Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Поддержание функций сознания.Стр 1 из 6Следующая ⇒
Функции общения.
Функции общения в современном обществе разнообразны. Можно выделить следующие функции (Б. Д. Парыгин): социальные— связанные с потребностями общества в целом; социально — психологические(связанные с общественными потребностями личности); индивидуально-психологические(связанные с индивидуальными потребностями личности).
Социальные функции общения Социальные функции общения связаны с потребностями общества в целом. Функция обмена информацией. Общение используется как средство обмена информациейдля совместного труда, как средство координации деятельности членов общества, средство управления совместной деятельностью. Функция передачи знаний. Общение выполняет функцию передачи знаний, опыта, способов действия: можно рассказать о том, как что-то надо сделать. С изобретением 6 тыс. лет назад письменности эта функция приобрела особую важность: стало возможным фиксировать знания и передавать их от поколения к поколению в отчужденной форме. На этой функции общения основано обучение — рассказ учителя ученику. Функция формирования норм. Общение выступает как средство формирования норм общественного поведения. В общении люди сообщают друг другу о принятых, в той или иной социальной группе нормах поведения, фиксируют эти нормы и обсуждают наблюдающиеся отклонения от норм. В общении формируется мнение о поведении отдельных общественных групп и отдельных членов социума и оценивается это поведение. Общественное мнение — это «ходящие» в обществе оценки деятельности его членов. Социально-психологические функции общения. Эти функции связаны с реализацией общественных потребностей отдельной личности. Функция коммуникативного самовыражения личности, коммуникативной самореализации. Человеку необходимо, чтобы обществу было известно о его взглядах, мнениях, позиции по тому или иному вопросу. Общение выступает средством такой коммуникативной самореализации — человеку нужно, чтобы его услышали, его мнением поинтересовались, поняли его позицию — это ему приятно, доставляет ему положительные эмоции. Лишение возможности сообщать свои мнения другим может очень переживаться человеком и даже приводить к тяжелым последствиям для личности, особенно в пожилом возрасте. Потребность писать мемуары, желание выступать перед молодежью определяется у пожилых людей необходимостью реализации именно названной выше функции общения — функции самовыражения личности. Человеку хочется, чтобы с ним поздоровались, к нему подошли, проявили внимание, продемонстрировали вежливость, выделили из других, спросили его мнение, обратились за советом и т. д. Общение удовлетворяет эту потребность. Функция оценки деятельности человека Общение выступает как средство оценки деятельности человека; в общении друг с другом люди узнают, как оценивается их деятельность обществом. Функция подавления агрессии. Еще 3. Фрейд доказывал прямую связь между явлением агрессивности человека и отсутствием общения: общество становится враждебным человеку, когда он теряет контакт с людьми. Особенно болезненно это переживают подростки и дети, и в результате как оборотная сторона страха возникает агрессия. Агрессивное поведение можно предотвратить общением: начать, например, разговаривать с проявляющим агрессию хулиганом, перевести агрессию в общение, дать собеседнику поругаться, выговориться, излить эмоции, посочувствовать ему, признать справедливость его обиды и т. д. Функция отождествления себя с группой. Человеку необходимо общаться с себе подобными, и, прежде всего, с людьми своего круга. Людям нужно поговорить со «своими», чтобы продемонстрировать, подтвердить свою принадлежность к группе, показать, что я «свой» и по-прежнему нахожусь в группе. Многие правонарушения совершаются подростками из-за того, что у них нет совместной деятельности — они собираются в группы для общения и «от нечего делать» совершают правонарушения. Человеку определенное время в течение дня необходимо общаться с другими людьми. Земляки обычно держатся вместе, знакомые, встретившись в новом для себя месте, должны переговорить друг с другом, представители одного учреждения — тоже. Функция познания людьми друг друга. Через общение люди составляют впечатление друг о друге, выделяют дифференциальные черты, индивидуализируют друг друга. Для того, чтобы получить эмоциональное впечатление о человеке, сформировать к нему эмоциональное отношение, оценить его личностные, человеческие качества, с ним необходимо поговорить. По некоторым данным до 80 % впечатлений о человеческих качествах личности мы получаем через анализ ее невербального поведения, а для этогонадо сданным человеком вступить в общение, понаблюдать за ним в процессе общения. Функция формирования и развития межличностных отношений. Общение выступает средством формирования определенных отношений между людьми — деловых, официальных, дружеских. Как служебные, так и личные отношения людей во многом определяются характером их общения. Все люди должны общаться между собой, чтобы поддерживать и развивать те или иные социальные отношения, их объединяющие. Функция распределения (заполнения) времени. Человек в обществе проводит время двумя способами — в деятельности и в общении. Общение, таким образом, это одна из форм жизнедеятельности человека. Общение предусмотрено культурой после процедуры знакомства, при совместной деятельности, при встрече знакомых, в гостях и др. Общение предусмотрено, чтобы занять соответствующее время в перерывах между актами деятельности или для сопровождения определенных видов деятельности (например, в ситуациях застолья, свидания). Паузы в общении, особенно в русском, бывают труднопереносимы для человека: у россиян за столом не принято молчать («неловкая пауза»), не принято молчать, находясь вместе. Принято, чтобы попутчики разговаривали друг с другом. Эти функции общения связаны с удовлетворением человеком его сугубо индивидуальных потребностей — то есть его потребностей как конкретной личности, как социального и биологического индивида. Функция формирования сознания. Общение необходимо человеку для формирования его сознания. Дети, выросшие в среде животных и не овладевшие языком, оказавшиеся за рамками естественного человеческого общения, оказываются умственно неполноценными. В Домах младенца дети хуже умственно развиваются, чем их сверстники в нормальных семьях, поскольку таких детей фактически только кормят, поят и одевают, но мало с ними общаются. Усыновленный же ребенок быстро «набирает» общение и догоняет сверстников по умственному развитию. В процессе общения человек получает, накапливает и корректирует знания, через общение он получает образование. Поддержание функций сознания. Общение необходимо человеку для поддержания функцийсознания, для поддержания устойчивого функционированияпсихики.Люди, оказавшиеся в изоляции и лишенные человеческого общения (например, в необитаемой местности), быстро начинают заговариваться, разговаривать сами с собой, у них наблюдаются признаки психической деградации. То же самое происходит с одинокими, забытыми всеми людьми, к которым никто не приходит, с которыми никто не разговаривает. Полноценное межличностное общение способно долгие годы поддерживать психическое здоровье человека. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 230. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |