Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

А. М. Пальховский. «Гроза», драма А. Н. Островского.




Рабочая тетрадь

 

По дисциплине: Литература

 

На тему: А.Н.Островский пьеса «Гроза»

  Согласовано:                                                                                       председатель предметной                                                             цикловой комиссии           __________ /Абдульманова А.С./  «___» ___________ 2013г.              Разработала преподаватель                русского языка и литературы            __________ /Мирасова И.В./                        «___»____________ 2031 г.    

 

2013



Пояснительная записка

 

Главное назначение учебного пособия «Рабочая тетрадь по пьесе А.Н. Островского «Гроза»» — организация мыслительной и речевой деятельности учащихся на уроках, факультативах, семинарах, а также при самостоятельной домашней работе студентов. Система задания в рабочей тетради не только обеспечивает качественную подготовку овладения письменной речью, но и способствует развитию и становлению личности учащегося, его социализации.

Цели рабочей тетради:

- проверка знания содержания художественного произведения;

- проверка степени осмысления материала, изученного на занятиях;

- формирование навыков сжатого пересказа, умения выражать собственную точку зрения;

- расширение лексического запаса;

- подготовка к написанию экзамена в форме сочинения.

В тетрадь вошли отрывки из пьесы А.Н. Островского «Гроза».

Тетрадь построена таким образом, чтобы подвигнуть студентов к самостоятельным размышлениям о природе человека и к осознанному выбору своей позиции.

Рабочая тетрадь состоит из 5 частей и рассчитана на 6 часов работы.

Тетрадь предназначена для развития речевых и творческих способностей студентов, основная задача студентов при работе с тетрадью поделиться своими мыслями, высказать точку зрения. Поэтому преподавателю важно выделить время на занятии, с целью обмена мнениями и чтение первокурсниками своих миниатюр. Лучше всего заниматься по тетрадям в коллективе, создавая условия для того, чтобы каждый студент мог предъявить коллективу результаты своей самостоятельной работы, тем более что разделы тетради в силу характера учебного материала и специфики заданий создают условия для организации групповой и парной работы на уроке.


I

В 1856 г. Морское ведомство отправило нескольких молодых талантливых писателей в разные края Российской империи для обследования знаменитых рек России, описания быта и нравов проживающего в тех местностях населения. А. Н. Островский (1823-1886) напросился в эту поездку сам. Ему было поручено обследовать верховья Волги. В те времена ещё не было точно известно, где начинается Волга: в озере Селигер, или в озере Пёно, или в озерке Волго. А. Н. Островский добрался до самого истока Волги, до того места, где великая русская река берёт своё начало, выбиваясь из-под земли малозаметным ручьём. В некотором смысле Островский совершил великое географическое открытие, подобное тому, что было совершено им в 1849 г. на литературном поприще в комедии «Свои люди - сочтёмся». Сделав героями драматического произведения московских купцов, Островский впервые в русской литературе открыл жизнь и быт Замоскворечья.

Кстати, примерно в то же время, когда А. Н. Островский, преодолевая всевозможные трудности, поднимался к истокам Волги, знаменитый путешественник Дзвид Ливингстон обследовал реку Замбези в Южной Африке, стирая с карты белые пятна, которыми были для европейцев внутренние области Африканского континента. Весь цивилизованный мир с увлечением следил за этим путешествием. Заканчивалась эпоха великих географических открытий.

Что же значит «совершить открытие»? Колумб открыл Америку, но это был населённый континент, более того, до Колумба туда плавали викинги. Мы знаем об этом и тем не менее продолжаем говорить: Колумб открыл Америку. Замоскворечье - не Америка, это район, близкий и известный москвичам и не только москвичам, однако принято считать, что Островский открыл для русского театра и русской литературы нравы и быт Замоскворечья. Так что же такое - «открытие»? Попробуйте письменно поразмышлять на эту тему.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Впечатления от волжского путешествия легли в основу драмы А. Н. Островского «Гроза» (1859 г.), одной из самых знаменитых пьес русского театра.  Запишите слова-ассоциации к слову ГРОЗА:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Запишите как можно больше однокоренных слов со словом ГРОЗА (прилагательных, существительных, глаголов и т. д.).

Прочтите стихотворение М. Ю. Лермонтова «Гроза» (1830 г.) и выпишите из него слова и словосочетания, с помощью которых поэт создаёт образ грозы.


ГРОЗА

Ревёт гроза, дымятся тучи

Над тёмной бездною морской,

И хлещут пеною кипучей,

Толпяся, волны меж собой.

Вкруг скал огнистой лентой вьётся

Печальной молнии змея,

Стихий тревожный рой мятётся —

И здесь стою недвижим я.

Стою — ужель тому ужасно

 Стремленье всех надземных сил,

Кто в жизни чувствовал напрасно

 И жизнию обманут был?

Вокруг кого, сей яд сердечный,

 Вились сужденья клеветы,

Как вкруг скалы остроконечной,

Губитель-пламень, вьёшься ты?

О нет! - летай, огонь воздушный,

Свистите, ветры, над главой;

Я здесь, холодный, равнодушный,

 И трепет не знаком со мной.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Используя слова, выписанные вами из стихотворения, и ваши ассоциации к слову ГРОЗА, а также, по возможности, слова с корнем -гроз-, напишите небольшой текст о грозе. Он может быть поэтическим или прозаическим, по-вашему, выбор.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

II

Сюжет драмы А. Н. Островского «Гроза» вкратце заключается в следующем: Ка--, терина, главная героиня пьесы, изменяет мужу, а потом, угнетаемая чувством вины религиозным страхом, публично признаётся в своей измене; в наказание Катерину" заточают дома, где жизнь её становится невыносимой, и она убивает себя. Что же предопределило такой трагический финал? Попробуем в этом разобраться.

Сравните две разные оценки, которые были даны Катерине литературной критикой того времени. Для того чтобы выполнить эту работу, выпишите из критических статей главные, с вашей точки зрения, слова, использованные их авторами для характеристики Катерины. В левую колонку выписывайте слова из статьи А. М. Пальховского, а в правую - из статьи И. А. Добролюбова.


А. М. Пальховский «Гроза», драма А. Н. Островского» (1859 г.)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Н. А. Добролюбов «Луч света в тёмном царстве» (1860 г.)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




А. М. Пальховский. «Гроза», драма А. Н. Островского.

ВКатерине, как женщине неразвитой, нет сознания долга, нравственных обязанностей, нет развитого чувства человеческого достоинства и страха запятнать его каким-нибудь безнравственным поступком: в ней есть только боязнь греха, страх дьявола, ее пугает только ад кромешный, геенна огненная: в ней есть мистицизм, но нет нравственности. И она, по нашему мнению, только этим и отличается от своей золовки, Варвары, в которой нет уже ни мистицизма, ни нравственности, и которая преспокойно прогуливает себе ночи с конторщиком Ваней Кудряшом, не боясь ни унизить своего человеческого достоинства, ни попасть в геенну огненную. Личность Катерины с первого раза располагает к себе зрителя, - но только с первого раза, пока в неё не вдумаешься: она заслуживает не сочувствия, а только сострадания, как заслуживают его эпилептики, слепые, хромые: жалеть их можно, стараться пособить им - должно, но сочувствовать их эпилепсии, слепоте и хромоте уж никак нельзя: это было бы безумием. Не будь у Катерины тёщи (свекрови А. Н.) — бабы-яги, она не завела бы интриги с Борисом и провела бы жизнь с Тишей, который, как нам кажется, в тысячу раз и умнее и нравственнее пошлого Бориса. Но у нее тёща - леди Макбет - и она десять ночей прогуливает с возлюбленным, позабыв на это время и о страшном суде, и о геенне огненной. Но вот возвращается муж — и страх содеянного греха начинает мучить Катерину. Не обуяй её так мистицизм, она бы вышла как-нибудь из своего затруднительного положения (в особенности с помощью Варвары, которая бой-девка — проведёт и выведет), — но мистицизм уж слишком одолел её - и она не знает, что ей делать: мысль о содеянном грехе преследует её на каждом шагу. А тут подвернись ещё гроза, которая загоняет её в какой-то грот, а в гроте-то на стенах картины страшного суда и геенны огненной - ну, всё и кончено. Катерина бух мужу в ноги, да и ну каяться — и покаялась во всём, да ещё при всём честном народе, который тоже забежал сюда укрыться от дождя.

Что за этим последовало, догадаться нетрудно: Катерина убежала из дому, об­ратилась было к Борису, чтоб тот взял её с собой (его дядя за любовные проделки посылает в Сибирь), но Борис — пошляк страшнейший — отвечал ей на это, что дя­денька не велит. И осталось несчастной женщине любое из двух: или воротиться к тёще на вечное мучение и страду, или броситься в Волгу. Мистицизм и тут помог ей: она бросилась в Волгу... Несмотря, однако, на такой трагический конец, Катерина — повторяем — всё-таки не возбуждает сочувствия зрителя, - потому что сочувствовать-то нечему: не было в её поступках ничего разумного, ничего человеческого: полюбила она Бориса ни с того ни с сего, изменила мужу (который так полно, так благородно доверял ей, что прощаясь с ней, ему даже трудно было выговорить строгое приказание матери, чтоб она не засматривалась на чужих молодцов) — ни с того ни с сего, покаялась — ни с того ни с сего, в реку бросилась — тоже ни с того ни с сего. Вот почему Катерина никак не может быть героиней драмы; но зато она служит превосходным сюжетом для сатиры. Конечно, разражаться громом против Катерин — нечего: они не виноваты в том, что сделала из них среда, в которую ещё до сих пор не проник ни один луч света; но зато тем более нужно разражаться против среды, где нет ни религии (мистицизм - не религия), ни нравственности, ни человечности, где всё пошло и грубо и ведёт к одним лишь пошлым результатам.

1859 г.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 504.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...