Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Виды и система цен, их классификация и характеристика




 

В зависимости от экономических признаков все цены классифицируются по видам и разновидностям.

1. В зависимости от степени вмешательства государства или соответствующих органов на местах в процесс ценообразования цены подразделяются на фиксированные, регулируемые и свободные.

2. В зависимости от обслуживаемой ими сферы экономического оборота цены подразделяются на такие основные виды:

- оптовые цены на продукцию промышленности;

- цены на строительную продукцию;

- закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию; цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуют свою продукцию государству, предприятиям, промышленным предприятиям для последующей переработки;

- тарифы грузового и пассажирского транспорта;

- розничные цены;

- тарифы на бытовые и коммунальные услуги, которые предоставляются населению;

- цены, которые обслуживают внешнеторговый оборот (экспортные и импортные цены).

3. В зависимости от территории действия. По этому признаку различают:

- единственные или общегосударственные;

- региональные или зональные;

- местные.

4. По срокам действия цены подразделяются на: постоянные, сезонные, временные, разовые.

5. В зависимости от порядка возмещения потребителем транспортных расходов на доставку грузов цены классифицируются по базисному пункту, от которого начинается оплата транспортных расходов покупателем. Да, если доставка товара осуществляется на состав покупателя, то все расходы по доставке несет продавец и включает их в цену. Однако нередко применяются единственные цены независимо от места расположения покупателей, с включением к ней одинаковой суммы транспортных расходов, которая рассчитывается как средняя стоимость всех перевозок. Такая цена выгодна покупателям, которые на значительное расстояние удалены от продавца. По такому же принципу формируются зональные цены.

6. На отдельные товары цены могут дифференцироваться от сортности и их качества.

7. По отношению к стоимости цены могут подразделяться:

- выше стоимости;

- ниже стоимости (льготные, сниженные - снижение цены);

- дотационные.

8. Различают также классификацию цен в зависимости от степени новизны товара или от жизненного цикла товара.

9. На товары, которые реализовываются на рынке длительное время, устанавливаются такие виды цен: твердые, подвижные, переменные, долговременные, гибкие, подавляющие, ступенчатые, лимитные и тому подобное.

Рассмотренная классификация цен является только ориентиром для их дальнейшего более детального изучения.

Оптовая цена - это цена, по которой производитель товара или посредник реализует продукцию большими партиями торговым и промышленным предприятиям или физическим лицам для дальнейшей перепродажи или переработки или хозяйственного потребления. Оптовые цены обслуживают оптовый товарооборот. Они должны возмещать производственные затраты и обеспечивать всем нормально работающим предприятиям прибыль.

Оптовые цены можно классифицировать в зависимости от специфики сферы товарного обращения. Такая классификация дает возможность выделить:

- оптовые цены на продукцию промышленности (включая индивидуальное производство аналогичной продукции);

- закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;

- цены биржевых операций;

- оптовые цены экспортно-импортных операций;

- тарифы на грузовые перевозки.

Оптовые цены на продукцию промышленности можно подразделить на две группы:

- оптовые цены производителя (предприятия);

- оптовые отпускные цены.

 Оптовая цена производителя (предприятия) - цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует производственную продукцию оптово-сбытовым организациям или другим предприятиям. Она состоит из двух элементов: себестоимости и прибыли.

Цизгот = С/С + П                                                       

В условиях перехода к рынку эти цены призваны обеспечивать возможность дальнейшей хозяйственной деятельности предприятиям и организациям. Реализовывая свою продукцию по оптовым ценам, предприятие должно возместитьсвои текущие расходы, связанные с производством и реализацией продукции, и получить такой размер прибыли, который позволил бы ему выжить в условиях рынка. Прибыль является важнейшим элементом цены.

Получение прибыли - главный побудительный мотив любой формы предпринимательства. Необходимый размер прибыли для предприятия определяется потребностями его развития и не может быть меньше минимально допустимого уровня, который обеспечивает нормальный процесс воссоздания.

На основе оптовых цен предприятия (отпускных цен) проводится планирование, анализ и расчет стоимостных показателей работы предприятия.

Оптовые отпускные цены промышленности используются при реализации товаров производителями. По отпускным ценам покупатели приобретают продукцию у производителей. Данная цена, как правило, отличается от цены производителя на сумму акцизного налога (АН), если товар подакцизный,

Цоо = Цпроизв + АН                            

 Однако, если товар не облагается налогом, оптовая отпускная цена может по величине и структуре совпадать с оптовой ценой производителя.

Отдельным элементом в оптово-отпускных ценах на некоторые виды товаров могут выступать специальные целевые надбавки, которые устанавливаются в соответствии с действующим законодательством. К ним принадлежат надбавки на развитие виноградарства, на организацию программ радиовещания и телевидения. Устанавливаются такие надбавки или в процентах к оптовым ценам производителя, или в абсолютной сумме на единицу товара. Перечень таких товаров ограничен соответствующими нормативными актами.

Разновидностью оптовой цены является цена биржевого товара или биржевой операции, которая формируется на базе биржевой котировки, надбавок и скидок из них в зависимости от условий операции, качества товара, условий снабжения.

Одна из важнейших функций товарных бирж - котировка цен. Котировка цен - это определения рыночных цен, которые складываются на данный момент, колеблются под воздействием соотношения спроса и предложения на биржевых торгах, и публикация этих цен. Котировочная комиссия биржи организует учет цен предложения, спроса и др. и отображает их в бюллетенях.

Цена на строительную продукцию. Продукция строительства оценивается по трем  видами цен:

- сметная стоимость - предельный размер расходов на строительство каждого объекта;

- прейскурантная цена - усреднена сметная стоимость единицы конечной продукции типичного строительства объекта (за 1 кв.м. жилой площади, 1 кв. м. полезной площади, 1 кв. м. малярных работ и др.);

- договорная цена, которая устанавливается по договоренности между заказчиками и подрядчиками; сфера действия этой цены все расширяется с развитием рыночных отношений, соответственно сужается сфера действия других видов цен на строительную продукцию.

Закупочные цены - это цены (оптовые), по которым реализуется сельскохозяйственная продукция сельскохозяйственными предприятиями, фермерами и населением. На практике закупочные цены для отдельных хозяйств трансформируются в средние цены фактической реализации, в которых учтенные цены и количество продукции, проданной через разные каналы реализации (заготовительным организациям, через прямые связи с розничной торговлей и др.). Закупочные цены - договорные (свободные) цены, которые устанавливаются в зависимости от соотношения спроса и предложения.

Тарифы грузового и пассажирского транспорта - это плата за перемещение грузов и пассажиров, что взимаются транспортными организациями у отправителей грузов и населения. Составные элементы тарифа - расходы и прибыль транспортных организаций.

Розничные цены - цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям. Они являются конечными, и по этим ценам товары выбывают из сферы обращения в потребление.

При покупке товаров предприятиями розничной торговли непосредственно на производственных предприятиях розничные цены определяются на основе оптово-отпускных цен (Цов) и торговых надбавок (ТН) по формуле:

 Цроз = Цоо + ТН   или Цроз = С/С+Ппроизв+АН+ТН     

где Цроз - розничная цена;

Цов - оптово-отпускная цена;

ТН - сумма торговой надбавки к розничной цене.

При покупке товаров через торговых посредников в состав розничных цен включаются снабженческо-сбытовые и торговые надбавки посредников.

Цроз = Цоо + ТН + Нпос                                          

где Нпос - снабженческо-сбытовые и торговые надбавки посредников.

Торговые надбавки предназначены для получения прибыли розничными продавцами и возмещение издержек обращения. Они выступают в качестве разновидности цены за услуги, которые предоставляет розничная торговля при закупке и реализации товаров.

 

Сумма торговой надбавки рассчитывается по формуле:

ΣТН =

Цпок * NТН

,                                            

100

 

где Цпок - цена покупки товара;

NТН - норма (уровень, размер) торговой надбавки к оптово-отпускной цене, %.

Уровень торговых надбавок на товары, где цены не регулируются государством, определяется под воздействием спроса и предложения, ценовой политики и стратегии продавца.

Для правильного понимания категории цены следует различать понятие «состав цены» и «структура цены». Состав цены характеризуется ее экономическими элементами (себестоимость, прибыль и тому подобное), выраженными их абсолютными значениями, например, в рублях. В отличие от состава цены, структура цены есть соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах, или удельный вес этих элементов в цене товара.

 Цены на бытовые и коммунальные услуги - это плата за разного рода услуги, которые предоставляются населению бытовыми и коммунальными службами. К ним принадлежат цены на услуги прачечных, парикмахерских, химчисток, цены на ремонт одежды и обуви, а также за квартиру, телефон и др.

Внешнеторговые цены используются при экспорте и импорте товаров. Внешнеторговые операции осуществляются, как правило, на базе цен основных

мировых товарных рынков.

Мировая цена - это денежное выражение мировой интернациональной стоимости товара. Она формируется под воздействием спроса и предложения того или иного товара на мировом рынке, колебаний валютных курсов и тому подобное.

Мировые цены находятся под значительным влиянием государства, которое проводит регулирование внешнеэкономической деятельности через лицензирование, квотирование, субсидирование экспорта и импорта.

На экспортированные товары в стране устанавливаются специальные цены и надбавки к ним.

Розничные цены на импортные потребительские товары устанавливаются внутри страны, как правило, выходя из соотношения спроса и предложения.

цены используются для расчетов индексов цен.

Таблица 1.1. Процесс ценообразования на предприятии торговли

Издержки (себестоимость) предприятия

Прибыль

Снабженческо-сбытовая или оптовая наценка (скидка)

Торговая надбавка (скидка)

Издержки Прибыль Издержки Прибыль

Оптовая (отпускная) цена предприятия

Оптовая цена промышленности

Рыночная цена

           

Нетрудно заметить, что каждый последующий вид цены включает в себя предыдущий.

Надбавки и скидки к ценам

В практике ценообразования выделяются различные виды ски­док и надбавок к ценам.

Приведем краткие характеристики скидок.

Общая, илипростая, скидкапредставляет собой скидку с прейскурантной или справочной цены. При оплате покупки налич­ными покупатель получает скидку - сконто. Сконто - скидка с ба­зисной цены товара при его предоплате. Например, формулировка «2/10, нетто 30» означает, что платеж должен быть совершен в течение 30 дней, но покупатель заплатит на 2% меньше, если оплатит товар в течение 10 дней.

Бонусная скидка, или скидка за оборот,предоставляется постоянным покупателям в зависимости от достигнутого в течение года или другого периода времени объема продаж.

Прогрессивная скидка— предоставляется покупателям за приобретение определенного количества товаров, т.е. за объем по­купки, или за ее периодичность.

Сезонная скидкапредоставляется покупателям за приобрете­ние товаров вне сезона активных продаж.

Товарообменный зачет (или скидка за возврат старого ранее купленного у данного предприятия товара) происходит в счет приобретения у этого же предприятия нового товара.

Экспортная скидкапредоставляется при Продаже товара на экспорт или с целью его последующего вывоза из страны.

Функциональная скидка (скидка в сфере торговли)пре­доставляется службам товародвижения за выполнение определенных функций по продаже товара, его складированию и хранению, а также по ведению учета.

Специальная скидкапредоставляется покупателям, в которых продавец в наибольшей степени заинтересован, а также постоянным покупателям (привилегированная скидка).

Скрытая скидкадается покупателям в виде оказания бесплат­ных услуг, предоставления большого количества бесплатных образ­цов и т.д. Такая скидка может предоставляться конфиденциально, на основании устной договоренности и не фиксироваться в контрактах.

Сложная скидкасочетает в себе одновременно несколько раз­ных скидок.

Валютная скидкапредоставляется при оплате товара, услуги в свободно конвертируемой валюте.

Дилерская скидкапредоставляется оптовым и розничным тор­говцам, агентам и посредникам.

Скидка для поощрения продаж -мера снижения продаж­ной цены товара, которая гарантируется торговым посредникам, если они берут для реализации новые товары, продвижение которых на рынок требует увеличения расходов на рекламу и услуги торговых агентов.

Скидка на пробные партии и заказы продукции устанав­ливается производителем с целью заинтересовать покупателя новым товаром.

Скидка за ускорение оплаты- мера снижения цены, кото­рая гарантируется покупателям, если они оплатят приобретенную партию товара ранее срока, установленного контрактом.

Закрытая скидкапредоставляется на продукцию, обращаю­щуюся в замкнутых экономических единицах, например во внутри­фирменных поставках или во внутренней торговле международных замкнутых групп предприятий, а также на товары, поставляемые по специальным межправительственным контрактам.

Скидка за регулярность заказовустанавливается производи­телем с целью удержания постоянных клиентов.

Оптовая скидказависит от величины закупки оптовой партии товара.

Особая скидка предоставляется в исключительных случаях при совершении нестандартных сделок.

Менее распространены наценки, которые могут устанавливать­ся за повышенное качество товара, более удобную и срочную достав­ку, т.е. за выполнение дополнительных требований покупателя в от­ношении продаваемого товара.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 121.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...