Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Роль науки в жизни общества.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Роль культуры в жизни общества (часть 2) Функции языка в культуре. Культура включает в себя множество знаков, с помощью которых образуются культурные “тексты”, хранящие нужную людям информацию. В данном случае “текст” – не только письменное сообщение, но и любой объект, который несёт информацию. Текстом может быть вещь, обычай, танец, произведение искусства. Важнейшей знаковой системой является естественный язык. Язык – это способ выражения мыслей, средство общения людей, показатель уровня развития культуры общества и универсальное средство оформления, хранения и передачи культурного наследия. Изобретение знаковых систем записи информации – великое достижение человечества. Письменность позволяет обществу сохранять и передавать информацию, количество которой намного превосходит объём памяти отдельного человека. Благодаря письменности становится возможным общение сквозь года и расстояния. Структура языка характеризует психологические особенности народа. Например, особенности конструкций английского языка говорят о том, что англичане высказываются прямо и недвусмысленно. Японская же культура наоборот ограничивает возможность прямого выражения человеком своих чувств и желаний. О чувствах другого человека японец должен догадаться. Язык служит основным средством передачи культуры. Общение людей с помощью языка предполагает, что они понимают значения используемых слов. Общий язык к тому же поддерживает сплочённость, единство общества. Он помогает людям согласовывать свои действия через убеждение, одобрение или осуждение друг друга. В языке находят отражение общие знания о традициях, о правилах организации повседневной жизни. Язык способен не только объединять, но и разобщать людей. Группа, использующая определённый язык, нередко противопоставляет себя иноязычным группам (отчуждённость между англо- и франкоязычным населением, проживающим в Канаде). По тому, как человек говорит, можно определить уровень его культурного развития, индивидуальные особенности, характер. Речь человека – это его “визитная карточка”.
Культурная традиция. В развитии культуры есть две тенденции – сбережение накопленного (традиция) и создание нового (новаторство). Традиция – исторически сложившиеся и передаваемые от поколения к поколению знания, опыт, формы и правила поведения, нравы, обряды, обычаи. Есть традиции прогрессивные (содействующие развитию общества) и реакционные (препятствующие развитию). Спор о традициях обостряется в переломные исторические эпохи, когда сталкиваются взгляды традиционалистов и радикалов. Такой спор вёлся при переходе от феодализма к капитализму в Западной Европе. Жизнь средневекового общества регулировалась религиозными традициями, а радикалы призывали полагаться на собственный разум. В политике этот спор отразился в противостоянии между консерваторами и либералами. В любом случае без опоры на традицию, без обеспечения в культуре преемственности общество не может развиваться.
Образование как социальный институт. Образование – способ передачи новым поколениям людей накопленных знаний и опыта. Образование соединяет в себе обучение и воспитание. Обучение связано с приобретением достоверных знаний, с умением применять эти знания на практике. Воспитание нацелено на выработку убеждений и навыков разумного и ответственного поведения. Образование является социальным институтом, который обеспечивает подготовку работников с нужной для общества профессией, специальностью, квалификацией. Специальность – это область науки, производства, в которой трудятся образованные люди. Профессию люди осаивают в процессе подготовки по данной специальности. К примеру, специальность “История”, а профессия – учитель истории. Квалификация – это уровень подготовленности специалиста. Квалификация рабочих отличается по разрядам. От квалификации зависит степень сложности работ, а также его заработная плата. Образование было необходимым уже в первобытное время. Старики поучали, наставляли молодых. Домашнее образование было и в средние века в семье крестьянина, ремесленника, где дети обучались трудовым навыкам, которыми владели родители. Обучение в школах разных уровней долгое время было привилегией только богатых людей. На современном этапе во всех странах обязательным и общедоступным стало начальное образование. Тем не менее в бедных странах есть абсолютно безграмотные люди. Они не могут защитить свои права, их положение плачевно. Основные приоритеты белорусской системы образования – выявить и развить способности каждого ребёнка, содействовать его гражданскому становлению, помочь в выборе профессии. Задача образования в Республике Беларусь – обеспечение преемственности в содержании, методах и формах обучения в учреждениях общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования. Центральным звеном белорусского образования является общеобразовательная школа, обучению в которой предшествует дошкольное образование. Обучение в средней школе продолжается 11 лет. В ПТУ осуществляется подготовка рабочих. Среднее специальное образование получают в техникумах и колледжах, высшее – в институтах, университетах, академиях. Послевузовское образование осуществляется в аспирантуре и докторантуре.
Роль науки в жизни общества. Наука– вид познавательной деятельности, направленный на производство новых объективных, системно организованных знаний. Черты научного знания: системность; доказательность; возможность экспериментальной проверки; постоянная обновляемость. В повседневной жизни человек познаёт различные явления, не задумываясь, как именно делает это. Научно-познавательная деятельность основана наоборот на целенаправленном применении особых методов исследования. Чтобы получить надёжные данные, человек применяет следующие научные методы: 1) эмпирия – через наблюдения, измерения, эксперимент (опыт). 2) теория – через обобщение, упорядочение, систематизацию данных, объяснение фактов, прогнозирование. В научном исследовании применяются определённые средства – приборы, оборудование, измерительная техника, особые понятия, составляющие специальный язык науки. Наука возникает тогда, когда донаучных (житейских) знаний становится недостаточно для решения новых задач встающих перед людьми. Так, необходимость решения практических задач счёта и измерения земельных участков обусловило появление арифметики и геометрии. Наблюдение за положением небесных светил породили астрономию. Потребность совершать путешествия стимулировала развитие географии. Усложнение хозяйственной жизни привело к появлению экономики. Современная наука изучает и такие предметы и явления, с которыми человек не сталкивается в повседневности (мнимые величины, многомерные пространства, электромагнитные волны). Наука как феномен культуры выполняет следующие функции: 1. Познавательная (наука открывает объективные факты и законы, вырабатывает убедительные объяснения явлений); 2. Производственная или технико-технологическая (обеспечивает предпосылки создания новых производств, обеспечивает улучшение производительности труда, заботится об освоении новых и экономии ранее освоенных природных ресурсов); 3. Мировоззренческая (разработка и совершенствование научной картины мира, её внедрение в образование, формирование ценностной установки на поиск истины и непримиримость к её искажению). Наука через связь с экономикой и образованием влияет на социальную жизнь общества – на изменение профессионально-квалификационной структуры населения, статус различных слоёв. Наука оказывает влияние на политику, так как эффективная управленческая деятельность должна базироваться на научной основе. В свою очередь на науку влияет государство: оно может поддерживать одни научные разработки, закрывать другие.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 189. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |