Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ




В психологической литературе много внимания уделяется анализу влияния отношения родителей к подростку на особенно­сти формирования его личности.

Родительские отношения рассматриваются как сложная сис­тема, включающая в себя разнообразные чувства родителей по от­ношению к ребенку, их поведенческие стереотипы, практикуемые в общении с ребенком, а также особенности восприятия и пони­мания характера и личности ребенка и его поступков.

Нарушение взаимоотношений родителей и подростков может быть обусловлено различными факторами, которые можно разде­лить на внешние и внутренние. К внешним факторам можно отне­сти материально-бытовые условия, состав семьи (полная, неполная семья, количество детей). К внутренним факторам следует отнести ценностные ориентации семьи; уровень педагогической культуры родителей, личностные особенности родителей.

Особые трудности в процессе психокоррекции детей и подро­стков с нарушениями поведения вызывают неправильные, ис­каженные родительские установки на проблемы ребенка. К со­жалению, большинство родителей ориентируются на отдельные симптомы нарушения поведения подростка. Например, мать жалу­ется на то, что сын « без спросу берет чужое, ворует», и просит пси­холога помочь ребенку избавиться от этого. Такой формальный, по­верхностный взгляд на проблемы ребенка формирует у некоторых родителей потребительское отношение к психологической помощи, и такие родители ответственность за результат помощи ребенку полностью возлагают на психолога.

Коррекция подобной позиции родителей, изменение их уста­новки в отношении к психокоррекционному процессу и собствен­ной роли в нем является принципиальным положением при пост­роении психокоррекционной программы.

372

Перед психологом стоит задача переориентации внимания роди­телей с отдельного симптома на личность ребенка в целом. Это до­стигается в процессе направленных бесед с родителями с обязатель­ным знакомством их с результатами психодиагностических данных, а также в процессе совместных занятий с детьми, организация кото­рых обеспечивает личностный рост каждого участника за счет при­обретения нового уникального опыта социального взаимодействия.

Семейную психокоррекцию мы рассматриваем как комплекс воздействий, направленных на гармонизацию личностной струк­туры и семейных взаимоотношений подростка, а также на реше­ние актуальных психотравмирующих проблем, обусловленных нарушенными семейными отношениями.

Учитывая сложную многоуровневую структуру поведенчес­ких нарушений у подростков в связи с проблемами семейного вос­питания, мы выделили следующие блоки психокоррекционной работы с подростком и его семьей: гностический, конструктивный, организационный, коммуникативный и реконструктивный (Ма-майчук И. И., 1984; Чавес, 1992).

Основной целью гностического блока является формирование у подростков и их родителей адекватного представления о своих личностных особенностях, своих переживаниях и потенциальных возможностях и стилях семейного воспитания. Этот блок являет­ся чрезвычайно важным в психокоррекционном комплексе.

Внутри этого блока мы выделяем следующие фазы:

1. Первичная психодиагностика (анализ родительских жалоб и особенностей их поведения).

2. Психологическая диагностика родителей и подростка с ис­пользованием игровых методов психокоррекции.

Знакомство с родителями и подростком начинается с первой встречи, в процессе которой психолог выслушивает жалобы роди­телей, а также составляет впечатление о них и подростке на основе их поведения и характера общения с психологом. Эти два источни­ка информации являются основными диагностическими данными в рамках первичной психодиагностики.

Психолог должен обратить особое внимание на мотивацию об­ращения к нему. Традиционно выделяются три основные мотива-ционные ориентации у родителей:

373

1. Деловая ориентация, которая существует в двух формах:

а) адекватная деловая ориентация, когда родитель искрен­не заинтересован в решении своей проблемы и полностью доверяет психологу;

б) неадекватная деловая ориентация отличается от предыду­щей тем, что родитель преувеличивает возможности пси­холога. Например: «Вот он позанимается, будет всегда по­слушным, продолжит посещать школу, пойдет в учебное заведение, куда я хочу и пр.»

2. Потребительская ориентация, когда родители все свои про­блемы перекладывают на консультанта-психолога и ориентирова­ны на их быстрое решение.

3. Игровая ориентация, когда родители обратились к психоло­гу не с целью решения своих проблем, а с целью установить опре­деленные отношения с ним, проверить его компетентность. Такая ориентация встречается у родителей, которые проявляют большой интерес к психологии, считают себя «специалистами» в этой обла­сти. С такой ориентацией родителей сталкиваются и молодые спе­циалисты, и известные профессионалы. Например, материально обеспеченные родители считают обязательным проконсультиро­ваться у крупного светила, чтобы потом всем рассказать, что они консультировались «у самого». Как правило, у родителей с «игро­вой мотивацией» нет серьезных жалоб на подростка.

Нередко родители обращаются к психологу с готовой моделью желаемого результата и настаивают на ее осуществлении. Например, родители обращаются к психологу с просьбой оценки интеллекта ре­бенка. «Обследуйте его и докажите, что он может обучаться по мас­совой программе». В таких случаях психолог всегда сталкивается с принципиально важной задачей: точно и адекватно оценить истин­ное содержание и значение таких жалоб и просьб. Каждый из таких случаев требует кропотливого анализа, позволяющего психологу по­нять неосознаваемые родителями мотивы обращения к специалисту.

На данном этапе психологической коррекции психолог должен эффективно оценить содержание жалоб родителей на подростка.

Опыт нашей многолетней работы показывает, что при обраще­нии к психологу наблюдаются следующие варианты жалоб на подростка:

374

— жалобы на особенности поведения подростка;

— жалобы на плохую успеваемость в школе;

— жалобы на особенности эмоционального развития подрост­ка (страхи, тревожность, нервозность, неустойчивый сон);

— жалобы на индивидуальные психологические особенности (замкнутый, лживый, сверхобщительный, странный и пр.);

— жалобы на отклонения в поведении (убегает из дому, вору­ет, лжет, прогуливает школу и пр.).

Среди жалоб нередко встречаются необоснованные, которые можно разделить на две категории: частично необоснованные и аб­солютно необоснованные жалобы. Частично необоснованные жа­лобы, как правило, обусловлены психологической безграмотнос­тью родителей. Например, родители подростка жалуются на его плохое поведение в школе, плохую успеваемость ребенка в связи с предвзятым отношением учителей к нему или частыми встреча­ми сына с отцом, который ушел из семьи. В случае абсолютно не­обоснованных жалоб нередко возникает вопрос о психологических особенностях самих родителей, и их жалобы на подростка могут быть своеобразной проекцией своих личностных проблем. Напри­мер, родитель жалуется, что подросток «ворует деньги из дома», чего нет в действительности, и сама жалоба может являться отра­жением неадекватного родительского отношения к подростку.

По направленности можно выделить два вида жалоб: жалобы, направленные на конкретный субъект, например на подростка, на учителей и т. п., и содержательные жалобы на нарушение раз­вития, на поведение ребенка, на особенности его межличностных контактов и пр.

Нередко можно столкнуться со скрытым содержанием жалоб родителей на подростка. Например, мать рассказывает, какой тяжелый характер был у ее мужа, отца подростка, однако кон­кретных жалоб на подростка мать не высказывает. Это может быть обусловлено неподготовленностью родителя к беседе с пси­хологом, волнением, нежеланием раскрываться перед психологом. Важным является правильно поставленный вопрос психолога с целью перевода скрытого содержания жалоб в явное. Это спо­собствует формированию положительного отношения родителей к специалисту.

375

Эффективность информации при первой встрече в значитель­ной степени зависит не только от правильно поставленных вопро­сов, но и от умения психолога анализировать спонтанные выска­зывания в ходе общения психолога с родителями и родителей с ребенком.

Итак, для первичного психологического заключения необхо­димо: определение содержания и структуры жалобы, выявление явного и скрытого содержания жалобы в рамках этой структуры и анализ подтекста жалобы.

Важной составляющей гностического блока является психо­логическая диагностика типов семейного воспитания подростка. В многочисленных исследованиях отечественных и зарубеж­ных психологов подчеркивается, что семейные отношения могут быть источником формирования дисгармонии развития личнос­ти подростка (Кебриков, 1971; Личко, 1983; Кондратенко, 1988; Эйдемиллер, Юстицкий, 1992; и др.).

Эйдемиллер и Юстицкий выделили стили семейного воспита­ния, оказывающие негативное влияние на формирование лично­сти подростка.

Потворствующая гиперпротекция, которая проявляется в том, что семья стремится к максимальному удовлетворению потребно­стей ребенка, когда ребенок является «кумиром, эпицентром» се­мьи. Такой тип семейного воспитания способствует развитию де­монстративных (истероидных) и гипертимных черт личности у подростка.

Доминирующая гиперпротекция, при которой ребенок также на­ходится в центре внимания родителей, однако родители лишают ре­бенка самостоятельности, ставят ему многочисленные ограничения и запреты. Это способствует формированию аффективных реакций у гипертимных подростков и астенических у сензитивных и тре­вожно-мнительных подростков.

Воспитание по типу повышенной моральной ответственности характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с по­ниженным вниманием к его потребностям и стимулирует форми­рование тревожно-мнительной акцентуации.

Крайне негативным типом воспитания является эмоциональ­ное отвержение ребенка или воспитания по типу «Золушки».

376

В основе эмоционального отвержения лежит осознаваемое, но ча­ще неосознаваемое отождествление ребенка с какими-либо отри­цательными моментами в жизни родителей. В результате кодро-сток ощущает себя помехой в жизни родителей, возникают эмоциональные барьеры между ним и родителями. Эмоциональ­ное отвержение формирует у подростка не только невротические расстройства личности, но и способствует развитию эпилептоид-ной акцентуации и психопатическому развитию. Нередко эмоци­ональное отвержение приводит к жестокому обращению с ребен­ком, что проявляется в многочисленных наказаниях, избиениях.

При гипопротекции родители в силу объективных обстоя­тельств (занятость) не контролируют ребенка, игнорируют его по­требности, не проявляют интереса к его успехам, предоставляют ему максимум самостоятельности, что является неблагоприятным фактором для подростков с гипертимной и неустойчивой акцен­туацией. Такой стиль воспитания нередко наблюдается в много­детных семьях. Однако при данном типе воспитания эмоциональ­ных барьеров между родителями и ребенком не существует.

Исследования многих авторов показали, что гипопротекция наи­более неблагоприятна для подростков с акцентуациями характера по гипертимному типу, неустойчивому и конформному. Доминирующая гиперпротекция наиболее травматична также для гипертимных под­ростков и подростков с психостенической, астено-невротической и сензитивной акцентуацией. Воспитание по типу «потворствующая гиперпротекция»- оказывает неблагоприятное воздействие на подро­стков с истероидной и лабильной акцентуацией. Эмоциональное от­вержение создает психотравмирующую ситуацию при лабильной, сензитивной и астено-невротической акцентуации. Воспитание по ти­пу повышенной моральной ответственности крайне негативно влия­ет на подростков с психастенической акцентуацией.

В исследованиях А. Я. Варга и В. В. Столина выделяются пять основных составляющих отношения родителей к ребенку:










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 240.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...