Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Употребление сочетаний имен числительных




С именами существительными

 

1. Количественные числительные согласуются с существительными во всех падежах, кроме именительного и винительного: Р. до пятидесяти рублей; Д. к пятидесяти рублям; Т. с пятьюдесятью рублями; П. о пятидесяти рублях. В именительном и винительном падежах они управляют существительными: пятьдесят (И.) рублей (Р.); получить пятьдесят (В.) рублей (Р.).

2. Слово тысяча, как правило, управляет существительным: тысяча рублей, до тысячи рублей и т. д. При наличии параллельных форм творительного падежа тысячей и тысячью форма тысячью может рассматриваться как форма количественного числительного и согласовываться с существительным: с тысячей рублей, но с тысячью рублями.

3. В сочетаниях типа по пять/пяти рублей существительное является управляемым словом и употребляется в форме родительного падежа.

4. В сочетаниях типа два и более (три и более, четыре и более) варианта существительное употребляется в форме родительного падежа единственного числа.

5. В сочетаниях дробных числительных с существительными существительное управляется последним словом дроби: более 50,5 процента — более пятидесяти и пяти десятых процента; 5 1/4 грамма — пять и одна четвертая грамма.

6. В сложных словах, включающих количественные числительные и не имеющих соединительной гласной, числительное обычно употребляется в форме родительного падежа: трехсотлетие, Семиречье, двадцатипроцентный.

Числительное сорок в начале сложных слов имеет форму сорока: сорокаведерный, сорокаквартирный. Однако есть слова с сорок-, образованные при помощи соединительной гласной о: сороконожка, сорокопут, сорокоуст.

Числительное сто в начале сложных слов сохраняет основную форму: стоквартирный, столетний.

Числительное два в начале сложных слов имеет формы двух- и дву-: двухэтажный, двухъярусный, но двусмыслица, двуязычный (см. словари русского языка). Такие параллельные образования различаются как по сфере употребления, так и по стилистической окраске.

В специальных текстах наряду со сложными словами, в составе которых есть числительные, широко используются и такие сочетания, как емкость в 40 литров, водоизмещением в 500 тонн, объемом в 150 кубических метров (с цифровой записью числительных). Пропуск предлога в подобных сочетаниях является признаком разговорного стиля и в официальных текстах нежелателен.

7. При склонении сложных существительных, начинающихся с пол.../пол- (полгода, пол-очка, пол-листа, пол-Москвы и т. п.), в книжной речи часть пол- в формах косвенных падежей, кроме винительного, приобретает форму полу-: более полугода, в полукилометре от... . В разговорной речи сохраняется форма пол-. Отступления от этого правила наблюдаются в следующих случаях: 1) когда пол- лишь приблизительно указывает на половину чего-либо: вернуться с полпути; 2) при обозначении времени в словах, образованных из пол... и названия часа: прийти около полдвенадцатого; 3) в словах, образованных из пол- и существительного, обозначающего одушевленный предмет: не осталось и полкурицы.

 

Употребление личных местоимений

 

1. В сочетании с простыми предлогами без, в, для, до, за, а также после наречных предлогов вокруг, впереди, напротив и др. формы местоимений он, она, они всегда начинаются с н: к нему, вокруг них. После предлогов, требующих дательного падежа, формы этих местоимений начинаются гласным: навстречу ему <ей, им>, благодаря ему <ей, им>. Так же после форм сравнительной степени прилагательных или наречий, сложных предложно-падежных сочетаний типа в отношении, по линии, со стороны и др.: старше его <ее, их>, быстрее его <ее, их>, в отношении его <ее, их>.

Трудности наблюдаются при употреблении местоимений он, она, они в сочетании с предлогом и местоимением весь (у всех их/них, ко всем им/ним), в сло­восочетаниях типа со стороны их/них, в отношении их/них, а также при отделении предлога от местоимения (между вами и ими/вами и ними и т. д.). Употребление в этих случаях местоимений он, она, они без начального н характерно для просторечия.

2. Стилистическое значение имеет употребление (так же, как и пропуск) личного местоимения при некоторых формах глаголов. Обороты речи типа предлагаю явиться, прошу уточнить, требую привлечь выражают категоричное требование; введение в них личного местоимения смягчает требование: Предлагаю Вам явиться...; Прошу Вас уточнить... .

3. Смягчает категоричность тона так называемое авторское мы, употребительное в научном и публицистическом стилях: Мы рассмотрим этот вопрос в следующей главе; Мы приходим к следующим выводам... .

4. При употреблении местоимений он, она, они воз­можно двоякое понимание текста в тех случаях, когда местоимение может быть соотнесено с несколькими предшествующими ему существительными. Например:

После присоединения артели к отраслевой фирме «Ниструл» ей (неясно: артели или фирме) было передано ценное оборудование (следует: Артели было передано ценное оборудование после ее присоединения к отраслевой фирме «Ниструл» или: Ценное оборудование было передано артели после ее присоединения к отраслевой фирме «Ниструл»).



Употребление притяжательных местоимений

и местоимения себя

 

1. Возможность соотнесения местоимений его, ее, их, свой, себя с двумя или несколькими предшествующими им существительными нередко служит источником неясности фразы. Например: Мастер напомнил ученику, что уборка рабочего места — этоего обязанность (неясно: ученика или мастера) (следует: Мастер напомнил ученику, что уборка рабочего места — это обязанность всех рабочих, в том числе и учеников или: Мастер напомнил ученику, что тот должен убирать свое рабочее место); Совхоз просил завод оставить усебя некоторые некомплектные машины (неясно: машины должны остаться в совхозе или на заводе) (следует: совхоз просил завод оставить в совхозе некоторые некомплектные машины).

2. Притяжательные местоимения, особенно местоимение свой, бывают нередко лишними во фразе:

В (своем) романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкин показал...; В (своей) автобиографии писатель говорил... .

3. Разговорный характер имеет пропуск местоимения себя в устойчивых словосочетаниях представлять себя, представлять собой, чувствовать себя и др. Неправильно: Гидротехнический комплекс представляет (следует: представляет собой) одну из крупнейших строек республики.

Употребление определительных,










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 189.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...