Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Поэзия Блока как «трилогия вочеловечивания». Особенности изображения революционного времени в поэме «Двенадцать».




За рубежом Блока принято считать вторым после Пушкина величайшим русским поэтом. Его стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека» превращено в памятник на одной из улиц Лейдена (Нидерланды). Поэтические произведения Блока переведены на многие языки мира.

Блок сам хотел, чтобы все его творчество рассматривали как трилогию и сам разделил все составляющие на стремления героя и его путь к вочеловечению.

 Громадное впечатление произвели на молодого Блока стихи и философские сочинения Владимира Соловьева - воинствующего идеалиста и мистика,"углубившего" учение Платона о "двоемиpии". Самым серьезным образом Соловьев предсказал "конец мира", "конец всемирной истории", когда погрязшее в грехах человечество будет спасено и возрождено к новой жизни неким божественным началом - "Мировой душой" (она же "Вечная женственность").

1. 1904г. – «Стихи о прекрасной даме» (белый – заря, звезда, солнце, снег)

Целая система символов, в основе мотив рыцаря, который стремится к прекрасной даме; путь преодолений, неудач, прорыв к идеалу.

2. «незнакомка» = падшая женщина (синий, лиловый - крушение идеалов) Истоки подобной символики лежат в средневековье.

3. красный – переосмысление революции. Незнакомка вытесняется Россией.

Годы 1906-1908 были временем писательского роста и успеха Блока. Он становится пpофессиональным литеpатоpом, его имя пpиобpетает уже довольно шиpокую известность. Он сотpудничает во многих жуpналах и газетах, и не только как поэт и дpаматуpг, но и как кpитик и публицист. Он активно участвует в литеpатуpной полемике, отстаивая свои взгляды на существо искусства и задачи художника, выступает с публичными докладами и лекциями.

В годы импеpиалистической войны, накануне pеволюции, Блок бессспоpно занял положение пеpвого поэта стpаны. В литеpатуpной сpеде его имя было окpужено почетом и уважением. Число его читателей неуклонно pосло. Для людей, понимавших поэзию, явным стало что силой даpования и глубиной своих pаздумий он пpевосходил всех совpеменных поэтов и встал вpовень с великими лиpиками пpошлого. В стихах его подкупали гpомадная сила непосpедственного лиpического чувства, искpенность, сеpьезность содеpжания, обвоpаживаюшая музыкальность поэтического языка. Особенной любовью пользовался он сpеди тогдашней пеpедавой молодежи.

В январе 1918 года Блок создает самую знаменитую свою поэму—создает за несколько дней,в едином вдохновенном порыве. Напечатанная в феврале поэма вызвала бурные и противоречивые отклики. В “Двенадцати” Блок запечатлел образ той революции,в которую он верил,которая открылась ему. В каждой строчке мы слышим музыку революции, Их продвижение по улице должно стать символом их эволюции.На первом этапе своего пути двенадцать предстают анархистами, разрушителями. Образ Христа не поддается однозначному толкованию. То ли это еще не узнанный и не признанный Бог,вождь, то ли не видимая в метели жертва,то ли немой свидетель и судья. Намеренно или нет, автор оставил недосказанным это в своей поэме.Решать— самому читателю и его времени.В поэме “Двенадцать”Блок выступил также и как реформатор в области художественной формы.Перемену обычной манеры он обосновал тем, что писать о новом,о революционном необходимо новым языком.Поэтому произведение представляет собой разительный контраст по сравнению с написанным ранее. Поэма состоит из двенадцати небольших главок—по числу заглавных героев.При этом автор не избежал символистского увлечения магией чисел— ведь мистическая “нагруженность” числа “двенадцать” общеизвестна. К тому же именно столько апостолов, учеников было у Христа—а библейские мотивы входят в поэму непосредственно с его образом.“Двенадцать” можно назвать драматической поэмой, ак как главным в ней является действие,носителем которого выступают главные герои.Большую часть повествования составляют реплики и диалоги персонажей. Поэме свойственно разнообразие художественно-речевых стилей,ее язык включает лексику возвышенно-поэтическую и просторечную,даже вульгарную.Политические лозунги,фольклорные мотивы, городской романс, разбойничьи песни и частушки — автор как будто стремится выразить все многоголосие улицы, используя различные жанры художественной речи. Также разнообразны ритм и размер стиха,от частушечного до маршевого,от четырехстопного хорея до дольника.Сочетание различных речевых стилей, жанров,ритмов,сама драматическая форма поэмы позволили Блоку выразить, воплотить то,что он называл “музыкой революции”, е многоголосие,стихийность. Поэт стремился к единству содержания и формы,и его поэма—яркое тому подтверждение. В то же время Блок не избегает и привычных символистских приемов и методов. В своей поэме автор старался как можно точнее отразить то, что он видел и чувствовал.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 346.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...