Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

VI. Реальность: вторичная ориентация.




Реальность и иллюзии.

В конце раздела о типах характеров я упоминал, что эти типы хранятся в глубине терапевтического подхода к пациенту. На переднем плане находятся особенности жизненной ситуации пациента. Это включает в себя настоящую болезнь, как человек видит себя в этом мире (как он видит отношения между своей личностью и своими трудностями), способ его отношения к своему телу (как он осознает мышечные напряжения, которые могут способствовать его проблеме), его ожидания от терапии и обязательно, как он относится к терапевту как к другому человеку. Первоначальное внимание уделяется человеческой ориентации в реальности. Я мог бы добавить, что это внимание никогда не прекращается в течение всего курса терапии, а постоянно увеличивается по мере того как затрагивается больше аспектов жизни пациента и его прошлого.

Хотя реальности уделяется первоначальное внимание, я называю ее вторичной ориентацией. Но она является вторичной только с точки зрения времени, т. е. ориентация человека в реальности развивается постепенно, по мере его роста до взрослого состояния, в то время как ориентация на удовольствие присутствует с начала жизни.

То, насколько хорошо человек ориентирован в реальности, определяет, насколько эффективны будут его действия по достижению удовольствия. Я не могу себе представить, что человек, который нереалистично относится к жизни, будет способен получить удовольствие, удовлетворение и исполнение того, что он так страстно желает.

Но что есть реальность? И как мы может сказать, реалистично ли человек относится к жизни или нет? Я не уверен, смогу ли ответить на первый вопрос. Я верю, что существуют определенные истины, которые лежат в основе реальности, такие как важность хорошего дыхания, ценность свободы от хронического мышечного напряжения, необходимость быть отождествленным со своим телом, творческий потенциал удовольствия и так далее. Я относился нереалистично к некоторым делам. Думая, что я мог сделать что-то просто, я потерял деньги на фондовой бирже. И существуют спорные вопросы, которые смущают меня. Насколько это реально, видеть стольких больных, сколько видел я? Нести тяжелое бремя ответственности? Я не думаю, что кто-нибудь дает точные ответы на первый вопрос, поэтому давайте перейдем ко второму.

К счастью, человек, который приходит к психотерапевту, допускает, что он находится в беде, что что-то в его жизни не сработало, как он надеялся, и что он находится в неопределенной реальности своих ожиданий. Получив эту информацию и тот факт, что гораздо легче быть объективным относительно другого человека, обычно терапевт может распознать те аспекты образа мысли и поведения человека, которые кажутся нереалистичными. Он может сказать, что подобный образ мышления и поведения основываются более на иллюзии, чем на реальности.

Например, я консультировал молодую женщину, которая находилась в депрессии из-за распада своего брака. Она обнаружила, что ее муж увлечен другой женщиной, и это открытие разрушило ее представление о себе как об «идеальной маленькой жене». Два прилагательных, которые она использовала, были подходящими. Она была яркой маленькой женщиной, которая верила, что привязана к своему мужу и необходима для его успеха. Легко представить ее шок, когда она обнаружила, что он интересуется другой женщиной. Как кто-то другой мог дать ему больше?

Из этой истории совершенно ясно, что моя пациентка нереалистично относилась к жизни. Идея, что кто-то может быть «идеальной женой», естественно, является иллюзией, природа человека как таковая далека от идеала. Вера в то, что мужчина будет благодарен своей жене за то, что она делает его успешным, не соответствует реальности, потому что результатом такого отношения является отрицание мужчины и его кастрация. Крушение иллюзии всегда ведет к депрессии, которая дает человеку возможность обнаружить свою иллюзию и пересмотреть свое мышление и поведение на более твердой основе.

Я впервые заинтересовался ролью иллюзий во время моего изучения шизоидной личности /15/. Безнадежные условия шизоида вынуждают его выдумывать иллюзии, чтобы поддерживать свой дух в борьбе за выживание. В ситуации, когда человек чувствует себя беспомощным, чтобы изменить или избежать угрожающей реальности, прибегание к иллюзии спасает человека от безнадежного отчаяния. У каждого шизоидного индивидуума есть свои тайные несбыточные мечты, которые он лелеит и надеется на их исполнение. Чувствуя, что его отвергли как человека, он будет развивать иллюзии, что он превосходит обычных людей благодаря особенным качествам. Он более знатен, чем другие люди; она безупречнее, чем другие женщины. Эти иллюзии часто противоположны реальному опыту человека. Например, молодая женщина, чье сексуальное поведение было распущенным и неразборчивым, верила, что она непорочна и добродетельна. За этой иллюзией лежала идея, надежда, что однажды ее найдет принц, который разглядит ее золотое сердце сквозь внешнее распутство.

Однако опасность иллюзий заключается в том, что они увековечивают отчаяние. Цитата из книги «Предательство тела» («Betrayal of the Body») объясняет: «По мере того как иллюзии набирают силу, они требуют исполнения, тем самым вынуждая человека идти на конфликт с реальностью, что ведет к отчаянному поведению. Для того чтобы добиться исполнения иллюзий, требуется пожертвовать хорошими ощущениями в настоящем, а человек, который живет в мире иллюзий, по определению не способен предъявлять требования к удовольствию. В своем отчаянии он хочет воздержаться от удовольствий и остановить жизнь в состоянии ожидания в надежде, что исполнение его иллюзий положит конец его отчаянию».

Одна моя пациентка красиво выразила эту идею словами: «Люди ставят перед собой нереальные цели, а затем держат себя в постоянном состоянии отчаяния, пытаясь их реализовать» /16/.

Предмет нереальных целей еще раз встречался в моей работе о депрессии. Основным открытием было то, что у каждого депрессивного человека есть иллюзии, которые вносят нотку нереальности в его действия и поведение. Из этого стало ясно, что депрессивная реакция неизменно следует за падением иллюзий. В моей книге «Депрессия и тело» («Depression and the Body») имеется важный параграф, который я хотел бы процитировать: «Если человек переживал в детстве потерю или травму, которая определяет его чувства безопасности и самопринятия, то он будет проектировать в своем образе будущего требования, противоположные опыту прошлого. Так, человек, который переживает чувство отверженности будучи ребенком, будет рисовать будущее обещающим принятие и одобрение. Если он, будучи ребенком, боролся против чувства беспомощности и бессилия, то его разум, естественно, компенсирует это оскорбление эго тем, что нарисует образ будущего, в котором он будет могущественным и контролирующим. В своих фантазиях и мечтах разум пытается повернуть в обратную сторону неприятную и неприемлемую реальность, создавая образы и мечты. Он потеряет из виду первоначальные детские переживания и принесет в жертву настоящее их осуществлению. Эти образы являются нереальными целями, и их реализация есть недостижимый предмет».

Важность данного параграфа заключается в том, что он расширяет роль иллюзий во всех типах характера. Каждая структура характера является результатом детского опыта, который в некоторой степени подрывает «чувства безопасности и самопринятия» человека. Поэтому в каждой структуре характера мы найдем образы, иллюзии, или идеалы эго, которые компенсируют этот вред, нанесенный самому себе. Чем серьезнее травма, тем больше вложение энергии в образ, или иллюзию, но во всех случаях этот вклад значителен. Какая бы энергия не была привлечена к иллюзии, или нереальной цели, это недействительно для повседневной жизни в настоящем. Поэтому человек является несостоятельным в своей способности вплотную заняться реальной ситуацией.

Иллюзии каждого человека, или идеал эго, единственные в своем роде, так же как его личность. Однако для нашего дальнейшего понимания мы можем подробно описать разновидность иллюзий, или идеала эго, типичного для каждой структуры характера.

Шизоидный характер. Я упоминал, что шизоидный человек чувствует себя отвергнутым как личность. Его реакцией на это отвержение было видение себя превосходящим остальных. Он — переодетый принц и не принадлежит в действительности своим родителям. Некоторые люди даже воображают, что были усыновлены. Например, один из моих пациентов рассказывал мне: «Вдруг я осознал, что я идеализировал свой образ изгнанного принца. Я сопоставил этот образ со своим сном, что однажды мой отец, король, придет и объявит меня своим законным наследником.. Я обнаружил, что у меня еще остались иллюзии, что однажды меня найдут. Между тем я должен поддерживать свое «притворство». Принц не может ронять свое достоинство, выполняя обычную работу. Я должен показывать, что я особенный».

Крайняя степень, в которую человек заходит, стараясь выглядеть особенным, сталкиваясь с отвержением своей человечности, видна при шизофрении, декомпенсированном состоянии шизоидного характера. Часто можно встретить шизофреников, которые верят, что они Иисус Христос, Наполеон и так далее. В шизофреническом состоянии иллюзии принимают качество заблуждений. Человек больше не может отличать реальность от иллюзии.

Оральный характер. Травмой для этого человека была потеря права иметь потребности, результатом чего стало неудовлетворительное состояние тела. Следовательно, иллюзия, которая развивается как компенсация, является образом бытия, полностью заряженного и наполненного энергией и чувством, которые он свободно расходует. Когда настроение человека с оральным характером поворачивается на подъем, что типично для этой структуры, то иллюзия начинает действовать. Человек становится возбужденным и разговорчивым, изливая мысли и идеи в приливе чувств. Это его идеал эго — быть в центре внимания как человек, который щедр. Однако подъем не более устойчив, чем образ, который невозможно поддерживать, потому что человек с оральным характером не имеет необходимой энергии. Оба они рушатся, и все заканчивается одним из типичных для этого характера депрессивным состоянием.

У меня был пациент, которого я лечил некоторое время много лет тому назад, чью историю уместно было бы рассказать. Однажды он предположил, что мне следует открыто отдавать то, что у меня есть, потому что он полностью приготовился сделать то же самое. «Я хочу поделиться тем, что у меня есть. — сказал он, — почему ты не хочешь?» «Сколько у тебя есть?» — спросил я его. «Два доллара», — был ответ. Так как у меня было гораздо больше, чем у него, то это не показалось мне реалистичным предложением. Тем не менее он был убежден в щедрости своего предложения.

Психопатический характер. У такого человека имеются иллюзии относительно власти, что он тайно завладел ею и что это имеет первостепенное значение. Эта иллюзия является компенсацией его переживаний из-за состояния беспомощности и бессилия в руках соблазняющего и манипулирующего родителя. Но, чтобы осуществить эту иллюзию в своем разуме, он также должен держать себя как человек, имеющий здоровье или власть. Когда человек с психопатическим характером добивается власти, что случается нередко, то ситуация становится опасной, потому что он не может отделить свою реальную власть от образа своего эго, где он представляет себя могущественным. И, таким образом, власть будет использоваться не конструктивно, а в интересах дальнейшего образа его эго.

Один пациент рассказывал мне, что в течение многих лет он представлял себя несущим мешок с деньгами, в котором 8 миллионов долларов. Этот образ давал ему возможность почувствовать себя могущественным и важным. Когда я увидел его на сеансе терапии, он уже накопил несколько миллионов долларов, и вот тогда начало появляться понимание реальности того, что он не был ни могущественным, ни важным. «Понимание реальности» означает столкновение лицом к лицу с реальностью. Иллюзия власти, т. е. того, что она может сделать для человека, — очень часто встречается в нашей культуре. Ее антитезис к удовольствию обсуждается в книге «Pleasure: A Creative Approach to Life» /6/.

Мазохистский характер. Каждый человек с мазохистским характером чувствует подчиненность. Его или ее стыдили и унижали как ребенка, но внутри они думали о себе как о превосходящем других. Поддержание этого образа подавляется чувствами презрения к терапевту, к своему начальнику и к любому другому, кто в реальности находится на вышестоящей позиции.

Одной из причин, по которой так сложно работать с этой проблемой, является то, что пациенты с этой структурой характера не могут позволить терапевту быть на высоте. Успех терапии докажет, что терапевт был лучшим, более компетентным человеком, чем пациент. Какая связь? Эта иллюзия отчасти объясняет, почему люди с мазохистским характером тяготеют к неудаче. Неудача всегда объясняется так: «Я недостаточно сильно старался», а это означает, что он мог реально достичь успеха, если бы захотел. Провал, наоборот, поддерживает его иллюзию превосходства.

Ригидный характер. Эта структура возникает из отвержения родителем детской любви. Ребенок переживал чувство предательства и разбитого сердца. В самозащите он покрыл себя броней или выставил блок против выражения любви слишком открыто из-за страха предательства. Его любовь охраняется. Но несмотря на то, что в его способе существования в мире присутствует реальность, он не видит себя в этом свете. Его иллюзия, или самопредставление таково, что он является любящим человеком, чью любовь не ценят.

Анализ ригидного характера выявляет интересную мысль. Он является любящим человеком. Его сердце открыто для любви, но его коммуникации находятся под контролем, они не свободны. Если кто-то воздерживается от выражения любви, то ее ценность уменьшается; таким образом, ригидная личность является любящей личностью в чувствах, но не в действиях. Интересным моментом является то, что иллюзия не является полностью ложной — в ней присутствует элемент реальности, приводящий человека к удивлению. «Существует ли правда во всех иллюзиях?» Без детального размышления над этим вопросом моим немедленным ответом будет «да». В каждой иллюзии должно быть какое-то зернышко правды, или реальности, которое может помочь нам понять, почему человек держится за нее так цепко. Вот некоторые примеры.

В том, что образ шизоидного человека особый, имеется некоторая правда. Некоторые из них действительно становятся людьми незаурядными и в течение своей жизни добиваются выдающихся успехов. Как мы знаем, гениальность не так далека от безумства. Можем ли мы сказать, что и отверженце матерью было связано с тем, что они казались ей особенными? Я верю, что в этой точке зрения есть некоторая обоснованность.

Оральный характер является дающим. К сожалению, у него мало того, что можно дать. Поэтому можно наблюдать его иллюзию, основанную на чувствах, а не на поведении. Во взрослом мире только поведение сходит за чистую монету.

У психопатического характера было что-то, чего хотел его родитель; в противном случае он не был бы объектом соблазнения и манипуляции. Ребенком он должен был осознать это и впервые ощутить вкус власти. Правда, в действительности он был беспомощным, и его власть была только в его уме, но он вынес из жизненной ситуации урок который использует позднее: если кому-то что-то требуется от тебя, ты имеешь власть над ним.

Сложно найти основание для иллюзии преимущества мазохистского характера, однако я знаю, что оно должно существовать. Единственная мысль, которая приходит мне в голову и которую, колеблясь, я могу предложить, это то, что он недосягаем в своей возможности смириться с болезненной ситуацией.

«Никто, кроме мазохиста, не сможет вынести это», — часто говорят люди. Он смиряется с этим и поддерживает отношения, в то время как другие давно бы их разорвали. Существует ли какое-нибудь достоинство в этом положении? В некоторых случаях — может быть. Когда другой человек полностью зависит от вас, ваша покорность этой ситуации может иметь благородное качество. Я подозреваю, что у человека с мазохистским характером были подобные переживания в отношениях со своей матерью, и это оставило ему внутреннее чувство достоинства.

Опасность всех иллюзий, или образа эго, заключается в том, что из-за них человек не видит реальности. Люди с мазохистским характером не могут сказать, когда достойно подчиниться болезненной ситуации, а когда это расценивается как саморазрушение и мазохизм. Похожим образом ригидный характер не может сказать, когда его поведение является любящим, а когда нет. Такие люди не только ослеплены иллюзиями, но и находятся в подвешенном состоянии; они не чувствуют ногами землю и не могут распознать свою истинную сущность.

Подвешенность.

Говорят, что человек находится в «подвешенном состоянии», когда он оказывается в эмоциональном конфликте, парализующем его и мешающем ему совершать любые эффективные действия, направленные на изменение ситуации. В подобных конфликтах возникают два противоположных чувства, причем одно блокирует выражение другого. Девушка, которая привязана к юноше, является хорошей иллюстрацией. С одной стороны, ее влечет к юноше и она чувствует, что нужна ему; с другой стороны, она боится быть отвергнутой им и чувствует, что может пострадать, если сделает шаг навстречу. Не имея возможности двигаться вперед из-за страха и назад из-за влечения к юноше, она находится в подвешенном состоянии. Человек может ощутить себя в подвешенном состоянии из-за работы, которую он не может выполнить, но боится оставить ее из-за потери обеспеченности. Человек испытывает состояние подвешенности во многих ситуациях, когда противоречивые чувства мешают любому эффективному движению по направлению к их разрешению.

Состояние подвешенности может быть осознанным и неосознанным. Если человек осознает конфликт, но не может решить его, он чувствует, что причина в нем. Однако состояние подвешенности может быть обусловлено конфликтами, случившимися в детстве, воспоминания о чем долгое время подавлялись. В этом случае это неосознанная подвешенность.

Любая подвешенность, осознанная или неосознанная, ограничивает свободу передвижения человека во всех областях жизни, а не только в локальном конфликте. Девушка, привязанная к юноше, обнаружит, что ее работа или учеба будут страдать и что это отразится на ее отношениях с семьей и с друзьями. Причем неосознанное состояние подвешенности находит свое отражение в теле в форме хронического мышечного напряжения подобно всем неразрешенным эмоциональным конфликтам. Это мышечное напряжение на самом деле как бы подвешивает тело способами, которые я опишу вкратце.

Как правило, не понимается тот факт, что любая иллюзия как бы подвешивает человека. Он попадает в неразрешимый конфликт между требованиями реальности, с одной стороны, и попыткой осуществить иллюзию — с другой. Человек не хочет отказываться от своей мечты, потому что это будет представлять поражение его эго. В то же самое время он не может полностью игнорировать требования реальности. И поскольку он до некоторой степени не теряет связи с реальностью, она часто имеет пугающий и угрожающий вид. Он все еще видит реальность глазами отчаявшегося ребенка.

В дальнейшем проблема усложняется тем фактом, что иллюзии имеют тайную жизнь или, говоря по-другому, иллюзии и мечты являются частью скрытой жизни большинства людей. Моих читателей может удивить, если я скажу, что эта тайная жизнь спонтанно редко открывается перед психиатром. По крайней мере, таков мой опыт, и я не думаю, что он уникален. Я не верю, что эта информация скрывается умышленно; большинство пациентов просто не видят ее важности. Они обращают внимание на сиюминутные проблемы, которые требуется решить, и не думают о важности образов, иллюзий и фантазий. Конечно же, они важны, и мы должны принять, что при сохранении этой информации в тайне действует бессознательное отрицание. Но раньше или позже она выходит наружу, как и должно быть.

Я лечил одного молодого человека от длительной депрессии. Терапия включала интенсивную работу с телом, дыханием, движением и выражением чувств, на что пациент реагировал положительно. В то же время он открыл очень много о своем детстве, что, казалось, объясняло его проблему. Но депрессия продолжалась, несмотря на то что с каждой сессией наступало небольшое улучшение в его самочувствии. И так продолжалось несколько лет. Он твердо верил, что биоэнергетика поможет ему, и я был готов работать с ним.

Одним из значительных событий его детства была смерть его матери, когда ему было девять лет. Она умерла от рака и перед этим была прикована к постели. Мой пациент говорил, что у него осталось мало эмоций, связанных с ее смертью, хотя он говорил, что она была предана ему. Он отрицал чувство печали, что было очень трудно понять. В этом отрицании можно было видеть причину поздней депрессии, но это было барьером, который мы не могли преодолеть.

Прорыв случился на клиническом семинаре, когда я представлял этого молодого человека своим коллегам. На представлении мы анализировали проблемы его тела, используя язык тела, и просматривали его прошлое. Он считал, что все еще находится в состоянии депрессии. Затем одна моя коллега сделала удивительное замечание. Она сказала: «Вы верили, что могли вернуть свою мать обратно из смерти». Мой пациент посмотрел на нее с робкой улыбкой на лице, как будто говоря: «Как вы узнали?», а затем произнес : «Да».

Как она узнала, я не знаю. Это была великолепная интуиция, и она обнаружила иллюзию, к которой этот пациент был привязан более двадцати лет. Я не верю, что он сознательно мог бы открыть ее. Он мог прятать ее от себя, возможно, из-за стыда. То, что это вышло на свет, произвело заметную перемену в курсе терапии.

Всякая терапия требует определенного интуитивного понимания со стороны терапевта. Также требуется понимание терапевтом того, что пациент является личностью. Если нам не удается обнаружить иллюзию пациента, хотя некоторые из них очень легко раскрыть, мы можем определить, что человек находится в подвешенном состоянии, и выявить некоторые механизмы этого. Мы можем сделать это, поскольку состояние подвешенности отражается в физическом выражении тела. Видя состояние подвешенности, мы можем предположить иллюзию, независимо от того, знаем мы истинную натуру человека или нет.

Существуют два способа определения по выражению тела «подвешен» человек или нет. Первый — это посмотреть, насколько хорошо он заземлен. Заземленность — это обратная сторона «подвешенности». То, что человек стоит ногами на земле, на языке тела показывает, что он в контакте с реальностью; это значит, что он не находится под влиянием иллюзий, осознанно или бессознательно. В буквальном смысле, у каждого человека ноги стоят на земле; в энергетическом смысле, однако, это не всегда так. Если энергия человека не течет свободно в его ноги, его энергетический или чувственный контакт с землей сильно ограничен. Легкий контакт, как и в электрической цепи, не всегда достаточен, чтобы вызвать течение потока.

Чтобы оценить правильность энергетической точки зрения, рассмотрим, что происходит с человеком, когда он приподнят и достигает максимума. Существуют всевозможные виды максимума приподнятости, но все они характеризуются чувством того, что ноги не стоят на земле. В алкогольной эйфории, например, человек испытывает сильные затруднения, ощущая землю под ногами, и его столкновения небезопасны. Это может быть объяснено недостатком координации, вызванной алкоголем. Однако то же самое ощущается, когда приподнятость является следствием сильно возбуждающих известий. Человек чувствует себя так, как будто он плывет. Влюбленный человек летает, его ноги едва касаются земли. Наркотическое опьянение дает ощущение плавания, это состояние также иногда переживается шизоидными людьми. По-видимому, когда человек перемещается в окружающей обстановке без контакта с тем, что его окружает, мы говорим, что он двигается в вакууме.

Биоэнергетическим объяснением приподнятости является отток энергии вверх от стоп и ног. Чем больше отток, тем выше, кажется, поднялся человек, потому что в энергетическом или чувственном ощущении он больше удален от земли. На пике, вызванном возбуждающим событием, например достижением важной цели, отток энергии от ног и стоп является частью волны возбуждения и энергии, направленной вверх, к голове. Это сопровождается соответствующим течением крови, окрашивающим лицо и оживляющем всего человека. С другой стороны, при наркотическом опьянении это течение наверх происходит на ранней стадии; а затем энергия уходит из головы, так же как и из нижних частей тела. Лицо теряет цвет, глаза становятся пустыми, или стеклянными, теряется живость. Тем не менее остается ощущение приподнятости благодаря оттоку энергии вверх от земли. На другом конце тела отток энергии от головы вызывает диссоциацию разума, который кажется плавающим свободно, без телесных границ.

Второй способ, с помощью которого мы можем видеть подвешенность физически, это осанка или положение верхней части тела. Существует несколько общих состояний подвешенности; одним из наиболее часто встречающихся является то, что я назвал типом вешалки. Он практически единственный для мужчин. Плечи подняты и напоминают квадрат, голова и шея наклонены вперед. Руки болтаются, незакрепленные в суставах, грудь также приподнята. Я назвал это положение вешалкой, потому что кажется, будто тело висит на невидимой вешалке (рис. 27).

Рис. 27.

Анализ выражения тела выявляет динамику этой подвешенности. Поднятые плечи — выражение страха. Можно доказать это, приняв выражение страха. Обратите внимание, что плечи поднимаются вверх автоматически и, по мере того как грудная клетка раздувается, ощущается нехватка воздуха. Когда реакцией является любовь, плечи обычно опускаются. Привычно поднятые плечи показывают, что человек сохраняет позу страха, от которого он не может отделаться, потому что не осознает своей напуганности. Вообще ситуация, явившаяся причиной страха, уже забыта, а сами эмоции подавлены. Такие привычные позы не появляются из единичного опыта, а означают длительную незащищенность от ситуации страха. Например, это могут быть переживания мальчика, который долго боялся своего отца.

Компенсацией этого положения страха является перенесение головы вперед, как бы противодействуя угрозе или, по меньшей мере, высматривая, нет ли ее. Так как ходить с выставленной вперед головой опасно при физической конфронтации с другим человеком, то на самом деле эта поза является отрицанием страха. Она говорит: «Я не вижу ничего, чего стоит бояться». Эта поза обязательно действует на нижнюю часть тела. Когда человек напуган, он ступает легко. Страх поднимает человека над землей.

Испуг и отрицание его создают состояние подвешенности. Человек не может идти вперед из-за страха, но он не может и отступить, потому что отрицает свой страх. Он эмоционально скован, а это — природа состояния подвешенности.

Подавление страха ведет к погашению гнева. Так как нечего бояться, то не на что злиться. Но задавленные чувства могут выходить косвенно. Несколько лет назад я консультировал молодого человека, который был лидером студенческого движения. Он жаловался на чувство неудовлетворенности собой. Он не чувствовал себя легко с девушками. Несколько раз у него пропадала эрекция при попытке полового акта, что очень мешало ему. Также он говорил, что испытывает большие трудности, решившись заняться карьерой.

Исследование тела этого молодого человека выявило, что его плечи и грудь были подняты и выпячены вперед, живот втянут, таз наклонен вперед и зажат, а голова на короткой шее наклонена вперед. Эта поза создавала впечатление, что верхняя половина его тела наклонена вперед. У него были внимательные глаза и тяжелая решительная челюсть.

Посмотрев на его ноги, я увидел, что они зажатые и жесткие и что он испытывает трудности при сгибании коленей. Его ступни были холодны на ощупь, и казалось, что в них отсутствует чувство, или заряд. Когда он попытался принять положение арки, его таз остался втянут, разбивая арку тела. Я чувствовал, что очень малое количество чувства, или заряда, перетекало в нижнюю часть его тела, и это объясняло его сексуальные затруднения. Он признавал, что слабо ощущает ноги. Еще я должен добавить, что его дыхание было очень поверхностным, с очень малым вовлечением мышц живота в дыхательные движения.

Увидев все личностные проблемы, читатель может удивиться, узнав, что этот молодой человек решил не проходить терапию. Когда мы обсуждали его проблему, мне стало ясно, что он слишком сильно привязан к студенческому движению, чтобы обратиться к реальности и своей личной ситуации. Какие иллюзии были у него по поводу того, как эта деятельность сможет помочь ему решить личные сложности, я никогда не узнал. Но было очевидно, что он перенес борьбу за личное достоинство и свободу на социальную сцену, где мог поддерживать имидж агрессивного мужчины, вопреки реальности личных неудач.

Наиболее часто встречающееся чувство подвешенности у женщин представлено горбом благородных вдов, или вдовьим горбом, представляющим из себя массу тканей, которые сосредоточены прямо под седьмым шейным позвонком на соединении шеи, плечей и туловища. Эта выпуклость берет название из того факта, что ее редко можно видеть у молодых женщин, но она часто встречается у пожилых. Исходя из внешнего вида, я называю это состояние подвешенностью на крючке для мяса, потому что мне кажется, что крюк для подвешивания мяса вызовет подобную конфигурацию (рис. 28).

Рис. 28.

Местом размещения горба является точка, где чувство гнева втекает в руки и поднимается в голову. У животных (кошек или собак) чувство гнева выражается в поднятии шерсти вдоль позвоночника и в выгибании спины. Ч. Дарвин указывал на это в своей книге «Выражение эмоций у человека и животных» /17/. Он говорит: «Я видел, что шерсть у бабуина, когда он разозлится, поднималась вдоль спины от шеи до пояса». У плотоядных, отмечал Дарвин, это явление «кажется, является всеобщим, часто сопровождается угрожающими движениями, обнажением зубов и свирепым рычанием». Мое чтение тела говорит мне, что горб вызван накапливанием блокированного гнева. Его происхождение у пожилых женщин означает, что он представляет собой последовательное накопление невыраженного гнева как результата жизненных неудач. Многие пожилые женщины имеют тенденцию становиться меньше и тяжелее, как будто втягиваясь внутрь себя по мере старения.

Я должен прояснить, что блокируется физическое выражение гнева поражения, а не его вербальное выражение. Некоторые вдовы известны своими острыми языками.

Мой анализ проблемы, представленной горбом, таков, что она включает в себя конфликт между положением покорности, т. е. быть хорошей девочкой, чтобы угодить отцу и семье, и сильными чувствами гнева при сексуальных разочарованиях, которые влекут за собой это положение. Проблема берет начало в эдиповой ситуации, в которой маленькая девочка попадает в западню из-за своих конфликтующих чувств по отношению к отцу: любовь и сексуальное чувство, с одной стороны, и гнев и разочарование — с другой. В результате этого образуется состояние подвешенности, потому что девочка не может выразить свой гнев из-за страха неодобрительного отношения и потери отцовской любви и не может выразить свои сексуальные чувства к отцу, потому что это приведет к неприятию и позору. Я говорю не о сексуальном контакте с отцом, а о приятном эротическом контакте, который является частью нормального выражения привязанности. Это включает в себя принятие отцом сексуальности дочери. Подчинение требованиям быть хорошей девочкой, что, конечно, подразумевает принятие двойного стандарта сексуальной морали, связывает женщину в ее стремлениях к сексуальному удовольствию. Оно вынуждает ее принять пассивную роль. Мы можем представить себе иллюзии, которые развиваются у девочки, чтобы скомпенсировать ее потерю сексуальной агрессивности.

Существует также другой путь, с помощью которого женщина становится подвешенной к сексуальной морали, это помещение на пьедестал. Я описал подобный случай в книге «Депрессия и тело». Вознесение на пьедестал убирает у человека почву из-под ног, так же как и в состоянии подвешенности. В случае, с которым мне пришлось встретиться на практике, тело пациентки от таза вниз выглядело, как пьедестал. Оно было жестким и неподвижным и, казалось, служило только как основание для верхней части (рис. 29).

Рис. 29.

Еще два состояния подвешенности заслуживают упоминания. Один ассоциируется со структурой шизоидного характера и называется петля, потому что поза тела представляет собой фигуру человека, которого повесили. Голова слегка наклонена в сторону, как будто ее соединение с остальной частью тела нарушено. В шизоидной структуре существует разрыв связи между функциями головы, или эго, и функциями тела. Подвешенность за шею отрывает человека от земли. Шизоидная личность не заземлена, и контакт человека с реальностью слабый. Наиболее важным, однако, является тот факт, что ключевая область напряжения в этой структуре расположена у основания черепа, и именно это напряжение разделяет единство личности. На самом деле мышечное напряжение в этой области образует кольцо в месте соединения головы и шеи, которое действует как петля. В биоэнергетике с этими напряжениями проводится большая работа, чтобы восстановить единство личности (рис. 30).

Рис. 30.

Наконец, существует состояние подвешенности, которое иногда можно наблюдать при пограничном состоянии шизофрении и которое я называю крест. Если попросить такого человека вытянуть руки в стороны, то иногда его поза поразит сильным впечатлением того, как он похож на изображенного на картине Христа, распятого или только что снятого с креста. Многие шизофреники отождествляют себя с Иисусом Христом, а некоторые даже развивают иллюзии, что они являются Христом. Удивительно видеть, как это отождествление действует на уровне тела.

Такие положения тела, показывающие состояние подвешенности человека, нельзя принимать за полный список. Я видел некоторых людей, у которых выражение лица и тела имели поражающее сходство с портретами Моисея (как его обычно изображают). Я уверен, что это означает состояние подвешенности в личности, но я не изучал эту проблему достаточно глубоко, чтобы сделать определенное утверждение по этому поводу. Другие проблемы на телесном уровне могут проявиться в будущем.

Определение по телу человека, каким образом он подвешен, существенно помогает пониманию его сути. Но если мы не можем описать его состояние, глядя на тело, из-за того что его выражение недостаточно ясно, мы можем знать определенно, что любой человек, у которого ноги не стоят твердо на земле, говоря энергетически, является подвешенным и имеет нерешенные эмоциональные проблемы. В той степени, в которой он не стоит на земле, он не полностью соприкасается с реальностью. Это знание управляет моим подходом к каждому пациенту, поэтому я начинаю с того, что помогаю ему более твердо заземлиться и прийти в большее соприкосновение со всеми аспектами его реальности. Раньше или позднее в любой терапии скрытые конфликты выйдут на поверхность, и природа человеческой подвешенности вместе с иллюзиями, которые являются ее психологической копией, станут очевидными для нас обоих.

Заземление.

В биоэнергетике заземление означает возвращение человека на реальную почву. Заземление противоположно подвешенности. Однако, как многое в биоэнергетике, оно также имеет буквальное значение, а именно установление достаточного контакта с землей, на которой человек стоит.

Большинство людей думают, что стоят ногами на земле, и в механическом смысле это так и есть. Мы можем сказать, что они контактируют механически, а не чувственно, или энергетически. Но человек не знает разницы до тех пор, пока не испытает это.

Несколько лет назад в Эсалене, во время одной из моих полугодовых поездок для обучения биоэнергетике, я сблизился с одной молодой женщиной, которая вела уроки тай чи для местных жителей и гостей. Она сказала мне, что, хотя она применяла биоэнергетические упражнения, ей никогда не удавалось добиться вибрации в ногах. Она видела что вибрация появлялась в ногах у людей, участвующих в моих семинарах, и удивлялась, почему вибрации не было у нее. Я могу добавить, что эта молодая женщина до того, как стать учителем тай чи была танцовщицей. Когда я предложил поработать с ней она с радостью согласилась. Я использовал три упражнения. Первым была позиция арки, описанная в главе 11, что должно было помочь выпрямить тело и углубить дыхание. Некоторые люди реагировали на напряжение в этом упражнении легкой вибрацией но только не она. Ее ноги были слишком зажаты и слишком напряжены. Ей требовалось более сильное напряжение, чтобы сломить эту жесткость и чтобы появилось дрожание в ногах. Это упражнение заключалось в стоянии на одной ноге с согнутым коленом и в сохранении равновесия, держась одной рукой за стул. Масса всего тела была перенесена на согнутую ногу. Ей нужно было держаться в этом положении так долго, сколько она могла, а затем, когда боль становилась невыносимой, упасть на одеяло, положенное на полу перед ней. Она проделывала это упражнение дважды, на каждой ноге попеременно. Третье упражнение включало наклон вперед со слегка согнутыми коленями и касание пола кончиками пальцев (рис. 31).

Рис. 31.

После первых двух упражнений ее дыхание стало полнее и глубже.

Когда она выполнила третье, в котором единственное напряжение было в сухожилиях подколенной ямки, когда они напряжены, ее ноги стали дрожать. Она оставалась в этом положении некоторое время, ощущая чувство. Когда она поднялась, то сказала: «Я была на ногах всю свою жизнь. Первый раз я была в них». Я верю, что это утверждение справедливо для многих людей.

У людей с сильными нарушениями может почти не быть чувств в ногах. Я вспоминаю другую молодую женщину, которая была близка к шизофреническому состоянию. Она пришла на встречу со мной, обутая только в теннисные туфли, хотя в Нью-Йорке был дождливый зимний день. Когда она сняла обувь, я увидел, что ее ноги были синими от холода. Однако на мой вопрос, замерзли ли у нее ноги, она сказала: «Нет». Эта женщина не чувствовала, что они замерзли: она просто не чувствовала их.

Демонстрируя некоторые биоэнергетические техники профессионалам, после объяснения концепции заземления я прошу их выполнить несколько простых заземляющих упражнений для развития вибрации в ногах. Феномен вибрации увеличивает чувства и ощущения в ногах и ступнях. Очень часто, когда это случается, они говорят: «Я действительно чувствую свои ноги и ступни. Я никогда раньше их так не чувствовал». Этот эксперимент дает некоторые представления о том, что такое заземление и как можно ощущать себя более полно в контакте с основанием своей опоры.

Однако редкое выполнение этих упражнений не заземляет человека полностью. Нужно работать с ними регулярно, чтобы достичь и поддерживать ощущение безопасности и чувство укорененности, которые дает хорошо заземленная поза. В своем сне, о котором я вспоминал в главе III, я описывал, что был связан за лодыжки непрочной проволокой, которую легко мог удалить. Все, что мне нужно было сделать во сне, это развязаться и снять ее. Но что это означало в реальности? Недавно, работая со своими ногами, я почувствовал, как связаны мои лодыжки. Правда, они не настолько зажаты, как большинство лодыжек, которые я видел, но они и не свободны настолько, насколько должны бы быть. Также я осознаю напряжение в своих ногах. Например, мне очень больно сидеть на пятках, вытянув ступни. Мои лодыжки болят, а в сводах стопы появляются спазмы. Однажды, во время выполнения биоэнергетических упражнений под руководством моей жены, мои ноги затряслись так сильно, что я почувствовал, что они меня не выдержат. Конечно же, они выдержали, но это было новым переживанием для меня. Я могу отнести эту проблему на счет моего возраста, мне исполнилось шестьдесят три, но я предпочитаю думать, что у меня все еще есть потенциал для роста, который я смогу реализовать, если еще более глубоко укоренюсь и более полно заземлюсь. И так я продолжаю работать над собой.

Биоэнергетически говоря, заземление выполняет такую же роль в энергетической системе организма, какую выполняет заземление в электрической цепи высокого напряжения. Оно обеспечивает клапан безопасности для разрядки избыточного возбуждения. В электрической системе стремительное наращивание заряда может сжечь часть ее или стать причиной пожара. В человеческой личности накопление заряда также может быть опасно, если человек не заземлен. Человек может разделиться на части, стать истеричным, испытывать беспокойство или упасть духом. Опасность особенно велика у слабо заземленных людей, состояние которых находится на границе с шизофреническим. Я и мои помощники ввели в практику сочетать для этих людей упражнения, которые увеличивают заряд (дыхание), с упражнениями, разряжающими напряжение (выражение чувств), и упражнениями, которые заземляют человека. Когда человек уходит с занятия или с семинара, чувствуя себя сильно приподнятым, то существует большая вероятность того, что у него наступит спад. Это не внушает опасения, если человек знает это заранее и может справиться с падением. Тем не менее, когда человек расстается с переживаниями основательно и полностью, странно будет, если он станет удерживать эти переживания.

На настоящем уровне наших знаний мы не полностью понимаем энергетическую взаимосвязь между ступнями и землей. Я убежден, что таковая существует. В чем я уверен, так это в том, что, чем больше человек может чувствовать свой контакт с землей, тем больше он может стоять на своем, тем большее напряжение он может выносить и с большим волнением может справляться. Это делает заземление первичным объектом в биоэнергетической работе. Она предполагает, что основной упор в работе направлен вниз, т. е. поставить человека на ноги и ступни.

Кто-то может удивиться, почему это должно быть так сложно. Ясно, что движение вниз всегда более пугающее, чем движение наверх. Например, приземление самолета пугает больше, чем взлет. Опускание вниз вызывает у большинства людей страх падения, который обычно подавляется. В следующей главе я буду рассматривать беспокойство, связанное со страхом падения, которое, как я обнаружил, одно из самых глубоких в человеческой личности. В этом месте мне хотелось бы описать некоторые проблемы, встречающиеся, когда человек позволяет своей энергии и чувствам протекать вниз по телу.

Вообще, первое чувство, которое испытывает человек, «спускаясь», это печаль. Если человек сможет принять это и отдаться этому чувству, он начнет плакать. Мы говорим, что человек «ударился» в слезы. В каждом человеке, находящемся в подвешенном состоянии, имеется глубокая печаль, и многие предпочли бы оставаться подвешенными, чем столкнуться лицом к лицу со своей печалью, потому что у большинства людей она граничит с отчаянием. Человек может встретиться с отчаянием и пройти через печаль, если ему помогает понимающий терапевт, но я хочу сказать, что это нелегкое дело. Печаль и плач сдерживаются в животе, который также является местом, где накапливается заряд для прорыва в сексуальное высвобождение и удовлетворение. Путь к наслаждению обязательно ведет через отчаяние /6/.

Глубокие сексуальные ощущения в области таза также пугают многих людей. Они могут воспринять ограниченное возбуждение при сексуальном контакте, которое поверхностно легко разряжается и не заканчивается оргазмом. Оргазм вызывает у таких людей страх потерять контроль над собой. Проблема, с которой мы встречаемся в терапии не генитальная, а сексуальная — страх размягчения или падения в огонь страсти, который горит в животе и тазовой области.

Наконец, существует беспокойство по поводу стояния на собственных ногах, которое подразумевает стояние в одиночестве. Взрослыми мы все стоим поодиночке; это реальность нашего существования. Но я обнаружил, что большинство людей неохотно принимают эту реальность, потому что для них она означает одиночество. За видимостью независимости они держатся за отношения и становятся подвешенными. Будучи привязанными к взаимоотношениям, они разрушают их ценность и все-таки боятся освободиться и встать на ноги. Когда они делают это, то с удивлением обнаруживают, что не одиноки, поскольку отношения изменяются таким образом, что становятся источником удовольствия для обеих сторон. Сложность заключается в переходе, потому что в промежутке между отпусканием и чувством твердой земли под ногами человек переживает ощущение падения и беспокойство, которое оно порождает.

VII. Страх падения.

Боязнь высоты.

Страх падения часто ассоциируется с болезнью высоты; большинство людей испытывают это, стоя на краю скалы. Не имеет значения, что их ноги стоят на твердой почве и реальной опасности падения не существует; у них начинает кружиться голова, и они чувствуют, что могут потерять равновесие. Страх падения, должно быть, является исключительно человеческим переживанием, потому что все четвероногие животные в подобной ситуации ощущают устойчивость. У некоторых людей этот страх настолько силен, что езда в машине по мосту может вызвать подобную реакцию; несомненно, такой случай является патологией.

Существуют и другие люди, которые, казалось бы, напрочь лишены этого чувства. Я с удивлением и страхом наблюдал за верхолазами, легко передвигающимися по узкой балке высоко над шумным городом. Я не мог представить себя на их месте; мой страх был бы слишком большим, потому что долгое время я боялся высоты. Я вспомнил, как меня, ребенка восьми лет, поднял на плечи отец, чтобы я мог видеть парад, и какой я чувствовал при этом ужас. В то время я также испугался и «американских горок», когда отец захотел взять меня на них. Позднее я преодолел этот страх, катаясь на них целый день, когда работал в парке аттракционов. С годами мой страх высоты сильно уменьшился, что я отношу на счет работы с ногами, которую проделал, чтобы обрести заземленность и безопасность. Сейчас я могу работать на высокой лестнице или смотреть вниз с высоты, не ощущая сильного беспокойства.

Существуют две причины кажущейся безопасности людей, которые не обнаруживают страха падения. Некоторые из них, как американские индейцы, определенно уверены в своих ногах. Они были среди первых верхолазов, которых нанимали для производства высотных работ. Другие люди бессознательно отрицают свой страх. В книге «Предательство тела» («Betrayal of the Body») я рассказывал о случае с шизоидным молодым человеком, у которого были сильно зажатые напряженные ноги, которые он слабо ощущал. Он страдал от тяжелой депрессии, сочетающейся с чувством, что у него «ничего не происходит» значительного и эмоционального. Однако у этого пациента не было страха падения.

«Билл был скалолазом, одним из лучших, как он говорил. Он совершил множество восхождений на крутые скалы без страха и сомнения. Он не боялся высоты или падения. Он не боялся, потому что в одной части своей личности не волновался, упадет ли. Он рассказывал о случае, который произошел с ним, когда он один карабкался наверх и потерял опору на скале. Несколько мгновений, когда он висел, держась руками за узкий выступ, пока не нащупал ногами опору, его разум был отключен. Он удивлялся: "Как это выглядело бы, если бы я упал?» Он не чувствовал паники" /8/.

Билл не почувствовал страха, потому что все его чувства были отключены, и по этой причине в его жизни не происходило ничего эмоционального. Но в то же время он был готов на все, чтобы разбить или взломать силой эту ледяную холодность, окутывающую его как кокон. Он хотел, чтобы что-то дошло до его сердца, но первым должен был лопнуть кокон. Билл испытывал искушение: ему хотелось дотронуться до электрических проводов с высоким напряжением и встать перед мчащейся машиной. Он говорил, что ему хотелось бы спрыгнуть со скалы, если бы он мог сделать это безопасно. Он хотел упасть так, чтобы его панцирь разбился, как у Хампти Дампти*, но он боялся, что это будет означать конец ему самому.

Билл был скалолазом со всеми вытекающими отсюда последствиями. Казалось, у него было только два выбора: держаться или отпустить, освободить руки. Освобождение для него означало падение к смерти, к чему Билл не был готов, но пока он держался, он находился в подвешенном состоянии, и ничего не происходило.

Недавно я смотрел молодую женщину, которая рассказала мне, что, когда она была девочкой, у нее абсолютно не было страха падения, но позднее он возник, как настоящий ужас. У нее были навязчивые фантазии падения. Это развитие совпало с переменой в ее жизни. Она расторгла неудачный брак и много работала, чтобы встать на ноги как в жизни, так и в терапии. Она не могла понять, почему стала бояться упасть, и спрашивала меня об этом. Я объяснил ей, что она начала «освобождение», что она уже больше не была зависимой и таким образом ее подавленный страх падения так драматично вышел на поверхность.

Страх падения является переходной стадией между состоянием подвешенности и твердым стоянием на земле. В последнем случае страха падения нет; в первом он отрицается иллюзией. Если мы допустим это предположение, то каждый пациент, который перестанет держаться за свои иллюзии и попытается спуститься вниз на землю, будет переживать какой-то страх падения. То же самое справедливо для страха удушья, который возникает только тогда, когда побуждение достичь чего-то задушивается или отступает назад. До тех пор, пока это побуждение может выражаться внутри границ, предписываемых структурой характера, страх не ощущается. Нарушение этих границ ведет к возникновению беспокойства.

В общем обсуждении тревоги и страха в главе IV я замечал, что абсолютная степень страха в человеке была эквивалентна степени страха удушения. Это значит, что человек, который испытывает страх удушения, будет иметь равное количество страха падения и наоборот. Это следует из концепции, что поток возбуждения во все периферические точки или органы тела приблизительно одинаков.

В нашем исследовании различных структур характера мы видели, что каждому типу характера соответствует определенный вид страха падения, хотя мы не использовали там этот термин. Структура шизоидного характера была представлена тем, что надо держаться вместе из-за страха, что оторваться означает распасться на куски. Если термин «распасться на куски» взять буквально, то это значит, что для человека с шизоидным характером процесс падения мог бы привести к его разделению на части, разрушению целостности личности. Поэтому мы полагаем, что в этой структуре характера будет присутствовать интенсивный страх падения. Это тот случай, когда беспокойство выходит на поверхность, как это происходит случайно во снах.

Один шизоидный пациент рассказывал мне: «Обычно мне снилось падение, одно было особенно скверным. Мне снилось, что в том месте, где я стоял, пол уходил из-под ног. Я менял место, и там происходило то же самое. Я карабкался по ступенькам, но они также ломались. Я решил пойти к моему отцу, чтобы он удержал меня, потому что я знал, что он не может упасть. Все было неопределенно. Было лучше, чем в одиночестве, но не безопасно. Это меня очень пугало».

Мы легко можем понять, почему этот сон был таким пугающим. Люди переживают подобный ужас при землетрясениях, когда земля под ногами теряет устойчивость. Чувство, что под ногами нет твердой почвы, подрывает нашу способность разобраться в окружающем мире. Ощущения человека «распределены неравномерно», и до тех пор, пока он не прошел какую-нибудь серьезную подготовку для подобного случая, он напуган. Чувства в смятении, и вся целостность личности временно находится под угрозой.

Для других типов характера страх падения также взаимосвязан с их структурами. Для орального характера страх падения несет с собой беспокойство, что он будет одинок из-за того, что отстанет от всех или уступит. Если ноги подведут его, то он будет похож на маленького ребенка, который вдруг сел, когда ноги перестали держать его, и обнаружил, что родители ушли и его некому поднять.

В психопатическом характере страх падения является страхом неудачи. Пока этот человек находится на ногах, он на вершине мира. Падение означает поражение, которое делает его открытым для использования.

Для мазохистского характера падение означает выпадение основания. Это может означать конец его мира или его отношений. Это также является анальным элементом в его позиции. Если он позволит дну выпасть (процесс дефекации), то все испортит, что будет концом его роли хорошего маленького мальчика.

Для ригидного характера падение означает потерю гордости. Он упадет лицом вниз, и его эго может быть уничтожено. Если чья-то личность прочно связана с ощущениями независимости и свободы, то не существует слабого беспокойства.

Так, для каждого пациента падение представляет собой капитуляцию или отказ от сдерживающего паттерна, т. е. его защитной позиции. Но так как позиция развивалась как механизм выживания и для обеспечения какого-то контакта, какой-то степени независимости и свободы, то отказ от нее вызовет весь страх, который первоначально сделал необходимым ее развитие. Можно попросить пациента рискнуть сделать это, потому что его ситуация во взрослом состоянии отличается от ситуации детства. Говоря реально, шизоидный индивидуум не распадется на куски, если позволит себе это, и не будет уничтоженным, если будет отстаивать права. Если мы как терапевты сможем помочь ему преодолеть беспокойство переходной стадии, то он обнаружит, что земля под его ногами твердая и он может стоять на ней. Одна из процедур, которую я использую для достижения такого завершения, — это упражнение в падении.

Упражнение в падении.

Вначале позвольте мне сказать, что это упражнение, которое я считаю очень эффективным, является наиболее подходящим из многих процедур, мобилизующих тело и используемых в биоэнергетике.

Я кладу тяжелое сложенное одеяло или мат на пол и прошу пациента встать перед ним так, чтобы при падении он приземлился бы на одеяло. Человек не может причинить себе боль при этом упражнении, никто никогда не ушибался. Когда он стоит передо мной, я стараюсь получить информацию от его позы, способа, как он держит себя или как стоит в этом мире. Это определение требует мастерства в чтении языка тела, опыта работы со многими разными людьми и хорошего воображения. В этом месте я обычно имею представление о человеке: о его проблемах и его истории. И если я не могу получить ясного впечатления от его позы, то я рассчитываю на само упражнение, чтобы выявить подвешенность пациента.

Затем я прошу его перенести массу тела на одну ногу, у которой полностью согнуто колено. Другая нога слегка касается пола и используется только для равновесия. Указания очень просты. Человек должен стоять в этом положении, пока не упадет, но он не должен давать себе упасть. Сознательное опускание тела не является падением, пока человек контролирует снижение. Чтобы добиться эффективности падение должно быть непроизвольным. Если имеется установка держать позу, то падение будет представлять освобождение тела от сознательного контроля. Так как большинство людей боятся потерять контроль над своим телом, то это само по себе пробуждает беспокойство.

В одном отношении это упражнение похоже на коан-дзен, в котором бросается вызов эго, или воле, даже оказавшимся в беспомощном положении. Человек не может стоять в этом положении неограниченное время, хотя он должен использовать всю свою волю, чтобы не упасть. В конце воля должна уступить, но не как добровольное действие, а под превосходством сил природы, в данном случае силы тяжести тела пациента. Человек учится тому, что уступка высшим силам природы не имеет разрушительного эффекта и что он не должен использовать свою волю для постоянной борьбы с этими силами. Независимо от своего происхождения каждый сдерживающий паттерн в настоящем представляет бессознательное использование воли против природных сил жизни.

Целью этого упражнения является обнаружение состояний подвешивания, которые создают страх падения. Оно исследует контакт человека с реальностью. Например, молодая женщина, стоя напротив одеяла и глядя на него, сказала, что чувствовала себя смотрящей с высоты 1 мили* на равнину. Падение с такой высоты было бы ужасным переживанием, и она боялась этого. Затем, когда она, наконец, с криком упала на одеяло, она пережила сильное чувство облегчения и освобождения. Земля была так близко. Я заставил ее повторить упражнение с использованием другой ноги, и на этот раз она не чувствовала себя так далеко от земли.

Глядя на одеяло, люди видят разное: некоторые — скалистую равнину, о которую разобьются, если упадут, другие — воду, в которую погрузятся. Падение и вода являются важными сексуальными символами, которые я буду исследовать дальше. Еще люди видят лицо матери или отца. Для этих людей падение представлено подчинением или уступкой своим родителям.

Упражнение имеет больший эффект, если человек позволяет своему телу упасть, когда опирается на одну ногу. Ему рекомендуют опустить грудь и дышать легко, чтобы дать чувствам развиваться. Также я прошу его все время говорить: «Я собираюсь упасть», потому что это то, что должно случиться. Сначала, когда он произносит эти слова, его голос звучит без какой-либо эмоциональной окраски. Но когда боль увеличивается и перспектива падения становится яснее, голос может повышаться с оттенком страха.

Часто человек спонтанно восклицает: «Я не собираюсь упасть». Это будет сказано решительно, иногда со сжатыми кулаками. Тогда борьба идет на полном серьезе. Затем я спрошу человека: «Что падение значит для тебя?» Часто в ответе звучит: «Неудача» и «Я не собираюсь потерпеть неудачу». Одна молодая женщина драматично боролась, выполняя это упражнение 4 раза, по 2 раза на каждой ноге. Вот ее слова:

Первый раз: «Я не собираюсь падать». «Я не хочу потерпеть неудачу». «Я всегда терплю неудачу». С этими словами она упала и начала сильно плакать.

Второй раз: «Я не собираюсь падать». «Я не хочу потерпеть неудачу». «Я всегда проваливаюсь. Я всегда буду терпеть неудачу». Снова она падает и плачет.

Третий раз: «Но я не хочу терпеть поражение. Я не должна падать. Я могу стоять вечно». «Я не собираюсь падать». Но так как боль усилилась, то она поняла, что упадет. «Я не могу стоять вечно. Но я не могу». И с этими словами она снова упала и начала плакать.

Четвертый раз: «Я не собираюсь терпеть неудачу». «Каждый раз, когда я стараюсь, я терплю неудачу». «Я не собираюсь стараться». «Но я должна пытаться». Затем падение и осознание, что это должно закончиться провалом.

Почему это должно закончиться провалом? Я спрашивал ее, чего она пыталась достигнуть. Ее ответом было: «Быть такой, какой люди ожидают видеть меня». Это невыполнимая задача, подобная вечному стоянию. Если человек берет на себя такую задачу, то он обречен на провал, потому что никто не может быть никем иным, кроме того, кем он является. Никто не будет продолжать такие бессмысленные попытки, которые расходуют так много жизненной энергии, если эго (по фрейдистской терминологии, суперэго) не будет управлять этим. Чтобы отбросить эту тиранию и освободиться от нереальной цели и иллюзии, что эту цель можно достигнуть, человек должен болезненно осознать ее невозможность. Выполнение упражнения нацелено на это, и это в конце концов случается.

Каждый пациент вовлечен в невротический конфликт, он стремится к тому, чтобы отличаться от того, кто он есть, потому что тот, кто он есть на самом деле, оказался неприемлемым для его родителей. Когда человек начинает терапию, он надеется, что терапевт поможет ему достигнуть этой цели. Верно, что он нуждается в совершении некоторых изменений в его личности, но изменения направлены на само-осознание и само-принятие, а не на завершение мысленного образа. Это направление ведет вниз, к земле и реальности. Но пока человек стремится выполнять требования других людей, он остается привязанным к конфликтам своего детства. Из этой борьбы нет другого выхода, кроме как подчиниться.

Эта проблема невротического конфликта ярко проиллюстрирована в следующем случае. Джим пришел на сессию и рассказал свой сон: «Прошлой ночью мне снилось, что я пытался тащить себя по земле на ссохшихся мертвых ногах. Я должен был использовать верхнюю половину тела, чтобы двигаться». Затем он добавил: «Раньше у меня были сны, в которых я плавал». Нижняя часть его тела была очень жесткой и зажатой. Он перенес спинальный остеосинтез в пояснично-крестцовой области из-за сильной травмы нижней части спины. Его сон в точности отражал его энергетическое состояние.

Сразу после рассказа о сне Джим заметил: «Сегодня утром мне привиделось, что моя мать была змеей. Она, как удав, обернулась вокруг моей талии, стягивая меня. Ее голова была на моем пенисе и сосала его. Моя мать говорила мне. что когда я был маленьким, я был таким милым, что она целовала меня везде, и в том числе и в мой пенис. Когда я рассказываю вам это, я становлюсь как в тумане, вне пространства и покрываюсь испариной».

Затем он приступил к упражнению падения, которое показало интенсивность его борьбы. Он сказал: «Я чувствую себя так, будто отказался от чего-то, но не упал. Я собираюсь держаться вечно. Я не собираюсь падать».

Он сказал самому себе: «Джим, ты будешь держаться вечно».

Обращаясь ко мне, он заметил: «Если я упаду, то буду падать в бездонную яму. Вам знакомо это чувство падения, когда ваш живот подтягивается наверх и вы не можете дышать. Когда я был ребенком, у меня были фантазии полета. Я даже пытался летать, но падал. Мои родители пришли и нашлепали меня, потому что я испугал их. Я должен был суметь удержаться. Я находил эту идею очень сильной. Я очень злился на себя за то, что не удержался. Очень скоро я отказался от этого. Я трусливый отступившийся плачущий младенец. Моя мать давала мне почувствовать мой провал, если я не мог держаться и сделать это. Ее девиз был: "С трудностями мы справляемся сразу; невозможное занимает немного больше времени".

К этому времени Джим не был готов отказаться от борьбы. Его страх падения был слишком велик. И я и Джим вынуждены были признать это и продолжить работу с проблемой. Я дал ему турецкое полотенце, которое он скручивал обеими руками. Делая это, он замечал: «Это змея. Я должен держать ее, или она (а он знал, что это относится к его матери) доберется до меня».

Джим был сам себе психотерапевтом, поэтому я не должен был предлагать ему интерпретации его фантазий. Он знал, что его мать была соблазнительной и этот отказ означал дарение его сексуальных чувств ей. Если он сделал бы это, будучи ребенком, она должна была проглотить его, не буквально, а в смысле того, что он должен был быть охвачен любовью к ней и потерять всякое чувство независимости. Его защита выражалась в зажатии своей талии, чтобы тем самым прервать сексуальные ощущения. Это психопатическая защита, но у Джима не было выбора. Даже сейчас он не мог рисковать и сдать эту позицию. Нужно терпеливо относиться к пациенту, когда он прорабатывает эти очень глубоко структурированные конфликты.

На последующей сессии Джим вернулся к своему страху падения. Когда он вошел, он сказал мне: «Управляя машиной, я обнаружил, что прокалываю колесо. Я выразил словами это действие и получилось: "Я собираюсь убить себя".

Мы снова начали упражнение падения, и Джим сказал: «Когда вы предложили мне произнести "Я собираюсь упасть", у меня было такое чувство, что я собираюсь умереть. Я чувствовал, что это борьба между жизнью и смертью. Если бы я сдался, то меня бы убили. Если я убиваю их, то они собираются убить меня.

Способ, которым я действовал, был очень хитрый. Я не мог находиться в напряженной ситуации долгое время, но мог быть в подвешенном состоянии вечно. Когда все остальные успокаивались, я продолжал висеть, пока не выигрывал или не выполнял задание». Говоря это, он сжал кулаки: «Это длительное путешествие, я просто ставил одну ногу за другой, волочась.

Раздражение для моей матери было способом усердной работы со мной. Я делаю то же самое с собой и с остальными. Я нажимаю, давлю и борюсь. Я верю, что я лодырь. Я говорю себе: "Джим, если бы ты не был лодырем, тебе не нужно было бы работать так тяжело".










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 218.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...