Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Поддержание функций сознания.




Функции общения.

 

Функции общения в современном обществе разнообраз­ны. Можно выделить следующие функции (Б. Д. Парыгин):

социальные— связанные с потребностями общества в целом;

социально — психологические(связанные с общественны­ми потребностями личности);

индивидуально-психологические(связанные с индивиду­альными потребностями личности).

 

Социальные функции общения

Социальные функции общения связаны с потребностями общества в целом.

Функция обмена информацией.

Общение используется как средство обмена информациейдля совместного труда, как средство координации деятельно­сти членов общества, средство управления совместной дея­тельностью.

Функция передачи знаний.

Общение выполняет функцию передачи знаний, опыта, способов действия: можно рассказать о том, как что-то надо сделать. С изобретением 6 тыс. лет назад письменности эта функция приобрела особую важность: стало возможным фик­сировать знания и передавать их от поколения к поколению в отчужденной форме. На этой функции общения основано обу­чение — рассказ учителя ученику.

Функция формирования норм.

Общение выступает как средство формирования норм общественного поведения. В общении люди сообщают друг другу о принятых, в той или иной социальной группе нормах поведения, фиксируют эти нормы и обсуждают наблюдаю­щиеся отклонения от норм. В общении формируется мнение о поведении отдельных общественных групп и отдельных членов социума и оценивается это поведение. Общественное мнение — это «ходящие» в обществе оценки деятельности его членов.

Социально-психологические функции общения.

Эти функции связаны с реализацией общественных по­требностей отдельной личности.

Функция коммуникативного самовыражения личности, коммуникативной самореализации.

Человеку необходимо, чтобы обществу было известно о его взглядах, мнениях, позиции по тому или иному вопросу. Общение выступает средством такой коммуникативной само­реализации — человеку нужно, чтобы его услышали, его мне­нием поинтересовались, поняли его позицию — это ему при­ятно, доставляет ему положительные эмоции.

Лишение возможности сообщать свои мнения другим мо­жет очень переживаться человеком и даже приводить к тяже­лым последствиям для личности, особенно в пожилом возрас­те. Потребность писать мемуары, желание выступать перед молодежью определяется у пожилых людей необходимостью реализации именно названной выше функции общения — функции самовыражения личности.

Человеку хочется, чтобы с ним поздоровались, к нему по­дошли, проявили внимание, продемонстрировали вежливость, выделили из других, спросили его мнение, обратились за сове­том и т. д. Общение удовлетворяет эту потребность.

Функция оценки деятельности человека

Общение выступает как средство оценки деятельности человека; в общении друг с другом люди узнают, как оценива­ется их деятельность обществом.

Функция подавления агрессии.

Еще 3. Фрейд доказывал прямую связь между явлением агрессивности человека и отсутствием общения: общество становится враждебным человеку, когда он теряет контакт с людьми. Особенно болезненно это переживают подростки и дети, и в результате как оборотная сторона страха возникает агрессия.

Агрессивное поведение можно предотвратить общением: начать, например, разговаривать с проявляющим агрессию ху­лиганом, перевести агрессию в общение, дать собеседнику по­ругаться, выговориться, излить эмоции, посочувствовать ему, признать справедливость его обиды и т. д.

Функция отождествления себя с группой.

Человеку необходимо общаться с себе подобными, и, прежде всего, с людьми своего круга.

Людям нужно поговорить со «своими», чтобы продемон­стрировать, подтвердить свою принадлежность к группе, пока­зать, что я «свой» и по-прежнему нахожусь в группе. Многие правонарушения совершаются подростками из-за того, что у них нет совместной деятельности — они собираются в группы для общения и «от нечего делать» совершают правонаруше­ния. Человеку определенное время в течение дня необходимо общаться с другими людьми.

Земляки обычно держатся вместе, знакомые, встретив­шись в новом для себя месте, должны переговорить друг с другом, представители одного учреждения — тоже.

Функция познания людьми друг друга.

Через общение люди составляют впечатление друг о дру­ге, выделяют дифференциальные черты, индивидуализируют друг друга. Для того, чтобы получить эмоциональное впечат­ление о человеке, сформировать к нему эмоциональное отно­шение, оценить его личностные, человеческие качества, с ним необходимо поговорить. По некоторым данным до 80 % впечатлений о человеческих качествах личности мы по­лучаем через анализ ее невербального поведения, а для этогонадо сданным человеком вступить в общение, понаблюдать за ним в процессе общения.

Функция формирования и развития межличностных отношений.

Общение выступает средством формирования определен­ных отношений между людьми — деловых, официальных, дружеских.

Как служебные, так и личные отношения людей во мно­гом определяются характером их общения. Все люди должны общаться между собой, чтобы поддерживать и развивать те или иные социальные отношения, их объединяющие.

Функция распределения (заполнения) времени.

Человек в обществе проводит время двумя способами — в деятельности и в общении. Общение, таким образом, это одна из форм жизнедеятельности человека.

Общение предусмотрено культурой после процедуры зна­комства, при совместной деятельности, при встрече знакомых, в гостях и др. Общение предусмотрено, чтобы занять соответ­ствующее время в перерывах между актами деятельности или для сопровождения определенных видов деятельности (напри­мер, в ситуациях застолья, свидания).

Паузы в общении, особенно в русском, бывают труднопе­реносимы для человека: у россиян за столом не принято мол­чать («неловкая пауза»), не принято молчать, находясь вместе. Принято, чтобы попутчики разговаривали друг с другом.

Эти функции общения связаны с удовлетворением чело­веком его сугубо индивидуальных потребностей — то есть его потребностей как конкретной личности, как социального и биологического индивида.

Функция формирования сознания.

Общение необходимо человеку для формирования его сознания. Дети, выросшие в среде животных и не овладевшие языком, оказавшиеся за рамками естественного человеческого общения, оказываются умственно неполноценными. В Домах младенца дети хуже умственно развиваются, чем их сверстни­ки в нормальных семьях, поскольку таких детей фактически только кормят, поят и одевают, но мало с ними общаются. Усыновленный же ребенок быстро «набирает» общение и до­гоняет сверстников по умственному развитию.

В процессе общения человек получает, накапливает и корректирует знания, через общение он получает образование.

Поддержание функций сознания.

Общение необходимо человеку для поддержания функцийсознания, для поддержания устойчивого функционированияпсихики.Люди, оказавшиеся в изоляции и лишенные человеческого общения (например, в необитаемой местности), быстро начи­нают заговариваться, разговаривать сами с собой, у них на­блюдаются признаки психической деградации. То же самое происходит с одинокими, забытыми всеми людьми, к которым никто не приходит, с которыми никто не разговаривает.

Полноценное межличностное общение способно долгие годы поддерживать психическое здоровье человека.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 195.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...