Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Роль науки в жизни общества.




Роль культуры в жизни общества

(часть 2)

Функции языка в культуре.

Культура включает в себя множество знаков, с помощью которых образуются культурные “тексты”, хранящие нужную людям информацию. В данном случае “текст” – не только письменное сообщение, но и любой объект, который несёт информацию. Текстом может быть вещь, обычай, танец, произведение искусства.

Важнейшей знаковой системой является естественный язык.

Язык – это способ выражения мыслей, средство общения людей, показатель уровня развития культуры общества и универсальное средство оформления, хранения и передачи культурного наследия.

Изобретение знаковых систем записи информации – великое достижение человечества. Письменность позволяет обществу сохранять и передавать информацию, количество которой намного превосходит объём памяти отдельного человека. Благодаря письменности становится возможным общение сквозь года и расстояния.

Структура языка характеризует психологические особенности народа. Например, особенности конструкций английского языка говорят о том, что англичане высказываются прямо и недвусмысленно. Японская же культура наоборот ограничивает возможность прямого выражения человеком своих чувств и желаний. О чувствах другого человека японец должен догадаться.

Язык служит основным средством передачи культуры. Общение людей с помощью языка предполагает, что они понимают значения используемых слов.

Общий язык к тому же поддерживает сплочённость, единство общества. Он помогает людям согласовывать свои действия через убеждение, одобрение или осуждение друг друга. В языке находят отражение общие знания о традициях, о правилах организации повседневной жизни.

Язык способен не только объединять, но и разобщать людей. Группа, использующая определённый язык, нередко противопоставляет себя иноязычным группам (отчуждённость между англо- и франкоязычным населением, проживающим в Канаде).

По тому, как человек говорит, можно определить уровень его культурного развития, индивидуальные особенности, характер. Речь человека – это его “визитная карточка”.

 

Культурная традиция.

В развитии культуры есть две тенденции – сбережение накопленного (традиция) и создание нового (новаторство).

Традиция – исторически сложившиеся и передаваемые от поколения к поколению знания, опыт, формы и правила поведения, нравы, обряды, обычаи.

Есть традиции прогрессивные (содействующие развитию общества) и реакционные (препятствующие развитию).

Спор о традициях обостряется в переломные исторические эпохи, когда сталкиваются взгляды традиционалистов и радикалов. Такой спор вёлся при переходе от феодализма к капитализму в Западной Европе. Жизнь средневекового общества регулировалась религиозными традициями, а радикалы призывали полагаться на собственный разум. В политике этот спор отразился в противостоянии между консерваторами и либералами.

В любом случае без опоры на традицию, без обеспечения в культуре преемственности общество не может развиваться. 

 

Образование как социальный институт.

Образование – способ передачи новым поколениям людей накопленных знаний и опыта.

Образование соединяет в себе обучение и воспитание. Обучение связано с приобретением достоверных знаний, с умением применять эти знания на практике. Воспитание нацелено на выработку убеждений и навыков разумного и ответственного поведения.

Образование является социальным институтом, который обеспечивает подготовку работников с нужной для общества профессией, специальностью, квалификацией.

Специальность – это область науки, производства, в которой трудятся образованные люди. Профессию люди осаивают в процессе подготовки по данной специальности. К примеру, специальность “История”, а профессия – учитель истории.

Квалификация – это уровень подготовленности специалиста. Квалификация рабочих отличается по разрядам. От квалификации зависит степень сложности работ, а также его заработная плата.

Образование было необходимым уже в первобытное время. Старики поучали, наставляли молодых. Домашнее образование было и в средние века в семье крестьянина, ремесленника, где дети обучались трудовым навыкам, которыми владели родители. Обучение в школах разных уровней долгое время было привилегией только богатых людей. На современном этапе во всех странах обязательным и общедоступным стало начальное образование. Тем не менее в бедных странах есть абсолютно безграмотные люди. Они не могут защитить свои права, их положение плачевно.

Основные приоритеты белорусской системы образования – выявить и развить способности каждого ребёнка, содействовать его гражданскому становлению, помочь в выборе профессии. Задача образования в Республике Беларусь – обеспечение преемственности в содержании, методах и формах обучения в учреждениях общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.

Центральным звеном белорусского образования является общеобразовательная школа, обучению в которой предшествует дошкольное образование. Обучение в средней школе продолжается 11 лет. В ПТУ осуществляется подготовка рабочих. Среднее специальное образование получают в техникумах и колледжах, высшее – в институтах, университетах, академиях. Послевузовское образование осуществляется в аспирантуре и докторантуре.

 

Роль науки в жизни общества.

Наука– вид познавательной деятельности, направленный на производство новых объективных, системно организованных знаний.

Черты научного знания: системность; доказательность; возможность экспериментальной проверки; постоянная обновляемость.

В повседневной жизни человек познаёт различные явления, не задумываясь, как именно делает это. Научно-познавательная деятельность основана наоборот на целенаправленном применении особых методов исследования.

Чтобы получить надёжные данные, человек применяет следующие научные методы:

1) эмпирия – через наблюдения, измерения, эксперимент (опыт).

2) теория – через обобщение, упорядочение, систематизацию данных, объяснение фактов, прогнозирование.

В научном исследовании применяются определённые средства – приборы, оборудование, измерительная техника, особые понятия, составляющие специальный язык науки. 

Наука возникает тогда, когда донаучных (житейских) знаний становится недостаточно для решения новых задач встающих перед людьми.

Так, необходимость решения практических задач счёта и измерения земельных участков обусловило появление арифметики и геометрии. Наблюдение за положением небесных светил породили астрономию. Потребность совершать путешествия стимулировала развитие географии. Усложнение хозяйственной жизни привело к появлению экономики.

Современная наука изучает и такие предметы и явления, с которыми человек не сталкивается в повседневности (мнимые величины, многомерные пространства, электромагнитные волны).

Наука как феномен культуры выполняет следующие функции:

1. Познавательная (наука открывает объективные факты и законы, вырабатывает убедительные объяснения явлений);

2. Производственная или технико-технологическая (обеспечивает предпосылки создания новых производств, обеспечивает улучшение производительности труда, заботится об освоении новых и экономии ранее освоенных природных ресурсов);

3. Мировоззренческая (разработка и совершенствование научной картины мира, её внедрение в образование, формирование ценностной установки на поиск истины и непримиримость к её искажению).

Наука через связь с экономикой и образованием влияет на социальную жизнь общества – на изменение профессионально-квалификационной структуры населения, статус различных слоёв. Наука оказывает влияние на политику, так как эффективная управленческая деятельность должна базироваться на научной основе. В свою очередь на науку влияет государство: оно может поддерживать одни научные разработки, закрывать другие. 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 189.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...