняли,

поскольку понимать было нечего". Все превращалось в фарс. Это приводило

людей в состояние сильного эмоционального дискомфорта. И, тем не менее,

большинство "выпускников" считало этот опыт позитивным и хотело принять

участие в очередном семинаре.

В этих семинарах огромную роль играло измененное сознание участников,

которое позволяло им преодолевать дискомфорт и унижение. Течение времени в

обычном смысле останавливалось, и у людей возникали необычные ощущения.

Инструктор цинично издевался над людьми, доводил женщин до слез, а мужчин --

до бешенства. Люди начинали терять представление о реальном мире и даже о

том, кто они такие. Как рассказал один из участников семинара, "и вдруг мне

все стало ясно! Я был пленником моего собственного маниакального влечения

всем помогать и делать добро. Инструктор был прав: я не должен зацикливаться

на этой позиции. Я волен выбирать, как думать и как чувствовать, не

оглядываясь на сорок лет программирования и кодирования. Затем вся комната

исчезла, и меня перестали терзать мысли о том, когда это все закончится, и

когда я смогу спокойно поесть и помочиться. Я почувствовал себя так, словно

освободился из тюрьмы, в которой оттрубил сорок лет".

Коммерческие секты основываются на вере в догмат о природной алчности и

жажде обогащения человека. Они обманывают людей и манипулируют ими, призывая

работать за гроши или даже даром сегодня, чтобы обогатиться завтра. Среди

них много "пирамид", или "многоуровневых" маркетинговых организаций, которые

обещают огромные деньги, но в действительности лишь вымогают деньги у

доверчивых людей, обдирая жертв как липку. Вскоре они уничтожают у человека

веру в себя, лишают его чувства собственного достоинства и самоуважения, а

человек с низкой самооценкой уже никому и никуда не жалуется. Успех

предприятия зависит от набора новых людей, которые, в свою очередь, вербуют

следующих. Среди коммерческих сект известны  и такие, которые занимаются

запугиванием людей, втягивая их в уличную торговлю газетами или в

распространение журналов, косметики, посуды и прочих товаров по квартирам.

Эти секты дают в местных газетах рекламу, призывая откликнуться тех, кто

стремится к блистательной карьере, большой зарплате и увлекательным

командировкам. Вербовщики из секты проводят "интервью" с желающими,

резервируя для встреч номера в отелях, и отбирают, в основном, студентов.

Если человек "подходит", он должен заплатить деньги якобы за стажировку.

После этого людей загружают в микроавтобусы и увозят далеко от родных мест,

где заставляют торговать косметикой или галантереей. Такими

"горе-торговцами" манипулируют, их постоянно "держат на крючке", внушают им

ощущение вины, страха и неполноценности, нередко подвергая сексуальному и

физическому насилию. Эти люди становятся рабами "компании", и им приходится

выворачивать карманы и отдавать последние деньги, чтобы оплатить "траты на

проживание".

Глава 6. Ловцы душ

 

Из миллбрукской инструкции: "...Каждого странника с безумным взором,

который стучит в огромную дубовую дверь особняка, размахивая небесным

удостоверением, впускай, но внимательно к нему присматривайся..."

... Через пять лет жители Миллбрука стали искушенными экспертами и

взирали на армады "посланцев Господа", ломившихся в ворота особняка, с

равной долей сочувствия и скептицизма. Когда незнакомый паломник возвещал:

"Я агент Господа", -- его ласково спрашивали: "Ну, рассказывай, что у вас

там новенького?"

Т. Лири, "Нейрополитика", глава "Нейрополитика бесстрашия".

Существует множество способов подвергнуть человека психологической

обработке и втянуть в деструктивную секту.

Секты целенаправленно ищут (вернее, ловят) интеллигентных, одаренных,

талантливых и преуспевающих людей. На успех обращения потенциального неофита

гораздо большее влияние оказывают не доктрина или организация, а

представляющие ее люди. Огромную роль играет личный контакт с умными,

обладающими даром красноречия членами группы, которые рассказывают о

головокружительных "творческих" перспективах и выглядят счастливыми,

свободными, искренними, открытыми и преданными своему делу. Расширение и

процветание многих сект свидетельствует о том, что они умеют готовить

вербовщиков, то есть "показывать товар лицом".

Вербовщиков учат мгновенно оценивать, что собой представляет

потенциальный неофит, и в расчете на него "преподносить" и "упаковывать"

информацию о группе. Иначе говоря, их задача -- заставить человека

заглотнуть крючок с наживкой, где роль наживки играет информация, которая

должна заинтересовать именно его. Вербовщики активно используют "модель

четырех типов личности", согласно которой все люди делятся на четыре типа:

мыслители, чувствующие, деятельные и верующие. Мыслителями считаются люди,

которые решают жизненные проблемы преимущественно "головой", руководствуясь

разумом; они в основном ориентируются на интеллект. Чувствующими считаются

люди, которые в решении жизненных проблем руководствуются преимущественно

эмоциями; они в основном живут чувствами. Деятельными считаются так

называемые "люди действия". Верующими считаются люди, которые верят в

духовное начало жизни.

При вербовке мыслителя используется интеллектуальный подход. К примеру,

ему показывают фотографии лауреатов Нобелевской премии или философов,

увлеченно обсуждающих различные проблемы на одной из организованных группой

научных конференций, создавая иллюзию, что эти гиганты мысли поддерживают

данное движение. В действительности изображенные на снимках люди зачастую не

имеют ни малейшего отношения к секте и совершенно не интересуются вопросами,

заявленными в повестке дня. Их появление на конференции продиктовано

возможностью пообщаться с друзьями и коллегами, получившими такие же

приглашения, причем совершенно бесплатно -- спонсоры оплачивают им проезд в

оба конца, проживание, и еще выдают солидный гонорар. Чем не стимул

"поучаствовать"?

Чувствующие всегда "покупаются" на искренность, любовь и заботу, с

которой к ним относятся вербовщики. При общении с такими  людьми делается

упор на эмоциональное благополучие членов группы, которые "живут одной

большой и дружной семьей". С такими людьми всегда говорят об "истинной

любви" в группе и отсутствии "понимания" в обычном мире. В групповых

ситуациях чувствующие автоматически стремятся, чтобы группа их приняла,

поэтому при вербовке им демонстрируют безусловную любовь, поддержку, приятие

и одобрение.

Деятельные склонны принимать вызов и действовать. Они любят ставить

перед собой цели и добиваться реальных результатов. Если, глядя на нищету и

страдания людей, они хотят что-то сделать, чтобы покончить с этим уродливым

явлением, им рассказывают, какие шаги предпринимает группа в данном

направлении. Если их волнуют проблемы войн и национальных конфликтов, то им

рассказывают, что данная группа - единственная организация, в которой

разработан реальный план противодействия войнам и мирного урегулирования

конфликтов (даже если такого плана не существует). Деятельным перечисляют

сотни программ по стабилизации и возрождению "гибнущего" мира, которые

финансирует и поддерживает группа.

Верующие люди ищут духовный смысл жизни и стремятся постичь Бога. Эти

люди часто рассказывают вербовщикам о личном духовном опыте, приобретенном

через сны, видения и откровения. В основном это люди "открыты" настолько,

что завербовываются сами (многие считают, что встреча с вербовщиками

ниспослана им Духом). Вербовщикам остается только живописно поведать о

личном "духовном опыте", подтвердить предначертанность встречи и заявить,

что Бог слышит наши молитвы.

Вопреки распространенному мнению, большинство завербованных людей

состоит не из верующих, а из чувствующих и деятельных. А многие из так

называемых мыслителей становятся в конце концов лидерами сект.

Применение данной модели помогает вербовщикам преуспевать в их работе.

Они, словно "рыболовы", забрасывают удочки, но ловят не рыбу, а человеческие

души. Термин "ловцы" заимствован из Нового завета. В Евангелии от Матфея (4:

18-20) сказано: "Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев:

Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море,

ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами

человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним".

Работа "ловцов человеков" существенно упрощается, поскольку большинство

людей не представляет, что их нагло вербуют, и не догадывается о

колоссальных ресурсах, которые  задействуются при вербовке в крупные

деструктивные секты.

Многие крупные культы разбогатели, освоив техники и стратегии

общественного сбора денежных средств, а также получив доступ к банковским

счетам и собственности их членов.  Они умело манипулируют общественным

мнением, декларируя, что собираемые средства направляются в различные

благотворительные фонды. На самом деле львиную долю капитала крупные секты

тратят на вербовку новых членов и оплату деятельности фирм, занимающихся

"паблик рилэйшнз" и "имиджмейкингом", создающих "положительный образ" в

обществе. Секты нанимают экспертов по маркетингу, которые разрабатывают

стратегии и тактики проведения кампаний по вербовке и берут на вооружение

только те приемы и методы, которые "работают".

Шансов выстоять у обычного человека ничтожно мало. Как правило, он не

знает ни о психологической обработке, ни о том, как действуют различные

секты. Непосвященный человек не знает, какие нужно задавать вопросы и какое

поведение должно заставить его насторожиться. Зачастую он вообще не знает,

что имеет дело с вербовщиками.

Принимая решение, мы обычно опираемся на информацию, которую считаем

достоверной. Нас все всегда в чем-то пытаются убедить -- будь то политика,

экономика, этика, религия, вопросы образования, воспитания, юриспруденции

или маркетинга. Такие попытки формирования нашего мнения неизбежны. Но

некоторые попытки оказываются эффективнее, хотя сами по себе они не хуже и

не лучше остальных. У нас нет времени проверять достоверность каждого

сообщения из общего информационного потока. Ярлыки "хороших" или "плохих"

сообщений мы цепляем на них сами, в зависимости от их содержания. Когда

информационное содержание нам нравится, мы охотно принимаем это сообщение, а

когда не нравится, то мы ставим защитные фильтры и называем это сообщение

пропагандой. Мы склонны доверять мнению друзей и компетентных "экспертов".

Тонкая грань отделяет просвещение от втягивания, а пропаганду от информации.

Когда нас убеждают, само по себе это ни плохо, ни хорошо, все зависит от

цели. Сила убеждения позволяет просвещать или манипулировать. Глупо осуждать

техники убеждения из-за возможности обмана. Это все равно, что осуждать еду

из-за возможности переедания. Эффект конструктивности или деструктивности

убеждения зависит от нас. Если автор сообщения кажется нам привлекательным и

красноречивым, если нам кажется, что у него благие намерения, если он

приводит многочисленные аргументы в защиту отстаиваемой им позиции, мы чаще

всего поддаемся его убеждению. Во время шоппинга в супермаркете мы верим

плакатам, утверждающим, что какой-то определенный товар стоит здесь дешевле,

чем в других магазинах. Мы рассуждаем так: какой смысл нас обманывать? Мы же

можем проверить, вернуться и уличить администрацию во лжи. Если бы мы

никогда никому не верили, то были бы параноиками. Но если станем доверять

всем и каждому, то нас сочтут "лохами", потому что всегда найдется кто-то,

кто захочет воспользоваться нашей доверчивостью в корыстных целях. Поэтому

мы живем по принципу "золотой середины", балансируя между скептицизмом и

доверием. Мы жаждем стабильности.

Все мошенники -- профессиональные лжецы. А преуспевающие мошенники, к

тому же, производят впечатление очень порядочных людей. Играя в

"искренность" и "открытость", они ловко разрушают защитные барьеры

естественной настороженности у жертв. Они умеют общаться и втираться в

доверие, они  обаятельны и располагающи. Наметив себе жертву, они делают на

нее ставку, "раскручивают", берут деньги и исчезают. При этом жертвы

мошенников отмечают, что "доверились этому человеку, потому что он совсем не

похож на преступника".

Вербовщики сект ловко используют такие же приемы. Почти все они

когда-то сами стали жертвами вербовки. Они искренне верят, что совершают для

вас благодеяние. Но секте нужно кое-что важнее денег. Ей нужна ваша душа!

Естественно, в конце концов, секте перейдут и ваши деньги. Но это не все. Со

временем вы должны совершать по отношению к другим людям те же самые

действия, которые были совершены по отношению к вам: вы должны вербовать

новых "единомышленников".

Все мы, независимо от уровня культуры, духовного развития и жизненных

принципов -- нравится нам это или нет, -- уязвимы и незащищены, все мы можем

стать жертвами психологического программирования. Да, мы все хотим быть

счастливыми. Мы хотим любви и внимания. Все мы стремимся достичь каких-то

целей: стать мудрее, разбогатеть, добиться высокого положения, улучшить

здоровье, любить и быть любимыми. На это и делают ставку вербовщики.

Помните, что в большинстве случаев люди не присоединяются к сектам

сами, секты их вербуют.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 239.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...