Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Степень выраженности двигательных расстройств и сформированности двигательных умений у дошкольников с ДЦП.




Дети с одинаковыми клиническими формами ДЦП могут иметь существенные различия в степени выраженности двигательных расстройств. Учет этого обстоятельства имеет существенное значение не только в выборе методов абилитации, но и в определении ее стратегии.

При слабо выраженных расстройствах предпринимаются попытки коррекции, т.е. исправления отклонений в развитии. Когда двигательные расстройства выражены значительно, требуется стратегия компенсаций, чтобы обеспечить максимальное развитие сохранных и доступных для коррекции звеньев психики ребенка.

 К. А. Семенова выделяет 6 уровней развития моторики.

1.Отсутствие врожденных двигательных рефлексов или их глубокая задержка при наличии или патологической активности тонических рефлексов. Рефлексы позы (поднимание головы) и произвольная моторика не сформированы.

2.Наличие некоторых основных врожденных двигательных рефлексов. Тонические рефлексы ребенок начинает преодолевать. С поддержкой или без нее ребенок начинает сидеть и сохраняет приданную ему позу сидя.

3.Наблюдаются остаточные тонические рефлексы. Появляется ручная умелость. Ребенок удерживает приданную ему позу сидя и стоя. Шаговые движения неправильные. В суставах нижних конечностей — тугоподвижность.

4.Ребенок ходит с поддержкой или самостоятельно при патологической установке нижних конечностей. Наблюдаются контрактуры и деформации. Ручная умелость неполноценна.

5.Ребенок ходит самостоятельно или с палочкой при умеренно выраженных контрактурах или без таковых. Может рисовать и писать без патологических установок в руках, но движения неловки, замедлены.

6.Ребенок ходит самостоятельно без поддержки. Походка нормальная. Произвольные движения рук соответствуют возрасту.

Для педагогов не столько важно определить, к какому из перечисленных уровней относится ребенок, сколько максимально разносторонне оценить его двигательные возможности. В связи с этим нужно обратить внимание на следующие параметры моторного развития дошкольника:

1.Общая моторика.

1.1.Способность удерживать голову.

1.2.Способность сидеть — с поддержкой или без поддержки.

1.3.    Способность стоять — с поддержкой, у опоры, самостоятельно.

1.4.Способность ходить — с поддержкой, с приспособлениями, самостоятельно.

1.5.Способность прыгать.

1.6.Способность бегать.

2.Ручная умелость, использование обеих рук.

2.1.Способность удержания предметов — ладонью, пальцами.

2.2.Сформированность навыков самообслуживания:

—еда с помощью ложки;

—питье из чашки;

—умывание;

—причесывание;

—раздевание;

—одевание;

—разувание;

—обувание;

—застегивание липучек, молний, крючков, кнопок, пуговиц;

 2.3. Способность к выполнению творческих манипуляций:

—конструирование;

—рисование;

—лепка;

Сопутствующие симптомы и синдромы.

Необходимо знать, что большинство детей с ДЦП имеют сопутствующие симптомы и. синдромы. Наиболее часто встречаются:

Вегетативно-обменные расстройства. Дети легко краснеют или бледнеют. Может наблюдаться повышенная потливость или чрезмерная сухость кожи. Нарушения терморегуляции проявляются в том, что ребенок часто зябнет или перегревается. В связи с этим нужно внимательно относиться к состоянию ребенка и не принимать его жалобы за капризы.   

Судорожный эпилептический синдром. Персоналу, работающему с детьми с ДЦП, необходимо иметь сведения о наличии у них судорожной готовности и действиях, которые необходимо предпринять при возникновении судорог: повернуть ребенка на бок, аккуратно перенести в постель, вызвать «скорую помощь».

В профилактических целях необходимо соблюдать охранительный режим: не применять силовых методов воздействия на ребенка: активного массажа, гимнастики, а также не перевозбуждать эмоциональную сферу ребенка.

Нужно учесть данный синдром и при организации внешней среды ребенка, чтобы неожиданное падение не сопровождалось травмами.

Энурез. Педагог тактично должен помочь ребенку справиться с этой проблемой.

Хронические пневмонии, обусловленные неправильным строением грудной клетки. Необходимо предпринимать меры для развития дыхательной системы ребенка. Массаж и лечебная физкультура способствуют профилактике застойных явлений в легких.

Таким образом, при организации и проведении педагогической работы необходимо учитывать не только форму ДЦП и степень тяжести двигательных расстройств, но и другие психофизические нарушения, часто сопровождающие этот недуг.

 Подведем итоги:

1.ДЦП не является прогрессирующим заболеванием, но на ранних этапах развития клиническая картина меняется в силу влияния рефлекторной патологии на формирующуюся двигательную и психическую сферы ребенка.

2.Диагноз ДЦП объединяет пять клинических форм этого заболевания. Кроме того, могут наблюдаться и смешанные формы. Дети с разными формами имеют не только разную неврологическую симптоматику, но и разные психологические особенности.

3.Любая клиническая форма ДЦП может быть выражена в разной степени. Исключение составляет двойная гемиплегия, при которой всегда наблюдаются тяжелые расстройства.

4.Клиническая картина ДЦП будет неполной без учета сопутствующих симптомов и синдромов.

 

 

 

Глава 3

Психологическая характеристика

Дошкольников с ДЦП










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 165.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...