Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Принцип русской орфографии.




Билет №1

 

1)Слово как основная единица лексической системы языка. Минимальной единицей речи является слово. Слово имеет внешнюю форму - звуковую оболочку, звук или комплекс звуков, оформленных по законам данного языка. Однако не всякий комплекс звуков будет словом. Например: А я придумал слово, простое слово - плим... - именно потому, что данный комплекс звуков, хотя и оформлен по законам языка, не имеет значения, он остается лишь комплексом звуков и не становится словом. Помимо внешней формы, слово должно иметь внутреннее содержание. Внутренним содержанием слова является его лексическое значение. Значение слова - это соотнесенность слова с определенным понятием. Слово - это комплекс звуков или один звук, обладающий определенным, закрепленным языковой практикой общества значением и функционирующий как некое самостоятельное целое. Наряду с лексическим значением, каждое слово имеет еще грамматическое значение и представляет собой единство лексического и грамматического значений. Например: слово бак обозначает сосуд (лексическое значение) и является существительным мужского рода в форме единственного числа, именительного падежа (грамматические значения). Основная функция слова назывная, или номинативная (лат. nomen - имя, название). Значение (семантика) слова - это явление историческое: оно не является раз и навсегда данным, а может изменяться в процессе функционирования слова в речи; некоторые слова постепенно приобретают новое (или новые) значение, при этом происходит расширение значения слова; некоторые из значений слова могут исчезать, забываться, происходит сужение значения слова [ср., например, новые значения у слов космический-'огромный', лавинообразный-'чрезмерно большой, бурный'; ср. также: позор-'зрелище' (уст.). Связь между словом и понятием устанавливается в процессе совместной деятельности людей; соотнесенность звуковой оболочки с определенным понятием, т. е. значение слова, должна быть общепризнанной и обязательной для членов данного общества, только в этом случае возможно взаимопонимание людей. У слова выделяются основное, прямое, значение и неосновное, переносное. Прямое значение слова - это непосредственная связь между звуковым комплексом и понятием, непосредственная номинация. Переносное значение вторично, оно возникает на основе ассоциативных связей между понятиями. Наличие сходства у предметов является предпосылкой к тому, что название одного предмета начинает использоваться для наименования другого предмета; таким образом возникает новое, переносное значение слова. Ср., например, значения слова медведь - 'животное', 'неуклюжий человек'. Полисемия — многозначность, наличие у слова (единицы языка) двух или более взаимосвязанных и исторически обусловленных значений. В современном языкознании выделяют грамматическую и лексическую полисемии. Так, форма 2 лица ед. ч. русских глаголов может быть употреблена не только в собственно-личном, но и в обобщенно-личном значении. Ср.: «Ну, ты всех перекричишь!» и «Тебя не перекричишь». В подобном случае следует говорить о грамматической полисемии. Часто, когда говорят о полисемии, имеют в виду прежде всего многозначность слов как единиц лексики. Лексическая полисемия — это способность одного слова служить для обозначения разных предметов и явлений действительности (ассоциативно связанных между собой и образующих сложное семантическое единство). Например: рукав — рукав («часть рубашки» — «ответвление реки»). Виды переноса значений:

1. Метафора – способ переноса, основанный на сходстве каких-либо предметов, признаков и явлений, например: бронзовая монета (из бронзы) – бронзовый (цвета бронзы) загар; тает снег – тает облако (постепенно рассеивается).

2. Метонимия – способ переноса, основанный на смежности, связи предметов во времени и пространстве (одно после другого, одно в другом), например: выполнять перевод (книги) – перевод (результат, после действий перевода) отличный; разбить стакан («сосуд») – выпить стакан воды («содержимое стакана»).

3. Синекдоха – такой вид переноса, когда название части служит для обозначения целого или название целого – для обозначения части, например: отряд в двести сабель (т.е. кавалеристов); начальство (начальник) совещается

 

2) Специфика сказки. Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко».

В начальной школе, согласно программе, учащиеся лишь практически знакомятся с особенностями сказки как жанра фольклора. Отмечаются две существенные особенности сказки: наличие вымысла и композиционного своеобразия (зачин, повторы, концовка). В сказке обычно повтор. один осн. эпизод ( повторы происходят чаще всего потому, что в сказке появл. все новые действ. лица или вносятся новые детали).

Методика анализа сказок о жив. Существенно не отлич. от анализа реалистич. рассказов. Используются: выборочное чтение, ответы на вопросы и постановка вопросов учащимися, словесное и графич. рисование, составл. плана, все виды пересказа, составление сказки по аналогии с прочитанной и др.

 

 

Билет №2

 

1) Основные фонетические понятия «слог», «ударение», «звук».

Фонетика – раздел языкознания изучающий звуковую сторону языка, способы образования(артикуляцию) и акустические свойства звуков, их изменения в речевом потоке.

Звук образуется в результате деятельности речевого(артикуляционного аппарата). Звуки русского языка по особенностям образования и акустическим свойствам делятся на гласные и согласные. Один или несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха, называют слогом. Если слог оканчивается гласным звуком, его называют открытым; если слог оканчивается согласным звуком, его называют закрытым.

Произнесение одного из слогов с большей силой называется ударением. А слог, на который оно падает, называют ударным (остальные слоги называют безударными).

Русское письмо звукобуквенное (фонемное), след-но, при обучении грамоте необходимо идти от звука к букве, то есть метод обучения должен быть звуковым (от простого к сложному). Минимальной произносительной единицей языка является звук, а след-но, базовой единицей при обучению чтения должен быть слог, а первым правильным (естественным для языка) типом чтения, слоговой.

Работа над ударением: слово произносится целиком (позвать, скандировать и т.д.); переставить ударение.

Дети выделяют ударный звук из произнесения целого слова.

 

2) Методика работы с крупнообъемным произведением: К. Г. Паустовский «Заячьи лапы».

СТАТЬЯ!!!!! см. в тетради

Уроки литературного чтения, в конце книги указана страница.

Константин Георгиевич Паустовский «Заячьи лапы» - это произведение проходится не в 1 урок.

План урока:

1. Подготовка к восприятию (беседа об авторе, его творчестве)

* Как называется рассказ? О ком этот рассказ?

* Рассмотрение иллюстраций к рассказу.

2. Чтение 1 части + анализ

* Что же случилось с зайцем?

* В какую беду он попал?

3. Вторичное чтение (про себя) и анализ 1 части.

* Отметьте все, что автор сообщает о зайце (заранее предложения заготовлены учителем – печатные)

* Выяснение отношения других героев к зайцу

4. Итог работы над 1 частью (беседа: Как вы думаете, будет ли спасен бедный зайчишка? Кто поможет ему? Вы бы помогли? Ваше отношение)

5. Подготовка к восприятию 2 части.

6. Чтение 2 части.

7. Выборочное чтение и беседа

8. Итог урока (беседа)

* Все ли мы узнали о заячьих лапах?

 

Билет № 3

 

1) Алфавит и звуковой состав русского языка. РУССКИЙ АЛФАВИТ - последовательный ряд букв, передающих звуковой состав русской речи и создающих письменную и печатную форму русского языка. Русский алфавит восходит к кириллице, в современном виде существует с 1918. Содержит 33 буквы, 20 из них передают согласные звуки (б, п, в, ф, д, т, з, с, ж, ш, ч, ц, щ, г, к, х, м, н, л, р); 10 - гласные звуки (а, э, о, ы, и, у) или (в определенных позициях) сочетания j + гласный (я, е, ю); буква "й" передает "и неслоговое" или j; "ъ" и "ь" не обозначают отдельных звуков. Русский алфавит служит основой для алфавитов некоторых других языков.

Главная задача фонетико-графического разбора — проследить действие слогового принципа русской графики (который школьники практически освоили в связи с обучением чтению и первоначальному письму) на более высоком уровне обобщения. Слоговой принцип графики отражает своеобразие отношений алфавита и состава фонем русского языка и находит свое закрепление в правилах передачи на письме твердости-мягкости согласных и фонемы <й>. Чтобы при выполнении фонетико-графического разбора ученики не отвлекались на орфографические проблемы, для разбора используются слова, запись которых не требу

ет применения правил правописания.

Содержание и последовательность фонетико-графического разбора видны в записи, которую ученик оформляет по ходу работы:

Обратим внимание на подбор слов. Первое слово пень позволяет обсудить способы обозначения мягкости согласных перед гласными и на конце слова, три остальных позволяют показать особенности передачи на письме фонемы <й> перед гласным в разных позициях: в начале слова — ель, между двумя гласными — мо’ю (не мою’!), после согласного перед гласным — друзья. Только в слове друзья разделительный мягкий знак выбирается по правилу правописания (в той же ситуации после приставки был бы твердый знак). Учитель, видимо, упомянет об этом, но, если разбор применяется как фонетико-графический, основное внимание сосредоточивается на том, что после любого разделительного знака буква гласного обозначает два звука: [й] + гласный.

Для того чтобы ученик не записывал словами характеристики каждого звука, что отнимает много времени и места, рядом с транскрипцией помещается условный значок, который показывает, какой это звук.

Справа от условного значка размещается буква, которая обозначает звук (или звуки) в данном слове. Только после проведенной работы уместно задать вопрос, сколько в слове звуков и сколько букв, так как уже сама запись дает ответ на поставленный вопрос.

Выполнение работы сопровождается устным комментированием: «В слове пень первый звук [п'эн'] — [п'], он согласный, глухой, мягкий; обозначается буквой п. Второй звук [п'эн'] — [э] , гласный, обозначается буквой е, так как гласный находится после мягкого согласного.

Третий звук [п'эн'] — [н'], согласный, звонкий, мягкий, обозначается двумя буквами: н и мягким знаком, так как мягкость согласного на конце слова передается с помощью мягкого знака».

Аналогично комментируется разбор трех остальных слов. При этом соблюдается естественный ход анализа от звука к букве, что помогает уяснить устройство русского письма, конкретнее — его графики.

 

2) Особенности былины как учебного материала и обучение детей чтению былины «Илья Муромец и Соловей разбойник». У многих народов сохранились сказания о подвигах богатырей – героический эпос. Есть такой эпос и у русских. Это былины.

Былина – жанр русского фольклора, героико-патриотическая или социально-бытовая песнь-сказание о богатырях и историч. деятелях прошлого. Былина не рассказывалась, а пропевалась, поэтому былина – героическая песня повествовательного характера.

Былинный стих – разновидность народного стиха, в котором ритм создается за счет повторения равного количества ударений в строках. Былинный стих имеет три равных ударения в строке: на третьем слоге от начала строки, на третьем от конца строки и на любом слоге между ними. Кроме трех главных ударений, в строке былинного стиха имеется еще четвертое, второстепенное ударение на последнем слоге слова. 

Темы былин: богатыри, подвиги; труженики, труд, созидание, преодаление конфликтов.

Структура былины:

- запев (чтобы привлечь внимание);                                                                                         - зачин (место действия, герои, завязка);                                                                                  - сюжет изобр. события (формулы повтора, лейтмотив);                                                        - концовка (исход).

Изобразительно-выразительные средства:

- эпитеты (оценочного характера);

- сравнения;

- слова в увеличительно-ласкательной форме.

Ритмико-мелодическая окраска: медленная, напевная; тон – торжественный. Дикция – былинная речь отступает от правил современного произношения. Четко произносятся гласные и согласные. Ударение – в каждой строчке есть смысловой центр. Следует акцентировать третий слог начала строчки, третий слог конча строчки.

 

Учителю следует научиться читать былину, для этого необходимо составить для себя индивидуальную разметку выразительного чтения былины.

 

Этапы работы над былиной:

1. Подготовительный этап Слово о былинах. Работа с картиной Васнецова «Богатыри»

Работа с былиной в пересказе:

- чтение учителем былины вслух;

- перечитывание былины учащимися;

- беседа-рассуждение о прочитанном;

Работа с былиной в оригинале.

- решение задач по ориентировке в разных изданиях детских книг, содержащих нужное произведение, с целью закрепления и уточнения былинной образности и представл. о том, как былины дошли до нас.;

- речевые упражнения;

- задание на дом.

2. Основной этап

Решение задач по ориентировке в разных изданиях детских книг, содерж. нужное произведение, с целью закрепления и уточнения былинной образности и представл. о том, как былины дошли до нас. Чтение учителем былины вслух. Перечитывание былины учащимися. Рассуждение о прочитанном. Включить сопоставительнуюь работу двух вариантов былины. Учащимся дается задание: найти предложения из 1-ого и 2-ого варианта былины, которые соотв. записанным предложениям из былины в пересказе.

3. Заключительный этап

Дети пробуют себя в роли сказителя изученной былины.

 

Билет № 4

 

1) Словосочетание как синтаксическая единица языка, виды словосочетаний. Работа над словосочетанием в начальной школе.

 

Синтаксис- раздел грамматики, изучающий строй связной речи: учение о словосочетании и учение о предложении. Одной из основных синтаксических единиц является словосочетание.

Словосочетание – это соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически и представляющее собой сложное наименование явлений объективной действительности.

В словосочетании одно слово главное, а другое - зависимое (к нему можно задать вопрос от главного слова).

Существует три типа связи между словами в словосочетании: согласование (вид связи, при котором зависимое слово уподобляется в своей форме главному слову): красивая шляпка, об интересном рассказе; управление (вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной форме а зависимости от лексико-грамматического значения главного слова): ненависть к врагу, читать книгу; примыкание (вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слое или морфологического изменения): петь красиво, лежать дрожа. Основной классификацией словосочетаний является классификация по морфологическим свойствам главного слова.

 По этой классификации словосочетания делятся на: глагольные (говорить громко, читать книгу), именные (деревья в лесу, недовольный работой), наречные (по-прежнему важно, незадолго до концерта).

 

Преимущества работы над словосочетаниями приводят к тому, что большое количество упражнений по русскому языку (грамматич., орфографич. и др.) базируется не на связном тексте, не на предложении, а на словосочетании. Однако, надо помнить, что словосоч. Не самоцель. Поэтому, где только возможно, упражнения со словосоч. Должны иметь выход к более высоким ступеням речевых упр. – к составлению предложений, к связной речи.

В работе над словосоч. обращается внимание на две стороны: грамматич. структуру (синтаксич. связи, вопросы, части речи, которые входят в словосоч., наличие предлогов и т.д.) и семантику словосоч., выражающего то или иное значение.

Типы упражнений со словосочетанием:

1.    Постановка вопросов к подчиненным словам в предложении, выяснение связей между словами.

2.    Схематич. изображение связей между словами в предложении.

3.    Объяснение значений встретившихся в текстах словосочетаний.

4.    Составление словосоч. с новыми словами, встретившимися в тексте или процессе работы, помогает глубже понять значение слов и готовит учащихся к их употреблению в речи.

5.    Усвоение оборотов речи (словосоч. запоминаются и входят в собственную речь школьников).

6.    Одно из главных упражнений в связи с изучением частей речи.

 

2) Пейзажная лирика и особенности работы с ней: С.А. Есенин «Белая береза».

Книга К.П. Шестипаловой!

-Какие краски понадобятся художнику, если он захочет проиллюстрировать стихотворение Есенина «Береза»? (Белая, черная, серебряная, бледно-розовая, золотистая.)

Вот какое многоцветье, хотя поэт описывает заснеженную березу! Есенин, рисуя картины природы, всегда называет цвета, в которые она окрашена. Это он делает для того, чтобы читатели могли лучше представить то, о чем он пишет. С этой же целью поэт использует сравнения.

-С чем сравнивает он снег в первой строфе?

-С чем сравнивает Есенин опушенные снегом кисточки березовых веток? (С белой бахромой.)

Обратите внимание, что поэт дважды сравнивает снег с серебром, но при этом использует разные приемы.

-Вы запомнили, как называется прием, используемый им в первой строфе, когда береза принакрылась снегом точно серебром!

В последних строках стихотворения, когда заря обсыпает ветки новым серебром, тоже есть сравнение, но оно как бы скрыто. Поэт не говорит, что заря обсыпает ветки снегом, точно серебром. Он сразу называет снег серебром, надеясь на нашу догадливость

-Как называется такое сравнение? (Скрытое сравнение называется метафорой.)Поэты часто изображают неживые предметы, как живые. Такой прием называется олицетворением. Поищите олицетворения в тексте стихотворения. (В первой и последней строфах.)Вы наблюдательны. А теперь я хочу проверить вашу догадливость. Поэт пишет, что снежинки горят в золотом огне.

-В каком значении — прямом или переносном — употреблено слово горят! (Конечно, в переносном. Это слово часто употребляется в переносном значении. Мы говорим, например, глаза горят. Снежинки не могут, конечно, гореть, как дрова.)

-А откуда взялся золотой огонь! Что поэт так называет? (Свет зари.)

-Что такое «заря»? (Яркое освещение горизонта перед восходом или заходом солнца. Зимой небо озаряется не так ярко, как летом.)

-А теперь вопрос для самых догадливых. Как долго стоит береза в сонной тишине! (От утренней зари до вечерней. Именно так надо

онимать слова обходя кругом. Сначала заря была на востоке, а этом — на западе.)

-А почему поэт считает зимнюю зарю ленивой? Вспомните эти уроки:

А заря, ЛЕНИВО

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

 

Билет №5.

 

1) Звуки гласные и согласные.

Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка, т. е. способы образования (артикуляцию) и акустические свойства звуков, их изменения в речевом потоке.

Гласные звуки – это звуки речи, образуемые свободным проходом воздушной струи через голосовые связки, состоящие главным образом из голоса (голосового тона) при почти полном отсутствии шума.

Классификация гласных:

1)    степень подъёма спинки языка (способ образования): гласные верхнего подъёма: и, ы, у; гласные среднего подъёма: э, о; гласный нижнего подъёма а.

2)    место подъёма спинки языка (место образования) : гласные переднего ряда: и, э; гласные среднего ряда: ы, а; гласные заднего ряда: у, о;

3)    участие или неучастие губ: гласные лабиализованные (огубленные): о, у; нелабиализованные (неогубленные): а, э, и, ы.

По широте раствора рта гласные разделяются на широкие (акустически более звучные): а; средние (акустически средней звучности): э, о; узкие (акустически наименее звучные): и, ы, у.

 

Согласные звуки – это звуки речи, состоящие или из одного шума, или из голоса и шума, который образуется в органах произношения, где выдыхаемая из лёгких струя воздуха встречает различные преграды.

Классификация согласных:

1. Участие голоса и шума:

1) согласные сонорные, образуемые с помощью голоса и незначительного шума: м, н, л, р, j;

2) согласные шумные, подразделяемые на шумные звонкие, образуемые шумом в сопровождении голоса: б, в, г, д, ж, з, и шумные глухие, образуемые только с помощью шума, без участия голоса: п, ф, к, т, ш, щ, с, х, ц, ч.

2. Место образования:

1) согласные губные, подразделяемые на губно-губные: б, п, м и губно-зубные: в, ф;

2) согласные язычные, подразделяемые на переднеязычные, к которым относятся зубные т, д, с, з, ц, н, л и нёбно-зубные ш, щ, ж, ч, р;

3) среднеязычные (задненёбный) j;

4) согласные заднеязычные (задненёбные) к, г, х.

3. Способ образования:

1) согласные взрывные (смычные): б, п, д, т, г, к;

2) согласные фрикативные (щелевые): в, ф, з, с, ж, ш, щ, j, х;

3) аффрикаты ц, ч;

4) согласные смычно-проходные, к которым относятся носовые м, н и боковой л;

5) дрожащий р.

4. Отсутствие или наличие палатализации: согласные твёрдые, образуемые без дополнительной средненёбной артикуляции (все согласные, кроме ч и щ), и мягкие, образуемые с такой дополнительной артикуляцией (все согласные, кроме ц и ш).

Звуковой разбор слова:

1.    скажи слово и послушай себя;

2.    найди ударный слог и произнеси слово по слогам;

3.    протяни первый звук в полно слове, назови его и охарактеризуй;

4.    обозначь выделенный звук условным значком;

5.    протяни (выдели голосом) второй звук в полном слове, назови, охарактеризуй и обозначь условным значком и т.д.

6.    проверь, получилось ли слово.

Слова должны быть: не сложные для восприятия.

Полный звуковой (фонетический) анализ слова включает определение и состава звуков в слове в их качественном своеобразии, и порядка их следования. Необходимо услышать в слове ударение, мягкость и твердость согласных звуков, их звонкость и глухость (лиса, лампа, мышка, мишка, зубы, суп), услышать в самом начале слова ёлка не один звук, а два (йо) и многое другое.

 

 

2) Подготовка и проведение урока обучения чтению басен: И.А. Крылов «Ворона и лисица» МОРЯ стр. 144.

Басня – небольшое произведение повествовательного рода в стихах или – реже – в прозе с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием.

Последовательность работы над басней:

I. Подготовительная работа:

1.    рассказ учителя об авторе басни;

2.    беседа о повадках животных – действующих лицах басни, которую предстоит читать.

II. Чтение басни учителем или прослушивание записи фонохрестоматии, просмотр фильма.

III. Беседа эмоционально-оценочного плана.

- (ознакомительное) чтение детьми

IV. Анализ конкретного содержания басни:

1. уточнение структуры и композиции басни;

2. выяснение мотивов поведения действующих лиц, их характерных черт;

3. установление главной мысли конкретного содержания басни.

V. Раскрытие аллегории.

VI. Анализ той части басни, в которой заключается мораль.

VII. Аналогия из жизни.

Можно использовать детские книги с баснями Крылова.

Билет №6.

 

1) Имя существительное как знаменательная часть речи.

Имя существительное – часть речи, объединяющая слова с грамматическим значением предметности, которое выражается с помощью независимых категорий рода, числа, падежа, одушевлённости и неодушевлённости. В предложении имя существительное выступает в функции морфологизированного подлежащего и дополнения.

Слова со значением предметности – это названия вещей-предметов, лиц, живых существ и организмов, растений, веществ, качеств, свойств, действий, в отвлечении от носителя, явлений природы и общественной жизни, отношений и т.д.

Существительные бывают:

* Нарицательные служат наименованиями однородных предметов, действий или состояний: человек, мать, остров.

* Собственные называют единичные предметы, выделенные из ряда однородных: личные имена, фамилии, географические, административно-территориальные наименования и др. формально-грамматическая особенность – наличие только единственного числа;

* Конкретные существительные употребляются для называния определённых предметов и явлений реальной действительности, взятых в отдельности и потому подвергающихся счёту: книга, школа, дом, девочка.

* Отвлечённые существительные называют действие или признак в отвлечении от производителя действия или носителя признака. Такие имена не образуют соотносительных форм числа и не образуют соотносительных форм числа и не сочетаются с количественными числительными: изучение, возникновение. Некоторые употребляются во мн.ч. приобретая конкретное значение: холода, судьбы.

* Существительные собирательные формой единственного числа обозначают совокупность одинаковых предметов или лиц как одно неделимое целое. Они не определяются количественными числительными, но обладают особыми словообразовательными суффиксами: -в(а), -ств(о), -ур(а), ат: листва, детвора.

* Существительные вещественные обозначают по своему составу массу, вещество( жидкости, металлы, химические элементы и соединения, пищевые продукты, сельскохозяйственные культуры и т.д.): вода, свинец, сахар. Имеют форму только одного числа (ед. или множ.).

* Существительные единичные называют единичные предметы, выделенные из массы вещества или совокупности однородных предметов: горошина, жемчужина, снежинка и т.д.

Последовательность работы над существительным: ???

Знакомство с именем существительным.

Род имени существительного.

* К этой теме учащиеся обращаются дважды: при введении общего понятии о роде, как о грамматической категории, и при разграничении типов склонения 1,2,3-го. А также при изучении имён прил., т.к. родовая форма прил. зависит от рода сущ., к которому оно относится.

* Число имени существительного(2 кл. - один, много).

* Склонение имёни существительного(изменение окончания).

Смотри учебники Т.Г. Рамзаевой за 3 класс!!

 

2)Специфика рассказа как учебного материала и методика работы на уроке чтения: Чарушин Е.И. «Страшный рассказ».

Рассказ – это произведение малой эпической формы. Содержание рассказа может быть всего на нескольких страницах. В рассказе очень мало персонажей, которых связывает одно какое-то событие. В рассказе показывается один эпизод из жизни героя.

При анализе любого эпического произведения внимание сосредотачивается на действующих лицах, главных героях, дается их характеристика. Прослеживается сюжетная линия: с чего всё началось?, как развивались события?, какой момент повествования является самым напряженным?, чем всё закончилось? При работе над эпическим произведением учитель может выполнить завет К.Д.Ушинского об основном требовании к изучению родного языка – «читать и рассказывать», поэтому одним из ведущих приемов работы становится пересказ, а значит, и предварительное составление плана.

Подготовка к восприятию читаемого произведения: создать благоприятную атмосферу и подготовить к эмоциональному восприятию материала.

Этапы работы над художественным произведением:

1.Первичный синтез: ознакомление с конкретным содержанием произведения.

2.Анализ: установление причинно-следственных связей в развитии сюжета.

3.Вторичный синтез: обобщение существенных черт действующих лиц, сопоставление героев и их оценка и т.д.

 

3)Работа с текстом.

Тип: повествование.

Текстовые умения: озаглавливание текста, смотри сборник методических задач.

 

Билет № 7

 

1) Главные члены предложения.

Главные члены — это члены предложения, которые образуют грамматический центр предложения, его грамматическую основу. В двусоставных предложениях это подлежащее и сказуемое, в односоставных — главный член односоставного предложения.

Подлежащее – главный член предложения, обозначающий предмет, признак которого определяется сказуемым, и отвечающий на вопросы КТО? ЧТО?

Чаще всего является существительным в именительном падеже или местоимением., а также любая часть речи, употреблённая в значении имени существительного: Сытый голодного не разумеет., Семеро одного не ждут.

Сказуемое – главный член предложения, обозначающий признак подлежащего и отвечающий на вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ?, ЧТО С НИМ ДЕЛАЕТСЯ? И др.

Чаще всего бывает глаголом.

В учебнике Рамзаевой 2 класс на стр. 68 – 69, говорится о ГЧП.

Задания:

1. составить из данных слов предложение. Найти в нем подлежащее. С каким словом оно связано? Подчеркни это слово.

 

2) Специфика научно-познавательного произведения и методика работы на уроке.

Познавательная литература имеет четко определенную предметность нового для детей знания и целенаправленно излагает тему, опираясь на активность интеллекта учителя. Научно- популярная (статьи, очерки)и научно- художественная.

Научно – популярная литература имеет четко определенную предметность нового для детей знания. Она описывает признаки явления, излагает суть исторического события, указывает связь с другими фактами и явлениями, практическое применение предмета.

Беседа по содержанию статьи или очерка имеет повторительно- обобщающий характер. Беседы по содержанию научно художественных произведений обычно строится на основе осмысления центрального образа и имеют воспитательную направленность.

Термином «литература» обозначают любые произведения человеческой мысли, закрепленные в письменном слове и обладающие общественным значением.

Научно-познавательная (популярная) литература (в дальнейшем – НПЛ) – это произведения о науке и ее творцах, предназначенные не для специалистов в данной области знания. Она включает в себя произведения об основах и отдельных проблемах фундаментальных и прикладных наук, биографии деятелей науки, описание путешествий и т.д., написанных в различных жанрах. Проблемы науки и техники рассматриваются в них с исторических позиций, во взаимосвязи и развитии.

НПЛ и НХЛ сходны прежде всего тем, что в основе этих произведений лежит точный научный факт, т.е. информация. НПЛ излагает его в доступной для читателя форме, стремясь вызвать у него интерес к сообщаемым фактам. НХЛ отличается большей выраженностью личности автора и большей художественностью, т.е. образностью. Научно-популярные и научно-художественные произведения для детей

Рассмотрим, какие тексты и произведения, включенные в школьные программы по литературе для начальной школы, относятся к научно-художественным и научно-популярным.

Научно-популярными можно назвать статьи о писателях, о теоретико-литературных понятиях и терминах. В них сведения излагаются на уровне представлений, с примерами, на языке, доступном младшему школьнику, т.к. он еще не готов к осмыслению понятия на научном уровне.

К научно-популярным книгам относятся и все детские энциклопедии.

Научно-художественная литература представлена рассказами и очерками о природе М.Пришвина, Б.Житкова, В.Бианки, Н.Сладкова, Э.Шима и др. В основном дети на уроках литературы знакомятся именно с научно-художественными произведениями.

Младшие школьники любят читать научную и научно-познавательную литературу. Это связано с активным интересом ребенка к окружающему миру: в НПЛ и НХЛ ребенок может найти ответы на многие интересующие его вопросы. Как показывают современные исследования, интерес к книгам подобного рода у младших школьников очень высок. Нехудожественное восприятие литературы (наивный реализм) требует правды, которую ребенок ищет в книге. Он допускает вымысел только в откровенно условных жанрах – сказках; условность художественного образа ему пока мало доступна. Научно-художественные произведения для детей порой похожи на сказку – и эту условность ребенок и воспринимает как сказочную, в научно-популярных произведениях он черпает необходимую ему информацию о мире, но преподнесенную в занимательной форме. Поэтому НПЛ и НХЛ любима малышами.

Но если мы не будем стимулировать и направлять литературное развитие ребенка, он может навсегда утратить способность к восприятию художественных произведений, поэтому следует соблюдать пропорцию между НПЛ, НХЛ и художественной литературой, учить ребенка читать произведения с учетом их специфики, различать произведения, относящиеся к разным видам литературы. И начинать эту работу нужно уже в начальной школе.

Прежде всего сформулируем цели изучения научно-популярной и научно-художественной литературы в начальной школе:

- Формировать у учеников интерес к научным знаниям и потребность в них.

- Формировать и развивать у детей интерес к чтению и потребность в чтении.

- Научить детей отличать ХЛ от НПЛ и НХЛ с тем, чтобы они полноценно воспринимали произведения в их видо-родовой специфике.

Изучение НПЛ:

1. особенности НП произведений (направленность, содержание, построение, язык)

2. подготовка к восприятию (проводится самими учащимися) ( загадка на доске)

3. особенности первичного чтения ( проводится самими детьми)

4.Организация повторного чтения ( 1 реб . – 1 абзац) +словарная работа + вопрос по каждому абзацу.

5. Возможен пересказ.

6. Итоговая беседа с учащимися.

В пример использовать Живое слово, 2 класс, Надеждина, статья «Все живое надо беречь»

Билет № 8

 

Принцип русской орфографии.

Орфография - (гр. - правильно пишу) - система правил:

1. о написании слов и их значимых частей (морфем);

2. о слитных, дефисных и раздельных написаниях слов;

3. об употреблении прописных и строчных букв;

4. о переносе слов с одной строки на другую (Розенталь).

Ведущим принципом русского правописания является морфологический признак. Сущность морфологического принципа правописания заключается в том, что общие для родственных слов значимые части (морфемы) сохраняются на письме единое начертание, хотя в произношении различаются в зависимости от фонетических условий, в которых оказываются звуки, входящие в состав значимых частей слова. Морфологическим также является принцип графически единообразного оформления написаний категориям.

Орфографические упражнения:

1. Грамматико- орфографический разбор

2. Списывание - это передача в письменной форме зрительно воспринимаемого (в момент записи) слова, предложения, текста.

Работа: а) прежде чем начинать списывать, прочитай целиком все, что нужно списать.

б) Слово в каждом предложении подели на слоги и диктуй себе по слогам.

в) Сравни свою запись с тем, с чего списывал.

Комплекс упражнений:

1) Списать, найти однокоренные слова, выделить в них корень, обозначить ударение.

2)Списывать, вставляя пропущенные буквы. Определить, какая часть слова не дописана. Указать часть речи, падеж, объяснить написание.

3)Списать, вставить в текст подходящее по смыслу слово, выбирая из слов, данных в скобках.

4)Восстановление деформированных предложений и текста.

5)Выборочное списывание.

3. Диктант - вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.

Виды:

Предупредительный. Объяснительный. Выборочный. Свободный. Самодиктант. Проверочный.

4. Изложение - направленно на развитие речи.

5. Лексико - орфографические упражнения.

Орфографическая грамотность учащихся – это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития. Но, несмотря на ее возраст, проблема орфографической грамотности до сих пор не решена и вряд ли может быть решена окончательно.

Орфографически - правильное письмо предполагает умение находить, узнавать явления языка на основе так называемого орфографического навыка, который помогает пишущему остановиться, задуматься, проверить себя, когда это надо.

К сожалению, не все учителя осознают смысл этого. Поэтому наиболее распространенной причиной низкой орфографической грамотности учащихся является отсутствие сформированности орфографического навыка.

Орфографический навык – это сложный навык. Он создается в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких как:

1) навык письма,

2) умение анализировать слово с фонетической стороны,

3) умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки,

4) умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 253.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...