Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика обучения фонетике и орфоэпии.




Вопрос Классификация звуков русского языка.Различия в характеристике гласных и согласных звуков в вузе и в школе.Проблемы изучения фонетики и орфоэпии в школьном курсе русского языка

Фонетика- раздел языкознания, изучающий звуковые единицы языка, их акустические и артикуляционные свойства, законы функционирования звуков речи, распределения ударения в словах, чередования гласных и согласных.

 

Основные признаки и характеристика гласных и согласных звуков.

Гласные и согласные звуки.Гласные – это звуки, которые состоят только из голоса; выдыхаемый воздух проходит через рот, не встречая никаких преград. Гласные звуки возникают в результате колебания голосовых связок. Эти колебания гармонические, создающие тон и музыкальный звук.

Согласные – это звуки, которые состоят из шума или голоса и шума, т.е. при артикуляции согласных выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграды в полости рта.

Гласные – тоновые звуки, а согласные – шумные.

ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ ЗВУКОВ.

 Наиболее фундаментальным делением звуков является их деление на гласные и согласные (это – языковая универсалия). Различие гласных и согласных имеет артикуляционно-акустическую природу. Звуки могут вообще образовываться двумя путями: 1) колебание голосовых связок в момент прохождения через гортань струи воздуха – ср. пение; они создают музыкальный тон звука, или голос; 2) шум, негармонический звук, образуемый в результате преодоления струей воздуха различных препятствий. Соотношение голоса и шума – есть ДП для гласных и согласных, а также ДП для дальнейшего членения согласных. Система гласных звуков называется вокализм, согласных – консонантизм.

Врусском языке различают 42 звука речи, или, пользуясь другим термином, 42 фонемы (от греч. слова phonema, что означает «звук речи»).

По механизму образования фонемы делятся, прежде всего, на гласные и согласные (6 гласных и 36 согласных).

Классификация гласных звуковв русском языке строится на трех признаках: 1) по ряду; 2) по подъему; 3) по степени огубленности.

1) При артикуляции гласных переднего ряда язык сильно продвинут вперед ([и], [е]); при артикуляции гласных среднего ряда язык немного отодвигается назад ([ы], [а]); при произнесении гласных заднего ряда язык сильно отодвинут назад ([у], [о]).

2) Разница заметна по верхнему, среднему, нижнему уровню подъема. Здесь существуют различия гласных, вызывающихся движением языка в вертикальном направлении. Высокий: [и], [э], [у]. Средний: [о]. Низкий: [ы], [э], [а].

Подъем – характеристика ударных гласных звуков.

3) По степени участия губ гласных делятся на огубленные (лабиализованные) и неогубленные (нелабиализованные). Огубленные: [у], [о]. Неогубленные: [а], [и], [э], [ы].

Основное различие гласных и согласных состоит в их роли в слогообразовании. Гласный звук всегда образует вершину слога, является сонантом, согласный сопутствует сонанту, является консонантом.

Артикуляционное различие гласных и согласных состоит в различной напряженности произносительного аппарата и отсутствии или наличии фокуса образования.

При образовании гласных голос преобладает над шумом, тогда как при образовании большинства согласных (за исключением сонорных) соотношение оказывается противоположным: шум доминирует над голосом.
Наличие двух типов звуков речи (гласных и согласных), различающихся по артикуляции, заставляет составлять классификацию гласных отдельно от классификации согласных.

Одной из важнейших задач вузовского учебника считается объективное изложение разных концепций, разных способов описания одного и того же объекта, которое позволяет студенту сделать свой собственный выбор.


Классификация и основные характеристики согласных звуков.

1 Место образования зависит от характера работы активного органа речи. По месту образования различают согласные губно-губные (б, бТ, п, пТ, м), губно-зубные (в, фТ), зубные (т, д, с, з, н, л, ц).

2 Способ образования – характеристика препятствия во рту на пути воздушной струи. При образовании согласных русского языка используется три способа артикуляции:

1) смычка;

2) щель;

3) вибрация.

Согласные делятся на смычные (п, б, т, к), щелевые (фрикативные): ф, в, с, з, х, ш, щ, ж, вибранты (дрожащие): р, рТ.

3 Уровень шума. По уровню шума (степени его интенсивности) согласные делятся на шумные и сонорные.

Шумные согласные образуются либо при помощи шума, либо голоса и шума. Сонорные согласные (sonorus – звучный) образуются при помощи голоса и незначительного шума, что с акустической точки зрения приближает их к гласным (лТ, м, н, р, j).

4 Участие голоса. По участию голоса согласные делятся на звонкие и глухие (произносимые с голосом, тоном и без голоса). У звонких сонорных голос обычно преобладает над шумом, а у звонких шумных шум преобладает над голосом. Без голоса при помощи одного только шума образуются глухие согласные.

По наличию и отсутствию голоса согласные образуют пары (б-п, г-к, д-т…). У глухого [ц] есть парный звонкий [дз]. Такую же пару составляют глухой [ч] и звонкий [дТжТ]. Звук [х] имеет звуковую пару [ ].

5 Твердость, мягкость согласных. Признак твердости и мягкости – один из характерных черт русских согласных.

Твердые и мягкие согласные в русском языке образуют пары, но непарными твердыми являются звуки [ж], [ш], [ц], непарными мягкими [ш], [ж], [чТ], [j].

 

 

Методика обучения фонетике и орфоэпии.

Цели изучения фонетики– раскрыть перед учащимися роль звуковой стороны языка, показать связь последней с лексикой и грамматикой. Познавательные цели: дать школьникам представление о звуковой системе русского языка, предупредить бытовое смешение звука и буквы, развивать речевой слух, научить работать с орфоэпическим словарём, познакомить с нормами литературного произношения. Практические цели: формирование учебно-языковых (фонетических) явлений: распознать звуки русского языка, классифицировать их, анализируя звуковой состав слова (фонетический разбор). Речевые умения: развитие произносительно-слуховой культуры. В содержание обучения входят знание и умения. Система основных понятий: звук, слог, позиционное чередование, отличие звука от буквы ит.д.. Основная единица фонетического уровня языка представлена в школьном курсе звуком.

 Звук рассматривается в 3 аспектах: функциональном, физиологическом и акустическом. Звук с физиологической точки зрения рассматривается как система, творческий продукт работы органов речи, артикуляции. В силу закрепленного бытового представления мягкого знака о тождестве буквы и звука в тех словах, где мягкость на письме обозначается мягким знаком. С акустической точки зрения звуки речи рассматриваются как физические явления, воспринимаемые органом слуха, соотношения голоса и шума. С функциональной точки зрения звуки речи изучаются в их отношении к смысловой стороне речи.

В содержании курса фонетики входит изучение звуков русского языка, как системы. Понятие противопоставленности звуковых единиц усваивается в том случае, если учитель обращает внимание на следующую формулировку: Большинство звонких и глухих согласных, твердых и мягких образуют пары. Главное в работе учителя должно стать и воспитание речевой культуры. Содержание изучения фонетики в школе входит закрепление знаний учащихся о слоге. В 5 классе представляется целесообразным при фонетическом разборе им предлагать слова с простейшими случаями слогоделения (ци-линдр), или просим указать лишь общее количество слогов. В школе учащиеся усваивают правила переноса слов. Принципы: 1. Опора на речевой слух самих учащихся, 2. рассмотрение звука в морфеме, 3. Сопоставление звука и буквы. При изучении фонетики наиболее распространенными приемами является наблюдение за звуковой стороной речи, употребление в произношении, звукобуквенный (фонетический) разбор, группировка слов с определенными звуками, прием установочного чтения.

Организуя наблюдения надо учитывать принцип от звука к букве (Пешковский). Фонетический разбор – это не только прием обучения, но и средство закрепления, обобщения и повторения сведений по фонетике. Порядок фонетического разбора: 1. Слоги, ударение, 2. Гласные: ударные, безударные, 3. Согласные: звонкие/глухие, мягкие/твердые, 4. количество букв и звуков. Необходимо обращать внимание на речь. Буква обозначает звук, звук обозначается буквой. Интерес к изучению фонетики создается путем использования игровых заданий, поисковых задач. Эти приемы активизируют учащихся и способствуют формированию различать звук и букву. Система упражнений: фонетический и орфоэпический разборы, сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова, постановка ударения, деление на слоги. Занимательные упр.: определение слов, в которых звуков больше, чем букв; букв больше, чем звуков; количество звуков и букв совпадает и д.

Орфоэпия– раздел лингвистики, изучающий «совокупность правил устной речи, обеспечивающих единство ее звукового оформления в соответствии с норами национального языка, исторически выработавшимися и закрепившимися в литературном языке» (Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1984).

Наиболее приемлемым и обоснованным для школы следует принимать второй подход к объему понятия «орфоэпия», так как произношение и ударение есть специфические проявления устной речи, взаимосвязанные и взаимообусловленные, обычно неотражаемые в должной мере на письме. К тому же комплексное изучение норм произношения и ударения в рамках орфоэпии позволяет оптимально решать задачи формирования и развития произносительных умений и навыков.

Произношение охватывает состав различаемых в данном языке фонем, их качество, их изменения в определенных фонетических условиях, т. е. прежде всего - фонетическую систему. Несмотря на то что фонетическая система - основное в произношении, она не покрывает собой полностью понятия «произношение». Кроме того, в понятие «произношение» входит звуковое оформление отдельных слов или групп в той мере, в какой оно не определяется системой языка. Так, например, в ряде слов на месте орфографического сочетания чн произносится [шн]: коне[шн]о, ску[шн]о, яи[шн]ица и др. В ряде случаев отмечается двоякое произношение: сливо[шн]ьш и сливо[ч'н]ый, було[шн]ая и було[ч'н]ая и др. При любом произношении этих слов фонетическая система русского языка в равной мере допускает оба сочетания - как [шн], так и [ч'н]. Таким образом, перед нами в данном случае явление, относящееся к произношению, но не определяющееся фонетической системой. Произношение звука [ш] или [ч'] перед [н] в каждом отдельном слове определяется традицией, принадлежностью слова к тому или иному стилю (высокому или разговорному), стилистической окрашенностью речи, но отнюдь не фонетическими условиями.

Наконец, в понятие произношения входит звуковое оформление отдельных грамматических форм (например, родительного падежа слов на -ого, -его; возвратных суффиксов глаголов; прилагательных на -кий, -чий и т.п.), что выходит за рамки фонетической системы, но характеризует произношение как таковое. Все эти и подобные случаи, не всегда относящиеся к фонетической системе русского языка, тем не менее относятся к произношению. Следовательно, произношение представляет собой понятие более широкое, нежели фонетическая система, хотя она и служит базой произношения.

Важной стороной орфоэпии является ударение, т.е. «звуковое выделение одного из слогов слова» (Р. И.Аванесов). Ударение в русском языкехарактеризуется следующими основными признаками:

1) ударный слог произносится с большей силой; ударение характеризуется большей громкостью ударного слога;

2) ударный слог выделяется большей длительностью;

3) ударный слог в отличие от безударного характеризуется значительной напряженностью произносительного аппарата, а также усилением выдоха.

Отличительные особенности русского ударения - его разноместность и подвижность. Русское ударение является разноместным, потому что может быть в слове на любом слоге (книга, ручка - на первом слоге; учебник, тетрадь — на втором; ударение, орфоэпия - на третьем и т.д.).

Вместе с тем русское ударение, будучи в одних словах неподвижным, в других является подвижным, так как при образовании разных грамматических форм одного и того же слова его место может меняться (сравните: календарь - календаря; дневник - дневника). В этом и состоит объективная трудность усвоения акцентных норм. По данным ученых, большая часть слов русского языка (около 96 %) отличается фиксированным ударением. Однако оставшиеся 4 % являются наиболее употребительными словами, которые и составляют базисную лексику языка1. К сожалению, твердых правил о том, на каком слоге ставить ударение, в большинстве случаев нет, и в каждом подобном случае необходимо запомнить слово вместе с ударением.

Таким образом, ударение является весьма важной стороной оформления устной речи, хотя оно и не относится в русском языке к области произношения в собственном смысле слова.

Комплексное изучение норм произношения и ударения в рамках орфоэпии позволяет оптимально решать проблемы формирования и развития произносительных умений и навыков. Цель орфоэпических упражнений – развить речевой слух, формировать у учащихся устойчивые умения и навыки в самостоятельном решении вопросов произношения и ударения.

В задачи обучения орфоэпии входит: 1) формирование и развитие речевого слуха учащихся, т. е. способности фиксировать внимание на фонетических особенностях звучащей речи, а также анализировать ее с точки зрения соблюдения норм литературного языка; 2) систематическая и целенаправленная работа по формированию орфоэпических умений и навыков на основе соответствующих знаний; 3) развитие у школьников языкового вкуса и чутья, неравнодушного отношения к ненормированному произношению, формирование навыков речевого самоконтроля; 4) налаживание единого речевого режима в школе; 5) языковое самообразование, речевое самосовершенствование учителя (Львов М.Р. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе. 5-9 классы. М., 1989).

К наиболее типичным видам орфоэпических упражнений относятся следующие:

1) прослушивание образцов произношения;2) повторение образцов, их копирование;3) работа со словарями ударения и произношения и др.

Положительные результаты в обучении орфоэпии во многом зависят от видов упражнений, их регулярности и последовательности проведения. К сожалению, в современных школьных учебниках не прослеживается система орфоэпических упражнений, необходимо совершенствовать орфоэпическую работу на уроках русского языка.

При обучении орфоэпии следует учитывать стили произношения. Известно, что в произношении выделяются три стиля - разговорный, нейтральный и высокий. При обучении же русскому литературному произношению и ударению берется за основу нейтральный стиль, объединяющий в себе черты высокого и разговорного стилей произношения. Это и понятно, поскольку нейтральные языковые, в частности фонетические, единицы уместны в любой обстановке общения, в любой речи и преобладают в устных и письменных высказываниях любого рода, к тому же стилистическая окрашенность языковых средств воспринимается только на фоне именно нейтральных единиц.

Орфоэпия, будучи составной частью науки о языке, опирается на соответствующие нормы, под которыми понимается «совокупность явлений, разрешенных системой языка и являющихся обязательными для всех носителей данного языка».

Естественно, что литературный язык предполагает строгий отбор языковых фактов в качестве нормы. При этом учитываются, с одной стороны, языковые традиции, в чем состоит устойчивость нормы, с другой - прогрессивные тенденции в развитии языка, и в этом проявляются динамизм и гибкость норм современного русского литературного языка.

В методическом плане вопросы обучения графике и орфоэпии следует решать в сопоставительном плане, выявляя при этом соотношение между буквами и звуками. В орфоэпических комментариях нуждается терминология этих разделов, особенности произношения названий ряда букв и др. Все это в свою очередь позволит исправить или предупредить орфоэпические ошибки, наиболее часто встречающиеся в речи школьников.

 Методические рекомендации

а) Задачи обучения орфоэпии в средней школе

Знание типичных орфоэпических ошибок и их причин помогает учителю определить задачи обучения современному русскому литературному произношению и ударению. Вот самые важные из них:

-формирование и развитие речевого слуха учащихся;- систематическая и целенаправленная работа по формированию орфоэпических умений и навыков на теоретической основе;- развитие у школьников языкового вкуса и чутья; неравнодушного отношения к небрежному, ненормированному произношению, формирование навыков речевого самоконтроля;- налаживание единого речевого режима в школе;- языковое самообразование, речевое самосовершенствование учителя – словесника, других учителей.

 

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 1942.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...