Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

III Синтаксические средства (стилистические фигуры)




1. Инверсия— изменение нейтрального порядка слов в целях усиления выразительности, введение дополнительных оттенков смысла:

- Вывели лошадей. Не понравились они мне.

- Зимы ждала природа.

2. Эллипсис— пропуск какого-либо члена предложения, чаще сказуемого, в стилистических целях:

- Тёркин мой — к огню поближе (Твард.).

- Я за свечку, свечка — в печку (Чук.).

3. Умолчание— незаконченное высказывание, используется для выражения напряженной, взволнованной речи:

- Я страдал… Я хотел ответа… Не дождался… Уехал… (Ее).

4. Вопросительное предложение— синтаксическая организация речи для смыслового и эмоционального выделения центров, создаёт ма­неру беседы:

- Что же такое эта сигнализация?

- Как выйти из кризиса?

5. Риторический вопрос— вопрос, в котором содержится утверждение:

- Кто же не радовался солнечному лучу?

- Жизнь моя? Иль ты приснилась мне? (Ее).

6. Риторическое обращение— выделение важных смысловых позиций, идей:

- Не шуми, осина, не пыли, дорога. Пусть несётся песня к ми­лой до порога

- Голова ты моя удалая, до чего ж ты меня довела! (Ее).

7. Риторическое восклицание— для демонстрации высшей точки концентрации чувств:

- О времена, о нравы! (Цицерон).

- Да здравствует Солнце, да скроется тьма! (П.).

8. Период— синтаксическая структура, в которой 1-ая часть – эпическое повествование, 2-ая — вывод:

- Если есть в человеке, в душе его такие понятия, как совесть, долг, нравственность, правда и красота, если хоть в малой сте­пени есть,- то не заслуга ли это в первую очередь великой ли­тературы?

9. Параллелизмы— сходное расположение элементов, однотипное построние:

- Ямщик свистнул, лошади поскакали, колокольчик загремел

- Книга — хранилище знаний. Книга — вместилище всего вел кого опыта человечества. Книга — неистощимый источник э тетических раздумий.

10. Градация— «лесенка» близких по смыслу слов с нарастанием (или убыванием) их силы, с нагнетанием впечатления:

- Не жалею, не зову, не плачу, …

- Звериный, чужой, неприглядный мир.

11.Антитеза— стилистическая фигура контраста, сопоставление, противопоставление противоположных понятий:

- Глупый осудит, а умный рассудит.

- Как медлит время, когда мы спешим, и как оно спешит, когда мы медлим.

12. Анафора— повтор, повторение начальных слов:

- Клянусь я первым днём творенья, клянусь его последним днём.

- Не та стала Россия, не та Москва, не те стали мы с вами.

13. Эпифора— повтор, повторение конечных слов:

- Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник. Почему именно титулярный советник? (Г.).

14. Композиционный стык— повтор слова в середине фразы или на стык двух предложений:

- О весна без конца и без края, без конца и без края мечты (Бл.).

15. Присоединительные конструкции, парцелляция— разделение предложения на части; является средством экспрессии создания новых смыслов:

- Он пришёл домой поздно вечером. Один. Когда все перестал] его ждать.

- Река ошалела от весеннего напора воды. Клокотала. Бурлила. Требовала простора.

- На дворе осень. Поздняя (Аст.).

16. Именительный представления— изолированный номинатив, называет тему повествования, призван вызвать интерес к предмету высказывания, усиливает его звучание:

- Долгожители. Думаешь о них, и в памяти возникают Мафусаилы нашего времени…

17. Разговорные синтаксические конструкции— особая организация речи, которая создаёт экспрессию, так как отражает особенности раз­говорного стиля:

- С годами человек нет-нет да и возвращается мыслями к дружбе (Пан.).

- А Седьмая симфония Шостаковича — она же помогла высто­ять Ленинграду

18. Вопросно-ответные конструкции- неполные предложения, образующие диалогическое единство; из разговорной речи проникают в художественную и публицистическую речь:

- Какие новости?- спросил офицер.

- Хорошие!

19. Односоставные предложения, неполные предложения, ряды одно­родных членов, вводные структуры и др.— могут быть средством выразительности:

- Золото холодное луны, запах олеандра и левкоя (Ее).

- Фёкла, за доктором! (М.Г.).

- За всё я отвечаю в этом мире — за вздохи, слёзы, горе и потери (Март.).

- К нашему счастью, взошло наконец прекрасное солнце (Пришв.).

Вопрос

  • Варианты окончаний родительного падежа множественного числа существительных мужского рода.
    С нулевымокончанием употребляются обычно следующие существительные:
    - названия единиц измерения: ампер, киловатт, рентген, микрон;
    - названия овощей, плодов: гранат, маслин;
    - названия лиц по принадлежности к национальным группам: болгар, грузин, румын, осетин, цыган;
    - названия лиц по принадлежности к воинским соединениям: солдат, кадет (но партия кадетов);
    - названия парных предметов, предметов, состоящих из нескольких частей: ботинок, брюк, валенок, погон, манжет;
    - существительные, употребляемые только во множественном числе: каникул, горелок, крестин, потемок, сумерек.

    Окончание -ов имеют:
    - названия многих народов: греков, гуцулов, курдов, монголов, эскимосов;
    - существительные множественного числа: кулуаров, пожитков, сотов;
    - названия овощей и фруктов: абрикосов, ананасов, бананов, лимонов, томатов;
    - названия единиц измерений: акров, аров, ярдов;
    - названия военных профессий: саперов, рекрутов;
    - названия отвлеченных понятий: комментариев, критериев, габаритов.

    Некоторые слова имеют вариантные формы. С нулевым окончанием употребляются в основном в устной речи (грамм, килограмм, апельсин); с окончанием -ов - в письменной (граммов, килограммов, апельсинов).

Варианты окончаний именительного падежа множественного числа существительных мужского рода.
При выборе окончания -а (-я) или -ы (-и) следует обратить внимание на то, что многие слова имеют нормативные формы:
- -а (-я) - бега, доктора, корма, купола, кучера, сторожа;
- -ы (-и) - аптекари, библиотекари, выборы, выпуски, консулы, переговоры, ректоры.
Многие существительные имеют вариантные нормы: вымпел (вымпелы, вымпела), лекарь, прожектор, тенор, трактор, фельдшер.

Иногда окончания указывают на смысловые различия:
кондукторы- приспособления в технике; кондуктора - работники транспорта.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 166.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...