Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Устная публичная речь. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка и проведение публичного выступления.




Риторика как наука и учебная дисциплина существует тысячи лет. В разные времена в неё вкладывали различное содержание. Она рассматривались и как особый жанр литературы, и как мастерство любого вида речи (письменный и устный), и как наука и искусство устной речи.

Оратор и аудитория взаимодействуют друг с другом в процессе устного публичного выступления, где ораторская речь возможна только при наличии обоих элементов: говорящего и слушающих. Публичная речь — это общественно значимое, социально обусловленное выступление.

Когда оратор говорит перед аудиторией, им движут, как правило, два желания: поделиться мыслью и передать чувства, им испытываемые. Сочетания мысли и чувства, рационального и эмоционального аспектов речи дают нам разнообразие жанров ораторского искусства, например: социально-политический, деловой, дипломатический, социально-бытовой, академический, судебный, военный, церковный (гомилетики). Это самая распространённая и традиционная классификация, так называемая жанрово — тематическая.

В чем преимущества устной речи перед речью письменной?

а) прежде всего, устная речь старше, а потому привычнее и предпочтительнее письменной.

б) устная речь — это живое общение без пространственных и временных преград, ей присущих точный адрес, простота реализации, диалогичность.

в) устное слово позволяет оратору импровизировать, корректировать свою речь, постоянно поддерживать и развивать контакт со слушателями, учитывать их интересы.

г) в устной речи допустимо отступление от строгих (императивных) норм речи письменной.

При выборе темы необходимо учитывать следующее:

а) соответствие темы вашим знаниям и интересам, наличие личного опыта или теоретических знаний, которые помогут раскрыть её. Следует придерживаться правила — избранная тема должна дать вам больше информации, чем имеется у ваших слушателей.

б) уместность темы для данной аудитории.

в) конфликтный характер темы. Спор, толкование, борьба всегда вызывает у людей интерес.

г) новизна темы. Человека всегда интересует что-то новое — стремление к познанию присуще ему от природы. Но новое и необычное должно опираться на то, что людям уже знакомо и имеет для них значение.

Накопив материал и выработав авторскую позицию, можно приступить к определению цели выступление. Они могут быть общими и конкретными в зависимости от особенностей аудиторий, для которой готовится речь.

Общая цель выступления определяется видом реакции, которую мы хотим получить:

а) удовлетворить любознательность слушателей;

б) развлечь их;

в) воодушевить, убедить, склонить к какому — либо действию или его прекращению.

По характеру общей цели речи подразделяют на следующие типы: информационная, развлекательная, агитация.

Задача информационной речи — пробудить в слушателях интерес к её предмету, теме, дать им новые знания. Основные элементы — факты, события, теоретические размышления, обобщения, выводы. По форме это может быть - описание, повествование, рассуждение.

Задача развлекательной речи — доставить слушателям удовольствие, помочь им приятно и с пользой провести время отдыха. Основные элементы — шутка в сочетании с серьёзной мыслью, правда и вымысел. По типу высказывания — повествование.

Агитационные речи могут быть воодушевляющими, убеждающими и призывающими к действию. По форме — это приветствия, выступления с оценкой заслуг, в ознаменование каких-либо событий, речи о значении нравственных и общественных ценностей. В них не сообщается новой информации, скорее напоминают о том, что всем хорошо известно, но в суете повседневной жизни отходит на второй план. Воодушевляющая речь призвана затронуть прежде всего чувства слушателя, а не его рассудок.

Оратор и аудитория.

Контакт с аудиторией легче бывает установить, если вы учтёте следующие рекомендации:

Не читайте речь по написанному тексту — если вы не знаете её наизусть, не стоит и выходить к слушателям. В полнее допустимо (если объем выступления большой) иметь перед собой тезисный план, карточки с цифровым материалом, цитаты;

В процессе произнесения текста речи смотрите на своих собеседников, а не в окно, на потолок или себе под ноги, тогда вы вовремя заметите малейшие признаки усталости, невнимания или разочарованности вашей речью и сумеете улыбкой, шуткой, интересным замечанием вновь возбудить интерес ваших слушателей.

Помогает восстановить утерянный контакт и обращение к слушателям с вопросом, предложением выполнить какое — либо действие, позволяющее убедиться немедленно в правоте ваших утверждений.

Техника речи.

Важный критерий оценки выступающего перед аудиторией человека – техника речи. На бытовом уровне хорошая техника речи – это когда "хорошо слышно и все понятно". Специалисты же описывают технику речи, выделяя ее многие составляющие. Рассмотрим главные.

1. Дикция (от лат. dictio – "произнесение") – это произнесение звуков. Дикция важна для ораторов, телеведущих, певцов, актеров. Дикцию можно сравнить с почерком: человек с плохим почерком будет не понят адресатом, а человек с плохой дикцией будет заставлять аудиторию либо переспрашивать информацию, либо "пропускать" ее.

2. Темп. Хорошая дикция тесно связана с темпом. Темп (от лат. tempus – "время") – это скорость нашей речи, то время, за которое мы произносим наш текст. Нормальный темп русской речи – 120 слов в минуту.

3. Интонация (от лат. intonare – "громко произносить") – важное смыслоразличительное средство языка. Одно и то же предложение, произнесенное с разной интонацией, приобретает разный смысл.

4. Голос имеет для оратора большое значение. Это индивидуальная характеристика человека.

Оратор должен уметь владеть своим голосом:

1) говорить достаточно громко для того, чтобы его было хорошо слышно;

2) менять силу звука ("громко" – "тихо") для создания особого сценического эффекта речи;

3) заботиться о том, чтобы голос был приятным (не крикливым, не сиплым, без кашля и т.д.).

Чистота речи.

Одним из качеств хорошей речи является ее чистота. Чистота речи предполагает отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Чистоту речи нарушают:

1. Диалектизмы. Говоря о необходимости избегать употребления диалектных слов.

2. Засоряют речь и так называемые слова–паразиты

3. В литературной речи не допускаются просторечные слова. Обычно это грубоватые слова отрицательно-оценочного содержания.

4. Засоряют литературную речь жаргонные слова, т.е. слова, характерные для какой-то группы людей (социальной, профессиональной и т.п.).

5. Безусловно, портят язык, мешают его выразительности широко употребляемые наряду с канцеляризмами “профессиональные” слова.

6. Многие считают, что второй (после канцелярита) “болезнью” русского языка является чрезмерное употребление заимствованных слов.

Речевое общение.

Правила для говорящего.

1.Говорящему предписывается доброжелательное отношение к собеседнику. Запрещается своей речью наносить адресату разного рода ущерб.

2. Говорящему предписывается, осуществляя доброжелательность, проявлять уместную в данной ситуации общения вежливость. Это значит, что необходимо учесть возраст, пол, служебное или общественное положение адресата.

3. Говорящему не рекомендуется ставить в центр внимания собственное "я", предписывается быть скромным в самооценках, не навязывать собеседнику собственных мнений.

4. Говорящему предписывается поставить в центр внимания слушающего, учитывая его социальные роли, его личность и осведомленность в теме, предмете речи, степени его заинтересованности.

5. Говорящему необходимо уметь выбрать тему для разговора, уместную в данной ситуации, интересную, понятную партнеру.

6. Говорящий должен следовать логике развертывания текста, следить за тем, чтобы вывод не противоречил посылке, чтобы следствия вытекали из причин.

7. Говорящий должен постоянно вести отбор языковых средств в соответствии с избранной стилистической тональностью текста, ориентируясь не только на адресата, но и на ситуацию общения в целом, на официальность или неофициальность обстановки.

8.Необходимо ограничивать свою жестикуляцию принятыми мерками, не размахивать излишне руками и т.д. У жестов также есть своя стилистика, о чем мы скажем ниже. Слушатель должен чувствовать, что говорящий посылает ему доброжелательные жестовые и мимические сигналы, дополнительно пробуждает в нем контакт внимания, контакт понимания, ритмизуя с помощью жестов свою речь, жестами выделяя главное.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 189.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...