Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Определите ошибки в сочетаемости слов. Исправьте предложения.




ДИСЦИПЛИНА «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

СОДЕРЖАНИЕ

1. ДИСЦИПЛИНА «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ». Старший преподаватель Юдашкина Л.А……………………………………….…………..2

 

 

Задания к контрольной работе

По курсу русского языка и культуре речи для студентов

Заочной формы обучения

I. Орфоэпические нормы русского литературного языка

1. Расставьте ударения в следующих словах:

августовский агент агентство алкоголь анатом асимметрия баловаться баловник (из)балованный (из)баловать бармен безудержный боязнь бюрократия вероисповедание втридешева втридорога гладильный давнишний девичий о деньгах джинсовый диспансер договор, договоры договорный донельзя досуг добыча единовременный жалюзи жизнеобеспечение завидно завсегдатай заговор занятой (человек) занятый (чем-нибудь) закупорить запломбировать звонит звонишь зонты иначе индустрия (ис)черпать камбала каталог каучук кашлянуть квартал кирзовый кладовая красивее кружиться кружится кулинария кухонный ломота маркетинг маркетинговый мастерски меховой мизерный мусоропровод мытарство мышление наголо (остричь) наголо (держать шашки) наискось намерение наотмашь начался началась началось начались начат начата начато начаты начатый некролог новорожденный нормировать нормированный обеспечение обетованный облегчить ободрить обострить одновременно опошлить опошленный оптовый откупорить осужденный пасквиль пиццерия плесневеть поднять поднял подняла подняло подняли подростковый поручни порты, портами поставщик похороны, на похоронах предвосхитить предвосхищать премировать премированный премирование приговор пригубить приданое принудить приобретение продал продала продало продали пурпур пурпурный ракушка римлянка свекла сирота, (мн.ч.) сироты складчина сливовый соболезнование сосредоточение по средам статуя (денежные) средства таможня танцовщица тигровый толика торты тотчас тяжба уведомить уведомленный углубить украинский умерший упрочение упростить уставный усугубить феерия феномен хаос хвоя ходатайствовать ходатайство хозяева холеный шоферы, шоферов шрифта, шрифтами щавель щекотно эксперт

2. Объясните значения омóграфов (слов с разными ударениями), составив с ними словосочетания:

Броня – броня бронировать – бронировать видение – видение морщить – морщить рапорт – раппорт  острота – острота искра – искра вязанка – вязанка засоленный – засоленный лавровый - лавровый ирис – ирис характерный – характерный развитой – развитый - развитый языковой – языковый колледж – коллеж недвижимый – недвижимый клубы – клубы переходной – переходный

Броня – закрепление (оставить броню на номер в отеле);

Броня – средство защиты людей (стальная броня);

Бронировать – закреплять (бронировать номер);

Бронировать – покрывать бронёй (бронировать людей);

Видение – действие (видение будущего);

Видение – призрак (видение в старом доме);

Морщить – об одежде (морщить джинсы);

Морщить – делать в складку (морщить лоб);

Рапорт – донесение (рапорт милиционера);

Раппорт – узор (раппорт на ткани);

Острота – остроумное выражение (

Острота – свойство острого (острота блюда);

Искра –

Искра –

Вязанка – вязаная вещь (вязанка из шерсти);

Вязанка – связка чего-либо (вязанка дров);

Засолённый –

Засоленный –

Лавровый –

Лавровый –

Ирис – растение (красивый ирис);

Ирис – конфета (вкусный ирис);

Характерный –

Характерный –

Развитой –

Развитый –

Развитый –

Языковой – относится к речи (

Языковый – орган (языковый рулет);

Колледж – учебное заведение в США и Англии (престижный колледж);

Коллеж – учебное заведение во Франции (известный коллеж);

Недвижимый – об имуществе (застраховать недвижимое);

Недвижимый – неподвижный (недвижимый зверь);

Клубы – организация (клубы домохозяек);

Клубы -  (клубы дыма);

Переходной –

Переходной –

 

Возможны ли варианты произношения орфографического «чн» в данных ниже словах? Запишите слова в соответствующие графы таблицы.

Булочная, конечно, молочный, скучно, нарочно, пустячный, сливочный, яичница, прачечная, молочница, ячневая, Ильинична, скворечник, беспорядочный, подсвечник, будничный, селёдочный, девичник, горничная, гречневый, непорядочный, перечница, спичечный, к шапочному разбору.

