Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
XII. ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ И МАНЕВРОВОЙ РАБОТЫ. РАЗДЕЛЬНЫЕ ПУНКТЫ
12.1. Основой организации движения поездов и маневровой работы являются требования технологии предприятия и единого технологического процесса работы железнодорожного транспорта предприятия и магистральной станции примыкания. 12.2. Организация движения поездов и маневровой работы осуществляется по графикам, которые обеспечивают: - своевременное перевозку грузов для выполнения технологического процесса предприятия; - безопасность движения поездов, маневровой работы и безопасность людей; - выполнение плана перевозок; - рациональное использование подвижного состава и погрузочно-разгрузочных средств; - согласованность работы железнодорожного транспорта предприятия и станций примыкания; - ритмичность в работе и эффективное использование перерабатывающей способности станций, провозной и пропускной способности участков и перегонов; - возможность выполнения работ по текущему содержанию и ремонту пути, сооружений, устройств электроснабжения, СЦБ и связи. 12.3. В зависимости от условий работы железнодорожного транспорта и особенностей технологии производства, которое он обслуживает, на предприятиях применяются графики, регламентирующие транспортное обслуживание основного производства (движения, контактные, агрегатные т.п.). 12.4. Каждому поезду присваивается номер. Поездам одного направления (по местным условиям) предоставляются парные номера, а поездам обратного направления - нечетные. Назначение и отмена поездов проводятся начальником смены железнодорожного цеха (диспетчером). 12.5. Движение поездов осуществляется по киевскому времени в 24-часовом исчислении. В служебных помещениях должны быть установлены часы, показание времени на которых должно быть одинаковым на всех станциях и постах. Поездной диспетчер (начальник смены), приняв дежурство, обязан сделать сверку показания часов, установленных в помещениях дежурных по станциям, путевых и стрелочных постов, в депо и у работников других структурных подразделений железнодорожного транспорта предприятия, связанных с движением поездов и маневровой работой с показанием часов точного времени, установленных в помещении начальника смены (поездного диспетчера). 12.6. Движение поездов производится с разграничением их раздельными пунктами. Раздельными пунктами являются станции, посты, проходные светофоры автоблокировки и полублокировки. Железнодорожные пути предприятий, не имеющих раздельных пунктов, рассматриваются как станции, и движение по ним производится маневровым порядком. 12.7. Границами станции являются: - на однопутных участках - входные светофоры; - на двухпутных участках отдельно по каждому главному пути - входной светофор, а при отсутствии его - сигнальный знак "Граница станции". Границы двух смежных раздельных пунктов могут совпадать. В таких случаях границами этих раздельных пунктов является входной светофор или сигнальный знак "Граница станции", установленные в створе. Если по местным условиям невозможно обозначить границы раздельных пунктов входным светофором или знаком "Граница станции", то между этими раздельными пунктами границы устанавливаются по предельным столбикам или стыкам рамных рельсов, определенных начальником железнодорожного цеха. 12.8. Каждый раздельный пункт должен иметь наименование или номер. 12.9. Железнодорожные пути делятся на: - главные на перегонах; - станционные пути (в том числе главные пути на станциях); - специального назначения. 12.10. На станциях каждый путь, стрелочный перевод, станционный пост централизации и стрелочный пост, а на перегонах каждый главный путь должны иметь номер. Запрещается предоставлять одинаковые номера путям, стрелочным переводам и постам в пределах одной станции. На станциях, имеющих отдельные парки, не разрешается присваивать одинаковые номера путям в пределах одного парка. Порядок нумерации путей, стрелочных переводов, постов и т.д. устанавливается при проектировании и указывается в ТРА станции.
XIII. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СТАНЦИИ
1. Общие требования
1.1. Порядок использования технических средств станции определяется ТРА станции, регламентирующим безопасный и беспрепятственный прием, отправление и проследование поездов по станции, безопасность внутристанционной маневровой работы и соблюдение требований охраны труда. 1.2. Порядок, устанавливаемый ТРА станции, является обязательным для сотрудников всех служб железнодорожного цеха, а также производственных цехов и участков, связанных с работой железнодорожного транспорта. 1.3. ТРА станции составляется начальником станции в соответствии с этими Правилами, другими нормативно-правовыми актами, регламентирующими работу железнодорожного транспорта, и утверждается начальником железнодорожного цеха. К ТРА станции прилагаются схематический план станции и местные инструкции. 1.4. Копии ТРА станции или выписки из них, заверенные начальником станции, должны находиться в помещениях дежурного по станции, маневрового диспетчера, дежурных сортировочных горок, исполнительных постов централизации, стрелочных постов, дежурного по локомотивному депо и на пунктах технического обслуживания локомотивов и вагонов, у контрагентов, а также работников производственных цехов и участков, связанных с движением поездов и маневровой работой.
2. Эксплуатация стрелочных переводов
2.1. Стрелки, расположенные на главных и приемоотправочных путях, а также охранные должны быть в нормальном положении. Нормальным положением стрелок является: - входных на главных путях станций двухпутных линий - направление по соответствующим главным путям; - входных на главных путях станций однопутных линий - направление с каждого конца станции на разные пути; - всех остальных на главных путях перегонов и станций, за исключением стрелок, ведущих в предохранительные и улавливающие тупики, - направление по соответствующим главным путям; - ведущих в предохранительные и улавливающие тупики, - направление в эти тупики, а сбрасывающих стрелок - на сброс. 2.2. В отдельных районах станций и постов разрешается стрелки не устанавливать в нормальное положение. Перечень таких стрелок приводится в ТРА станции. 2.3. Установленное нормальное положение обозначается на станинах нецентрализованных стрелок и на кожухах приводов стрелок электрической централизации и должно быть указано в ТРА станции и выписках из него. 2.4. Стрелки в другое положение могут переводиться в случае: - приготовления маршрутов для приема и отправления поездов; - выполнения маневровой работы; - занятия пути подвижным составом; - необходимости ограждения мест препятствий и производства работ на станционных путях; - очистки, проверки и ремонта стрелок. 2.5. На станциях с электрической централизацией установка стрелок в нормальное положение не обязательна, за исключением стрелок, ведущих к предохранительным и улавливающим тупикам, а также сбрасывающих стрелок, которые должны устанавливаться в нормальное положение устройствами автоматического возврата, а при их отсутствии - дежурным по станции . 2.6. Стрелочный перевод, уложенный на перегоне, приписывается к одной из соседних станций или маневровому району. Порядок технического обслуживания, освещения и охраны таких стрелочных переводов, а также порядок хранения ключей от стрелок устанавливаются ТРА станции. 2.7. Каждый пост управления стрелками и сигналами должен находиться в подчинении только одного работника, отвечающего за безопасность движения и перевод стрелок и сигналов, которые им управляются: пост централизации - в подчинении дежурного по станции (диспетчера, оператора поста централизации); стрелочный пост - дежурного или старшего дежурного стрелочного поста; пост централизации механизированной и автоматизированной сортировочной горки - дежурного по горке или оператора. 2.8. Разрешается на отдельных станциях перевод стрелок непосредственно дежурным по станции (начальником смены, диспетчером) при обслуживании двух стрелочных постов одним дежурным стрелочного поста. Обслуживание таких стрелок определяется ТРА станции. 2.9. На станциях, расположенных на участках с диспетчерской централизацией, перевод стрелок и управление сигналами осуществляет поездной диспетчер. 2.10. Для контроля за работой дежурных стрелочного поста на станциях с большим путевым развитием или значительным объемом работы назначаются старшие дежурные стрелочного поста. На некоторых станциях, перечень которых устанавливается руководителем железнодорожного транспорта, старшие дежурные стрелочного поста могут назначаться для непосредственного обслуживания стрелочных переводов и одновременно для контроля за работой дежурных других стрелочных постов этого района. 2.11. Перед приемом и отправлением поезда должны запираться стрелки, непосредственно относящиеся к маршруту приема и отправления, а также охранные стрелки. 2.12. Перевод централизованных стрелок при приготовлении маршрута для приема и отправления поездов и при маневровой работе проводится дежурным по станции или по его указанию оператором поста централизации. 2.13. Перевод и запирание нецентрализованных стрелок при приготовлении маршрута для приема и отправления поездов проводятся дежурным стрелочного поста, старшим дежурным стрелочного поста или дежурным по станции при обслуживании им стрелок. 2.14. Ключи от запертых стрелок, не оборудованных устройствами ключевой зависимости, должны храниться у дежурного по станции или у старшего дежурного стрелочного поста, а оборудованных устройствами ключевой зависимости - в распорядительном аппарате дежурного по станции (начальника смены, диспетчера). 2.15. Ключи от запертых на перегоне стрелок, не оборудованных ключевой зависимостью, должны храниться у дежурного по станции (начальника смены, диспетчера). Порядок хранения ключей от других важных стрелок (ведущих на пути, предназначенные для стоянки вагонов с опасными грузами, восстановительных поездов, предохранительных и улавливающих тупиков и т.п.) и перечень этих стрелок указываются в ТРА станции. 2.16. Во время маневровых передвижений на станциях с электрической централизацией перевод стрелок осуществляется дежурным по станции (начальником смены, диспетчером) или оператором поста электрической централизации. В случае передачи стрелок с центрального на местное управление, а также во время проведения маневров на нецентрализованных стрелках, не обслуживаемых дежурными стрелочного поста, допускается перевод стрелок работниками составительских или локомотивных бригад, дежурными по станции (начальниками смены, диспетчерами), начальником станции, приемосдатчиками грузов, работниками локомотивного и вагонного депо и другими. Перечень таких стрелок с указанием номеров, а также работников, которым разрешается их перевод при выполнении маневров, и порядок перевода стрелок устанавливаются руководителем железнодорожного транспорта. 2.17. Перед переводом централизованной стрелки переводящий ее работник должен убедиться лично или по сообщению другого работника в том, что стрелочный перевод не занят подвижным составом. 2.18. Перевод нецентрализованных стрелок при приготовлении маршрута для приема или отправления поездов производится дежурным стрелочного поста, старшим дежурным стрелочного поста или дежурным по станции при обслуживании им стрелок. Перевод стрелок при приготовлении маршрута для приема и отправления поездов другими лицами запрещается. 2.19. Перевод нецентрализованных стрелок при маневровых передвижениях проводится сигналистами, дежурными стрелочного поста или другими работниками по распоряжению лица, руководящего маневрами. 2.20. Перечень номеров стрелок, которые не обслуживаются сигналистами или дежурными стрелочного поста, а также работников, которым разрешается их перевод во время проведения маневров, указывается в ТРА станции. 2.21. Распоряжение дежурного по станции или старшего дежурного стрелочного поста о переводе стрелок при приготовлении маршрута должно быть повторено оператором поста централизации или дежурным стрелочного поста с целью убедиться в том, что это распоряжение поняли правильно. После выполнения распоряжения оператор поста централизации или дежурный стрелочного поста обязан немедленно доложить об этом лицу, давшему распоряжение. 2.22. На станциях, где есть приборы управления, позволяющие контролировать положение стрелок в заданном маршруте, дежурный по станции убеждается в правильности выполнения распоряжения по показаниям этих приборов. 2.23. В случае необходимости выполнения работ по ремонту на стрелочном переводе, сигналист или дежурный стрелочного поста (старший дежурный стрелочного поста) может допустить к проведению ремонта работников пути или сигнализации и связи только с разрешения дежурного по станции (начальника смены, диспетчера). 2.24. После окончания ремонта сигналист или дежурный стрелочного поста (старший дежурный стрелочного поста) обязан убедиться в том, что состояние стрелочного перевода обеспечивает безопасное движение, и доложить об этом дежурному по станции. 2.25. Ответственными за техническое состояние, очистку, смазку, закрепление и замену отдельных болтов нецентрализованных стрелочных переводов и глухих пересечений являются дежурные стрелочного поста. 2.26. Ответственных за техническое состояние, очистку, смазку, закрепление и замену отдельных болтов на централизованных, дистанционно управляемых из кабины локомотива, а также нецентрализованных стрелочных переводов и глухих пересечений, которые не находятся в распоряжении дежурных стрелочного поста, назначает руководитель железнодорожного транспорта. 2.27. Ответственных за техническое состояние, очистку, смазку, закрепление и замену отдельных болтов на стрелочных переводах и глухих пересечениях, переданных в ведение производственных подразделений предприятия, назначает руководитель предприятия. 2.28. Начальники станций, производственных цехов и участков предприятия обязаны обеспечить содержание стрелочных переводов, находящихся в их распоряжении, в чистоте и исправности, а также обеспечить чистоту, исправность и надлежащее освещение стрелочных указателей. 2.29. Разрешается возлагать на дежурных малодеятельных стрелочных постов, кроме их основной работы, исполнения обязанностей работников других профессий (дежурных малодеятельных переездов, сигналиста и других работников). Перечень таких стрелочных постов и порядок работы дежурных стрелочных постов устанавливаются руководителем железнодорожного транспорта.
3. Маневровая работа
3.1. Маневровая работа осуществляется в соответствии с технологическим процессом работы станций и по плану, обеспечивающим: - удовлетворение потребностей в технологических перевозках при непрерывном обслуживании объектов предприятия (цехов, складов, участков и т.д.) и контрагентов; - своевременную подачу подвижного состава под грузовые операции и уборку его после окончания грузовых операций; - бесперебойный прием поездов на станцию и их расформирование; - своевременное формирование и отправление поездов. - наилучшее использование маневровых средств и технических устройств; - безопасность движения поездов и маневровых передвижений; - безопасность людей и сохранность подвижного состава и перевозимых грузов. 3.2. Маневры на путях должны производиться по распоряжению только одного работника - дежурного по станции (маневрового диспетчера, дежурного сортировочной горки или парка), а на участках, оборудованных диспетчерской централизацией - поездного диспетчера. 3.3. Операциями по передвижению локомотива, выполняющего маневры, должен руководить один работник: руководитель маневров - составитель поездов (лицо, исполняющее его обязанности). 3.4. Маневры на путях локомотивных и вагонных депо и других путях ремонту подвижного состава должны производиться только под наблюдением и по личным указаниям дежурного по депо или другого лица, которому поручено руководство маневрами на этих путях. 3.5. Маневры в пределах производственных цехов и участков производятся в присутствии и по указаниям ответственного за работу транспорта соответствующего цеха или участка. 3.6. Разграничение районов руководства маневровой работой, а также распределение обязанностей между работниками по выполнению маневров устанавливаются в ТРА станции. 3.7. Запрещается машинисту локомотива, специального самоходного подвижного состава, выполняющих маневровую работу, приводить в движение локомотив или специальный самоходный подвижной состав, если он не знает плана работы и не получил указание руководителя маневров лично, при помощи радиосвязи, устройств двусторонней парковой связи или сигнала, подаваемого ручными сигнальными приборами. 3.8. Кроме указания или сигнала руководителя маневров, перед выездом на стрелки централизованных маневровых маршрутов, машинист локомотива или специального самоходного подвижного состава должен убедиться в наличии разрешающего показания маневрового светофора, а на нецентрализованной стрелке - получить от дежурного стрелочного поста или другого лица, назначенного для перевода стрелок, сигнал или сообщение (лично или с помощью радиосвязи, устройства двусторонней парковой связи) о готовности стрелок к маневровым передвижениям. В случае отсутствия маневровых светофоров или невозможности открытия светофора для выезда на централизованные стрелки машинист локомотива или специального самоходного подвижного состава должен получить сообщение о готовности стрелок для маневровых передвижений от дежурного по станции (начальника смены, диспетчера) лично, при помощи радиосвязи, устройств двусторонней парковой связи или через руководителя маневров. 3.9. На станциях с электрической централизацией стрелок и сигналов в случае передачи стрелок с центрального на местное управление, выезд на стрелки и работа в таком районе осуществляются по сигналам работника, на которого возложен перевод стрелок и который получил задание от дежурного по станции (лично, по телефону, по помощи радиосвязи, устройств двусторонней парковой связи), при разрешающих показаниях маневровых светофоров. 3.10. Выезд из района местного управления при запрещающих показаниях маневрового светофора осуществляется с разрешения дежурного по станции, который передается с помощью радиосвязи или двусторонней парковой связи. 3.11. При перемещении по централизованным стрелкам и невозможности открытия маневровых светофоров (по причине неисправности, ложной занятости изолированного стрелочных участка и т.п.), а также по нецентрализованным стрелкам, не обслуживаемых дежурными стрелочного поста, машинист локомотива должен руководствоваться сигналами составительской бригады, показаниями стрелочных указателей и положением стрелочных остряков . 3.12. Маневровыми передвижениями локомотива, не обслуживаемого составительской бригадой, руководит станционная составительская бригада или работник, имеющий право руководить маневрами в этом районе. 3.13. Передвижение маневрового локомотива (с вагонами или без них) из одного маневрового района в другой допускается только с разрешения лица, распоряжающегося маневрами, дежурного по станции (начальника смены, диспетчера). 3.14. Основными средствами передачи указаний в маневровой работе должны быть радиосвязь, устройства двусторонней парковой связи, оборудованные УАРП. 3.15. Сигналы при маневровой работе подаются светофорами, сигнальными приборами и ручными сигнальными приборами. 3.16. Задание на приготовление маневровых маршрутов может подаваться при помощи радиосвязи, устройств двусторонней парковой связи сообщением звуков разной продолжительности (свистками локомотивов и свистками руководителей маневров) или другими средствами в порядке, установленном ТРА станции. 3.17. Маневры могут производиться со скоростью не более: - 40 км / ч - при движении по свободным путям одиночных локомотивов и локомотивов с вагонами, прицепленными позади; - 25 км / ч - при движении вагонами вперед по свободным путям, при движении пустых шлаковозов; - 15 км / ч - при движении нагруженных шлаковозов, нагруженных и пустых чугуновозов грузоподъемностью до 100 т; при движении нагруженных и пустых тележек для изложниц; - 10 км / ч - при движении вагонов с опасными грузами; - 5 км / ч - при движении нагруженных и пустых чугуновозов грузоподъемностью до 100 т по путям налива и слива и по стрелочным переводам, а также нагруженных и пустых чугуновозов грузоподъемностью более 100 т, в т.ч. миксерного типа; при движении тележек для мульд; при движении в помещениях цехов, в открытых и закрытых складах, около участков погрузки-выгрузки, а также при подходе отцепа вагонов к другому отцепу в подгорочных парках и при маневрах толчками; - 3 км / ч - при подходе локомотива (с вагонами или без них) к вагонам; при постановке вагонов на вагоноопрокидыватель и при передвижении вагонов по весам. 3.18. Если весы по своим конструктивным особенностям позволяют передвижения по ним с большей скоростью, то максимальная скорость устанавливается в соответствии с паспортными данными этих весов и указывается в техническо-распорядительном акте станции. 3.19. Скорость движения по эстакадам устанавливается местной инструкцией в соответствии с проектом. 3.20. Скорость роспуска вагонов на сортировочных горках при различных сигналах горочных светофоров, а также условия, обеспечивающие безопасность движения и сохранность подвижного состава, устанавливаются начальником железнодорожного цеха в зависимости от местных условий и технического оснащения горок. 3.21. Скорость движения вагонов с негабаритными, тяжеловесными и длинномерными грузами устанавливается местной инструкцией по перевозке негабаритных, тяжеловесных и длинномерных грузов по железнодорожным путям предприятия. 3.22. Для передвижения вагонов у фронтов погрузки-выгрузки для подачи вагонов и их уборку от отдельных агрегатов и установок могут использоваться специальные маневровые средства (толкатели, дистанционно управляемые локомотивы, маневровые тележки, электролебедки и другие устройства), обеспечивающие безопасность движения и безопасность работников, связанных с маневровой и грузовой работой, сохранность подвижного состава, технических устройств и сооружений. Порядок использования специальных маневровых средств устанавливается руководителем предприятия. 3.23. Маневры на главных путях или по их пересечениям, а также с выходом за выходные стрелки могут допускаться только с разрешения дежурного по станции при закрытых соответствующих входных светофоров, отгораживающих вход на пути и стрелки, на которых выполняются маневры. 3.24. Запрещаются маневры с выходом состава за пределы станции на перегон на однопутном и по неправильному пути на двухпутных участках без разрешения дежурного по соседней станции и без установленного разрешения, выдаваемого машинисту. Маневры с выходом состава за пределы станции по правильному пути на двухпутных участках допускаются с разрешения дежурного по станции. 3.25. Маневры на станционных путях, расположенных на уклонах, где создается опасность выхода подвижного состава на перегон, на маршруты следования поездов, маневровых составов или в другие маневровые районы, разрешается производить только при условии постановки локомотива со стороны спуска с включением и испытанием автотормозов вагонов. В случае невозможности постановки локомотива со стороны спуска маневры на таких путях должны производиться путем осаживания, а автотормоза вагонов должны быть включены и опробованы. Выполнение маневров с обеспечением безопасности движения на станциях, имеющих такие пути, осуществляются в соответствии с ТРА станции. 3.26. При выполнении маневров в районе расположения стрелок, не обслуживаемых дежурными стрелочного поста, разрешается перевод этих стрелок работниками локомотивных и составительских бригад, а также другими работниками, выполняющими их функции. 3.27. Перед заездом маневровых локомотивов, грузоподъемных кранов на железнодорожном ходу, специального самоходного подвижного состава в районы, где стрелки не обслуживаются дежурными стрелочного поста, а также при возвращении из таких районов составитель поездов, а при его отсутствии - локомотивная бригада (машинист самоходной единицы) должны согласовать с дежурным по станции свои действия. 3.28. Руководитель маневров перед заездом в район, где стрелки не обслуживаются дежурными стрелочного поста, обязан: - согласовать план работы с составительской или локомотивной бригадой; - проверить состояние пути и положение стрелок в районе и убедиться в отсутствии препятствий для движения; - осмотреть вагоны, которые находятся в районе, убрать из-под вагонов тормозные башмаки и предупредить работников, находящихся на путях, о предстоящих маневрах. 3.29. Запрещается выполнять маневры толчками, а также распускать с сортировочной горки: - вагоны с грузами отдельных категорий, указанных в Правилах перевозок грузов; - платформы и полувагоны с грузами боковой и нижней негабаритности 4-й, 5-й, 6-й степеней и грузами верхней негабаритности 3-й степени, загруженные транспортеры (при погрузке назначением на внешнюю сеть и прибытии из внешней сети) и соответствующих им степеней негабаритности согласно Инструкции по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов железными дорогами Украины, утвержденной приказом Министерства транспорта и связи Украины от 23.11.2004 № 1026, зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 24.12.2004 под № 1640/10239; - локомотивы, специальный самоходный подвижной состав в нерабочем состоянии, краны на железнодорожном ходу; - технологический специальный подвижной состав, вагоны-самосвалы и хопперы; - вагоны и специальный подвижной состав, имеющий трафарет "С горки не спускать». Указанный подвижной состав может быть пропущен через сортировочную горку только с маневровым локомотивом. 3.30. Подвижной состав на станционных путях должен устанавливаться в границах, обозначенных предельными столбиками или сигналами. 3.31. Составы поездов, стоящих на станционных путях без локомотива, вагоны, локомотивы и специальный самоходный подвижной состав в нерабочем состоянии должны быть сцеплены и надежно закреплены от ухода ручными тормозами или тормозными башмаками или другими установленными средствами закрепления. 3.32. Необходимость и порядок закрепления вагонов и составов с учетом местных условий указываются в ТРА станции. 3.33. Средства закрепления технологического специального подвижного состава устанавливаются местными инструкциями. 3.34. Вагоны с опасными грузами 1-го класса и цистерны со сжиженными газами при их стоянке на станции отдельно от поездов, за исключением находящихся под накоплением, должны устанавливаться на специализированных путях, указанных в ТРА станции. Такие вагоны должны быть сцеплены, надежно закреплены тормозными башмаками и ограждены переносными сигналами остановки. Стрелки, ведущие на путь стоянки указанных вагонов, устанавливаются в положение, делающим невозможным заезд на эту колею. 3.35. Если вагоны с опасными грузами 1-го класса и цистерны со сжиженными газами находятся под накоплением на путях сортировочных парков, следует принять особые меры в соответствии с Правилами перевозки опасных грузов, утвержденными приказом Министерства транспорта и связи Украины от 25.11.2008 № 1430, зарегистрированными в Минюсте 26.02.2009 под № 180/16196 (далее - Правила перевозки опасных грузов). 3.36. Движением локомотива, выполняющим маневры, должен руководить один работник: руководитель маневров - составитель поездов (лицо, исполняющее его обязанности), который отвечает за правильное выполнение маневров. 3.37. Перечень должностей работников, на которых возлагаются обязанности руководителя маневров в каждом маневровом районе, устанавливается ТРА станции. 3.38. Маневровая работа выполняется одним составителем, составительской или локомотивной бригадой. 3.39. Выполнение маневровой работы разрешается с привлечением работников производственных цехов и участков. 3.40. Руководитель маневров обязан: - формировать составы, строго соблюдая требования настоящих Правил; - обеспечить правильное расположение и согласованность действий всех работников, участвующих в выполнении маневров, на основе ознакомления их с планом и способами выполнения такой маневровой работы; - точно и своевременно выполнять задачи по маневровой работе; - обеспечить подачу подвижного состава к производственных подразделений предприятия в соответствии с действующими графикам (контактными и другими); - при расформировании и формировании поездов и составов применять прогрессивные методы маневровой работы; - при проведении маневров на кривых участках пути, с составами большой длины или в условиях плохой видимости (туман, метель, снегопад и т.д.) привлекать для передачи сигналов дежурного стрелочного поста, а при необходимости - других работников; - организовать маневровую работу так, чтобы были обеспечены безопасность движения, личная безопасность работников, занятых на маневрах, сохранность подвижного состава и перевозимых грузов. 3.41. Во время движения вагонами вперед один из работников, проводящий маневры, должен находиться на специальной подножке (переходной площадке) первого вагона и следить за правильностью подготовленного маршрута, подаваемыми сигналами и немедленно принимать меры для остановки в случае возникновения опасности для людей и препятствий для движения. 3.42. Во время движения в негабаритных местах работникам не разрешается находиться на специальной подножке вагона со стороны негабаритного места. 3.43. Локомотивная бригада при выполнении маневров обязана: - точно и своевременно выполнять задания; - внимательно следить за подаваемыми сигналами, точно и своевременно соблюдать сигналы и указания о передвижении; - внимательно следить за людьми, которые находятся на путях, положением стрелок и расположением подвижного состава; - немедленно принимать меры для остановки состава или локомотива в случае опасности для людей и при выявлении неисправностей и препятствий, угрожающих безопасности движения; обеспечить безопасность локомотивосоставительской бригады; - обеспечить безопасность выполнения маневров и сохранность подвижного состава. 3.44. Управления локомотивом и специальным самоходным подвижным составом при маневрах осуществляет машинист. Машинист может поручить управление локомотивом (управление специальным самоходным подвижным составом) помощнику машиниста только под своим надзором с полной ответственностью за его действия. Машинисту локомотива и специального самоходного подвижного состава не разрешается передавать управление своему помощнику при неблагоприятных условиях видимости и сложному профилю пути, а также ночью. 3.45. Локомотивные бригады, как правило, должны быть закреплены за определенными маневровыми локомотивами. Локомотивные и составительские бригады (или другие работники, ответственные за выполнение маневровой работы и которые непосредственно их выполняют) должны знать порядок маневровой работы на станции, установленный ТРА станции и местными инструкциями. 3.46. При маневрах в местах работы путевых бригад, пересечений с переездами, на путях составов, в производственных цехах предприятия, вагонных и локомотивных депо, мастерских и т.п. составительские и локомотивные бригады должны проявлять особую бдительность, своевременно подавать звуковые сигналы при приближении к людям, находящимися возле путей или на платформе. 3.47. При маневровых передвижениях местонахождение руководителя маневров, порядок передачи сигналов и указаний о передвижении и мероприятия по обеспечению безопасности движения устанавливаются ТРА станции.
4. Формирование поездов
4.1. Поезда, отправляемые на пути железных дорог без переработки на станции примыкания, должны быть сформированы в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Украины, утвержденными приказом Министерства транспорта Украины от 20.12.96 № 411, зарегистрированными в Минюсте 25.02.97 под № 50/1854. 4.2. Поезда, обращающиеся в пределах предприятия, формируются в соответствии с этими Правилами и схемами формирования. 4.3. Нормы веса и длины поездов устанавливаются руководителем железнодорожного транспорта на основании тяговых расчетов и контрольных поездок с учетом технологических требований обслуживаемых транспортом цехов и участков. На отправление тяжеловесных поездов разрешение дает начальник смены (поездной диспетчер). 4.4. Длина поезда не должна превышать полезной длины приемоотправочных путей на участке его вращения. Разрешается устанавливать длину составов свыше полезной длины станционных путей с одновременным созданием условий для приема и пропуска таких длинносоставных поездов по этим путям. 4.5. Запрещается ставить в поезда: - неисправные вагоны, угрожающие безопасности движения и сохранению перевозимых грузов; - вагоны, загруженные сверх их грузоподъемности (с учетом разрешенного перегруза), с односторонней погрузкой или с односторонним остатком груза; - вагоны, имевшие сход с рельсов или бывших в поезде (маневровом составе), потерпевшего катастрофу или аварию, до их осмотра и выполнения необходимого текущего ремонта и установления пригодности для движения; - ковши, наполненные свыше установленных норм; - вагоны, погруженные с нарушением технических условий погрузки и крепления грузов; хопперы (в том числе коксовозы, окатышевозы, агловозы т.п.) с открытыми разгрузочными люками; платформы с незакрытыми бортами, полувагоны с открытыми дверями и люками или люками, закрытыми на одну щеколду запорного механизма, а также думпкары с открытыми бортами. - пустые крытые вагоны с открытыми и не запертыми на дверную щеколду дверью; - цистерны, цементовозы и другой подвижной состав с открытыми крышками погрузочно-разгрузочных верхних и нижних устройств; - вагоны для перевозки жидкого битума с неочищенными от битума колесными парами по кругу катания; - платформы, транспортеры и полувагоны с негабаритным грузом при отсутствии особых указаний о движении этих вагонов; - цистерны с признаками утечки; - думпкары с неисправным механизмом опрокидывания, если существует угроза самопроизвольного опрокидывания; - вагоны, имеющие прогнутые рессоры, вызывающие перекос кузова или удары рамы и кузова вагона о ходовую часть. 4.6. Формирование грузовых поездов осуществляется без подбора автосцепных вагонов по количеству осей и весу. 4.7. Перечень и порядок размещения в поездах вагонов с опасными, легковоспламеняющимися, негабаритными грузами и специального подвижного состава в поездах, следующих по железной дороге без переработки, определяются Правилами перевозок опасных грузов. 4.8. В поездах, которые обращаются между раздельными пунктами предприятия, вагоны с опасными грузами должны иметь прикрытие от локомотива согласно нормам, установленным руководителем. 4.9. Порядок размещения в поездах и следования вагонов с негабаритными грузами, курсирующими в пределах предприятия, устанавливается местными инструкциями. 4.10. Необходимость и порядок постановки в поездах вагонов с тормозными площадками определяется начальником железнодорожного цеха.
5. Включение тормозов в поездах
5.1. Порядок включения автотормозов и обеспечения ручными тормозами поездов, отправляющихся на пути общего пользования без переработки на станции примыкания, определяется в соответствии с действующим законодательством. 5.2. В поездах, курсирующих в пределах предприятия, обеспечение тормозами должно соответствовать весу поезда, скорости движения и ведущему спуску на каждом участке, а также реализованным величинам тормозных нажатий. 5.3. В зависимости от технического оснащения подвижного состава тормозными средствами, в том числе специального подвижного состава, руководитель железнодорожного транспорта определяет: - единственное наименьшее тормозное нажатие на каждые 100 т веса поезда и наибольший ведущий спуск, на котором допускается движение поездов с установленными максимальными скоростями; - зависимость между скоростью движения, величиной уклона, тормозным нажатием и тормозным путем; - расчетные нормы нажатия тормозных колодок на оси подвижного состава, нормы обеспечения передаточных составов и поездов ручными тормозами и другие данные, необходимые для выполнения тормозных расчетов. 5.4. В поездах проводится полное и сокращенное испытания автотормозов. Полное испытание автотормозов с проверкой состояния тормозной магистрали и действия тормозов во всех вагонах проводится: - на станциях формирования перед отправлением поезда; - после замены локомотива; - на станциях перед перегонами с затяжными спусками (кроме предприятий открытых горных разработок), где поезд останавливается по техническим причинам; в пунктах технического обслуживания специализированных поездов (не реже 1 раза в сутки) и при замене локомотивных бригад на предприятиях открытых горных разработок. Сокращенное испытание автотормозов с проверкой состояния тормозной магистрали и действия тормозов в двух хвостовых вагонах проводится: - после прицепки поездного локомотива к составу, если предварительно на станции было сделано полное испытание автотормозов от компрессорной установки или локомотива; - после любого разъединения рукавов в составе поезда, перекрытия концевого крана в составе; после соединения рукавов вследствие прицепки подвижного состава (в последнем случае с проверкой действия тормозов на каждом прицепляемом вагоне). - в случае падения давления в главных резервуарах ниже зарядного давления тормозной магистрали; - после смены кабины управления и после смены локомотивных бригад, когда локомотив от поезда не отцепляется. В случае если при сокращенном испытании автотормозов не сработают тормоза хотя бы одного из двух хвостовых вагонов, работник, которому поручено испытания автотормозов, обязан принять меры, чтобы не допустить отправление поезда. 5.5. Испытания автотормозов в поезде производится только после проверки правильности подключения рукавов тормозной магистрали и положения рукояток концевых кранов. 5.6. Перечень раздельных пунктов, на которых проводится испытание автотормозов в поездах (полное или сокращенное), порядок проверки их действия на эффективность на пути следования устанавливаются начальником железнодорожного цеха. 5.7. После полного испытания в поезде автотормозов осмотрщик-автоматчик или осмотрщик вагонов, а на станциях, где эти должности не предусмотрены, - составитель вручает машинисту локомотива справку об обеспечении поезда тормозами и исправности их действие. 5.8. На станциях, где должности осмотрщика-автоматчика и осмотрщика вагонов не предусмотрены, а поезда составительской бригадой не сопровождаются, испытания автотормозов проводится локомотивной бригадой или другими работниками, обученными для выполнения операций по испытанию автотормозов.
6. Снаряжение и обслуживание поездов и маневровых составов
6.1. Все локомотивы и специальный самоходный подвижной состав должны быть обеспечены средствами пожаротушения, необходимыми сигнальными приборами, инструментами, средствами для оказания первой медицинской помощи и в необходимых случаях подъемными средствами. На предприятиях открытых горных разработок наличие подъемных средств на локомотивах обязательно. Локомотивы и специальный самоходный подвижной состав должны быть обеспечены тормозными башмаками на случай необходимости закрепления состава на перегоне при повреждении автотормозов. 6.2. Локомотивы, занятые на перевозке вагонов с опасными грузами, обеспечиваются средствами пожаротушения. 6.3. Поезда и маневровые составы должны обслуживаться локомотивной и составительской бригадами, локомотивной бригадой и составителем, машинистом и составителем, локомотивной бригадой или одним машинистом. Количественный состав локомотивосоставительских бригад зависимости от местных условий работы определяется руководителем предприятия. При обслуживании поездов и маневровых составов бригадами с неполным штатом распределение обязанностей между работниками устанавливается начальником железнодорожного цеха. При электрической и тепловозной тяге одна локомотивная бригада может обслуживать несколько локомотивов, управляемых из одной кабины. 6.4. Запрещается проезд на локомотиве лиц, не входящих в состав локомотивосоставительской бригады, кроме работников, проезд которым разрешен начальником железнодорожного цеха, но не более трех человек одновременно. 6.5. Действующие локомотивы ставятся в голове поезда и управляются машинистом из кабины. В случае необходимости разрешается постановка локомотива в хвосте и в середине поезда. Место постановки действующих локомотивов в поездах и движение задним ходом указываются в ТРА станции. 6.6. В поездах, следующих с двумя или тремя действующими локомотивами по всему участку обращения, в голове поезда ставится локомотив, имеющий мощные компрессоры. 6.7. К одиночно следуемым локомотивам допускается прицеплять отдельные вагоны. Количество вагонов и порядок их прицепки к одиночно следуемым локомотивам устанавливаются руководителем железнодорожного транспорта.
XIV. ДВИЖЕНИЕ ПОЕЗДОВ
1. Общие требования
1.1. Движением поездов по гонке должен руководить только один работник - поездной диспетчер железнодорожного цеха, который отвечает за безопасное и своевременное движение поездов на обслуживаемом им участке. Приказы поездного диспетчера подлежат беспрекословному выполнению работниками, непосредственно связанными с движением поездов на этом участке. Запрещается давать оперативные распоряжения по движению поездов на участке без ведома поездного диспетчера. 1.2. Каждая станция, пост в части руководства движением и каждый поезд должны быть одновременно в распоряжении только одного работника: станция - дежурного по станции (диспетчера), пост - дежурного поста, а на участках, оборудованных диспетчерской централизацией, - поездного диспетчера; поезд - машиниста ведущего локомотива (составителя). На больших станциях может быть несколько дежурных по станции, парка или поста, каждый из которых единолично распоряжается движением поездов и маневровых составов в пределах своего участка работы. Разграничение районов управления на таких станциях и круг обязанностей, связанных с движением поездов, каждого дежурного по станции, парка или поста устанавливаются в ТРА. 1.3. Порядок действий дежурных по станциям и поездных диспетчеров по выполнению операций, связанных с приемом и отправлением поездов, устанавливается в ТРА. 1.4. На станциях составитель, сопровождающий поезд, и машинист локомотива поезда, не обслуживаемого составительской бригадой, подчиняются указаниям дежурного по станции, а на участках, оборудованных диспетчерской централизацией, - поездного диспетчера. 1.5. Дежурный по станции обязан обеспечить безопасность движения поездов и выполнение маневровой работы, наличие и готовность свободных путей для своевременного приема поездов, выполнение графика движения поездов, контактного графика, сменного плана работы, а также безопасность работников, связанных с движением поездов и маневровой работой. 1.6. Запрещается занимать приемоотправочные пути отдельными вагонами или группами вагонов, отцепленными от проходящих поездов и предназначенными для подачи под погрузку, выгрузку, ремонт и прочие операции. Временное занятие этих путей отдельными вагонами или группами вагонов может быть допущено только с разрешения поездного диспетчера. Запрещается занимать улавливающие и предохранительные тупики подвижным составом. 1.7. Начальник станции должен обеспечить безопасность движения поездов, производства маневровой работы и безопасность труда работников станции, своевременное транспортное обслуживание производственных цехов и участков, исправное содержание и эффективное использование технических средств на станции. 1.8. Начальник станции обязан контролировать работу дежурных по станции, операторов постов централизации, сигналиста и дежурных стрелочных постов по выполнению операций, связанных с приемом и отправлением поездов и проведением маневров, особенно в условиях нарушения нормальной работы устройств СЦБ. 1.9. Правом входа в помещение дежурного по станции (маневрового диспетчера) пользуются только начальник станции, лица, которые непосредственно работают или выполняют свои должностные обязанности совместно с дежурным по станции (маневровым диспетчером), а также лица, осуществляющие контроль за их работой и исправностью приборов управления. 1.10. Движение пассажирских поездов по железнодорожным путям предприятий не разрешается.
2. Прием поездов
2.1. Прием поездов должен производиться на свободные пути, предназначенные для этого ТРА станции, и только при открытом входном сигнале. 2.2. Поезда, в составе которых есть вагоны с опасными грузами, принимаются на пути, указанные в ТРА станции. 2.3. Допускается прием поездов маневровым порядком на частично занятые подвижным составом пути, а также непосредственно на технологические участки производства по маневровому сигналу, установленному на мачте входного (маршрутного) светофора. Так же в необходимых случаях допускается прием восстановительных поездов, одиночных локомотивов, снегоочистителей, специального самоходного подвижного состава, а также хозяйственных поездов и путевых машин. Порядок приема этих поездов, обеспечивающий безопасность движения, устанавливается начальником железнодорожного цеха. 2.4. Запрещается дежурному по станции открывать входной светофор, не убедившись в том, что маршрут для приема поезда готов, стрелки заперты, путь приема свободен и маневры на стрелках маршрута приема прекращены. 2.5. Входной светофор должен открываться дежурным по станции лично или по его указанию оператором поста централизации. На участках, оборудованных диспетчерской централизацией, входной светофор открывается поездным диспетчером. 2.6. Входной светофор должен закрываться автоматически после прохода его первой колесной парой прибывающего поезда, а на станциях, не имеющих электрических рельсовых цепей - дежурным по станции, оператором поста централизации или дежурным стрелочного поста после прохождения светофора всем составом прибывающего поезда. На участках с постоянным движением вагонами вперед, а также движением попеременно вагонами или локомотивом вперед входной светофор должен закрываться после прохождения его всем составом. 2.7. Прием поезда на станцию при запрещающем показании или погасших основных огнях входного светофора может быть осуществлен по пригласительному сигналу или приказу дежурного по станции. Скорость движения поезда при приеме на станцию по пригласительному сигналу или приказу дежурного по станции должна быть не более 15 км / ч, при этом машинист обязан вести поезд с особой бдительностью и готовностью немедленно остановиться, если встретится препятствие для дальнейшего следования. 2.8. Дежурный по станции, а на участках с диспетчерской централизацией - поездной диспетчер перед приемом поезда обязан: - прекратить маневры с выходом на путь и маршрут приема поезда; - убедиться в том, что путь для приема поезда свободен; - приготовить маршрут приема поезда; - открыть входной сигнал. 2.9. Возможность одновременного приема поездов противоположных направлений и порядок, обеспечивающий безопасность движения, если подход к станции хотя бы с одной стороны размещен на затяжном спуске, устанавливаются ТРА станции с учетом профиля подходов, путевого развития и условий работы станций. 2.10. Прибывающий на станцию поезд должен быть остановлен между выходным светофором и предельным столбиком пути приема, а там, где нет выходного светофора, - между предельными столбиками. 2.11. В случае если хвост поезда останется за предельным столбиком, дежурный по станции принимает меры для размещения поезда в пределах полезной длины пути приема. Если поезд невозможно разместить в пределах полезной длины пути приема, дежурный по станции обязан принять меры, обеспечивающие безопасность при передвижении подвижного состава на смежных путях. Порядок приема длинносоставных поездов устанавливается начальником железнодорожного цеха. 2.12. Поезд, прибывающий на частично занятый путь, должен остановиться между подвижным составом, стоящим на пути приема и предельным столбиком. При этом расстояние между прибывшим поездом и подвижным составом, стоящим на пути, должно быть не менее 10 м. 2.13. Дежурный по станции встречает каждый прибывающий поезд, проверяет его состояние, наличие на нем необходимых сигналов. На станциях, где по местным условиям дежурный по станции не может встречать поезд, о прибытии поезда в полном составе он убеждается из доклада дежурного стрелочного поста или других работников, на которых возложено выполнение этих функций. 2.14. На участках с диспетчерской централизацией, где нет дежурных по станции, и на станциях с электрической централизацией стрелок и сигналов, где дежурный по станции по местным условиям не может встречать поезд и нет других работников для этого, прибытие поездов контролируется по показаниям приборов управления. Перечень станций, где дежурные по станции могут не встречать поезда, и условия обеспечения безопасности движения при приеме поездов устанавливаются начальником железнодорожного цеха. 2.15. Время фактического прибытия или прохождения каждого поезда и его номер дежурный по станции обязан занести в журнал движения или график исполненного движения и немедленно известить дежурного соседней станции, отправившей поезд, и поездного диспетчера и, кроме того, обеспечить передачу соответствующей информации в автоматизированную систему управления.
3. Отправление поездов
3.1. Дежурному по станции запрещается отправлять поезда на однопутном и по неправильному пути на двухпутных участках без согласия дежурного по станции, на которую отправляется поезд. 3.2. На двухпутных участках отправление поездов производится по указанию дежурного по станции, с которой поезда отправляются по правильному пути, после получения уведомления о прибытии ранее отправленного поезда, а при автоблокировке - после освобождения первого блок-участка. Предварительное согласие дежурного по станции, на которую отправляется поезд, не требуется. 3.3. При движении поездов с помощью одного жезла или одного локомотива, поезда отправляются по распоряжению дежурного по станции, на которой находится жезл или локомотив, при наличии согласия дежурного по станции приема. 3.4. Дежурный по станции, а на участках с диспетчерской централизацией - поездной диспетчер перед отправлением поезда обязан: - убедиться, что перегон свободен, а при автоматической блокировке - свободен первый блок-участок; - прекратить маневры с выходом на маршрут отправления поезда; - приготовить маршрут отправления - открыть выходной светофор или вручить машинисту другое разрешение на занятие перегона. 3.5. Запрещается отправление поезда на перегон без разрешения дежурного по станции. Разрешением на занятие перегона для машиниста отправляющегося поезда являются: - разрешающее показание выходного светофора, а при его неисправности или отправлении поезда с путей, где нет выходных светофоров: приказ дежурного по станции, переданный по радиосвязи с автоматической регистрацией переговоров или регистрацией в настольном журнале движения поездов; жезл, принадлежащий этому перегону. Для хозяйственных поездов и подталкивающих локомотивов, которые возвращаются на станцию отправления, кроме того, выдается ключ-жезл, принадлежащий этому перегону, или письменное разрешение. 3.6. Дежурному по станции, а на участках, оборудованных диспетчерской централизацией, - поездному диспетчеру запрещается открывать выходной светофор или давать другое разрешение на занятие перегона, не убедившись в том, что техническое обслуживание и коммерческий осмотр состава закончены, маневры на стрелках маршрута отправления прекращены, маршрут отправления поезда готов, стрелки заперты, а на станциях формирования поездов или станциях, где проводилась прицепка или отцепка вагонов в хвосте поезда, кроме того, в наличии хвостовых сигналов (если они предусмотрены). 3.7. Выходной светофор должен открываться дежурным по станции лично или по его указанию оператором поста централизации. На участках, оборудованных диспетчерской централизацией, выходной светофор открывается поездным диспетчером. 3.8. Выходной светофор должен закрываться автоматически после прохождения его первой колесной парой отправившегося поезда, а на участках с постоянным движением вагонами вперед, а также движением попеременно вагонами или локомотивом вперед - после прохода его всем составом отправившегося поезда. 3.9. На станциях, не имеющих электрических рельсовых цепей, выходной светофор должен закрываться дежурным по станции, оператором поста централизации или дежурным стрелочного поста после прохождения светофора всем составом отправившегося поезда. 3.10. Письменное разрешение на занятие перегона там, где нет выходных сигналов, а также при отправлении поезда при запрещающем показании выходного светофора вручается машинисту ведущего локомотива, специального самоходного подвижного состава дежурным по станции лично или через одного из работников локомотивной бригады этого поезда или иных работников. Машинист обязан убедиться в правильности полученного разрешения на занятие перегона. Порядок вручения машинистам локомотивов разрешений на занятие перегона и подачи сигнала на отправку определяется руководителем железнодорожного транспорта и указывается в ТРА станции. 3.11. При отправлении поезда со станционных путей при запрещающем выходном сигнале, а также с путей, не имеющих выходных сигналов, машинисту локомотива при наличии разрешения на занятие перегона запрещается приводить в движение поезд без указания дежурного по станции, переданного по радиосвязи, или сигнала отправления, поданного дежурным по станции или по его указанию дежурным поста, оператором поста централизации, дежурным стрелочного поста, сигналистом или составителем поездов. 3.12. Перед приведением поезда в движение машинист локомотива и специального самоходного подвижного состава и его помощник должны проверить, не подаются ли с поезда или работниками станции сигналы остановки. 3.13. Возможность одновременного отправления и приема поездов, следующих в одном направлении, и порядок, обеспечивающий безопасность движения на станциях, имеющих подходы с затяжными спусками, устанавливаются ТРА станции с учетом профиля подхода, путевого развития и условий работы станции. 3.14. Дежурный по станции, как правило, провожает каждый поезд, отправляемый со станции или направляемый безостановочно мимо станции, следит за исправным его состоянием, наличием и правильным показанием установленных поездных сигналов, если они предусмотрены. Об отправке поезда в полном составе дежурный по станции убеждается лично или по докладу дежурного стрелочного поста или иного сотрудника, определенного ТРА станции. 3.15. На участках с диспетчерской централизацией, где нет дежурных по станции, и на станциях, имеющих электрическую централизацию стрелок и сигналов, где дежурный по станции по местным условиям не может провожать поезда и нет других работников (сигналиста, дежурных стрелочного поста), отправление поездов контролируется по показаниям приборов управления. 3.16. Перечень станций, где дежурные по станции могут не провожать поезда, и условия обеспечения безопасности движения при отправлении поездов устанавливаются начальником железнодорожного цеха. 3.17. Работник, провожающий поезд, обязан удостовериться в том, что поезд прошел в полном составе. 3.18. В случае выявления в поезде неисправности, угрожающей безопасности движения, а также при движении поезда без установленных поездных сигналов работник, провожающий поезд, обязан принять меры для его остановки. 3.19. Ответственными за правильность формирования, принятия и отправления поездов, навешивание и снятие поездных сигнальных приборов, обозначающих хвост или голову поезда, являются работники железнодорожного транспорта в соответствии со своими обязанностями. 3.20. Разрешается движение поездов без хвостовых сигналов. При этом порядок и способы проверки отправления и прибытия поезда в полном составе определяются руководителем железнодорожного транспорта и указываются в ТРА станции. . 3. 21. Время фактического отправления или прохождения каждого поезда и его номер дежурный по станции обязан занести в журнал движения или график исполненного движения и немедленно сообщить дежурному соседней станции, на которую отправлен поезд, и поездному диспетчеру, а при необходимости передать и другие данные, характеризующие состав поезда. Кроме того, дежурный по станции должен обеспечить передачу необходимых данных о поезде в автоматизированную систему управления, если она внедрена на предприятии.
