Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Определите ошибки в сочетаемости слов. Исправьте предложения.Стр 1 из 4Следующая ⇒
ДИСЦИПЛИНА «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» СОДЕРЖАНИЕ 1. ДИСЦИПЛИНА «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ». Старший преподаватель Юдашкина Л.А……………………………………….…………..2
Задания к контрольной работе По курсу русского языка и культуре речи для студентов Заочной формы обучения I. Орфоэпические нормы русского литературного языка 1. Расставьте ударения в следующих словах:
2. Объясните значения омóграфов (слов с разными ударениями), составив с ними словосочетания:
Броня – закрепление (оставить броню на номер в отеле); Броня – средство защиты людей (стальная броня); Бронировать – закреплять (бронировать номер); Бронировать – покрывать бронёй (бронировать людей); Видение – действие (видение будущего); Видение – призрак (видение в старом доме); Морщить – об одежде (морщить джинсы); Морщить – делать в складку (морщить лоб); Рапорт – донесение (рапорт милиционера); Раппорт – узор (раппорт на ткани); Острота – остроумное выражение ( Острота – свойство острого (острота блюда); Искра – Искра – Вязанка – вязаная вещь (вязанка из шерсти); Вязанка – связка чего-либо (вязанка дров); Засолённый – Засоленный – Лавровый – Лавровый – Ирис – растение (красивый ирис); Ирис – конфета (вкусный ирис); Характерный – Характерный – Развитой – Развитый – Развитый – Языковой – относится к речи ( Языковый – орган (языковый рулет); Колледж – учебное заведение в США и Англии (престижный колледж); Коллеж – учебное заведение во Франции (известный коллеж); Недвижимый – об имуществе (застраховать недвижимое); Недвижимый – неподвижный (недвижимый зверь); Клубы – организация (клубы домохозяек); Клубы - (клубы дыма); Переходной – Переходной –
Возможны ли варианты произношения орфографического «чн» в данных ниже словах? Запишите слова в соответствующие графы таблицы. Булочная, конечно, молочный, скучно, нарочно, пустячный, сливочный, яичница, прачечная, молочница, ячневая, Ильинична, скворечник, беспорядочный, подсвечник, будничный, селёдочный, девичник, горничная, гречневый, непорядочный, перечница, спичечный, к шапочному разбору.
4. В каких словах под ударением произносится [’о] ( «ё»), в каких – [’э] («е»)? Произношение каких слов допускает варианты? Афера, бесшерстный, блеклый, валежник, гренадер, единоплеменный, желчь, жердочка, зацветший, зев, истекший год, истекший кровью, клест, маневры, местоименный, нареченный, одновременный, опека, оседлый, острие, осужденный, отцветший, платежеспособный, подключенный, погруженный в мысли, погруженный на платформу, пресек, раскаленный, современный, щелка.
5. От данных ниже существительных образуйте форму родительного падежа единственного и множественного числа, расставьте ударения: Бант, бинт, герб, гуляш, дверь, жезл, зонт, клок, созыв, торт, шарф, шрифт, порт. Бант – банта, бантов; клок – клока, клочьев; Бинт – бинта, бинтов; созыв – созыва, созывов; Герб – герба, гербов; торт – торта, тортов; Гуляш – гуляша, гуляшей; шарф – шарфа, шарфов; Дверь – двери, дверей; шрифт – шрифта, шрифтов; Жезл – жезла, жезлов; порт – порта, портов Зонт – зонта, зонтов;
1. Лексические нормы русского литературного языка 6. С помощью толковых словарей ответьте на следующие вопросы: 1. В чем отличие слов рынок и базар? Отличие их состоит в том, что базар – это торговля на открытом месте, а рынок – это торговля на открытом месте либо в помещении. 2. В каких случаях следует употребить слово есть, а в каких – кушаю? Слово есть уместно употребить в праздники, а кушаю в обыденной жизни. 3. Как правильно: Мой отец – по профессиитерапевт, а по специальностиврач или Мой отец – по профессииврач, а по специальности терапевт? Почему? Правильно второй вариант, т.к. профессия – это более широкое понятие, чем специальность. 4. Как правильно: Завтра я не сумею к тебе зайти или Завтра я не смогук тебе прийти? Почему?
5. Можно ли спросить: Кем трудитсятвоя мама? Почему? 6. Правильно ли сказано: Сегодня мы с супругом пойдём в кино? Почему? 7. Можно ли так спросить: В нескольких городских школах педагоги иностранных языков организовали клубы интернациональной дружбы? Почему?Чем различаются слова педагог, учитель и преподаватель? 8. Как вы назовёте человека в день его рождения? В чём различие слов именинник и новорождённый? Кто такой юбиляр? Определите ошибки в сочетаемости слов. Исправьте предложения. 1. После войны надо было возводить разрушенное хозяйство. 2. Все дети страшно обрадовались. 3. Этому вопросу уделяли серьезное значение. 4. Большинство своего свободного времени он проводит на теннисном корте. 5. Необходимо умножать темпы заготовки кормов. 6. Большое внимание будет оказано благоустройству города. 7. Бóльшая половина игры уже прошла. 8. Подавляющее число присутствующих разобрались в этой теме.
Правильно: 1. После войны надо было восстановить разрушенное хозяйство. 2. Все дети очень обрадовались. 3. Этому вопросу предавали серьезное значение. 4. Большую часть свободного времени он проводит на теннисном корте. 5. Необходимо ускорять темпы заготовки кормов. 6. Большое внимание будет оказано вопросу благоустройства города. 7. Бóльшая часть игры уже прошла. 8. Большая часть присутствующих разобрались в этой теме. |
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 356. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |