Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Подготовка карты к работе (подбор, склеивание, складывание и подъем карты). Принадлежности для работы. 15 мин.




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Для проведения занятий

По тактической подготовке

ТЕМА № 21. Подготовка карты к работе, измерения по карте, определение координат и целеуказание.

 



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для проведения занятий со студентами СГУ по тактической подготовке.

 

ТЕМА № 21. Подготовка карты к работе, измерения по карте, определение координат и целеуказание.

 

Учебные цели:

1. Научить студентов правильно подбирать, склеивать и складывать карты.

2. Ознакомить студентов с содержанием топографической карты и научить их определять расстояния по карте.

3. Довести обучаемым способы целеуказания по карте.

 

Время: 2 часа.

 

Метод занятия: практическое занятие, рассказ, показ, тренировка.

 

Место занятия: класс.

 

Материальное обеспечение: На каждого студента – топографическая карта местного района масштаба 1:50000, компас, линейка, простой карандаш, циркуль измеритель, курвиметр, планшет; комплект плакатов по военной топографии; схема километровой сетки и линейного масштаба; учебные карты масштаба 1:25000 и 1:100000 на каждого; диапроектор, диафильм по военной топографии; эпидиаскоп.

 

Руководство и пособия: Учебное пособие: "Военная топография для курсантов учебных подразделений". изд, 1990 г.; учебное пособие "Топографическая подготовка командира", изд. 1989 г.; Пособие "Методическое пособие по военной топографии", изд. 1980 г.

 

Учебные вопросы и расчет времени:

I.     Вводная часть       5 мин.

II.   Основная часть    80 мин.

    1. Подготовка карты к работе (подбор, склеивание, складывание и подъем карты). Принадлежности для работы                                                 15 мин.

    2. Предельная точность измерения расстояний по карте. Определение по карте протяженнности маршрута. Способы определения площадей по карте.

                                                                                                                               25 мин.

    3. Системы координат, их назначение и использование в войсках. Полярные и биполярные координаты.                                                                             25 мин.

    4. Способы целеуказания по карте.                                                          15 мин.

III. Заключительная часть. 5 мин.

 

Организационно-методические указания.

 

Практическое занятие проводится в составе взвода методом рассказ, показ, тренировка. При изучении каждого учебного вопроса преподаватель доводит студентам содержание вопроса, практически показывает порядок работы с картой, а затем дает задания по изученному вопросу всем обучаемым и контролирует его выполнение, при необходимости объясняет.

При изучении первого учебного вопроса обучаемые практически склеивают учебные карты масштаба 1:100000 из 4-х листов.

При изучении второго учебного вопроса студенты по указанию преподавателя измеряют протяженность маршрута по карте с холмистой местностью и в горной местности. Определяют площади по карте.

При изучении третьего учебного вопроса обучаемые по карте практически определяют геодезические (географические) координаты точек, плоские прямоугольные координаты объектов (целей).

В четвертом вопросе студенты практически определяют координаты целей и передают целеуказания.

При проведении занятий рекомендуется использовать диафильм по военной топографии и эпидиаскоп для показа схем и таблиц.

 

Ход занятия:

 

I. Вводная часть.              5 мин.

- принять рапорт дежурного по учебному взводу, проверить наличие личного состава;

- провести контрольный опрос обучаемых по предыдущей теме;

- объявить тему, учебные цели и вопросы занятия.

II. Основная часть.          80 мин.

 

Подготовка карты к работе (подбор, склеивание, складывание и подъем карты). Принадлежности для работы. 15 мин.

 

Оценка карты и подготовка ее к работе. При оцен­ке карты по сведениям, помещенным в зарамочном оформлении, определяют масштаб, высоту сечения рельефа и время создания карты. Данные о масшта­бе и высоте сечения рельефа позволят установить степень подробности изображения на карте местных предметов, форм и деталей рельефа. Зная значение масштаба, можно быстрее определять размеры мест­ных предметов или удаление их друг от друга.

Сведения о времени создания карты дают воз­можность предварительно определить соответствие со­держания карты действительному состоянию местно­сти.

Затем читают и по возможности запоминают (записывают на обратной стороне листа) значения скло­нения магнитной стрелки и поправки направления. Зная на память поправку направления, можно быстрее делать перевод дирекционных углов в магнитные азимуты или ориентировать карту на местности по линии километровой сетки.

Подготовка карты к работе включает склеивание, подъем и складывание карты.

Склеивание карты. В практике может слу­читься так, что изучаемый участок местности или мар­шрут движения будет переходить с одного листа на другой, а иногда и на несколько смежных листов. Ра­ботать на разрозненных листах карты неудобно, поэтому их надо склеить. Для этого листы карты рас­кладывают согласно их номенклатуре и намечают по­ля, которые требуется срезать. При этом у всех лис­тов, кроме крайних, срезают правые (восточные) и нижние (южные) поля, у крайних листов поля сре зают лишь с той стороны, по которой производится склеивание (рис. 1, а).

Обычно сначала склеивают листы в колонны (рис. 1, б), а затем колонны между собой справа налево. Для склеивания каждый верхний лист на­кладывают лицевой стороной на нижний и кисточкой наносят на склеиваемые края обоих листов тонкий ровный слой клея (рис. 1, в). Затем, перевернув верхний лист, накладывают его на северное поле нижнего листа, точно совмещая при этом стороны их рамок, а также выходы контуров и линий километровой сетки.

 

Подъем картыпроизводится при изучении и оценке местности в целях более отчетливого выделе­ния отдельных местных предметов, форм и деталей рельефа, представляющих интерес при выполнении за­дачи. Хорошо поднятая карта облегчает работу с ней на местности, особенно при разведке и изучении мар­шрута движения.

При подъеме карты цветными карандашами рас­крашивают условные знаки выделяемых объектов, подчеркивают их названия и цифровые характеристи­ки. Иногда отдельные местные предметы, изображен­ные на карте небольшими по размерам условными знаками (мосты, башни, отдельные постройки и т. п.), поднимают вычерчиванием таких же условных зна­ков увеличенных размеров. При подъеме основных форм и деталей рельефа подкрашивают (заштрихо­вывают) вершины высот, а также утолщают горизон­тали, которые вырисовывают интересующую форму рельефа (лощину, хребет и т. п.).

Отдельные группы местных предметов обычно под­нимают следующим цветом: леса, сплошные кустар­ники, сады и другую растительность—зеленым; ре­ки, ручьи, озера, болота — синим; дороги — коричне­вым; населенные пункты — черным. Рельеф поднима­ют светло-коричневым цветом.

Подъем карты ведется, как правило, одновременно с изучением местности и фактически является ото­бражением на ней результатов изучения.

Складывание карты (рис. 2). Для удобства работы с картой, особенно на местности, ее склады­вают. Складывание может выполняться как до подъ­ема, так и после подъема карты. Для работы с кар­той в помещении ее складывают гармошкой в двух направлениях: сначала — в направлении вытянутой стороны, а затем складывают образовавшуюся поло­су. Для работы на местности карту складывают вдоль направления действий или маршрута. Определив гра­ницы справа и слева от маршрута (направления дей­ствий), оставшиеся ча­сти склейки подгибают вниз, а затем полу­ченную полосу карты складывают гармош­кой вдоль маршрута. Размер карты, сло­женной в гармошку, определяется разме­ром папки (сумки), в которой она будет храниться.

Перелистывая зве­нья гармошки, всегда можно быстро раскрыть нужный участок карты.

Рис.2.

Складывание карты

Для облегчения ори­ентирования и целеуказания на рабочей площади склейки кар­ты полезно сделать оцифровку линий ки­лометровой сетки.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 369.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...