4. Средства сигнализации и связи при движении поездов
4.1. Основными средствами сигнализации и связи при движении поездов является автоматическая и полуавтоматическая путевая блокировка. На отдельных участках до реконструкции как средство связи во время движения поездов допускается применять электрожезловую систему и телефон. На малодеятельных участках движение поездов допускается: - по приказам поездного диспетчера; - с помощью одного жезла; - с помощью одного локомотива. 4.2. При автоматической блокирование: - разрешением на занятие поездом блок-участка является разрешающее показание выходного или проходного светофора; - после остановки поезда перед проходным светофором с потухшим красным огнем, а также с непонятным показанием, если машинист видит или знает, что блок-участок, лежащий впереди, занят поездом, ему запрещается продолжать движение до тех пор, пока блок-участок не освободится. 4.3. Если машинист не знает о пребывании на блок-участке, лежащем впереди, поезда, он должен после остановки отпустить автотормоза и, если за это время на светофоре не появится разрешающий сигнал, вести поезд до следующего светофора со скоростью не более 15 км / ч с особой бдительностью и готовностью немедленно остановиться, если встретится препятствие для дальнейшего движения. В случае если следующий проходной светофор будет в таком же состоянии, движение поезда после обязательной остановки продолжается в том же порядке. 4.4. При полуавтоматической блокировке: - разрешением на занятие поездом перегона является разрешающее показание выходного или проходного светофора; - на однопутных участках для открытия выходного светофора необходимо предварительно получить по блок-аппарату от дежурного соседней станции, на которую отправляется поезд, блокировочный сигнал согласия или переключить блок-систему на соответствующее направление движения. 4.5. При электрожезловой системе: - разрешением на занятие поездом перегона является жезл этого перегона, вручаемый машинисту; - все переговоры по телефону в движения, а также изъятие и вложения жезлов, выдача и получение их могут проводиться только дежурным по станции. При установке жезловых аппаратов в помещениях стрелочных постов извлечение и вложения жезлов, выдача и получение их могут производиться старшим дежурным стрелочного поста с разрешения дежурного по станции; - дежурный по станции имеет право передавать без пропуска через жезловый аппарат жезл, полученный с прибывшего поезда, на поезд, который отправляется на тот же перегон. В этом случае необходимо предварительно получить согласие дежурного по соседней станции, на которую отправляется поезд. На станциях, где жезловые аппараты имеют ключи-жезлы, передавать жезл без пропуска через жезловый аппарат запрещается. 4.6. Запрещается также: - запрашивать разрешение на изъятие жезла ранее готовности поезда к отправлению, за исключением случаев непрерывного пропуска поездов или стоянки их по расписанию не более пяти минут; - хранить действующие жезлы, не вложенные в аппарат; - провозить жезл на соседней перегон. 4.7. Электрожезловая система считается неисправной и пользоваться ею запрещается, если: - невозможно вложить жезл в аппарат или вынуть жезл из аппарата при свободном перегоне; - отсутствует (утерян) жезл, принадлежащий перегону; - на жезловом аппарате или на индукторе отсутствуют пломбы; - возможно вращение рукоятки индуктора в обратную сторону (вместе с якорем). - отклоняется стрелка амперметра жезлового аппарата или звенит звонок в то время, когда соседняя станция не подает ток. 4.8. При телефонных средствах связи разрешением на занятие поездом перегона является письменное разрешение дежурного по станции, которое вручается машинисту локомотива. 4.9. На однопутном перегоне, а также на двухпутных при отправке по неправильному пути до выдачи письменного разрешения машинисту локомотива дежурный по станции должен получить согласие дежурного соседней станции на отправление поезда. 4.10. На двухпутных перегонах при отправке по правильному пути выдача письменного разрешения производится после получения уведомления о прибытии на соседнюю станцию ранее отправленного поезда. 4.11. При наличии устройств автоматической регистрации переговоров дежурных по станциям, ограничивающих перегон, с машинистами локомотивов с помощью радиосвязи, разрешением на отправление поездов и занятие ими перегонов (без выдачи письменных разрешений) являются: - на однопутном перегоне, а также двухпутных и многопутных при отправке по неправильному пути - согласие дежурного по станции приема поезда и разрешение дежурного по станции отправления, переданное машинисту по радиосвязи; - на двухпутных перегонах при отправке по правильному пути - разрешение дежурного по станции отправления, переданное машинисту по радиосвязи. 4.12. Автоматическая регистрация переговоров фиксирует текст разрешения (соответствующий текст письменного разрешения), переданного машинисту дежурным по станции отправления, согласие дежурного по станции приема и подтверждения машинистом получения разрешения. 4.13. При наличии автоматической регистрации переговоров в аналогичном порядке производится отправление поездов и в случаях перехода на телефонные средства связи при неисправности автоматической, полуавтоматической блокировки, электрожезловой системы, неисправности выходного (маршрутного) светофора; при отправке поездов с путей, не имеющих выходных светофоров, а также при неисправности или отсутствии маршрутного указателя пути отправления на групповом светофоре. 4.14. Во время перерыва действия всех установленных средств сигнализации и связи движение поездов производится на однопутном участках с помощью письменных сообщений, а на двухпутных - с разграничением времени, необходимым на прохождение поездом перегона между станциями. 4.15. Между двумя раздельными пунктами, границами которых является стык рамного рельса, или предельные столбики, или знак "Граница станции", движение поездов осуществляется маневровым порядком.
5. Движение поездов
|