Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Факторы, влияющие на уровень цен и их характеристика




Раздел 6

 Цены и ценообразование

Тема 6.1  Цена в рыночной экономике

 

План

 

1. Место и роль цены в системе рыночных отношений

2. Социально-экономические функции цены

3. Факторы, влияющие на уровень цен и их характеристика

4. Виды и система цен, их классификация и характеристика

5. Надбавки и скидки к ценам

6. Государственное регулирование цен

 

 

Место и роль цены в системе рыночных отношений

 

Важнейшими ключевыми элементами рыночной экономики являются цены, ценообразования, ценовая политика.

Цена - сложная экономическая категория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь это касается производства и реализации товаров, формирования их стоимости, создания, распределения и использования валового внутреннего продукта и национального дохода.

Существуют две основных теории цены. По мнению сторонников классической теории, цена товара выражает его стоимость. Сторонники неоклассической теории считают, что цена товара является суммой денег, которую покупатель готов заплатить за товар определенной полезности. Отсюда цена - денежное выражение стоимости товара. В свою очередь, стоимость товара является основным наполнителем или основной составляющей цены.

Однако цена и стоимость, как правило, не тождественные по конкретному товару. Под воздействием ряда объективных и субъективных факторов цена может отклоняться от стоимости как вверх, так и вниз. Дефицит товара приводит к росту цен, излишек - к их снижению. Уникальность товара сопровождается высоким уровнем цен, а товар, не интересный рынку, может быть востребован по крайне низким ценам. В то же время с определенной частью условности можно констатировать, что сумма цен всех товаров на свободном рынке должна равняться сумме стоимости всех товаров, то есть, в конечном итоге, основой цены остается стоимость или цена производства

 товару.

Стоимость - это воплощенные в товаре общественно-полезные затраты труда, но не всякие, а только те, которые отвечают средним (для данного периода) условиям, умелости и интенсивности труда. А поскольку всякий товар является результатом труда, то это делает все товары качественно однородными, а следовательно, сравниваемыми  и соизмеримыми.

Ценообразование– процесс формирования цен на товары и услуги.

Можно выделить две основные модели ценообразования:

- рыночное ценообразование, которое функционирует на основе взаимодействия между спросом покупателей и предложением продавцов на рынке того или иного товара;

- централизованное государственное ценообразование – определение цен государственными органами, при котором в рамках затратного ценообразования в основу закладываются издержки производства и обращения.

Одной из основных проблем в деятельности предприятий является установление ими цен на свои товары и услуги. Цены находятся в тесной зависимости от всех сторон деятельности предприятия. Каждое предприятие подходит к решению проблем ценообразования по-своему. В мелких предприятиях цены обычно устанавливаются на уровне их руководителей. В крупных компаниях проблемами ценообразования занимаются управляющие среднего уровня.

Социально-экономические функции цены

Экономическая сущность цены выявляется в выполняемых ею функциях. Функции цен тесно связаны с действием объективных экономических законов, поскольку именно последние определяют роль цены в хозяйственной жизни.

Функцию цены характеризует совокупность общих свойств, которые объективно присущие ей как экономической категории. Они определяют роль и место цены в хозяйственном механизме и активно влияют на экономические процессы.

Выделяются пять функций цены.

1. Функция учета и измерения затрат общественного труда определяется самой сутью цены как денежного выражения стоимости и показывает, во что обходится обществу удовлетворения конкретной потребности в той или иной продукции. Она дает возможность обнаружить, сколько тратят труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на производство и реализацию товара. Цена определяет как величину расходов производства и оборота товаров, так и размер прибыли.

2. Стимулирующая функция цены. Ее сущность характеризуется способностью цены влиять на производство и потребление разных товаров. Цена стимулирует производителя из-за уровня вложенной у нее прибыли. В результате цены способствуют или препятствуют росту выпуска и потребления разных товаров.

С помощью цены можно стимулировать:

- научно-технический прогресс;

- экономию затрат ресурсов;

- изменение качества продукции;

- изменение структуры производства и потребления.

3. Распределительная функция цены. Эта функция цены связана с отклонением ее от стоимости в рамках действия рыночных факторов. Цены выступают в качестве инструмента распределения и перераспределения национального дохода между:

- отраслями экономики;

- разными формами собственности;

- регионами страны;

- фондами нагромождения и потребления;

- разными социальными группами населения.

4. Функция сбалансирования спроса и предложения. Именно через цены осуществляется связь производства и потребителя, предложения и спроса. Цена свидетельствует о диспропорциях в производстве и обращении и требует принятия необходимых мер относительно их преодоления. Равновесие может быть достигнуто или изменением объема производства, или с помощью изменения цены (одновременно бывает и то, и другое).

5. Функция цены как критерия рационального размещения производства С помощью механизма цен для получения большей прибыли осуществляется переливание капиталов из одной отрасли экономики в другую и внутри отдельных отраслей туда, где норма прибыли более высокая. Такое переливание капиталов проводится предприятиями самостоятельно под воздействием законов конкуренции и спроса. Предприятие само определяет, в какую сферу деятельности, в какое производство или отрасль экономики инвестировать капитал.

Факторы, влияющие на уровень цен и их характеристика

Факторы, определяющие колебания ценвверх или вниз от стоимости товара, разделяются на внутренние, зависящие от самого производителя, от деятельности его руководства и коллектива, и внешние, не зависящие от предприятия.

К внутренним факторам относятся:

- уровень рекламы (чем удачнее, оригинальнее реклама, тем выше может поднять производитель цену на свой товар);

- специфика производимой продукции (чем выше степень ее обработки, чем уникальнее качество, тем выше цена);

- особенности производственного процесса (продукция мелкосерийного и индивидуального производства имеет более высокую себестоимость и, соответственно, цену; товары массового производства имеют относительно низкие издержки и не столь высокую цену);

· рыночная стратегия и тактика производителя (ориентация на один или несколько рыночных сегментов);

· специфика жизненного цикла продукции;

· мобильность производственного процесса;

· длительность продвижения товара по цепочке от производителя до потребителя;

· организация сервиса при продаже и в послепродажный период;

· имидж производителя как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

К внешним факторам, влияющим на отклонение цены от стоимости, относятся:

· политическая стабильность в стране, где производится товар, и в государствах, где производится сбыт продукции;

· отсутствие на свободном рынке каких-то необходимых ресурсов (трудовых, материальных, финансовых);

· характер экономической политики государства;

· уровень и динамика инфляции;

· объем рынка;

· объем и специфические черты существующего и перспективного покупательного спроса;

· наличие и уровень конкуренции между производителями однородной продукции.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 115.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...