Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проанализируйте (объясните) причины недостаточной информативности предложений и отредактируйте их.




ДИСЦИПЛИНА «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

СОДЕРЖАНИЕ

1. ДИСЦИПЛИНА «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ». Старший преподаватель Юдашкина Л.А……………………………………….…………..2

2. ДИСЦИПЛИНА «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ». Преподаватель: доцент Данилова Н.В………..…..…………………………….10



ДИСЦИПЛИНА «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

 

Старший преподаватель Юдашкина Л.А.

 

Методические указания и задания для выполнения контрольной работы по дисциплине «Русский язык и культура речи»

Для студентов заочной формы обучения

Контрольная работа по дисциплине «Русский язык и культура речи» выполняется студентами заочной формы обучения самостоятельно в межсессионный период. Студенты, не выполнившие контрольную работу, к сдаче зачета не допускаются.

Контрольная работа включает в себя задания, направленные на углубление и расширение знаний по теории и практике литературного языка, способствует развитию коммуникативной компетенции.

Структура контрольной работы:

1. Орфоэпические нормы русского литературного языка:

· Акцентологические нормы (нормы постановки ударения).

· Нормы произношения согласных звуков

· Нормы произношения гласных звуков

2. Лексические нормы:

· Значение слова

· Лексическая сочетаемость (способность слов соединяться друг с другом)

· Речевая недостаточность

· Речевая избыточность (плеоназм, тавтология)

· Употребление паронимов

· Функционально-стилевая принадлежность слова

· Заимствованные слова

3. Морфологические нормы:

· Нормы употребления имен существительных (род, варианты форм множественного числа, варианты падежных форм)

· Нормы употребления имен прилагательных

· Нормы употребления числительных

4. Синтаксические нормы:

· Нормы построения словосочетаний (именных, глагольных)

· Нормы построения предложений (простых, сложных)

 

Внимание! Каждое задание контрольной работы необходимо выполнять в строгом соответствии с его формулировкой.  

 

Контрольная работа должна быть аккуратно оформлена в рукописном или печатном виде, удобна для проверки и хранения.

 

 

Задания к контрольной работе

По курсу русского языка и культуре речи для студентов

Заочной формы обучения

I. Орфоэпические нормы русского литературного языка

1. Расставьте ударения в следующих словах:

августовский агент агентство алкоголь анатом асимметрия баловаться баловник (из)балованный (из)баловать бармен безудержный боязнь бюрократия вероисповедание втридешева втридорога гладильный давнишний девичий о деньгах джинсовый диспансер договор, договоры договорный донельзя досуг добыча единовременный жалюзи жизнеобеспечение завидно завсегдатай заговор занятой (человек) занятый (чем-нибудь) закупорить запломбировать звонит звонишь зонты иначе индустрия (ис)черпать камбала каталог каучук кашлянуть квартал кирзовый кладовая красивее кружиться кружится кулинария кухонный ломота маркетинг маркетинговый мастерски меховой мизерный мусоропровод мытарство мышление наголо (остричь) наголо (держать шашки) наискось намерение наотмашь начался началась началось начались начат начата начато начаты начатый некролог новорожденный нормировать нормированный обеспечение обетованный облегчить ободрить обострить одновременно опошлить опошленный оптовый откупорить осужденный пасквиль пиццерия плесневеть поднять поднял подняла подняло подняли подростковый поручни порты, портами поставщик похороны, на похоронах предвосхитить предвосхищать премировать премированный премирование приговор пригубить приданое принудить приобретение продал продала продало продали пурпур пурпурный ракушка римлянка свекла сирота, (мн.ч.) сироты складчина сливовый соболезнование сосредоточение по средам статуя (денежные) средства таможня танцовщица тигровый толика торты тотчас тяжба уведомить уведомленный углубить украинский умерший упрочение упростить уставный усугубить феерия феномен хаос хвоя ходатайствовать ходатайство хозяева холеный шоферы, шоферов шрифта, шрифтами щавель щекотно эксперт

2. Объясните значения омóграфов (слов с разными ударениями), составив с ними словосочетания:

Броня – броня бронировать – бронировать видение – видение морщить – морщить рапорт – раппорт  острота – острота искра – искра вязанка – вязанка засоленный – засоленный лавровый - лавровый ирис – ирис характерный – характерный развитой – развитый - развитый языковой – языковый колледж – коллеж недвижимый – недвижимый клубы – клубы переходной – переходный

 

Возможны ли варианты произношения орфографического «чн» в данных ниже словах? Запишите слова в соответствующие графы таблицы.

Образец выполнения:

произносится только [чн] произносится только [шн] произносится и [чн], и [шн]
1. коричневый 1. друг сердечный 1…..

Булочная, конечно, молочный, скучно, нарочно, пустячный, сливочный, яичница, прачечная, молочница, ячневая, Ильинична, скворечник, беспорядочный, подсвечник, будничный, селёдочный, девичник, горничная, гречневый, непорядочный, перечница, спичечный, к шапочному разбору.

4. В каких словах под ударением произносится [’о] ( «ё»), в каких – [’э] («е»)? Произношение каких слов допускает варианты?

Образец выполнения:

произносится [’о] ( «ё») произносится [’э] («е») произносится [’о] и [’э]
1. … 1. … 1. …

Афера, бесшерстный, блеклый, валежник, гренадер, единоплеменный, желчь, жердочка, зацветший, зев, истекший год, истекший кровью, клест, маневры, местоименный, нареченный, одновременный, опека, оседлый, острие, осужденный, отцветший, платежеспособный, подключенный, погруженный в мысли, погруженный на платформу, пресек, раскаленный, современный, щелка.

5. От данных ниже существительных образуйте форму родительного падежа единственного и множественного числа, расставьте ударения:

Бант, бинт, герб, гуляш, дверь, жезл, зонт, клок, созыв, торт, шарф, шрифт, порт.

2. Лексические нормы русского литературного языка

6. С помощью толковых словарей ответьте на следующие вопросы:

1. В чем отличие слов рынок и базар?

2. В каких случаях следует употребить слово есть, а в каких – кушаю?

3. Как правильно: Мой отец – по профессиитерапевт, а по специальностиврач или Мой отец – по профессииврач, а по специальности терапевт? Почему?

4. Как правильно: Завтра я не сумею к тебе зайти или Завтра я не смогук тебе прийти? Почему?

5. Можно ли спросить: Кем трудитсятвоя мама? Почему?

6. Правильно ли сказано: Сегодня мы с супругом пойдём в кино? Почему?

7. Можно ли так спросить: В нескольких городских школах педагоги иностранных языков организовали клубы интернациональной дружбы? Почему?Чем различаются слова педагог, учитель и преподаватель?

8. Как вы назовёте человека в день его рождения? В чём различие слов именинник и новорождённый? Кто такой юбиляр?

Определите ошибки в сочетаемости слов. Исправьте предложения.

1. После войны надо было возводить разрушенное хозяйство. 2. Все дети страшно обрадовались. 3. Этому вопросу уделяли серьезное значение. 4. Большинство своего свободного времени он проводит на теннисном корте. 5. Необходимо умножать темпы заготовки кормов. 6. Большое внимание будет оказано благоустройству города. 7. Бóльшая половина игры уже прошла. 8. Подавляющее число присутствующих разобрались в этой теме.

Проанализируйте (объясните) причины недостаточной информативности предложений и отредактируйте их.

1. Сдается квартира с ребенком. 2. Восьмидесятилетняя слепая старушка ходит в сарай за дровами по проволоке. 3. В первый месяц жизни дети ходят гулять только на руках. 4. Женщине присудили пятьдесят процентов мужа. 5. Студенты, прошедшие давление и сварку, могут записаться на обработку резанием. 6. Доставка груза производится вертолетом по бездорожью.

Какие из приведенных ниже словосочетаний закрепились в языке и стали допустимыми, а какие воспринимаются как избыточные и не соответствуют языковой норме? (За справками обращайтесь к словарям иностранных слов и словарям трудностей русского языка.)

Образец выполнения:

Соответствуют языковой норме Не соответствуют языковой норме
1. … 1. …

Информационное сообщение, вечерняя серенада, хронометраж времени, патриот своей родины, экспонаты выставки, народный фольклор, букинистическая книга, свободная вакансия, прейскурант цен, автобиография жизни, монументальный памятник, коллеги по профессии, габаритные размеры, ведущий лидер, внутренний интерьер, необычный феномен, реальная действительность, период времени, огромная махина, ответная контратака, прогрессировать вперед, странный парадокс, демобилизация из армии.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 227.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...