Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 1. Краткие исторические сведения о развитии водолазного дела




Министерство Российской Федерации

По делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям

И ликвидации последствий стихийных бедствий

-------------------------------------------------------------------------------------------

Академия гражданской защиты

 

Кафедра аварийно-спасательных работ

 

Лавриненко Д.Ф., Погожев С.В., Баринов М.Ф., Мясников Д.В.

 

 

БАЗОВАЯ ПОДГОТОВКА ВОДОЛАЗА МЧС РОССИИ (4-ГО РАЗРЯДА)

 

Учебное пособие

 

Химки – 2013

Рецензенты:  
Авторы: М.Ф. Баринов полковник Д.Ф. Лавриненко кандидат экономических наук, капитан, водолаз 4-го разряда С.В. Погожев водолазный специалист Д.В. Мясников кандидат технических наук, капитан
   

Базовая подготовка водолаза МЧС России (4-го разряда). Учебное пособие. Химки: АГЗ МЧС России, 2013. – 250 с.

 

В данном учебном пособии рассмотрены физические и физиологические особенности пребывания человека под водой, основные профессиональные заболевания водолазов, вопросы организации водолазных спусков, изложено техническое описание водолазного снаряжения, приемы выполнения некоторых водолазных работ и меры безопасности при их выполнении.

 

 

Компьютерный набор С.В. Погожев.    

 

 

                                                             ã   АГЗ МЧС России, 2013.

М.Ф. Баринов, Д.Ф. Лавриненко,

                                                                              С.В. Погожев, Д.В. Мясников

 

СОДЕРЖАНИЕ   

                                                                                            

Введение.

Глава 1. Краткие исторические сведения о развитии водолазного дела.

 

 Глава 2. Физические и физиологические особенности пребывания человека под водой.

2.1. Физические основы водолазных спусков.

2.2. Физиологические особенности пребывания человека под водой.

 

Глава 3. водолазная медицина.

3.1. Анатомия.

3.2. Классификация заболеваний водолазов.

3.3. Неспецифические водолазные заболевания.

3.4. Специфические водолазные заболевания.

3.5. Медицинское обеспечение водолазов.

 

Глава 4. Общие требования безопасности при выполнении водолазных спусков и работ.

4.1. Общие положения.

4.2. Общие положения по использованию водолазной техники.

4.3. Основные требования безопасности при выполнении водолазных работ.

4.4. Контроль и ответственность за соблюдение требований безопасности труда на водолазных спусках и работах.

 

Глава 5. Организация водолазных спусков и работ.

5.1. Организация и правила спусков водолазов под воду.

5.2. Распределение обязанностей среди личного состава, участвующего в водолазном спуске.

5.3. Подготовка и оборудование места спуска.

5.4. Расчет времени пребывания водолаза под водой.

5.5. Визуальная связь между водолазами.

5.6. Подготовка водолазного спуска.

5.7. Проведение водолазного спуска.

5.8. Водолазные спуски в сложных условиях.

 

Глава 6. Водолазное снаряжение.

6.1. Классификация водолазного снаряжения.

6.2. Вентилируемое водолазное снаряжение.

6.3. Снаряжение с открытой схемой дыхания.

6.4. Снаряжение с полузамкнутой системой дыхания.

6.5. Воздушно-баллонные дыхательные аппараты.

6.6. Водолазные рубахи, гидрокомбинезоны и гидрокостюмы.

6.7. Водолазные ножи, маски, дыхательные трубки.

6.8. Водолазные приборы.

 

Глава 7. Водолазные работы.

7.1. Классификация водолазных работ.

7.2. Технические средства для ведения водолазных работ.

7.3. Спасательные работы.

7.4. Специальные водолазные работы.

7.5. Меры безопасности при ведении работ в зоне затопления, наводнения.

 

Глава 8. Спасательные средства и их применение.

8.1. Классификация спасательных средств.

8.2. Коллективные спасательные средства.

8.3. Индивидуальные спасательные средства.

8.4. Применение индивидуальных спасательных средств.

8.5. Оборудование для работы спасателей-водолазов.

 

Глава 9. Такелажные работы.

9.1. Такелажные материалы.

9.2. Такелажный инструмент.

9.3. Такелажные принадлежности, используемые при выполнении такелажных работ.

9.4. Морские узлы, огоны, сплесни.

Введение

Водолазное дело – область научно-технической и практической деятельности людей, охватывающая все вопросы, связанные с погружением человека под воду в водолазном снаряжении.

К водолазному делу относятся: водолазная техника, включающая снаряжение, технические средства и оборудование, применяемые для выполнения водолазных работ, а также охрана труда и методы работы водолазов.

По своему назначению водолазные работы подразделяются на аварийно-спасательные, судовые, судоподъемные, судоремонтные и подводно-технические. Все подводные работы выполняются водолазами.

Водолаз – специалист-профессионал, обученный спускам под воду и приемам выполнения водолазных работ в разных видах водолазного снаряжения и допущенный к производству этих работ в установленном порядке. Профессия водолаза относится к числу профессий с особо вредными и тяжелыми условиями труда.

Необходимость выполнения работ под водой при аварийно-спасательных работах может возникнуть в самых различных случаях: при стихийных бедствиях, при катастрофах и авариях природного и техногенного характера.

Из общего количества поисково-спасательных работ, проводимых поисково-спасательными формированиями МЧС России, 19-20% выполняются с применением водолазных технологий. С каждым годом растет количество проводимых водолазных работ, требующих применения сложных технологий: поиск и подъем затонувших объектов – автомобильной и другой тяжелой техники, летательных аппаратов, маломерных судов; оказания помощи терпящим бедствие судам; обследование подводных потенциально-опасных объектов и гидросооружений; устранение аварий на глубоководных выпусках, водозаборах и подводных продуктопроводах.

Профессия водолаза требует специальной подготовки. По квалификации водолазы делятся на 5 разрядов, и высшей квалификацией является «водолазный специалист». Водолазные квалификации присваиваются водолазными квалификационными комиссиями после соответствующей подготовки (переподготовки) и сдачи экзаменов. Для сохранения водолазной квалификации необходимо отработать под водой в течение года определенное количество часов. Труд водолаза относится к категории тяжелых. Во избежание несчастных случаев и специфических для водолазов заболеваний (декомпрессионная болезнь, баротравма легких, азотный наркоз и др.) существуют водолазные правила, строго регламентирующие водолазный труд.

