Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Отношение родителей к абилитации




Дошкольников с ДЦП

Этапы развития отношения родителей к абилитации ребенка с ДЦП.

Сотрудничество с родителями — это очень непростой процесс, от успешности которого во многом зависит эффективность всей абилитации. Практика показывает, что большинство родителей первоначально не готовы к адекватному взаимодействию и взаимопониманию в силу того, что их взгляд на собственного ребенка и его перспективы не совпадает с оценками врачей и педагогов.

К сожалению, на практике зачастую и педагоги не готовы к сотрудничеству, т.к., хотя они и понимают проблемы ребенка, но не понимают состояния родителей.

Как правило, родители детей с ДЦП в той или иной степени и в разные временные периоды проходят несколько этапов на пути к сотрудничеству со специалистами. Это — неприятие факта рождения больного ребенка, поиск причин и виновников, стремление вылечить ребенка, признание необходимости специального образования и принятие ребенка таким, какой он есть. Лишь на последнем этапе становится возможным адекватный подход к абилитации ребенка.

Восприятие родителями факта рождения больного ребенка.

Рождение больного ребенка всегда оказывается неожиданностью для родителей. Неприятное известие настолько ошеломляет, что первоначально и родители, и ближайшие родственники отказываются верить в случившееся. С одной стороны, это связано с тем, что большинство людей имеют небольшой и обычно индивидуальный опыт общения с грудными детьми. Младенцы с церебральным параличом кажутся им вполне здоровыми, т. к. у них нет внешних пороков развития, а увидеть отклонения в поведении новорожденного под силу только специалисту. С другой стороны, в обществе неправомерно распространено мнение о том, что дети с отклонениями в развитии рождаются либо у людей с асоциальным поведением, либо у людей с аналогичными врожденными заболеваниями. В действительности, уже в середине XX века было известно, что более половины детей с церебральным параличом — это первенцы молодых здоровых родителей.

Стремление считать своего ребенка успешным во всех отношениях — это нормальная родительская реакция, однако, здравомыслящий человек вынужден все-таки поверить врачу и не отказываться от лечения ребенка. Иногда родителям приходится испытывать значительное давление со стороны бабушек и дедушек, настаивающих на том, чтобы маленького ребенка не «пичкали» лекарствами. Так как в большинстве случаев полностью вылечить ДЦП невозможно, противники лекарств утверждают, что их применение бесполезно и даже вредно. Однако они не представляют, каковы последствия развития ребенка с таким заболеванием без ранней терапии. На самом деле, отказ от лечения ребенка является проявлением позиции неприятия больного ребенка. Родители отторгают реального ребенка с его диагнозом.

Позиция неприятия может быть выражена и более жестко, когда родители принимают свершившийся факт и при этом отказываются от ребенка. К сожалению, в нашем обществе с укоренившимся советским менталитетом распространена мысль о том, что больному ребенку лучше жить в закрытом специальном учреждении, где врачи о нем позаботятся, нежели в семье, где он будет для всех обузой.

Родители, а это, как правило, люди молодого возраста, нуждаются в существенной психологической поддержке на этом этапе. Прежде всего необходимо помочь родителям найти поддержку среди своих близких родственников и убедить их в необходимости семейного воспитания ребенка, в том, что любой ребенок — живое существо — принесет радость любящим его родителям. Нужно разъяснить необходимость раннего лечения ребенка и обязательно — доверия специалистам. Важно познакомить родителей с тем, что бывают разные степени заболевания и различный прогноз, чаще — благоприятный.

Стремление родителей узнать причину рождения ребенка с ДЦП.

И родители, и окружающие их люди часто не осознают абсурдность этой идеи — выяснение причин и виновников данной трагедии. Ведь ребенок уже родился! Выяснение причины не может изменить этого факта. Но оно может изменить, и не в лучшую сторону, отношения в семье ребенка. Ребенок с ДЦП значительно больше нуждается в полной гармоничной семье, нежели в достоверном знании причины своего заболевания.

Сведения о причинах необходимы для врачей и, конечно, для науки. Эти сведения ничего не дают родителям, да и специальным педагогам, т. к. стратегия педагогической абилитации ребенка с ДЦП не зависит от этиологии.

Но некоторые родители задерживаются на этой стадии, причем поиск причин может приобретать буквально навязчивый характер. Это показатель того, что взрослые по-прежнему не принимают своего больного ребенка, пытаясь вернуться в прошлое и изменить сценарий его рождения.

Необходимо убедить родителей отказаться от поиска виновников случившегося. Мы не будем далеки от истины, если признаем, что в настоящее время врачи не могут с точностью утверждать, какой именно фактор оказался роковым для ребенка. Одни и те же вредоносные факторы могут вызвать ДЦП, а могут и не оказать существенного влияния на развитие ребенка. Нужно принять своего ребенка с этим заболеванием так же, как с его цветом глаз и формой носа.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 276.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...