Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Схема идеальной творческой стратегии
1. Творческие разработки могут вестись на трех уровнях: 1) решение конкретной технической задачи (например, усовершенствование электрофильтров, применяемых в производстве цемента); 2) решение общетехнической (или общенаучной) проблемы (беспылевое производство пылящих веществ); 3) решение социально-технического (или социально-научного) комплекса проблем (создание экологически устойчивого мира). Иногда эти "ступени" проходит один человек. Так, К.Э.Циолковский начал с чисто технической задачи - найти техническое средство преодоления земного притяжения. Таким средством оказалась ракета. Исследование перешло на второй уровень - решение задач ракетоплавания (ракетной космонавтики): создание многоступенчатых ракет орбитальных станций, космических оранжерей, космической связи, жизнеобеспечения в космосе и т.д. В последний период жизни основное внимание К.Э.Циолковский уделял, разработкам на третьем уровне: космической фазе существования человечества, неизбежному выходу всего человечества в космос, возникающим в связи с этим вопросом о смысле жизни, пределах изменяемости человека. Другие примеры:
Рис.1 Автомобиль - автомобили (автотранспорт) - "автомобильная цивилизация". Самолет - авиация (авиатранспорт) - "авиационная цивилизация". Батискаф - "батисредство" (батискафы, мезоскафы, подлодки и т.д.) - "батицивилизация" (батискафы, мезоскафы и другие "скафы", подводные поселения, подводное производство и т.д.). Атомная бомба - атомное (ядерное) оружие - "атомная цивилизация" (атомная энергетика, атомные двигатели, атомное оружие, атомная технология, "атомные" болезни и т.д.). 2. На каждом уровне могут вестись разные по масштабам разработки. Можно, например, создавать принципиально новый вид морского транспорта; можно изобретать новый вид трапа для морских судов. Масштабы разные, но качественно уровни разработок одинаковые: решается локальная техническая задача. Видимо, правильнее говорить не об уровнях (плоскостях, ступенях), а о ярусах (слоях, пластах). Нижний ярус - узкотехнический, узконаучный, узкохудожественный. Средний ярус - общетехнический, общенаучный, общехудожественный. Верхний ярус - общечеловеческий: социально-технический, социально-научный, социально-художественный, социально-организационный. 3. В каждом ярусе процесс разработки разворачивается во времени. Типичный временной спектр выглядит так (рис.1): выбор направления (н) - постановка конкретной задачи (з) - сбор необходимой информации (и) - решение (р) - внедрение или начало внедрения (в). 4. Идеальная стратегия творческой личности - когда человек кратчайшим путем выходит на решение задач третьего (верхнего) яруса рЗ и внедрение вЗ (рис.2): Идеальный путь - переход от "нулевого направления" (от-
Рис.2 сутствие творческой направленности) через н1 и н2 в третий ярус и продвижение к вЗ. Схема эта нереальна: продвижение вверх (с нижних ярусов в верхние) невозможно без постановки и решения конкретных задач нижних ярусов, без сбора необходимой для этого информации. От нО еще можно, используя готовую информацию, перейти к н1, но переход с первого яруса во второй возможен только после решения pi хотя бы одной задачи первого яруса. Поэтому график практически осуществимой идеально-реальной стратегии выглядит иначе. В наиболее типичном случае переход в следующий ярус происходит после решения задачи предыдущего яруса (рис.3): появляются новые спорные идеи, позволяющие увидеть "вышестоящий" ярус. Нередко путь вверх становится возможным благодаря обобщению идей, возникающих при решении нескольких задач нижнего яруса. Можно сказать так: рис.2 - график мечты, рис.3 - график трудного, но все-таки в принципе возможного максимального восхождения. 5. Реальная картина далека от графика на рис.3. Чаще всего человек так и остается в нулевом творческом ярусе. Переход в первый ярус - уже само по себе определенное достижение. Даже если такой переход осуществляется один раз и на сравнительно короткое время. Тех же, кто длительно держится в первом ярусе,
Рис.3 мы привыкли без колебаний считать творческими личностями: автор десяти изобретений, пятидесяти, ста… - творческая жизнь, какие могут тут быть сомнения! Между тем решение одной задачи второго яруса важнее для человечества, чем решение тысяч задач первого яруса. Возможность перехода во второй ярус (а тем более - в третий) нередко просто остается незамеченной теми, кто работает в первом ярусе: силы расходуются на борьбу за признание и внедрение результатов решения первоуровневых задач. Особенность стратегии, выделенной двойной линией на рис.3, и состоит в том, чтобы избежать ловушек на отрезках в1 и в2: добиваться внедрения решений первого и второго яруса нужно, но в той мере, в какой это не съедает сил и времени для продвижения к вЗ. 6. Трудности внедрения растут с подъемом вверх: казалось бы, какая разница, где завязнуть… Почти никому из поднявшихся в третий ярус не удается далеко продвинуться по вЗ. Но здесь есть важная особенность: на всех ярусах возможно промежуточное внедрение - опубликование. Оно, правда, почти ничего не дает в первом ярусе, но многое значит для идей второго яруса. А в третьем ярусе опубликование и есть реальное вЗ (или начальная фаза реального вЗ). Внедрение вЗ преимущественно духовное, не
Работа
Рис.4 материальное, в2 - духовно-материальное, в1 - материальное. Отсюда парадокс: вЗ может быть достигнуто одним человеком (теория Максвелла, теория Эйнштейна, теория Циолковского); для достижения в1 обычно нужен коллектив, а для достижения в2 - группа коллективов 7. Здесь должен возникнуть упрек: ах, вы призываете к построению теорий (притом с социально-философским уклоном) - в ущерб практике, конкретным научно-техническим свершениям. Ничуть не в ущерб! Мы говорим о другом: социально-философское осмысливание должно опережать конкретные научно-технические разработки. Ненормально, когда сначала внедряется атомная энергетика, а потом только появляется мысль о новом мышлении в атомный век. Ненормально, когда трещит по швам экологическое равновесие, а только потом начинают пробивать дорогу робкие призывы по возможности замедлить экологическую катастрофу… Мысль должна опережать дело; нельзя сначала суетиться, а потом думать. 8. Есть еще одно важное соображение в пользу "стремления вверх". Решение р2 задачи второго яруса дает "гроздь" новых задач первого яруса 1-3 (рис.4). Решение рЗ задачи третьего яруса дает "пучок" задач второго яруса I, II со своими "гроздьями" задач первого яруса 4-6, 7-9. Задачи в "гроздьях" резко отличаются от обычных задач первого яруса. "Гроздьевые" задачи относятся к новому комплексу проблем, жизненно важных для человечества. Таким образом, путь на первый ярус в обход (через второй и третий ярусы) дает возможность прогнозирования ключевых для будущего идей, задач, решений. 9. У "гроздьевых" задач есть еще одна важная особенность: их решение обеспечивает - в сумме - не только решение р2 и рЗ, но и может служить началом перехода к принципиально новым проблемам второго и третьего ярусов. Так, работая над жизнеобеспечением человека в космическом корабле, К.Э.Циолковский пришел к идее выращивания различных продуктов (в космической оранжерее) на угле. Оставался один шаг до идеи гидро-понического земледелия. Любопытно, что эту упущенную возможность (использование гидропоники в земных условиях) не увидел не только сам Циолковский, но и никто из ракетчиков вообще! Еще любопытнее, что этой возможности (пропущенной, неиспользованной) не заметил ни один из биографов Циолковского! 10. Творческая личность должна уметь – подниматься от pi к н2 и от р2 к нЗ; – спускаться от р2 и рЗ к "гроздьевым" задачам первого яруса 1-9; – подниматься от "гроздьевых" задач к новым проблемам верхних ярусов (стрелка от 9 к н2.1 на рис.4). 11. Одна из наиболее обидных ошибок: изобретатель поднимается на второй или третий ярусы, получает "гроздья" новых задач первого яруса… и увлекается их решением, не замечая, что некоторые решения этих задач могут быть обобщены до новых проблем второго и третьего ярусов. Например, изобретатель Н.В.Гулиа начал с локальной технической задачи первого яруса - создания инерционного двигателя. Вышел на проблему второго яруса - универсальное применение супермаховиков в качестве накопителей энергии. Получил "гроздь" новых задач первого яруса, связанных с постройкой и эксплуатацией супермаховиков. Решение одной из этих задач привело к идее увеличения прочности ленточных маховиков с помощью электростатических сил. Осталось перейти к новой проблеме второго яруса: упрочение любых конструкций за счет электростатических полей. Но этот последний - весьма перспективный! - переход так и не был сделан… Гулиа остался в кругу привычных "маховиковых" забот… |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 468. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |