Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

I. Наша Земля особо создана для живого творения, Землю населяющего




Исток человеческой истории покрыт для философа мраком, и уже в самые древние времена замечаются такие странности, которые не совместимы с той или иной философской системой; поэтому многие предпочли в отчаянии разрубить узел и теперь видят на земле лишь руины былых поселений, а в роде человеческом — остатки прежнего человечества, бежавшие в горы или скрывавшиеся в пещерах в то время, как вся планета переживала, в своем прежнем положении, свой, как говорится, день Страшного Суда. Присущий теперешнему человечеству разум, известные ему искусства и традиции — это будто бы не что иное, как спасенная добыча, — все это некогда принадлежало погибшему первоначальному миру1*, и вот почему в разуме, искусствах и традиции людей сказывается, с одной стороны, некий блеск, объясняющийся тем, что зиждятся они на опыте долгих тысячелетий, а с другой стороны, их никак нельзя прояснить до конца, потому что благодаря сохранившимся от прошлого мира людям культура двух миров связывается словно Истмийским перешейком, а в то же время и спутывается. Если мнение такое верно, то тогда не может быть никакой чистой философии человеческой истории, ибо и наш род и все его искусства — попросту шлак, оставшийся после разорения мира, каким он был прежде. Посмотрим же сейчас, основательна ли эта гипотеза, которая и землю и человеческую историю превращает в хаос, в клубок, не доступный никакому распутыванию.

Во всяком случае, эта гипотеза не основана на наблюдении изначального строения нашей Земли, потому что первые совершавшиеся на Земле опустошения и катаклизмы не предполагают существования человечества, которое отжило свой век, а относятся к самому кругу творения, благодаря которому только и появилась возможность жить на Земле2*.

1* См., в первую очередь, глубокомысленный «Опыт о происхождении познания истины и наук». Берлин, 17811. Гипотезу о том, что наш земной шар сложился из развалин иного мира, по самым разным причинам разделяют многие естествоиспытатели.

2* Факты, подтверждающие мои суждения, рассыпаны в различных книгах по естественной истории Земли, отчасти известны из Бюффона, так что я не буду обрамлять каждое свое положение цитатами.

259

В древнем граните, составлявшем внутреннее ядро нашей планеты, не находят, насколько изучена эта порода, следов погибших органических существ, гранит не содержит их в себе, и составные части его не предполагают их наличия. Вероятно, вершины гранитных скал поднимались высоко над уровнем моря, потому что они не испытали воздействия водной стихии но на таких голых скалах человек не мог дышать, не мог находить и пропитания для себя. Воздух, окружавший эти бесформенные утесы не был еще отделен от воды и огня, он бременел самыми разнообразными материями, которые в различных сочетаниях и в различные периоды времени постепенно опускались на остов Земли и придавали ей форму, но воздух такой не мог пока ни дать дыхание самому сложному существу Земли, ни сохранить его живой дух. Поэтому первые живые создания возникли в воде, и возникли они со всею мощью перво-творящей силы, которая ни в чем ином не могла проявить себя, а потому придала себе органический строй лишь в мириадах моллюсков, — никто, кроме них, и не мог жить в этом бременеющем рождениями море. Земля продолжала принимать свой облик, и моллюски при этом нередко гибли, разрушенные их тела послужили основой для образования более сложных органических существ. Чем более освобождалась от воды первородная скалистая порода, чем более оплодотворялась она осадками моря, то есть элементами и органическими созданиями, соединенными с водой, тем более спешило растительное творение догнать в развитии своем водные существа, и на голой земле, на суше, пошло теперь в рост все, что только могло расти. Но и в парниках этой зоны земли, суши, не могло еще жить ни одно земное животное. На вершинах, где растут теперь лапландские травы, находят окаменелые растения жарких поясов Земли — явное доказательство того, что в окружавшем Землю тумане царил жаркий климат. Но и такой богатый испарениями воздух уже должен был в значительной степени очиститься, потому что огромные массы вещества опустились уже на землю и потому что нежное растение требует для себя воздуха; но поскольку среди всех отпечатков растений не встречается животных и тем более костей человека, то весьма вероятно, что ни животных, ни человека не было еще тогда на Земле, потому что не был готов ни материал для их создания, ни пропитание, нужное для поддержания их жизни. Так и дальше — Земля переживает еще несколько переворотов, и, наконец, в верхних слоях глины и песка мы находим скелеты слонов и носорогов, ибо то, что раньше принимали за расположенные в более глубоких слоях окаменелостей человеческие скелеты, вызывает большие сомнения и более точными естествоиспытателями признается за останки морских животных. И на Земле природа начала с образовании наиболее жарких стран и, как кажется, с самого чудовищного размера живых существ, подобно тому как в море природа начала с моллюсков, покрытых раковинами, и с гигантских аммонитов; по крайней мере, вместе с многочисленными скелетами слонов, которые были снесены в од-но место течением воды и нередко сохранились вместе с кожей, найдены были и змеи, и морские животные, но только не тела людей. И даже

260

если бы их нашли, то, совершенно несомненно, они принадлежали бы к гораздо более новой эпохе по сравнению с древними горами, где нет вообще ничего живого в этом роде. Это рассказывает нам древнейшая книга земли с ее слоями глины, сланца, мрамора, известняка и песка; но что же говорит тут в пользу такого «пересотворения» земли, которое будто бы пережил один род людей, будто бы давший начало людям, живущим теперь на Земле? Скорее все, что говорит книга Земли, свиде-тельствует о следующем: испытав ряд предварительных катаклизмов. Земля из хаотической смеси материй и сил под действием животворного тепла творящего духа превратилась в особое, изначальное целое, и в конце концов на Земле мог появиться уже и венец всего творения — человек, сложное и тонкое существо. Итак, системы, которые, наводя на нас страх и ужас, повествуют о том, как раз десять менялись местами все части Земли и полюса, как раз сто переворачивался с головы до пят весь обитаемый и возделанный мир, как люди бежали из страны в страну и находили себе могилу под обломками скал и на дне морском — все эти системы противоречат строению Земли или, по крайней мере, не подтверждаются ее строением, хотя и нельзя отрицать, что Земля претерпела множество переворотов и катастроф. Разломы древних пород, рудные жилы, обрушившиеся груды скал не говорят о том, что земля населена была еще и раньше, — до того, как возникла теперешняя земля, если бы даже древняя масса и претерпела такую судьбу и была целиком переплавлена, то уж, конечно, ничего живого не осталось бы от этого прежнего мира. Итак, Земля, история живого мира, населяющего Землю, каким сложился он теперь, все это для исследователя — сплошная проблема, которая ждет своего разрешения. Подойдем ближе к этой проблеме и спросим:

II. Где создан был человек и где жили самые первые люди на Земле?

То, что не было это на каком-нибудь краю Земли, возникшем в позднюю эпоху, не требует доказательств, а потому сразу же отправимся к извечным горным хребтам, в страны, прилегающие к ним и их окружающие. Что же—люди возникали повсюду, как моллюски? И Лунные горы родили негра, Анды — американца, Урал — азиата, европейские Альпы — европейца? И что же — на всякой из главных горных цепей, какие только есть на Земле, жила своя разновидность людей? Если в каждой части света есть свои породы животных, которых больше нет нигде, которые не могут жить в других местах, а потому рождены были в этой части света и приспособлены для нее, почему бы каждой части света не иметь и своих особых людей? И разве разнообразие народов, их строении, нравов и характеров, а прежде всего различие языков не служит тому доказательством? Каждый читатель знает, с каким блеском подобные ар-

261

гументы были изложены самими учеными и проницательными исследователями, так что в конце концов стало уже казаться, будто думать, что природа повсюду создавала медведей и обезьян, а людей повсюду создавать не могла, — значит придерживаться самой вымученной гипотезы: будто бы совершенно противоречит всем прочим проявлениям природы, если, создавая самое нежное и хрупкое свое существо, природа произведет лишь две человеческих особи, а тем самым подвергнет их тысячекратной опасности и проявит чуждую ей скупость. Говорят так: «Посмотрите, какое изобилие семени у природы, как расточает она его, как бесчисленные зародыши и растений и деревьев, и животных и людей обрекает она гибели! Ивот именно тогда, когда подходит пора положить начало человеческому роду, природа, эта родительница, эта в своей девственной юности столь богатая всяким семенем матерь, готовая в одной-единственной катастрофе пожертвовать миллионами живых существ, чтобы произвести на свет новые роды, о чем свидетельствует строение Земли, — и вот именно тогда окажется, что, сотворив низшие существа, природа исчерпала свои силы, и вот неукротимый, насыщенный жизнью лабиринт подойдет к концу, и завершат его два слабых человеческих создания?» Посмотрим, насколько отвечает развитию культуры и истории нашего рода эта столь блестящая, на первый взгляд, гипотеза, насколько совместима она со строением, с характером человека и с отношением его к другим живым существам Земли.

Первое, что очевидно противоречит природе, так это предположение, будто бы все живое она создавала в одинаковом количестве и все это количество сразу же наделяла жизнью, — само строение Земли, само внутреннее устройство живых существ исключают такую мысль. Ведь слонов и червей, львов и инфузорий на Земле отнюдь не одинаковое количество; и с самого начала, по самому своему существу они не могли создаваться в равном количестве и сразу. Миллионам ракушек пришлось погибнуть, пока не появилась садовая почва, на которой могла произрастать более сложная жизнь, — целый мир растений гибнет каждый год, чтобы питать высшие существа. Итак, если совершенно абстрагироваться от конечных целей творения, то уже в самом материале природы заключено было то, что из многого создавалось одно, а вечно кружащееся колесо творения разрушало мириады существ, чтобы вдохнуть жизнь в немногие, но благородные создания природы. Так природа восходила от низшего к высшему, и, повсюду оставляя довольно семени для того, чтобы поддерживать роды существ, она пролагала себе путь к племени более из-бранных, более сложных и тонких, высших созданий. Если человек — венец творения, то, конечно же, он не мог родиться в одинаковом количестве, в один день и на одном месте с рыбой или морской губкой. И вода не могла века, а потому надо было очистить, надо было сгустить жизненное тепло природы, чтобы оно окрасило кровь человека. И все вены и волокна человека надо было создать из самой тонкой глины, а поскольку всемогущая природа ничего не делает ради одной причины, то необходимый материал она должна

262

Была уже приготовить для себя. И природа уже прошла через все более грубые животные создания, и везде, где только могли, возникали живые существа и через все поры сочились жизненные соки и везде они развивались и развивались, пока не возникала жизнь. Аммониты появились раньше рыб, и растение предшествовало животному, которое и не могло бы жить, не будь уже растения, и крокодил или кайман ползали прежде,

чем стал щипать траву слон, размахивающий своим хоботом. Существование плотоядных животных уже предполагало, что размножились животные которыми они будут питаться, а потому их нельзя было создать сразу и в одинаковом числе. Итак, если человек должен был жить на Земле, если нужно было, чтобы он стал владыкой Земли, уже должны были быть готовы для него царство его и кров его, потому он необходимо должен был явиться позднее всех и не в таком числе, как другие, те, владычествовать над кем был он призван. Если бы из того материала, который имелся в ее мастерской, природа могла произвести нечто более высокое, чистое и прекрасное, нежели человек, неужели она остановилась бы и не породила такое существо? А если она не породила его, то это значит, что, создав человека, природа закрыла двери своей мастерской и теперь с величайшей бережливостью завершила свои создания, начатые на дне морском с таким расточительным изобилием. И вот древнейшая письменная традиция народов гласит: «И сотворил бог человека по образу своему, по образу божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их; после бессчетного, что сотворил он, меньшее число; тут почил бог и более не творил»2. Вершина пирамиды была создана, и пирамида живых существ завершена.

Но где было место вершине? Где родилась жемчужина завершенного творения Земли? Не могло это быть нигде иначе, как в средоточии деятельных органических энергий, там, где творение больше всего развилось и расцвело, если можно так сказать, — конечно же, только в Азии, как подсказывает и само строение Земли. Именно в Азии расположено то обширное нагорье, которого никогда не покрывала вода и которое своими скалистыми хребтами простерлось, расходясь на множество рукавов, и в ширину и в длину. Сюда притягивались деятельные силы, здесь рождался от трения и кружил электрический поток, здесь в изобилии осаждались и материи плодородного хаоса. Вокруг гор возникла самая большая часть света, как видно по ее контурам; на этих горах, у подножий их жило больше разновидностей живых существ, чем где-либо на Земле, и, по всей вероятности, они уже ползали и бродили здесь, уже радовались жизни, когда другие области земли еще лежали под водой или едва только глядели на свет поросшими лесом или голыми горными вершинами. Гора, которую Линней3* представлял горою творения, существует в природе, но только это не одна гора, а целый амфитеатр, целое созвездие горных хребтов, расходящихся во все стороны, во все кли-

3* Linnaei «Amoenitates academicae», vol. II, p. 439, «Oratio de terra habitabili». Речь эту не раз переводили.

263

маты. «Должен заметить, — пишет Паллас4*, — что все животные, одомашненные в северных и южных странах, в умеренном климате центральной Азии встречаются в диком состоянии (за исключением дромедара, обе разновидности которого не покидают Африки и не приживаются в азиатском климате). Из горных цепей, опоясывающих среднюю Азию и часть Европы происходят дикий бык, буйвол, муфлон, от которого пошли наши овцы оттуда происходят безоар и каменный козел, помесью которых является столь плодовитая порода, как наши овцы. Олень часто встречается на высоких горах, служащих границей Сибири и занимающих ее восточный край, оленя впрягают в сани и используют как вьючное животное. Олень встречается и на Урале, он заселил и все северные страны Дикий двугорбый верблюд живет в больших пустынях, расположенных между Китаем и Тибетом. Дикая свинья населяет леса и болота умеренных зон Азии. Дикую кошку, от которой происходит наша домашняя кошка, все хорошо знают. И, наконец, основная порода наших собак несомненно происходит от шакала, хотя я не считаю собаку чистой породой, а думаю, что в незапамятные времена она смешивалась с обычным волком, лисой и даже гиеной, что и послужило причиной необычайных различий в величине и внешнем облике собак...» Так пишет Паллас. Но кто же не знает природных богатств Азии, особенно южной? Кажется прямо, что наиболее высоко расположенную возвышенность мира окружает не только самая обширная, но и самая изобильная страна, которая с самого начала впитала в себя большую долю органического тепла. Самых мудрых слонов, самых умных обезьян, самых подвижных животных питает Азия, и, быть может, несмотря на свой упадок, тут живут самые разумные и возвышенные люди.

А что же другие части света? Уже история показывает нам, что Европа заселена животными, в большинстве своем происходящими из Азии, и что Европа все еще была покрыта лесом и болотами, когда возвышенности Азии были уже культурной землей. Внутреннюю Африку мы плохо знаем, и прежде всего мы совершенно не знаем ни высоты, ни очертании расположенного в центре Африки горного хребта, но, впрочем, по некоторым причинам очевидно, что эта бедная водой и в основном низменная страна едва ли достигает широты и высоты азиатских гор. И эта часть света, видимо, дольше находилась под водой, и хотя теплый пояс Земли не отказал в силе и крепости животным и растениям этих мест, но кажется, что Африка и Европа — это просто дети, прильнувшие к матери своей Азии. Большинство животных живет во всех трех названных частях света и в целом составляет одну часть света.

Наконец, Америка — это и полоса отвесных, неприступных гор, и бушующие вулканы, и тянущаяся от подножья их низменная земля, расположенная на уровне моря, — эта земля наделена растительностью, амфибиями, насекомыми, птицами, а пород совершенных и подвижных живот-

4* «Замечания о горах»3, переводившиеся в «Трудах по физической географии», (т. III, с. 250) и в других местах.

264

Ных здесь меньше, чем в Старом Свете, — все эти причины и, в частности, молодость населяющих эту часть света народов с их первозданным строем едва ли позволяют считать эту часть света наболее рано заселенной










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 232.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...