Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Автосемантия отрезков текста.




Понятие текста и текстовой нормы, виды информации в тексте,структурирование текста, виды композиции. Сложное синтаксическое целое и членение текста на абзацы.

Текст и его основные категории.

Многие лингвисты считают текстом только графически оформленное отображение действительности.

Текст должен иметь стандартизированную письменную форму: текст должен быть создан на литературном языке и оформлен в соответствии с требованиями того или иного функционального стиля и того или иного жанра.

Текст можно определить как объединенную смысловой и грамматической связью последовательность речевых единиц: высказываний, сверхфразовых единиц, фрагментов, разделов и т.д.

Текст как объект лингвистического исследования.Текст-произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа; это произведение, состоящее из названия и ряда особых единиц (сложных синтаксических целых), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющая определенную коммуникативную установку.

Семиотика-наука о знаках и отношениях между знаками.

3 характерных признака текста по Лотману:

1. Выраженность - фиксация знаками естественного языка.

2. Отграниченность. Способом отграничения текста от другого текста может служить в частности заголовок.

3. Структурность. Означает,что текст внутренне организован.

Также ряд исследователей отбавляют следующие характеристики:

4. Информативность. Текст должен иметь содержание. Т.е. то, что автор хочет передать получателю.

5. Соотнесенность с жанром художественной или нехудожественной словесности.

6. Воспроизводимость - возможность переписывания или пересказа.

 

Признаки текста:

Информативность.

Выделяется 3 типа информации:

-содержательно-фактуальная информация-сообщения о фактах, событиях, бывших или будущих в реальном или воображаемом мире.

-содержательно-концептуальная информация - индивидуально-авторское понимание отношений между явлениями, то есть то, что и называется замыслом.

-содержательно-подтекстовая информация - скрытая информация, извлекаемая из содержательно-фактуальной информации, благодаря способности языковых единиц порождать ассоциативные и конатативные(экспрессивные) значения, также благодаря способности содержательно-фактуальных единиц приукрашивать смыслы.

Категории текста:

1. Целостность.Она предполагает наличие у данной речевой единицы единой темы. А если тематическое единство несоблюдено, то совокупность фраз не может быть признана текстом.

2. Завершенность текста.Текст можно считать завершенным тогда, когда с точки зрения автора его замысел получил исчерпывающее выражение.

3. Связность.Текстовая связность-особые виды связи, которые обеспечивают целостное восприятие достаточно самостоятельных частей текста. Подразделяют предметную связь, временную связь и пространственную связь, а также повторы, застрагивающие любой уровень языка, то есть фонетический, лексический, грамматический.

Кроме того, любой текст обладает композиционно-структурной связностью.

 4. Интеграция.Интеграция-особый тип связи, обеспечивающий целостность текста. Интеграция-категория психологического плана. Она базируется на способности человека концентрировать внимание на одной главной теме, подчиняя ей неглавные. Результат интеграции обычно дает концептуально-содержательную информацию.

5. Членимость. Членение текстов бывает двух типов:

-объемно-прагматическое,то есть том, часть, глава, как правило, графически выделенные.

-контекстно-вариативное. Это может быть графически разделенная речь автора и речь персонажа или функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Наиболее распространенное членение текста-деление текста на абзацы.

6. Структурность. Под структурностью понимают наличие в тексте внутренней организации, то есть композиции как у целого текста, так и его частей, а также наличие семантической структуры текста.

Понятие структура текста включает в себя несколько составляющих: архитектоника, композиция, фабула, сюжет, функционально-смысловые типы речи, сложное синтаксическое целое, также словесные ряды и семантическую структуру (8 составляющих).

Архитектоника-внешняя форма строения текста, характер и порядок расположения его частей. Она складывается из пролога, эпилога, глав, томов, а внутри глав-из абзацев.

Композиция-мотивированное авторским замыслом взаимное расположение и соотношение частей, их внутреннее построение. Частями композиции являются зачин, кульминация, развязка (если речь идет о психологической стороне художественных текстов) или зачин, основная часть, заключение (в нехудожественных текстах).

Виды композиции:

Различают стандартную, кольцевую и параллельную композицию. 

Стандартная композиция характеризуется наличием частей, соответствующих зачину, основной части, и концовке. В художественных и газетно-публицистических текстах используются также типы композиций, наделенных способностью эстетического и эмоционального воздействия.

Например, кольцевая композиция, при которой зачин оказывается примерно тождествен концовке, то есть в нем повторяется тема, модальность, временная соотнесенность, хотя могут меняться детали.

Параллельная композиция позволит проводить сразу две темы, перехода в удобных местах от одной к другой, как в романе " Мастер и Маргарита". Для реализации такой композиции нудны большие коксовые объемы. В небольших текстах такое скольжение воспринимается как разрушение целостности.

Автосемантия отрезков текста.

Некоторые части текста могут обладать достаточной степенью автономности и быть отчужденны от остального текста. Кроме того, они наделены содержательной самодостаточностью. К таким автосемантическим отрезкам относятся сентенция, обобщения, цитаты, отступления, вставные тексты (текст в тексте, эпиграфы и заголовки.Особенно распространены автосемантичные отрезали в документах различных жанров, например, выделенные части в протоколе. Автосемантия является факультативной категорией текста.

Континуальность-протяженность. Скольжение мусли по очерченному в текст пространстве или временному промежутку.

Модальность.Модальностью принято называть отношение описываемой ситуации к реальности (объективная модальность), отношение горящего к описываемым фактам (субъективная реальность).

Ретроспекция и проспекция-факультативно пристутствующее в тексте проявление связности. Ретроспекция- категория текста, объединяющая языковые единицы, которые позволяют возвращать читателя к предшествующей информации. Например, вводные предложения: как было сказано выше.

Проспекция-категория текста, объединяющая языковые средства, которые помогают адресовать читателя к тому, что будет дальше.

Фабула и сюжет-последовательное развитие событий. Фабула-совокупность событий, а сюжет-их последовательность. Фабула и сюжет есть только в событийных, то есть повествовательных текстах.

 Функционально-смысловые типы речи-это способы оформления мысли, схемы построения текста и словесной структуры, который используется в зависимости от назначения речи и ее смысла. При выделении ФТР учитываются 3 критерия: цель речи, структура текста, типичные языковые средства оформления. На их основе выделяют 4 типа речи: описание, повествование, рассуждение и определение.

Описание-констатирующая речь, как правило, дающая статическую картину, представление о характере, составе, структуре, свойствах и качествах объекта путем перечисления как существенных, так и несущественных признаков, актуальных для говорящего в данный момент. В зависимости от того, включает ли описание содержательно-концептуальную информацию выделяют объективированные и субъективированные описания.

Частным случаем объективированнго описания является информационное описание. Его цель-дать представление о сотых от наблюдателя сущностных признаках.

Субъективированные описанияпередают непосредственное впечатления, поэтому композиция разворачивается в соответствии с направлением движения взгляда. Выбор этого направления нередко обусловлен авторским замыслом.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 350.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...