Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНОЙ




ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ

С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Специальные психологические исследования особенностей раз­вития сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов при детском церебральном параличе в зарубежной и отечественной ли­тературе представлены крайне недостаточно. Ряд авторов связыва­ют нарушения познавательных процессов при ДЦП с нарушения­ми моторики (BottaN., Botta P., 1958; Абрамович-Лехтман, 1962; 1965; Ипполитова, 1967; Данилова, 1969; 1977; Поппандова, 1971; Мастюкова, 1973; Симонова, 1981 и др.). В исследованиях этих ав­торов подчеркивается, что нарушения восприятия предметов, зри­тельно-пространственной ориентировки при ДЦП обусловлены двигательной недостаточностью, и с увеличением степени тяжес­ти дефекта эти нарушения более выражены. Авторами предлага­лись специальные коррекционные воздействия по формированию пространственных функций.

Еще в конце 1950-х годов на кафедре общей психологии ЛГУ под руководством профессора Б. Г. Ананьева был проведен ряд ис­следований особенностей развития пространственного восприятия у детей с двигательными нарушениями периферического харак­тера. Р. А. Воронова (1956), исследуя особенности дифференци-ровки пространственных сигналов методом условных сосудистых рефлексов, выявила затруднения дифференцировки сторон верти­кальных линий у детей, перенесших полиомиелит.

223

Автор предложила обращать особое внимание на развитие про­странственного различения по вертикальной линии в практике фи­зического воспитания и обучения детей. Ограничение в практиче­ском овладении пространством у больных в возрасте от 8 до 11 лет проявлялось и в развитии речи, а именно, в несформированности понятия предлогов, обозначающих пространственные положения. Автор отмечала, что с началом самостоятельной ходьбы эти расст­ройства постепенно уменьшались.

Недоразвитие пространственного восприятия наблюдается у детей со всеми формами двигательной недостаточности (врож­денные и рано приобретенные ортопедические заболевания, мио-патии и миодистрофии, вялые параличи) (Мамайчук, 1988; Мендо-са, 1990 и др.). Однако эти нарушения носят временный характер и легко компенсируются.

Патогенез нарушения познавательных процессов у детей с ДЦП чрезвычайно сложен. Вместе с патологией двигательно-кинестети-ческой функциональной системы существенную роль в недоразви­тии восприятия играют сенсорные, интеллектуальные и речевые расстройства, наблюдаемые у этих больных (Kastein, Hendin, 1951; Henderson, 1961; Oswin, 1967; Saran, 1986; Семенова, Мастюкова, Смуглин, 1972; Мамайчук, 1976,1978; Калижнюк, 1987). Несмотря на значительное число авторов, отмечающих недоразвитие зритель­но-пространственных функций при ДЦП, исследований, направ­ленных на изучение динамики и механизма их формирования, опи­сано не много.

Эволюционно-генетический подход к формированию познава­тельных процессов, успешно разрабатываемый отечественными и зарубежными авторами, позволил выделить стадии формирова­ния восприятия в онтогенезе (Запорожец, 1974; Ананьев, Рыбалко, 1964; Венгер, 1965; 1969; Пиаже, 1969; и др.).

Ж. Пиаже на большом эмпирическом материале выделил ста­дии развития индивидуального восприятия. Он показал, что онто­генез отражения пространственных характеристик начинается с восприятия топологической структуры объектов, проходит через отображение проективных и аффинных свойств, далее идет к вос­произведению подобия и завершается изображением в образе ме трических свойств объекта-оригинала.

224

Л. М. Веккер и его ученики (Веккер и др., 1971) в исследовани­ях фазовой динамики становления перцептивного образа при сня­тии внутренних помех выделили фазы становления образов вос­приятия, последовательность которых доказана в многочисленных экспериментах по изучению восприятия в различных модальнос­тях и в условиях помехи. Исследование динамики формирования перцептивных образов было продолжено учениками Л. М. Векке-ра на контингенте школьников, в том числе с ДЦП. Сопоставление изображений плоских фигур после осязательного и зрительного восприятия показало, что у больных детей рисунки соответствуют топологической адекватности, а рисунки здоровых детей соответ­ствуют метрическим характеристикам объектов.

В проведенном нами сравнительном онтогенетическом исследо­вании особенностей гаптического и зрительного восприятия до­школьников с ДЦП была выявлена недостаточная сформирован-ность образов восприятия в обеих модальностях у больных детей по сравнению со здоровыми. Качественный анализ эмпирических дан­ных показал, что у больных с ДЦП отмечаются те же закономер­ности формирования образов восприятия, что и у здоровых детей. Онтогенез отражения пространственных характеристик предметов в процессе восприятия у больных с ДЦП так же, как и у здоровых детей, начинается с восприятия топологической структуры объек­тов, проходит через отображение проективных и аффинных свойств, отображение подобия и заканчивается метрическим инвариантом. Однако возрастной анализ формирования осязательных и зритель­ных образов у больных с ДЦП выявил их «застревание» на уровне топологических и аффинных признаков отображения предметов.

С целью дальнейшего анализа внутри каждой возрастной груп­пы больных детей были выделены подгруппы с учетом уровня ум­ственного развития и степени тяжести двигательного дефекта. Ана­лиз показал, что определяющую роль в формировании адекватности восприятия и отображения предметов играет уровень умственного развития ребенка. У детей с ДЦП с первично сохранным интеллек­том выявлены затруднения в анализе и синтезе осязательных сигна­лов, а у детей с нарушенным интеллектом отмечались глубокие на­рушения сенсорно-перцептивной и исполнительной деятельности, что крайне негативно отражалось на качестве отображения и словес-

225

ного обозначения воспринимаемых объектов. У детей с первично со- \ хранным интеллектом, но с тяжелыми двигательными нарушения­ми эффективность отображения в слове и в рисунке осязательных и зрительных образов была значительно выше, чем у детей с нару­шением умственного развития, но с менее выраженным двигатель­ным дефектом (Мамайчук, 1971; 1978).

Полученные данные убедительно показали, что в основе нару­шений восприятия и отображения фигур у детей с ДЦП лежит де­фицит интегративной функции мозга. Степень тяжести двигатель­ного дефекта не является определяющим фактором в недоразвитии сенсорно-перцептивной деятельности у этих детей. Недоразвитие зрительно-пространственного анализа и синтеза у больных с ДЦП на ранних этапах онтогенеза негативно влияет на формирование интеллектуальных функций.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 229.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...