Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПОДЛИННАЯ ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, ИЛИ АВАНТЮРА САМООТРЕЧЕНИЯ 2 страница




Творческая личность героическим эпосом проходит сквозь всю историю человечества. Трудно поверить, что прогресс человечества, его извечные надежды на всеобщее поумнение, наконец, просто на счастье непосредственно и лично связаны с сонмом одиноких, им же затравленных людей, в далекой юности поставивших перед собой Великую Достойную Цель, направленную на благо всего человечества, и сквозь все преграды идущих к ней.

Выделенная система качеств характеризует начальный этап разработки этой темы. Ведь система относится к творческой личности, в одиночку продирающейся к цели. Но творческая личность не всегда действует в одиночку. Путь к цели не устлан розами и в том случае, если по нему идет целая школа. Более того - и этот вывод был для нас весьма неожиданным - организация школы ставит свои проблемы, часто даже осложняя достижение цели. И предъявляет новые требования к качествам творческой личности. Перечисленных 6 качеств для организации школы уже недостаточно. Требуется какой-то дополнительный "икс". Если же сверх школы организуется движение, то к "иксу" добавляется "игрек".

В исследовании проблемы творческой личности неясностей еще много, это обнадеживает - есть почва для развития темы.

Вот, например, такая задача: как облегчить участь творческой личности? Допустим, мы организуем "Комитет по внедрению творческих личностей в официальную науку". Из 100 прожектеров будет отобрана одна несомненно творческая личность с глобальной достойной целью.

Но официальное признание предусматривает не только внедрение идей, но и сопутствующие этому внедрению должности, звания и другие привилегии. Не изменит ли это творческую личность, не переведет ли ее в обычного человека, связанного обстоятельствами, не заставит ли, борясь за сохранение привилегий, отказаться от какой-то степени глобальности и достой-ности своей цели и согласиться на сведение ее к маленькой частности?

Непризнание - это ведь не только нормальная реакция окружающей среды, но и замечательные "природные условия" для формирования творческой личности.

Но верно также и то, что "привилегии и должности" открывают новые, более широкие возможности ведения разработок, наконец, они приносят более полную и быструю отдачу всему обществу…

Мы не ставим вопрос: признавать или не признавать? Безусловно признавать. И чем раньше, тем лучше - и для творческой личности, и для всего общества Вопрос стоит иначе: как, признавая, сохранить условия формирования творческой личности, признавая, не испортить?

Точка в нашем разговоре не поставлена. Шесть качеств ^ творческой личности, которые мы рассмотрели, - этр необходимый минимум для решения одной проблемы и внедрения полученных результатов, то есть для одного творческого цикла. По времени этот цикл занимает годы. Но в течение всей жизни человек способен решить систему проблем, совершить систему творческих циклов. Свой разговор мы продолжим о творческой стратегии на всю жизнь.

 

Книга вторая ИГРА

 

 

Введение

I. Процесс решения инженерной, научной и любой другой творческой задачи длится короткий срок - дни, недели, месяцы, не больше, и завершается получением и первоначальной проверкой новой идеи. Значительно дольше длится весь творческий цикл: выбор проблемы, решение составляющих проблему задач, внедрение. Такой цикл длится годами, а иногда в течение полутора-двух десятилетий. На протяжении всего цикла от человека требуется не только умение решать задачи. Нужно выработать в себе комплекс качеств, характерных для творческой личности. Эти качества рассмотрены в первой книге на с.127.

Воспитать комплекс качеств намного труднее, чем научить решению задач. Хороший преподаватель может за 100-200 учебных часов научить решению задач 50-70% слушателей (теоретически даже 100%). Но если у того же преподавателя из 100 слушателей 1-2 сформируют комплекс творческих качеств - это хорошо. Воспитание намного сложнее обучения.

Четыре десятилетия развивается ТРИЗ. Разработки на этом этаже относительно налажены. Разработки на уровне комплекса качеств только разворачиваются, они начались в 1982 году. Здесь кое-что есть в готовом виде, например система Любищева. Кое-что еще только готовится, в частности идет работа по комплектованию Фонда Достойных Целей.

Решение задачи, как уже говорилось, - это дни, недели, месяцы. Творческий цикл - годы, иногда десятки лет. Однако есть третий, более высокий уровень: решение системы» проблем в течение всей жизни.  Здесь от человека требуется обширный комплекс качеств, воспитание которых пока вне наших учебных программ.

Можно сказать так: ТРИЗ - это тактика творчества. Воспитание комплекса шести качеств - оперативное искусство. Нужна еще и творческая стратегия на всю жизнь.

Мы давно столкнулись с фактом: на решение задачи, на оценку идеи влияет наличие или отсутствие комплекса творческих качеств. Точно так на воспитание и сохранение комплекса творческих качеств влияет наличие или отсутствие жизненной творческой стратегии. Если мы хотим хорошо учить ТРИЗ, и не только ТРИЗ, если мы хотим получить от обучения максимальные результаты, нам надо воспитывать комплекс творческих качеств. Это воспитание - если мы хотим вести его эффективно - должно в свою очередь опираться на общежизненную творческую стратегию. Разработка такой стратегии диктуется необходимостью. Настало время приступить к конкретным исследованиям.

II. Вот типичный пример творческой жизни.

За всю историю на поверхность Земли не упало двух одинаковых снежинок - все они отличаются друг от друга величиной, формой, рисунком и числом молекул воды. Но все они прекрасны. Уилсон Бентли посвятил жизнь изучению и фотографированию снежинок. Он начал свою работу в 1885 году и пятьдесят лет спустя опубликовал результаты своих наблюдений с приложением двух тысяч снимков. Эта книга - до сих пор основной источник знаний о снежинках.

Четко видно парадоксальное сочетание двух особенностей:

1) цель достаточно ясна, не надо быть гением, чтобы ее увидеть;

2) достижение цели требует работы на протяжении всей жизни. Это, разумеется, не абсолютно необходимое сочетание особенностей. Но частое. Для творческой тактики главное - зажечь огонь идеи. Для творческой стратегии главное - пронести огонь через всю жизнь.

III. Главный параметр творческой жизни - достойная цель. Что это такое?

Содержание понятия "достойная цель" достаточно полно раскрыто в первой книге. Здесь мы ограничимся напоминанием некоторых наиболее важных критериев достойной цели:

1. Цель обязательно должна быть положительной  - направленной на развитие жизни. Или: положительные результаты

IV Роберт Пири, первооткрыватель Северного полюса, писал:

"Достижение Северного полюса вполне можно уподобить шахматной партии, в которой все ходы, ведущие к благоприятному исходу, продуманы заранее, задолго до начала игры. Для меня это была старая игра - я вел ее с переменным успехом на протяжении двадцати трех лет. Правда, я постоянно терпел неудачу, но с каждым новым поражением приходило новое понимание игры, ее хитростей, трудностей и тонкостей, и с каждой новой попыткой успех придвигался чуточку ближе: то, что казалось прежде невозможным или в лучшем случае крайне сомнительным, начинало представляться возможным, а затем и весьма вероятным. Я постояшго анализировал причины каждого поражения и в конце концов пришел к убеждению, что они могут быть устранены и, если фортуна не совсем повернется ко мне спиной, игра, которую я проигрываю почти четверть века, может окончиться успехом"*.

Пири сравнивает операцию достижения полюса с шахматной партией. Более точно было бы сравнить с шахматной партией не период решения проблемы (достижения цели), а всю жизнь. Первые ходы человек - вольно или невольно - делает задолго до начала непосредственного решения задачи. Выигрыш или проигрыш во многом зависят от этих первых ходов. Да и проиграть можно даже после достижения цели. Истинная победа - когда вся жизнь прожита в нарастающем творческом режиме.

Центральная идея нашей работы: составить "идеальную партию" в "игре" творческой личности с внешними и внутренними обстоятельствами.  Внешние обстоятельства - сопротивление окружающей среды: материальной субстанции самого человека (надо зарабатывать на пропитание, это отнимает силы и время), ближнего (семья) и дальнего (общество) окружения и т.д. Внутренние обстоятельства - сопротивление самой проблемы, например возникновение необходимости в сборе и обработке большой статистики.

Метод и план разработки - обычные для ТРИЗ. Изучение "патентного фонда" биографий выдающихся ученых, изобретателей, писателей, художников и т.д. Анализ и выявление наиболее сильных ходов, которые сделал тот или иной человек. Анализ слабых ходов. Наконец, анализ действия внешних и внутренних обстоятельств. Составление на этой основе сводного алгоритма, обобщающего опыт "игры" творческих личностей и позволяющего по возможности избегать ошибок.

Информационный фонд по теме огромен. Это, прежде всего, жизнеописания замечательных людей, мемуары, воспоминания. Затем художественная литература, такие книги, как, например, "Жан Кристоф" Ромена Роллана. Наконец, произведения на грани художественной и документальной литературы - "Белые одежды" В.Дудинцева, "Жизнь Бережкова" А.Бека, "Зубр" Д.Гранина и др.

Объединенный фонд истории и литературы потрясающе богат. Почему же есть бесчисленные описания отдельных случаев и нет обобщения - сводной игры? Видимо, это одна из уловок внешних обстоятельств: отсутствие сводной игры ослабляет позиции человека, заставляет его проходить через одни и те же ошибки. Впрочем, в изобретательстве тоже был патентный фонд и не было сводной игры.

V. Нам казалось, что без особого труда удастся составить "сводный" алгоритм. Более того, мы предполагали разработать гамму алгоритмов, отразив, так сказать, игру перворазрядника,мастера, гроссмейстера. Выяснилось, однако, что возможен только один алгоритм, который перворазрядник одолевает на одну десятую, мастер на одну треть, а гроссмейстер - полностью. Действия перворазрядника в этой игре отличаются прежде всего тем, что человек сравнительно быстро получает ограниченный выигрыш и далее занимается реализацией на достигнутом уровне. Гроссмейстер же, как ни парадоксально, не выигрывает при жизни - такова плата за игру на гроссмейстерском уровне. Признание, переход на рельсы внедрения - один из самых коварных ходов внешних обстоятельств. Искатель становится администратором… Один из сильнейших ответных ходов человека: смена целей, переход в надсистему целей, где первоначальная цель становится частным случаем. Это чрезвычайно трудный ход - человек убегает от успеха (точнее: от сладкой рутины успеха…).

Итак, мы составили одну сводную партию: видимо, только одна максимальная партия и возможна - если считать максимумом игру, при которой человек быстро продвигается вперед, сохраняя на протяжении всей жизни творческий режим существования. Такая игра многоэтапна, и немаксимальные партии получаются как частные случаи "игры не до конца": например, дошел человек до первого признания и не перешел в надсистему целей…

VI. Против человека играют, как уже отмечалось, внешние и внутренние обстоятельства. Мы разработали игру с внешними обстоятельствами - запись приведена ниже. Игра с внутренними обстоятельствами отражена в этой записи лить эпизодами, разработка продолжается.

Партия максимальна: то есть человек играет в ней с максимальной силой (правда, мы исключили счастливые случаи: они бывают, но рассчитывать на них нельзя). Внешние обстоятельства играют не в полную силу: иначе человек проиграл бы на первых ходах, когда он еще ничего не успел. Исключены из действия внешних обстоятельств несчастные случаи. Взят нормальный спокойный вариант. Это делает игру типичной, даже закономерной: с обеих сторон совершаются неслучайные ходы. Нормальный человек играет с нормальными внешними обстоятельствами, которым не подыгрывают ни стихийные бедствия, ни несчастные случаи, ни инквизиция…

(В жизни внешние обстоятельства не всегда играют против творческой личности. Иногда они подталкивают человека к творчеству, помогают на том или ином этапе. Но мы рассматриваем "сводную" партию, она должна быть составлена из предположения, что человек максимально  стремится к цели (а затем - к надцели и наднадцели), а внешние обстоятельства однозначно ему мешают.)

VII. Приступая к работе, мы предполагали, что даже спокойная партия будет драматичной. Степень драматизма превзошла все ожидания. В жизни реального творца драматизм вписан "квантами", чередующимися с "квантами" недраматизма. Мы же составили план "сборной" жизни: объединились сильные, творческие моменты, но суммировались и моменты драматизма. А их, драматических моментов, хватает - этому учат история и литература. Иуда предает Христа, убивают на дуэли Пушкина, гибнет на пути к полюсу Седов… Творческий режим на протяжении всей жизни  - запредельная нагрузка на человека.  Это - норма сверхгроссмейстера, сверхгения.

И если кому-то покажется, что мы нарисовали картину, в которой мало фанфар и ковровых дорожек, пусть вспомнит горьковскую легенду о Данко. Или миф о Прометее. Или жизнь Николая Островского. Видимо, "сводную игру"правильно считать высокой оптимистической трагедией.

VIII. Запись "сводной игры" сделана по ходам. Каждый ход начинается с новой страницы и сопровождается примечаниями и примерами, если они есть. Ходы, делаемые "белыми" и "черными", помечены соответствующими квадратами. В процессе игры партнеры играют то "белыми", то "черными". Для обеих сторон записаны вспомогательные ходы - усиливающие и упреждающие. Игра своеобразная: внешние обстоятельства могут делать каждый раз сколько угодно усиливающих ходов, человек может делать - если догадается! - упреждающие ходы, которые пригодятся в дальнейшем.

(Раз уж мы пользуемся аналогией с шахматной игрой, можно сказать так: внешние обстоятельства сильны тем, что они имеют в запасе вагоны ферзей, и слабы тем, что до определенного времени не видят личности в своем партнере, шаблонно играя на миллионах досок; человек слаб тем, что беззаботно теряет время в начале игры, и силен тем, что может не сдаться, несмотря на двести объявленных ему матов…)

Игра условно разделена на дебют, миттельшпиль, эндшпиль и постэндшпиль. Дебют состоит из двух частей. Первая часть завершается окончательным выбором цели, вторая посвящена отражению "молодежных" соблазнов. Дебют имеет огромные скрытые резервы по совершению упреждающих ходов, именно в дебюте есть еще время на тщательную подготовку к проведению игры на достаточно высоком уровне - потом будет некогда.

Миттельшпиль, как и полагается, самый длинный раздел: он состоит из трех частей. В первой части результатов еще нет, ведется разработка, но и движение к цели само по себе остроконфликтно. Начало второй части: получены первые результаты, следуют первые попытки внедрения, игра обостряется… Администраторы "оттесняют" творческую личность от полученных результатов. Казалось бы, игра проиграна! (Если творческая личность сохраняет монополию на полученные результаты, игра тоже проиграна: в самом человеке администратор вытесняет творца.) Но именно здесь творческая личность может совершить сильнейший ход, перейдя к более общей ("надсис темной") цели. В записи появляется двойная разделигельная черта: человек идет к наддели. Это ключевой момент третьей части миттельшпиля. Именно здесь изобретатель превращается в Изобретателя.

Если движение к цели вызывало конфликты, то движение к надцели проходит через сплошные и острейшие схватки. Ходы внешних обстоятельств становятся более злыми, хитрыми, изощренными. Человеку приходится не только преодолевать противодействие, но и уклоняться от "объятий" внешних обстоятельств. Творческая смерть имеет много разных форм; одна из самых трагичных - превращение творца в большого начальника. Все воспринимают это как признание, победу, возможность жить и работать в хороших условиях… И только поэты знают, что творчество - вне этого (см. стихотворение К.Симонова "Старик")… В эндшпиле следует очередной переход в надсистему целей: первоначальная конкретная техническая задача, ставшая при первом надсистемном переходе научно-технической, теперь, при втором переходе, превращается в цель общечеловеческую. Изобретатель превращается в Мыслителя (так было с Циолковским) - накал противостояния растет…

Внешние обстоятельства - партнер, который, как говорилось, имеет вагоны запасных ферзей. Человек неизбежно проигрывает (вторая часть эндшпиля).

Проигрывает?…

"Сводная партия" - необычная игра, ее продолжение возможно и в момент проигрыша,и после проигрыша Сама смерть может быть обращена в очень сильный ход - вспомним нежелание Джордано Бруно отречься от своих взглядов и героическую смерть, ставшую победой над инквизицией

Постэндшпиль невозможен в обычной шахматной игре Но в "сводной игре" он реален - без всякой мистики Если, конечно, еще при жизни сделаны упреждающие ходы Книги Жюля Верна регулярно выходили и после его смерти - часть Жюль Верн написал при жизни, часть написал его сын Не все книги удачны, но важен принцип, важна возможность "постигры"

IX Еще раз подчеркнем "сводная игра" смонтирована, собрана из реальных ходов, но эти ходы суммированы и отражают максимальное действие сторон монотонно противодействуют человеку внешние обстоятельства, максимально энергично идет к системе целей человек

Мы построили идеализированную интегральную модель, с помощью которой можно идеализировать и проектировать реальные г "игры"  Модель, дающую обобщенный опыт и потому позволяющую избежать некоторых ошибок Модель, способствующую выявлению ряда новых упреждающих ходов

Разумеется, "сводная шра" может и должна быть усовершенствована Мы будем благодарны читателям за предложения по дальнейшему развитию игры

 

ДЕБЮТ

 

Вектор действий ВО

Заставить человека заниматься целью А , нужной ВО , придание человеку узкой функциональной специализации и формирование у него потребностей в ценностях , монопольно принадлежащих ВО .

Вектор действий ТЛ

Выбрать независимую от ВО достойную цель и отстоять право ееразработки. Здесь подразумевается, что цель Б шире цели А (случай, когда независимая цель Б уже цели А, не относится к Творческой Личности и потому не рассматривается в работе).

 

 

Часть 1

Главный конфликт

ВО воспитывают управляемое, "нормальное" поведение "Делай, как все,иди проторенными путями -это нужно, почетно, выгодно Не иди еретическим путем - это плохо, это против всех, это опасно" Но чтобы стать творческой личностью, человеку нужна Новая Достойная Цель, иначе он как Творческая Личность не состоится Вероятность встречи с Новой Достойной Целью увеличивается, если человек получил хорошее образование, приучен к независимому мышлению, не боится отклонений от "нормального" поведения

ДЕБЮТ: ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ПЛОХОЕ НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ТВОРЧЕСКОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ

ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

1-а. Основной.  Стандартное дошкольное и школьное воспитание и обучение: плохое, нетворческое, тенденциозное. Используются обязательные казенные школы с навязыванием своих преподавателей, учебных программ и стереотипов. Например, гимназии с обязательным изучением латыни, закона Божьего.

1-6.Усиливающий.  Недопущение в привилегированные учебные заведения с относительно высоким уровнем обучения.

1-е.Основной.  Хорошее воспитание и обучение, творческое, направленное на развитие личности. С помощью родителей, случайного учителя, книги, длительного пропадания в библиотеке.

1-г. Упреждающий.  Раннее начало самостоятельного чтения. Ознакомление с большим числом сказок (сказки как упражнение по развитию творческого воображения).

Примечание к 1-а

Основная концепция плохой школы: готовить учеников к запоминанию материала. В хорошей школе готовят понимающих материал, умеющих им оперировать. И лишь отдельные Учителя (нет еще такой массовой супершколы) могут (или хотя бы понимают необходимость этого и стараются) готовить учеников ксотворению нового материала. Творческой Личности нужно образование именно третьего вида, но таких школ еще нет.

Пример к 1-а

"В 1888 году, выдержав конкурсный экзамен, Иоффе поступает в реальное училище. "Все преподавание в наше время было формальным: нужно было знать, а не понимать…"- вспоминал Иоффе о своих школьных годах".

Пример к 1-а

В Таганроге был проведен эксперимент. Тремстам постоянным читателям газет, людям разного возраста, образования, профессии,предложили выполнить три задания: 1) дать объяснение "трудным" словам (стабильность, агентура и др.); 2) дать определение экономическим терминам; 3) изложить своими словами прочитанную статью, передать ее основной смысл. Первое задание более или менее удовлетворительно выполнили 30 процентов опрошенных. Третье задание - всего 14 (!) процентов…

"Подобный эксперимент был проведен и в городе Новокузнецке. В эксперименте участвовало 112 человек - студенты первого курса факультета русского языка и литературы. Из 1120 ответов правильными оказались 89 (7 процентов), неправильными - 605 (54 процента), неточными - 426 (39 процентов).

Из 112 человек 57 не знали слова "вояж", 66 - слова "координация", 65 - слова "либерал", 94 человека не смогли объяснить, что значит "курс акций", 58 человек не дали определения понятию "левые силы". Приведем некоторые примеры определений ряда понятий, данных участниками эксперимента:

агентура  - общество, руководимое работой; что-то вроде, что было при Шерлоке Холмсе; управление или контора какая-либо;

вояж  - поклажа; человек; свадебное путешествие; большая сумка;

левые силы  - малочисленные люди при расколе партии; люди антисоветских взглядов; отходники, которые отстали от основной партии; сторонники капиталистических идей;

курс акций  - следование определенным взглядам; денежная валюта; определенная работа по вопросам политики; выпуск денежной лотереи;

либерал  - пессимист; человек, относящийся к высшим слоям".

Бородина В.А., Бородин СМ. Учим… читать. Уроки динамичного чтения. Л.: Лениздат, 1985. С. 105-106.

ТЯЖЕЛЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ УСЛОВИЯ, "ЧУЧЕЛО"

ИНФОРМАЦИЯ О ДЦ

ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

? 2-а. Основной.  Тяжелые жизненные условия в детстве: голод, слабое здоровье, болезнь, необходимость ранней работы. Навязывание "наследственной", обычно нетворческой, профессии. ? 2-6. Усиливающий.  Операция "Чучело": отчуждение детским коллективом (юношеским) "не своего", объявление бойкота "Чучелу", травля, обыгрывание физического недостатка, издевательства, все против одного. ¦2-е. Основной.  Выработка умения давать отпор. Занятия каким-либо видом спорта для резкого укрепления здоровья. Стремление вырваться из неблагоприятных условий, приобрести интересную профессию. ¦2-г. Упреждающий.  Получение информации не только о престижных профессиях, но и о существовании достойных целей, достижение которых важнее всего.

Примечание к ходам 1 и 2

На ходах 1 и 2 нет еще поиска достойной цели; человек стремится к "предцели": улучшить материальное положение, получить образование, изменить свое окружение, "выйти в люди" и т.д.

Пример к 2-е

Грину шел шестнадцатый год, когда он вдруг начал собираться в Одессу к морю.

"Чтобы понять всю неожиданность этого решения, следует представить себе Вятку конца XIX века. Это был губернский город с 25 тыс. населения, двумя монастырями, 22 церквами, двумя гимназиями и пятью училищами, из которых три - духовных. Не имевший железной дороги, город летом был связан с центрами страны только рекой Вяткой, притоком Камы, а зимой - санным путем. Духовная жизнь этого провинциального городка, та атмосфера мнительности, мещанского самолюбия и ложного стыда, которые окружали будущего писателя, прекрасно переданы в рассказе Чехова "Моя жизнь".

И вот в этом затхлом провинциальном мире городских обывателей, вся забота которых сводилась к тому, чтобы быть не хуже других, "выйти в люди", т.е. прежде всего в чиновники, в бедной семье, где отец пил горькую, а мачеха недолюбливала старшего пасынка, мальчик стал мечтать о море".

ВО НАВЯЗЫВАЮТ СВОИ ЦЕЛИ

ВСТРЕЧА С "ЧУДОМ"

ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

3-а. Основной.  ВО навязывают свои цели, прививая выгодные для себя представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, что достойно и что недостойно, к чему надо стремиться и к чему стремиться преступно.

3-е. Основной.  Возможно более раннее начало активного поиска своего направления (реже - конкретной цели). Примеры: Эдисон, Микулин, Амундсен. И 3-г. Упреждающий.  Особо яркое впечатление, какой-то чрезвычайный случай или необычное явление оказывают влияние на всю жизнь (Шлиман, Бомбар), дают если не достойную цель, то показывают направление к ней.

Примечание к 3-г

Ход,казалось бы, случайный. Но его можно сознательно моделировать, управлять им, сделать неслучайным и эффективным.

Ход не обязательно относится к раннему детству, он может быть сделан и позже.

Ребенка на путь большого творчества, как правило, увлекает чудо - или то, что он воспринял как чудо. Взрослый человек перестает верить в чудеса, защищаясь от них "здравым смыслом", скепсисом, прагматизмом и другими неврожденными механизмами. "Пронять" взрослого человека может, скорее, трагедия, большая трагедия или то, что он воспринял как большую трагедию. Поэтому, говоря о моделировании этого хода, надо помнить, что речь может идти о создании либо чуда, либо трагедии.

Пример к 3-а

"В некоторых странах идея об этическом кодексе, действительном для каждого человека, отброшена и заменена принципом, что законы государства - это и есть моральный кодекс".

Борн М. Моя жизнь и взгляды. М.: Прогресс, 1973. С.41.

Пример к 3-а

Из письма Антуана де Сент-Экзюпери:

"Я совершенно не знаю, как вы определяете для себя свободу. Ее возможные определения бесчисленны. К числу самых жестких относятся те, в свете которых наша эпоха предстает как самая "ограничивающая" в истории. Моя нынешняя свобода покоится на таких типовых определениях, которые лишают нас права на всякое несогласие, это свобода лошади, которой шоры позволяют видеть один-единственный путь… Подлинная свобода состоит только в созидательном действии… Но если я колеблюсь, какой из четырех типов автомобиля "Дженерал моторе" мне выбрать или какой из трех фильмов Занука посмотреть, это не что иное, как карикатура на свободу!… Свободу сводят здесь, в этом мире всеобщей похожести,'5 всего лишь к выбору какого-нибудь одного товара из массы стандартных товаров. Я предоставляю осужденному выбор, посадить ли его на кол или повесить, и при этом я еще радуюсь: как же, он свободен!…

Равенство?… В конце концов вы откроете сами, поглубже вдумавшись… в смысл этих слов, что ваше равенство находится в глубочайшем противоречии с вашей свободой. Одно из двух: или моя свобода состоит в том, чтобы быть похожим на всех, и тогда подлежит ампутации все, что меня отличает, - отрежем человеку ноги, а потом иди, куда хочешь. Либо же моя свобода в праве на отличия от других… Я знаю, что такое равенство двух треугольников. Но не могу себе представить, что значит равенство треугольника и яблока. Равенство есть критерий лишь для сравнимых вещей.

И, наконец, братство - вот понятие, которое ставит наиболее запутанные проблемы. Вы зовете братством ваше добродушное безразличие, когда никто по-настоящему не интересуется никем…"

Пример к 3-г

О физике П.Н.Лебедеве:

"Физиком он стал вопреки семейным традициям и воле отца. Ему была уготована иная стезя - коммерция… Совершенно особую роль в судьбе Петра Николаевича сыграл знакомый их семьи - инженерный офицер Александр Николаевич Бекнев, воспитанник Кронштадтской электротехнической школы. Однажды он показал 12-летнему мальчику несколько простых опытов по электричеству, которые совершенно того пленили. В 1896 году, отвечая Бекневу на поздравление в связи с присвоением звания приват-доцента, Лебедев писал: "До сих пор во мне жив и памятен тот колоссальный переворот во всем моем миросозерцании, который Вы произвели Вашей электрической машиной из пластины стекла с подушками из офицерских перчаток…"

Кляус Е.М. Поиски и открытия. М.: Наука, 1986. С98.

Пример к 3-г

О Роберте Вуде:

"Одной из причин, способствовавших его раннему гаргантю-анскому развитию, было то, что в возрасте, когда дети любят играть с игрушками (а он умирал от скуки в школе миссис Уокер, предназначенной для мальчиков и девочек "из хороших семей", и был постоянно одним из последних учеников), ему попала в руки одна из самых мощных и опасных "игрушек", когда-либо в истории бывших в руках ребенка. Она помогла его последующим научным открытиям. Это был огромный завод воздуходувных машин В.Ф. Стэртеванта в Ямайка Плейн, недалеко от Бостона.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 389.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...