произносится только [чн] произносится только [шн] произносится и [чн], и [шн]
молочный, сливочный, молочница, ячневая, беспорядочный, будничный, гречневая, спичечный, конечно, нарочно, пустячный, Ильинична, девичник булочная, скучно, яичница, прачечная, скворечник, подсвечник, селёдочный, горничная, непорядочный, перечница

4. В каких словах под ударением произносится [’о] ( «ё»), в каких – [’э] («е»)? Произношение каких слов допускает варианты?

Афера, бесшерстный, блеклый, валежник, гренадер, единоплеменный, желчь, жердочка, зацветший, зев, истекший год, истекший кровью, клест, маневры, местоименный, нареченный, одновременный, опека, оседлый, острие, осужденный, отцветший, платежеспособный, подключенный, погруженный в мысли, погруженный на платформу, пресек, раскаленный, современный, щелка.

произносится [’о] ( «ё») произносится [’э] («е») произносится [’о] и [’э]
Зацветший, истекший кровью, клест, местоименный, нареченный, осужденный, погруженный в мысли, раскаленный Валежник, единоплеменный, желчь, зев, истекший год, одновременный, оседлый, отцветший, погруженный на платформу, современный Афера, бесшерстный, блеклый, гренадер, жердочка, маневры, опека, острие, платежеспособный, подключенный, пресек, щелка

5. От данных ниже существительных образуйте форму родительного падежа единственного и множественного числа, расставьте ударения:

Бант, бинт, герб, гуляш, дверь, жезл, зонт, клок, созыв, торт, шарф, шрифт, порт.

Бант – банта, бантов;                                     клок – клока, клочьев;

Бинт – бинта, бинтов;                                    созыв – созыва, созывов;

Герб – герба, гербов;                                     торт – торта, тортов;

Гуляш – гуляша, гуляшей;                            шарф – шарфа, шарфов;

Дверь – двери, дверей;                                  шрифт – шрифта, шрифтов;

Жезл – жезла, жезлов;                                   порт – порта, портов

Зонт – зонта, зонтов;

 

1. Лексические нормы русского литературного языка

6. С помощью толковых словарей ответьте на следующие вопросы:

1. В чем отличие слов рынок и базар?

Отличие их состоит в том, что базар – это торговля на открытом месте, а рынок – это торговля на открытом месте либо в помещении.

2. В каких случаях следует употребить слово есть, а в каких – кушаю?

Слово есть уместно употребить в праздники, а кушаю в обыденной жизни.

3. Как правильно: Мой отец – по профессиитерапевт, а по специальностиврач или Мой отец – по профессииврач, а по специальности терапевт? Почему?

Правильно второй вариант, т.к. профессия – это более широкое понятие, чем специальность.

4. Как правильно: Завтра я не сумею к тебе зайти или Завтра я не смогук тебе прийти? Почему?

 

5. Можно ли спросить: Кем трудитсятвоя мама? Почему?

6. Правильно ли сказано: Сегодня мы с супругом пойдём в кино? Почему?

7. Можно ли так спросить: В нескольких городских школах педагоги иностранных языков организовали клубы интернациональной дружбы? Почему?Чем различаются слова педагог, учитель и преподаватель?

8. Как вы назовёте человека в день его рождения? В чём различие слов именинник и новорождённый? Кто такой юбиляр?

Определите ошибки в сочетаемости слов. Исправьте предложения.

1. После войны надо было возводить разрушенное хозяйство. 2. Все дети страшно обрадовались. 3. Этому вопросу уделяли серьезное значение. 4. Большинство своего свободного времени он проводит на теннисном корте. 5. Необходимо умножать темпы заготовки кормов. 6. Большое внимание будет оказано благоустройству города. 7. Бóльшая половина игры уже прошла. 8. Подавляющее число присутствующих разобрались в этой теме.

 

Правильно:

1. После войны надо было восстановить разрушенное хозяйство. 2. Все дети очень обрадовались. 3. Этому вопросу предавали серьезное значение. 4. Большую часть свободного времени он проводит на теннисном корте. 5. Необходимо ускорять темпы заготовки кормов. 6. Большое внимание будет оказано вопросу благоустройства города. 7. Бóльшая часть игры уже прошла. 8. Большая часть присутствующих разобрались в этой теме.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 356.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...