Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные этапы развития науки. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Наука зародилась в Древнем Египте (знали о дробях) и Вавилоне (решали квадратные уравнения). Но подлинно наукой эти знания назвать нельзя, так как древневосточные учёные ничего не доказывали и ничего не объясняли. Они просто использовали интеллектуальные схемы для решения конкретных задач по принципу: «Возьми то-то, сделай так-то и получишь искомый результат». В Древней Греции действовали такие научные заведения как: Академия Платона и Ликей Аристотеля. В эпоху эллинизма крупнейшим центром античной науки стала Александрия, где была открыта крупнейшая библиотека, Мусейон (храм муз). Вместе с тем для древних греков знания были важны не столько для практики, сколько сами по себе – как игра ума. В этом заключается теоретический подход к познанию. Сами греки свои научные открытия рассматривали в качестве дополнения к философским представлениям и редко их использовали для решения конкретных практических задач. В средние века господcтвовала религиозная картина мира. Только в эпоху Возрождения осуществляются серьёзные исследования, которые повлекли за собой переход от геоцентрической к гелиоцентрической модели Вселенной. В эпоху Нового времени (17 – 18 вв.) зародилась классическая наука, основанная на механике – точных измерениях и применении математики. Основателями классической науки были Г.Галилей и И.Ньютон. В это время происходит расцвет физики, химии, биологии, геологии. Возникают научно-исследовательские лаборатории, а в ХХ веке – научные институты. Достижения науки внедряются в практику и производство. Среди проблем, стоящих перед современной наукой, наиболее серьёзными являются проблемы: - новых источников энергии; - эффективного хранения и переработки информации; - сохранения окружающей среды; - человеческого здоровья; - обеспечение непрерывности образования населения. Развитие науки – это не самоцель для общества. Научные достижения нужны людям для решения практических задач. В итоге общество постоянно двтжется к НТП (научно-техническому прогрессу). НТП – это совместное, взаимнообусловленное восходящее развитие науки, техники, технологии, призванное обеспечить экономический и социальный прогресс. В современной науке выделяют 3 отрасли: естественные, гуманитарные и технические. Задача естественных наук – изучение природы. Социально-гуманитарные науки – науки о человеке и обществе. Технические науки разрабатывают пути эффективного внедрения достижений науки в производство. Проводимые в науке исследования делят на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные исследования решают основополагающие познавательные проблемы. Прикладные исследования решают конкретную практическую задачу. Но опять же связь между данными видами исследований существует. Понятие о религии. Функции религии. Религия – особая форма мировоззрения, основанная на вере в существование сверхъестественных сил и в зависимость от них человеческих действий и самой жизни человека. Основной признак и элемент любой религии – это вера. Основы веры изложены в священных текстах. Стержень религиозного мировоззрения – представление о сакральном мире и возможности общения с ним. Структура религии: 1) свод священных преданий, определенные нормы и правила поведения; 2) обряды, культовые действия, а также 3) объединения верующих людей (церковь, религиозная община, секта). В первобытном обществе религиозные действия были вплетены в процесс повседневной жизни, совершение обрядов еще не выделялось в самостоятельный вид деятельности; не было профессионального духовенства. По мере усложнения общественных отношений выделяются люди, специально подготовленные для совершения культовых действий: шаманы, жрецы. Появились религиозные организации. Функции религии: 1. Мировоззренческая – религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизнь неким особым значением и смыслом. 2. Регулятивная – каждая религия имеет свои нормы, образцы поведения, ценнности и традиции посредством которых влияет на сознание людей, осуществляет контроль за соблюдением данных норм, наказывает за их неисполнение. 3. Интегративная – религия дает возможность человеку объединиться с людьми, придерживающимися единых обычаев, взглядов, верований. Укрепляется связь единоверцев, поддерживаются традиции. 4. Дезинтегрирующая – каждая религия противопоставляет свои ценности, идеалы, нормы другим церковным организациям. Это может порождать конфликты (между христианами и мусульманами, католиками и протестантами). 5. Культуротворческая– религия представляет собой особую форму накопления и передачи культурного опыта от одного поколения к другому. Некоторые религии, например христианство, способствовало развитию письменности, образования. Виды религий. В современном мире существует множество религий. Они корнями уходят в первобытные верования: анимизм, тотемизм, фетишизм, магию. В основе магии лежит стремление любыми способами воздействовать на природу, чтобы отвратить от себя неудачи и получить желаемое. Тотемизм – вера, в основании которой лежит своеобразный культ так называемого тотема. В качестве тотема можно встретить ветер, солнце, дождь, гром, воду, железо, даже части отдельных животных или растений, например, голову черепахи, желудок поросёнка, концы листьев, но чаще всего – классы животных и растений. В основе анимизма находится вера в духов и потусторонние существа, в одушевленность всех окружающих человека предметов и вещей. Фетишизм – вера в неодушевлённые предметы (амулеты, камни), обладающие различными сверхъестественными силами. Ученые подразделяют религии на политеистические, которым свойственна вера во множество богов (к примеру, славянское язычество), и монотеистические, которые признают одного всемогущего Бога (к примеру, христианство). По сфере распространения религии подразделяют на мировые (буддизм, христианство, ислам) и национальные (индуизм – Индия; иудаизм – Израиль; синтоизм – Япония; конфуцианство – Китай). Главная особенность мировых религий – космополитизм, ставящий единство веры выше политического и национального единства. Они признают равенство верующих перед Богом независимо от цвета кожи, национальности, социального положения. Буддизм–религиозно-философское учение, возникшее около VI в. до н. э. в Индии. Основателем учения был сын индийского царя Сиддхартха Гаутама, которого после смерти стали называть Будда (просветленный, достигший мудрости). Человек в буддизме не является хозяином собственной судьбы. Он лишь невольный исполнитель всеобщего мирового закона. С точки зрения буддизма, человеческая жизнь – это не бесценный дар, как в христианстве, а одни лишь страдания. Человек находится в зависимости от закона причинно-следственных связей (кармы). Живые существа обречены, согласно буддистской точке зрения, на вечные перерождения, и условием всякого нового существования является итог всех предыдущих, а именно сумма всех добрых поступков, или накопленных заслуг, и дурных поступков, накопленных анти-заслуг. Прекращение круговорота перевоплощений, выход из колеса жизни (сансары) – это основной элемент трактовки спасения в буддизме. Человек должен стремиться уподобиться Будде, пройти восьмеричный путь перерождений и погрузиться в нирвану – преодоление всех желание и страстей, прекращение перевоплощений, абсолютный покой. Христианство– вторая по времени появления мировая религия, возникшая в I веке в Палестине – провинции Римской империи. Первоначальная среда христианства – евреи, но уже в первые десятилетия своего существования христианство получило распространение и в других провинциях и среди других этнических групп. В 1054 г. в христианстве произошел раскол между Восточной церковью (стала называться православной) и Западной (римско-католической). В XVI веке от католической церкви отделяется новая ветвь христианства – протестантизм (разновидности – лютеранство, кальвинизм, англиканство). Основы вероучения – Священное Писание (Библия, состоящая из Ветхого завета и Нового завета) и Священное Предание (сочинения известных богословов, которых принято называть отцами церкви). Христианство основывается на ветхозаветной традиции почитания единого Бога (монотеизм), творца Вселенной и человека. Вместе с тем христианство привносит в монотеизм идею Троицы: трёх ипостасей Бога (Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух), единых по своей божественной природе, но различных по лицам. Основные черты христианства: 1) учение о человеке как бессмертном, духовном существе, созданным Богом по своему образу и подобию; 2) учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу; 3) учение о Богочеловеке Иисусе Христе (сыне Божьем), сошедшем с небес на землю и принявшим страдания и смерть во искупление людей от первородного греха. Золотым правилом нравственности в христианстве (Новый завет) является следующее: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Ислам– самая молодая мировая религия – возник в VII веке в Западной Аравии. Основателем ислама является Мухаммед, проповедник из Мекки и Медины. В Мекке находится древнее святилище – Кааба со священным черным камнем, к которому мусульмане совершают паломничества (хадж). После смерти Мухаммеда со слов его сподвижников была составлена священная книга мусульман – Коран. Позднее была издана Сунна – сборник преданий о поступках и изречениях пророка. На основе Корана был разработан шариат – свод мусульманского права. Основа веры: 1) вера в Аллаха – истинного Бога, создателя и управителя всего сущего. 2) вера в пророка Аллаха Мухаммеда. 3) вера в предопределение. Мусульмане верят в то, что Аллах предопределил судьбы всего сущего. Направления в исламе – суннизм (наряду с Кораном признают Сунну) и шиизм. На современном этапе возникаютнеокульты. Это общее обозначение новых религиозных объединений, которые противопоставляют себя традиционным религиям. Особую группу в неокультах составляют деструктивные культы. Их деятельность официально признана противоречащей законодательству Республики Беларусь, так как деструктивные культы не сопоставимы с понятием веротерпимости. Веротерпимость – свобода каждого человека исповедовать свою веру, уважительное отношение к представителям других вероисповеданий. В нашей стране каждому человеку гарантированысвобода совести – самостоятельность человека в выборе, верить ему в Бога или быть атеистом, а также свобода вероисповедания – право человека быть последователем какой либо религии, выбирать или менять свою веру.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 157. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |