Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПОДЛИННАЯ ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, ИЛИ АВАНТЮРА САМООТРЕЧЕНИЯ 4 страница
ВО стремятся навязать псевдоцель для "канализации" творческой энергии людей. Поэтому пирамида достижений по псевдоцели имеет массовый характер: сравнительно невысокий пик и очень широкое основание, как идеал - охватывающее всех людей. Пирамида достижений по достойной цели построена по иному принципу: пик, который на несколько порядков выше имеющегося уровня, и очень узкое основание. При жизни Циолковского не было толп его последователей, как есть сейчас толпы любителей кубика Ру-бика… Другая крайность - игра в цель: присутствуют некоторые атрибуты творческого образа жизни (конфликты с начальством, притеснения, страдания, тяжелая жизнь и т.д.), а разработка не ведется вовсе. На человеке как бы надета маска Творческой Личности, но истинно творческого наполнения нет. ВОСПИТАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ИДЕАЛОВ ОТКАЗ ОТ СВЕРХЗАРАБОТКА ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ 12-а. Основной. Культивирование целей, ограниченных повышением материального благосостояния; интенсивное воспитание потребительских идеалов. Вместо ДЦ - лично притягательные цели, например власть, богатство. 12-6. Усиливающий. Свалились "даровые" большие деньги: наследство, крупный выигрыш и т.п. 12-в. Основной. Отказ от сверхзаработка - нужно время для продвижения к выбранной цели. Расчет необходимого прожиточного минимума и траты по этому минимуму. Все, что сверх минимума, идет на достижение дц. 12-г. Упреждающий. Регулярные и активные контакты с искусством, литературой, историей (продолжение ранее начатой линии общекультурного образования). Пример к 12-а "Американский образ жизни от самых незначительных деталей до наиболее глубоких представлений и практики отличает исключительно эгоцентрическое мировоззрение, которое в свою очередь является точным отражением структуры самой экономики. Американская мечта включает личный транспорт, дом для одной семьи, собственное дело… Несмотря на то что Южная Калифорния, как и многие американские города, затянута смогом, национальная экономика по-прежнему ориентируется на детройтское производство и счастливое представление о семье с тремя автомобилями". О Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М.: Мысль, 1980. С.27. Пример к 12-в Из интервью со Святославом Рерихом: "…Мы живем столько, сколько живем - не более того. Рано или поздно нам придется уйти. И туда, куда мы уйдем, ничего нельзя будет взять из того, что окружало нас при жизни. Рокфеллер, например, нажив миллионы на нефти, заболел тяжелой болезнью и медленно умирал. Состояние его было самое плачевное, он роздал почти все деньги, основал разные организации, фонды… Деньги уже были ему не нужны, он умер в своем поместье недалеко от Нью-Йорка. Затем - Кодак, знаменитый Кодак, мы с ним встречались, Николай Константинович и я. Он был большой меценат, любил музыку. Он много сделал, широко жил, но нечто, что дает удовлетворение и счастье, ускользнуло от него. Он покончил жизнь самоубийством. Т.е. все, что он имел, - это было не то. Он потратил всю жизнь, чтобы собрать то, что так и не могло дать ему удовлетворения. Не дало спасения. Значит, давайте попробуем устроить свою жизнь так, чтобы к концу ее сказать: да, я счастлив. Есть, конечно, люди, умеющие удовлетворяться физическими благами, но, если человек интеллектуален, развит и пойдет по неверному пути, он будет вполне несчастлив. Я снова повторю: при желании быть счастливым просто. Это ведь похоже на "возлюби ближнего своего, как самого себя…" Рерих С. Мы ответственны в своих мыслях…// Лит. газ. 1987. 3 июня. С. 13. ПРИДАНИЕ ОБЩЕЙ ЦЕЛИ ЗНАЧЕНИЯ "ВЕЛИКОЙ" ВЫРАБОТКАМОРАЛЬНОГОКОДЕКСА ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ 13-а. Основной. Подмена Достойной Цели ложной "великой общей целью", например религиозной, милитаристской, национал-шовинистической. 13-в. Основной. Игнорирование или активное участие в сопротивлении (фашизму, расизму, гоике вооружений, разрушению экологической среды ит.д.). 13-г. Упреждающий. Выработка и соблюдение личных этических принципов (морального кодекса). Примечание к 13-в Игнорирование - или активное противодействие? Это зависит прежде всего от остроты обстоятельств Процессы, перечисленные на ходе 13-а, могут быть тихими, "тлеющими", - тогда предпочтительнее игнорирование Но если эти процессы обострились, нет более достойной цели, чем сопротивление любой из ложных "великих общих целей". Пример к 13-а Эйнштейн написал о своем отношении к войне и милитаризму: "Я глубоко презираю тех, кто может с удовольствием маршировать в строю под музыку, эти люди получили мозги по ошибке - им хватало бы и спинного мозга. Нужно, чтобы исчез этот позор цивилизации. Командный героизм, пути оглупления, отвратительный дух национализма - как я ненавижу все это. Какой гнусной и презренной представляется мне война. Я бы скорее дал себя разрезать на куски, чем участвовать в таком подлом деле. Вопреки всему, я верю в человечество и убежден: все эти призраки исчезли бы давно, если бы школа и пресса не извращали здравый смысл народов в интересах политического и делового мира". Кузнецов Б.Г. Эйнштейн: жизнь, смерть, бессмертие. М.: Наука, 1972. С.167. Пример к 13-а Я.Гордин в романе "Право на поединок" приводит выписки из доклада императору Николаю I будущего министра Уварова, который, инспектируя Московский университет, предложил профессорам издавать журнал: "Желая возобновить ученую деятельность профессоров, имел я еще в виду и то, чтобы посредством сего журнала внушить молодым людям охоту ближе заниматься историей отечественной, обратив внимание на узнавание нашей народности во всех ее различных видах. Не только направление к отечественным предметам было бы полезно для лучшего объяснения оных, но отвлекло бы умы от таких путей, по коим шествовать им не следует: оно усмирило бы бурные прорывы к чужеземному, к неизвестному, к отвлеченному в туманной области политики и философии. Не подлежит сомнению, что такое отношение к трудам постоянным, обоснованным, безвредным служило бы некою опорою против так называемых европейских идей, грозящих нам опасностию, но силу коих, обманчивую для неопытных, переломить нельзя иначе, как через наклонность к другим понятиям и началам. В нынешнем положении вещей и умов нельзя не умножать где только можно умственных плотин". Дальше Я.Гордин пишет: "Уваров обещал стремительное, но совершенно безопасное просвещение. Просвещение с вырванным революционным жалом. Духовное и научное движение вперед, покоящееся на могучей консервативной основе. Юноша, воспитанный по ува-ровской системе, должен был вырасти в просвещенного верноподданного. В просвещенного раба…" ПЛОХОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СНИЖЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ 14-а. Основной. Отъем основного времени (и денег): плохое обслуживание, медленное, дорогое, некачественное, бюрократическое, съедающее значительную часть основного времени и заставляющее тратить время на самообслуживание. Приходится становиться специалистом по ремонту своей квартиры, по ремонту своего автомобиля, по своим болезням; это заставляет читать литературу, не связанную с ДЦ, и специализироваться в посторонних для ДЦ областях. 14-6. Усиливающий . Катастрофический отъем основного времени (и денег) на неординарное обслуживание, например при тяжелом заболевании. 14-в. Основной. Снижение потребностей. 14-г. Упреждающий. Резкое снижение потребностей. Пример: Рахметов. Пример к 14-а и 14-6 Из стенограммы разговора с работниками одного из бакинских НИИ: С.Подогова, архитектор: "Сейчас операция у нас в Баку обходится родственникам больного в 500 рублей. Об этом все знают, но молчат… Зарплата у меня небольшая - 120 рублей, но оперироваться каждый месяц я ведь не собираюсь. Накоплю, если будет необходимость. Однажды мне самой пребывание в больнице обошлось в сто рублей: 60 рублей - терапевту, остальное - сестрам и нянечкам. Кроме того, моя мать заплатила 10 рублей, чтобы меня помыли. Питание - тоже целиком за счет родственников - то, что дают в больнице, есть невозможно". Э.Исмайлова, заместитель начальника отдела: "В больнице напрямую деньги никто не требует, но создают вам такие условия, что понимаешь: не заплатишь - помощи не жди. Никто к тебе не подойдет, лекарств нужных не найдется или еще чего. Мой муж находился в больнице на обследовании 20 дней, и это обошлось семье в 300 рублей. За что платили? За то, что лечащий врач отвез мужа на своей машине в другую клинику, где есть японская аппаратура, за место в палате - 50 рублей, по 1 рублю за чистое белье… Да это не только в больнице - в родильном доме никто к роженице не подойдет, пока не заплатишь". Возгласы с мест: "Ребенок теперь дорого обходится - рублей по 500 оставляют родственники в роддоме…" "… Два года назад у отца были приступы. Трижды вызывали "скорую". И хотя они отлично знали, что он гипертоник и страдает почечной недостаточностью, все три раза приезжали без лекарств. Каждый раз я умоляла доктора, чтобы он сделал что-нибудь. Но пока не положила ему в карман 25 рублей, он ничего не сделал. Зарплата тогда у меня была 95 рублей". Н.Борисова, руководитель группы: "Месяца три назад у моей дочери был аллергический отек. Вызвали "скорую", врач сделал укол, но состояние ухудшилось. Поехали в Шаумяновскую больницу. С трудом уговорили принять дочь хотя бы в коридор. До утра к ней никто не подошел. Утром практикантки оказали помощь, но никто из врачей так и не подошел. Через два дня нам заявили, что кончилось лекарство. Терпение лопнуло, я сказала, что пойду звонить в горком. После этого лекарство нашлось. У нас явно вымогали деньги". ЖЕНЩИНЫ ПОИСК "СКЛОДОВСКОЙ" ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ 15-а. Основной. Женщины. 15-в. Основной. Не ввязываться по крупному, помня о необходимости работы над целью. 15-г. Упреждающий. Поиск "Склодовской". Примечание к 15- в и 15- г Если Творческая Личность -» женщина, эти ходы имеют некоторые особенности. В простейшем случае, когда ДЦ уже поставлена, создание семьи в раннем возрасте также служит помехой на пути к цели. Характерный пример - биография С.Ковалевской. Если же ДЦ еще нет, а есть лишь "смутное желание", семья может дать толчок в превращении "желания" в реальную большую творческую цель. В этом случае инструментальным ходом может быть поиск мужа с ДЦ, сознательный поиск своего "Кюри". ВНИМАНИЕ! Каждый ход Игры - это не однократная акция. Ходы повторяются. Иногда ход совершается один раз, но растягивается на долгое время, на всю жизнь, определяя общий смысл поведения и характер Творческой Личности. ОДИНОЧЕСТВО 1-Я СМЕНА СТИМУЛОВ: РАБОТА РАДИ РАБОТЫ ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ 16-а. Основной. Одиночество: отход друзей (неинтересно дружить с "несовременным" человеком, с человеком другого уровня, другой направленности). 16-в. Основной. Смена стимулов: работа ради самой работы. Понимание того, что награда за творчество - есть само творчество. Работа заменяет общение с друзьями. Готовность продолжать работу в одиночку без моральной поддержки и даже при противодействии. 16-г. Упреждающий. Смена окружения: поиск единомышленников, сколачивание группы для работы по ДЦ. Пример к 16-в "Поскольку конкурсная работа, претендующая на премию, должна была представляться анонимно, я не мог обращаться за советами к профессорам. Так я обнаружил, что способен самостоятельно вести научную работу, и впервые почувствовал себя счастливым от того, что моя теория согласовалась с данными измерений - одно из самых радостных ощущений, которое я знаю". Макс Борн. Моя жизнь и взгляды. М.: Прогресс, 1973. С. 19. Пример к 16-в "Я считаю нужным рассматривать науку с двух сторон - под углом зрения личных интересов, а также интересов общества. С самого начала я сильно увлекся научными исследованиями; они до сих пор доставляют мне удовольствие. Это чувство немного напоминает то, которое испытывает каждый при отгадывании кроссвордов. Но все же чувство,-охватывающее исследователя в науке, неизмеримо более сильное, сильнее того, что можно испытывать от любой творческой работы, за исключением, разве что, искусства. Эта радость творчества состоит в том, что вы переживаете, как самые сокровенные тайны природы раскрываются перед вами, как разгадывается секрет происхождения Вселенной, как ваша работа обнаруживает смысл и порядок там, Где до вас не могли обнаружить ничего, кроме бессмысленной путаницы явлений. Это чувство можно назвать философским удовлетворением". "СПАСИТЕЛЬНЫЙ ГОЛОС РОДНЫХ И БЛИЗКИХ" ЗАМЕНА ОКРУЖЕНИЙ ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ 17-а. Основной. "Спасительный голос родных и близких": спасение человека от выбора ДЦ во имя обычных (привычных) эталонов жизни; осуждение, угрозы.? 17-6. Усиливающий. Отречение родных и близких: лишение наследства, изгнание из дома, полный разрыв. 17-в. Основной. Форсированное продвижение к цели; понимание масштабов цели (иногда надежда на близкую победу). Работа заменяет родительский дом. Если есть возможность - обращение родных в свою веру. 17-г. Упреждающий. Окончательная замена "природного" окружения на "искусственно созданное" по признаку общности (или близости) цели (а не по принципу психологической совместимости "нравится - не нравится"). Пример к 17-а В августе 1831 года Чарльзу Дарвину, незадолго до того окончившему университет, предложили отправиться в плавание на "Бигле" в качестве ученого-натуралиста - знаменитое плавание, которое в итоге привело к созданию теории эволюции. "По ряду причин Чарльз вряд ли отправился бы в плавание без разрешения отца. Рано оставшись без матери, он был покорным сыном и относился к отцу с уважением и некоторым страхом. Кроме того, назначение на должность, где он не станет получать жалованья, вовлекло бы отца в значительные издержки, а Чарльз и без того ввел отца в расходы, поскольку сначала учился в Эдинбургском университете на медицинском отделении, а затем перешел в Кембридж на богословский факультет. Отец и так уже смотрел на него как на пустого человека, бездельника, который никак не может угомониться и найти свое место в жизни… Мистер Дарвин утверждал, что: 1) в будущем, когда Чарльз станет священнослужителем, участие в плавании может повредить его репутации, 2) это дикий план, 3) должность натуралиста, возможно, уже предлагали многим другим, 4) они не приняли эту должность, значит, у них были серьезные возражения против экспедиции или корабля, 5) Чарльза потом всегда будет тянуть в море, 6) условия плавания очень суровые, 7) отец будет считать, что сын в третий раз меняет профессию, 8) это бессмысленное предприятие". О Меллерш Е.Г. Фицрой - капитан "Бигля". Л.: Гидро-метеоиздат, 1975. С.49-50. Пример к 17-в В трудное и голодное время послереволюционной разрухи осенью 1918 года Александр Леонидович Чижевский, убедившись, что ждать поддержки своих идей от официадизированной науки не приходится, обратился к родным с просьбой помочь ему организовать домашнюю лабораторию по изучению влияния аэроионов на организм. Отец и тетя предложили ему подробно объяснить суть предстоящих экспериментов. "- Итак, - закончил я 'свою речь, - для того, чтобы убедиться в том, что я стою на верной точке зрения, надо организовать длительные опыты. Я уже продумал их методику, но для этого вы должны принести много жертв… В-пятых, отдать вашу залу под лабораторию и отапливать ее в зимнее время… Я подсчитал наши ресурсы. Аппаратура есть, помещение есть, а вот животные, клетки и корма стоят дорого, и для этого мы должны продать часть своих вещей. – Ну, что ж, - сказал отец, - если надо, мобилизуем все наши силы. Это придаст нам уверенность в значимости нашей жизни… Да нечего думать, надо действовать". НЕТ ДЕНЕГ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СВОБОДНОЙ ПРОФЕССИИ ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ 18-а. Основной. Мало денег,нет денег: 18-6. Усиливающий. Расходаденег требует продвижение кцели. 18-в. Основной. Использование свободной профессии (ие во вред основным занятиям, точнее: с минимально возможным отъемом времени, а иногда - даже с пользой для основной цели). Сниженные ранее потребности требуют небольшого заработка. 18-г. Упреждающий. Сокращение потребностей до предельного минимума. Пример к 18-а Морзе, художник по профессии, долгие годы "пробивал" телеграф. "В эти тяжелые годы Морзе буквально нищенствовал. Его ученик, бравший у него уроки живописи, рассказывает. – Строфер, - спросил однажды Морзе, - как у нас с деньгами? – Профессор, к сожалению, меня подвели. Но я жду перевода на следующей неделе. – На следующей неделе! - грустно сказал Морзе. - Меня уже не будет в живых к тому времени. – Почему, сэр? – Я умру от голода. – Может быть, вас устроят пока что эти десять долларов? – Десять долларов спасут мне жизнь. Только и всего! Я пригласил Морзе пообедать со мной, заплатил по счету и дал ему десять долларов. Морзе сказал: "Вот уже сутки, как я ничего не ел. Строфер, не становитесь художником - ведь вы обрекаете себя на нищету' Ваша жизнь целиком зависит от людей, которым наплевать на искусство и на вас Дворовой собаке и той живется лучше". Очевидно, Строфер послушался совета Он бросил живопись, стал военным и дослужился до генерала Он прожил более счастливую жизнь, чем его учитель. Но имя его история сохранила лишь потому, что он однажды одолжил десять долларов Сэмюэлу Морзе". Уилсон М. Американские ученые и изобретатели. М.: Знание, 1975. С.32. Пример к 18-г "Я получал из дому 10-15 рублей в месяц. Питался одним черным хлебом, не имел даже картошки к чаю. Зато покупал книги, трубки, ртуть, серную кислоту и прочее. Я помню отлично, что, кроме воды и черного хлеба, ничего не было. Каждые три дня я ходил в булочную и покупал там на 9 коп. хлеба. Таким образом, я проживал 90 коп в месяц. Тетка сама навязала мне уйму чулок и прислала в Москву. Я решил, что можно отлично ходить без чулок (как я ошибся!). Продал их за бесценок и купил на полученные деньги спирт, цинку, серной кислоты, ртути и прочего. Благодаря главным образом кислотам я ходил в штанах с желтыми пятнами и дырами. Мальчишки на улице замечали мне: "Что, мыши, что ли, съели ваши брюки?" Ходил я с длинными волосами просто оттого, что некогда стричь волосы. Смешон был, должно быть, страшно. Я был все же счастлив своими идеями, и черный хлеб меня нисколько не огорчал". Циолковский К.Э. Черты из моей жизни // К.З Циолковский. Грезы о земле и небе. Тула: Приок. кн. изд. 1986. С.398. ИТОГ: Победа за Творческой Личностью, если выбрана Достойная Цель и состоялся переход к Миттельшпилю.
МИТТЕЛЬШПИЛЬ
Вектор действий ВО Недопустить разработки и внедрения независимой цели в том виде, в котором она поставлена Творческой Личностью. Вектор действий ТЛ Разработать цель до состояния возможного ее рабочего применения другими, т.е. разработка и "первовнедрение".
Часть 1 Главный конфликт Творческая Личность вынуждена разрабатывать ДЦ в свободное от службы время Отсюда конфликт служба и различные отвлекающие факторы требуют усиленного расхода времени, абсолютно необходимого для продвижения к ДЦ УРВ НА ПРОФЕССИЮ ПОИСК УДОБНОЙ СЛУЖБЫ ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ 19-а. Основной. Усиленный расход времени (УРВ) в связи с вступлением в профессию. 19-6. Усиливающий. Потери времени в связи с вступлением в коллектив: участие в ненужных коллективных мероприятиях, пикники, вечеринки, собрания и т.д. Неучастие в общественной жизни расценивается как отрыв от коллектива, сопровождается проработками, выговорами, обидами. Типичный довод при этом: "Ты что, лучше всех? Почему все могут прийти, а ты нет?…" 19-в. Основной. Максимальное неотвлечение от выбранной цели; использование времени на официальной работе для продвижения к своей цели. Поиск работы по специфическим критериям: пусть работа будет неинтересная, лишь бы официально давала много свободного времени (например, работа ночным сторожем). Учет расходуемого времени. Примеры: Шлиман - изучение языков; Лопатин - занятия переводами в первой ссылке и в эмиграции. 19-г.Упреждающий. Выбор службы, максимально полезной для достижения ДЦ. Пример к 19-в "Жертвенной любви к искусству Куинджи требовал от своих учеников. Именно с этого начинался для него настоящий творец. Среди академистов ходил рассказ, как явился к Архипу Ивановичу за советом один чиновник. Его эскизы понравились Куинджи, и он похвалил их. И тогда чиновник стал жаловаться: "Семья, служба мешают искусству". И между Куинджи и пришедшим состоялся такой диалог: – Сколько вы часов на службе? - спросил художник. – От десяти утра до пяти вечера, - последовал ответ. – А что вы делаете от четырех до десяти? – То есть как от четырех до десяти? – Именно от четырех утра! – Но я сплю. – Значит, вы проспите всю свою жизнь, - беспощадно заключил Архип Иванович". Пример к 19-в "Эйнштейну пришлось однажды выступить в Лондоне, когда там обсуждали судьбы ученых - эмигрантов из Германии. Нужно было найти им работу. Эйнштейн предложил в качестве особенно подходящего места для ученого должность смотрителя маяка. У другого такая неожиданная рекомендация была бы совершенно неуместной. Но когда Эйнштейн говорил об одиночестве на маяке, способствующем исследовательской мысли, это было выражением собственной давней мечты…" "…Он много раз говорил мне, - вспоминает Инфельд, - что охотно работал бы физически, занимался каким-нибудь полезным ремеслом, например сапожным, но не хотел бы зарабатывать, преподавая физику в университете. За этими словами кроется глубокий смысл. Они выражают своего рода "религиозное чувство", с каким он относится к научной работе. Физика - дело столь великое и важное, что нельзя выменивать ее на деньги. Лучше зарабатывать на жизнь трудом, например, смотрителя маяка или сапожника и держать физику в отдалении от вопросов хлеба насущного. Хотя такая позиция должна казаться наивной, она тем не менее характерна для Эйнштейна". Кузнецов Б.Г. Эйнштейн: жизнь, смерть, бессмертие. М.: Наука, 1972. С.40-41. УРВ НА БЫТ УЖЕСТОЧЕНИЕ РАСПОРЯДКА ДНЯ ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ 20-а. Основной. УРВ на быт ("Жизнь задавила…"): рутинные заботы, семейные хлопоты, мещанское окружение… 20-6, Усиливающий. Отъем основного времени и денег "попаданием" в людей, близких творческой личности. Пример: шесть лет Кеплер доказывал святой инквизиции, что его мать не ведьма… Болезнь близких (например, родителей) требует постоянного внимания (например, в режиме сиделки). 20-в. Основной. Моральная готовность к таким условиям и продолжение работы и в таких условиях. Для этого - еще большее ужесточение распорядка дня, учет расходуемого времени: темпы работы по ДЦ не должны снижаться. "Бытовые" расходы времени сведены к минимуму за счет сниженных потребностей. 20-г. Упреждающий. Приобретение дополнительной специальности: например, научиться делать уколы, массаж, иглоукалывание и пр., могущей пригодиться в дальнейшем. Пример к 20-а Из воспоминаний академика Константина Ивановича Скрябина: "В то время был популярен Леонид Андреев. Его рассказы читались и перечитывались. Пессимизм писателя, его неверие в силу и разум человека были мне чужды. Но многим они импонировали. И словесные баталии на эту тему то затихали, то разгорались. Рьяным моим противником в спорах был работник городского управления Инзов. За участие в студенческой забастовке Инзов был исключен из университета и выслан из Петербурга. В Алма-Ате он жил уже давно. Жизнь задавила его. Некогда он мечтал вернуться в Петербург, кончить университет, заняться научной работой. Но разрешения на въезд в Петербург ему никак не давали. Потом женился на девушке из мещанской семьи, пошли дети, вырваться в Петербург было уже невозможно, и он влачил жалкое существование чиновника глухой провинции. Озлобился, бьш твердо убежден в том, что нет ничего светлого и хорошего. Любил говорить о хрупкости счастья, о беззащитности людей перед законом, властью, смертью". Пример к 20-в Когда один из знакомых спросил Инфельда, почему Эйнштейн не стрижет волос, носит какую-то немыслимую куртку, не надевает носков, подтяжек, пояса, галстука, Инфельд объяснил это стремлением освободиться от повседневных забот. "Ответ прост, и его легко можно вывести из одиночества Эйнштейна, из присущего ему стремления к ослаблению связей с внешним миром. Ограничивая свои потребности до минимума, он стремился расширить свою независимость, свою свободу. Ведь мы - рабы миллиона вещей, и наша рабская зависимость все возрастает. Мы - рабы ванных комнат, самогашгущих ручек, автоматических зажигалок, телефонов, радио и т.д. Эйнштейн старался свести эту зависимость к самому жесткому минимуму. Длинные волосы избавляют от необходимости часто ходить к парикмахеру. Без носков можно обойтись. Одна кожаная куртка позволяет на много лет разрешить вопрос о пиджаке. Можно обойтись без подтяжек точно так же, как без ночных рубашек или пижам. Эйнштейн реализовал программу-минимум - обувь, брюки, рубашка и пиджак обязательны. Дальнейшее сокращение было бы затруднительно". Кузнецов В.Г. Эйнштейн: жизнь, смерть, бессмертие. М.: Наука, 1972. С.255-256. НАСТРОЙ НА БЫСТРЫЙ УСПЕХ ГОТОВНОСТЬ РАБОТАТЬ "В СТОЛ" ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ 21-а. Основной. Операция "Раз, два - и готово": настрой иа быстрое получение результатов, опубликование, внедрение, успех, признание, а первые шаги к ДЦ показывают, что годы (может быть, десятилетия) надо работать "в стол", многократно переделывая и шлифуя работу. 21-в. Основной. Понимание закономерности многократного переписывания и шлифовки любой работы. Постепенная выработка мастерства. 21-г. Упреждающий. Высокая вероятность, что принципиально новую еретическую работу не удастся сразу внедрить. Готовность долго держать ее "в столе" и совершенствовать, не хныча, что нет практической отдачи. Примечание к 21- а Вновь речь идет не о внешних обстоятельствах, а о проявлении обстоятельств внутренних . Но вызваны эти внутренние обстоятельства в конечном счете стереотипами, навязанными, воспитанными, внушенными внешними обстоятельствами. Пример к 21-е Секретарь Анатоля Франса, Поль Гзелль, сообщал о методе работы своего шефа: "Каждая страница была подскоблена, переправлена, изрезана ножницами… Он делал бесконечные исправления, изменял порядок фраз, находил новые переходы, разрезал свои листки на какие-то причудливые фигуры, ставил в начале то, что было в конце, вверху, что было внизу, и подправлял все кисточкой с клеем". Гельмгольц говорил: "Многие части моих статей я переписал от четырех до шести раз, часто меняя распределение материала и план целого, прежде чем остаться несколько довольным. Но такая тщательная обработка представляет большой выигрыш для автора. Она побуждает его к самой тонкой проверке каждого предложения и вывода". "СМ.Беленький, работавший переписчиком у Л.Н.Толстого в последние три года жизни писателя, вспоминал, что сто раз переписывал краткое предисловие к составленному Толстым сборнику "Мысли мудрых людей". Передавая Беленькому очередной лист предисловия с помарками и дополнениями, Толстой однажды смущенно сказал: "Чувствую, что, кажется, начинаю портить. Не надоело ли вам?" Рисе О.В. От замысла к книге. М.: Книга, 1969. С.45, 46,84. Пример к 21-в и 21-г "Ибн Сина ни одной ночи не спал полностью; тринадцать долгих лет В.Гарвей работал над небольшой книжечкой о кровообращении; свыше тридцати лет создавал свой трактат Н.Коперник; двадцать лет вынашивал свои идеи И.Ньютон, прежде чем решился сообщить о них человечеству. Ч.Дарвин сообщал о себе: "Когда я просматриваю списки книг, которые я прочел и законспектировал, то я поражаюсь собственному трудолюбию". ВНУТРИКОЛЛЕК-ТИВНЫЕ ИНТРИГИ |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 447. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |