Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Перспективыразвития внешнеторгового сотрудничества между Россией и ЕС. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Внешнеторговые отношения России с ЕС исторически всегда имели для России важное значение. Однако за последние два года вследствие событий, связанных с геополитической обстановкой на Украине характер данных отношений изменился. Введённые Брюсселем санкции в отношении России привели к сокращению сотрудничества стран Европы с российскими организациями в различных сферах, в том числе и торговой. До недавнего времени основой взаимоотношений России и ЕС было Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, которое устанавливало партнерство между Россией и Европейскими государствами. Однако на сегодняшний день можно сказать, что данная стратегия в полную силу больше не действует, поскольку в торговых отношениях между Россией и ЕС возникли непреодолимые противоречия. Экономическая необходимость развития и укрепления торговых связей ярко выражена в соответствующих показателях: для России Европейский Союз – главный торговый партнер, на долю ЕС в январе 2018 года приходилось 43,9% российского товарооборота. Согласно данным ФТС России, товарооборот со странами Европы составил 211,8 млрд. евро. ЕС также является основным инвестором в экономику нашей страны. В отношениях России и ЕС на ближайшую и среднесрочную перспективу представим три гипотетических сценария. 1. Стагнация–возможный сценарий, поскольку Москва пока не проявляет готовности изменить свою линию. Стороны продолжат «менеджировать» политический и дипломатический конфликты. Экономическая взаимозависимость будет по-прежнему играть определенную стабилизирующую роль.[21] Однако может ускориться взаимная диверсификация энергетических потоков. Ряд европейских стран приложит усилия к тому, чтобы избавиться от своей критической энергозависимости от России. Та, в свою очередь, сохранит приверженность провозглашенному «азиатскому повороту» вне зависимости от его реальной пользы.[22] Острота конфликта на востоке Украины несколько снизится по сравнению с нынешним положением, режим прекращения огня будет в целом соблюдаться, но о политическом решении не будет и речи. 2. Нормализация - может произойти, если Россия придет к пониманию, что нынешняя патовая ситуация постепенно ослабляет ее позиции и что ей было бы выгоднее пойти на размены раньше, а не позже. Экономические и финансовые соображения могут сыграть в этом свою роль, так же, как и взгляды тех российских элит, которые хотели бы сохранить связи с Европой. Неудовлетворительные результаты сближения России с Китаем также могли бы стать одним из факторов. Однако если Европа проявит инициативу первой — в случае, например, если произойдет смена лидерства в таких странах, как Германия и Франция, и санкции будут смягчены до того, как Москва придет к пониманию, описанному выше, результаты будут в лучшем случае временными, поскольку произойдет усиление «ментальности победителя», которым сегодня пронизано сознание российских политиков. Устойчивая нормализация отношений предполагала бы какую-то комбинацию продвижения по энергетическому направлению - будет заключено всеобъемлющее соглашение в области энергетики, которое обеспечит сохранение транзита российского газа через Украину и принятие Россией немонополистических правил игры на европейском газовом рынке в обмен на сохранение своей доли на нем. 3. Ухудшение ситуации. Этот сценарий также не исключен. В случае нового затяжного раунда эскалации на востоке Украины ЕС будет вынужден реагировать, тем более что Вашингтон выглядит менее готовым к прямому вмешательству. Россия усилит военную активность на своих западных границах: начнет размещать новые ударные средства, нарушать воздушное пространство ЕС и т.д. Европейские члены НАТО отреагируют ростом оборонных расходов, что постепенно сделает военное противостояние главным фактором отношений. Мосты к пониманию будут окончательно сожжены, если Россия начнет восприниматься в Европе как страна, которая намерена вмешиваться во внутренние дела стран ЕС. Отношения между Россией и ЕС инерционны, и сегодня они находятся на траектории конфликта, даже если в целом ситуация все еще под контролем. Чем дольше они останутся на этой траектории, тем больше усилий понадобится для того, чтобы сдвинуть их с этого пути. С начала украинского кризиса прошло уже четыре года, но о полном восстановлении отношений между Россией и Европейским союзом говорить не приходится. Многие механизмы взаимодействия Москвы и Брюсселя по-прежнему остаются заблокированными, обе стороны подчеркивают невозможность возвращения к старым моделям и форматам сотрудничества. В то же время, прошедшие четыре года обозначили, пусть не вполне четко и не обязательно окончательно, нынешние пределы обострения отношений между Востоком и Западом европейского континента. Четыре года — не такой уж и короткий срок в современном динамичном мире. И если обе стороны не торопятся что-то кардинально поменять в своих отношениях, логично предположить, что сложившиеся отношения их в целом устраивают. Во всяком случае, на обеих сторонах идет интенсивный процесс приспособления к «новой реальности», каковая все чаще воспринимается как не слишком комфортное, но более или менее приемлемое состояние дел. Примером такого приспособление может послужить следующий факт - после продолжительного спада российская торговля со странами ЕС начала восстанавливаться — только в прошлом году она выросла примерно на четверть.[23] Эксперты Российского совета по международным делам, учитывая положительную динамику торговых отношений между ЕС и Россией, сделали следующие прогнозы на ближайшие два года. В 2018 - 2019 гг. ожидается стабилизация объемов товарооборота со странами Европы. Среди основных факторов, влияющих в среднесрочной перспективе на динамику взаимного обмена, можно выделить: - геополитические - это, в первую очередь, действие санкций со стороны ЕС в отношении России и соответствующих ответных российских ограничительных мер на ввоз отдельных видов продовольственной продукции из ЕС; - экономические - замедление роста экономик развитых стран Европы и соответствующее снижение спроса на российские энергоресурсы, снижение цен на основные товарные позиции российского экспорта (минеральные продукты и металлы и изделия из них), удорожание импорта и падение спроса в связи со снижением курса рубля к основным валютам, низкие темпы экономического роста в России и в этой связи снижение спроса со стороны российской промышленности на машины и оборудование, поставляемое европейскими странами, проводимая в России политика замещения импорта; - торговая политика (введение пошлин, антидемпинговые и компенсационные расследования в отношении российских товаров). Кардинальных изменений в товарной структуре экспорта и импорта торговли России со странами ЕС не ожидается. Основной товарной позицией в экспорте России в ЕС будут оставаться минеральные продукты (в среднем 80%), металлы и изделия из них (7%), продукция химической промышленности (4%), драгоценные камни, металлы (3%). Доля машин и оборудования в российском экспорте в ЕС будет оставаться незначительной и к концу прогнозного периода составит около 2%.[24] На рисунке 3.3.1представлена прогнозная товарная структура экспорта России со странами ЕС. Рис.3.3.1. - Товарная структура экспорта России со странами ЕС, прогноз на 2018 г., в % При этом роста поставок минеральных продуктов в страны Европы в прогнозный период не ожидается. В отношении нефти и нефтепродуктов прогнозируемое снижение экспорта обусловлено снижением привлекательности экспорта "темных" нефтепродуктов, падением спроса из-за принятия отдельными странами Европы и ЕС в целом законодательных инициатив, стимулирующих использование возобновляемых источников энергии и одновременно усиливающих давление на потребителей традиционных (ископаемых) видов топлива. Экспорт сетевого газа в Европу уменьшится по сравнению с уровнем 2016 г. из-за роста цен на газ и снижения конкурентоспособности газа относительно альтернативных видов топлива, в том числе угля и возобновляемых источников энергии. Маршруты транспортировки основных объемов газа также претерпят изменения вследствие транзитных рисков транспортировки газа через территорию Украины.[25] Так, начиная с августа 2017 г., после отмены запрета о расширении доступа ПАО "Газпром" к дополнительным мощностям магистрального газопровода OPAL российская компания увеличила загрузку данного газопровода более чем на четверть. В 2018 - 2020 гг. ожидается увеличение в стоимостном выражении объема поставок в страны Европы продукции металлургического комплекса (в первую очередь, цветных металлов) из-за прогнозируемого роста цен на основные металлы на мировом рынке. В структуре импорта России из ЕС по-прежнему будут преобладать машины и оборудование (около 50%), а также продукция химической промышленности (до 30%), металлы и изделия из них (в среднем 6%). При базовом сценарии развития экономики России, то есть при сохранении ограничительных мер на ввоз сельскохозяйственной продукции из стран ЕС, доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, импортируемого из Европы, снизится в 2018 г. до 7%.На рисунке 3.3.2 представлена прогнозная товарная структура импорта России со странами ЕС. Рис.3.3.2. - Товарная структура импорта России со странами ЕС, прогноз на 2018 г., в % Страны Европы в 2018 - 2020 гг. будут оставаться крупнейшими торгово-экономическими партнерами России. Работа по улучшению торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества с ними будет продолжена. В случае существенных изменений условий внешнеэкономической деятельности в связи с возможными ограничительными мерами европейских государств и наших ответных шагов могут быть внесены определенные корректировки в отдельные направления российско-европейского сотрудничества. В 2018 - 2020 гг. будет осуществляться помощь и содействие российским компаниям в поиске партнеров и продвижении разработанных технологий и производимой продукции на рынки стран Европы. Сохранится механизм оказания содействия российскому бизнесу и регионам посредством системы паспортов внешнеэкономических проектов, которая включает комплекс мер практической поддержки со стороны торговых представительств для каждого внешнеэкономического проекта. Помимо этого, будет продолжена деятельность двусторонних межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству с европейскими странами. Следует отметить, что сложившаяся ситуация — это не только угроза, но и возможность во многих отраслях ускоренного подъема отечественного производства. Для роста российской экономики необходимо создание новых мощностей на основе современного оборудования, которое желательно производить в России. В связи с этим важной задачей остается повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции в отечественном машиностроении и повышение в нем продукции с высокой добавленной стоимостью. Это позволит развить российскую производственную базу и уменьшит зависимость от импорта оборудования из-за рубежа. Одно из главных условий осуществления технологической модернизации в стране являются квалифицированные кадры. Проводимые в течение последних 25 лет реформы отодвинули на задний план решение такой основополагающей проблемы, как сохранение и развитие отечественной науки, обеспечивающей технологическое обновление производственных процессов и выпуск конкурентоспособной продукции, востребованной на рынке. Все это привело к разрушению научно-технологического потенциала, падению производства, росту технологической зависимости от Запада. Для преодоления негативных последствий от применяемых к России санкций, обеспечения последовательного повышения эффективности российской экономики необходимо развивать национальную производственную инфраструктуру, осуществлять постепенный перевод всех отраслей на новейшие технологии и расширять подготовку квалифицированных кадров, способных поддерживать технологическое обновление производства на современном уровне. Отметим, что в условиях сохранения двухсторонних санкций необходима поддержка со стороны государства: - на законодательном уровне введение льгот российским предприятиям при реализации инвестиционных проектов; - разработка программ по субсидированию инвестиционных проектов; -предоставление госгарантий по инвестиционным проектам; - разработка программы по компенсации процентных ставок по инвестиционным кредитам; - приостановка налоговых инициатив.[26] Подчеркнем, первоочередными задачами для экономики России является поддержка отечественных производств - импортозамещение и повышение инвестиционного климата. Их успешная реализация позволит направить экономику России на наиболее перспективное направление развития. Основным мероприятием для преодоления сложившейся ситуации должно стать осуществление четкого разделения экономических проблем и политических разногласий в отношениях между Россией и странами, входящими в состав ЕС, в сфере международной торговли. Странам с сырьевой зависимостью, экономика которых зависит от стоимости углеводородов, в частности РФ, необходима диверсификация экономики посредством развития инноваций в таких отраслях, как медицина и здравоохранение, машиностроение, сельское хозяйство, атомная энергетика, более глубокая переработка нефти и газа, с целью создания и внедрения инновационных продуктов, что может стать толчком для развития других жизненно важных отраслей экономики. В качестве основных предложений, способствующих укреплению торговых отношений между Россией и ЕС, выделим следующее: - активизация международного обмена в научной и образовательной сферах; - отмена двусторонних ограничений; - разработка новой договорно-правовой базы; - необходимость создания специальных институтов по стимулированию и развитию внешнеторговых отношений с ЕС для конкретизации основных целей и задач стратегического партнерства, создания условий для их реализации; - ускорение адаптации российского законодательства к международным нормам в рамках членства России и ВТО. Следует отметить необходимость развития внешнеторговых отношений России со странами-партнерами в новых направлениях внешнеторгового сотрудничества, включающих сферы высокотехнологичных отраслей. Развитие отношений Российской Федерации со странами ЕС несмотря на действие экономических санкций продолжает развиваться в стратегически значимых сферах инновационного развития экономики и позволяет прогнозировать укрепление сотрудничества российских и европейских компаний в период преодоления экономического кризиса. [1]Пенькова Н.И. Сотрудничество между Россией и Европейским союзом в сфере товарной торговли на современном этапе: проблемы и перспективы. – 2016. - №1. – С.118. [2] Vishnyakova S. Russia and the European unionin international trade practice fuel and energy goods. – 2016. - №25. – P.213 [3]Вступление России в ВТО: ограничения и возможности на современном этапе: Монография/ Под ред. Е.В. Захаровой, В.И. Русакович. – М.: Проспект, 2016. – С.145 [4]VoinikovV. The EU vs. Russia: legal nature and implementation of the Union’s restrictive measures. - 2015. - №1 (23), P.67 [5]ЭкономическиесанкциипротивРоссии. Ожидания и реальность: Учебник /Под ред. Нуреева Р.М. – М.:Кнорус, 2017. – С. 132 [6] Гладков И.С. Внешнеторговые связи Российской Федерации: тренды в санкционный период и итоги 2016года// Мировая экономика: новая аналитика. – 217. - №3. – С.95. [7]Горбатенко Е.Ю. Внешняя торговля Евросоюза и РФ в период санкций// Мировая экономика: новая аналитика. – 2017. - №9. – С.44. [8]Нуреев Р.М. Экономические санкции против России: краткосрочные и среднесрочные последствия для нефтяной и газовой промышленности// Проблемы государственного регулирования экономики. – 2017. - №3. – С.7 [9]Российский экспорт рванул в Европу. – ExpertOnline, 17.11.2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://expert.ru/2017/17/11/torgovlya/(дата обращения: 24.03.2018). [10]Западные санкции отрицательно влияют на экономику Росси. – Коммерсант.ru,10.05.2017 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.kommersant.ru/gallery/3277142 (дата обращения: 24.03.2018). [11]HongyanZh., Chimittsyrenova U. Sanctions of European Union against Russia. – 2017. - №1 (19). – P.15 [12]Тактарова С.В., Демина Е.А., Вавилова А.А. Продовольственное эмбарго России// Таможенное дело и внешнеэкономическая деятельность компаний. – 2017. - №1. – С.328 [13]Родионцева Е.В. Проблемы адаптации к экономическим санкциям Евросоюза// Cсовременные научные исследования и инновации. – 2017. - №11. – С.46 [14] Лазгиян А.А. Отрицательные и положительные аспекты влияния санкций на экономику России// Науки и технологии в современном мире. – 2017. - №10. – С.56. [15] Путин назвал плюсы санкций против России. – 24МИР, 29.09.2015 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mir24.tv/news/13308667 (дата обращения: 24.03.18). [16] Дикарева И.А., Маруха В.Р. Влияние санкций на экономическую ситуацию в России// Новая наука как результат инновационного развития общества. – 2017. - №5. – С.156 [17]EU28 tradebySITCproductgroup. – Eurostat., [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ec.europa.eu/eurostat/web/products-datasets/-/ext_st_eu28sitc (дата обращения: 24.03.18) [18]На саммите ЕС обсудят миграцию, военное сотрудничество и санкции против РФ. – Информационное агентство России ТАСС, 14.12.2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4810683 (дата обращения: 24.03.18) [19]Экспорт товаров из ЕС в Россию вырос на 20%. – Взгляд Деловая газета, 15.01.2018 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://vz.ru/news/2018/1/15/903601.html (дата обращения: 24.03.18). [20]Russia`s and the EU`s sanctions: economic and trade effects, compliance and the way forward, October 2017. [21]Lazareva M. The European Union and Russia: history of the relationship and cooperation prospects, September 2017. – P.110. [22]Россия и Евросоюз: три сценария взаимоотношений. – РосБизнесКонсалтинг, 17.02.2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/opinions/politics/17/02/2017/(дата обращения: 24.03.18) [23]EU Global Strategy Survey: What is the future for EU-Russia relations? May 2016. – P.8. [24] Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. – Министерство экономического развития, 31.10.2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282738 (дата обращения: 24.03.18) [25] Едунова П.И. Основные проблемы и перспективы развития экономических отношений России и Европейского союза//Прорывные научные исследования: проблемы, закономерности, перспективы. – 2017. – С.98. [26]Korostashevish A.L. The prospects of cooperation between Russia and the EU. – 2017. – P.83 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 174. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |