Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Классификация политических культур




В мире существует много политических систем, разные уровни социально-экономического, политического и культурного развития, исторические традиции. Все это ведет к существованию разных политических культур в различных обществах.

Американские политологи Г. Альмонд и С. Верба выделяют три «чистых» типа политических культур. Они основаны на степени ориентации людей в политической жизни, на обеспечении функционирования политической системы.

–ПАТРИАРХАЛЬНАЯ (приходская) – политические интересы не выходят за рамки своей общины, деревни, района. Отличительная черта – полное отсутствие у членов сообщества интереса к политическим институтам, центральным властям. Нет никаких норм политического поведения (африканские племена).

– ПОДДАНИЧЕСКАЯ – сильная ориентация социальных субъектов на политическую систему и результаты деятельности властей, но слабое участие в обеспечении функционирования этой системы.

–АКТИВИСТСКАЯ или гражданская – сильная ориентация на существующую политическую систему и на активное участие в политической жизни общества (культура участия).

В чистом виде все они не существуют. Соединяясь, они дают реально существующие культуры. Высшим типом авторы считают культуру гражданственности, в которой преобладает активистская политическая культура при сохранении подданнической и патриархальной.

В западной политологии дается и иная типология, в основу которой берется:

а) общественно-политический принцип: политическая культура элиты, режима, общества;

б) экономико-территориальный принцип: политическая культура доиндустриальная, континентально-европейская, англо-американская;

в) формационный принцип (польского политолога Е. Вятра): политическая культура докапиталистической формации (племенная, теократическая, деспотическая, патрицианская, дворянская), капиталистическая формация (консервативно-либеральная, либерально-демократическая, авторитарная, тоталитарная).

В зависимости от типов политической системы можно выделить:

- тоталитарную политическую культуру – это навязывание населению правящей верхушкой идеалов слепого подчинения, наличие сплошной цензуры политического информирования граждан, провозглашение политических мифов, компаний по оправданию населения и жестокости.

- авторитетную политическую культуру, где преобладают ценностные ориентации и стандарты вождизма, харизматическое лидерство, существует дозирование информации;

- демократическую, в рамках которой осуществляют политические права и свободы граждан, создаются гарантии их обеспечения, демократические механизмы формирования убеждений, преодоление конфликтов и разногласий.

В любом обществе наряду с политической культурой общества существуют субкультуры, отличающиеся от ориентации, доминирующих в данном обществе (субкультура женщин, молодежи, интеллигенции, творческой элиты, служащих госаппарата, городская, деревенская и т.д.). В многонациональных странах существуют этнические, расовые, религиозные субкультуры. Они могут быть источником дестабилизации. Поэтому необходимо стремиться к совместимости между субкультурами, согласию по коренным вопросам жизни общества.

Политическое сознание и политическая культура тесно связаны с политической системой. Именно они во многом объясняют истоки, характер и особенности конкретной политической системы, существующий в обществе политический режим, поведение общественных групп, динамику и направленность политических процессов. Их изучение необходимо для прогнозирования политического поведения людей, без чего невозможна результативная практическая политика.

 

Политическая культура личности

Политическая культура личности соответствует трем основным этапам восприятия действительности и практических действий:

а) когнитивный, т.е. установочный:

– информированность о политических событиях в обществе;

– понимание сущности проводимой в государстве политики;

– знание Конституции, своих прав, свобод и обязанностей;

– знание форм и способов участия в политических процессах;

– понимание сочетания коллективных и личных интересов

б) убежденческий (т.е. ценностная ориентация):

– наличие четко выраженного мировоззрения, политических принципов;

– готовность отстаивать свои убеждения;

– решимость бороться с нарушением конституционных прав;

– нетерпимость по отношению к невыполнению гражданских обязанностей;

– нацеленность на действия, способствующие прогрессу общества.

в) поведенческий (т.е. практическая деятельность):

– участие в работе управленческих органов, общественных организаций;

– использование сообразно моменту определенных форм политической деятельности;

– конкретная причастность к осуществлению политики в определенной сфере;

– владение навыками политических дискуссий, умение выходить из конфликтных ситуаций с наименьшим уроном.

 

Задания для самостоятельной подготовки и самопроверки знаний студентами

1. Что отражает понятие «политическая культура»?

2. В чем состоят особенности формирования политической культуры в Украине?

3. Назовите важнейшие составные элементы политической культуры?

4. Какое место в политической культуре занимает религиозное, символическое, мифологическое и иные начала?

5. Что такое политические стереотипы? Какие политические стереотипы получили распространение в Украине?

6. Какими факторами обусловлена специфика украинской политической культуры?

7. Как взаимодействуют политическая культура и правовая культура?

Тестовые задания.

1. Какая из указанных характеристик соответствует патриархальной политической культуре?

а) почтительное отношение к старшим (патриархам);

б) ориентация на местные ценности – общину, род, клан, племя и т.п.;

в) в политике участвуют только лица старшего возраста (патриархи);

г) прямая передача политического опыта от старшего поколения к молодому.

2. Какова истинная характеристика подданнической политической культуры?

а) стремление оказывать влияние на политическую систему;

б) пассивное отношение к политической системе;

в) ориентация на политические авторитеты;

3. Данная культура характеризуется ориентацией на традиционные местные ценности:

а) Доиндустриальная политическая культура;

б) Патриархальная политическая культура;

в) Теократическая политическая культура;

г) Активистская политическая культура;

д) Подданническая политическая культура.

4. Функция политической культуры, выражающая потребность человека в приспособление к изменяющейся политической среде:

а) Функция идентификации; 

б) Функция социализации;

в) Функция интеграции;        

г) Функция адаптации;

д) Функция коммуникации.

5. Какие элементы входят в политическую культуру.

а) Политические установки;

б) Политические ценности;

в) Политическое поведение;

г) Политические нормы;

д) Все перчисленные.

Литература

1. Безклетний С.Є. Формування політичної культури сучасних студентів як завдання практичної політики / С. Є. Безкелетний // Гілея (науковий вісник)": Збірник наукових праць. - К., - 2007. - Вип. 10 – 2007. – С. 212-223.

2. Фліс І.М. Основні принципи формування політичної активності студентської молоді / І.М. Фліс // Гілея (науковий вісник)": Збірник наукових праць. - К., - 2008. - Вип. 13 – 2008. – С.

3. Хилько М.М. Політична культура: історія дослідження, термін, проблема типології / М.М. Хилько // Гілея (науковий вісник)": Збірник наукових праць. - К., 2008. - Вип. 15 – 2008. – С. 191-201.

4. Кваша О.П. Політичне конструювання регіональної ідеології та культури / О.П. Кваша // Гілея (науковий вісник)": Збірник наукових праць. - К., - 2009. - Вип. 18. – С. 314-320.

5. Проскуріна О.О. Політична культура України в умовах глобальної інформатизації: форми політичної соціалізації та їх удосконалення / О.О. Проскуріна // Гілея (науковий вісник)": Збірник наукових праць. - К., - 2009. - Вип. 20. – С.317-323.

6. Кирилюк Н.А. Полiтична активнiсть громадян в умовах рiзних полiтичних режимiв: порівняльний аналіз /Н.А. Кирилюк // Гілея (науковий вісник)": Збірник наукових праць. - К., - 2009. – Вип. 20. – С. 331-338.

7. Кваша О.П. Політична культура в контексті регіональної політики Гілея (науковий вісник)": Збірник наукових праць. - К., - 2009. – Вип. 21. – С.360-368.

8. Подибайло М.Т. Історична минувшина як фактор формування і трансформації політичної свідомості українського суспільства / М.Т. Подибайло // Гілея (науковий вісник)": Збірник наукових праць. - К., - 2009. – Вип. 22. – С.365-373.

9. Щедрова Г.П. Формування політичної культури в контексті розвитку громадянського суспільства / Г.П. Щедрова // Гілея: (науковий вісник)": Збірник наукових праць. - К., - 2010. – Вип. 30. – С.387-394.

10. Курняк О.А. Сутність політичної культури в контексті демократії / О.А. Курняк // Гілея: (науковий вісник)": Збірник наукових праць. - К., - 2010. - Вип. 42 (12) . – С. 516-530.

11. Стегний О.Ф. Региональный фактор развития политической культуры населения Украины / О.Ф. Стегний // Социология, теория методы и, маркетинг. – 2005. - №3. – С. 94-122.

 

 

ТЕМА 10

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА

ПЛАН

3.1. Сущность и роль политического лидерства.

3.2.Типология политического лидерства.

3.3Понятие и функции политической элиты.

Основные термины:авторитарный, вождизм, диктатор, лидер, меритократия, харизматический лидер, элита, бюрократия.

 

        

  3.1. Сущность и роль политического лидерства

Одна из главных тем политологии – тема политического лидерства. Политология рассматривает лидерство как один из важнейших элементов механизма регулирования отношений индивидов, социальных групп и институтов в сфере политики.

Лидер – это член группы, принимающий на себя значительно большую меру ответственности в достижении групповых целей, чем остальная часть группы. Возникновение лидеров связано с объективной необходимостью.

Лидерство присуще человеческой природе. В первобытном обществе оно было необходимо для выживания и функционирования коллективов. Нужны были сильные, опытные, сообразительные индивиды, которые становились вождями. В последующие времена менялись формы лидерства, но принцип оставался.

С появлением классов и расслоением общества лидерство становится политическим. Оно носит всеобщий характер (юношеские группы, трудовые коллективы, семья).

Неформальный лидер – член группы, наиболее полно в своём поведении отвечающий групповым ценностям и потому пользующийся наибольшим авторитетом среди своего окружения.

Формальный лидер назначается или избирается в соответствии с установленной процедурой, приобретая таким путём официальный статус руководителя. Руководитель обладает определенными правами и обязанностями по отношению к другим членам группы, включая и возможность наложения санкций. Его назначают или выбирают, он не обязательно имеет авторитет лидера. Лидер играет центральную роль в выработке и принятии решений, организует деятельность и регулирует отношения в группе. Это непременно личность, индивидуальность. Он может не быть руководителем, но иметь больше шансов, чем другие, стать им. Лидер выступает как субъект и объект политики.

Как субъект политики лидер, по своим незаурядным качествам, в результате добровольного выбора, находясь у рычагов власти, становится во главе определённого социально-политического движения, выдвигает программу, даёт анализ обстановки, направляет усилия людей.

Как объект политики лидер всегда испытывает влияние и давление различных заинтересованных сторон и должен быть готов к восприятию предложений и требований, к определённым компромиссам с различными политическими силами.

Если он действует исключительно как субъект – он станет диктатором и, неизбежно, оторвётся от масс, утратив право быть лидером.

Если он не проявляет своих ведущих качеств, становясь объектом для других политических сил, он превращается в заурядного вожака, марионетку. И то и другое губительно для лидера.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 227.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...