Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Воспринимаются читателями (зрителями) ка определённый эталон речи, поэтому создаются журналистами с установкой на демонстрацию речевого мастерства.




Одной из важных особенностей публицистического стиля является сочетание в его рамках двух функций языка: функции сообщения (информативной) и функции воздействия (воздействующей, или экспрессивной). Говорящий использует этот стиль тогда, когда ему необходимо не только передать какую-то информацию (сообщение), но и произвести на адресата (часто массового) определенное воздействие. Причем автор, передавая факты, выражает свое отношение к ним. Этим и обусловлена яркая эмоционально-экспрессивная окраска публицистического стиля, не характерная ни для научной, ни для официально-деловой речи.

 

Художественно-публицистические жанры являются наиболее сложными, здесь, наряду с содержанием, особую эстетическую роль играет форма. Это предполагает повышенную требовательность к языку, художественной образности, эмоциональной насыщенности.

1. Очерк. Центральное место среди этих жанров занимает очерк. Очерк сочетает в себе репортажное, исследовательское и писательское начала. Он не просто сообщает факты и выводы, но и художественное обобщение и осмысление действительности. В отличие от аналитических статей, в очерках вполне уместны метафоры и другие художественные приёмы.

Выделяют такие разновидности очерка как портретный очерк и проблемный очерк.

2. Фельетон является сатирическим жанром. Его цель - осмеяние всевозможных пороков. Успех фельетона зависит от четкости изложения фактов и языкового вкуса фельетониста.

3. Памфлет. К фельетону близок памфлет. Если фельетон высмеивает отрицательное явление, то памфлет героя, который представляется автору носителем опасного общественного зла.

4. Пародия представляет собой сатирическое изображение чужой речи: литературного произведения, политического выступления, научного или философского сочинения.

5. Малым жанром является сатирический комментарий, который отличается от аналитического установкой на использование художественных средств (иронии, гиперболизации). Пример такого комментария - рубрика "Филантропия" в "Независимой газете".

№22)

Словесное оформление публичного выступления

 

При подготовке публичного выступления перед оратором неизбежно возникает вопрос, ка*

 лучше словесно оформить свою речь, обязательно или нет составлять ее письменный текст. Это

 давний спор, своими корнями уходящий в глубокую древность.

 

Античные теоретики ораторского искусства считали писание единственно верным способом

 подготовки речей. Цицерон, к примеру, утверждал, что нужно как можно больше писать, потому

 что «кто вступает на ораторское поприще с привычкой к письменным работам, тот приносит с

 

собой способность даже без подготовки говорить, как по писаному». А римский ритор Квинтилиан

 уверял: «Лишь с помощью писания можно достигнуть легкости речи».

 

Многие опытные ораторы, известные политические и судебные деятели, теоретики красноречия

 последующих времен тоже считала, что речи должны быть предварительно написаны.

 

Конечно, писать текст выступления — дело нелегкое. Поэтому многие неохотно берутся за это,

 убеждая себя, что речь в уме лучше, чем на бумаге. А между тем создание текста активизирует

 мыслительную деятельность оратора, позволяет ему глубже вникнуть в суть проблемы и точнее

 выразить свои мысли. Работая над текстом, оратор имеет возможность литературно обработать его,

 подобрать наиболее уместные слова и выражения, исключить стилистические шероховатости,

 использовать средства речевой выразительности и т. д. К готовому тексту можно вернуться через

 некоторое время, чтобы улучшить его содержание и форму. Написанный текст можно показать,

 прочитать своим родным, знакомым, коллегам, обсудить со специалистами и внести коррективы в

 соответствии с высказанными мнениями и замечаниями. Заранее подготовленный текст речи

 вселяет уверенность в оратора, помогает ему

 

справиться с волнением перед выступлением и в процессе самой речи. Поэтому стоит прислушаться

 к словам тех, кто советует писать тексты речей от начала до конца.

 

Однако после написания и отработки текста выступления оратор не должен тешить себя

 надеждой, что он уже готов к встрече со слушателями. Конечно, проще всего было бы выйти на

 трибуну и прочитать текст речи по рукописи, но такое выступление не принесет успеха оратору.

 Слушатели плохо воспринимают чтение текста с листа, так как отсутствует живой контакт между

 оратором и аудиторией.

 

Некоторые пытаются заучивать текст речи. И в отдельных случаях это оправдано. Когда

 приходится выступать с убеждающей речью на митинге, с приветствием на торжественном

 мероприятии, на банкете и т. п., неловко держать перед собой текст речи, а между тем неточно

 сформулированная мысль, неудачная фраза, неправильное словоупотребление могут навредить

 оратору. Поэтому лучше произнести предварительно подготовленный и заученный текст. Если речь

 небольшая по объему, то это не так уж и трудно сделать, а если приходится выступать с лекцией,

 докладом, сообщением, то выучить текст полностью удается далеко не каждому. Этот вид

 овладения материалом труден для оратора, он требует от него большого напряжения и усилий воли.

 У оратора могут возникнуть сложности при воспроизведении текста: провал памяти, сильное

 волнение, неожиданный шум в зале и т. д. Поэтому не рекомендуется дословно произносить

 написанный текст.

 

Многие опытные ораторы советуют выступать с опорой на текст. Что это значит? Сначала

 необходимо хорошо осмыслить и освоить написанную речь. Целесообразно соответствующим

 образом разметить и сам текст речи, т. е. подчеркнуть основные положения речи, пронумеровать

 освещаемые вопросы, выделить фамилии, названия, статистические данные, начало и конец цитат,

 обозначить иллюстративные примеры и т. п.

 

Таким текстом легко пользоваться во время выступления. Достаточно опустить взгляд на

 страницу, чтобы восстановить ход изложения мыслей, найти нужный материал. Выступление с

 опорой на текст создает впечатление свободного владения материалом, дает возможность оратору

 уверенно общаться со слушателями.

 

со слушателями.

 

Однако оратор из-за неотработанности речи не всегда может уложиться в отведенное время,

 меньше успевает рассказать, некоторые вопросы остаются неосвещенными. Неизбежны какие-то

 отступления, вызванные новыми ассоциациями, порой неточными бывают формулировки,

 возможны речевые ошибки. Поэтому не случайно французы говорят, что лучший экспромт тот,

 который хорошо подготовлен.

 

Импровизация возможна только на базе больших предварительно полученных знаний. Экспромт

 бывает хорош, когда он подготовлен всем прошлым опытом оратора. Он может родиться только у

 человека, который имеет большой запас знаний и владеет необходимыми риторическими навыками

 и умениями. Удачный экспромт — это результат постоянной работы оратора над собой, итог долгих

 размышлений, награда за большой многолетний труд.

Прекрасным оратором-импровизатором своего времени был А. В. Луначарский. На вопрос, как

 это ему удается так легко выступать, он ответил фразой, которая стала афоризмом: «Я готовился к

 этому всю жизнь

 

Структурирование текста










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 177.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...