Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Автосемантия отрезков текста.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Понятие текста и текстовой нормы, виды информации в тексте,структурирование текста, виды композиции. Сложное синтаксическое целое и членение текста на абзацы. Текст и его основные категории. Многие лингвисты считают текстом только графически оформленное отображение действительности. Текст должен иметь стандартизированную письменную форму: текст должен быть создан на литературном языке и оформлен в соответствии с требованиями того или иного функционального стиля и того или иного жанра. Текст можно определить как объединенную смысловой и грамматической связью последовательность речевых единиц: высказываний, сверхфразовых единиц, фрагментов, разделов и т.д. Текст как объект лингвистического исследования.Текст-произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа; это произведение, состоящее из названия и ряда особых единиц (сложных синтаксических целых), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющая определенную коммуникативную установку. Семиотика-наука о знаках и отношениях между знаками. 3 характерных признака текста по Лотману: 1. Выраженность - фиксация знаками естественного языка. 2. Отграниченность. Способом отграничения текста от другого текста может служить в частности заголовок. 3. Структурность. Означает,что текст внутренне организован. Также ряд исследователей отбавляют следующие характеристики: 4. Информативность. Текст должен иметь содержание. Т.е. то, что автор хочет передать получателю. 5. Соотнесенность с жанром художественной или нехудожественной словесности. 6. Воспроизводимость - возможность переписывания или пересказа.
Признаки текста: Информативность. Выделяется 3 типа информации: -содержательно-фактуальная информация-сообщения о фактах, событиях, бывших или будущих в реальном или воображаемом мире. -содержательно-концептуальная информация - индивидуально-авторское понимание отношений между явлениями, то есть то, что и называется замыслом. -содержательно-подтекстовая информация - скрытая информация, извлекаемая из содержательно-фактуальной информации, благодаря способности языковых единиц порождать ассоциативные и конатативные(экспрессивные) значения, также благодаря способности содержательно-фактуальных единиц приукрашивать смыслы. Категории текста: 1. Целостность.Она предполагает наличие у данной речевой единицы единой темы. А если тематическое единство несоблюдено, то совокупность фраз не может быть признана текстом. 2. Завершенность текста.Текст можно считать завершенным тогда, когда с точки зрения автора его замысел получил исчерпывающее выражение. 3. Связность.Текстовая связность-особые виды связи, которые обеспечивают целостное восприятие достаточно самостоятельных частей текста. Подразделяют предметную связь, временную связь и пространственную связь, а также повторы, застрагивающие любой уровень языка, то есть фонетический, лексический, грамматический. Кроме того, любой текст обладает композиционно-структурной связностью. 4. Интеграция.Интеграция-особый тип связи, обеспечивающий целостность текста. Интеграция-категория психологического плана. Она базируется на способности человека концентрировать внимание на одной главной теме, подчиняя ей неглавные. Результат интеграции обычно дает концептуально-содержательную информацию. 5. Членимость. Членение текстов бывает двух типов: -объемно-прагматическое,то есть том, часть, глава, как правило, графически выделенные. -контекстно-вариативное. Это может быть графически разделенная речь автора и речь персонажа или функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Наиболее распространенное членение текста-деление текста на абзацы. 6. Структурность. Под структурностью понимают наличие в тексте внутренней организации, то есть композиции как у целого текста, так и его частей, а также наличие семантической структуры текста. Понятие структура текста включает в себя несколько составляющих: архитектоника, композиция, фабула, сюжет, функционально-смысловые типы речи, сложное синтаксическое целое, также словесные ряды и семантическую структуру (8 составляющих). Архитектоника-внешняя форма строения текста, характер и порядок расположения его частей. Она складывается из пролога, эпилога, глав, томов, а внутри глав-из абзацев. Композиция-мотивированное авторским замыслом взаимное расположение и соотношение частей, их внутреннее построение. Частями композиции являются зачин, кульминация, развязка (если речь идет о психологической стороне художественных текстов) или зачин, основная часть, заключение (в нехудожественных текстах). Виды композиции: Различают стандартную, кольцевую и параллельную композицию. Стандартная композиция характеризуется наличием частей, соответствующих зачину, основной части, и концовке. В художественных и газетно-публицистических текстах используются также типы композиций, наделенных способностью эстетического и эмоционального воздействия. Например, кольцевая композиция, при которой зачин оказывается примерно тождествен концовке, то есть в нем повторяется тема, модальность, временная соотнесенность, хотя могут меняться детали. Параллельная композиция позволит проводить сразу две темы, перехода в удобных местах от одной к другой, как в романе " Мастер и Маргарита". Для реализации такой композиции нудны большие коксовые объемы. В небольших текстах такое скольжение воспринимается как разрушение целостности. Автосемантия отрезков текста. Некоторые части текста могут обладать достаточной степенью автономности и быть отчужденны от остального текста. Кроме того, они наделены содержательной самодостаточностью. К таким автосемантическим отрезкам относятся сентенция, обобщения, цитаты, отступления, вставные тексты (текст в тексте, эпиграфы и заголовки.Особенно распространены автосемантичные отрезали в документах различных жанров, например, выделенные части в протоколе. Автосемантия является факультативной категорией текста. Континуальность-протяженность. Скольжение мусли по очерченному в текст пространстве или временному промежутку. Модальность.Модальностью принято называть отношение описываемой ситуации к реальности (объективная модальность), отношение горящего к описываемым фактам (субъективная реальность). Ретроспекция и проспекция-факультативно пристутствующее в тексте проявление связности. Ретроспекция- категория текста, объединяющая языковые единицы, которые позволяют возвращать читателя к предшествующей информации. Например, вводные предложения: как было сказано выше. Проспекция-категория текста, объединяющая языковые средства, которые помогают адресовать читателя к тому, что будет дальше. Фабула и сюжет-последовательное развитие событий. Фабула-совокупность событий, а сюжет-их последовательность. Фабула и сюжет есть только в событийных, то есть повествовательных текстах. Функционально-смысловые типы речи-это способы оформления мысли, схемы построения текста и словесной структуры, который используется в зависимости от назначения речи и ее смысла. При выделении ФТР учитываются 3 критерия: цель речи, структура текста, типичные языковые средства оформления. На их основе выделяют 4 типа речи: описание, повествование, рассуждение и определение. Описание-констатирующая речь, как правило, дающая статическую картину, представление о характере, составе, структуре, свойствах и качествах объекта путем перечисления как существенных, так и несущественных признаков, актуальных для говорящего в данный момент. В зависимости от того, включает ли описание содержательно-концептуальную информацию выделяют объективированные и субъективированные описания. Частным случаем объективированнго описания является информационное описание. Его цель-дать представление о сотых от наблюдателя сущностных признаках. Субъективированные описанияпередают непосредственное впечатления, поэтому композиция разворачивается в соответствии с направлением движения взгляда. Выбор этого направления нередко обусловлен авторским замыслом. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 396. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |