Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВОЙНЫ С ПЕРСИЕЙ И ВАВИЛОНОМ




Гнатюк Ю.В., Гнатюк B.C. - Сказания о стародавних временах русских

 

 

www.e-puzzle.ru

ББК 83.3(0)3я2 С42

Художник М.А. Пресняков

Сказания о стародавних временах русских / Подготовка текста, перевод и комментарии Ю.В. Гнатюк, B.C. Гнатюк. - М.: Белые альвы, 2003. - 144 с., илл.

ISBN 5-7619-0169-2

 

Настоящие «Сказания» тесно связаны с известной «Велесовой книгой» и являются собранием устных народных преданий, повествующих о тех же временах, которые отображены в «Велесовой книге», а порой и более древних событиях, имевших место в праславянской истории.

Книга представляет собой широчайшую панораму событий, времён и народов, сменявших друг друга на протяжении сотен и тысяч лет на просторах Южной Руси - от Волги до Дуная начиная с царствования Ойра- зов (V-III тысячелетие до нашей эры) и вплоть до образования Киевской Руси-на-Днепре (IV в. н.э.). Предназначена для читателей, интересующихся древнеславянской историей и культурой.

 

ISBN 5-7619-0169-2                                                                                                                                                                                                                                                  © Гнатюк Ю. В., Гнатюк В. С., подготовка текстов.

перевод и комментарии. 2003.

© Пресняков М.Л., иллюстрации, обложка. 2003.

© «Белые альвы», 2003.

Cодержание


ВСТУПЛЕНИЕ 3

СКАЗАНИЕ ПРО ЛИХО СТЕПНОЕ И КИШКУ-ЦАРЯ 46

Глава первая СКАЗАНИЕ ПРО ЦАРЯ ДИДА-МАХА 47

СКАЗАНИЯ О ЗЕМЛЕ ОЙРАЗСКОЙ 8

CКАЗАНИЕ ПРО ЦАРЯ ЗАМАХА 50

СКАЗАНИЯ О ЗЕМЛЕ ОЙРАЗСКОЙ 13

СКАЗАНИЕ ПРО ЦАРЯ-ПАХАРЯ 51

СКАЗАНИЕ ПРО ЦАРЯ СВАРОГА 16

Глава четвертая

Глава вторая ПРИХОД КИММЕРИЙЦЕВ 53

ВОЙНЫ С ПЕРСИЕЙ И ВАВИЛОНОМ 17

СКАЗАНИЕ ПРО ЦАРЯ ОСТАВРА 56

СКАЗАНИЕ ПРО ВОЙНУ С ВАЙЛАМИ 20

Глава пятая

СКАЗАНИЕ ПРО ЦАРИЦУ СИРОМАХОВУ 22

О КЕЛЬТАХ, КОСТОБОКИХ И НЕКОТОРЫХ

НАШЕСТВИЕ ОЙРАНСКОГО ЦАРЯ КИРЯКИ 24

ДРУГИХ НАРОДАХ 59

СКАЗАНИЕ ПРО ЦАРЯ КНЫША 26

КЕЛЬЧА И РУСЬ СТЕПНАЯ 62

Глава третья

СКАЗАНИЕ ПРО КЕЛЬНУ В СТЕПЯХ 64

СКАЗАНИЯ О СТАРОДАВНИХ

СКАЗАНИЕ ПРО ЛЫБЕДИЮ РУССКУЮ 66

ВРЕМЕНАХ РУССКИХ 28

СКАЗАНИЕ ПРО ЦАРЯ РУГАТУ 67

СКАЗАНИЕ ПРО РОДНЮ ВОЛЫНСКУЮ 31

СКАЗАНИЕ ПРО КАРПАТ-ГОРУ И КОЩОБУ 68

СКАЗАНИЕ ПРО МАКОДУНА-ЦАРЯ 32

СКАЗАНИЕ ПРО ГОРЕЯ И ГОРОХА 69

СКАЗАНИЕ ПРО ЦАРЯ УСИЛУ ДОБРОГО 34

Глава шестая

СКАЗАНИЕ ПРО РАЙ-ИРИЙ 37

ОТНОШЕНИЯ С ГРЕКАМИ 70

СКАЗАНИЕ ПРО ОГЫЛУ ЧУДНОГО И ЕГО СЫНОВЕЙ 39

СКАЗАНИЕ ПРО ХАТА-РУСУ И ЦАРЯ КОНЯВУ 72

СКАЗАНИЕ ПРО СОРЛВУ И РУСАВУ 42

СКАЗАНИЕ ПРО РУСОВ И ХИТРЫХ ГРЕКОВ 75

СКАЗАНИЕ ПРО ДРЕВНЮЮ РУСИНУ 43

ЦАРЬ-ПРАСТАРЬ. СКАЗАНИЕ 76

СКАЗАНИЕ ПРО ДЕДОВЩИНУ И БАБОВЩИНУ 44

СКАЗАНИЕ ПРО ГАБАЙ-КНЯЗЯ ОЛАНСКОГО 78

СКАЗАНИЕ ПРО ГРЕКА МУТРЮ-ЦАРЯ 80

СКАЗАНИЕ ПРО ЗЛАТОВЕНЬ-ЦАРЯ 81

Глава седьмая

ВОЙНЫ С РИМОМ 82

СКАЗАНИЕ ПРО СИЛЬНОГО ЦАРЯ 85

СКАЗАНИЕ ПРО ХАЛАБУДУ-КНЯЗЯ 87

СКАЗАНИЕ ПРО БРАТСКИЙ

ПИР КІІЯЗЕЙ СТЕПНЫХ 90

СКАЗАНИЕ ПРО ЦАРЯ ПРЕБОРА 92

СКАЗАНИЕ ПРО ЦАРЯ БОГУ СЛАВА 93

СКАЗАНИЕ ПРО БЕДУ СТЕПНУЮ 95

СКАЗАНИЕ ПРО ЦАРЯ НЕОБОРА 96

Глава восьмая

О ЯРУСЛАНАХ 97

СКАЗАНИЕ ПРО ЦАРЯ ЗАМАШИЧА 98

СКАЗАНИЕ ПРО ВОЙНУ ЦАРЯ ПОДОПРИГОРЫ

С ЦАРЁМ ПОКОТИГОРОЙ 100

СКАЗАНИЕ ПРО БУРБЯН-ЦАРЯ И ЯРУСЛАНОВ 102

СКАЗАНИЕ ПРО АДАІ У-ЦАРЯ 103

СКАЗАНИЕ ПРО ЦАРЯ ЯРУСЛАНА ЗОРЕСЛАВОВИЧА 104

Глава девятая

ВОЙНЫ С ГОТАМИ, ГУННАМИ,

УГРАМИ, ОБРАМИ 106

СКАЗАНИЕ ПРО ДИВО СТЕПНОЕ

СКАЗАНИЕ ПРО РУСОВ И УГРОВ

СКАЗАНИЕ ПРО БУЙ-ТУР-РУСОВ И УГОЛИЧЕЙ

СКАЗАНИЕ ПРО РОД-КНЯЗЯ. РОДИЧ-ГРАД И РОДА-РОЖАНИЧА

СКАЗАНИЕ ПРО ЦАРЯ ЛИХОСЛАВА

СКАЗАНИЕ ПРО КАЛЮЖУ-ЦАРЯ

СКАЗАНИЕ ПРО ГУНЯК ОТИЛОВЫХ

СКАЗАНИЕ ПРО БЕДУ-БЕДУЧУЮ

СКАЗАИИЕ ПРО БАБУ СТЕПНУЮ

Глава десятая

СТАНОВЛЕНИЕ КИЕВСКОЙ РУСИ

СКАЗАНИЕ ПРО КОНДЫРЯ-ДЕДА

И ВОЛЫНСКОГО КНЯЗЯ

СКАЗАНИЕ ПРО ТРЁХ БРАТЬЕВ -

КИЯ. ЩЕКА. ХОРИВА И СЕСТРУ ИХ ЛЫБИДЬ

КНЯЗЬ КИЙ И ЦАРИ-ЯРУСЛАНЫ

СКАЗАНИЕ ПРО КИЯ И КАК ОН

ГРАНИЦЫ РУСИ СТАВИЛ

СКАЗАНИЕ ПРО КНЯЖГОРОД РУССКИЙ

СКАЗАНИЕ ПРО ЗЕМЛЮ РУССКУЮ-ПОЛЯНСКУЮ

КАК КИЕВСКАЯ РУСЬ СОТВОРЯЛАСЬ

СКАЗАНИЕ ПРО БЕДЫ КИЕВА-1 РАДА

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА


 



Вступление

Ученым, языковедам и просто читателям, стремящимся постигнуть корпи праславянства, уже хорошо известна «Велесова книга» -уникальный историко-литературный памятник IX века, текст которого дошёл до нас в виде копий, сделанных русским эмигрантом Ю.П. Миролюбовым с деревянных дошечек. Оригиналы этих дощечек вывез в 1920 году с территории Украины в Бельгию белогвардейский офицер, художник, Фёдор Артурович Изенбек.

Изучая литературное наследие Ю. Миролюбова, мы (Валентин и Юлия Гнатюк) обратили внимание на так называемые «Сказы Захарихи». Они были написаны языком, напоминавшим язык «Велесовой книги» (ВК), но в гораздо более упрощённом виде. Возможно, Ю.П. Миролюбов при переводе делал текст понятным для читателя, а может, сами «Сказы» были написаны проще чем «Велесова книга» и представляли собой собрание устных народных преданий. Ведь известно же от некоторых исследователей (акад. Ю. Бегунов), что спасённые Изенбеком «дощьки» были двух видов: одна их часть скреплялась кольцами в виде книги - по широкой стороне, а другая - в виде альбома - по узкой. Далее, на одной из дощечек ВК есть интересная пометка: «писано се рукою» (дощ. 38-А). Как предполагает украинский переводчик и исследователь «Велесовой книги» Борис Яценко, эго говорит о том, что какая-то часть текстов была записана «рукою» в ІХ-Х вв., а в ХУІ-ХУІІ вв. вновь переписана неизвестным легописцем (летописцами) на деревянные дощечки. Вторая часть, по мнению Б. Яценко. была написана летописцем «по памяти», т.е. с чьих-то слов. Однако к тому времени Б. Яценко ещё ничего не было известно о «Сказах», а именно они, на наш взгляд, и являются той частью изустных преданий, которые пели и рассказывали людям кобзари, гусельщики-велесовичи, домрачеи и лирники. В «Сказании про Адагу-царя» находим подтверждение этому:

«Только мы, старые спиваки,

ещё помним и рассказываем

про стародавнюю Русь,

да про житьё-бытьё паших Пращуров».

Видимо, со слов таких «Спиваков» и были записаны настоящие «Сказания». Их тексты описывают события, которые кое в чём совпадают с ВК, но, преимущественно, относятся ко временам ещё более древним!

То есть «Сказания» по временному принципу должны стоять перед «Велесовой книгой»!

Издатель шведского журнала «Fakts» Владимир Штепа, опубликовавший некоторые из «Сказаний», также отмечал: «Сказы Захарихи» охватывают огромный промежуток времени, около 7000 лет, а в последней части пересекаются с «Влес-книгой», когда речь заходит уже о Киевской Руси. Тем самым они взаимно подтверждают друг друга. Кроме того, у них схожий язык и дух повествования» (Fakts. — №VI. - 1992).

Возникает вопрос: что это, вторая, вернее, первая часть «Велесовой книги»?!

Поводом для такого предположения является ещё и то, что в своей книге «Образование Киевской Руси и её государственности (времена до князя Кия и после него; т. 13, 1988) «на с.37 Ю. Миролюбов пишет: «Приведём ещё отрывок из «Дощек Изеи- бека», оставшийся неопубликованным...» Далее следует текст, начало которого действительно имеется на «дощечках» или. как позднее назвал их Сергей Лесной-Парамонов, «Велесовой книге», а вторая часть представляет собой отрывки из каких-то иных источников, в том числе и «Сказов Захарихи» (например, упоминание о князе Вуславе, о котором ничего не говорится в ВК). Однако

Ю. Миролюбов весь этот текст называет «Дощечками Изен- бека». Не говорит ли это о том, что «Сказания» также были написаны на дощечках и находились среди архивов, бывших у художника Изенбека? Во всяком случае, Ю.Миролюбов утверждал, что у Изенбека были не только дощечки, а и «небольшая, но ценная библиотека».

О том, что «Сказания» были переписаны с какого-то письменного источника, свидетельствуют факты непонимания Ю. Миролюбовым некоторых слов и понятий, так как он не вполне владел украинским языком, на котором (плюс ещё чешский и польский) базируются и «Сказания», и «Велесова книга». Так, «обрыдный» он переводит как «обидный» («обрыдно смиялысь» - «обидно смеялись»), тогда как в украинском языке «обрыдный» обозначает «противный», «мерзкий». Против некоторых слов в тексте ставит знак вопроса: «овражка» (хомяк?), то есть значение слова ему непонятно.

Ещё в одном месте читаем: «Когда ещё Русы одразу на земле жили», но из логики текста видно, что нужно читать не «одразу», а «Ойразы», «когда ещё Русы-Ойразы на земле жили», так как далее речь идёт именно об ойразах (см. «Сказание о земле Ойразской»).

В «Сказании про царя Богуслава» встречаем выражение «мы недесные волохи», что следует читать, как «мы не дийсные волохи», то есть «не настоящие» (в укр. языке «дійсний» - «действительный», «настоящий»).

В «Сказании про Хата-Русу и царя Коняву» выражение «станы скутни на торичь подаваты» опять же следует читать с исправлением: «станы скутни на тойбіч подаваты» (переправлять стада скота на другую сторону).

Сами «Сказания» повсеместно грешат остатками «сплошняка», а ведь именно «сплошняком», то есть цельным, не разделённым на отдельные слова текстом были написаны «Дощечки Изенбека». Как и в «Велесовой книге», в «Сказаниях» вместо соединительного союза «и» употребляется соединительный союз «а».

Ещё одним серьёзным аргументом их родственности является то, что имена некоторых исторических деятелей прошлого, о которых говорится в «Сказаниях», - царь Мах, князь Кисек (КиСька, т.е.Кошка, - в «Сказаниях» употребляется чисто украинский вариант - Кішка), князь Халабуда (Хилбудий), готский князь Конарех, - встречаются также в отдельных фрагментах «Велесовой книги»: «і ста бяша за чес Конореху» - «было это во времена Конореха» (дощ.27). «іже се споме- немо Моуху якеі славене до куще давеі і еденства эемеудбя» - «вспомним Маха, который славян вместе собрал и о единстве земли радел» (дощ.ЗЗ). «Споміньмо час те Маху еже бя едін і мы такожде едіні бя- хом» - «вспомним времена Маха, который был един, и мы также едины были» (дощ.ЗЗ). «А Халабуті бя...»-«А Халабуда был...» (дощ.ЗЗ). «і бяш Кысько теі елвен і людьва Оре-оце елвна» - «и был Киська тот славен, и люди Орея-огца славны» (дощ.35-А).

Исследователь «Велесовой книги» Борис Яценко обратил внимание на интересную деталь - в некоторых дощечках автор смотрит на Русь как бы со стороны: «а та (земля) простирается от нас до полян и дреговичей, и русы достигают моря и гор, и степей полуденных, - и это Русь. И только от Руси мы имеем помощь, поскольку мы - Даждьбоговы внуки» (дощ. 19). В другом месте: «...боги говорят нам: ходите с Русью и никогда - с врагами» (дощ.24-В). И ещё: «Когда Купало придёт в венце... в тот час мы должны скакать далеко к Непре, на Русь» (дощ.8).

Однако и в «Сказаниях» мы встречаемся с подобным явлением! В «Сказании о нашествии ойранского царя Киряки», где описывается подготовка степных народов к войне, читаем:

«Идут нам Сербы на помощь,

Идут Славутане от Днипра широкаго,

Спешат они на допомогу нам...»

В «Сказании про братский пир степных князей»:

«Тем часом гонычи прибегли из-за Днипра и сказали, что Коропы уже на Дунай идут...»

В «Сказании про Кельчу в степях»:

«Ходите, Русы, до Днестра борзого,

Ходите до ДнипраСлавутного,

А до Дуная синего не ходите!»

Тот же «взгляд со стороны», отдалённость от Днепра.

И, наконец, Именно «Сказания» дали нам ключ к пониманию некоторых слов в тексте «Велесовой книги». Так было установлено слово «акыне», что значит «акинаки» - скифские короткие мечи. В «Сказании про Беду-Бедучую» говорится об «оконяках» - специальных длинных ножах для вспарывания брюха лошадям противника: «берите оконяки ваши для коней вражеских и бейте их в самое черево!»

Также прояснилось слово «емшцы» - в «Сказаниях» это «емцы» - от «яти» (брать), то есть захваченные в плен враги.

Слово «крыженппе» оказалось понятием «распинать на кресте» (букв, «раскрещивать»), так как выражение из «Велесовой книги»: «поврждете русе Боже-Бусе \ седемдесент ше крыженипе» (дощ.32), нашло почти дословный перевод в «Сказании про Адагу-царя»: «Убили Годяки царя Руси'(Буса), а с ним и семьдесят воевод его, да ещё и на крестах распяли их».

Детализировались и стали более понятными названия народов, которые встречаются в «Велесовой книге» - «верманое» - армяне («Ормяне» в «Сказаниях»), «юмор1е» -киммерийцы («Ко- мыри» в «Сказаниях»), «юельце» - кельты («Кельча» в «Сказаниях») и другие.

Таким образом, и «Велесова книга», и «Сказания» являются как бы частями единого целого, дополняя друг друга и помогая нам разобраться в тех или иных понятиях, исторических фактах и событиях, имевших место в дохристианской Руси.

Утверждения Ю. Миролюбова о том, что «Сказы» записывались им с 10-летнего (!) возраста со слов Прабабки Варвары, старухи Захарихи и кобзаря Олексы, - это миф.

В ХУШ-ХХ вв. были забыты даже имена и предназначение славянских богов, не говоря уже о прадавней истории и мировоззрении наших пращуров до Рождества Христова! Также весьма сомнительно, что во всей Екатеринославской губернии, «в Карпатах, на Волыни, Киевщине, Задонье, на реках Кагальнике и Елабузде, среди солдат во время Первой Мировой войны», где, как утверждает Юрий Петрович, он собирал в записную книжку народный фольклор, не нашлось других собирателей - учёных-этнографов, славистов, фольклористов, которые запечатлели бы нечто подобное «Сказам» Миролюбова. Известные филологи-слависты начала XIX века А. Глинка в «Древней религии славян» и A.C. Кайсаров в «Славянской и российской мифологии», равно как и М.В. Ломоносов в «Древней российской истории» (XVIII в.), и известнейший украинский историк Д.И. Яворницкий, живший в те же времена и в тех же местах, что и Ю.Миролюбов, исходивший и исследовавший их вдоль и поперёк, прозванный за это «энциклопедистом казачества», и другой украинский этнограф Иван Манжура (1851- 1893 гг.), а также прочие профессиональные исследователи почему-то «прошли» мимо целой россыпи уникальных свидетельств, которых гимназист Миролюбов походя насобирал несколько томов (!). Это нонсенс. Следует также отметить, что в его первых книгах образы «рассказчиков старины» ещё очень расплывчаты и неопределённы. Сначала в их роли выступают «старые люди» из села. Там же упоминается старуха-знахарка, «имя которой, к сожалению, забылось... Её, кажется, звали Захариха, но с точностью уверить не могу» (Миролюбов Ю. Русский языческий фольклор. Очерки быта и нравов. - Мюнхен, 1982, - С.27-28). Позднее появляются образы Прабабки Варвары и кобзаря Олексы, а старуха Захариха вдруг... оказывается в семье Миролюбовых! «В нашем дворе в летней кухне... поселилась Захариха с мужем. Захариха была сказительницей (Миролюбов Ю, Славяно-русский фольклор. - Мюнхен, 1984. - С. 122). Несомненно, что это - литературный приём, когда в уста своих персонажей Ю. Миролюбов вкладывает информацию из конкретных источников и вернее всего - из «ценной библиотеки» художника Изенбека,

Имея на руках 20 томов трудов Ю.П. Миролюбова и проведя некоторые исследования, мы пришли к выводу, что весь имевшийся у него материал он разделил на три части: одна часть была переведена, обработана и оформлена им в виде «Сказов Захарихи» (fia манер «Народных русских сказок» А. Афанасьева), вторая часть послужила базой для написания книг, а третья часть - собственно «Велесова книга» - оказалась наиболее трудной для перевода, поскольку язык её был специфический, жреческий, предназначенный для летописей и обрядовых молитв, а не «облегчённый», как в «Сказах», предназначавшихся широкому кругу простых людей. Поэтому «Велесова книга» и сохранилась в своём первоначальном виде и так попала к своим дальнейшим исследователям А. Куру (Куренкову) и С. Лесному (І Іарамонову). При этом Ю. Миролюбов всячески прагиводействовал их обнародованию. Так, в своём письме к С. Лесному от 26.01.1957 г. из Сан- Франциско (США) он пишет: «Текста «Дощекъ Изенбека» интегрально я сам не понимаю! Я разбилъ его, какъ мне казалось лучше, вотъ и всё. Весь шумъ, поднятый вокругъ этого документа, мне в высшей степени непріятень, такъ какъ онъ заставляетъ отвечать на тысячи вопросовъ по этому поводу. Я бы предпочелъ, чтобы Куръ въ своё время не опубликовывалъ его... Иногда я думаю, что лучше было бы, чтобъ о «Дощькахъ» никто не зналъ, такъ надоедаеть думать о нихъ, бороться с Куромъ, а теперь и съ вами». Как видим, во многом благодаря настойчивости Кура и Лесного «Велесова книга» увидела свет такой, какой она была, в отличие от «Сказов», обработанных Ю. Миролюбовым.

Приняв к сведению данные факты, а также весьма отдалённое отношение к «Сказам» старухи Захарихи. мы выбрали для данной книги название «Сказанія о стародавшхъ временахъ руссюхъ», что более соответствует их сути. Также нами проведена определённая литературно-художественная обработка текстов - убраны повторы, неточности, язык приведён в более современную норму, оставлены лишь слова, не вызывающие сомнения в их древнеславянском происхождении.

Для удобства восприятия мы разделили «Сказания» на главы по временному и тематическому принципу и дали необходимые комментарии.

В главе «Сказания о земле Ойразской» читатель познакомится с самыми удивительными преданиями древнейших времён - за несколько тысячелетий до нашей эры, когда Русы-Ойразы жили на благодатном острове (или полуострове), и эта земля за одну ночь исчезла в пучине вод. Была ли это легендарная Атлантида? Об этом читайте в первой главе.

Во второй главе «Войны с Вавилоном и Персией» становится известно, как царица Магь-Сиромахова расправилась с персидским царём Киром, как русы воевали с Дарием 11ервым и заставили его отступить, применив тактику «выжженной земли».

В третьей главе собраны «Сказания о стародавних временах русских», когда пращуры ещё скифами-скотоводами кочевали на возах по степям («скифы» от древнерусск. «скуфе», «скуте» - скот). Есть здесь и интереснейшее сказание про Бабу-Ягу, которая выступает вполне реальной фигурой, установившей при своей жизни матриархат («бабовщину»), за что и запомнилась на все времена.

В четвёртой главе «Приход киммерийцев» выясняется родственная связь киммерийцев со ставрами. «Комыри» надолго уходили в чужие земли, но потом какая-то часть вернулась, обогащённая новыми знаниями, в частности, они имели мечи «из прудкого железа ско- ванныя», в то время как в Крымских степях был ещё бронзовый век.

В пятой главе речь идёт о приходе кельтов («Кельчи»). Здесь находит подтверждение упоминание в «Велесовой книге» о том, что кельты были дружественны русам. Однако не все, а та часть, которая осталась жить с русами. Удивительны и исполнены мистической тайны познания кельтов в лозоходстве, чародействе, траво- лечении и предсказании будущего. Также рассказывается о племенах костобоких и некоторых других народах периода древней истории.

В шестой главе «Отношения с греками» раскрывается механизм очень длительных и сложных взаимоотношений двух народов: войны, перемирия, совместные выступления против врагов, торговля.

Глава седьмая «Войны с Римом». С римлянами у русов почти никогда не было мира: хищническая политика рабовладельческого государства всегда вызывала противодействие со стороны свободолюбивых славян. Особенно тяжкими были войны с Волохами. \Vlochi («влохи») в переводе с польского означает «итальянцы», т.е. те же римляне, однако это не совсем одно и то же. Волохи «сидели за Дунаем» - это была территория, подчинённая Риму и платившая ему дань, одна из римских провинций, которую русы именовали «Волошина». Русы различали Ромов (или Румов), т.е. «собственно римлян», Волохов (как задунайскую провинцию) и Роме- ев-Греков, т.е. Византию. Как видим, русы очень точно определялись в названиях - Византия, хотя и считалась Восточной Римской Империей, но фактически принадлежала грекам.

В восьмой главе читатель узнает, кто такие были Ярусланы.

В девятой главе отображены войны с Готами, Гуннами, Обрами, Уграми. Мы выясним, был ли Атилла на самом деле киевским князем?

В десятой главе «Становление Киевской Руси» читатель более подробно узнает об основателе Киевской Руси князе Кие, его братьях Щеке и Хориве и сестре Лыбеди, как они жили на Дону, но из-за жестоких войн и прихода гуннов вынуждены были уйти на Дунай, а затем к Карпатам и Днепру, как княжил Кий и обустраивал землю русскую.

Хочется надеяться, что в учебниках наших детей и внуков по древней истории наряду с Грецией, Римом, Индией, Китаем, Междуречьем и Египтом появится и полноправная глава о Древней Руси, история которой того несомненно заслуживает.

Валентин и Юлия Гчатюк

Глава первая

CКАЗАНИЯ О ЗЕМЛЕ ОЙРАЗСКОЙ

В настоящей главе представлены всего два «Сказания», но это самые удивительные и загадочные повествования о событиях, произошедших, видимо, за несколько тысячелетий до нашей эры!

Речь идёт о катастрофе земли Ойразской, которая исчезла буквально в течение суток: «Земля дрягнулась и до воды пошла, а гора Меру стала огнём гореть». Часть людей спаслась на кораблях-ло- диях, а «наутро уже увидели, что позаду, где земля была, ничего не осталось, только море кипело...»

Судя по «Сказаниям», земля Ойразская была островом или полуостровом вулканического происхождения, Над которым возвышалась видимая с любой точки гора Меру или Миру, которую называли Золотой Горой. Земля была богата полезными ископаемыми, благодатный климат и почва давали высокие урожаи, море - Необходимые рыбопродукты. Всё это способствовало высокому уровню развития ОйрйЗского государства:

«Жили люди там добре, счастливо да разумно, серебро, золото имели, железо и медь знаЛИ, и всё у них бЫло в доме: топка добрая и вода чистая, ежеЛИ пить захочется...»

В своей книге «Славяно-русский фольклор» Ю. Миролюбов приводит ещё одну Цитату: «Предания Земли Аразов (Ойразов) тако- Ьы: «Там люди ездили на телегах без коней< летали, когда хотели, И не зНйли никакого Несчастья». О «повозках без коней» упоминает и «Велесова книга». (Может быть, Солнечные Колесницы прасла- вйН, обнаруженные в жреческих Могилах, представляют собой копии каких-то реальных механизмов, использовавших для движения энергию Солнца? - Прим. наше - В. и Ю.Г.)

Далее выясняется, что Русы-Ойразы в совершенстве владели мореходным делом, имели большой флот из прочных кораблей, способных вместить всё население, а также животных - телят, ягнят, жеребят, коров, запасы продовольствия и воинского снаряжения (не напоминает ли это Ноев ковчег?).

О прочности и высоких мореходных качествах кораблей говорит тот факт, что в разбушевавшемся море, где «волны ходили, яко горы, и ни одной звезды не было видно», все корабли остались на плаву и люди уцелели. Напротив, гибель постигла тех, кто остался На суше, не захотел уходить в море, потому что «золота дбался больше жизни».

Чёткость и слаженность действий Русов-Ойразов в момент катаклизма свидетельствует о том, что им уже не однажды приходилось испытывать землетрясения, и Ойразы знали, что лучше переждать их в открытом море на крепких надёжных судах.

О        форме государственного правления у Ойразов говорится так: «Был у наших Пращуров царь Сварог, и под ним ещё тридцать царей было, и каждый был именем богов названный..*

И все они были БОГАМИ ЖИВЫМИ (выдвл*1ЮНЁМИ- В.Ю.Г.) и носили их имена.

Кроме тех царей были цари дальние* и все они Сварогу-царю подчинялись,

И все его бесперечно слушались...»

Таким образом, Ойразам принадлежали и подчинялись ещё многие земли. Но вот случилась страшная катастрофа, которая за одну ночь поглотила в пучине морской и землю Ойразскую, и затопила все побережья с их поселениями.

Была ли это гибель легендарной Атлантиды? Скорее всего нет. Большинство учёных относят гибель Атлантиды к 12-10 тысячелетию до н.э., причиной которой считают падение огромного метеорита (или какого-то иного небесного тела), который с огромной скоростью врезался в нашу планету, так что даже сдвинулась земная ось. Интересно, что в «Сказаниях» есть воспоминание о древнейших временах, «когда полудень не там был, и когда в небе два Месяца было, а теде (теперь - прим. наше - В.Ю.Г) один только ходит» («Сказание про Сораву и Русаву»). Может быть, когда-то в незапамятные времена Земля действительно имела две Луны, и одна упала, став причиной гибели Атлантиды? В многочисленных легендах о конце света говорится, что тогда будет не только затмение Солнца, но и Луна исчезнет.

Катастрофа, о которой идёт речь в «Сказаниях», произошла значительно позже, когда между Чёрным и Средиземным морями уже была «Великая Протока», поскольку Русы-Ойразы после исчезновения своей земли поплыли «на полудень» (юг) и через три дня увидели берег, потом вошли в «Великую Протоку» и поплыли дальше «на полудень, до Египету». «Великой Протокой» здесь мог быть Дарданов пролив, образовавшийся около 5,5 тысячелетия до нашей эры на переломе протонеолита и неолита (согласно теории М. Чмыхова о смене эпох после каждого 1596-летнего цикла).

Дата 5,5 тысяч лет до н.э. по многим вычислениям считается датой «сотворения мира», например:

5508 (византийская, константинопольская),

5500 (Ипполит и Секст Юлий Африканский),

5515 (Феофил, также 5507),

5872 (датировка 70 толковников),

5493 (александрийская),

5551 (Августин) и др.

Начало летоисчисления, видимо, совпадает с какой-то большой трагедией, мировым катаклизмом. Подобных катаклизмов было немало. Как утверждал Платон, в древности знали о четырёх больших потопах. Один из них - Огигов потоп - произошёл в 6384 г. до н.э., когда из озера образовалось Чёрное море (а перед этим ведь была катастрофа, повлекшая гибель Атлантиды!). Затем известен Дарданов потоп - ок. 5500 г. до н.э., когда вследствие чудовищного землетрясения Средиземное Море соединилось с Чёрным Дарданелльским проливом. Учёными до сих пор не установлено точное время данной катастрофы. Возможно, здесь речь идёт о Девкалио- новом потопе, а Дардановым назвали позднейший, который произошёл в 2200-2750 гг. до н.э., когда случился ещё один Великий Потоп и образовалось Азовское море.

Трудно сказать, с какой из трагедией связана гибель земли Ойразов. В «Сказаниях» говорится: «семь тысяч лет мы Ойразами- Русами зовёмся на земле нашей». И если описанные выше события происходили в 5-5,5 тысячелетии до н.э., то, приплюсовав к ним семь тысяч лет, получим 12-12,5 тысячелетие до н.э., то есть время гибели Атлантиды!

Возможно, часть населения Атлантиды спаслась на более удалённых от места катастрофы землях. Могла ли в таком случае стать местом их прибежища земля Ойразская, и не были ли «боги живые», правившие Русами, потомками Атлантов? Из «Сказаний» видно, что «боги живые» не были Русами, первым Русом, ставшим при них воеводой, называется Януш или Мануш, поэтому он именуется «первый человек». Об этом Русы-Ойразы сохранили предания и рассказывали их, когда ходили в другие земли и государства. Так о Первом Человеке - Ману - помнит индийский эпос, а в немецком и английском языках «ман» обозначает «человек», «мужчина».

На основании такого предположения загадка высокого уровня цивилизации на земле Ойразской становится более понятной. Пле-

мена Русов, приплывших некогда на благодатный остров (полуостров) в Чёрном море, встретились с затухающим очагом цивилизации Атлантов, которые обогатили философию и культуру прас- лавян. Может, всё было и не так, однако «зацепка» в пользу атлантов есть: в перечислении народов, относящихся к Ойразам, упоминаются Гета-Русы или Хата-Русы, т.е. «хетты», «хатты», а они, как принято считать, и являются последними прямыми потомками Атлантов (подробнее см. в кн. А. Асова «Атланты. Арии. Славяне»).

Понятие «боги живые» включало в себя обладание особыми знаниями и мудростью у бого-людей, правивших Русами. В то же время они были смертными, что доказывает реальность их существования: «Преставился царь Сварог, а на его место стал другой Сварог». Само слово «Сварог», видимо, вначале обозначало не имя собственное, а должность типа «старшего правителя», как и названия Перун, Ладо, Купало и др. могли указывать на род занятий, за которые были ответственны бого-люди. Так, Перун «заведовал» ратным и морским делом, Лад и Ряд отвечали за порядок,

Яр - за посевы, Овсень - за уборку урожая. Купало «заведовал всяческими мытнями и омовениями», Свято - праздниками и так далее. В пантеоне древнеславянских богов это разделение так и сохранилось.

После гибели земли Ойразской, как рассказывают дальше предания, Русы во главе с царём Сварогом ищут новые места для поселения, плавают по морям, ищут «Египету», но не находят. Потом они обосновываются в Северном Причерноморье, «в земле Могу- чарской, в земле Семьской, Хороповой, Синьской». «И так жили Русы в Самаре той, на земле своей Могучарской, Хоропской, на семи реках могучих русских». Всё это Приднепровские и Приволжские места: реку Хорол (приток Днепра) занимали Хорпы Хороль- ские, Хорог и Самара - приволжские районы, «земля Синдская» - по Геродоту - была в Приазовье. Под Семиречьем имелась в виду, возможно, огромная дельта Волги, которая при впадении в Каспийское море разделяется на семь основных рукавов. Л может, имелись в виду семь основных рек, протекающих через территорию, на которой обосновались Русы-Ойразы?

Вообще, все озёра и реки на Руси считались священными, об этом свидетельствуют античные историки, а в славянском храме Свентовида было изображение этого бога, который льёт из золотых водоносов воду, от которой берут начало реки Волга, Дон, Днепр и другие.

Итак, люди, которым удалось спастись, обживались на новом месте, а царь Сварог с частью Ойразов опять поплыл «на полудень, искать Египету. земли дальней», и тридцать лет не было его, а когда вернулся,

«сказал, что нашёл он Египету земли, и что там было всё не по Прави.

И стал он царём в земле той,

чтоб научить людей жить СЕМЕИНО (выдел, нами - В.Ю.Г)

и чтоб научить их оружие делать,

землю раять, скот разводить,

потому что не знали они

ничего из того, о чём Русы ведали...»

Выходит, что царь Сварог приплыл в Египет, когда гам был ещё первобытно-общинный строй?! Поданным историков, Египет, как государство, сложился в IV тысячелетии до н.э., поэтому приход Сварога случился гораздо раньше этого времени. Этот удивительный факт подтверждается славянской мифологией - «Хронографом Мал алы» и «Повестью временных лет» («Летописцем руським»), где говорится: «После потопа и разделения народов стал царствовать сначала Местром из рода Хамова, после него Еремия (Гермес), а после него Феост (Гефест), которого египтяне называют Сварогом. Во времена Феоста (Гефеста) в Египте упали клещи с неба - и начали (египтяне) ковать оружие, а до того бились палками и камнями. Тот же Феост закон установил для женщин, чтоб выходили замуж за одного мужчину и вели себя сдержанно... Поэтому называли его Сварог, и почитали его египтяне. А после него царствовал сын его по имени Солнце, которого называют Даждьбог».

В легендах самих египтян есть миф о прибытии в Египет Осириса, который всему научил народ, в том числе и мудрым законам, чем и заслужил имя первого Бога. Осирис часто отождествляется с богом Солнца-Ра. Упоминается у египтян и бог Татенен (буквально: Земля-Которая-Поднимается), а также мемфисский бог Пта(х), что переводится понятием о первичном Холме, возникшем на Заре Творения в Океане. Не является ли это отголоском воспоминаний о Свароге, принесшем закон Прави-Рави и об исчезнувшей земле Ойразской? Мы уверены, что при более детальном изучении древнеславянской и египетской мифологий исследователь получит новые параллели раннего взаимовлияния культур, как обнаружились они в Индии, Иране, Греции и других странах, так как:

«много по свету царь Сварог с людьми своими ездил, да других людей мирно жить учил, и как железо варить, землю раять и мерить, как масло бить и сыр делать себе на потребу».

Так, в месопотамской и греческой миифологической периодизации истории говорится, что вначале на земле, в условиях мягкого климата, жили боги (правил тогда Крон, в древнеславянск. «Хоре»), а также «земнорожденные» люди. Они жили мирно, свободно, в достатке, занимались земледелием, скотоводством, строительством и прочими благими делами. Это был Золотой век (мезолит). Вследствие катастрофы «земнорождепные» исчезли, и появились «первые пращуры», которые занимались скотоводством и земледелием, ремёслами и искусством, использовали огонь и металлы. Это был Серебряный век (протонеолит). Когда Пращуры достигли высокого уровня, случилась новая катастрофа - потоп. Спаститсь удалось лишь отдельным племенам и группам, которые и создали первую послепотопную державу. Они жили мирными родовыми коллективами, занимались охотой, животноводством, но утратили «металлы, которые прятались под землёй», и не имели письменности.

«Сказания о земле Ойразской» имеют схожие с этими мифологиями черты. Мы знакомимся с жизнью на острове, когда там живут Пращуры Русов и последние из Богов. т.е. в «серебряную» эпоху. Все боги, согласно легенде, погибли после «золотой» эпохи - возможно, это была гибель Атлантиды. Теперь - новая катастрофа -землетрясение и исчезновение в пучине вод земли Ойразской. Те, кго спасся, начинают новую, очень трудную жизнь, в которой многое было утрачено с гибелью Богов-ГІраіцуров.

Согласно «Махабхарате», как и в схемах античных авторов, жизнь людей постоянно ухудшалась от первой «юги» к последней, от «золотой», или «божественной», к «железной».

В русских сказках присутствуют «три царства» («три кольца») - «золотое», «серебряное» и «медное». Это отголоски важнейших эпох в истории развития человечества.

«Сказание про царя Сварога» ингересно объяснением первоначального значения корня - РА - которое гак часто встречается на Руси в обозначениях населённых пунктов, рек, земель и проч. Например, МоРАвия, НенРА-река НестРА (также ТиРАс - Днестр), РА-река (Волга), СамаРА, АРАкс, АРАл, АстРАхань, УРАл (река и горы у Ра) и др.: «И были те цари Раями, Райцами или Орайцами, потому что только по правде правили, а Правда раньше называлась Правою или Равою».

Таким образом Ра-Рава-Права есть Правда и Справедливость - основной закон Бытия в философии наших Пращуров. Слово «царь» в древнем варианте обозначало «цэ Рай», то есть «равый», справедливый человек. «И цари те были Раями, а старший из них был Рай-Раев - царь царей великих» - говорится в сказаниях. Поэтому пусть вас не удивляет картина, когда «сам царь на возу сидит, рядом костёр горит, а на нём царица борщ варит ему», поскольку в древности цари наших Пращуров кроме мудрости и справедливости не имели никаких иных привилегий.

За Правое дело Русичи сражались во все времена, и умереть за это было честью для руса, потому что он получал вечную жизнь в РАю, то есть царстве Справедливости, где люди мирно живут и трудятся на синих полях свароговых, только нет там ни рабов, ни врагов, ни болезней, а княжит только Правь истинная. Понятие славянского Рая, как мирного, радостного труда на своей свободной земле - с какой философией это может сравниться? Мечта о вечном Ничегонеделаньи и поедании плодов с райских кущей под пение херувимов с архангелами - это мечта рабов, изнемогающих под плетьми надсмотрщиков, либо обычное времяпровождение хозяев, знающих, что всё за них сделают рабы. Удел свободного человека - радостный созидающий труд. Это суть и предназначение Русов, которое существует на уровне генной памяти. Вспомним слова Т.Г. Шевченко:

«...уже не паньскій, а на волі, на своем веселім полі свою ж таки пшеницю жнуть, а діточки обід несуть...»

Разве это не мечта Земного Рая, пронесённая через все времена и не вытесненная никакими рабствами и религиями, потому что это сущность нашего народа, которая была, есть и пребудет, покуда мы существуем на этой земле.

Однако давайте обратимся к «Сказаниям» и просто восхитимся мужеством и самообладанием Ойразов, народа, который, потеряв родину, думает не о захвате чужих земель или о притеснении других наций, а, напротив, делится с ними знаниями, которыми владеет, и несёт, так сказать, просветительскую миссию. Очевидно, заветы и имена «богов живых» бережно хранились и передавались из поколения в поколение, естественно, в чём-то видоизменяясь итрансформируясь. Но полного обожествления так и не произошло, поскольку Русы всегда считали себя детьми и внуками своих богов (Перуновы дети, Свароговы и Даждьбожии внуки) и подчёркивали своё кровное и духовное родство с ними.

Таковы серьёзные размышления о несерьёзных, казалось бы, «сказках», в каждой из которых, тем не менее, отражается реальная жизнь и представление об окружающем мире наших далёких Пращуров.

 

 

СКАЗАНИЯ О ЗЕМЛЕ ОЙРАЗСКОЙ

 

 

о было так давно, что и древность сама от старости выцвела, и только старые люди ещё хранят в памяти те предания и рассказывают о них.

Так. когда ещё Русы-Ойразы жили на земле полуночной у горы Меру и та Золотая гора ещё стояла крепко, то правил Русами царь Сварог. И было у него в подчинении ещё много царей разных, и все они были богами живыми и назывались Перун-царь, Велес-царь. Даждьбог, Яро. Купало, Хорос. Ко- лендо, Вышний, Крыжний, Лютобор, Овсень, Просич, Сивый. да ещё Полевик-царь, Водяник-царь, Лесич-царь. А прочих имена позабылись, так что уже и не вспомнятся.

Кроме тех царей были ещё цари дальние, но и те Сваро- гу-царю подчинялись, и все его бесперечно слушались.

Жили там наши Пращуры счастливо и разумно. Серебро, золото имели, железо и медь знали, и всё у них было в доме - топка добрая и вода чистая, ежели пить захочется.

Но однажды вздыбилась земля Ойразская, море кругом закипело, дома стали падать и рушиться, и люди не могли на ногах устоять, и всякий зверь ревел и на землю падал, и много коней и коров поломало ноги.

Тогда царь Сварог велел приготовить лодии, бросать всё, кроме самого нужного, сажать в них дегей, стариков и жён,

да ещё молодых жеребят, телят и дойных коров брать и вместе с охраной воинской поскорей отплывать от берега.

Вышли лодии в открытое море и поплыли на полудень.

Тем временем пошёл дождь, потом снег, вода начала замерзать, и пришла Великая Стужа.

Отплыли лодии от земли Ойразской, а гора Меру стала огнём гореть, и опять затряслась земля.

На передней лодии шёл царь Сварог со своим воеводой - великим Янушем, а за ним - другие цари с людьми своими. Остались те, кто уплывать не хотел, кто добра своего и золота дбался пуще жизни.

Тёмная ночь стояла кругом, и волны ходили, яко горы, и ни одной звезды не было видно.

Сварог приказал зажечь большой фонарь, и так за его лодией все потихоньку плыли. Наутро же увидели, что позади, где была земля, только пар клубится огромною тучей, а над ней с криками летают птицы.

А лодии пошли дальше к полудню, пока не увидели далёкие горы - то уже берег был. Вошли Русы в Великую Протоку. Велел Сварог царю Вентырю потихоньку лодии дальше вести, а сам с воинами вернулся к земле Ойразской, надеясь хоть кого-то ещё спасти.

Однако на том месте, где гора Меру стояла, ничего уже не было, только море кипело, да плавали доски, солома, мёртвые люди и звери.

Заплакал Сварог и вернулся назад. Догнал он своих в Великой Протоке и поплыл с ними дальше. И увидели они лю-

дей, стоявших на берегу. И велел Сварог пристать к берегу, но прежде одеться всем в копытную броню, потому как неведомо - друзья их ждут или вороги.

Спрыгнули воины в воду, потащили лодии к берегу, с ними и воевода >111) і п. Вышли они, капли с броии стекают и горят на солнце, так что похожи воины на больших рыбин в чешуе. Подошёл Януш к людям, а среди них много своих Ойразов, кого царь раньше по делам посылал на Большую землю. Рассказал Януш, как отныне лишились они родной земли. Заплакали люди трько, потому как поггеряли семьи, огцов. матерей, детей, сестёр-братьев. А другие встретили родных среди спутников Сварога-царя и тоже плакали, но от счастья.

И велел царь Сварог царю Вентырю сети делать, чтоб наловить рыбы и накормить людей.

Взял Вентырь пять палок - четыре вместе ремнями связал, а пятую - посредине. Приторочил меж четырьмя палками сетку, положил в середину камень, опустил в воду и наловил той сеткою рыбы.

Потом на берегу котлы ставили, под ними огонь разжигали и варили добрую юшку. Благодарили царя Вен- тыря, а сетку его так вентырем и прозвали.

И ещё велел Сварог, чтоб ни телят, ни ягнят не трогали, а коров молочных берегли п\ ще ока и молоко только детям давали. Взрослые же должны рыбой питаться, травой, кореньями и дичиной, какую на охоте добудут.

Через гри дня снялись лодии и поплыли дальше. Доплыли они до Великой Речки, а там тоже люди по берегам стоят, уже дошли до них слухи о гибели земли Ойразс- кой. Принесли люди с Великой речки свежей еды, чистой воды и мяса и предложили возле них поселиться. И решили Русы пока тут остаться. А царь Сварог сказал, что поплывёт искать Египету - земли дальней.

 

 

 

Остался русами Януш править, после Януша стал Вентырь, а Вентыря сменил Верша-царь, который верши для рыбы придумал.

Царь же Сварог со своими людьми плыл до Египету, и видели они ио берегам огромных зверюг, которые погибли от холода, а также от голода и болезней.

Много по свету царь Сварог ездил и других людей мирно жить учил, и как железо варить, землю раять, скот разводить, масло бить и сыр делать себе на потребу. И с тех пор, как стали они жить и трудиться купно, то увидели, что меньше стало у них горестей.

 

 

И правил царь Сварог в Египету тридцать лет, а когда вернулся, то Верша-царь уже свой век доживал. И когда пришёл Сварог к людям своим, то через две седь- мицы и преставился. Вскоре и Януш Великий помер, и многие воины старые.

А когда русами стал Каныш-царь править, сказал им: мучаемся мы голодом и холодом, и скотина наша, и звери кругом мучаются оттого, что земля ледяная. Пойдёмте новую землю искать!

И пошли русы с Канышем-царём в землю Синдскую, и там развели вдоволь скота, и могли уже есть молоко, сыр и масло, и хлеба имели вдосталь, а к нему капусту свежую и мочёную.

А после Каныша был Могучар-царь, при котором осели Русы на семи реках, где они жили богаго и счастливо.

СКАЗАНИЕ ПРО ЦАРЯ СВАРОГА

В стародавние времена жиди наши Прапращуры, а перед ними были ещё древнейшие времена, такие старые, как Мать-Земля н^ша, что когда рукою её коснёшься, в прах рассыпается. А перед той седой древностью была старина такая, от которой едва заметный след остался.

Во времена те самые прадавние был у наших Пращуров царь Сварог, и под его началом ещё тридцать царей было, н каждый был именам Божьим назван. И были те цари Раями, Райцами иди Орайцами, потому что только но Правде правили, а Правда раньше называлась Правою или Равою.

Вот однажды сел Сварог в лодию и поплыл на полудень. Мало царств нашёл он по пути и мало людей встретил, а какие были, те убегали и в лесах прятались, а когда говорили что, то нельзя ПОНЯТЬ было.

И так отплыл царь Сварог искать Египету — земли дальней, и тридцать лет не было его в земле русской. А после тридцати и трёх лет вернулся царь и сказал, что нашёл он Египету земли, и что там было всё не по Прави. И что был он царём в земле той, чтоб научить людей жить семейно, чтоб научить их оружие делать, землю раять и мерить, скот разводить, потому что не знали они ничего из того, о чём Русы ведали.

И собрал царь Райцев своих и сказал им так: «Семь тысяч лет мы зовёмся Ойразами-Русами на земле нашей, и никто ещё не мог одолеть силу русскую. Вы - Русы и Ставр-Русы, Росавы и Борусы, вы - Ресы и Гета-Русы, Могучары и Хоропы, знайте, что все вы - Ойразы. И не забывайте землю свою Оиразскую,где у горы Меру,;у горы Золотой вы все были как цари. И когда станете избирать себе царя, выбирайте самого мудрого и подчиняйтесь ему, и тогда будете Раями все до единого. Не будет меж вас низкого, не будет последнего, злобного, и потому никто не предаст вас в годину трудную».

И после этого умер Сварог, а вместо него стал другой Сварог-царь. И жили Русы в Самаре той, на земле своей Могучарской, Хоропской, на семи реках могучих русских, Собирались часто Роды вместе судиться, собирались Племена, чтоб советоваться. И старший в Роде был Раем-царём, и каждый Рус носил его имя. И если кто тронет Руса, то целый Род шёл мстить за брата, потому что все были Родичи. Все они крепко друг за друга стояли и из всякой беды выручали.

 

 Глава вторая

ВОЙНЫ С ПЕРСИЕЙ И ВАВИЛОНОМ

В конце VII начале VI века до нашей эры во время правления царей Набопалассара и его сына Навуходоносора усилился Вавилон, покоривший Египет, Сирию, Палестину. Вавилон, по свидетельству историков, был тогда союзником Персии в борьбе с Ассирией, которую они разрушили, и благодаря чему Персия превратилась в мировую державу.

Коалиция Вавилона и Персии, как выясняется из «Сказаний» и «Велесовой книги», была направлена также против Скифии. Этот период отражён в «Сказании про войну с вайлами», из которого мы узнаём, что «вайлы... угнали половину людей с собою». Также и в «Велесовой книге» говорится: «персами была отобрана великая часть Руси и подчинена Набсуру» (дощ.б-В).

Хотя русы-скифы и различали персов и вавилонян (в «Велесовой книге» есть упоминание о «Дорие парциштьем» - Дарии персидском, а Кира «Сказания» именуют «ойранским» - иранским- царём), но, поскольку они представляли один тип врагов и нападали вместе, «Сказания» называют их «вайлами», видимо, от вида головных уборов: «идут вайлы, борода плетёная... а голова у них глечиком, на голове валенки вместо шапки надеты», то есть горшкообразные головные уборы, сделанные из валяной шерсти.

Мы употребляем в комментариях к этой главе термин «скифы», «Скифия», поскольку действие происходит в те времена, когда, по свидетельству учёных-историков, киммерийцев уже сменили скифы (после VII в. до нашей эры). В «Сказаниях» же, как и в «Велесовой книге», наши предки именуются Русами. На наш взгляд, название «русы» могло существовать и в те и в более древние времена (вспомним, что у Богумира и Славуни, живших в начале I тысячелетия до н.э., был сын Рус, но и это ещё не исток!). Просто названия большинства славянских племён дошли до нас искажёнными античными историками. Даже название «славе» - «славяне» - они превратили в сходное по звучанию, но совершенно противоположное по смыслу «склаве» - «рабы». Поэтому утверждение Геродота о том, что в Скифии были остатки киммерийцев, которые считались скифскими рабами («склаве»), при правильном прочтении меняет всю суть: видимо, киммерийцы, как и скифы, считались славянами («славе»). Прямое подтверждение этому находим в «Велесовой книге»: «были кимры - также отцы наши, и они римлян потрясали и греков разметали, как поросят испуганных» (дощ.б-Е).

Продолжить дальнейшие комментарии к данной главе мы предоставляем издателю шведского журнала «FAKTS» Владимиру Штепе, который провёл очень интересную исследовательскую работу относительно «Сказаний».

«В «Сказе про царицу Сиромаху» описывается борьба с царём персов Киром II из династии Ахеменидов.

К моменту этой войны Кир Великий покорил уже все страны от Сыр-Дарьи и Гималаев до островов Эгейского моря. Оставалось идти на север, что он и сделал.

Царица Сиромахова имела свои летние пастбища на Дону и Донце, а зимние - в современном Азербайджане, где граница царства пролегала по реке Араксу. Тут и произошла описанная выше битва руссов (массагетов) с персидскими полчищами. (Массагеты - значит «рыбоеды», поскольку «масуа» по-авестийски «рыба».

Племена рыбоедов и костобоких упоминаются в «Велесовой книге» как родственные славянским - прим. наше - В.Ю.Г.)

Весь «мир» шёл походом на руссов... но царица битву выиграла. Царь Кир Великий был пленён и умер жалкой смертью, описанной в сказе. Произошло это в 530 г. до н.э.

Я выбрал этот сказ именно потому, что его легко датировать, указать место события и даже доказать верность имени русской царицы. И показать этим, что сказы являются ценнейшим и вернейшим источником исторических знаний.

Прежде всего нужно доказать, что это произошло именно на Араксе, ибо, если вы заглянете в наши норманистские учебники (или западные), то увидите, что там Кир пал в битве с массагетами на реке Яксартес (Сыр-Дарья). Придётся процитировать Геродота, (где он описывает реку, за которой была битва. Я перевожу со шведского издания (НЕгосіоТОб НІБІогіа. - 1-1V Ьокеп. - 1968):

«Река Араке течёт с Матиенских гор, откуда течёт также и река Гундес, та река, которую Кир приказал (в наказание) разделить на 360 каналов. Араке разделяется в конце на 40 устьев, но все они, кроме одного, теряются в болотах. Среди этих болот живут люди, которые питаются рыбой и носят одежду из меха нерпы (подтверждение тому, что массагеты - это «рыбоеды», - прим. наше - В.Ю.Г.). Но одно устье Аракса добирается до открытой местности и впадает в Каспийское море».

Как видим, название реки повторяется трижды - и это Араке, а не Яксартес. Последний (Сыр-Дарья) не разделяется на множество рукавов, но это делает Араке и до наших дней. Яксартес впадает в Арабское море, а Араке в Каспийское. Спутагь совершенно невозможно. Кроме того, последнее лето перед нападением на массагетов войска Кира были заняты наказанием реки Гундес, рыли эти 360 каналов, и оказаться внезапно на дру гом конце империи, за 3-4 тысячи километров, просто не могли. Кроме того, территория до Сыр-Дарьи была завоёвана (опустошена) ещё в первом походе Кира и там нечего было грабить, не с кем биться - повторный поход просто не имел никакого смысла.

Теперь я переведу ещё один отрывок, который подтвердит и сам сказ, и то, что Кир собирался переходить именно Араке, а не какую-то другую реку:

«Над массагетами властвовала тогда одна женщина, имя которой было ГАМ ИРИС, что означает, что она была вдовая после смерти своего мужа. Кир послал ей предложение, чтобы она вышла за него замуж. Но ТАМИРИС, которая поняла, что он хочет жениться не на ней, а на её царстве, отвергла предложение. Тогда, поскольку его хитрость не удалась, приблизился Кир к Аракеу и предпринял открытый поход против массагетов. Он сколотил мосты через реку и построил башни на кораблях, которые должны были служить паромами».

Осталось разобраться с именем ТАМИРИС... Сначала я хотел порыться в словарях, уточнить... Но ведь Геродот наверняка списал имя царицы со свитка вавилонских жрецов во время своего посещения Вавилона. Времени было в обрез, спешил, а персидского языка он не знал, пользовался переводчиком, скорее всего - местным греком. Переводчик оказался не очень большим грамотеем в древнеперсидской клинописи. Он знал буквы, алфавит, и не более того. Короче, переводчик Геродота не знал, или в спешке забыл, что персы пишут предложние не слева направо, а как раз наоборот. Так у Геродота в записях появилась ТАМИРИС вместо СИРИМАГ, а ещё точнее - СИРИМАФ. Клинопись имела ещё не слишком развитую фонетику и, если вместо СИРОМАХ(А) она сумела передать СИРИМАТ, то придираться не следует.

Слово «вдова» тогда ещё не существовало, его заменяло слово «си- ромаха», «сирота», что значит - «одинокая», «покинутая» (следует уточнить, что «сиромаха» переводится как «сирота Маха», поскольку из других сказаний становится известно о существовании древнеславянского царя Маха, прославившегося тем, что он собрал воедино и возглавил славянские племена, что способствовало у креплению Руси. Вероятно, именно он и был мужем царицы Сиромахи. В укр. языке до сих пор «сіромаха» означает «бедный», «одинокий», «покинугый». Мы предполагаем, что и название народа «сарматы» также произошло от «сириматы», «сиромахи»,т.е. те славянские племена, оставшиеся «одинокими» после гибели царя Маха, которых затем возглавила царица Мать-Сиромахова, - прим. наше - В.Ю.Г.).

Корень в слове МАТИ-енские горы - также русский. Мы имеем дело со шведским искажением греческой передачи (фонетической) русского названия МАТЕРИНСКИЕ горы. Или ОЙРАЗСКИЕ. по имени области. Сейчас там живут курды, родичи греков, но они пришельцы там, хотя и очень давние. А изначально, до Потопа и позже, т.е. 9000-7000 лет тому назад, это был центр обитания той части руссов, которые и составили ядро племён славяно-руссов по всей Европе. Но особенно в Восточной и Южной Европе. И это естественно, ибо до этого времени север и запад Европы были заняты ледником. Сейчас в Турции, Ираке и Иране засушливый климат, но в ледниковый период там были влажные субтропики - райский климат. Ойразскую область можно условно начинать от горы Арарат. Именно здесь протекало рождение и детство русского племени.

Вернёмся к нашей героине, царице Сиромахе, как жаль, что не сохранилось её обычное имя!..

Через 18 лет после смерти Кира Дарий I новый владыка Нереиды решил наказать руссов (скифов - по глупому обобщению греков) за смерть Кира и в 513 году до н.э. перешёл через Босфор и Дунай в Северное Причерноморье. Царица Сиромаха-Тамирис была жива, но, находясь к востоку от мест вторжения персов, уже не играла основной роли в непосредственном разгроме Дария. Однако участвовала в Совете старейшин русских и скифских, и молва приписывает именно ей идею заманивания персов вглубь степи с последующим поджиганием трав и «партизанской» войной... хотя главным князем над руссами был тогда царь КАНЫШ. От слова-имени Дарий происходят русские слова «дурной», «дурий», «дурак» и т.д.

Поэтому необходимо считать царицу Сиромаху победительницей двух крупнейших полководцев древности, а ведь военные силы царицы были меньше персидских в 15-20 раз!

Будь на её месте какой-нибудь греческий, римский или хотя бы готский военачальник, он был бы прославлен, как Александр Македонский и Цезарь вместе взятые! В нашем же случае только сам «отец истории» попытался описать явление, да и то списал имя задом наперёд...

Я предлагаю русскому народу восстановить память величайших русских полководцев древности: царицы Сиромахи и её сына Ви- намира, который командовал войсками на поле боя, выполняя замыслы Сиромахи. Ведь одна из навязанных русскому народу трагедий -это постоянное прославление иудейских, греческих и рим- ских святых, происходящих из среды народов, которые являлись за всю долгую историю нашими злейшими врагами. А своих героев мы забыли совсем, чего нашим врагам и хотелось. Гот же, кто забыл свою национальную сущность, может существовать только в качестве голодного раба» (Fakts. -№-VI. - 1992).

В. Ulmena

 

 

спомним о том, как пришли Вайлы на землю русскую, пришли несметною силою. А в руке - меч кривой, борода в косички плетёная, а на голове шапка горшком. Много пеших шло и много конных, налетали горшкоголовые на Дедов-Прадедов, как волки, по степи рыскали, скот отбирали, серебро-злато высматривали.

Вздохнули Деды, за мечи медные взялись и пошли обороняться от нечисти. Разбили одну часть Вайлов, за ней другая идёт, разбили ту, а за ней третья встаёт. Увидели Деды, что сила у врага немереная, и нет ей ни конца, ни краю.

И захватили злые Выйлы почти всю Русь. И стали они людей и царей-князей плетьми бить, требовать у них золота, и детей мучили, чтоб казну спрятанную указали.

А у Дедов тогда ни серебра, ни золота не было, а только медь одну знали. И сам царь дедовский старый Рогач никакой казны не имел, жил, как все люди племени, - скотину держал, молоком да сыром питался, а про золото ничего не ведал.

Убили его Вайлы злые. А когда поняли, что взаправду у Дедов ничего нет, тогда взяли половину людей в

полон и погнали на солнце Египетское, и угнали их в

N

рабство до конца жизни.

А другая половина Русов убежала к полуночи, там по лесам жила и скиталась.

і

А потом окрепли Русы, размножились и вернулись, чтобы Вайлов побить. А те Вайлы давно в степях сгинули, только кости старые белелись в траве.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 230.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...