Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 15 страница
БАРС - аналитический и креативный орган, который: - анализирует ход реализации Стратегии; - анализирует работу министерств, формирует для них стратегическое цели; - формирует стратегическое цели для государственных программ; - сопровождает кластерную активацию; - проводит поиск новых направлений и проектов для развития республики; - представляет доклады для заседаний Кабинета Министров Республики Татарстан, посвященных реализации Стратегии. БАРС будет поддерживать активность проектных площадок проекта "Татарстан-2030", что обеспечит приток инициатив и в ряде случаев позволит на базе проектных площадок создать координирующие структуры для продвижения отдельных межмуниципальных и межотраслевых проектов. Направления, которые анализирует и контролирует БАРС, соответствуют модели "Татарстан 7+6+3" (рис. 4.1), что может найти отражение в организационной структуре БАРС: - блок кластерного развития, анализирующий и координирующий процессы кластерной активации в пяти базовых экономических комплексах; - блок территориального развития, анализирующий и координирующий пространственное развитие республики в целом и в разрезе трех экономических зон и агломераций; - совокупность подразделений, анализирующих и координирующих институциональное, инновационное и инвестиционное развитие, а также продвижение республики и продукции ее предприятий.
Рис. 4.1. Направления, контролируемые системой стратегического управления развитием Республики Татарстан
Кроме этого, предполагаются ревизия, укрепление и, возможно, реорганизация и достройка системы институтов развития Республики Татарстан на следующих принципах: - институт развития создается для стимулирования одного из ключевых направлений экономики и (или) социальной сферы Республики Татарстан; - институт развития использует проектный подход, привлекая к реализации проектов качественных партнеров и экспертов, то есть работает на результат, который определяется для каждого проекта и для института в целом как набор ключевых показателей эффективности, утверждаемых и ежегодно актуализируемых в пятилетних планах деятельности, разрабатываемых на основе настоящей Стратегии; - институт развития может создаваться как при участии только Республики Татарстан, так и в рамках государственно-частного партнерства с привлечением частного партнера, обладающего должными компетенциями, готового взять на себя обязательства и риски на основе долгосрочного контракта; - институтом развития может стать уже действующая организация в результате ее реорганизации; - институты развития финансируются за счет ежегодных фиксированных траншей из бюджета (на основании заключенных государственных контрактов) и вознаграждений за достижение результатов (реализация поставленных задач, запуск инвестиционных проектов, достижение ключевых показателей эффективности); в течение двух-трех лет после создания института развития основным источником финансирования должны стать комиссионные вознаграждения от привлекаемых инвестиций; - институты развития являются "центрами компетенций", накапливая лучшую практику достижения результатов с целью ее тиражирования в рамках приоритетных мероприятий и проектов; - институт развития формируется с привлечением лучших специалистов и отраслевых экспертов; сотрудники института развития не являются государственными служащими, что позволяет устанавливать конкурентоспособное вознаграждение, напрямую связанное с результатами деятельности. Система институтов развития должна обеспечивать реализацию флагманских проектов, базовых экономических комплексов и ключевых приоритетных направлений Стратегии. Например, институт развития нефтегазохимического комплекса создается путем реорганизации ОАО "Татнефтехиминвест-холдинг", институт развития агропромышленного комплекса создается как структурное подразделение Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, институт развития машиностроительного комплекса создается Министерством промышленности и торговли Республики Татарстан.
4.2. Инструменты реализации, мониторинг
В Татарстане накоплен уникальный многолетний опыт индикативного планирования и программного управления (налажен эффективный мониторинг выполнения Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011 - 2015 годы, контроль выполнения государственных заданий на управление и т.п.), а также опыт управления реализацией крупных и сложных проектов (Универсиада 2013 года). Это создает надежную основу для управления реализацией Стратегии. Федеральный закон от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и Закон Республики Татарстан от 16 марта 2015 года N 12-ЗРТ "О стратегическом планировании в Республике Татарстан" определили основные инструменты реализации - документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках планирования и программирования. К ним относятся: 1) План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан (далее также - План мероприятий); 2) государственные программы Республики Татарстан; 3) Схема территориального планирования Республики Татарстан. Основные направления действий по реализации Стратегии и флагманские проекты будут детализированы в Плане мероприятий с указанием ответственных исполнителей и ожидаемых результатов реализации. В свою очередь, на основе Плана мероприятий будут внесены изменения в существующие государственные программы, а также, при необходимости, разработаны новые государственные программы Республики Татарстан, в которых будут определены конкретные мероприятия с указанием объемов и источников финансирования. Таким образом, основная работа по обеспечению выполнения положений настоящей Стратегии будет связана с контролем реализации Плана мероприятий и государственных программ. При этом должны быть обеспечены взаимосвязь и регулярные скоординированные обновления Стратегии, Плана мероприятий и государственных программ (рис. 4.2).
Рис. 4.2. Схема синхронизации обновления Стратегии и Плана мероприятий
Процедуры актуализации, корректировки и обновления (при необходимости) - регулярные процессы: один раз в год проводится актуализация, один раз в три года - корректировка и один раз в шесть лет - обновление набора стратегических документов. Процедуры предполагают анализ факторов, действие которых привело к расхождению с планируемыми показателями, а также согласование и утверждение скорректированных текстов и лимитов с органами исполнительной власти Республики Татарстан. Ежегодная актуализация увязана с посланием Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан. В послание будут включаться анализ выполнения Стратегии за прошедший год и приоритеты в реализации Стратегии на следующий год. Приоритеты устанавливаются на среднесрочную перспективу с распределением по годам и отражаются в распределении финансовых средств и иных ресурсов государственных органов власти, направляемых на достижение целей Стратегии. Приоритеты должны учитывать выполнение долгосрочных государственных программ, мероприятий и проектов, в том числе федерального уровня. На основе приоритетов, закрепленных в послании, готовятся необходимые дополнения в Стратегию, которые размещаются в сети информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для публичного обсуждения. Механизм мониторинга реализации Стратегии предполагает совершенствование системы региональной статистики через создание единой информационной базы показателей социально-экономического развития. Это позволит оперативно получать достоверную информацию, характеризующую выполнение Плана мероприятий и оценивающую ее эффективность. Основным видом оперативной отчетности по реализации отдельных мероприятий Стратегии являются отчеты отраслевых органов исполнительной власти Республики Татарстан. Руководители отраслевых органов исполнительной власти Республики Татарстан ежегодно отчитываются о результатах и основных направлениях деятельности по реализации Стратегии. Одним из важных инструментов обеспечения реализации также является продвижение самой Стратегии в различных целевых группах и формирование на основе Стратегии системы брендирования и продвижения брендов как республики в целом, так и отдельных территорий и флагманских проектов Стратегии. Для успеха реализации Стратегии важно активизировать муниципальный уровень управления и рационально организовать разработку и (или) обновление документов стратегического планирования муниципальных образований, которые намечены на 2016 год.
4.3. Перечень государственных программ
В соответствии со Стратегией уточнен набор государственных программ Республики Татарстан, реализуемых в целях реализации Стратегии (табл. 4.1). Все действующие государственные программы реализуются до 2020 года (включительно). При необходимости в них будут внесены корректировки в соответствии с целями и задачами Стратегии. Также предполагается разработка ряда новых государственных программ в целях реализации задач по развитию отраслевых комплексов.
Таблица 4.1. Перечень действующих и намеченных к разработке и принятию государственных программ Республики Татарстан
-------------------------------- <1> После 2020 года аналогичная программа войдет в качестве подпрограммы в Государственную программу "Развитие транспортно-логистического комплекса Республики Татарстан". <1> После 2020 года аналогичная программа войдет в качестве подпрограммы в Государственную программу "Развитие образования и науки в Республике Татарстан". <1> После 2020 года аналогичная программа войдет в качестве подпрограммы в Государственную программу "Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан". <2> После 2020 года аналогичная программа войдет в качестве подпрограммы в Государственную программу "Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан".
Приложение 1 к Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года
СТРУКТУРА ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Структурирование экономики в формате вертикально-интегрированной системы "базовые экономические комплексы - экономические комплексы - отрасли" производится на основании исходных данных в разрезе ОКВЭД, а также дополнительной аналитики. Такая структура создаст возможность выстроить новый каркас системы управления развитием Республики Татарстан. Диагностика, постановка целей, определение направлений действий проводятся и описываются в Стратегии в разрезе экономических комплексов. Структура экономики в разрезе экономических комплексов имеет некоторые отличия от структуры экономики в разрезе ОКВЭД по причине того, что в зависимости от отраслевой принадлежности структурные элементы первого, второго и третьего порядков в ряде комплексов были перегруппированы.
Таблица. Структура экономических комплексов в привязке к ОКВЭД
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 164. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |