Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Коммуникативная стратегия в современной социальной философии (социологии, соц. философия, коммуникатология).




Стратегии и технологии коммуникации.

(Коммуникативные стратегии и технологии)

7.09.2011

Преподаватель – Мухаев Рашид Тазитдинович.

Зачеты в форме блиц опроса!

Тема №1 – Коммуникативная стратегия: методология анализа.

Задание: анализ коммуникативных стратегий в передаче или журнале «…» (выбрать свое).

 

План:

I. Определение коммуникативных стратегий.

II. Интерпретация коммуникативной стратегии в науке.

III. Основные концепции.

 

Первый пункт.

Коммуникативное пространство– пространство взаимодействия, представляет собой набор стратегий, которыми люди пользуются при достижении той или иной цели.

Коммуникативная стратегия – это адекватная модель поведения, актуальная для конкретной ситуации. Данная модель может быть как успешной, так и провальной.

Стратегии можно разделить на:

· профессиональные (в профессиональной сфере/деятельности);

· стратегии повседневные (рассчитанные на решение тех или иных повседневных целей и задач);

· стратегии так же делятся по полу, образованию и т.д.

 

Содержательные аспекты коммуникативных стратегий.

Есть достаточно разное объяснение содержания данных стратегий. Первое правило – хорошая коммуникация, это источник энергии, залог выполнения и достижения целей. Для этого нужно представлять, что такое коммуникация.

 

Первая концепция – это концепция Пола Ватцлавика (у него имеется ряд работ) – 1921 год (австриец), специалист в философии и психиатрии, преподает в Стэндфордском Университете. Он анализировал западное общество, когда вербальная стратегия не совпадает.

Коммуникативные стратегии осуществляются по следующим правилам:

· не общаться нельзя (даже молчание содержательно);

· каждый коммуникативный процесс имеет содержание или 2 аспекта (аспект содержания и аспект отношения);

· коммуникативная стратегия может быть комплементарной (когда субъекты партнеры или равноправны) или не комплементарной (ассиметричной, когда люди занимают разные позиции в обществе).

Процесс коммуникации содержит в себе уровень содержания (информация) – коммуникация.

    Уровень отношения – те отношения, которые выстраиваются между отправителем и получателем.

    Основания для коммуникации: она может возникать без причин, чтобы взаимодействовать с людьми не обязательно должна быть причина. Начало коммуникации всегда субъективно, второй стороне может быть не совсем понятно зачем, почему и когда. Возникает вопрос – какая может быть реакция у получателя.

    Симметричная коммуникация – это отношения, построенные на равноправии. Это стремление к равноправному отношению, не использованию друг друга.

    Комплементарная коммуникация – это дополнение друг друга, существует взаимодополнение и создается ощущение, что человек не может без другого.

    Ассиметричная коммуникация – это коммуникация людей с разным уровнем и положением в обществе.

    Он выступал за первые две коммуникации и стремился больше к симметричной коммуникации.

 

Вторая концепция – Фридман Шульц Фон Тун (немец), профессор психологии Гамбургского Университета. У него есть работа, которая вышла в 1998 году – «Говорить друг с другом».

Коммуникативные модели (элементы) – модель с 4мя ушами.

    В своей работе он выделяет несколько элементов (которые определяют контент коммуникации):

· Любая коммуникация имеет предметное содержание;

· Любая коммуникация имеет аспект отношений;

· Аспект самовыражения (проявление себя в разговоре);

· Аспект обращения (когда человек обращается к кому-то, он желает на кого-то или на что-то повлиять).

 

    Предметное содержание – главное в предметном содержании это степень понятности. Речь идет о том, что человек должен иметь в виду 4 особенности высказывания:

· простота, информация должна быть изложена конкретно, предметно и интересно;

· план, связующая нить изложения не должна прерываться, один факт за другим;

· краткость и выразительность, речь идет о том, что нужно сообщить нужную мысль коротко и выразительно;

· стимулирование, текст должен быть читабельным и увлекательным.

 

Самовыражение – в каждом предложении человек выражает информацию о себе.

Отношения – отношение к информации, которую он получает, может быть различным, возникает вопрос лишь о том, будет ли человек это демонстрировать.

Обращение – мы сообщаем что-то не просто так, а с намерением повлиять, подтолкнуть, мотивировать к чему-либо.

 

    Тип стратегии: согласованная (не противоречат, слушают, взирают и т.д.) и не согласованная.

· несогласованности по контенту (содержание противоречит ситуации – оксюморон);

· определенное несогласование, которое формируется с помощью мимики и жестов;

· выражающееся в интонации несогласование.

 

Все эти факторы составляют собой теорию внутреннего хауса. Он в основном возникает из-за того что потребности возникают на подсознательном уровне. Сообщение возникает на подсознательном уровне, а то, что мы говорим – осознанное.

 

 

Третья концепция – Джо Луфт и Гарри Ингам (американцы), они сопоставляют 2 явления: внешний образ человека и его внутренние представления о собственном «Я», взаимодействие между внутренним и внешним «Я». Воспринимание себя глазами других людей – внешнее «Я». Они создали модель, которая называется «Джогари-Окна».

1 3
2 4

 

Первый квадрат – обозначает открытые стороны личности – человек сам открывает свои черты людям.

Второй квадрат – скрытые черты/стороны, эти стороны известны самому человеку, но окружающим они не известны.

Третий квадрат – слепые, они содержат такие личности поведения, которые он сам не осознает, но их замечают другие.

Четвертый квадрат – неизвестные, никому недоступные.

Все стратегии коммуникации строятся в комбинацию, это может быть стратегии, когда 2 человека общаются относительно той области, в которой они профессионалы.

 

Четвертая концепция – Эрик Берн (канадец), модель «Транс-активного анализа». Смысл данного анализа – это метод, который способен помочь людям сделать общение более эффективным, это развитие личного потенциала.

Берн выделяет 3 сущности человека:

· «я ребенок»– спонтанное и импульсивное желание и поведение, на поведение человека влияет его опыт (свойственна фраза: я хочу, прикольно, классно и т.д.);

· «я взрослый» – модель реагирует на внешний мир, чувства и поведения, в соответствии с конкретной ситуацией, в нем развита самокритика, автономия (я думаю, я полагаю, на мой взгляд, я считаю и т.д.);

· «я родитель» – сформирован на основе норм и стандартов, получаемых от родителей, старших, поучение (если бы я был на твоем месте и т.д.).

Берн считает, что вся наша жизнь это сценарий, который мы пишем сами для себя.

 

Пятая концепция – Нэд Герман, в основном у него модель коммуникации обучающаяся, коммуникационные модели формируются в процессе обучения. В основе этих моделей лежит развитие стиля мышления. Парирует либо образным, либо эмоциональным мышлением.

 

Коммуникативная стратегия в современной социальной философии (социологии, соц. философия, коммуникатология).

Коммуникация в социологии представляет собой процесс передачи информации. Текст как знаковая информация нуждается в редактировании, интерпретации, смыслах. Информация – представляет из себя дискрус.

Дискурс – это рассуждение, довод, аргумент, второе значение – это смыслы, интерпретирующие ту или иную реальность.

 

Юрген Хабермас – работа «Коммуникативное действие», основана на дискурсивной этике (немец).

Реальность свободного производства информации, передачи и восприятия. В объяснении коммуникативной стратегии в Западной науке существуют разные направления и подходы. Эти направления исходят из определенного понимания коммуникации и соответственно коммуникативной стратегии.

 

Мишель Фюппо – (француз) исследователь, у него большое количество работ, его трудно читать. Его теория коммуникации – генеалогическая теория коммуникации.

Генеалогия – наука о происхождении чего-либо.

Как формируются новые знанию, новые дискурсы.

Его первый тезис – самым ценным в современном обществе является информация, которая лежит в основе коммуникации, она дает нам возможность господствовать, властвовать, управлять общественным мнением.

Он создавал свои теории на основе опыта. Смысл его концепции состоял в том, что те, кто контролировал получение знания – властвовал над другими. Новые знания формируются через отрицание стереотипов, стоящих на пути этого знания. Все стратегии строятся на объеме знаний, которыми обладает человек.

Задача: предложить дискурс (идея, которая должна завораживать) для какой-нибудь целевой группы или субкультуры.)

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 171.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...