Глава 1. Краткие исторические сведения о развитии водолазного дела

Водолазное дело в России. В Московском государстве в начале XVII века официально зарегистрирована профессия водолаза. В дошедших до нашего времени документах - так называемых «поручных записях» - о водолазах упоминается, как об оформившейся группе со своими обязанностями, правилами и привилегиями. В ту пору водолазы в России добывали жемчуг и другие дары подводных глубин, строили под водой несложные сооружения, решали и военные задачи, проводили осмотры фарватеров, обеспечивая этим безопасность мореплавания и речных коммуникаций. В 1675 году патриарх Иоаким писал царю Алексею Михайловичу, что на Руси «водолазные люди» привлекаются на государственные и монастырские работы. С начала XVIII века широко применяются русскими водолазами водолазный колокол для подъема затонувших кораблей, ценностей и при работе в портовых водах. При Петре I водолазное дело, приобретает особое значение - этому способствовало развитие судостроения и судоходства, строительство фундаментальных портовых сооружений, судоходных каналов и мостов. Уже тогда было создано водолазное оборудование и снаряжение, близкое современным образцам. В 1719 году крестьянин-изобретатель из подмосковного села Покровское Ефим Никонов предложил первое автономное снаряжение. Ему принадлежит и проект подводной лодки, названной им «потаенным судном». Изобретения Никонова были одобрены Петром I. Прочно встав на воды, Россия бурно развивала и совершенствовала флот, порты и портовые сооружения, масштабно осваивала новые речные и морские коммуникации. Возрастали и объемы водолазных работ, совершенствовалось снаряжение и оборудование, обеспечивающее человеку погружение под воду. В 1829 году в Кронштадте механик Гаузен создает водолазное снаряжение, состоящее из металлического шлема, водонепроницаемой рубахи и грузов. По шлангу в шлем подавался сжатый воздух. Снаряжение Гаузена явилось прототипом современного вентилируемого водолазного снаряжения и названо водолазным скафандром. В 1834 году русским военным инженером А. Шильдером построена первая в мире металлическая подводная лодка, а спустя двадцать восемь лет русский конструктор И. Александровский представил проект первой подводной лодки водоизмещением 360 тонн, работающем на сжатом воздухе. Проект был одобрен, а лодка построена и успешно прошла испытания. В 1853 году В. Вшивцевым предлагается автономный водолазный аппарат с клапанами вдоха и выдоха и дыхательной трубкой. Аппарат позволял плавать только на малых глубинах, но система подачи и удаления воздуха, работавшая в нем, нашла развитие в более совершенном снаряжении. Наступил 1861 год, ставший значительной вехой в развитии водолазного дела в России. В штат экипажей военных кораблей русского флота включена профессия водолаза. В 1871 году известный русский изобретатель А.Н. Лодыгин предложил проект автономного водолазного скафандра с использованием газовой смеси, состоящей из кислорода и водорода. Кислород должен был вырабатываться из воды путем электролиза. А два года спустя, в 1873 году, изобретатель А. Хоти некий предлагает первое автономное водолазное снаряжение с резервуаром, содержащим запас сжатого воздуха.

Выдающееся значение в развитии водолазного дела в России сыграла открытая в 1882 году 5 мая в Кронштадте при минной части Водолазная школа, ставшая первым научным центром по водолазному делу. Школа выпускала водолазов с хорошей теоретической и практической подготовкой. В школе не только проводилась подготовка водолазных кадров для флота, но и создавалось новое снаряжение и оборудование, на научной основе отрабатывалась система водолазного труда. Уже в 1861 г. в штаты экипажей военных кораблей русского флота были введены водолазы, а водолазное снаряжение стало табельным имуществом. Основателем водолазной школы и ее просвещенным руководителем стал капитан 1 ранга (впоследствии адмирал) Владимир Павлович Верховский. Теперь подготовка водолазов могла быть поставлена на научно-медицинскую основу. Начальником школы водолазов был назначен капитан-лейтенант А.Г. Леонтьев, а врачом - М.Н. Храбростин. В Указе Императора Всея Руси Александра III было сказано, что водолазная школа должна готовить «опытных в водолазном деле офицеров и нижних чинов для судовых надобностей и подводных минных работ».

Данилевским, Беловым и врачом Храбростиным была написана первая учебная программа. Первые годы внутренней деятельности Школы были посвящены собиранию материалов для правильной постановки дела: занимались переводами, составляли учебные пособия. Издавали инструкции, чертежи, сводили в одно целое собственные наблюдения, решались общие вопросы в общих собраниях. Несмотря на трудности в период своего становления, Школа за четыре года своего существования подготовила около 200 водолазов из состава нижних чинов и более 40 офицеров.

Создание учебного заведения в Кронштадте ознаменовало новый этап в развитии водолазного дела в России. Школа водолазов стала центром, объединившим научную мысль в области водолазного дела и подводной физиологии. При основании Школы руководством для проведения работ служили краткие иностранные брошюры рекламного характера, книги по физиологии подводных работ. Учебный курс в Водолазной школе длился год и состоял из двух «семестров»: зимний - теоретический, летний - практический. Занятия зимой проводились в учебном здании и включали в себя подготовительно-теоретический курс (общее образование и специальная теория), изучение материальной части с разборкой, изучением и сборкой водолазных аппаратов; почти ежедневно производились спуски в воду, в гидротанк (водолазную башню) глубиной около 3,5 м. В 1896 г. в Школе ввели в строй 7-метровый бассейн с электрическим освещением, в котором производились зимние спуски курсантов. Летние спуски проводились в течение 3-4 месяцев на учебном полигоне. Погружения осуществлялись с борта судна ежедневно, причем во время обучения глубина постепенно увеличивалась, достигая к концу обучения 40 метров. Занятия в Школе проводились в соответствии с Положением о водолазной Школе.

Разработаны и изданы «Единые правила водолазных работ», пособия по спецфизиологии и водолазному делу. В короткий срок школа приобрела авторитет не только в России, но и за рубежом. Теоретические труды русских специалистов по водолазному делу переводились на английский, французский, немецкий, итальянский, испанский и другие языки, специалисты этих стран приезжали в Россию обучаться водолазному делу. С 1882 года по 1917 год школа выпустила 2695 водолазов. В ней проходили подготовку и офицеры водолазной службы, называемые водолазными специалистами. В 1897 году в школе прошла обучение группа врачей, изучавшая физиологию водолазного дела. Результатом явилось создание учебников по спецфизиологии и таблиц, позволяющих добиваться безопасного выхода на поверхность после длительного погружения. В 1919 году Водолазная школа перебазировалась на Волгу, сначала в Саратов, затем в Казань, а через некоторое время - в Вольск. В 1921 году школа находилась в Петрограде, затем в Кронштадте. В декабре 1924 года Водолазная школа уже в Севастополе и включена в состав Учебного отряда Черноморского флота. Став учебным подразделением ЭПРОНА, Водолазная школа со временем преобразуется в Военно-морской водолазный техникум. В период Великой Отечественной войны школа обретает новое место сначала в Астрахани, в 1942 году на озере Байкал, в Слюдянке. В 1944 году школа находилась в Балаклаве. На Черном море создается современный учебный Водолазный центр, в котором подготавливают высококлассных специалистов для ВМФ - водолазов-глубоководников ,тяжелых водолазов, легководолазов и руководителей водолазных работ. В 1957-58 годах Водолазная школа передислоцируется в Севастополь и, находясь в городе русской славы, продолжает подготовку квалифицированных водолаз для ВМФ. Приказом по ОГПУ (№ 528 от 17 декабря 1923 года) был создан орган, который в дальнейшем объединил водолазное дело в России, организовал централизованную подготовку водолазов и промышленное производство водолазного снаряжения и технических средств, обеспечивающих погружение человека под воду, получив определение - экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН).   

ЭПРОН - экспедиция подводных работ особого назначения, специальная организация (СССР). Создана для подъёма затонувших судов и проведения аварийно-спасательных работ, в 1923 при ОГПУ, для выполнения особого задания - поиска затонувшего в районе Балаклавы (Крым) в 1854 английского парохода «Чёрный принц». Он затонул в Балаклавской бухте во время осады Севастополя в 1854 году, (предполагалось, что на борту находится груз золотых монет на сумму 500 000 фунтов стерлингов). К началу сентября на внешнем рейде у Балаклавы начались работы по осмотру дна на глубинах до 50 сажен посредством особого глубоководного снаряда, построенного инженером Даниленко. По официальным данным, бесперспективность этих работ стала очевидной уже в начале декабря 1923 года, и встал вопрос о судьбе предприятия. По неофициальным данным, корабль был обнаружен, однако при этом нашли всего семь золотых монет. Вся информация об этом предприятии была строго засекречена, а Экспедицию решили переориентировать на подъем судов, место гибели и ценность которых достоверно известны. Приказом Ф. Э. Дзержинского от 17 декабря 1923 года была создана Экспедиция на Черном море, которая во всех отношениях приравнивалась к пограничным флотилиям ОГПУ. С тех пор 17 декабря 1923 года считается официальной датой создания ЭПРОНА. ЭПРОН занимался подъёмом затопленных и затонувших судов в Чёрном море, а с 1929 — спасением судов, терпящих бедствие. В 1929 ЭПРОН организовал в Ленинграде экспедицию по судоподъёмным работам на Балтийском море и р. Неве, а в 1930 на Севере. К 1932 в ЭПРОН были переданы аналогичные организации всех ведомств и он становится единственной организацией, осуществляющей судоподъёмные, аварийно-спасательные, водолазные, опытные подводные работы, проводимые на всех морях, реках и озёрах СССР, и подготовку водолазных кадров в учебном центре — Военно-морском техникуме в Балаклаве. В начале Великой Отечественной войны 1941—45 ЭПРОН был передан в ВМФ, где на его основе была создана Аварийно-спасательная служба, а ЭПРОН как самостоятельная организация перестал существовать. За время своей деятельности ЭПРОН поднял 450 и спас от гибели 188 судов. ЭПРОН награжден орденом Трудового Красного Знамени (1929).

Первой крупной операцией ЭПРОНА был подъем в 1924 году подводной лодки "Пеликан", затопленной интервентами у входа в Одесский порт на глубине 16 метров и представлявшей серьезную опасность для мореплавания. До этого "Пеликан" неоднократно пыталась поднять организация "Судоподъем". Она затратила на это несколько сот тысяч рублей. В 1924 году были подняты нефтеналивное судно "Эльбрус" с глубины 38 метров, тральщик "Перванш" с глубины 18 метров и эсминец "Калиакрия" с глубины 27 метров. Через некоторое время эсминец был восстановлен и введен в строй Черноморского флота под именем "Дзержинский". В самом начале Великой Отечественной войны эсминец погиб, подорвавшись на мине. Беспрецедентными в мировой практике стали операции по спасению ледокольных судов "Малыгин" и "А. Сибиряков" в Арктике, транспорта "Ильич" в Эгейском море и транспорта "Сталинград" в Японском море. В предвоенные годы ЭПРОНом было поднято 250 кораблей и судов и оказана помощь 188. За исключительные заслуги в деле поднятия морских судов ЭПРОН в 1929 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Золотом "Черного принца", заинтересовалась японская компания во главе с Катаока. Зная о бесперспективности этих работ, ОГПУ охотно продало японцам право на поиск и подъем несуществующих сокровищ. Израсходовав не менее 300 тысяч рублей, японцы прекратили поиски. За это время специалисты ЭПРОНа изучили передовые методы проведения подводных работ, а затем весьма дешево купили у японцев все их оборудование. Это позволило ЭПРОНу значительно повысить эффективность своих работ, но полностью устранить финансовые трудности не удалось.

О работе ЭПРОНа у нас до сих пор почти нет ни серьезных исследований, ни книг, не говоря уже о художественной литературе, рассказывающей об исключительно интересной сфере деятельности этой организации. Зато до сих пор ходят красивые легенды об огромных сокровищах, поднятых из затонувших кораблей, и жуткие слухи о гибели водолазов в глубинах морей.

На протяжении 18 предвоенных лет она была ведущей организацией страны по подъему затонувших кораблей и судов, а также по проведению спасательных работ во многих районах мирового океана. ЭПРОН производила сложные подводные работы на стройках предвоенных пятилеток, обучала водолазов для ВМФ и гражданских организаций. Экспедиция внесла огромный вклад в возрождение советского военного и гражданского флотов, а также многих отраслей промышленности страны.

В военное лихолетье на морях, озерах и реках нашей страны погибли сотни судов, многие из которых имели минимальные повреждения и могли значительно усилить состав нашего военного и торгового флота. Кроме того, с поднятых, но негодных к восстановлению судов можно было снять и использовать машины и оборудование. Большую ценность представлял и груз многих погибших судов.

В 1941 году на базе ЭПРОН была создана Аварийно-спасательная служба (АСС) ВМФ. Славные традиции и богатейший опыт эпроновцев был в полной мере востребован и использован в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы, когда вновь пришлось расчищать моря, реки и озера страны от погибших в военное лихолетье судов.

В 1923 году по проекту Е. Г. Даниленко на одном из московских заводов изготовлена глубоководная камера, рассчитанная на глубину погружения до 72 метров. Оснащенная системой жизнеобеспечения, телефоном, электрическим освещением, иллюминаторами, выдвигающимися манипуляторами камера оказалась надежной в работе. А в 1927 году инженер ЭПРОНа А.3. Каплановский спроектировал глубоководную наблюдательную камеру, удовлетворяющую даже современные требования. Незначительно измененные образцы этой камеры применяются до настоящего времени. В 30-е годы, достигнуты значительные успехи в изучении проблем физиологии водолазного труда. Разработаны таблицы режимов декомпрессии и рекомпрессии. Всемирно известны работы ЭПРОНа, проведенные в 1933 году по спасению ледокола «Малыгин» у берегов Шпицбергена, подъем с глубины 25 метров ледокола «Садко», а с глубины 84 метров - подводной лодки «Девятка». К судоподъемным работам с «Девяткой» был привлечен спасатель «Коммуна» - судно катамаран, построенное специально для подъема затонувших подводных лодок. В 1935 году создается Постоянная комиссия для решения физиологических проблем, связанных с глубоководными погружениями и подводным плаванием во главе с академиком Л.А. Орбели. С 1935 по 1939 годы ведутся активные исследования возможностей человека при погружении на глубину в обычном снаряжении на сжатом воздухе. Выдающихся результатов достигает один из группы испытателей водолазов-глубоководников В.М. Медведев. В 1937 году он погрузился на рекордную глубину - 150 метров и вынес пробу грунта. Водолазы-испытатели В. Соколов, Н. Солнцев, Б. Иванов, Л. Кобзарь и И. Выскребенцев также спускались на глубины, близкие к рекордной. Этими погружениями было окончательно установлено, что сжатый воздух непригоден для работы на глубине свыше 100 метров. С 1939 года комиссия Л.А. Орбели занималась отработкой применения гелиокислородных дыхательных смесей на водолазных спусках. Война приостановила эти работы. В 1939-1940 годах осуществлены погружения с применением гелиокислородной смеси на глубину 200 метров. Использовалась сухая рекомпрессионная, а затем гидро рекомпрессионная камера. Декомпрессия проводилась по вновь отработанным таблицам. С 1923 года до начала Великой Отечественной войны эпроновцы подняли с глубины 450 кораблей и судов, оказали помощь 188 судам, терпевшим бедствие. К началу войны ЭПРОН обладал опытными кадрами и надежными техническими средствами. В его составе находилось более 3000 специалистов, в том числе 600 водолазов. 22 июня 1941 года ЭПРОН вошел в состав ВМФ, сохранив свое первоначальное название. С 1942 года ЭПРОН переименован в Аварийно-спасательную службу Военно-морского флота (АСС ВМФ). Военно-морской водолазный техникум стал именоваться Аварийно спасательным учебным отрядом - АСУО ВМФ. За годы войны спасатели флота оказали аварийную помощь 745 кораблям и судам, сняли с мели 840 и подняли из глубины 1920 кораблей и судов, проложили сотни километров подводных коммуникаций (трубопроводов и кабелей), восстановили и построили десятки гидротехнических сооружений, систематически проводили работы с взрывоопасными предметами - минами, торпедами, снарядами. В годы войны не останавливались теоретические и исследовательские работы по водолазному делу, издавалась специальная литература. В послевоенные годы продолжалось активное освоение морских глубин русскими водолазами. В 1949 году были проведены погружения водолазов на глубины до 200 метров. В последующие годы было разработано, подготовлено и испытано в естественных условиях глубоководное, гелиокислородное снаряжение (ГКС) инжекторно-регенеративного типа, а вслед за тем и спускоподъемный палубный комплекс. С созданием такого комплекса глубоководные спуски приобрели практическое значение. В 1956 году в Аварийно спасательной службе ВМФ произошло значительное событие. Подъем затонувших судов был передан Министерству морского флота, которое организовало на морских бассейнах отряды аварийно спасательных и подводно-технических работ (АСПТР). АСС ВМФ передало им часть своих судов, понтонов и подводной техники. В год достижения нашими водолазами-глубоководниками выдающихся глубин (1956г.) при Центральном морском клубе ДОСААФ была организована первая в стране секция подводного спорта. А 1957 год стал годом бурного развития подводного спорта в России. Разработан и запущен в серийное производство первый отечественный акваланг «Подводник-1» (АВМ-1) конструкции инженеров А. Солдатенкова и Ю. Китаева. Вошло в строй одно из лучших научно-исследовательских океанографических судов – «Михаил Ломоносов». По решению правительства боевая подводная лодка была переоборудована в научное подводное судно - первый опыт использования боевого подводного корабля в мирных целях. Подводная лодка «Северянка» стала подводной океанографической лабораторией. В 60-х годах в нашей стране начались исследования по длительному пребыванию человека под водой. Возникли три программы подводных исследований с применением подводных лабораторий: «Садко», «Ихтиандр» и «Черномор». Основная цель программы «Садко» - биоакустические и гидрофизические исследования. Лаборатория «Садко» была погружена под воду в районе Сухуми. Это погружение - первое в программе подводных исследований «Садко», организованной сотрудниками Ленинградского гидрометеорологического института. Осуществлено оно летом 1966 года на глубину 12,5 метров и впоследствии на глубину 25 метров. Одновременно с началом работ в районе Сухуми, на черноморском побережье Крыма, у берегов мыса Тарханкут на глубине 10-ти метров около 4-х суток прожили два человека в подводной лаборатории «Ихтиандр». Эти исследования в 1966 году проводила группа спортсменов подводников города Донецка. В 1967 году Институтом океанологии им. П.П. Ширшова АН СССР организована программа 'Черномор'. Подводная лаборатория «Черномор» была первой в мире, предназначенной для проведения собственно океанологических исследований. В сезонах 1968-72 годах лаборатория погружалась на грунт «Голубой» бухты близ Новороссийска, на расстоянии 1,5 км от берега. Наряду с классическими водолазными работами во второй половине нашего столетия в России стали проводиться интересные археологические работы. В 1958 году на Чудском озере работала экспедиция Ленинградского отделения АН СССР. На дне озера обнаружены остатки укрепленного вала, сохранившегося с 1242 года, с победы русских войск во главе с Александром Невским над немецкими крестоносцами. Особо значительные работы провели археологи-подводники в 60-70-х годах в разных регионах России. В 1971-72 годах на Черном море у берегов Абхазии, в районе Пицунды, геологами-водолазами отработано более трехсот маршрутов до глубин 40, 50 и 70 метров. Фактически это послужило систематическим режимным геологическим подводным наблюдением с установкой и отработкой реперных сетей у кавказского и крымского побережий, а отсюда и созданию водолазной службы в Министерстве геологии. В начале 70-х годов водолазное дело получило развитие в нефтяной и газовой отраслях. Россия приступала к промышленным разработкам морского шельфа. Особо необходимо отметить историческое значение подводных киносъемок, так как они способствуют миллионам людей через экраны кинотеатров и телевизионных приемников познавать удивительный подводный мир. В ноябре 1978 года при Ялтинской киностудии создана постоянно действующая водолазная квалификационная комиссия. С этого времени юридический статус обретает группа подводных киносъемок, которая со временем превратилась в базовое подразделение Госкино СССР по осуществлению киносъемок под водой. В период с 1978 по 1991 год, снято 72 полнометражных художественных кинокартины, с подводными сюжетами. Создана система подготовки кинематографистов подводников. Подготовлена группа исполнителей трюков под водой. База подводных киносъемок, оснащенная современным отечественным и импортным водолазным снаряжением и оборудованием, плавсредствами и киносъемочной техникой, обеспечивала проведение под водой киносъемок любого объема, формата и сложности.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 452.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...