Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Н. А. Добролюбов. «Луч света в тёмном царстве».




...Прежде всего вас поражает необыкновенная своеобразность этого характера. Ничего нет в нём внешнего, чужого, а всё выходит как-то изнутри его; всякое впечатление перерабатывается в нём и затем срастается с ним органически. Это мы видим, например, в простодушном рассказе Катерины о своём детском возрасте и о жизни в доме у матери. Оказывается, что воспитание и молодая жизнь ничего не дали ей: в доме её матери было то же, что и у Кабановых, - ходили в церковь, шили золотом по бархату, слушали рассказы странниц, обедали, гуляли по саду, опять беседовали с богомолками и сами молились... Выслушав рассказ Катерины, Варвара, сестра её мужа, с удивлением замечает: «Да ведь и у нас то же самое». Но разница определяется Катериною очень быстро в пяти словах: «Да здесь всё как будто из-под неволи!» И дальнейший разговор показывает, что во всей этой внешности, которая так обыденна у нас повсюду, Катерина умела находить свой особенный смысл, применять её к своим потребностям и стремлениям, пока не налегла на неё тяжёлая рука Кабанихи. Катерина вовсе не принадлежит к буйным характерам, никогда не довольным, любящим разрушать во что бы то ни стало. Напротив, это характер по преимуществу созидающий, любящий, идеальный. Вот почему она старается всё осмыслить и облагородить в своём воображении; то настроение, при котором, по выражению поэта, —

Весь мир мечтою благородной Перед ним очищен и омыт, —

это настроение до последней крайности не покидает Катерину. Всякий внешний диссонанс она старается согласить с гармонией своей души, всякий недостаток по­крывает из полноты своих внутренних сил. Грубые, суеверные рассказы и бес­смысленные бредни странниц превращаются у ней в золотые, поэтические сны во­ображения, не устрашающие, а ясные, добрые. Бедны её образы, потому что мате­риалы, представляемые ей действительностью, так однообразны; но и с этими скудными средствами её воображение работает неутомимо и уносит её в новый мир, тихий и светлый. Не обряды занимают её в церкви: она совсем и не слышит, что там поют и читают; у ней в душе иная музыка, иные видения, для неё служба кончается неприметно, как будто в одну секунду. Её занимают деревья, странно нарисованные на образах, и она воображает себе целую страну садов, где всё такие деревья, и всё это цветёт, благоухает, всё полно райского пения. А то увидит она всолнечный день, как «из купола светлый такой столб вниз идёт, и в этом столбе ходит дым, точно облака», — и вот она уже видит, «будто ангелы в этом столбе ле­тают и поют». Иногда представится ей — отчего бы и ей не летать? и когда на горе стоит, то так её и тянет лететь: вот так бы разбежалась, подняла руки, да и полете­ла. Она странная, сумасбродная с точки зрения окружающих; но это потому, что она никак не может принять в себя их воззрения и наклонностей. Она берёт от них материалы, потому что иначе взять их неоткуда; но не берёт выводов, а ищет их сама, и часто приходит вовсе не к тому, на чём успокаиваются они. Подобное отно­шение к внешним впечатлениям мы замечаем и в другой среде, в людях, по своему воспитанию привыкших к отвлечённым рассуждениям и умеющих анализировать свои чувства. Вся разница в том, что у Катерины, как личности непосредственной, живой, всё делается по влечению натуры, без отчетливого сознания, а у людей раз­витых теоретически и сильных умом ~ главную роль играет логика и анализ. <...>

О своём характере Катерина сообщает Варе одну черту ещё из воспоминаний детства: «Такая уж я зародилась горячая! Я ещё лет шести была, не больше, — так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно, — я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула её от берега. На другое утро уж нашли, вёрст за десять...» Эта детская горячность сохранилась в Катерине; только вместе с общей возмужалостью прибавилась в ней и сила выдерживать впечатления и господствовать над ними. Взрослая Катерина, поставленная в необходимость терпеть обиды, находит в себе силу долго переносить их, без напрасных жалоб, полусопротивлений и всяких шумных выходок. Она терпит до тех пор, пока не заговорит в ней какой-нибудь интерес, особенно близкий её сердцу и законный в её глазах, пока не оскорблено в ней будет такое требование её натуры, без удовлетворения которого она не может оставаться спокойною. Тогда она уж ни на что не посмотрит. Она не будет прибегать к дипломатическим уловкам, к обманам и плутням, — не такова она. Если уж нужно непременно обманывать, так она лучше постарается перемочь себя. Варя советует Катерине скрывать свою любовь к Борису; она говорит: «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу», и вслед за тем делает усилие над своим сердцем и опять обращается к Варе с такой речью: «Не говори мне про него, сделай милость, не говори! Я его и знать не хочу! Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого тебя не променяю!» Но усилие уже выше её возможности; через минуту она чувствует, что ей не отделаться от возникшей любви: «Разве я хочу о нём думать, - говорит она, — да что делать, коли из головы нейдёт?» В этих простых словах очень ясно выражается, как сила естественных стремлений неприметно для самой Катерины одерживает в ней победу над всеми внешними требованиями, предрассудками и искусственными комбинациями, в которых запутана жизнь её. Заметим, что теоретическим образом Катерина не могла отвергнуть ни одной из этих комбинаций, не могла освободиться ни от каких отсталых мнений; она пошла против всех них, вооружённая единственно силою своего чувства, инстинктивным сознанием своего прямого, неотъемлемого права на жизнь, счастье и любовь... <...>

Катерина, напротив, может быть уподоблена большой, многоводной реке: она течет, как требует её природное свойство; характер её течения изменяется сообразно с местностью, через которую она проходит, но течение не останавливается; ровное дно, хорошее - она течёт спокойно, камни большие встретились — она через них перескакивает, обрыв — льётся каскадом, запружают её — она бушует и прорывается в другом месте. Не потому бурлит она, чтобы воде вдруг захотелось пошуметь или рассердиться на препятствия, а просто потому, что это ей необходимо для выполнения ее естественных требований — для дальнейшего течения. Так и в том характере, который воспроизведён нам Островским: мы знаем, что он выдержит себя, несмотря ни на какие препятствия; а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе. Высокие ораторы правды, претендующие на «отречение от себя для великой идеи», весьма часто оканчивают тем, что отступаются от своего служения, говоря, что борьба со злом ещё слишком безнадёжна, что она повела бы только к напрасной гибели, и пр. Они справедливы, и нельзя их упрекать в малодушии; но, во всяком случае, нельзя не видеть в этом, что «идея», которой они хотят служить, составляет для них что-то внешнее, без чего они могут обойтись, что они умеют очень хорошо отделить от своих личных, прямых потребностей. Ясно, что как бы ни был велик их азарт в пользу идеи, он всегда будет гораздо слабее и ниже того простого, инстинктивного, неотразимого влечения, которое управляет поступками личностей вроде Катерины, даже и не думающих ни о каких высоких «идеях».

1860

Чем отличается Катерина Пальховского от Катерины Добролюбова и чья точка зрения на образ Катерины вам ближе? Ответьте на этот вопрос письменно, исполь­зуя выписанные ранее слова.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III

Известно, что конфликт - главный нерв драматического произведения. В драматическом конфликте фокусируется основная идея драмы в виде неразрешимого противоречия. В основе своей драматический конфликт - это персонифицированное, т. е. разыгранное в лицах, столкновение противоположных интересов, страстей, идеалов.

Представьте себе двух путешественников, заблудившихся в пустыне: мучимые жаждой, они бредут под палящим солнцем, теряя силы и надежду. Кончается вода. Осталась одна фляжка на двоих... При всем драматизме ситуации в таком виде эта история ещё не может стать сюжетом драмы, потому что отсутствует главное условие драмы - конфликт между персонажами. Но зато есть одно из важнейших условий для возникновения конфликта: два человека объединены обстоятельствами (страх перед пустыней и единственная фляга с водой) и общим стремлением выжить.

Теперь предположим, что у одного из путников возникла мысль украсть воду. Если он испугается или устыдится этой своей мысли, но не сможет от неё избавиться, начнётся конфликт, конфликт противоположных стремлений - душевная борьба, которая является вторым необходимым условием возникновения драматического конфликта. Но собственно драматический конфликт состоится только тогда, когда намерение превратится в поступок или каким-то образом обнаружит себя для других. До этих пор мысли останутся мыслями, искушения - искушениями. Наши путешественники могут вместе погибнуть или вместе спастись, но определённое внешними обстоятельствами течение их жизни никак не изменится, как не изменится, по крайней мере внешне, характер их отношений между собой. Другое дело, если вода будет украдена, или один из путников нечаянно проговорится о том, что хочет забрать флягу себе. Внутренний конфликт персонажа превратится в конфликт между персонажами, желание выжить одного вступит в противоречие с желанием выжить другого, и этот конфликт изменит судьбу каждого из них и, разумеется, отношения между ними. Тот момент в пьесе, когда внешние обстоятельства и поступки героев предопределяют начало конфликта, и называется «завязкой действия». Всё, что этому моменту предшествует, называется экспозицией пьесы.

А теперь попробуйте придумать, как будет развиваться конфликт в нашей шстории о двух путешественниках.

Напишите об этом.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В «Грозе» действие завязывается в тот момент, когда Катерина принимает окончательное решение тайно встретиться с Борисом (явление десятое во втором действии, «Сцена с ключом»). Свидание с Борисом необратимо изменяет жизнь Катерины, её отношения с мужем и свекровью, с которыми у неё не только общий стол и кров, но и общее понятие о грехе.

Проделайте следующую работу: из перечисленных ниже стремлений каждого персонажа выпишите пункты, которые противоречили бы друг другу.

Катерина.

  1. Хочет вернуть то время, когда она жила с маменькой, ходила в церковь,
    слушала рассказы странниц.
  2. Хочет летать как птица.
  3. Хочет жить вольно и радостно.
  4. Хочет быть Тихону верной женой.
  5. Хочет быть чистой перед Богом и людьми.
  6. Любит Бориса и хочет быть любима им.
  7. Хочет помогать бедным.

Борис

  1. Хочет получить бабушкино наследство, которое должен заплатить ему дядя (Дикой) при условии, что Борис будет почтителен с ним.
  2. Любит Катерину и мечтает об ответном чувстве.
  3. Хочет Катерине счастья.
  4. Не может жить в доме у Дикого и мечтает вернуться в Москву.
  5. Хочет приспособиться к нравам и обычаям города Калинова.

Кабаниха.

  1. Хочет, чтобы её сын Тихон и Катерина жили в любви и согласии.
  2. Хочет властвовать в доме безраздельно.
  3. Ревнует сына к Катерине и хочет сохранить на него своё влияние и, власть

над ним.                                                                                                               

  1. Хочет, чтобы жизнь Тихона и Катерины соответствовала традициям и дедовским порядкам.
  2. Хочет счастья для своего сына.

Тихон.

1. Хочет вырваться из-под опеки матери, чтобы погулять вволю,

2. Хочет угодить матери.

3. Любит Катерину и желает ей счастья.

4. Ни о чём не хочет думать и ни за что и ни за кого не хочет отвечать.

 

Итак, попробуйте объяснить, кто из героев находится в конфликте друг с другом.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

IV

Кроме внутреннего конфликта персонажа, а также конфликта между противостоящими друг другу персонажами 8 драме, как правило, есть ещё третий уровень конфликта над личностный конфликт, в котором обнаруживается несовместимость, противоречивость каких-либо общих и одинаково важных для жизни человеческого общества ценностей: тогда столкновение личных интересов становится пьесе частью этого общего конфликта.

Все три уровня конфликта сходятся и разрешаются в пьесе тем или иным образом в одной точке в момент драматической кульминации, когда предельно обнажаются страсти, и одни герои торжествуют, а другие - терпят поражение. После кульминации совершается окончательная и необратимая перемена в судьбах главных действующих лиц, а вслед за этим изменяется и мир, в котором они живут.

В «Грозе» кульминация наступает, когда Катерина признаётся принародно в супружеской неверности (действие четвёртое, явление шестое). После этого возвращение к прежней жизни для неё уже совершенно невозможно. Кабаниха торжествует: она была права, «куда воля-то ведёт!» Но в чём же заключается третий уровень драматического конфликта в «Грозе», конфликт каких общечеловеческих ценностей открывается в этой семейной истории? Чтобы ответить на этот вопрос, можно условно разделить героев «Грозы» на две группы: старшее и младшее поколения, что-то вроде отцов и детей. К старшему поколению мы отнесли Кабаниху, Дикого, Феклушу, к младшему - Катерину, Тихона, Бориса, Варвару, Кудряша. К младшим героям пьесы мы также отнесём и Кулигина, поскольку он не принимает те правила жизни, которые стремится сохранить Кабаниха, которые естественны для Дикого и которые, наконец, оплакивает Феклуша. Реплики взяты из разных сцен.

Просмотрите их и из каждой реплики выпишите главные, ключевые слова.



МЛАДШИЕ

Катерина: «Для меня, маменька, всё одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит. Тихон: «Да зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит».

Катерина: «Да здесь все как будто из-под неволи». «Сделается мне так душно, так душно дома, что бежала бы. И такая мысль придёт на меня, что, кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке хорошей, обнявшись...

 Варвара: «А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся. Так какая же неволя себя мучить-то!»

Катерина: «Что мне только захочется, то и сделаю. <...> Конечно, не дай бог этому случиться!

А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой! В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня

режь!»

Тихон: «Да не разлюбил; а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь! Ты подумай то: какой ни на есть, а я всё-таки мужчина, всю жизнь вот этак жить, как ты видишь, так убежишь и от жены. Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?» Кудряш: «У нас насчёт этого слободно. Девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят».

Кулигин: «Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион, тогда я поговорю». Тихон: «Так, братец Кулигин, всё наше семейство теперь врозь расшиблось. Не то что родные, а точно вороги друг другу. Варвару маменька точила-то-чила; а та не стерпела, да и была такова — взяла да и ушла».

Кулигин: «У всех давно ворота, сударь, заперты и собаки спущены. Вы думаете, они дело делают либо богу молятся? Нет, сударь! И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слёз льётся за этими запорами, невидимых и неслышимых!»

СТАРШИЕ

Кабанова: «Знаю я, знаю, что вам не по нутру мои слова, да что ж делать-то, я вам не чужая, у меня об вас сердце болит. Я давно вижу, что вам воли хочется. Ну что ж, дождётесь, поживёте и на воле, когда меня не будет. Вот уж тогда делайте что хотите, не будет над вами старших. А может, и меня вспомянете ».

«Посмотри ты на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого?»

Феклуша: «У нас закон праведный, а у них, милая, неправедный; что понашему закону так выходит, а по ихнему все напротив»

Кабанова: «Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них! <...> Ничего-то не знают, никакого порядка. Проститься-то путём не умеют. Хорошо ещё, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы. А ведь тоже, глупые, на  волю хотят, а выйдут на волю-то, так и путаются на позор да смех добрым людям». «Что, сынок! Куда воля-то ведёт! Говорила я, так ты слушать не хотел. Вот и дождался!»

         МЛАДШИЕ                                                        СТАРШИЕ

_________________________                             _______________________________

_________________________                             _______________________________

_________________________                             _______________________________

_________________________                             _______________________________

_________________________                             _______________________________

_________________________                             _______________________________

_________________________                             _______________________________

_________________________                             _______________________________

_________________________                             _______________________________

Из выписанных вами слов выделите главное, общее для большинства реплик слово. Можно ли с его помощью объяснить конфликт в «Грозе»? Ответьте на этот вопрос письменно, используя, по возможности, выписанные вами слова.

 

Что же старшие (Кабаниха и др.) противопоставляют   «воле», к которой стремится младшее поколение? Запишите ответ.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Как вы понимаете, чем «воля» отличается от «свободы»?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Как вам кажется, человеку должно жить по своему хотению или в соответствии с правилами и законами, принятыми в обществе?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Как вы понимаете, что такое «свобода личности»?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Как вы думаете, могут ли, принятые в обществе правила поведения, законы стать для человека невыносимыми и привести к разрушению общества, вместо того чтобы обеспечить его процветание? Объясните свою точку зрения и постарайтесь сделать это на примерах из пьесы А. Н. Островского «Гроза».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

V

Общая тема «Грозы», которая так или иначе но проговаривается разными персона­жами и лежит в основе драматического конфликта, - это воля или, если угодно, свобода личности. Развивая эту тему в «Грозе», А. Н. Островский выводит конфликт пьесы за рамки персоналий и личных отношений, выражая противоречие более общего порядка, противоречие между законом и волей, между общественной моралью и потребностями отдельного человека.

Однако настало время вернуться к судьбе главной героини пьесы, к Катерине. Поче­му всё-таки она совершает самоубийство? Её смерть вытекает из логики событий или А. Н. Островский хотел эффектно и громко закончить пьесу? Чтобы ответить на этот вопрос, прочтите две сцены пьесы: разговор Катерины и Тихона перед его де­ловой поездкой (IV явление второго действия) и сцену прощания Катерины и Бориса (III явление пятого действия). Читая тексты, в левую колонку выписывайте глав­ные, ключевые слова и словосочетания из реплик Катерины, обращенных к Тихону, а в правую колонку - слова и словосочетания из реплик Катерины, обращенных к Борису. Особое внимание обратите на глаголы, которые звучат в речи Катерины.

 

          Катерина и Тихон                                                    Катерина и Борис

_________________________                             _______________________________

_________________________                             _______________________________

_________________________                             _______________________________

_________________________                             _______________________________

_________________________                             _______________________________

_________________________                             _______________________________

_________________________                             _______________________________

_________________________                             _______________________________

_________________________                             _______________________________

 

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

 

ЯВЛЕНИЕ ЧЕТВЁРТОЕ

 

Кабанов и Катерина (стоит как будто в оцепенении).

Кабанов. Катя!

Молчание.

Катя, ты на меня не сердишься?

Катерина (после непродолжительного молчания, покачав головой). Нет!

Кабанов. Да что ты такая? Ну, прости меня!

Катерина (всё в таком же состоянии, слегка покачав головой), Бог .с тобой! {Закрыв лицо рукою.) Обидела она меня!

Кабанов. Всё к сердцу-то принимать, так в чахотку скоро попадёшь. Что её слушать-то! Ей ведь что-нибудь надо ж говорить! Ну, и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропущай. Ну, прощай, Катя!

Катерина (кидаясь на шею мужу). Тиша, не уезжай! Ради бога, не уезжай! Голубчик, прошу я тебя!

Кабанов. Нельзя, Катя. Коли маменька посылает, как же я не поеду!

Катерина. Ну, бери меня с собой, бери!

Кабанов (освобождаясь из её объятий). Да нельзя!

Катерина. Отчего же, Тиша, нельзя?

Кабанов. Куда как весело с тобой ехать! Вы меня уж заездили здесь совсем! Я не чаю, как вырваться-то, а ты ещё навязываешься со мной.

Катерина. Да неужели же ты разлюбил меня?

Кабанов. Да не разлюбил; а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь! Ты подумай то: какой ни на есть, а я всё-таки мужчина, всю жизнь вот этак жить, как ты видишь, так убежишь и от жены. Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов эких на ногах нет, так до жены ли мне?

Катерина. Как же мне любить-то тебя, когда ты такие слова говоришь?

Кабанов. Слова как слова! Какие же мне ещё слова говорить! Кто тебя знает, чего ты боишься! Ведь ты не одна, ты с маменькой останешься. " Катерина. Не говори ты мне об ней, не тирань ты моего сердца! Ах, беда моя, беда! (Плачет.) Куда мне, бедной, деться? За кого мне ухватиться? Батюшки мои, погибаю я!

Кабанов. Да полно ты!

Катерина (подходит к мужу и прижимается к нему). Тиша, голубчик, кабы ты остался либо взял ты меня с собой, как бы я тебя любила, как бы я тебя голубила, моего милого! {Ласкает его.)

Кабанов. Не разберу я тебя, Катя! То от тебя слова не добьёшься, не то что лас­ки, а то так сама лезешь.

Катерина. Тиша, на кого ты меня оставляешь! Быть беде без тебя! Быть беде!

Кабанов. Ну, да ведь нельзя, так уж нечего делать.

Катерина. Ну, так вот что! Возьми ты с меня какую-нибудь клятву страшную...

Кабанов. Какую клятву?

Катерина. Вот какую: чтобы не смела я без тебя ни под каким видом ни гово­рить ни с кем чужим, ни видеться, чтобы и думать я не смела ни о ком, кроме тебя.

Кабанов. Да на что ж это?

Катерина. Успокой ты мою душу, сделай такую милость для меня!

Кабанов. Как можно за себя ручаться, мало ль что может в голову прийти.

Катерина (падая на колени). Чтоб не видать мне ни отца, ни матери! Умереть мне без покаяния, если я…

Кабанов (поднимая её). Что ты! Что ты! Какой грех-то! Я и слушать не хочу! Голос Кабановой: «Пора, Тихон!» Входят Кабанова, Варвара и Глаша.

 

ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ

 

ЯВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ

 

Катерина и Борис

Борис (не видя Катерины). Боже мой! Ведь это её голос! Где же она? (Оглядывается.)

Катерина (подбегает к нему и падает на шею). Увидела-таки я тебя! (Плачет на груди у него.)

Молчание.

Борис. Ну, вот и поплакали вместе, привёл бог. Катерина. Ты не забыл меня? Борис. Как забыть, что ты!

Катерина. Ах нет, не то, не то! Ты не сердишься? Борис. За что мне сердиться?

Катерина. Ну, прости меня! Не хотела я тебе зла сделать; да в себе невольна была. Что говорила, что делала, себя не помнила.

Борис. Полно, что ты! что ты!

Катерина. Ну, как же ты? Теперь-то ты как?

Борис. Еду.

Катерина. Куда едешь?

Борис. Далеко, Катя, в Сибирь.

Катерина. Возьми меня с собой отсюда!

Борис. Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы; я только отпросился у дяди на минуточку, хотел хоть с местом-то тем проститься, где мы с тобой виделись.

Катерина. Поезжай с богом! Не тужи обо мне. Сначала только разве скучно будет тебе, бедному, а там и позабудешь.

Борис. Что обо мне-то толковать! Я вольная птица. Ты-то как? Что свекровь-то?

Катерина. Мучает меня, запирает. Всем говорит и мужу говорит: «Не верьте ей, она хитрая». Все и ходят за мной целый день и смеются мне прямо в глаза. На каждом слове все тобой попрекают.

Борис. А муж-то?

Катерина. То ласков, то сердится, да пьёт всё. Да постыл он мне, постыл, ласка-то его мне хуже побоев.

Борис. Тяжело тебе, Катя?

Катерина. Уж так тяжело, так тяжело, что умереть легче!

Борис. Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!

Катерина. На беду я увидела тебя. Радости видела мало, а горя-то, горя-то что! Да ещё впереди-то сколько! Ну, да что думать о том, что будет! Вот я теперь тебя видела, этого они у меня не отымут; а больше мне ничего не надо. Только ведь мне и нужно было увидеть тебя. Вот мне теперь гораздо легче сделалось; точно гора с плеч свалилась. А я всё думала, что ты на меня сердишься, проклинаешь меня...

Борис. Что ты, что ты!

Катерина. Да нет, всё не то я говорю; не то я хотела сказать! Скучно мне было по тебе, вот что; ну, вот я тебя увидала...

Борис. Не застали бы нас здесь!

Катерина. Постой, постой! Что-то я тебе хотела сказать! Вот забыла! Что-то нужно было сказать! В голове-то всё путается, не вспомню ничего.

Борис. Время мне, Катя!

Катерина. Погоди, погоди!

Борис. Ну, что же ты сказать-то хотела?

Катерина. Сейчас скажу. (Подумав.) Да! Поедешь ты дорогой, ни одного ты нищего так не пропускай, всякому подай, да прикажи, чтоб молились за мою грешную душу.

Борис. Ах, кабы знали эти люди, каково мне прощаться с тобой! Боже мой! Дай бог, чтоб им когда-нибудь так же сладко было, как мне теперь. Прощай, Катя! (Обнимает её и хочет уйти.) Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила!

Катерина. Постой, постой! Дай мне поглядеть на тебя в последний раз. (Смотрит ему в глаза.) Ну, будет с меня! Теперь бог с тобой, поезжай. Ступай, скорее ступай!

Борис (отходит несколько шагов и останавливается). Катя, нехорошо что-то! Не задумала ли ты чего? Измучусь я дорогой-то, думавши о тебе.

Катерина. Ничего, ничего! Поезжай с богом!

Борис хочет подойти к ней.

Не надо, не надо, довольно!

Борис (рыдая). Ну, бог с тобой! Только одного и надо у бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго! Прощай! (Кланяется.)

Катерина. Прощай! Борис уходит. Катерина провожает его глазами и стоит несколько времени, задумавшись,

 

ЯВЛЕНИЕ ЧЕТВЁРТОЕ

Катерина (одна). Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу — всё равно. Да, что домой, что в могилу! что в могилу! В могиле лучше... Под деревцом могилушка... как хорошо!.. Солнышко её греет, дождичком её мочит... весной на ней травка вырастет, мягкая такая... птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: жёлтенькие, красненькие, голубенькие... всякие (задумывается), всякие... Так тихо! так хорошо! Мне как будто легче! А об жизни и думать не хочется. Опять жить? Нет, нет, не надо... нехорошо! И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны! Не пойду туда! Нет, нет, не пойду! Придёшь к ним, они ходят, говорят, а на что мне это? Ах, темно стало! И опять поют где-то! Что поют? Не разберёшь... Умереть бы теперь... Что поют? Всё равно, что смерть придёт, что сама... а жить нельзя! Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться... Руки крест-накрест складывают... в гробу! Да, так... я вспомнила. А поймают меня, да воротят домой насильно... Ах, скорей, скорей! (Подходит к берегу. Громко.) Друг мой! Радость моя! Прощай! (Уходит.)

 

 

Сравните слова Катерины из левой и правой колонок и ответьте письменно на вопрос: что изменилось в жизни и судьбе Катерины от одной сцены к другой, от начала к финалу пьесы? Можно ли понять из сравнения выписанных слов, из сравнения двух сцен, почему жизнь для Катерины стала невыносимой? Из-за несчастной любви ?  Из-за угрызений совести? Или другие причины побудили её совершить самоубийство? Какие?

 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 411.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...