Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 10. Оценочные структуры в тексте закона.




МВД России

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОСТОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(ФГОУ ВПО РЮИ МВД России)

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой гуманитарных,

социально-экономических

и естественнонаучных дисциплин,

д.ф.н., профессор

__________И.М. Вакула

«____» _____________ 20 __ г.

 

РУССКИЙ ЯЗЫК В ДЕЛОВОЙ И ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

для студентов 3 курса очного обучения

юридического факультета РЮИ МВД РФ (набор 200_ г.)

(6 семестр)

 

по специальности 030501 - Юриспруденция

 

                                                             Автор: старший преподаватель

Тарасова Т.Н.

 

 

Обсуждены и одобрены на заседании кафедры «05» апреля 2010 г.,  протокол № 15.

 

Ростов-на-Дону

2010

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Язык в профессиональной деятельности юриста, функции языка права.

                                                                      Практические занятия 4 час.

Практическое занятие 1-2.

1. Язык в профессиональной деятельности юриста.

2. Функции языка права.

3. Культура речи юриста.

Краткие организационно-методические указания для самостоятельной работы обучаемых:

- самостоятельная работа с образцами процессуальных документов, освоение языка права (№5);

- самостоятельно изучить справочную литературу по специальности (№1,2,3);

- выполнение рефератов по темам: «Словесность в юриспруденции», «Культура речи юриста».

 

Тема 2. Точность словоупотребления.

                                                                      Практические занятия 4 час.

Практическое занятие 1-2.

1. Основные функции слова.

2. Лексическое значение слова.

3. Речевые ошибки, вызванные употреблением слова без учёта его семантики.

Краткие организационно-методические указания для самостоятельной работы обучаемых:

- самостоятельно изучить предисловие и главу «О слоге» книги П.Сергеича «Искусство речи на суде»;

- выразить мнение, какие положения данной работы приемлемы в наши дни, обосновать свою точку зрения;

- подготовить научное сообщение на тему «Основные качества культуры речи».

 

Тема 3. Многозначные слова и омонимы в речи юриста.

                                                                      Практические занятия 4 час.

Практическое занятие 1.

1. Понятие полисемии.

2. Сущность явления.

3. Основное и производное значение слова.

Практическое занятие 2.

1. Построение словарной статьи многозначного слова в толковых словарях.

2. Обозначение омонимов в словарях.

3. Ошибки, связанные с употреблением многозначных слов и омонимов.

Краткие организационно-методические указания для самостоятельной работы обучаемых:

- самостоятельно подготовить сообщение о функциях многозначных слов в речи оратора;

- самостоятельно изучить словарь Колесников Н.П. «Словарь омонимов русского языка». Ростов-на-Дону, 1995.

- самостоятельно составить для толкового словаря словарные статьи к словам преступление, закон, учитывая их многозначность.

 

Тема 4. Синонимы, антонимы, их функции в речи юриста.

                                                                      Практические занятия 4 час.

Практическое занятие 1.

1. Типы синонимов.

2. Функции синонимов в речи юриста.

3. Ошибка в выборе синонимов.

Практическое занятие 2.

1. Антонимия как логико-лингвистическое явление.

2. Стилистические функции антонимов в речи.

3. Ошибки, связанные с употреблением антонимов.

4. Словари антонимов: общая характеристика, построение словарной статьи.

Краткие организационно-методические указания для самостоятельной работы обучаемых:

- самостоятельно познакомиться со словарём: Введенская Л.А. «Словарь антонимов русского языка». Ростов-на-Дону, 1982.

- самостоятельно подготовить сообщение на тему «Антонимия в речах судебных ораторов» на базе дополнительного материала (статьи Н.Г.Михайловской и Л.А.Новикова; судебные речи Н.И.Холева, Ф.Н.Плевако).

 

Тема 5. Паронимы в речи юриста.

                                                                      Практические занятия 4 час.

Практическое занятие 1-2.

1. Паронимия. Соотношение паронимов с омонимами, синонимами.

2. Характеристика словаря-справочника «Трудные случаи употребления однокоренных слов русского языка», построение словарной статьи.

3. Речевые ошибки. Вызванные смешением паронимов.

Краткие организационно-методические указания для самостоятельной работы обучаемых:

- самостоятельно познакомьтесь со словарями: 1. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. «Словарь паронимов современного русского языка» М., 1994. 2. Колесников Н.П. «Словарь паронимов и антонимов русского языка», Ростов-на-Дону, 1995. Выразите мнение, на сколько полезны данные словари для пополнение словарного запаса юриста, для точного выбора слов.

 

Контрольная работа 1.

Работа проводится в течение 2 часов в виде письменных ответов на предложенные задания, перечень которых изложен в приложении к настоящей программе.

 

Тема 6. Иноязычная лексика в языке права, освоение иноязычной лексики.

                                                                      Практические занятия 4 час.

Практическое занятие 1.

1. Заимствованная лексика. Определение понятия.

2. Сферы употребления иноязычной лексики.

3. Интернациональная лексика.

Практическое занятие 2.

1. История и пути освоения заимствованной лексики.

2. Употребление иноязычных слов в процессуальных актах и судебной речи.

3. Ошибки, вызванные использованием иноязычных слов.

Краткие организационно-методические указания для самостоятельной работы обучаемых:

- самостоятельно изучить статьи 1, 24, 30, 34, 35, 62, 65, 66, 77, 78, 266 УК РФ, выбрать иноязычные слова, обозначающие особые юридические понятия, определить из каких языков они заимствованы;

- самостоятельно ознакомиться со словарями: 1. словарь иностранных слов/под ред. И.В.Лехина и Ф.Н.Петрова. М., 1995. 2. Бабкин А.М., Шендецов В.В. словарь иноязычных выражений и слов, употребляющихся в русском языке без перевода. В 2-х томах. СПб., 1994. 3. современный словарь иностранных слов. М.: русский язык, 2004.

- подготовить сообщение (реферат) на тему: Иноязычная лексика в речи юриста.

 

Тема 7. Активная и пассивная лексика.

                                                                      Практические занятия 4 час.

Практическое занятие 1-2.

1. Необщеупотребительная лексика. Определение понятия.

2. Сферы употребления и функции историзмов и архаизмов.

3. Неологизмы, новые слова.

4. Ошибки, вызванные употреблением лексики пассивного запаса.

Краткие организационно-методические указания для самостоятельной работы обучаемых:

- самостоятельно изучить по 15 статей из УК РФ, УПК РФ, ГК РФ, ГПК РФ и сделать вывод о наличии в них слов пассивного запаса;

- познакомиться с работами: 1. Новые слова и значения: Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 70-х годов/Е.А.Левашов, Т.Н.Поповцева и др. М., 1984. 2. Новые слова и словари новых слов: [Сб. ст.]/Отв. ред. З.Н.Костелова. Л., 1983. Выразите мнение о степени важности подобных словарей для юристов.

 

Тема 8. Профессиональная юридическая лексика.

                                                                      Практические занятия 4 час.

Практическое занятие 1.

1. Юристы о терминологии уголовного закона.

2. Понятие термина. Его характеристики.

3. Грамматическое оформление терминов.

Практическое занятие 2.

1. Оценочная лексика в составе терминов.

2. Многозначные слова в функции терминов.

3. Ошибки в терминологии уголовного закона.

Краткие организационно-методические указания для самостоятельной работы обучаемых:

- самостоятельно изучить по 10 статей УК РФ и УПК РФ и выразить своё мнение о том, какие термины преобладают, чем объясняется это преобладание, употребляются ли иноязычные слова в функции терминов, много ли многозначных слов употребляется в функции терминов, какие из терминов позволяют говорить о трудности языка права;

- подготовить сообщение «Об особенностях юридической терминологии».

 

Тема 9. Точность употребления устойчивых словосочетаний, юридические клише и штампы.

                                                                      Практические занятия 4 час.

Практическое занятие 1.

1. Понятие фразеологического оборота. Его характеристики.

2. Стилистическое использование фразеологических оборотов.

3. Ошибки в употреблении фразеологических оборотов.

Практическое занятие 2.

1. Понятие речевого клише и штампа.

2. Клише в письменной речи юриста.

3. Клише в судебной монологической речи.

Краткие организационно-методические указания для самостоятельной работы обучаемых:

- прочитать статью: Басков В. суд не на осуд, а на рассуд//Сов. юстиция. 1989. № 7 и раскрыть смысл выражения «суд не в осуд»;

- самостоятельно ликвидировать речевые штампы, заменив их клишированными построениями в сборнике «Процессуальные акты» (1991) на стр. 159, 166, 173, 174, 175, 177, 178, 180.

 

Тема 10. Оценочные структуры в тексте закона.

                                                                      Практические занятия 4 час.

Практическое занятие 1.

1. Термины оценочного характера.

2. Семантические группы оценочных структур.

3. Грамматическое оформление терминов оценочного характера.

Практическое занятие 2.

1. Актуальное членение предложения.

2. Роль порядка слов протокола осмотра.

3. Порядок расположения членов простого предложения во вводной, описательной и резолютивной частях постановления.

4. Обратный порядок слов в протоколах допроса.

Краткие организационно-методические указания для самостоятельной работы обучаемых:

- привести несколько примеров терминов оценочного характера из разных отраслей права. Рассказать. Что они оценивают и какова их структура;

- прочитать по 2 статьи из УК РФ, УПК РФ, ГК РФ и ГПК РФ, проследить в них объективный порядок слов;

- подготовить сообщение (реферат) по теме: «Оценочные структуры в тексте закона».

Контрольная работа 2.

Работа проводится в течение 2 часов в виде письменных ответов на предложенные задания, перечень которых изложен в приложении к настоящей программе.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 265.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...