Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Бюджетное финансирование зачислением средств на текущие бюджетные счета




Механизм выполнения государственного бюджета по расходам через органы

Государственного казначейства

В предыдущем разделе отмечалось, что государственный бюджет по расходам выполняется проведением бюджетного финансирования, реализуется с помощью двух методов:

• зачисление средств на текущие бюджетные счета распорядителей

бюджетных кредитов;

• перечисление бюджетных средств через органы государственного казначейства.

Рассмотрим эти два метода подробнее, а также выясним, какое участие в этих процессах принимает Государственное казначейство Украины.

Бюджетное финансирование зачислением средств на текущие бюджетные счета

распорядителей бюджетных кредитов

Бюджетное финансирование распорядителей бюджетных кредитов по первой схеме было введено Постановлением "О кассовом выполнении Государственного бюджета Украины" от 03.04.1996 г. № 401, утвержденной Кабинетом Министров Украины и Национальным банком Украины, и происходило через текущие бюджетные счета балансовых счетов "Текущие бюджетные счета учреждений и организаций, которые удерживаются за счет государственного бюджета Украины" и "Финансирования капитальных вложений за счет государственного бюджета", которые открылись в учреждениях уполномоченных банков на имя распорядителей кредитов. Этот порядок распространялся также на главных распорядителей кредитов, которые в дальнейшем осуществляли финансирование подчиненных им учреждений, предприятий и организаций за так называемой ведомственной структурой . Распорядителям кредитов запрещалось открывать в учреждениях банков расчетные счета для проведения операций с бюджетными средствами.

Главное управление Государственного казначейства финансировало расходы государственного бюджета в размерах ассигнований, предусмотренных в государственном бюджете Украины, и остатков средств на балансовом счете "Средства Государственного казначейства Украины". Этот счет был открыт в ОПЕРУ НБУ на имя Главного управления Государственного казначейства для ежедневного зачисления средств, которые раньше пришли на счет "Средства Государственного бюджета".Главное управление Государственного казначейства перечисляло бюджетные средства на текущие бюджетные счета главных распорядителей кредитов на основании предоставленного ими распределения бюджетных средств, которое складывалось в двух экземплярах, регистрировалось в журнале регистрации распределения средств, подписывалось руководителем и главным бухгалтером, скреплялось отпечатком печати. Один экземпляр распределения средств передавался к управлению оперативно-кассового планирования расходов Главного управления Государственного казначейства, второй оставался у главного распорядителя кредитов, а извлечение по распределению средств передавалось главным распорядителем кредитов соответствующим ниже стоящим распорядителям.

Полученные экземпляры распределения средств Управления оперативно-кассового планирования расходов Главного управления Государственного казначейства проверяло относительно соответствия отмеченных у них сумм утвержденным объемам финансирования и остаткам неиспользованных ассигнований по главным распорядителям кредитов в целом и по разделам, параграфам, статьях бюджетной классификации в частности. После этого управление оперативно-кассового планирования расходов складывало в два экземпляра распоряжение на перечисление средств из казначейского счета, которое регистрировалось в журнале регистрации распоряжений, подписывалось начальником этого управления и утверждалось заместителем министра финансов - начальником Главного управления Государственного казначейства.

Один экземпляр распоряжения передавался Управлению бухгалтерского учета и отчетности как основание для перечисления средств, а другой оставался в Управлении оперативно-кассового планирования расходов. После того как Управление бухгалтерского учета и отчетности сравнивало суммы финансирования с остатками неиспользованных ассигнований по конкретным разделам и главам бюджетной классификации, первый экземпляр распоряжения передавался Операционно-контрольному управлению для перечисления средств по назначению. Если отмеченная в распоряжении сумма на перечисление превышала остаток неиспользованных ассигнований, бухгалтерия возвращала его на пересмотр.

