Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Коммуникативная задача научного текста




Коммуникативная задача текста (коммуникация – общение) – задача общения, т.е. задача, которую автор ставит перед читателем и для раскрытия которой создается текст. Предложение, в котором поставлена коммуникативная задача, обычно находится в начале текста.

Если в тексте рассматривается, из каких частей состоит предмет, то его коммуникативная задача – показать строение предмета. В том случае, если в тексте представлена характеристика предмета, то коммуникативная задача текста – характеристика предмета. Если в тексте описывается внешнее очертание, наружный вид предмета, то коммуникативная задача текста – описать форму предмета. В том случае, если в тексте говорится о том, какую роль выполняет предмет, для чего служит, то коммуникативная задача текста – рассказать о функции предмета. Если в тексте дается распределение предметов по классам, видам, разрядам, типам, группам и т.д., рассказывается об их особенностях, то коммуникативная задача текста – классификация предметов.

Коммуникативная задача текста соотносится с определенными моделями текстов, представляющими реальные ситуации общения, а также языковые средства, соотнесенные с выражаемыми ими «смыслами» и ситуациями (таблица О.Д.Митрофановой).

№ Смысло-речевая ситуация (функция) Языковые средства (форма)

1. Определение предмета (дефиниция) Что есть что; Что – это что; Что называется чем; Что называют чем

2. Введение термина Что носит название чего; Что получило название чего; Что имеет название чего

3. Квалификация предмета Что считают чем (каким); Что считается чем (каким); Что представляет собой что; Что кажется (казалось) чем (каким); Что заключается в чем; Что состоит в чем

4. Принадлежность предмета к классу Что относится к чему; Что принадлежит к чему; Что входит в группу (класс, тип) чего; Что является одним из чего

5. Классификация предмета а) Что делят на что; Что разделяют на что; Что подразделяют на что; Различают что б) Что делится на что; Что разделяют на что; Что подразделяется на что; Что различается

6. Качественный состав, строение предмета а) Что входит в состав чего; Что содержится в чем; Что образует что; Что является составной частью чего б) Что состоит из чего; Что содержит что; Что включает в себя что; Что имеет в своем составе что

7. Количественный состав предмета Сколько чего входит в состав чего; Сколько чего содержится в чем; Сколько чего падает на долю чего; Сколько чего приходится на долю чего

8. Возникновение, происхождение предмета а) Что(кто) возникает; Что образуется из чего; Что происходит из чего (от кого); Что развивается из чего; Что зарождается б) Что (кто) появляется; Что получается; Кто получает что; Что получено кем; Что вырабатывает что; Что вырабатывается чем; Что выделяется чем в) Кто создает что; Что изобретает что; Кто конструирует что; Кто изготовляет что

Описанные типы коммуникативных ситуаций характерны для научной сферы общения, а закрепленные за ними языковые средства являются наиболее типичными, распространенными, частотными.

9.Тема научного текста– это предмет или явление, которые рассматриваются в тексте. Часто слово, обозначающее тему, в тексте повторяется. Его называют слово-тема. Обычно тему обозначают существительным, в тексте оно встречается в различных падежах. Слово-тема может заменяться местоимением или синонимичным выражением. Название любого текста дается в соответствии с темой. Обычно название текста дается очень кратко: одним словом-существительным или словосочетанием. Названия научных (учебных) текстов обычно даются так, как звучит их тема, т.е. предмет рассмотрения. Так чаще всего называются части учебников или учебных пособий, их разделы, главы. Фрагменты текста внутри главы также могут иметь свои названия. Они соответствуют коммуникативной задаче текста. Научное изложение выгодно отличается четкостью и ясностью, если выдержана такая композиция текста, которая в идеале представляет своеобразную рамку: в начале раздела – формулировка его темы, в конце – подведение итогов и указание на дальнейший ход изложения. В научном тексте одним из основных приемов для достижения ясности изложения является композиционная организация текста. Принципы композиционного построения (деления) зависят от установок автора. Все разделы и подразделы, как правило, выделяются номерами. Шрифтовое выделение играет большую роль в донесении авторской мысли и способствует ясности изложения

Микротемы научного текста- это части общей темы, состоящие из одного или нескольких предложений, объединенных по смыслу и ракрывающих с разных сторон коммуникативную задачу текста. В тексте могут быть две или более микротемы. Каждая из них может быть представлена одним или более предложениями. Например: в микротемах о строении предмета рассматриваются части предмета; в микротемах о составе предмета раскрывается, из каких компонентов состоит предмет; в микротемах текстов о свойствах предмета дается характеристика конкретных признаков, составляющих его отличительную особенность; в микротемах текстов о функции предметов дается характеристика того, для чего служат эти предметы, что они выполняют; в микротемах текстов о классификации предметов содержится краткая характеристика объектов по определенным классам (отделам, разрядам, видам, родам, типам, группам и т.д.).

10.Прогрессия научного текста. Данная и новая информация текста.Обеспечение прогрессии текста. Прогрессия текста – увеличение его объема и количества информации. Функцию обеспечения прогрессии текста выполняет предложение, в котором заявлено коммуникативное задание всего текста или одной из его частей. Такое предложение помогает настроить читателя на восприятие текста. Информация его развивается в последующих микротемах с целью раскрытия коммуникативной задачи текста. Предложение, выполняющее функцию прогрессии текста, обычно расположено в начале всего текста или в начале микротемы (1-3-е предложение). Прогрессия текста с однонаправленным данным. Информация текста может развиваться в одном или нескольких направлениях. Это зависит от того, как сформулирована коммуникативная задача, какое в ней данное текста: однонаправленное или разнонаправленное. Данное текста однонаправленное, если в предложении, содержащем коммуникативную задачу, один смысловой центр (только одно данное). Информация текста в таком случае развивается в одном направлении. Прогрессия текста с разнонаправленным данным. Чтобы понять, каким образом может быть выбрана данная информация текста и как от этого зависит его структурно-смысловое развитие, необходимы знания не только об однонаправленном данном, но и о разнонаправленном. Данное текста разнонаправленное, если в предложении, содержащем коммуникативную задачу, несколько смысловых центров. Информация текста в таком случае развивается в нескольких направлениях. Словесное выражение разнонаправленного данного текста может совпадать со словесным выражением микротем, если каждое данное представлено только одной микротемой. Функция обобщения текста. Для того чтобы уяснить, какие связи существуют между информацией текста и его заключением, каким образом сформулировать вывод, необходимо познакомиться с понятием о предложении в функции обобщения текста. Функцию обобщения текста выполняет предложение, в котором содержится вывод из предыдущего текстообразования. Оно обычно начинается словами-сигналами обобщения: так, таким образом, в заключение отметим, из сказанного следует, из сказанного можно сделать вывод, из приведенных примеров видно, одним словом. Предложение, выполняющее функцию обобщения текста, обычно расположено в конце текста, его части, законченной по смыслу, или микротемы. Смысловым центром в таком предложении является слово или словосочетание, которое обобщает новую информацию предыдущего текста. Для того чтобы углубить представление о внутритекстовых связях при переходе от одной смысловой части текста к другой, необходимо познакомиться с понятием о предложении в функции двунаправленного распространения информации в текста

Данная и новая информация текста относятся к элементам развития мысли и связности речи. Данная информация текста (данное – Д) – это исходная информация, от которой начинается развитие мысли. Она содержится в предложении, передающем коммуникативную задачу текста. Данное передается словом или словосочетанием, которое наиболее точно отражает коммуникативную задачу. Оно способствует развитию текста. Новым текста (новое – Н) называется неизвестная, новая информация текста, которую необходимо узнать. Данная информация текста обычно имеет обобщенное значение (характеризуется в общих чертах). Новая информация текста раскрывает, конкретизирует данное, влияет на развитие смысла в тексте.

 

11.Способы развития информации в текстеФункция двунаправленного развития информации в тексте выполняет предложение, информация которого развивается в двух направлениях: с одной стороны, оно обобщает содержание предыдущего текста, т.е. осуществляет ФОТ, с другой стороны, способствует прогрессии последующего текстообразования, т.е. выполняет ФПТ. Такое предложение находится в интерпозиции – между двумя смысловыми блоками. В нем может быть один или два смысловых центра. Если смысловых центра два, то один из них обобщает содержание предыдущего текста, другой – способствует его дальнейшему развитию. Если смысловой центр один, то он совмещает в себе эти две функции. Информация текста может развиваться параллельным или цепным способом. Параллельный способ развития информации внутри предложения. По способу параллельности могут быть связаны части простого или сложного предложения, представляющие две или более независимые друг от друга ситуации действительности. В каждой из этих частей есть смысловой центр – новая информация. Независимые ситуации объединены известной информацией – данным. При прямом порядке слов новая информация всегда находится в конце предложения. Параллельный способ развития информации между предложениями. Параллельный способ развития информации между предложениями такой, при котором новые дозы информации существуют в них независимо друг от друга, параллельно. При этом явление характеризуется с разных сторон, между дозами новой информации нет отношений взаимозависимости. Они объединены только коммуникативной задачей текста. Параллельный способ развития информации наблюдается и при раскрытии значения разнонаправленного данного текста, которое содержит несколько смысловых центров. Развитие значения каждого смыслового центра представляет собой отдельный блок информации. Между блоками информации нет отношений взаимозависимости. Они объединены коммуникативной задачей текста и его темой. Цепной способ развития информации внутри предложения. В отличие от параллельного способа информация текста может развиваться последовательно. При этом последующая новая информация вытекает из предыдущей. Новая информация в таком случае развивается как бы по цепочке. Такой способ развития новой информации называется цепным. Явление описывается с одной какой-либо стороны и ситуации при этом оказываются взаимосвязанными. Логико-грамматические отношения цепного способа развития информации могут разворачиваться как причинно-следственные или условно-следственные. Чтобы понять развитие их в тексте, необходимо разобраться, каким образом они отражаются в предложении.

12.Композиционно-смысловая структура научного текста

Композиционно-смысловая структура научного текста может быть представлена как:

 План развернутого содержания

 План свернутого, сжатого содержания

План развернутого содержания реализуется в разбивке текста на композиционные блоки: введение; основная, центральная часть; выводы и заключение. Названные части дополняются списком использованной литературы, иногда приложением и иллюстрациями.

 

План развернутого содержания формально выражает развитие логики мысли.

Введение – это сформулированные проблемы исследования, изложение исходных данных о предмете речи, о задачах и методах исследования, авторской оценке их решения. Автор формулирует новое знание, что и определяет дальнейшее восприятие адресатом содержания текста.

Основная часть посвящается раскрытию, детализации, доказательству, аргументации положений работы, выраженных во введении в общем виде. В начальных разделах содержится информация обзорного характера, в центральной же части помещается главная информация, отвечающая требованиям новизны и ценности, полноты и достоверности. Освещается процесс исследования, дается анализ и обобщение полученных результатов, их толкование и объяснение.

Заключение (выводы) – это итоговое изложение основного, концептуального содержания работы, краткая формулировка главных выводов.

План свернутого, сжатого содержания представлен заглавием работы (текста), аннотацией и оглавлением, в котором зафиксированы названия всех частей и разделов текста. Это план так называемых вторичных текстов.

Вопрос

Компрессия – это основной вид переработки текста. На основе определенных операций с текстом-источником можно построить тексты новых жанров – конспекты, аннотации, тезисы, рефераты, резюме.

План – самый короткий вид записи. План отражает порядок, последовательность в изложении научного текста, статьи, речи. Форма записи в виде плана чрезвычайно важна для восстановления в памяти содержания прочитанного текста, для развития навыков четкого формулирования мыслей.

В результате смысловой компрессии, образуется минитекст, который содержит в себе основной смысл исходного текста. Работа над компрессией текста способствует более глубокому его пониманию и необходима при составлении тезисов, реферата, аннотации, рецензии, а также курсовой и дипломной работ.

Компрессия (сжатие) основана на раскрытии смысловой структуры текста-первоисточника и выделении в нем основной информации.

Текст, созданный в результате компрессии, по отношению к тексту-первоисточнику, называется вторичным. Существуют вторичные тексты разной степени сжатия.

Компрессия текста основана на трех главных правилах:

1. Внимательное чтение текста и выделение ключевых слов и предложений. Ключевые слова – это слова, которые содержат основной смысл высказывания. Чтобы найти ключевой элемент текста необходимо знать строение абзаца.

Каждый абзац имеет зачин и комментирующую часть, в которой раскрывается утверждение главной абзацной фразы и где находятся ключевые слова. Заканчивается абзац выводом.

2.Написание вторичного текста. Для выявления своих позиций, автор вторичного текста по отношению к первоисточнику, использует специальные стандартные выражения (клише), выбор которых раскрывает и отражает структуру текста-первоисточника. Например: В монографии обосновывается принцип…, статья представляет собой обзор…, в работе анализируются различные подходы …, в статье обобщается опыт…, в диссертации использованы следующие методы исследования.

3.В планах, тезисах, аннотации и при реферировании для называния основных положений текста используются ключевые слова и словосочетания, или слова с обобщенно-конкретным значением (их необходимо определять самостоятельно) для краткой передачи основного содержания абзацев или частей текста.

Слова одной группы отражают композицию текста-источника. Слова другой группы называют наиболее частотные структурные элементы текста. К третьей группе относятся слова, которые характеризуют или оценивают суть содержания отдельных частей текста-оригинала.

Таким образом, основными операциями с текстом-источником являются: а) структурно-смысловой анализ текста; б) трансформация информативного содержания текста в соответствии с коммуникативным заданием; в) комбинирование и комментирование информативного содержания текста.

План .структурно-смысловой анализ текста предполагает трансформацию текста в перечень информативных единиц назывного плана, изложение проблематики вопросного плана и составление краткого конспекта.

Планы бывают простые и сложные. Простой план состоит из перечня основных пунктов в виде заглавий. Такой план может быть тематическим, где все пункты представлены назывными предложениями и фиксируют информативные центры текста. Вопросный план позволяет акцентировать свое внимание читателю на информативных центрах текста. При составлении вопросного плана используются вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (Есть ли).

План может быть тезисным, то есть каждый пункт плана представлен двусоставным предложением и передает основную мысль части текста. Тезис обычно совпадает с информативным центром абзаца.

 14 вопрос

 Тезирование текста предполагает деление его на смысловые части, нахождение в самом тексте тезисной формы изложения, выявление основной информации и обобщение каждой части текста в виде тезисов.

Тезис, по определению - это положение, истинность которого должна быть доказана.

Тезисы – один из наиболее сложных видов сокращения, это кратко сформулированные основные положения абзаца, текста лекции, доклада. Количество тезисов совпадает с количеством информативных центров текста.

Тезисы бывают вторичными и оригинальными.

Вторичные тезисы пишутся с целью выделения главной информации какого-либо источника, например, научной статьи, учебника или монографии. Такие тезисы необходимы для научной работы студентам и аспирантам.

Оригинальные тезисы пишутся как первичный текст к предстоящему выступлению на семинаре, конференции или конгрессе. Такие тезисы публикуются в специальных сборниках.

Пункты тезисного плана формулируются двусоставными предложениями, выражающими содержание микротемы.

 

15.Конспектирование научного текста. Виды конспектов

Слово конспект происходит от латинского слова, что означает «обзор». А обзор - это всегда нечто сжатое, сокращенное.

В словаре Д.Н.Ушакова конспект определяется как «краткое изложение, существенная запись чего-то». Это достаточно четкое определение можно уточнить: это систематизированная, логически связанная запись. Такая запись дает возможность продуманно расставить акценты, при этом уменьшив объем материала и сохранив его стройное изложение. Конспект – это план, превратившийся в краткий пересказ, который содержит информацию. Образно говоря, конспект – это скелет текста, в котором позвоночником является план. В отличие от краткого пересказа конспект может не содержать плановых переходов от одной части к другой.

 Конспект - это сокращенная запись информации. В конспекте должны быть отражены основные положения текста, которые при необходимости дополняются, аргументируются, иллюстрируются кратко самыми яркими примерами. Конспект легче и быстрее усваивается, если другим цветом выделяются заголовки, примеры, термины, наиболее важная информация. Рекомендуется использовать различные способы подчеркивания, выделения рамкой.

 

 Конспектирование как творческий процесс.

Конспектирование- такая обработка материала, которая приводит к сокращению без существенных смысловых потерь. Сокращение происходит разными способами. Это может быть как отбрасывание слов, содержащих второстепенную информацию, так и перевод текста на свой язык, его переформулирование с попутным сокращением.

Конспектирование включает несколько этапов работы:

• Отбор из предлагаемой информации самой существенной.

• Перевод отобранной информации на свой язык с попутным сокращением.

• Запись этого сокращенного, «отжатого» текста.

   

Существуют разные виды конспекта:

Плановый конспект или план-конспект Текстуальный конспект Тематический конспект  Свободный      конспект  
При создании такого конспекта вначале пишется план. Далее, по мере необходимости, на отдельные пункты лана «наращивается» текст. Это могут быть цитаты или свободно изложенный текст. Такой конспект, как правило, используется при подготовке к какому-либо устному сообщению. Он помогает понять изученный текст и лучше его запомнить. Это конспект представляет собой монтаж цитат. Такой конспект является кратким изложением одной темы, раскрытой по нескольким источникам. Он может быть и расчлененным. Кроме того, в нем могут содержаться цитаты и схемы. Он включает в себя и собственные формулировки и цитаты. В нем могут быть связаны переходы от одной части к другой и, эти переходы могут отсутствовать. Такой конспект более полезен, так как необходимость что-либо сформулировать самому всегда требует более глубокого проникновения в читаемый текст и способствует его запоминанию.

Способы конспектирования

Сжатие текста можно произвести различными способами:

• Трансформацией и переформулированием предложений с целью интерпретации содержания;

• Сокращением части предложения, не несущей основной информации; исключения смысловых фрагментов – обоснований выдвинутых тезисов, доказательств, примеров, повторов, уточнений и др.

Простой план состоит из перечня основных пунктов в виде заглавий.

Такой план может быть тематическим, где все пункты представлены назывными предложениями и фиксируют информативные центры текста.

Вопросный план позволяет акцентировать свое внимание читателю на информативных центрах текста. При составлении вопросного плана используются вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (Есть ли).

План может быть тезисным, то есть каждый пункт плана представлен двусоставным предложением и передает основную мысль части текста. Тезис обычно совпадает с информативным центром абзаца.

Выделяя подтемы, раскрывающие и детализирующие основную тему, вы получите сложный план текста. Раскрывая пункты сложного плана, с опорой на текст, можно написать подробный конспект.

Внимание! Сначала напишите краткий конспект текста, при этом можете опираться на составленный вами план, так как пункты плана отражают основные положения текста. Помните, что каждый пункт плана выражает основную информацию, а каждый подпункт – дополнительную информацию, детализирующую главную. Информация, которую можно исключить при кратком конспекте, в план не вносится.

С точки зрения наличия/отсутствия в конспекте основных положений текста- источника выделяют:

• интегральные конспекты, передающие все основные положения и важнейшие смысловые связи, т.е. всю смысловую сетку первоисточника, но в форме, удобной для составителя;

• селективные (выборочные) конспекты, включающие отдельные элементы первоисточника, которые представляют новизну и значимость для составителя, но в совокупности не отражают основных положений первоисточника.

  Алгоритм конспектирования.

Алгоритм составления интегрального конспекта включает следующие этапы:

1. Прочитать текст и составить его план. План текста образует система опорных слов. Содержание каждой смысловой части текста сворачивается и обозначается опорным словом, которого достаточно для последующего развертывания всей информации данной смысловой части. Названия пунктов плана могут отличаться от названий смысловых частей, данных в тексте первоисточника.

       2. Прочитать каждую из смысловых частей еще раз, отбирая основную информацию, раскрывающую пункт плана.

3.Переформулировать эту информацию для упрощения записи и записать.

Запомните!При конспектировании текста необходимо сохранять в конспекте логическую последовательность развития содержания первоисточника. Для этого необходимо очень кратко фиксировать и известную информацию, т.к. Неизвестные ранее факты всегда связываются с уже известными и только так осмысливаются. Если записать только новую информацию, через некоторое время будет трудно вспомнить, с чем она была связана.

  Правила оформления конспектов.

Правила оформления интегрального конспекта:
Необходимо:

• полностью указывать выходные данные первоисточника (сразу после названия текста);

• оставлять поля не менее '/з объема страницы, чтобы указывать по ходу конспекта пункты составленного вами плана, номера страниц первоисточника, делать пометки;

• в тексте конспекта сохранять рубрикацию первоисточника (если она есть);

• цитаты заключать в кавычки, ставя многоточие на месте пропуска слов и указывая номера страниц текста-первоисточника;

• свои пометки и замечания отмечать специальными значками, словами и т.п.

 

Рекомендации по сокращению слов и трансформации предложений при конспектировании.

• Наибольшее количество информации приходится на первые буквы слов. Первая часть сокращаемого слова должна обязательно оканчиваться на согласную букву, например: кол-во - количество. Обычно сокращается середина слова, сокращаться могут гласные и согласные буквы или только гласные: св-во - свойство; смлт- самолет.

• Сокращать слово нужно так, чтобы его можно было однозначно восстановить в конкретном контексте. Например, сокращение сущ,можно восстановить как существительное, существо, существующий, существенный, существовать и т.п.

• Малознакомые слова, новые понятия и термины следует записывать полностью.

• Целесообразно использовать собственную систему сокращений:

а) общепринятые сокращения: р-р – раствор, т.о. - таким образом, м.б. - может быть, д.б. - должно быть, т.е. - то есть, т.д. - и так далее;

б) общепринятые аббревиатуры: СМИ –средства массовой информации;
в) математические знаки, символы, иероглифы: < (меньше), > (больше), = (равен, равно), + (плюс, добавить), ~ (подобно), f (функция), (сумма, итог), (отсюда следует, следовательно), =(не равен, не одно и то же), (приблизительно), | (рост, повышение, растет), (спад, понижение), ? (вопрос), @ (анализ) и т.п.;
г) короткие иностранные слова, например if- если.

• При сокращении предложений опускаются избыточные слова и словосочетания (повторы, разъяснения, второстепенные детали и т.п.).

• Определения новых понятий следует записывать полностью как цитаты, заключая их в кавычки.

• Используйте следующие виды трансформации предложений:
а) лексическая трансформация – замена слова синонимичным при сохранении грамматической структуры фразы: экскурсовод —> гид, рентабельный —> прибыльный и т.п.;
б) грамматическая трансформация - упрощение структуры предложения при сохранении лексического наполнения: температура повышается, когда увеличивается давление —> температура повышается при увеличении давления;
в) лексико-грамматическая трансформация – изменение структуры предложения и его лексического наполнения при сохранении смыслового содержания: химический состав стали влияет на то, какими будут ее свойства —> свойства стали зависят от ее химического состава;
г) логико-смысловая трансформация - выражение содержания текстового фрагмента другими языковыми средствами: новый метод производства в отличие от уже существующих не требует больших материальных затрат, что положительно сказывается на себестоимости продукции —> новый метод производства экономически выгоднее традиционных

 

16.Аннотирование научного текста. Стурктура и виды аннотации.

Представьте себе, что вы стоите перед книжным прилавком и увидели новую книгу, имеющую отношение к вашей специальности. Что даст вам возможность решить: покупать или не покупать эту книгу, изучать данный в нем материал подробно или нет? Несомненно, помощь вам окажет аннотация книги, помещенная на обороте титульного листа.

         Теперь представьте себе, что вы прочитали книгу или статью и вам задали вопрос: О чем говорится в этой книге (статье), что рассматривается? Для ответа в этом случае вам нужно кратко охарактеризовать прочитанное, т.е. дать аннотацию этой книги (статьи). Аннотация – это предельно сжатая характеристика первоисточника.Аннотация /от лат. аnnotatio – замечание/ - краткая характеристика документа, его части или группы документов с точки зрения назначения, содержания, формы и других особенностей. Аннотация, в отличие от реферата, не раскрывает содержания документа, а лишь информирует о существовании документа определенного содержания и характера, дает самое общее представление о его содержании и тем самым помогает в отборе необходимой информации.  Также как назывной план, аннотация не раскрывает содержания первоисточника, а дает о нем самое общее представление.

         Структура любой аннотации включает в себя две части: выходные данные(иначе – библиографическое описание) и сам текст аннотации. В тексте аннотации обычно указывается главная тема работы и перечисляются основные вопросы, рассмотренные в тексте книги, статьи. В ряде случаев аннотация характеризует структуру первоисточника, указывает на цель издания и на его адресата.

         Для оформления структурных частей аннотации используются определенные стандартные конструкции, иначе называемые клише. Клише – это готовые речевые обороты, которые легко воспроизводятся в определенных условиях.Например, вам нужно указать, для кого создан прочитанный вами первоисточник (т.е. надо назвать адресата). Для этой цели существует клише: книга рассчитана на кого, предназначена для кого, адресована кому и др.

        Аннотации наибольшее распространение имеют в научной и научно – информационной деятельности. Их назначение – своевременно информировать читателей о новейших достижениях в различных областях науки и техники, экономить время на поиск и сбор нужной информации. Поэтому важно уметь пользоваться справочными аннотациями. И не менее важно уметь самим составлять их. Составление аннотации имеет целью проанализировать первоисточник, извлечь нужные вам сведения и в крайне обобщенной форме обозначить его тематику. Высокая степень обобщения определяет его размер. Например, средний размер аннотации определен в 30-40 слов (3 – 4 предложения).

      

        Прочитайте таблицу. Скажите, какие сведения излагаются в выходных данных и какие – включаются в текст аннотации?

 

 

  Структура аннотации

Обязательные

элементы

Выходные данные (библиографическое описание): фамилия и инициалы автора, название работы, издание, место издания, название издательства, год издания, количество страниц, сведения об иллюстрациях
Тема (-ы) работы
Проблема работы
Цель работы

Факультативные

элементы

Структура работы
Адресат
Причина переиздания
?

       Как видно из таблицы, библиографическое описание состоит из нескольких, расположенных в определенной последовательности элементов. Фамилия автора приводится в именительном падеже, инициалы располагаются после фамилии автора. Если книга имеет двух авторов, то приводится фамилии обоих авторов. Если книга имеет трех авторов,то приводится фамилия первого автора со словами «и другие» («и др.»), при необходимости – фамилии всех авторов через запятую. Если книга имеет четырех и более авторов, то в начале указывается название произведения, которое дается по титульному листу, без кавычек. После названия ставится косая черта и приводятся фамилии первых трех авторов со словами «и другие» («и др.»), при необходимости – фамилии всех авторов через запятую.

       Издание – сведения об отличиях данного издания от других изданий того же произведения. Например: 4-е изд., испр. и доп.; 16 изд., перераб.; 19 изд., стереотипн. (стереотипное – т.е. повторяющееся без изменений, стандартное)

       Место издания – город, в котором было издано произведение. На русском языке сокращаются названия только двух городов: Москва (М.) и Санкт – Петербург (СПб.).

      Наличие иллюстративного материала обозначается цифрами и сокращением «ил.». Напр.: 13 ил. Карты.

 

  Виды аннотаций:

По содержанию и целевому назначению аннотации подразделяются на справочные и рекомендательные. Справочные аннотации характеризуют тематику текста, сообщают какие-либо сведения о нем, но не дают его критической оценки. Рекомендательные аннотации характеризуют первоисточник и дают оценку его пригодности для определенной категории потребителей, с учетом уровня подготовки, возраста и других особенностей.

По полноте охвата содержания аннотируемого текста и читательскому назначению аннотации подразделяются на общие и специализированные. Общие аннотации характеризуют текст в целом и рассчитаны на широкий круг пользователей. Специализированные аннотации рассчитаны на узкий круг специалистов, носят в основном справочный характер. Разновидностью специализированной аннотации является аналитическая аннотация, характеризующая определенную часть или аспект содержания документа, которые посвящены определен

 

17.Состав и структура библиографического описания

 

В зависимости от структуры описания различают:

 

одноуровневое библиографическое описание - это описание одного отдельно взятого (одночастного) документа (монографии, учебника, справочника, сборника статей, архивного документа и т.д.);

 

многоуровневое библиографическое описание - это описание многочастного документа (например, многотомного издания);

 

аналитическое библиографическое описание - это описание части документа (статья из периодического издания или сборника).

 

18.Реферирование– интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, преобразование информации аналитико-синтетическим способом и создание нового (вторичного) текста.

Реферат – это краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, статьи, результатов исследования какой-либо проблемы, итогов научной работы. Реферат отражает главную информацию, содержащуюся в первоисточнике, новые сведения, существенные данные. Подготовка рефератов – один из наиболее сложных видов самостоятельной работы, реферирование приучает человека вдумчиво работать с литературой, ориентироваться в ней, выбирая необходимую информацию. Реферат должен быть информативным, отличаться полнотой изложения, объективно передавать содержание первичного текста, корректно оценивать материал, содержащийся в первоисточнике. Реферат может быть репродуктивным, воспроизводящим содержание первичного текста, и продуктивным, содержащим критическое или творческое осмысление реферируемого источника.

 

● Репродуктивные рефераты бывают двух видов – реферат-конспект и реферат-резюме.

 

● Реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, полученных результатах и возможностях их применения.

 

● Реферат-резюме приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста.

 

● Продуктивные рефераты представлены рефератом-обзором и рефератом-докладом.

 

● Реферат-обзор составляется на основании нескольких первичных текстов, дает сопоставление различных точек зрения по конкретному вопросу.

 

● Реферат-доклад имеет развернутый характер, наряду с анализом информации, приведенной в первоисточнике, дает объективную оценку состояния проблемы.

 

В структуре реферата любого типа выделяется три основных компонента:

 

● библиографическое описание;

 

● собственно реферативный текст;

 

● справочный аппарат.

 

Как и любой научный текст, реферат имеет определенную композицию:

 

1. Вступление. Задачи вступления могут быть следующими: дать исходные данные текста (название исходного текста, где опубликован, в каком году), сообщить сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, специальность, ученая степень, ученое звание), вскрыть смысл названия работы, чему она посвящена, в связи с чем написана.

2. Перечисление основных вопросов и проблем, о которых говорится в первоисточнике.

3. Анализ самых важных вопросов, содержащихся в исходном тексте. Проводя такой анализ, необходимо обосновать важность выбранных вопросов, коротко передать мнение автора по этим вопросам, выразить свое мнение по поводу суждений автора первоисточника.

4. Общий вывод о значении всей темы или проблемы реферируемого текста.

Таким образом, реферат имеет следующие признаки:

● содержание реферата полностью зависит от содержания реферируемого источника;

● содержит точное изложение основной информации без искажений и субъективных оценок;

● имеет постоянные структуры: заголовочную часть с библиографическим описанием, собственно реферативную часть, в которой обобщаются сведения об авторах, называется основная тема и проблематика источников, дается подробное или сжатое изложение наиболее важных вопросов, делаются выводы.

В реферате используются речевые клише, характерные для данного жанра научного стиля речи:

Автор останавливается на вопросе...

Он анализирует...

Оценивая, он отмечает...

Далее автор рассматривает …

При этом он отмечает...

Самым серьезным последствием этого является. ..

Отсюда автор делает вывод, что...

Задача, по мнению автора, заключается в том, чтобы...

Автор рассматривает...

Завершая анализ материала по теме «Реферат», предлагаем проанализировать структуру реферата и речевые клише, используемые при его написании.

1. Автор, название, выходные данные (библиографическое описание).

2. Тема статьи, книги. Указывается общая тема первоисточника. При этом можно использовать следующие выражения: Статья (книга, монография...) посвящена... (теме, вопросу, проблеме).

3. Композиция. Указывается, из скольких и каких структурных частей состоит источник (обычно книга). При этом используются следующие выражения: Книга (статья) состоит из (включает в себя, содержит)... (трех разделов и т.п.).

4. Основное содержание. Излагаются конкретные результаты или выводы автора в соответствии со структурой статьи. Могут быть использованы следующие выражения:Во введении указывается (отмечается), что...

В первой главе освещается...

Автор отмечает (указывает, делает вывод), что...

Вторая глава посвящена (содержит)...

По мнению автора...

В третьей главе...

В заключении указывается (отмечается), что...

5. Наличие иллюстративного материала. Отмечается наличие иллюстраций, рисунков, таблиц, других наглядных материалов. Используются, например, такие выражения: Свои рассуждения автор иллюстрирует конкретными фактами и примерами, приводит рисунки, фотографии, таблицы... и т.п.

6. Адресат. Отмечается, для кого предназначен текст. Используются следующие выражения:

● Статья предназначена для специалистов в области...

● Представляет интерес для... (широкого круга читателей) и т.п.

Из видов компрессии текста в курсовых и дипломных работах, в диссертациях наиболее широко используется реферативное изложение тех научных положений, которые были исследованы к моменту написания собственной работы, поэтому более подробно остановимся на составлении реферата.

 

Составление реферата – это не простое сокращение текста за счет исключения отдельных абзацев источника. Реферирование – творческая работа. Еще М.В. Ломоносов определял работу по реферированию как «труд тяжелый и весьма сложный, которого цель не в том, чтобы передать вещи известные и истины общие, но чтобы уметь схватить новое и существенное в сочинениях, принадлежащих иногда людям самым гениальным».

 

Реферативное изложение должно быть сжатым. Реферат не должен превращаться в «ползанье» по тексту. Цель реферирования – создать «текст в тексте». Следует избегать обильного цитирования. Реферат – это не конспект, разбавленный «скрепами» типа «далее автор отмечает». Постоянное цитирование превращает реферат в конспект.

 

• 19.Отзыв - это суждение, мнение о содержании, оценка чего-либо или кого-либо.Отзыв - жанр публицистического и научного стилей речи, раскрывающий перед читателями, слушателями впечатления, которые произвела книга, фильм, спектакль. Автор отзыва высказывает свое мнение о сюжете, героях, глубоко не анализируя ни сюжета, ни образов, ни языка, ни стиля автора.

 

20.Цитирование — это прямое использование текста источника в Википедии. При добавлении в текст статьи цитаты в первую очередь следует соблюдать главные требования к цитате: уместность и точность. Цитата обязательно должна быть выделена в тексте статьи и оформлена именно как цитата.Уместность[править вики-текст]

Статьи Википедии должны представлять собой нейтральное обобщение и изложение фактов и мнений авторитетных источников о предмете статьи. Однако в некоторых случаях допустимо использовать прямые заимствования текста источника в виде цитаты.

Цитаты нужны только там, где без них невозможно передать точный смысл или авторский стиль. В остальных случаях информацию источника следует пересказать. Если нет уверенности, что именно эта цитата необходима и именно в этом месте текста, то лучше от цитирования отказаться. Тем более следует избегать объёмного цитирования — то есть цитирования больших фрагментов текста или использования нескольких цитат суммарно большого объёма из одного источника.

Объёмное цитирование и создание произвольных подборок цитат, не основанных на вторичных авторитетных источниках, определяющих именно эти цитаты как важные и характерные для темы статьи, нежелательно по следующим причинам:Большой объём цитирования нарушает связность энциклопедического изложения. Для размещения подборок цитат существует отдельный проект Викицитатник.Объёмное цитирование в большинстве случаев неоправданно, поскольку создаёт угрозу нарушения авторских прав.Большой объём цитирования из источников, представляющих одну точку зрения или освещающих один из аспектов темы, нарушает нейтральность статьи, поскольку придаёт этой точке зрения или этому аспекту больший вес в ущерб прочим. Примерами могут служить натуралистические описания «зверств» одной из сторон конфликта или объёмные цитаты сторонников/критиков персоны в биографической статье.

Учитывая вышеизложенное, цитаты следует, по возможности, сокращать и пересказывать своими словами без потери смысла. Желательно встраивать цитаты в энциклопедический контекст, не создавая отдельных разделов, состоящих из цитат более чем на 30 %. Существующие в статьях проблемы такого рода до переработки следует помечать шаблоном {{Избыток цитат}}.

Точность[править вики-текст]

Для цитирования нужно брать логически законченный фрагмент текста, чтобы полнота цитаты была достаточна для гарантии её смысловой точности. Недопустимо выдёргивать фразы из контекста источника, когда это ведёт к искажению его смысла или хотя бы смыслового оттенка. Естественно, не может идти и речи о том, чтобы таким образом подстраивать цитату под нужды цитирующего. Сокращать цитату, отбрасывая лишние для целей цитирования слова, допустимо, только если это не может изменить её смысл.Нельзя изменять цитату, она должна в точности соответствовать источнику. Однако в некоторых случаях допускается исправление явных опечаток и изменение падежа слов и словосочетаний. Исправление ошибок и устаревших вариантов орфографии рекомендуется в тех случаях, когда важно передать смысл текста. Если речь идёт об отражении авторского стиля, то исправление текста недопустимо даже для явных погрешностей.При цитировании можно опустить одно или несколько слов или даже предложений, если это не исказит смысла текста и если на месте опущенных слов или предложений будут поставлены предупредительные знаки в виде многоточия (…) или — при сокращении цитаты, уже имеющей многоточия, выполняющие те или иные свойственные им функции — многоточия в угловых скобках (<…>). Если цитируются отдельные слова или словосочетания, то многоточие обычно не ставится.

Оформление

Короткие цитаты, как правило, не превышающие двух строк и стоящие внутри основного текста, требуется заключать в кавычки. Если внутри цитаты есть ещё одни кавычки, то они набираются другим рисунком.

Протяжённые цитаты, иногда занимающие больше одного абзаца, следует отделять от текста графически. Такие цитаты в кавычки не заключаются. Не заключаются в кавычки и цитаты из стихотворных произведений с сохранением деления на строки.Графическое выделение включает набор текста иным шрифтом, с втяжкой, помещение на фоне другого цвета. Однако обычно для этой цели применяется втяжка текста (отступ слева).Обратите внимание, что для обозначения цитаты использование знака охраны авторского права © недопустимо.Для выделения протяжённых цитат используются шаблоны {{начало цитаты}} (или {{начало цитаты|источник=}}) и {{конец цитаты}} (или {{конец цитаты|источник=}}). Например:

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»:

Отец мой Андрей Петрович Гринев в молодости своей служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором в 17.. году. С тех пор жил он в своей Симбирской деревне, где и женился на девице Авдотье Васильевне Ю., дочери бедного тамошнего дворянина. Нас было девять человек детей. Все мои братья и сестры умерли во младенчестве.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 6433.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...