Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВЕДУЩИМ ЗА СОБОЙ (ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ)




Выйти вперед и встать во главе других в общем-то бывает несложно. Сложнее другое. Встающий впереди становится ведущим, а значит, ответственным не только за себя, но и за тех, кого он поведет, ответственным за то дело, ради которого он оказался впереди.

В русском языке есть очень емкое, очень точное слово «вожак». Вожак — это тот, кто ведет за собой, кому доверяются люди в трудные моменты жизни и работы. Вожак всегда там, где путь к цели непрост. И к ней не прошагать парадным маршем, а приходится пробираться сложными каменистыми тропами.

Вожаками не рождаются. Ими становятся. Каждый из вас может оказаться в этой роли: выберут ли в комсомольское бюро, или комсомольское собрание решит назначить руководителем самодеятельного клуба, придется ли вам по собственной инициативе или по просьбе ребят возглавить туристский поход или организовывать дежурство на школьном вечере, окажетесь ли вы один на один со своим пионерским отрядом, или появится необходимость подготовить и провести веселое и остроумное поздравление одноклассника по случаю его дня рождения — во всех этих и в сотнях, тысячах других ситуаций вы берете на себя ответственность за дело и за тех людей, что пойдут за вами.

Но есть ребята, которые так и не стали вожаками, формально ими числясь. И только потому, что за ними почему-то не шли. И это «почему-то» оставалось для них загадкой, являлось причиной разочарований в себе и своих возможностях, не говоря уже о потере авторитета, о многих так и не состоявшихся делах, о нереализованных задумках, о попросту «заваленных» мероприятиях.

По моему глубокому убеждению, большинство этих бед происходило и происходит потому, что эти, в общем-то, совсем неплохие ребята имели очень смутное представление о том, КАК ВЕСТИ ЗА СОБОЙ.

Любому человеку, оказавшемуся в бушующем море, в дремучем лесу, в бескрайней пустыне, всегда понадобится компас, если он хочет выбрать правильную дорогу и не сбиться с пути. Когда же человек берется вести по сложному пути других, ему необходимо знать не только направление пути; ему понадобятся знания того, как увлечь людей за собой, как добиться, чтобы они тебе поверили, как организовать их.

Интуиция, догадка, пример и советы товарищей, даже здравый смысл — это только союзники ИСКУССТВА ВЕСТИ ЗА СОБОЙ. В чем же смысл этих знаний и умений, которые заставляют сверстников устремиться за своим вожаком, как стать настоящим организатором — об этом книга.

 

 

.

АЗБУКА ОРГАНИЗАЦИИ

Порядок. — Процесс организации. Система. Что значит «организовать дело». Силы организации. «Напарницы» организаторской работы. Как действует организатор. Ценный багаж вожака организаторские знания и умения.

 

Начнем, действительно, с азбуки. С самой простой, разрезной азбуки, которой пользуются малыши, впервые постигая секреты грамоты.

Здесь каждая буква — на отдельной карточке. Смешаем все карточки. Теперь попытайтесь разложить их по порядку. Наверняка вы выполнили задание правильно: А, Б, В, Г, Д, Е... и т. д.

Вновь смешаем карточки и на этот раз пригласим выполнить такое же задание их маленького хозяина. Будем считать, что ему знакомы лишь названия букв и он их узнает по очертаниям и красочным рисункам на карточках. Уверен, что, когда вы попросите нашего маленького приятеля разложить эти карточки по порядку, он сразу же задаст простой вопрос: а как это — по порядку?

Действительно, как? Порядок — это то, к чему мы обычно стремимся: правильное расположение чего-либо, налаженное дело, состояние. Порядок — это конечная цель действия, но она-то в данном случае неизвестна нашему собеседнику, хотя мы имеем о ней свое представление.

Между прочим, в вопросе малыша заложена своя мудрость. Ведь у всех у нас представление о порядке может быть различным. В самом деле, могли же мы, раскладывая карточки, расположить их согласно алфавиту в прямую горизонтальную линию, или в один вертикальный столбик, или сгруппировать в пары, или составить, наконец, походный строй, поставив во главе его букву-командира. Мало ли какая фантазия придет нам в голову?

Но в жизни порядок всегда целесообразен. Собирая из беспорядочно разбросанных на столе карточек сочетания букв, располагая их определенным образом, мы составляем слова, предложения, несущие какую-то мысль, информирующие нас о чем-то. Вот эти наши действия по составлению, перестановке карточек представляют самый простой процесс организации.

А теперь вообразите, что перед вами не 33 буквы алфавита, а 33 учащихся класса, явившихся на субботник по уборке школьного двора. Вам отвели участок, который надо освободить от мусора, вывезти его, посадить кустарник, побелить обочины дорожек. А вы — организатор.

Успех выполнения задания будет зависеть от того, как вы разделите на части всю предстоящую работу, сумеете ли правильно расставить по местам явившихся. Причем надо сообразить, кого, куда и кого с кем поставить, сколько человек понадобится на каждом участке... Короче, как только вы приступили к выделению участков, распределению работы, стали давать задания, считайте, что вы начали организаторскую деятельность.

Организовать — значит внести в дело определенный порядок, привести какое-либо явление, процесс в систему.

Но тут — стоп! Мы неспроста употребили слово система. В науке организации и управления это одно из важных понятий. Но мы, часто пользуясь им, порой не задумываемся над его содержанием. В переводе с греческого «система» означает «состоящая из частей». К примеру, работа на субботнике тоже складывается из отдельных частей: оповещение ребят о субботнике, подготовка инвентаря, разбивка участка, распределение заданий и т. д.

Выражение «привести в систему» означает связать все части в единое целое. Что для этого нужно?

Во-первых, соединить части или элементы системы. Hе как попало, а в определенном порядке по отношению друг к другу, так, чтобы одна часть хорошо совмещалась с другой, была бы в зависимости от нее и в то же время влияла на нее сама. Этот порядок расположения частей называется структурой системы. Представьте себе, что по вашему призыву ребята явились на субботник, а лопат, чтобы выкопать ямы под кустарники, не оказалось. Вы пошли искать лопаты, а ребята разошлись кто куда. Наконец вы их собрали, ямы выкопали, а посадочного кустарника нет. Пошли выяснять, где взять кустарник... Словом, у организатора оказалась непродуманной именно структура работы.

Во-вторых, надо решить, какими «нитями» связывать отдельные части системы. Если представить себе свой класс как систему, а каждого человека считать «частицей» этой системы (пусть никого не пугает это допущение), то вы сами теперь можете разобраться в этом сложном клубке связей: тут и дружеские отношения, и деловые связи, симпатии, антипатии, привязанности. Чем прочнее наши воображаемые нити отношений, тем крепче вся система, тем сплоченнее коллектив. Ниточки связей могут создаваться сами собой: кто-то кому-то симпатичен, кто-то с кем-то хотел выполнять одну работу. Организатор, расставляя людей, располагая части целого в процессе работы, может учитывать уже созданные связи, может сам «плести кружева». Заметим, что в каждом классе существует свой «рисунок» связей и отношений, непохожий на «кружева» соседних классов.

Одно из важных свойств системы состоит в том, что если ухватить одну из многочисленных нитей связей и «потянуть» ее, то «заволнуется» вся система (в науке это называется «возмущение» системы). Хотите проверить? Сообщите какое-либо важное известие, касающееся внутриклассных дел, одному из ваших товарищей (пошлите сигнал), и вы станете свидетелем того, как через некоторое время класс придет в движение. Вы можете даже проследить, как проходил сигнал, по какой цепочке, от кого к кому двигалось сообщение, что предпринималось для этого. Пошлите еще один подобный сигнал, и опять сработают примерно те же цепочки: нити связей сходятся в узелки, расходятся от них, в свою очередь, эти узелки соединяются между собой тоже определенными нитями.

Теперь вам, имеющим представление о том, как устроена система, видимо, будет понятно, что организатору не нужно каждый раз, организуя дело, воздействовать или сразу на всех людей, или на каждого в отдельности. Достаточно «взволновать» те самые узелки, о которых мы говорили, чтобы привести нашу систему (коллектив, группу участников дела) в движение. На практике так и приходится действовать организатору: воздействовать на коллектив через конкретных людей, которые являются здесь узелками. Важно только знать, кто эти люди, или самому связать такие узелки — назначить ответственных за определенный участок работы, найти помощников.

Таким образом, организовать дело — значит выделить части этого дела, увидеть основное, ведущее, определить второстепенное, расположить этапы выполнения дела в логической последовательности, расставить правильно людей, «связать» их, обеспечить взаимодействие и взаимопомощь всех участников работы.

Слово «организация» имеет несколько значений: организация как деятельность, организаторская работа (организация соревнований, агитбригады), организация как общественное объединение (комсомольская, пионерская организации), организация как внутренняя дисциплина, организованность («У него четкость и организация в работе»). Мы с вами будем в основном рассматривать понятие «организация» как деятельность.

Человечество не может существовать без организаторов и организаторской работы. Наши древние предки, решавшие «полакомиться» на обед мамонтом, навряд ли могли позволить себе пренебречь организацией во время охоты на зверя: там каждый должен знать свое место, свои действия. Организация помогала людям выжить, помогала в борьбе с силами природы. Или приглядитесь, как во дворе играют в песочнице дети, увлеченные возведением сказочного замка. Один подносит песок, второй высыпает, третий укладывает форму... Здесь тоже есть своя организация, здесь действует свой Организатор. Ничего, что он еще слишком мал и не так давно научился говорить. Его слушаются, ему подчиняются, хотя его никто не избирал.

У организаторской работы есть одно удивительное свойство. Она щедро, очень щедро расплачивается с теми, кто познал ее секреты, кто умело пользуется ее правилами. На это свойство обращал внимание В. И. Ленин. «...Может ли сила сотни превышать силу тысячи? — ставил вопрос Владимир Ильич и категорически отвечал:— Может и превышает, когда сотня организована.

Организация удесятеряет силы».


Заметьте, по какому большому счету оплачиваются усилия организаторов — удесятерением сил. Так и хочется возвести Ее Величество Организаторскую работу на трон, надеть на нее корону и отдавать соответствующие почести. Но не тут-то было.

Эта скромная труженица предпочитает появляться на людях без парадной одежды, в простой рабочей спецовке, предоставляя право при случае покрасоваться другим. Кому же?

Мы говорим: «организовать игру», «организовать строительство спортплощадки», «организовать работу клуба» и т. д. Обратите внимание, слово «организовать» обязательно стоит в паре с какими-то другими словами, которые означают тот или иной вид работы, какое-либо явление.

Что должно быть в результате организации строительства спортплощадки? Спортплощадка на школьном дворе. Чем должны завершиться усилия по организации агитбригады? Конечно, выступлениями самодеятельных артистов, лекторов, агитаторов. Оказывается, что не существует организаторской деятельности без ее верной напарницы — какого-то конкретного дела. Нельзя же, в конце концов, организовать пустоту. Можно только дело. А уж по тому, как успешно выполнено это дело, судят о том, как «поработала» организация.

Теперь скажите, отличается ли организация строительства спортивной площадки от организации агитбригады? Конечно, скажете вы. В чем же различие? Разумеется, прежде всего, в том, что различна конечная цель каждой деятельности. Таким образом, организаторская работа находится на службе у другой деятельности и носит как бы вторичный, подчиненный характер. Конечная цель организаторской работы — обеспечить эффективность заданного дела, его успешное завершение. Например, работа по профессиональной ориентации старшеклассников в школе требует того, чтобы юноши и девушки имели представление об основных профессиях, необходимых народному хозяйству. Как будут добиваться этой цели организаторы — члены комитета комсомола, ответственные за данный участок работы? Они определят совместно с руководством школы перечень профессий для ознакомления, формы этой работы, спланируют этапы работы, распределят задания исполнителям и т. д. Другими словами — они будут добиваться цели, которую поставили, развернув организаторскую работу.

Каждая работа имеет свои отличительные особенности. Не надо прилагать особых усилий, чтобы увидеть, чем отличается работа бухгалтера от труда шофера, полевода от музыканта, токаря от продавца.

Чем же отличается работа организатора? Самое важное здесь — это непосредственная работа с людьми. Главный объект усилий труда организатора — человеческие характеры, ум, воля, настроения, интересы людей.

Организатор имеет дело не просто с людьми. Он работает с группами людей разного состава (возраста, профессии и др.), различной численности. Это комсомольские организации и пионерские отряды, ученические производственные бригады и спортивные команды, кружки самодеятельности и производственные коллективы. Поэтому, чтобы успешно руководить людьми, надо знать их, знать особенности поведения людей в группах и коллективах. К этому мы с вами еще вернемся.

Если посмотреть со стороны на то, как действует организатор, пожалуй, не сразу найдем в его действиях организующее начало. Он встречается с людьми, что-то обсуждает, доказывает, требует, спорит, отвергает, волнуется, радуется, огорчается... Что же тут организаторского?

Давайте несколько отвлечемся. Перед нами детские кубики. Мы можем сложить из них башню, пирамиду, построить разнокалиберные дома. - Заметьте, что при строительстве мы используем одни и те же элементы - кубики, а сооружения получаем разные. Вот мы построили башню, а теперь получили задание соорудить дачу. Мы разбираем башню на части, определяем, как и где лучше использовать каждую часть в новой постройке, в каком сочетании эти элементы дадут лучший результат, лучшую надежность. И только тогда приступаем к действию.

Организатор в принципе имеет дело с одними и теми же элементами системы — конкретными людьми. Каждый раз, организуя какое-либо дело — будь то классный «огонек» или туристский поход, комсомольское собрание или встреча по футболу, организатор производит разъединение, разделение группы людей и в то же время он соединяет, сплачивает всех вместе, чтобы успешнее решить общую задачу.

Проведите сравнение с нашим «градостроением», где строительным материалом являются кубики: мы их разбираем и складываем. Если же учесть, что каждый из нас — существо посложнее кубика, то можно понять волнения и переживания организатора, которому приходится, разбив предстоящую работу на части и распределив задания, убеждать, требовать, добиваться выполнения намеченного плана, согласовывать действия всех участников работы.

Каждое дело требует своей организации. Но это не значит, что каждый раз надо ломать старую, уже сложившуюся систему и создавать новую. Хорошо отлаженная и отрегулированная система будет действовать даже при незначительных усилиях организатора. В хорошем, дружном, «сработанном» классе все знают свои возможности, свое место, и когда требуется быстро выполнить то или иное задание, ребятам не нужны подсказки, указания, каждый занимается своим делом. Когда же в таком классе приходится браться за новое, ранее не встречавшееся дело, то организатор «перенастраивает» сложившуюся систему, проводит перестановку людей, установление новых связей.

Нередко случается, что организатору приходится иметь дело с новыми для него людьми, действовать в новых обстоятельствах. Тут ему, конечно, придется потрудиться. Этот кубик легко переставить с места на место. А человеку может быть что-то непонятно в задании, может не понравиться, как ему сделано замечание, он может, наконец, отказаться от участия в деле, сославшись на какие-то более или менее важные обстоятельства. Человек обладает возможностью забывать, в том числе и о поручении, а также относиться к нему с энтузиазмом или прохладцей, проявлять инициативу или оставаться равнодушным. Насколько хорошо удастся решить общую задачу, будет зависеть от умения организатора учесть все эти сложности, от его знания всех секретов организаторской работы, от его способности разъяснить, убедить, научить, увлечь, потребовать. Другими словами, и от его педагогических возможностей. Да, да! Именно педагогических.

В далекие времена по улице Древней Спарты взрослые по утрам вели за руку в школу маленьких спартанцев. Каждый из этих людей затем терпеливо дожидался окончания занятий и отводил сына своего состоятельного хозяина домой. Этих людей называли педагогами (от греческого «пайс» — ребенок, «агоген» вести). За много веков изменилось содержание понятия «педагог», но суть осталась прежней — вести за собой.

У педагога и у организатора очень много общего. Хороший педагог обязательно должен быть организатором. Способный организатор не может не быть педагогом. Ему приходится воспитывать других, передавать им знания организаторской, общественной работы, самому быть примером организованности, подготовленности, дисциплинированности.

Я искренне убежден, что, выполняя организаторскую работу, председатель совета отряда и пионерский вожатый, секретарь комсомольской организации и классный спорторганизатор, староста класса и бригадир ученической производственной бригады — все они в это время становятся педагогами.

Учащийся-педагог. Непривычное словосочетание. Но, как это на первый взгляд ни парадоксально, миллионы мальчишек и девчонок, юношей и девушек, работая в пионерских и комсомольских органах, участвуя в ученическом самоуправлении, организуя многие дела, выполняют и педагогические обязанности. Пусть эти педагогические начала проявляются у ребят порой очень робко, пусть стремление убедить, доказать, научить рождается не от знания законов воспитания, а от искренней веры в необходимость оставаться честным, справедливым, приносить добро людям, но все это служит делу воспитания учащихся. В этом смысле все школьники-организаторы являются первыми помощниками профессиональных педагогов — учителей.

Организаторская работа, как и любая другая, складывается из простых, элементарных действий: внутренних (надо подумать, поразмыслить над задачей, прикинуть, кто на что способен, проанализировать создавшееся положение) и внешних — практических (когда начинается взаимодействие организатора с людьми). Вопрос может быть поставлен так: знает ли организатор, как делать дело, и умеет ли он это делать? Знать и уметь — вещи хотя и взаимосвязанные, но разные.

Организаторские знания — это сумма сведений, познаний в области организаторской работы, понимание целей, задач деятельности, знание особенностей личности и коллектива, правил организаторской работы. Знания можно получить, прочитав необходимые книги, послушав советы бывалых людей, понаблюдав за действиями других организаторов. К примеру, комсорг впервые составляет план выполнения задания. Затратив много времени, посоветовавшись с товарищами, посидев в библиотеке, организатор может составить такой план вполне грамотно. Но может случиться так, что, приступив к выполнению плана, он потерпит неудачу. Почему? Да потому, что у него не сформированы организаторские умения.

Организаторские умения — это способность человека быстро и эффективно применять имеющиеся организаторские знания на практике, действовать с учетом имеющегося опыта и сложившейся ситуации. Так, опытный организатор, встретившись с необходимостью организовать дело, которое ему раньше не приходилось выполнять, пытается тут же использовать в этой новой для него обстановке знание действий и приемов, которые он применял ранее в других обстоятельствах.

Умение в постоянно изменяющейся обстановке выбрать правильное решение и оперативно провести его в жизнь требует от организатора находчивости, смелости, твердости.

Организаторские знания и умения — это ценный багаж организатора. Его не перешлют вам большой или малой скоростью друзья и знакомые из другого пункта. Этот багаж накапливается человеком самим только в процессе активной общественной работы.

Организаторы опытные и начинающие! Не сдавайте свой багаж в камеру хранения. Пусть он всегда находится с вами. Постоянно пополняйте его. Помните, чем весомее он будет, тем легче станет людям, которых вы ведете, выиграет дело, которому вы служите.

Хорошая организаторская работа зависит от знания людей, с которыми работаешь, знания законов развития коллектива, качеств личности самого организатора, знания особенностей организаторской работы, знания дела, которое организуешь, умения практически организовать.

В этой книжке мы с вами постараемся разобрать поочередно все эти условия, за исключением, пожалуй, одного. Мы здесь не будем говорить об особенностях тех или иных дел, которые следует организовать. Таких видов деятельности очень много, и знакомство с ними требует особого разговора. Тем не менее, по возможности мы с вами будем анализировать организацию тех дел, которые часто встречаются в практике работы школы.

 

КЛЮЧИ К ЧЕЛОВЕКУ

 

Зачем нужны ключи к человеку. — Хозяйка ключей. — Удивительная страна Подростков. Визитные карточки Юности. Мир Джульетт и мир д'Артаньянов. Жители улицы Человеческой Индивидуальности: Темперамент, Характер, Способности. Советы организатору.

 

Одно из условий хорошей работы организатора — знание людей, с которыми работаешь. Чтобы узнать человека, утверждает старая пословица, нужно с ним пуд соли съесть. А для этого понадобится ой сколько времени. Но как же в этом случае быть организатору? Это хорошо, когда тебе приходится иметь дело с ребятами из своего класса, которых знаешь не один год. А если приходишь впервые в пионерский отряд вожатым, или тебя избирают в комитет комсомола школы, или назначают организатором людей, которых видишь впервые? Прикажете начинать с коллективного поедания соли? Нет, конечно.

Люди познаются в процессе работы. Однако, прежде чем приступить к делу, надо, чтобы организатор располагал самыми необходимыми сведениями о тех, с кем придется работать. К каждому человеку нужен свой подход, свой «ключик». Но, подбирая ключи к человеку, надо знать, на какой «замок» закрыты его секреты. Одним ключом здесь не обойдешься.

Хозяйка большого набора ключей к внутреннему миру человека — наука психология. Сотни лет изучает психология своего подопечного — человека, особенности его поведения, и уже накопила массу сведений. Она может многое поведать нам о человеке, законах, по которым развивается личность, подсказать, что можно и чего нельзя ожидать от людей определенного возраста, склада характера, способностей. Она может посоветовать, каким ключом лучше воспользоваться, чтобы приоткрыть для себя мир другого человека. И все это она готова сделать, не видя конкретного человека. Почему?

Прежде всего, потому,что хотя все мы с ними очень разные, но в своем поведении бываем похожи друг на друга. Психология, к примеру, может всех людей по степени «похожести» сделать жителями воображаемых стран. В стране Детства соберется тогда неугомонная ребятня до 10—11 лет, страна Подростков объединит всех, кто не старше 14—15 лет, пропуск в страну Юности будет выдаваться тем, кому исполнилось 15, но не «перевалило» за 21—22 года. А там уже и Взрослость. Согласитесь, что в каждой из этих стран у жителей много общего.

Поскольку старшеклассникам-организаторам приходится чаще всего иметь дело с подростками и сверстниками, то мы совершим небольшую экскурсию в страну Подростков и в страну Юности. Но не в качестве любопытных экскурсантов, а в качестве тех, кому надо обязательно узнать самые главные особенности их жителей. Ведь ими придется вам руководить.

Венгерский психолог Г.Элемер в своей книге «Удивительная страна» образно описывает мир подростка:

«Удивительная страна — это страна Подростка! Она наполнена особенностями, чудесами и странностями. Границы ее необыкновенно извилистые, нечеткие, расплывчатые. Нередко ее жители сами не знают, когда и где переступили ее границы. Еще меньше замечают они, когда и как уходят из этой хаотической страны, где очень многое иногда стоит вверх ногами.

Климат этой страны очень капризный и прихотливый, то тропически знойный и вдруг без перехода — ледяной холод. Имеется бурно расцветающая весна и листопадная осень, но они не всегда сменяются последовательно, а в лето врывается зима, в весну — осень.

Но и жители этой удивительной страны также непоследовательны — проявляют крайности в своем поведении. То очень веселые и шумные, то вдруг молчаливые и угрюмые; то смелые герои, то вдруг боязливые и беспомощные; иногда сомневающиеся и не верящие в себя; очень часто слишком самоуверенные и спесивые; иногда то очень скромные и замкнутые, то невыдержанные и нахальные.

В этой удивительной стране нет детей и нет взрослых. Туземцы (аборигены) отрывают себя от детей, потому что уже презирают их. Аборигены следят, чтобы в это хаотическое общество никто из детей не проникал, потому что коренные жители сами чувствуют, что природа их необыкновенная, поведение их не всегда признается взрослыми, но сами они хотят быть взрослыми.

Жители страны Подростков не всегда встречаются с симпатией, понимаются взрослыми; взрослые укоряют за бессмысленность их поступков, ругают и порицают их. Некоторые из взрослых утверждают, что жители этой страны не признают авторитета и привычек, не уважают старших и опытных, мнения общества, что в их сердце есть только цинизм и ненависть.

Жители страны Подростков ожидают от взрослых не этого; наоборот, они ожидают, чтобы им помогли, поняли бы и посочувствовали бы им. Главным образом они жаждут того, чтобы не обращались с ними, как с детьми, а старались бы их признать как уже молодых людей и вывели бы из этой страны, где климат иногда хаотичный».

Видите, как сложен и противоречив мир подростка. Недаром этот возраст иногда называют трудным. Самое главное в нем, что подросток уже не ребенок, он не хочет, чтобы его считали таким. Он стремится к взрослости, звонит во все колокола, требует признания его прав на взрослость.

Но будем объективны: у подростка преувеличенное представление о своих возможностях. Не все «взрослое» ему под силу. Однако подросток не хочет этого признавать. Его притягивает все героическое, необычное, он стремится на деле доказать свою исключительность, хотя случается, что это выражается в форме дерзости учителю («смотрите, какой я смелый»), неоправданного упрямства («смотрите, какой я самостоятельный и принципиальный»), ненужной бравады своими недостатками («да, я такой, ну и что; имею же я право быть таким, как я хочу!»).

Вместе с тем мы бываем часто неправы по отношению к подросткам, недооценивая их возможностей. По-видимому, прав был мужественный человек и талантливый писатель Антуан де Сент-Экзюпери, резонно бросивший упрек всем нам в своем «Маленьком принце», что «все взрослые вначале были детьми, только мало кто из них об этом помнит».

Организуя работу с подростками, старшеклассник должен помнить:

Нужно уважительно относиться к стремлению подростка стать взрослым, помогать ему входить в «наш» мир, осваивать его.

Подросток проявляет повышенную активность, его привычное состояние — движение. Он заболевает, если его лишить возможности двигаться, действовать. Не злоупотребляйте беседами, разговорами, нравоучениями. Организуйте живые, конкретные дела, в которых есть простор для движений.

Подросток стремится не только больше знать, но еще больше уметь. Не пытайтесь делать все сами, поручайте ответственные дела ребятам. Не бойтесь с их стороны ошибок — ведь на ошибках тоже учатся.

Подросток принимает в штыки «сюсюканье», и самый верный тон — доверительный и требовательный.

Не следует совершать ошибку, постоянно напоминая подростку, что он «еще маленький», иначе вы потеряете его доверие.

Многие подростки готовы браться за все, увлекаются сразу несколькими делами, но не доводят их до конца. Не поддавайтесь и вы этому искушению, поддерживайте интерес к начатому делу, воспитывайте у ребят волевые качества. Пусть живет у подростков правило: «Кончил дело – гуляй смело!»

Подростки очень впечатлительны, бурно реагируют на яркое, неожиданное, интересное, красочное. Поэтому очень часто ежедневные обязанности, в том числе и приготовление уроков, будничные дела не привлекают их, оставляют равнодушными. Хорошо, если организатор будет вносить в будничную работу больше элементов красочности и романтики, но, с другой стороны, не стоит всю работу строить только на принципе приятного. Надо формировать у подростков чувство долга, ответственности перед обществом.

Большое значение имеет для подростков первое впечатление о человеке, о встрече с ним. Поскольку подростки особо ценят в людях такие качества, как смелость, мужество, преданность товарищам, эрудиция, то организатору стоит подумать над тем, как показать самого себя с лучшей стороны при первой встрече с ребятами. Именно к первой встрече готовьтесь наиболее тщательно.

Подростки любят подражать реальным героям, если они их увлекают, становятся для них идеалом. Кто будет таким образцом для подражания, во многом зависит от организатора. Подростку нужно помочь проникнуть в мир истинно героического. Если этого не сделать, то появятся мнимые герои, которые увлекут подростка своей «необычностью», «смелостью». Это «герои» подворотен, кинобоевиков и др. Хотелось, чтобы образцом для подражания стали лучшие качества организатора.

У подростков велико стремление занять достойное место в классном коллективе. Они прилагают огромные усилия, чтобы утвердить себя чем-либо в глазах других. Если подростку не представляется возможным самоутвердиться обычным путем (в учебе, в общественных делах, в спорте, самодеятельности), то формы самоутверждения могут искажаться (грубость, драчливость, своеволие и др.). Организатору следует активнее привлекать ребят к различным видам деятельности, ставить их в позиции руководителей, организаторов, исполнителей, менять чаще (по возможности) эти роли.

В подростковых классах нередко создаются замкнутые группировки: девчоночьи «стайки» и мальчишечьи «компании». В них могут действовать свои «законы чести», которые не всегда согласуются с требованиями учителей, взрослых. Подростки предпочитают сохранять верность своим группировкам даже в тех случаях, когда это связано с нарушением общепринятых норм поведения, дисциплины. Организатору следует поддерживать такие качества, как верность данному слову, преданность товарищам, осуждать ябедничество и вместе с этим помогать ребятам отличать товарищество истинное от ложного, принципиальность и честность от круговой поруки.

Подростков сильнее увлекают близкие перспективы, чем удаленные во времени. Учтите это при планировании работы.

А теперь переберемся в страну, жителями которой являетесь вы сами. Это — Юность.

Вы можете сказать, что себя-то вы знаете. Разумеется, многое из того, о чем сейчас мы будем говорить, вам покажется очень знакомым. Но на многое нужно посмотреть другими глазами — глазами человека, которому придется искать верный подход к своим сверстникам.

Юношество — особая пора в жизни человека, и она сказывается в своеобразии поведения старшеклассников, их взаимоотношениях между собой. Юноша уже на пороге взрослости, хотя еще не распрощался окончательно с подростковыми чертами. Поэтому вы, видимо, сами замечаете, как порой живописно переплетаются в вас и в ваших товарищах самоуверенность с растерянностью, доверчивость со скепсисом, устремленность вперед с негативизмом.

У ряда людей возраст юности связывается больше с недостатками, чем с достоинствами: мол, у юных мал жизненный опыт, не хватает знаний, не сформированы еще интересы и еще много «не».

Действительно, всему молодому еще расти, набираться сил и опыта — это все верно. Верно и то, что навыки организаторской работы у старшеклассников еще только формируются, и здесь им нужна помощь. Но нельзя сбрасывать со счета и тот опыт общественной работы, который был накоплен ими ранее в пионерской организации. Нельзя забывать о тех огромных возможностях, которыми обладает юность и которым требуется помочь раскрыться.

Юность — шаг в зрелость. Большинство юношей и девушек уже вступили в ряды Ленинского комсомола.

В шестнадцать лет они получают паспорта, а это знаменует гражданское совершеннолетие. Старшеклассники в школе — главная опора педагогического коллектива, организаторы пионерской и комсомольской работы.

Юность — пора выбора своего места в жизни, определения и реализации своих жизненных планов. Причем для многих юношей и девушек важно не только кем, но и каким быть.

Юность романтична. Для неё характерны порыв, устремленность в будущее, стремление к идеалу.

Юность общительна. Самая типичная черта юношеского возраста — стремление к коллективности. Ни на каком другом этапе человеческой жизни роль коллектива не приобретает такое большое значение, как в юности.

Юность бескомпромиссна. Жажда самораскрытия самовыражения — ведущая черта юношества.

Юность противоречива. Порой сумбурна. Такая, какой ее пытался описать в своих стихах одни из школьников:

 

В нас столько всякого напихано,

О нас такое понаписано,

В нас столько всякого наносного,

В нас столько всякого ненужного,

В нас столько всякого наружного,

В нас столько всякого нарочного,

В нас столько всякого хорошего...

A люди ходят и не верят нам...

Они большие и сухие,

Они гуляют, как по берегу,

Вокруг бушующей стихии.

В нас все неведомо и утренне,

И все уносит и приносит...

Весной бывают реки мутными,

Чтоб стать прозрачными под осень.

 

Юность — пора становления дружбы, первой любви. Цена дружеской верности, преданности и чести как никогда высока.

Организатору, работающему со сверстниками, надо учитывать:

Старшеклассникам под силу более значимые дела, чем об этом думают многие. И не только в своем классе, школе, но и за их пределами. Следует искать и находить такие точки приложения сил для комсомольской организации, для каждого старшеклассника, чтобы потом можно было с гордостью сказать: «Ведь можем же!»

Деятельность старшеклассников должна быть не только общественно значима, но и эмоционально привлекательна. Не забывайте, что эмоциональная окрашенность того или иного дела часто предопределяет его результат.

Юношеству свойственно проявлять заботу о ком-либо, осознавать свою «нужность» для других. Многие юноши и девушки любят возиться с младшими. Шире используйте эти возможности сверстников. Поле их деятельности — пионерские отряды, звенья, подростковые клубы, команды, детские кинотеатры и т. п.

Как никогда, в этот период очень хочется разобраться в самом себе, выяснить «кто есть я» на общем фоне «кто есть кто». Но человек может судить о себе не только по тому, что он о себе думает, но и по тому, что и как он делает. Нужно помогать самоопределению сверстников, следуя правилу: «каждому — конкретное дело», «каждому — дело по душе».

Если подросток смотрит на себя как бы глазами окружающих, то старшеклассник больше пытается оценить свою личность сам. Однако известно, что самооценка не всегда бывает объективна: случается, что человек переоценивает свои возможности, случается и наоборот. Переоценка своих качеств может привести к появлению высокомерия, тщеславия, зазнайству. В свою очередь, недооценка самого себя приводит к тому, что человек начинает заниматься ненужным самоби чеванием, болезненно реагировать на критику, уклоняться от всякой деятельности, где есть элемент соревнования, терять веру в свои силы. Организатор должен знать, что хорошая атмосфера в коллективе, откровенные разговоры на комсомольских собраниях, диспутах, беседы со сверстниками, активное включение в общественную работу, проверка в деле «кто есть кто» помогут расставить «по местам» тех и других.

Будучи сами очень чуткими и ранимыми, многие юноши и девушки не всегда умело и благородно пользуются «шпагой» юности — прямолинейностью и бескомпромиссностью. Они прямо говорят, что думают, высказывают о людях свое мнение, невзирая на лица. Но при этом случается, что их мало заботит, правильно ли они думают и насколько верно их мнение. Поэтому нередко у старшеклассников теряется чувство меры, отсутствует такт, гибкость, выдержанность по отношению к людям не только старше себя, но и к сверстникам. Порой юноши стесняются проявлений нежности, чуткости на людях и скрывают эти чувства под маской нарочитого равнодушия, грубости. Организатор может своим примером учить сверстников внимательности и чуткости по отношению ко всем, кто в этом нуждается, помогать товарищам видеть за внешним внутреннее, отличать прямоту от грубости, прямолинейность от невоспитанности.

Чертой юношества является стремление к максимализму — «все или ничего». Энергичность, боевитость, наступательность — все это достойно поддержки. И не только поддержки. Опытный организатор всегда найдет возможность использовать в деле эти свойства юношеского возраста. Но существует и опасность потери чувства реальности, появления настроений «шапкозакидательства» — «мы все можем!» При таком настроении случись неудача — и полнейшая растерянность, разочарование, потеря веры не только в свои силы, но и в возможности комсомольской организации, товарищей и т.д. Вот тут влияние организатора должно быть определенным — наступать, но не «зарываться». Для части юношей и девушек характерна повышенная критичность. В этих случаях обращается внимание только на те недостатки, которые «их лично» не устраивают. Они предпочитают смотреть на происходящее со стороны. Задача организаторов заключается в том, чтобы помогать сверстникам не только обращать внимание на недостатки, что само по себе является положительным моментом, но и бороться за их исправление, видеть те достоинства в людях, на которые можно опереться в этой работе.

Однако не будем спешить расставаться с миром Возраста. Разве вы сами не обратили внимание на то, что этот разновозрастный мир разделен наполовину: мир девчонок и мир мальчишек, девушек и юношей, мир Джульетт и мир д'Артаньянов? Но это же очевидно, скажете вы. Конечно. Точно так же, как очевидно различие в поведении представительниц «слабого» и представителей «сильного» пола. Заметьте, все это в пределах одного возраста.

Особенности женской и мужской психологии в науке изучены пока явно недостаточно. Тем не менее, многие факты этих различий мы фиксируем с вами постоянно, пытаемся сознательно и неосознанно использовать свои житейские знания, опыт во взаимоотношениях с подругами, друзьями. Своеобразие поведения «Джульетт» и «д'Артаньянов» вызвано особенностями строения и развития человеческого организма, различиями в устройстве и функционировании нервной системы. Но очень многое в психологии мужчин и женщин привносится исторически складывающимися условиями социальной жизни, связанными, например, с разделением функций в семье. Немаловажное значение имеют и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Так, согласно этим традициям, складывающимся нормам поведения, мужчинам, отводилась роль защитников, которые должны были быть сильными, храбрыми, энергичными. Женщина, наоборот, хранительница домашнего очага, олицетворение заботы, нежности, чуткости...

Из поколения в поколение передаются неписаные законы, эталоны поведения «Джульетт» и «д'Артаньянов», которые закрепляются, корректируются под влиянием изменяющихся условий жизни. Причем такая передача часто происходит совершенно для нас незаметно. Посудите сами. Во дворе мать выговаривает своей маленькой дочери, выползающей из песочницы: «Смотри-ка, как ты вывозилась! Вся в грязи! Разве так можно? Ты ведь девочка!» Причем говорит таким тоном, как будто нашему брату-мужчине в грязи вываляться все равно, что воды попить. Или замечание в адрес мальчика: «Что ты хнычешь, как девчонка? Не стыдно тебе?» И в этой фразе содержится жизненная установка-инструкция: не пристало, мол, мужчинам слюни разводить, это привилегия «слабого» пола. Разные разговоры, разные игрушки, разные установки постепенно формируют то своеобразие, которое мы отмечаем в поведении мальчиков и девочек, юношей и девушек.

Однажды ученые провели такой эксперимент. Предложили дошкольникам (их было несколько сот человек) порисовать на свободную тему. Что хотите, то и рисуйте. Когда проанализировали их рисунки, оказалось, что около двух третей всех произведений 6—7-летних мальчиков выполнено на «индустриальную» и военную темы, в то время как эти сюжеты захватили лишь нескольких юных художниц. Зато любимые темы рисунков девочек — это цветы, деревья, дома, фигурки людей, птиц, зверей и т.п. Вот вам и результат различного постижения маленькими людьми «взрослого» мира! Помните, как поется в одной из популярных детских песен на стихи Джанни Родари, где задается бесхитростный вопрос: «Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки?» Это любопытство поэт затем переносит и на девчонок. Оказывается, что мальчишки «сделаны» из «веснушек и хлопушек, из линеек и батареек..., из пружинок и картинок, из стекляшек и промокашек», девочки — из «цветочков и звоночков, из тетрадок и переглядок..., из платочков и клубочков, из загадок и мармеладок...» Вот так.

Девочки гораздо чувствительнее мальчиков в сфере личных взаимоотношений, более точно умеют «читать» в других людях их состояния, определять самочувствие окружающих людей. Замечено также, что у девочек преобладают гуманитарные склонности.

Для мальчишек предпочтительна деятельность, связанная с преодолением физических трудностей. Тем более что себя они считают более энергичными и деловыми людьми, чем «эти нежные создания». Мальчишки — больше практики, в то время как для девочек характерна так называемая словесно-речевая деятельность. Иначе говоря, девчонки — большие любительницы порассуждать, поговорить, обсудить, осудить, похвалить. Это совсем не означает, что этим не занимаются представители «сильного» пола. Занимаются. И нередко. Но здесь первенство за девочками.

Девочки чаще, чем мальчишки, испытывают состояние тревожности, переживание страха, опасности. Это не говорит за то, что мальчишкам не дано бояться, тревожиться. Дело в том, что мужской стереотип поведения не позволяет им внешне демонстрировать свои слабости, тем более трусость. Психологи утверждают, что мальчики зачастую подавляют или маскируют в себе чувства тревоги и страха, тогда как девочки порой простодушно и открыто оповещают окружающих о своих переживаниях.

Нужно сказать, что молва не всегда справедливо упрекает женскую половину в искусстве «игры на публику». Мальчишечья половина в этом не уступает своим сверстницам. Оказывается, мальчишки тоже любят порисоваться, поизображать кого-то, поиграть в якобы безразличное отношение к окружающим их девчонкам и т. п. К тому же мальчишки хвастливее девчонок, менее самокритичны и реже сознаются в своих слабостях.

Надо иметь в виду и такое немаловажное обстоятельство. Начиная с 12—13 лет у девочек происходит резкий скачок в физическом развитии. Они как бы обходят на возрастной дистанции мальчиков: те и другие возраста одного, а девочки кажутся заметно взрослее. Через три — четыре года эта диспропорция постепенно исчезнет, но пока различия в поведении мальчиков и девочек особенно заметны.

В эти годы у девочек более отчетливо проявляется потребность в интимной дружбе, в откровенном общении с близкими друзьями. К мальчишкам это придет позже. Случается, что девочки вдруг начинают терять интерес к своим сверстникам и становятся более внимательными к ребятам старше себя. Обиженные одноклассники порой не могут понять и простить такой «измены». Девочки теперь очень обостренно относятся к тому, что о них думают другие, сильнее проявляют интерес к своей внешности. Они энергичнее и активнее начинают участвовать в окружающей жизни. Можно прямо сказать, что в этот период «сильными» становятся как раз девочки.

Особенности мальчишечьей и девчоночьей психологии не должны быть для организаторов секретом за семью замками. Боле того, эти особенности необходимо учитывать, выбирая те или иные способы воздействия. А в кое-каких вопросах, связанных с неравномерностью распределения мальчишек и девчонок, юношей и девушек в органах школьного самоуправления, не мешало бы и «власть употребить». Посудите сами. Разве можно признать нормальным тот факт, что абсолютное большинство пионерских активистов в дружинах и отрядах — девочки, что руководителями классных и школьных комсомольских организаций, органов ученического самоуправления на две трети являются девушки? Вот так «слабый» пол! Какой-то управленческий «матриархат». Не кажется ли вам, что здесь в силу разных обстоятельств происходит недооценка возможностей мужской половины успешно решать вопросы управления своими делами. И тут-то, пожалуй, не стоит кивать на причуды мужской и женской психологии.

Настойчивей интересуйтесь, чем хотели бы заниматься мальчишки. Объясняйте, что они могли бы сделать. Только не предлагайте им «легких дорог»: будущие мужчины не любят, когда им дают «слабинку». Поручения должны быть конкретными, от раза к разу усложняющимися, обязанности — определенными, результаты — зримыми. Тогда мальчики, постепенно двигаясь от простого к все более сложному, обретают собственный опыт, втягиваются и дела коллектива, с интересом выполняют общественные обязанности, не уступая девочкам в выдумке, инициативе, организованности. В результате выиграют и сами юноши, и коллектив.

Уверен, нужно мальчишек, юношей восстанавливать в своих «правах» в органах ученического самоуправления. Не думайте, что я призываю к этому из чисто мужского патриотизма и ущемленности мужского самолюбия.

Поверьте, пользы будет больше. Хотя и хлопот тоже.

После того как мы с вами побывали в мире Возраста (к сожалению, мы не имеем возможности проведать доверчивое Детство и раскланяться с чопорной Взрослостью), нас ждут на улице Человеческой Индивидуальности.

Здесь мы заглянем в гости к хитрецу Темпераменту, познакомимся с важным Характером и нанесем визит умнице Способности.

Пожалуйста, внимательно присмотритесь к своим друзьям и знакомым. Да и просто к незнакомым людям. Как по-разному они ведут себя в одинаковых ситуациях.

Вот кто-то рассказывает веселую историю: один так и заливается смехом, другой улыбается, третий чуть скривил губы, а четвертый вопросительно смотрит на всех — в чём дело? Смотрим кинофильм. И опять разная реакция: у кого слезы на глазах, кто-то сосредоточен, кто-то в полном спокойствии. Одни чувствуют себя в новой обстановке как рыба в воде, для других мучительно трудно приспосабливаться к людям. Один каждый раз торопится, когда говорит, не давая сосредоточиться слушателям, другой вызывает раздражение своей медлительностью, неторопливостью речи...

У каждого из нас существует свой индивидуальный «почерк» поведения. Этим мы отличаемся друг от друга, и этим, парадокс, мы похожи один на другого. Достаточно всех медлительных отвести в одну сторону, легко возбудимых — в другую, уравновешенных — в третью... Тем самым мы отметили существование еще одних свойств личности, делающих всех нас похожими и в то же время непохожими друг на друга.

Такая совокупность индивидуальных психических свойств человека названа темпераментом. Психологи условно выделили четыре основных типа темперамента.

Холерик — неуравновешенный, вспыльчивый, очень подвижный человек. Быстрый темп деятельности, порывистость в движениях. Способен весь отдаваться работе, при этом создавать большое напряжение. Может быть резок во взаимоотношениях, излишне прямолинеен. В ответ на замечания «взрывается». Ему трудно сдерживать себя, часто не способен выслушивать собеседника до конца, перебивает, пытается вставить слово.

Активен, выступает с различными инициативами. Торопливость холерика может приводить к поспешному, необдуманному решению, ошибкам. В организаторской работе большую пользу может принести там, где требуются энергичность, напористость, эмоциональный подъем, решительность, оперативность. Холерик отличается настойчивостью и задором. При неудаче может наблюдаться резкий спад в настроении, расстройство деятельности.

Сангвиник, по выражению И.П.Павлова, «горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него много и интересного дела, т. е. есть постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучливым, вялым...».

Сангвиников часто называют «солнечными» за преобладание в их поведении оптимизма, жизнерадостности. Настроение у сангвиника можно прочесть на лице: у него живая мимика, выразительные движения. Глядя на сангвиника, можно безошибочно определить, как он к вам относится — приветливо, настороженно, равнодушно, враждебно.

Сангвиники энергичны, увлекшись делом, могут долго не уставать. Быстро привыкают к новой обстановке. Общительны, у них, как правило, много друзей, знакомых. С готовностью откликаются на просьбы. Сангвиников можно еще узнать по ярко выраженному чувству юмора и остроумию. Быстро забывают перенесенные неприятности.

Если работа носит слишком монотонный характер, сангвиник может быстро потерять к ней интерес, оставить недоделанной. Не всегда способен действовать там, где требуется кропотливость, тщательность. Склонен к переоценке своих сил и возможностей.

В организаторской работе сангвиники хорошо показывают себя, когда нужно мобилизовать людей, увлечь их, разрядить обстановку, если она излишне напряжена или нервозна. Способность сангвиников быстро находить общий язык с людьми, создавать мажорное настроение можно успешно использовать при организации коллективных дел.

Флегматик — внешне невозмутимый, спокойный, всегда ровный в поведении человек. У него несколько замедленный темп движений, речи. Отличается высокой выдержкой, самообладанием. Начиная какое-либо дело, пытается продумывать его во всех деталях.

Трудно приспосабливается к новым условиям. Не сразу сходится с новыми людьми, первое время относится к ним настороженно. У него, как правило, ограниченный круг друзей, но зато дружит с ними крепко. Флегматик недостаточно гибок во взаимоотношениях: ему бывает трудно изменить свое мнение о человеке.

В работе трудолюбив, но требуется «раскачка». Особенно нуждается в подробном инструктаже перед началом работы, если она нова для него. Флегматик более полезен в той работе, где нужна основательность, тщательность выполнения. Лучше, если она не связана с быстрой сменой обстановки, а предполагает определенную длительность выполнения. Постоянными требованиями делать быстро, моментально мы можем выбить флегматика из колеи и тем самым лишиться упорного и настойчивого труженика.

Меланхолик отличается повышенной чувствительностью, очень легкой ранимостью, чрезмерной обидчивостью. Как правило, у меланхоликов тихий голос, невыразительная мимика, они замкнуты, малообщительны. В новой обстановке очень стеснительны, застенчивы, нерешительны.

Меланхолики бывают очень чутки к переживаниям других людей, искренне выражают сочувствие. Осторожны, осмотрительны. В спокойной обстановке отличаются добросовестностью, внимательностью, обязательностью по отношению к данному слову. Легко утомляются, не могут выдерживать быстрый темп работы.

Форма обращения, которая считается нормальной по отношению к холерику и сангвинику (повышенность тона, «металл» в голосе и т. п.), может надолго вывести меланхолика из равновесия.

Организатору следует быть особо внимательным к таким людям. Не надо торопиться обвинять меланхоликов в нерасторопности, лени, малоподвижности, в нежелании быть со всеми вместе и т. д. Делать этого нельзя. Все мы с вами обладаем разными возможностями, которые зависят не только от нашего желания или сознательности. Нужно считаться и с тем, как устроена у каждого нервная система, которая является «конструктором» темперамента. По отношению к меланхолику надо чаще применять одобрение, похвалу, что поможет ему преодолевать неуверенность, стеснительность.

Проявление темперамента «в чистом виде» встречается редко. Чаще мы видим в одном человеке черты разных темпераментов, однако, при преобладании какого-то одного типа. Картины поведения человека постоянно изменяются: холерик вдруг начинает себя вести как меланхолик, флегматик может разразиться вспышкой гнева... Определять тот или иной тип темперамента человека нельзя по мимолетному впечатлению, нужно видеть человека в разных обстоятельствах, в разных условиях работы.

Теперь попытайтесь проверить, знаете ли вы себя, свои индивидуальные особенности. В таблице, в столбцах слева и справа, дано описание воображаемого поведения двух разных людей. На кого из них вы больше похожи?

Внимательно прочтите вначале предложение слева, затем справа и в середине листа в одной из граф пометьте галочкой, насколько похожи ваши качества на качества того или иного человека. Если вы похожи на человека, качества которого описаны слева, то и галочку надо поставить в одной из двух граф с левой стороны. Если же увидите, что похожи на того, чьи качества указаны справа, то отметку надо ставить ближе к правому столбцу. В случае, когда вы посчитаете, что какие-то качества этих двух людей проявляются в вас в равной степени, то галочку можно поставить в середине — «похож на того и другого».

 

  Очень похож В основном похож Похож на того и другого В основном похож Очень похож  
Всегда веселое настроение, много улыбается и делает веселыми других.           Часто считает себя несчастным, редко улыбается, мало шутит
Находясь в центре внимания, чувствует себя уверенно.           В этих случаях чувствует себя неловко, стесняется.
Настроение часто меняется, его легко можно вывести из себя.           Обычно настроение ровное, его трудно вывести из равновесия.
Быстр, резок в движениях, жестах, торопится, когда говорит.           Движения, жесты, речь замедленны, сдержан, голос тихий.
Быстро забывает о неудачах и берется за работу.           При неудачах очень долго переживает, волнуется, не может взяться за дело.
Легко знакомится, у него много друзей, товарищей.           С людьми сходится с трудом, друзей немного.
У него масса планов и замыслов; ничего, что одни осуществляются, а другие нет.           Долго бьется над решением одной задачи, пытается докопаться до конца.
Постоянно стремится быть с кем-либо; чувствует себя плохо, когда остается один.           Не ищет встреч с людьми, ему одному бывает лучше.
Хочет, чтобы его радости или горе были замечены другими людьми.           Все свои чувства стремится переживать в одиночку.
Когда получает замечания, то шумно ведет себя, спорит, оправдывается.           Выслушивает замечания внешне спокойно, старается не спорить.
После выполнения трудного задания может быстро браться за другое.           Быстро устает и долго чувствует себя усталым.
Быстро забывает обиды и огорчения.           Долго не может прийти в себя после перенесенных неприятностей.
Любит подшучивать над друзьями, часто не задумываясь, приятно ли это им.           Редко шутит сам и часто обижается на шутки.
Любит сразу приступать к делу, не особенно задумываясь, что будет потом.           Любит все продумать заранее, тщательно спланировать рассчитать.
Быстро находит выход из трудного положения.           Долго раздумывает, размышляет, волнуется, прежде чем принять решение.
Постоянно ждет новостей, ему не по себе, когда молчит радио, не работает телевизор, когда неразговорчивы друзья.           Чем меньше новостей, тем лучше: можно над чем-нибудь подумать.

 

Теперь посчитайте галочки слева и справа и выясните, какие свойства в вас преобладают. Имейте в виду, что описание поведения человека, данное слева, в большей степени относится к людям сангвинического и холерического темперамента, справа — к флегматикам и меланхоликам. Предупреждаем, что это — житейское толкование своих индивидуальных свойств. Точно определить темперамент могут лишь специалисты.

Индивидуальные особенности поведения человека определяются не только темпераментом, но и характером личности.

Характер, как утверждали древние, это печать человека. О характере человека мы судим по тому, как ведет он себя в обществе, какие действия и поступки являются для него типичными, определяющими, какова его жизненная позиция.

Характер не приобретается по наследству. Он формируется в процессе всей жизни человека. Пословица гласит: «Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу».

По отношению к характеру мы можем давать те или иные оценки: хороший, скверный, твердый, плохой, мягкий и т. д. (чего мы не имели права делать, говоря о темпераменте). Но это обобщенные, житейские оценки. Складываются же они из нашего отношения к отдельным свойствам характера.

Различают четыре группы наиболее важных свойств характера:

1. Свойства, выражающие отношение личности к коллективу и отдельным людям (доброта, отзывчивость, требовательность, черствость, эгоизм и др.).

2. Свойства, выражающие отношение к деятельности, к труду (трудолюбие, добросовестность, лень, безответственность и др.).

3. Свойства, выражающие отношение к вещам (аккуратность, бережливость, алчность, неряшливость и др.).

4. Свойства, выражающие отношение к самому себе (скромность, гордость, самолюбие, уверенность и др.).

Организатору часто приходится оценивать те или иные свойства личности, своей или кого-то из товарищей, тем самым давая характеристику личности (слово «характеристика» происходит от слова «характер»). В целях объективности оценок свойств характера применяется метод независимых характеристик. Вы можете для начала испытать этот метод на себе. Для этого попросите нескольких своих товарищей, или учителей по пятибалльной шкале поставить вам оценки развития некоторых свойств вашей личности. После этого попытайтесь сделать самооценку и сравнить, насколько совпадают мнения ваши и независимые друг от друга мнения товарищей о чертах вашего характера. Для удобства оценки в столбике справа мы помещаем противоположные качества.

 

При оценке имейте в виду, что балл 5 означает — это свойство проявляется у человека всегда, балл 4 — свойство проявляется в большинстве случаев (преобладает), 3 — в одинаковой степени могут проявляться свойства, указанные слева и справа, 2 — в большинстве случаев проявляются противоположные свойства, — противоположные свойства проявляются всегда.

Знать, как развиты те или иные черты характера, человеку нужно, прежде всего, для того, чтобы целенаправленно влиять на них, опираться на лучшие свойства, составить правильную программу самовоспитания.

Как-то К.Марксу его дочери предложили заполнить анкету. И хотя ответы на вопросы анкеты были даны в полушутливой форме, они в известной степени отражают те черты характера, которые были сформированы у Маркса как человека. Вот эта анкета:

 

 

Достоинство, которое Вы больше всего

цените в людях.............. …………….     Простота

в мужчине...................... …………….     Сила

в женщине...................... …………….     Слабость

Ваша отличительная черта…………..    Единство цели

Ваше представление о счастье………    Борьба

Ваше представление онесчастье……    Подчинение

Недостаток, который Вы, скорее всего

склонны извинить…………………….   Легковерие

Недостаток, который внушает Вам

наибольшее отвращение ……………. Угодничество

Ваша антипатия………………………    Мартин Тапер[1]

Ваше любимое занятие……………..      Рыться в книгах

Ваши любимые поэты………………..   Шекспир, Эсхил, Гёте

Ваш любимый прозаик………………    Дидро

Ваш любимый герой…………………    Спартак, Кеплер










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 207.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...