Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: «Самостоятельные и служебные части речи.»




Грамматика - это раздел науки о языке, в котором изучаются свойства слов, изменения слов, соединение слов в словосочетания и предложения.

Грамматика состоит из двух разделов – морфология и синтаксис.

Морфология — это раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи. Слов в языке много. Они отличаются друг от друга лексическим значением. Однако все слова можно распределить по группам, которые называются частями речи. Каждая часть речи имеет признаки, которые можно объединить в три группы:

1) общее грамматическое значение;

2) морфологические признаки;

3) синтаксические признаки.

Общее грамматическое значение частей речи — это значение, одинаковое для всех слов одной и той же части речи. Для существительных таким общим грамматическим значением является значение предмета. Так, слова ученик, стол, ветер и др. различны по своим лексическим значениям, но все они обозначают предметы и объединяются в одну часть речи — существительное. Слова прилежный, деревянный, тёплый и др. объединяются в одну часть речи — прилагательное, так как они обозначают признак предмета: прилежный ученик, деревянный дом, тёплый ветер и др. Общее грамматическое значение действия отмечаем у глаголов учить, читать, бегать, думать и др.

Морфологические признаки частей речи — это род, число, падеж, время, лицо и др., а также склонение, спряжение или неизменяемость слов. Синтаксические признаки частей речи — это их свойство быть определёнными членами предложения, это особенности их связи с другими словами.

Все части речи делятся на две группы – самостоятельные и служебные. Самостоятельные части речи включают слова, называющие предметы, их действия и самые различные признаки. Без самостоятельных слов не могут строиться словосочетания и предложения, например, предложение Русская душа простор любит построено из четырёх самостоятельных слов, в нём два словосочетания — русская душа и любит простор, которые тоже построены из самостоятельных слов. В предложении самостоятельные слова являются членами предложения: Русская (определенние) душа (подлежащее) простор (дополнение) любит (сказуемое). (Пословица). Служебные части речи — это слова, которые не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними. Они обслуживают самостоятельные слова, помогая им соединяться друг с другом: идти из леса, ехать в метро, море и горы. Служебные слова могут соединять и предложения: Дует ветер, и идёт дождь. Служебные слова могут добавлять различные оттенки к значениям самостоятельных слов: Иди же! (частица же придаёт оттенок нетерпения); Прочитал бы ты эту книгу (частица бы придаёт глаголу прочитал оттенок пожелания). Служебные слова не являются членами предложения.

Междометия занимают особое место среди частей речи. Междометия не называют ни предметов, ни признаков, ни действий и не служат для связи слов. Они передают наши чувства. Если нам холодно, мы можем сказать: Мне холодно или Я мёрзну, но можем употребить только междометие: Бр-р!

 

Самостоятельная работа №16

Тема: «Имя существительное.»

Имя существи́тельное (или просто существительное) — знаменательная (самостоятельная) часть речи, принадлежащая к категории имени и классу полнозначных лексем, может выступать в предложении в функциях подлежащего, определения дополнения[1], обстоятельства и именной части сказуемого. В русском языке — самостоятельная часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто?» или «что?». Одна из основных лексических категорий; в предложениях существительное, как правило, выступает в роли подлежащего или дополнения, а также обстоятельства и сказуемого.

Существительное называет предметы в широком смысле слова; это — названия вещей (стол, стена, окно, ножницы, сани), лиц (ребёнок, девочка, юноша, женщина, человек), веществ (крупа, мука, сахар, сливки, кислота), живых существ и организмов (кошка, собака, ворона, дятел, змея, окунь, щука, бактерия, вирус, микроб), фактов, событий, явлений (пожар, спектакль, беседа, каникулы, печаль, страх, радость), географические положения (Россия, Байкал, Оренбург, Европа, Азия), а также качеств, свойств, действий, состояний (доброта, глупость, синева, бег, решение, толкотня).

Имя существительное обладает рядом атрибутов (именных классов), число которых в разных языках различно. Такими атрибутами могут являться:

род (мужской род, женский род, средний род, также бывают существительные общего и обоюдного родов);

падеж (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный);

число (единственное, множественное);

одушевлённость.

Набор этих характеристик определяет парадигму словоизменения, называемого склонением.

Все существительные имеют одно из 3 склонений:

Существительные 1 склонения — существительные мужского и женского рода с окончанием в именительном падеже единственного числа -а, -я, например, папа, мама, семья.

Существительные 2 склонения — существительные мужского и среднего рода с окончанием в именительном падеже единственного числа: нулевое окончание для мужского рода и нулевое или -о, -е для среднего рода, например, окно, голубь, стол.

Существительные 3 склонения — существительные женского рода, имеющие в форме именительного падежа единственного числа нулевое окончание, например, мышь, шаль, ложь.

Слова, оканчивающиеся на «-ия» (например, акватория), изменяются по 3 склонению.

Также есть существительные разносклоняемые, не подчиняются общим правилам ни одного из склонений: например, существительные, оканчивающиеся на -мя (время, семя, племя, бремя, стремя, темя, знамя, пламя, вымя, имя, голомя) и существительные путь, дитя.

 

Самостоятельная работа №17










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 209.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...