Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Теория предупреждения преступности: становление, предмет, структура. Общая и особенная части теории предупреждения
Теория предупреждения преступности направлена на совершенствование общественных отношений в целях нейтрализации причин и условий преступности (социальная профилактика), явлений и процессов, обусловливающих совершение отдельных видов преступлений (криминологическая профилактика), и конкретных условий, способствующих совершению преступлений отдельными лицами (индивидуальная криминологическая профилактика). Про взаимозаменяемость терминов предупреждение, профилактика, превенция, пресечение, предотвращение, противодействие. Профилактика преступности должна отвечать принципам законности, демократизма, гуманизма и справедливости, научности. Профилактика преступности также должна отвечать требованиям эффективности и системности. Характерными чертами профилактики преступности являются ее многоаспектность и комплексность. В предупреждении преступности выделены его общесоциальный и специальный (криминологический) виды. Общесоциальное предупреждение преступлений характеризуется тем, что составляющие его меры являются необходимым элементом социально-экономической деятельности, устранения недостатков в политической, социальной, нравственно-психологической и духовной сферах общества. Они, как правило, связаны с улучшением материального благосостояния граждан, условий их труда и отдыха, укреплением дисциплины и организованности, а также с другими позитивными изменениями в обществе. Направленные на решение указанных задач, эти меры попутно устраняют негативные процессы и явления, выполняя при этом опосредованно функцию предупреждения преступлений. Специальное (криминологическое) предупреждение преступлений характеризуется совокупностью мер, специально направленных на устранение причин преступности или конкретных преступных проявлений. Масштаб их применения, как правило, намного меньше, чем у общесоциальных мер, хотя в некоторых случаях он приобретает значительные размеры и охватывает, например, целые отрасли народного хозяйства или распространяется на отдельные категории лиц (несовершеннолетних преступников, рецидивистов и т.д.). Объектами такого предупреждения являются как преступность в целом, так и ее виды, а также отдельные преступления. Специально-криминологическое предупреждение называется таковым не только потому, что оно направлено на достижение указанных целей, но и потому, что требует специальных криминологических знаний, которые необходимы и при разработке комплексных планов и целевых программ, и при выработке и реализации мер предупреждения отдельных видов преступлений и т.д. Помимо отмеченной дифференциации предупреждения преступлений в криминологической литературе в рамках общесоциальных и специально-криминологических мер выделяются его уровни на основе вертикальной структуры их применения. Общегосударственный уровень предусматривает решение крупных социальных, экономических и иных проблем жизнедеятельности общества, выражающееся в социально-экономических преобразованиях, усилении воспитательной и идеологической работы, а в целом - в совершенствовании общественных отношений на данном этапе развития общества. Этим обеспечивается планомерное опосредованное воздействие на все звенья антиобщественного поведения личности, начиная с момента ее формирования и кончая влиянием на уже сформированные мотивы поведения. Региональный уровень предполагает предупредительно-профилактическое воздействие на конкретные социальные группы и общественные слои населения, подвергнутые влиянию отрицательных тенденций. На этом уровне, например, могут приниматься меры по трудоустройству выпускников школ, не поступивших в высшие, средние или специальные учебные заведения, наведению должного порядка и культуры обслуживания в системе торговли и бытового обслуживания и т.п. Местный уровень связан с индивидуально-профилактическим воздействием на конкретных лиц. Задача такого воздействия состоит в позитивном изменении системы ценностных ориентаций человека, в преодолении его антиобщественных взглядов и установок, переориентации поведения в социально одобряемом направлении. Система и субъекты профилактики преступлений. Классификация субъектов профилактики преступлений, их характеристика Субъектами профилактики преступлений являются органы учреждения, организации, предприятия, а также должностные лица, на которых законом возложены задачи и функции по выявлению, устранению, ослаблению, нейтрализации причин и условий преступности в целом, ее отдельных видов и конкретных преступлений. По месту в государственной и общественной системе субъекты профилактики могут быть: 1) государственные; 2) негосударственные, в том числе коммерческие и некоммерческие структуры, общественные объединения и специализированные формирования; 3) граждане. По задачам, компетенции, содержанию деятельности по предупреждению преступности (преступлений) субъекты профилактики могут быть: 1) органы власти (их учреждения, организации, предприятия) общей компетенции (представительные органы РФ, ее субъектов, а также высшие органы исполнительной власти); 2) неспециализированные (хозяйствующие структуры, учреждения культуры и спорта, СМИ, органы, регулирующие природопользование, миграцию, осуществляющие трудоустройство, пенсионное обеспечение, ЖК органы, учреждения, представляющие услуги по проведению досуга и другие организации, участвующие в различных областях деятельности общества); 3) частично специализированные (системы социальной помощи и защиты, образования и здравоохранения, а также природоохранная и контрольно-ревизионная системы и аудит); 4) специализированные (органы уголовной юстиции (суда, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, юстиция, таможенная и пограничные службы, внутренние войска, научные и образовательные юридические учреждения), для которых задачи и функции профилактики не просто выделены как для частично специализированных органов в качестве производных от основной деятельности, но относятся к числу главных, приоритетных задач. Тема 3. Личность преступника и причины преступного поведения. Общие проблемы предупреждения преступности. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 594. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |