Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эволюция творчества В. Маяковского. Патриотическая направленность его поэзии.




В лит вошел страдающ и одинок. С перв публ появл ему было навяз амплуа хулигана. Поддерж это амплуа стихами и выходками на вечерах. 2 стихии ранней поэз.: одиноч и жалость к себе и ненависть к миру за непоним.Прием реализации метафоры.Револ не только дала повод для выплеска ненависти, но и стала воплощ надежды на счастье.Перв стих, нап после рев – «Наш марш» - не хват земного присутствия.1918 – «Лев марш»,«Ода рев», 1918 – Хор отн к лош (в состр нужд все живое, участие к чел). Нет опоры в жизни. Рев много дала и много отняла – нет права на жалобу,на ненависть. Оригинальный пафос бунтаря потонул в море такого же пафоса.Отдушину М нах в сатире.Объекты сатиры: мещанство,бюрократизм,боязнь критики,подхалимство, равнодушие и т.д.Приемы: гротеск,гипербола,фантаст пересозд реальности, важн знач им речь перс(принцип бумеранга),реализ метафоры (ее букв поним). Конец 20-х гг. – «Клоп», «Баня». К сатире отн и стих о загран – «Парижский цикл» и «Стихи об Америке». В сер 20 гг – «Хорошо!» и «В.И.Ленин» . «Хор» сам М наз «програмнейшей вещью». Прогр можно назв и стих М о поэте и поэзии.Подд курс футуристов на сбрас класс с парох совр-ти. Эти взгл отр в стих «Рад рано», где М приз атаковать Пушк и др генералов-классиков. Со врем разв взгл о разв поэз с опорой на класс. (Юбилейное, Тамара и демон). Поэзия - гражд иск-во, призв вести за соб людей.Любовь – трагич тема. «любовная лодка разб о бытМ в литературовед: пробл новаторства (Ю.Карабчиевский отказ М в праве наз поэтом-новатором, больш исслед(Паперный, Гончаров, Михайлов и др) наст на новаторстве М, счит, что он значит расшир лекс-фразеол возм яз,его метаф сист, серьезно реформ стих) Б.Гончаров видел в поэт сист М 3 ур-ня: лекс-фраз сист, образн-метаф сист и стих сист\М ввод в поэзию лексику улицы, сочет ее с выс яз.Метафора всегда соц-на или псих заострена. Редко исп силлаботонич сист стихослож. Рифмы осн не на букв,а на звук совп. Л. Тиофеев счит, что все худ ср-ва М не самоцель, а спос созд портр чел нов врем.

ХХ век без В. Маяковского представить невозможно. Маяковский был самым известным и талантливым поэтом-футуристом.

Одна из самых важных тем дореволюционной лирики Маяковского – тема трагического одиночества, проблема непонимания поэта. Он страдает от своего одиночества, жалуется на него, ищет из него выхода и не находит его. Маяковский распространяет свое настроение, ощущение одиночества на все в мире.

                                          Будучи одиноким в мире, поэт выражал резкое неприятие этого мира и тех, кто чувствует себя в этом мире хозяевами. Вот почему с таким воодушевлением объявляет Маяковский себя "тринадцатым апостолом" – то есть пророком революции в поэме "Облако в штанах", а затем с восторгом встречает революцию. И впоследствии именно революция определяла пафос поэзии Маяковского. А в дореволюционное время как звонкая, публично нанесенная пощечина прозвучали стихотворения "Нате!" и "Вам!" с их огрубленной образностью и лексикой, издевательским тоном:

                                          Важнейшие из эмоциональных ощущений раннего Маяковского – боль, страдание. Они возникают от столкновения поэта с окружающим миром. Несовершенство жизни, несовершенство человека приводит лирического героя Маяковского в отчаяние, его нервы не выдерживают. Болью, страданием окрашены и любовные стихи поэта: у Маяковского нет изображения счастливой любви. И его знаменитая поэма "Облако в штанах" рождена трагическим любовным чувством поэта, ревностью. Если бы поэма "Облако в штанах" с ее знаменитым "криком четырех частей ("Долой ваш строй, любовь, искусство, религию!") была только протестом против существующего строя, эта поэма уже давно перестала бы нас волновать. Но поэма Маяковского захватывает эмоциональной бурей чувств, лирической стихией. Маяковскому, наверное, впервые удалось так неразрывно сплавить личные переживания, трагедию отвергнутого любовного чувства с политикой, с жаждой переустройства жизни, с грядущей социальной революцией.

Маяковский, конечно, не мог не думать о сути поэзии, о назначении поэта.

А поэт – это тоже звезда, и свет ее служит нравственным, эстетическим, духовным ориентиром людям. Убежденный в необходимости поэтического слова, Маяковский видит миссию поэта в том, чтобы впитать в себя боль миллионов и рассказать о ней людям, чтобы вызвать стремление преодолеть эту боль, изменить мир.

Маяковскому была чужда поэзия сугубо эстетическая, недейственная. По Маяковскому, поэт – это агитатор. Стих должен обладать взрывной, действенной силой.

Лирический герой Маяковского – бунтарь. Он не мирится с серостью и пошлостью, бездуховностью и унылостью, бросает вызов миру, и ему многое удается изменить.

 Стих Маяковского всегда энергичен, резок, особую роль в этом играет знаменитая "лесенка" в стихах Маяковского, придающая им требовательную интонацию, особую силу отдельным – ключевым – словам. Маяковский с неизменной издевкой говорил о "кучерявых лириках". У Маяковского призывная сила поэзии неотделима от задушевности.

Маяковский остро ощущащал ритмы, проблемы времени. Новая эпоха требовала обновления поэтического языка, и Маяковский обновляет лексику, образность, ритмику, рифму. Маяковский полемически остро заявил, что старый поэтический язык изжил себя ("слова разлагаются, как трупики"), и улице нужен новый, демократический. Маяковский ввел в поэзию язык улицы, грубый, непоэтичный, но он поднял его до поэтического уровня и тем самым расширил свою читательскую аудиторию. Маяковский стал голосом, рупором улицы, новой эпохи.

Поэмы Маяковского

ХХ век без В. Маяковского представить невозможно. Маяковский был самым известным и талантливым поэтом-футуристом.

Обращался к жанру поэмы: “Облако в штанах”, «Про это», "Хорошо!", "Владимир Ильич Ленин", Флейта-позвоночник", Человек", драмы: Пьесы «Клоп» и «Баня».

 Поэмы его насквозь лиричны, по - существу, это развёрнутые лир. ст-я.

В поэме “Про это” он обращается к учёному, который в далёком будущем сможет воскресить людей, подарить им новую, чистую, исполненную счастья жизнь:

В лирико-эпических поэмах "Хорошо!" и "Владимир Ильич Ленин" Маяковский воплотил мысли социалистического человека, героя своей эпохи.

«Облако в штанах». Первоначальное название поэмы – "Тринадцатый апостол" – было заменено цензурой. Каждая часть поэмы выражает определенную идею (4). Но саму поэму нельзя строго делить на главы, в которых последовательно выражены четыре крика ("Долой ваш строй, любовь, искусство, религию!"). Переживания лирического героя захватывают разные сферы жизни, в том числе и те, где господствуют безлюбая любовь, лжеискусство, преступная власть, проповедуется христианское терпение. Движение лирического сюжета поэмы обусловлено исповедью героя, временами достигающей высокого трагизма.

Пьесы «Клоп» и «Баня» были написаны поэтом на одном дыхании. В них отразились тяжелые впечатления от несоответствия реальной советской действительности авторскому утопическому идеалу. Ставя своей целью агитацию современника, Маяковский затронул «вечные» вопросы. Драматургия последних лет резко выделяется реалистичными мазками, которые сочетаются с сатирическими приемами карикатуры и гротеска. Центральными фигурами здесь являются мещанин и бюрократ.

Гл герой пьесы «Клоп» — владелец профсоюзного билета с аристократическими замашками. Маяковский с язвительной иронией высмеивал мещанскую натуру Пьера Скрипкина. Новоявленный аристократ — «бывший партиец, бывший рабочий» — постоянно попадает впросак. Речь советского мещанина полна смехотворных несоответствий. Претензия на образованность заставляет его обращаться к языку цивилизованных людей, но площадная брань все же выдает темное нутро. Высшая цель для Присыпкина — мещанское благополучие. Такая позиция была глубоко чужда Маяковскому. Поэт мечтал о духовном росте и нравственном очищении современников. По мысли автора, катастрофа ждет тех, кто выбирает путь пошлости и мещанства. И все же «Клоп» — это не прогноз грядущего мещанина. Напротив, пожар освобождает от него человечество. Но Маяковский далек и от безоблачного оптимизма. Воскресший через пятьдесят лет Клоп-Присыпкин тут же начал распространять заразу пошлости. Автор предупреждал современников об опасности, кроющейся в казалось бы невинном призыве к «хорошей жизни».

«Баня» С одной стороны, пьеса названа «Баней»,— никакой бани мы там не находим. С одной стороны –это драма, но с другой — «... с цирком и фейерверком», то есть прямо балаган, а никакая не драма. С одной стороны, вся коллизия в пьесе развернута вокруг «машины» Чудакова, но с другой — эта машина невидима, то есть ее как будто бы и нет. С одной стороны, перед нами как будто бы театр, но с другой — мы видим еще и театр в театре, так что первый театр уже как будто и не театр, а действительность. Во всей пьесе в целом и в каждом отдельном ее элементе мы находим несовпадение предмета и смысла. Самые отвлеченные понятия здесь снижаются, овеществляются, материализуются, а конкретнейшие предметы, явления и даже люди дематериализуются вплоть до полного исчезновения.

Вся пьеса в целом есть метафора. Лир. ядро «Бани» - проблема времени. Машина времени в «Бане» — не просто изобретение Чудакова, но и метафора самого новаторства, творчества. Ей сюжётно противопоставлена другая машина — бюрократическая. Кульминация противопоставление двух машин. Почему названа «Баня»? Во-первых, «Баня» — это метафора очищающего смеха. Во-вторых — это метафора очищения творческого, к которому приходим в результате художественного осмысления действительности.

                                                                                                                                        25.Жанровое многообразие творчества М. Булгакова. Мастер и Маргарита» как итоговый роман писателя.

Учился на мед.фак.Цикл»Записки юного врача».Проблемтика ранних повестей Б.(Дьяволиада,Роковые яйца,Собачье сердце)мало чем отличается от тем,кот.поднимали современники писателя.Рассматр-т явл.бюрократизма и обывательщиныВ Р.я.обращ-ся к изображ.ученыхБелая гвардияОтходит от отрицат.изображения белогвардейцев.Центр образ-символ Дома,родного очага.Послереволюционную трагедию интеллигенции, очутившейся в водовороте гражданской войны,а после ее окончания,в значительной своей части —в эмиграции, писатель запечатлел в первом своем романе«Белая гвардия» и лучших пьесах —«Дни Турбиных»В «Белой гвардии»во многом автобиографическая интеллигентная семья Турбиных оказывается втянута в события гражданской войны в не называемом по имени Городе,за которым легко угадывается родной для Булгакова Киев.Главный герой романа,старший брат Алексей Турбин,— военный медик,много повидавший за три года мировой войны.Он — один из тысяч офицеров старой русской армии,которым после революции приходится делать выбор между противоборствующими сторонами,вольно или подневольно служить в одной из враждующих армий.В «Белой гвардии» противопоставлены две группы о фицеров—те,кто «ненавидели большевиков ненавистью горячей и прямой,той,которая может двинуть в драку»,и «вернувшиеся с войны в насиженные гнезда с той мыслью,как и Алексей Турбин,—отдыхать и отдыхать и устраивать заново не военную,а обыкновенную человеческую жизнь». Однако Алексею и его младшему брату Николке участия в драке избежать не удается.Они в составе офицерских дружин участвуют в безнадежной обороне города, где сидит правительство никем не поддерживаемого опереточного гетмана, против армии Петлюры, пользующейся широкой поддержкой украинского крестьянства.Впрочем, в армии гетмана братья Турбины служат всего несколько часов.Правда, старший успевает получить ранение в перестрелке с преследующими его петлюровцами.Больше Алексей в гражданской войне участвовать не намерен.Николка же еще собирается сражаться с красными в составе добровольческой армии, и в финале содержится намек на его будущую гибель при обороне врангелевского Крыма на Перекопе.Сам писатель явно на стороне Алексея Турбина,ст

ремящегося к мирной жизни,к сохранению семейных устоев,к налаживанию нормальной жизни,устройству быта, несмотря на господство большевиков,разрушивших прежнюю жизнь и пытающихся заменить старую культуру новой, революционной.Булгаков воплотил в «Белой гвардии» свою идею сохранения дома,родного очага после всех потрясений революции и гражданской войны.Дом, который старается сохранить в океане общественных бурь Алексей,—это дом Турбиных,в котором угадывается булгаковский дом на Андреевском спуске в Киеве. Ведущая тема “Дней Турбиных” — судьба интеллигенции в обстановке гражданской войны и всеобщего одичания.Мастер и Маргарита-Тема добра и зла является одной из наиболее важных в романе.Булгаков считает,что зло всегда уравновешивает добро. Распространителями зла на земле являются люди, которыми движет жажда власти,богатства,зависть, трусость и страх.Эти чувства являются проводниками зла.

Главным испытанием зла в романе является Воланд со своей свитой (Коровьевым, Бегемотом,Азазелло).Воланд–князь тьмы,сатана,но для москвичей он иностранец, профессор чёрной магии. Испытывая людей в условиях новой советской действительности,Воланд приходит к выводу,что люди, как и прежде,алчны и завистливы.Носитель зла нужен для того, тобы выявлять пороки человечества. Так что же, зло может быть полезным? Это сложный философский вопрос, на который пытались ответить многие философы. Ближе всего Воланд стоит к Мефистофелю из “Фауста” Гёте.Можно заметить их внешнее сходство.Но не следует делать из Воланда борца за справедливость. Люди прежде всего сами несут в в себе своё наказание. Иешуа в романе является носителем “света”. В романе он ассоциируется с Христом.И действительно,у них много общего:вера во всепобеждающую силу добра, в то,что настанет время,когда человечество перейдёт в царство истины и справедливости.Но Булгаков намеренно отходит и от исторической,и от евангельской версий.У него Иешуа не бог,а прежде всего человек,никому не причинивший зла ни мыслью, ни поступком.Он видит лучшее, что порою спрятано в человеке, он верит в силу добра и добрую природу человека.В образе Иешуа воплощена традиционная христианская идея о милосердии.Перед лицом смерти Иешуа остался верен своим убеждениям,он выбирает смерть,в итоге заслуживает “свет”.

№ 13 Булгаков Мастер и маргарита

Замысел книги складывался постепенно. Роман рос медленно, проникая корнями во все новые и новые участки мыслительной и образной почвы булгаковского творчества. В начале 1930 года рукопись романа Булгаков сжег. Но некоторые черновые тетради удалось спасти. Первая редакция отличалась существенно от известного нам теперь романа «Мастер и Маргарита». В романе не было Мастера и не было Маргариты. Замышлялся и разворачивался сатирический «роман о дьяволе». События в «Мастере и Маргарите» начинаются «однажды весной, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах». В столице появляются Сатана и его свита. Более всего Воланд Михаила Булгакова связан с Мефистофелем из «Фауста» Гёте. Связан осознанно, подчеркнуто и полемично. Связь эта закреплена эпиграфом к роману «Мастер и Маргарита». Самое имя Воланд восходит к Геге. Оно возникает в «Фаусте» один-единственный раз: так называет себя Мефистофель в сцене «Вальпургиева ночь». И в «евангельских», и в «демонологических» линиях романа «Мастер и Маргарита» Булгаков предпочитает не придумывать, а подбирать имена, порою лишь обновляя их звучание (Иешуа Га-ноцри, Азазелло). Имя Воланд оказалось такой удачей, что изменять его не пришлось. Роман Булгакова — не аллегория и не детектив. Здесь ничего не нужно разгадывать и расшифровывать. Проблематика романа: 1. проблема добра и зла. 2. проблема правды. 3. проблема тв-ва. 4 тема пилатова греха. 5. свобода чел-а, его предназначение в жизни, ответственность. На три дня Воланд со своей свитой появляется в Москве — и неистовством сатиры взрезается будничная повседневность. Булгаков соединяет два архетипических мотива — договора человека с дьяволом и суетности реального мира. Мастер получает от дьявола покой «на том свете», в нижнем, темном мире. Писатель размышляет о возможности создания нормальной человеческой жизни, о восстановлении мира в окружающей действительности и душах людей и приходит к выводу о недостижимости гармонии. Хотя роман имеет два финала и предполагает двойное решение судьбы героев, все же можно говорить о том, что настоящая жизнь начинается для них только после смерти. Роман состоит из 26 глав, четыре из них посвящены событиям библейской истории. Роман включает в себя два повествовательных плана — сатирический (бытовой) и символический (библейский или мифологический). Каждому плану соответствует своя временная система. Действие библейского плана выстроено в соответствии с христианским каноном и продолжается в течение одного дня. В него вводятся воспоминания о прошлом и предсказания будущего. В потустороннем мире время не движется. Писатель показывает бесконечно длящуюся полночь, во время которой происходит бал Сатаны, или вечный день, в течение которого наступает «вечный покой» в финале романа. Только в реальном мире, связанном с Москвой, действие продолжается четыре дня и время течет в традиционных рамках. В основе мифологической линии — авторская версия Евангелия. Булгаков не пересказывает жизнь Иисуса, а создает на основе библейского мотива живой, реальный мир. В описании Ершалаима использованы временные, пространственные и бытовые детали. Писатель создает подчеркнуто реалистичную картину с запоминающимися деталями. Сочетание двух планов — реального и условного — позволило Булгакову создать полотно, отличающееся эпическим размахом и философской глубиной. Поскольку введение в литературное произведение библейских персонажей могло быть воспринято как пропаганда религии, Булгаков отводит библейский пласт на второй план, используя прием «романа в романе». Лишь к концу произведения фантастическая линия становится доминирующей, определяя авторскую позицию. Чтобы связать все планы между собой, писатель использует сложную систему своеобразных «переходов», постепенно выводя повествование из реального плана (описание Москвы в страшную жару) в мифологический (бал у Воланда). Специфика образной системы произведения состоит в сознательном соединении нескольких рядов персонажей. В центре романа находятся фигуры Мастера и Иешуа. Вокруг них в иерархическом порядке располагаются остальные герои. Используя прием ансамблевого построения, Булгаков разбивает образную систему на отдельные составляющие. Верхнюю ступень занимает оппозиция Воланд — Пилат. Ниже располагаются слуги основных персонажей: Азазелло — Кот — Фагот и Афраний — Крысобой — Банга. Они дополнены триадой, которую можно назвать демонической — Гелла, Наташа и Низа. Система повторяет традиционную для средневекового искусства схему, реализованную в сочинениях европейских демонологов и в христианских представлениях. Писатель органично соединяет персонажей из разных мифологических систем. Во всех трех мирах действует только один персонаж — Маргарита. В ней соединены христианские и народные представления, вера в Вечную Женственность и Пресвятую Богородицу. Она похожа и на мифологический персонаж (Маргарита спускается в ад и становится царицей на балу у Сатаны), и на реальную личность (Маргарита не умирает вместе с Мастером, а переходит в мир иной).

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 277053.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...