Перечисление бюджетных средств из балансового счета "Средства Государственного казначейства Украины" осуществлялось платежными поручениями, которые Операционно-контрольное управление Главного управления Государственного казначейства складывало и оформляло согласно Инструкции № 7 "О безналичных расчетах в хозяйственном обороте Украины", утвержденным постановлением Правления Национального банка Украины от 02.08.96 № 204. После этого подготовленные платежные поручения передавались в ОПЕРУ НБУ, где обслуживается Главное управление Государственного казначейства и куда были переведены все текущие бюджетные счета министерств, ведомств, других центральных органов государственной власти .Отмеченные документы подавались в виде электронных расчетных документов каналами связи в системе "клиент - банк", после чего ОПЕРУ НБУ непосредственно перечисляло средства государственного бюджета из балансового счета "Средства Государственного казначейства Украины" на текущие бюджетные счета отмеченных министерств и ведомств, которые были определены Кабинетом Министров Украины и Национальным банком Украины как главные распорядители бюджетных кредитов. Если возникала необходимость в проведении финансирования расходов нижестоящих распорядителей кредитов, средства из текущих бюджетных счетов министерств и ведомств в ОПЕРУ НБУ(при предоставлении всей необходимой документации) засчитывались на текущие бюджетные счета этих распорядителей средств, которые были открыты им в уполномоченных банках по балансовым счетам "Текущие счета клиентов, которые удерживаются за счет государственного бюджета Украины" и "Бюджетные счета целевого характера клиентов, которые удерживаются за счет государственного бюджета Украины".

После получения от ОПЕРУ НБУ выписки из казначейского счета Управления бухгалтерского учета и отчетности Главного управления Государственного казначейства проверяло полноту проведенных платежей. Управление оперативно-кассового планирования расходов отражало сумму проведенного финансирования главного распорядителя кредитов в карточке учета ассигнований. Рассмотренная схема бюджетного финансирования распорядителей бюджетных кредитов по сравнению с банковской системой выполнения государственного бюджета имела определенные преимущества, что дало возможность считать ее более совершенным вариантом выполнения бюджета. Такими преимуществами прежде всего можно считать:

• максимальное сосредоточение всех текущих бюджетных счетов в пределах четко определенной сети уполномоченных банков, что позволило осуществлять более качественный финансовый контроль за движением и расходованием бюджетных средств;

• ограничение распространенной практики использования уполномоченными банками остатков бюджетных средств, находящихся на текущих бюджетных счетах бюджетных учреждений и организаций через сокращение количества учреждений коммерческих банков, которым был предоставлен статус уполномоченного.

Однако, несмотря на позитивные сдвиги, эта схема выполнения государственного бюджета все же была не в состоянии обеспечить управление государственными средствами на качественном уровне, особенно в части финансирования расходов бюджетных единиц. Дело в том, что этот вариант исполнения государственного бюджета стал своеобразным переходным этапом от банковской системы исполнения бюджетов до казначейской. А поэтому ему по большей части были присущи те же недостатки, что и банковской модели. Тогда как государство должно обеспечивать финансирование расходов с минимальным привлечением заемных средств, а поэтому заинтересованность в полном использовании имеющихся бюджетных ресурсов, уполномоченный банк пытается увеличить остатки бюджетных средств для проведения коммерческих операций.

Как следствие, указанная схема выполнения государственного бюджета по расходам рассматривалась лишь как промежуточное звено между банковской системой кассового исполнения государственного бюджета и казначейской системой, т.е. как шаг к совершенной и прозрачной модели. Ведь для того чтобы указанная схема была в состоянии вывести процесс выполнения государственного бюджета на качественно новый уровень, она должна предусматривать, с одной стороны, высокий уровень доверия к распорядителям кредитов и уполномоченным банкам , а с другой - высокую ответственность последних. Поэтому, несмотря на то, что эта схема с успехом используется в бюджетной практике некоторых европейских стран, в частности в Швеции, Украина как определяющий выбрала для себя другой вариант исполнения государственного бюджета по расходам, что соответствует второй схеме бюджетного финансирования.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 127.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...